Главная страница
qrcode

Тема 1. Теоретико-методологические подходы к сопровождению замещ. Подход с позиции системной семейной психологии


Скачать 105.51 Kb.
НазваниеПодход с позиции системной семейной психологии
Дата22.01.2020
Размер105.51 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТема 1. Теоретико-методологические подходы к сопровождению замещ
ТипДокументы
#158497
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3


Подход с позиции системной семейной психологии.

Ослон В.Н., Холмогорова А.Б.
А.Б. Холмогоровой (А.Б. Холмогорова, 1999, 2000, 2002) была предложена 4-аспектная модель анализа семейной системы. Эта модель позволяет систематизировать наиболее важные характеристики семейной системы, которые акцентировались и изучались в рамках разных направлений системной семейной психотерапии. Выделяются 4 аспекта семейной системы: структура семьи, микро - и макродинамика семейной системы, идеология семьи.

Структура семьи

Под структурой семьи понимается квазипространственный срез семейной системы. Важнейшими понятиями при описании семейной структуры являются понятия связи и иерархии. Связь определяется как психологическое расстояние между членами семьи. В качестве двух дисфункций связи выделяются симбиоз (сверхвключенность) и разобщенность. Дети - сироты, для которых характерна несформированность или нарушение чувства привязанности, базового доверия к миру, стремятся удовлетворить свою потребность в близости в замещающей семье. Однако нередко невозможность «насыщения» потребности в близости с членами семьи может стать причиной ощущения внутренней сегрегации у ребенка. В семьях, склонных к установлению симбиотических отношений, члены семьи оказываются настолько связанными между собой, что система «выталкивает» приемного ребенка. Наличие в семье другой дисфункции связи - разобщенности - также негативно влияет на процесс интеграции ребенка-сироты, т.к. члены семьи не имеют стереотипов близких отношений и сами страдают от ощущения внутренней изоляции.

Иерархия определяет отношения доминантности-подчинения в семье. М. Боуэн (1978, 1992) показал, что в дисфункциональных семьях власть часто узурпируется одним из родителей при слабой фигуре другого и наличии ребенка, зависимого от сильного родителя. Ребенок-сирота, попадая в подобную семью либо из формальной, жестко иерархизированной среды сиротского учреждения, либо из хаоса асоциальной семьи, где привык воспринимать мир как мало прогнозируемый и нестабильный, продолжает считать его не поддающимся контролю и регуляции. Это значительно снижает возможности замещающей семьи в компенсации когнитивных депривационных нарушений.

Сама семейная система состоит из подсистем - более мелких систем внутри целостной системы (как правило, выделяется детская и родительская подсистемы). Подсистемы разделены внутренними границами, характеризующиеся большей или меньшей степенью жесткости. Объединения между членами подсистем называются коалициями, которые ведут к нарушению внутренних границ.

Использование третьего для попыток решения конфликта между двумя другими членами - нередкое явление в семьях, называемое триангуляцией. Наличие в семье приемного ребенка, его нарушенное поведение нередко используется в супружеской подсистеме как почва для объединения, что, в свою очередь, может косвенно способствовать подкреплению такого поведения. С другой стороны прием ребенка может способствовать восстановлению границ между детской и родительской подсистемой, что позволяет кровным детям более безболезненно пройти этап сепарации - переход к более самостоятельному и независимому от родителей функционированию.

Семейная структура характеризуется и внешними границами – степенью открытости семьи как системы для контактов с внешним миром. Слишком открытая система похожа «на проходной двор», куда в любую минуту могут вторгнуться извне. Она не дает семье чувства комфорта и безопасности. Не менее опасна и чрезмерная закрытость системы, которая ведет к страху перед внешним миром, отсутствию навыков общения с другими людьми, повышенной тревожности (А.Б. Холмогорова, 1999, 2000, 2002).

Замещающая профессиональная семья, на наш взгляд, должна иметь более открытые внешние границы (поскольку дети-сироты могут появляться и уходить из семьи) и быть более восприимчивой к внешним воздействиям, т.к. нуждается в различных видах сопровождения. В случае если внешние границы подобной семьи закрыты, семья в недостаточной мере справляется со своими профессиональными задачами. Развитие замещающей профессиональной семьи, например, по типу «семья – крепость» с закрытыми жесткими границами является дисфункциональным и неадекватна профессиональным целям.

