Главная страница
qrcode

МАКРА. Теория к экзамену. Полная модель кругооборота расходов и доходов для открытой экономики


НазваниеПолная модель кругооборота расходов и доходов для открытой экономики
АнкорМАКРА. Теория к экзамену.doc
Дата13.10.2017
Размер1.42 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМАКРА. Теория к экзамену.doc
ТипДокументы
#42574
страница8 из 10
Каталогtutuchan

С этим файлом связано