Динамические характеристики системы. Микродинамика

Процесс включения внешнего для системы элемента - ребенка-сироты - не может не влиять как на внутреннее пространство семьи, переструктурируя границы между подсистемами, коалиции, иерархию, так и на внутреннюю динамику системы.

Понятие микродинамики позволяет анализировать особенности функционирования семейной системы на актуальном уровне (А.Б. Холмогорова, 1999, 2000, 2002). Оно включается в себя:

* семейные роли или устойчивые функции в работе системы, закрепленные за каждым из ее членов;

* паттерны взаимодействия или вытекающие из ролей устойчивые коммуникативные стереотипы: ссоры, конфликты, обиды и т.д.;

* циркулирование информации в семейной системе, которое может быть эффективным (ясным), открытым и дисфункциональным (по типу двойной связи) или неполным при наличии «семейных секретов»;

* стиль эмоциональной коммуникации, характеризующийся соотношениями положительных и отрицательных эмоций, критики и похвалы в адрес друг друга, степенью открытости выражения чувств в системе;

* распределение заданий в семье, характеризующих эффективность или неэффективность распределения функций, обеспечивающих поддержку семейной системы;

* метакоммуникация - процессы совместного обсуждения и осмысления того, что происходит между членами семьи;

* триангуляция - использование третьего для решения конфликта между двумя.

Процесс включения ребенка-сироты в семью оказывает влияние на характер ее функционирования на уровне микродинамики, изменяя роли и связанные с ними отношения и коммуникативные паттерны. С другой стороны, характеристики семейной микродинамики базовой семьи в значительной степени характеризуют ее адаптивный потенциал. Четкое распределение заданий, отсутствие противоречий в коммуникации (например, по типу двойной связи) крайне важно для снижения когнитивного хаоса, характерного для приемных детей. Важным является и открытое циркулирование информации, что способствует скорейшему решению возникающих конфликтов, а не их хронификации, при которой коммуникация сопровождается секретами и непроговоренностью. Неблагоприятным для адаптации является такой коммуникативный паттерн, как доминирование критики над похвалой. Наконец, возможность открытого обсуждения проблем и всего происходящего способствует развитию эмоциональной зрелости, самоуважения, умению анализировать свои и чужие поступки, возрастанию доверия к миру и ощущения его предсказуемости и надежности.

Динамические характеристики системы. Макродинамика

Макродинамики семейной системы включает следующие понятия (А.Б.Холмогорова, 1999, 2000, 2002):

- семейная история, или эволюция (традиция изучения этого параметра идет от М. Боуэна (1978), который доказал, что в семейной истории происходит накопление дисфункциональных паттернов, что, в конце концов, приводит к патологическому состоянию ее членов);

- семейные сценарии - устойчивые паттерны микродинамики и структурной организации, повторяющиеся из поколения в поколение;

- циклы развития - этапы, ставящие новые задачи перед семейной системой;

- сопротивление семейной системы тем изменениям, которые являются необходимыми с точки зрения решения задач нового цикла;

- ресурсы для изменений (крайне важное понятие для организации помощи приемной семье) - это сильные стороны семьи, такие, как возможность открыто обсуждать проблемы, любовь, искренняя заинтересованность;

- общий культурный и исторический контекст, в котором развивалась и развивается семейная система - культурные традиции, ценности и т.д.;

- полоролевые стереотипы.

Поскольку уровень макродинамики является наиболее устойчивым пластом функционирования семейной системы, то и поиск «психологической ниши» для включения приемного ребенка в систему и ресурсов семьи для его адаптации необходимо начинать на этом уровне. Гипотеза М. Боуэна (1978) о том, что паттерны взаимоотношений предыдущих поколений могут обеспечить неявные модели для семейного функционирования в следующих поколениях, в определенной мере объясняет, например, тот факт, что приемные дети появляются в семьях, для которых характерна многодетность в поколениях. Одной из функций приема, на наш взгляд, является определенное воздействие на дисфункциональные паттерны в вертикальной системе семьи, когда одной из мотиваций приема является освобождение от прошлого семейного сценария и возрождение семьи после грубых дисфункций в предшествующих поколениях (алкоголизм, смерти).

Однако у самих детей - выходцев из асоциальных семей – негативные паттерны вертикальной системы могут быть нивелированы за счет большего потенциала развития замещающих семей (семьи проходят психологический отбор по критерию «здоровье»). При этом каждая семья имеет свой потенциал для перестройки на новом цикле развития. Поэтому необходим отбор семей и психологическая подготовка к приему детей.

Чрезвычайно важным понятием макродинамики является сопротивление изменениям. Классики системного подхода (Л. Берталанфи, 1968) считали, что система постоянно находится в состоянии изменения и стремится, с одной стороны, к сохранению сложившихся стереотипов (гомеостазу), а с другой - к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования. Это противоречие в отношении семейной системы значительно осложняет ее развитие. В рамках системной семейной терапии рассматриваются, например, такие способы сопротивления изменениям и поддержания семейного гомеостаза на кризисных этапах развития семьи, как девиантное поведение, соматоформные и психотические расстройства одного из членов семьи (нередко ребенка), т.е. проявление дисфункции семьи через «выдвижение» «идентифицированного клиента» (члена семьи, на которого перекладывается груз семейных проблем и с которым связываются все причины неблагополучия) (J.M. Haley, 1963; V. Satir et al., 1975; А.В. Черников, 1997).

Ситуация приема выступает для некоторых семей как попытка избежать изменений внутренних отношений с помощью изменения семейной структуры за счет включения новых членов. Особенно для российской семьи (в силу слабости супружеской подсистемы) одним из наиболее кризисных этапов развития является «пустое гнездо». Канун «пустого гнезда» повышает уровень тревоги семьи настолько, что система начинает «работать» в кризисном режиме.

Это позволяет объяснить, во-первых, мотивацию приема детей-сирот в некоторых семьях с целью разрешения новых проблем прежними способами (прием ребенка, когда собственные дети повзрослели), во-вторых, попытку разрешить старые, накопившиеся в системе проблемы за счет новых членов семьи. Данный факт очень важно учитывать при отборе и подготовке семей, т.к. новая система - замещающая семья - может быть разрушена под тяжестью неразрешенных проблем «базисной» семьи. В определенной мере нарушения поведения у приемного ребенка (особенно с течением времени) становятся такой же «коммуникативной метафорой» (шифром потребностей семейной системы), как и нарушения у кровных членов семьи.

В процессе своей макродинамики семья как социальная система проходит в своем развитии определенные циклы. Например, период ухаживания, фаза без детей, экспансия (от рождения первого ребенка до рождения последнего, семья с маленькими детьми), стабилизация (фаза зрелого брака), фаза, в которой дети покидают дом, «пустое гнездо» (супруги снова одни после отъезда детей), фаза, в которой кто-то из партнеров остается один после смерти партнера (А.В.Черников, 1997).

Как показало исследование, прием ребенка-сироты можно соотнести с определенным циклом развития семьи. Те качественные изменения, происходящие с семьей в процессе интеграции и адаптации, свидетельствуют о том, что замещающую семью можно рассматривать в качестве специфического цикла развития семьи, внутри которого имеют место свои этапы становления, свои нормативные и ненормативные кризисы. Включение ребенка-сироты в семью нередко застает систему на этапе попытки достигнуть гомеостаза с помощью привычных паттернов функционирования.

Идея наличия ресурсов для изменений в семьях позволяет сделать оптимистический прогноз о возможности реабилитации кровных семей детей, лишенных родительской заботы, и эффективности психологической помощи на кризисных этапах развития приемной семьи.

Идеология семейной системы

Можно выделить следующие компоненты семейной идеологии (А.Б.Холмогорова, 1999):


- делегирование требований и ожиданий в семье; их противоречивость и несогласованность ведут к внутренним конфликтам и противоречиям в развитии;

- мифы - семейные концепции, легенды и верования, касающиеся семейной истории;

- семейные ценности - это то, что открыто одобряется и культивируется;

- традиции и ритуалы - повторяющиеся, узаконенные действия, имеющие символический смысл; важный фактор стабилизации системы, опорные элементы, укрепляющие ее или редуцирующие тревогу ее членов.

Семейная идеология является одной из наиболее сензитивных областей приема. Неадекватные экспектации семьи к своему новому члену и друг другу становятся одной из главных причин его отвержения. Ребенок-сирота, пытаясь интегрироваться в систему, прежде всего, сталкивается с барьером из семейных правил и норм, которые и сама семья крайне слабо осознает. Как показало исследование, своеобразным психологическим «входом» в семью является принятие приемными детьми норм и правил семьи. Поэтому одним из направлений психологической помощи замещающей профессиональной семье должно стать достижение определенной согласованности в понимании членами семьи и приемным ребенком этих правил и норм.

Для многих из обследованных семей одной из внутренних мотиваций приема стало преодоление зловещих семейных мифов, касающихся деструктивных моментов семейной истории в виде повторяющихся в поколениях девиаций (алкоголизация, асоциальные действия), от которых страдали другие члены семьи.

М. Боуэном были сформулированы обобщенные критерии дисфункциональности семейной системы, которые могут служить опорой при разработке критериев отбора семей. Он определил их как низкий уровень автономии, недифференцированность массы «ты» и «они», закрытые границы, ригидность правил и норм, низкий уровень эмоциональной поддержки, неразвитая метакоммуникация. С этих позиций систему функционирования любого сиротского учреждения можно рассматривать как дисфункциональную.


Эколого-динамический подход к психологическому сопровождению замещающей семьи

Журнал «Психологическая наука и образование». . – 2011. – № 1. –. C. 27 - 38.

Ослон Вероника Нисоновна,

кандидат психологических наук, заведующая лабораторией Московского городского психолого-педагогического университета

«Психолого-социальные проблемы профилактики безнадзорности и сиротства»


В статье продолжается обсуждение темы психологического сопровождения замещающих семей [2]. В ней рассматриваются задачи, которые поставлены перед психологами в результате изменения законодательного поля семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Дан обзор новых эмпирических данных об особенностях личностного развития у бывших приемных детей и возможностях замещающей семьи в компенсации у них нарушений, входящих в структуру «сиротского симптомокомплекса», выделены причины, препятствующие данному процессу. Описаны сходные феномены формирования материнского отношения у замещающих матерей и бывших воспитанников, особенности влияния психологических проблем замещающих матерей на решение задач автономии и доверия у приемных детей. Обосновывается эколого-динамический подход к психологическому сопровождению замещающей семьи. Представлена система мишеней сопровождения в социальных, семейных, интерперсональных, интрапсихических контекстах и динамике ее становления и развития.

Описывается структура психологического сопровождения, виды и содержание деятельности психолога.

Ключевые слова: замещающая семья, личностное развитие, «сиротсткий симптомокомплекс», психологическое сопровождение, эколого-динамический подход.

1

Замещающая семья вне системы психологического сопровождения (краткий обзор последних авторских исследований)

2


«сиротского симптомокомплекса» у выходцев из замещающих семей. Данные симптомы не были скомпенсированы в условиях замещающей семьи. Они проявилось в переживаниях недостаточного контроля над жизненными обстоятельствами, высоком уровне тревоги и беспокойства по поводу собственного будущего. Бывшие подопечные, практически, в той же степени, что и бывшие воспитанники учреждений, переживали перманентное ощущение дефицита социальной поддержки по основным направлениям
5

Обращает внимание, что у бывших воспитанников замещающих семей, родительское отношение в большей степени зависит от реакции на ребенка членов расширенной семьи, а не брачного партнера(чаще в родственной опеке). Это взаимосвязано с брачным статусом замещающих матерей. Как показали результаты исследования, практически, каждая 3-я замещающая мать осуществляет прием в рамках «неполной» семьи (32,9%). Среди «биологических» семей доля неполных оказалась значительно ниже (16,3%).

По всей вероятности, мы можем говорить о передаче паттерна отношения к ребенку в замещающих семьях и сложности формирования родительского отношения у приемных детей.

Анализ экспектаций замещающих матерей в отношении поведения приемного ребенка в настоящем и будущем в какой-то мере объяснил и наличие проблем автономии и доверия у выходцев из замещающих семей. Замещающие матери в силу своей высокой потребности в «заместительной функции ребенка» гораздо реже по сравнению с биологическими были ориентированы на его «самостоятельность» (р≤ 0,004). Зависимость ребенка «фиксировалась» (чаще всего в семьях с родственной опекой) с помощью гиперпротекции как ведущего стиля воспитания. В структуре экспектаций биологических и замещающих матерей мы также обнаруживаем достоверные различия и по наличию у ребенка в будущем поддерживающей сети (наличие надежных и верных друзей, (р≤ 0,007). Замещающие матери в структуру будущей поддерживающей сети ребенка чаще всего включали либо себя, либо асоциальных представителей общества. Они считали эту потребность либо недостаточно значимой для ребенка, либо отрицали возможности ребенка в ее создании. Выявлен и более низкий уровень доверия к ребенку по сравнению с биологическими матерями (коэффициент доверия -1,6 при значении шкалы от 1 до 3. В биологических семьях он составил – 2,6.). Подавляющее большинство (90,3% опрошенных замещающих матерей) были уверены, что у приемного ребенка невозможно воспитать ответственное и надежное поведение в близких отношениях.

6

По данным исследования в абсолютном большинстве московских замещающих семей (58% семей с родственной опекой и 67% неродственной) члены базовой семьи и приемные дети не отождествляют друг друга ни по одному компоненту идентификации (по «внешнему виду», «манере поведения», «реакциям на то или иное событие») [1]. Отсутствие идентификации с приемным ребенком провоцирует у замещающих родителей разочарование в приеме и отказ от ребенка. Ее наличие тесно взаимосвязано с позитивными изменениями в психическом развитии приемного ребенка (соответственно: произвольность - р ≤ 0,005, Я-концепция. р ≤ 0,013 идентичность р ≤ 0,013, общение р ≤ 0,001, интеллект р ≤ 0,021).

В рамках исследования было доказано, что компетенции, которые необходимы родителям, чтобы воспитать приемного ребенка, формируются длительное время, но самое главное, их крайне сложно перенести на воспитание другого приемного ребенка. Прием каждого ребенка требует включение семьи в процесс подготовки [5].

Полученные эмпирические данные еще раз указали на необходимость создания специализированной системы психологического сопровождения замещающих семей.

Модель психологического сопровождению замещающей семьи в рамках эколого-динамического подхода
Под психологическим сопровождением замещающей семьи мы понимаем систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально – психологических условий эффективности замещающей семейной заботы. Его предметом выступают социально – психологические условия эффективности замещающей семейной заботы, которые определяются целым рядом факторов. К ним относятся: «ресурсность» базовой семьи для приема, потребности приемного ребенка в замещающей семейной заботе, их возможности в интеграции в новое системное целое. Замещающая семья существует в достаточно специфическом экологическом пространстве. На ее становление оказывают влияние факторы различных контекстов: социальных, семейных, интерперсональных, интрапсихических. В своем развитии она проходит ряд этапов, нормативных кризисов, что позволяет нам говорить о собственных закономерностях развития семьи в качестве замещающей. Эколого-динамический подход к сопровождению позволяет учитывать влияние данных факторов, оказывать на них реструктуризирующее воздействие, а также выстраивать систему мишеней для оказания практической помощи. В рамках данного подхода делается попытка сформировать целостное представление о закономерностях и существенных связях в области изучения и психологической помощи замещающей семье. Он позволяет синтезировать научные знания о семье, ребенке, факторах, оказывающих влияние на их развитие (Таблица №1).
Таблица №1. Теоретическая модель психологического сопровождения замещающей семьи в рамках эколого – динамического подхода
Контексты сопровождения
Факторы, оказывающие влияние на становление и развитие замещающей семьи

Теоретические основания
макросистема
Установки социальной эксклюзии в отношении детей-сирот, неготовность общества к принятию замещающей семейной заботы в качестве основной формы жизнеустройства детей-сирот, несформированность ценностей замещающей семейной заботы у населения
Теория экологических систем У. Бронфенбреннера
Экзосистема
Организация социальной поддержки в территории проживания семьи и принятие ее семьей, характер взаимодействия семьи (приемного ребенка) и институтов детства
Теория экологических систем У. Бронфенбреннера

Концепции влияния социальной сети и социальной поддержки (Лай Рейтер и Бауман)
Мезосистема
Взаимодействие замещающей семьи (приемного ребенка) и ее ближайшего окружения, актуализация ресурсов социально-поддерживающей сети, уровень воспринимаемой поддержки
Теория экологических систем У. Бронфенбреннера

Концепции влияния социальной сети и социальной поддержки (Лай Рейтер и Бауман, Г.Зоммер и Т.Фюдрик)


Организация психологического сопровождения в рамках деятельности службы
Теория экологических систем У. Бронфенбреннера

Концепции развития психологической службы в образовании И. Дубровина, В.В.Рубцов, А.Г.Асмолов, В.А.Иванников, А.А. Марголис, Ю.М.Забродин, Ф.Е.Василюк, В.В.Давыдов, М. Битянова., А.Д.Андреева, Т.В.Вохмянина, А.М.Прихожан и др.
Микросистема

Готовность семьи к системным изменениям, реакция системы на изменения, обусловленные приемом (семейный стресс, семейные защиты и ресурсы, переструктурирование системы), нормативные и ненормативные кризисы;

Семейные паттерны, направленные на воспроизводство социального сиротства в семейной системе
Системный подход к семье

С. Минухин, М. Боуэн, В. М. Wagner & Reiss, Панов В.И.

Rutter, С. P. Cowan, P. A. Cowan, Heming & Miller

Ситемный подход к семье

С. Минухин, М. Боуэн, В. М. Wagner & Reiss, А. Холмогорова

Rutter, С. P. Cowan, P. A. Cowan, Heming & Miller
Интерперсональный
Формирование взаимной идентификации у членов семьи
Теории развития в рамках культурно-исторического подхода: С Выготский, М.И. Лисина, Обухова Л. Ф., В.С. Мухина
Формирование родительской потребностно – мотивационной сферы, активизация материнского (родительского) поведения у замещающих матерей (родителей)
Теория привязанности

Боулби, Вера Фалберг и др.

Концепция развития материнской сферы Филиппова Г.Г.

интрапсихический
«Субъективная картина мира», депривационные нарушения в развитии у детей и их компенсация в условиях замещающих семей

Теория психической депривации И. Лангмейер, З. Матейчик, отечественные теории развития в рамках культурно-исторического подхода (С Выготский, М.И. Лисина, Обухова Л. Ф., В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых,), . концепции, описывающие задачи возрастного развития (Э. Эриксона, Birren, Порхачева Л.В., Джус К.Я.)



Идентичности (личностная, социальная) у приемного ребенка
Теория психосоциального развития Э. Эриксона,

Теории идентичности Э. Эриксона, статусная модель идентичности Дж. Марсиа


Активизация «личностного потенциала» у приемных детей, формирование компонентов «жизнестойкости»
Концепции социальной компетентности и жизнестойкости (С. Мадди, Д.А. Леонтьев)

Выделенные факторы становятся мишенями психологической помощи, определяют его содержание, являются основой для разработки технологий и программ сопровождения.

При организации деятельности по сопровождению учитываются этап становления семьи в качестве замещающей, а также динамику ее потребностей в характере, глубине и интенсивности помощи (Таблица №2). Это позволяет структурировать процесс сопровождения, выделять его уровни, определять содержание и виды деятельности психологов.

На этапах подбора и подготовки мы можем разделить потребности семьи и будущего приемного ребенка.

У семьи, прежде всего, актуализируются потребности в самоопределении. Ей необходимо осознать собственную ресурсность для интеграции ребенка с депривационными нарушениями в развитии, «примерить роль» замещающей, уточнить мотивацию и скорректировать собственные ожидания от приема. С этой целью она включается в диагностические процедуры, принимает участие в ориентировочном тренинге, который помогает ей сделать адекватный выбор.

Для будущего приемного ребенка необходимо осознать на доступном ему уровне собственные потребности в замещающей семейной заботе. На их формирование оказывают влияние как внешние, так и внутренние условия развития ребенка. К ним относятся: характер отношений и степень идентификации с кровной семьей, учреждением, аффилиативные потребности; «базовым».

После того, как семья определилась в своем желании принять ребенка, она начинает испытывать потребность в подготовке к системным изменениям. Для ребенка важным является завершение ситуации травмы, обусловленной утратой (разлукой) с кровной семьей, а также быть мотивированным на воспитание в новой семье. Данные потребности удовлетворяются на уровне, который мы назвали «основным». Ребенок включается в реабилитационные программы, позволяющие завершить (нивелировать) ситуацию травмы и «высвободить» ресурсы для новой идентификации. Семьи - в работу «основного тренинга», цель которого снизить семейный стресс, актуализировать психологические и социальные ресурсы семьи, создать «психологическую нишу» для приемного ребенка, сформировать специфические родительские компетенции, а также создать группу психологической поддержки для семьи.

Следующий уровень связан с удовлетворением потребности семьи и ребенка в помощи по выстраиванию «идентификационного поля», созданию условий для сближения эмоциональных реакций, коррекции взаимных ожиданий. Семья и ребенок переходят на «уровень совместной подготовки» и участвуют в «совместном тренинге». Эта работа для большинства семей является завершающей.

  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом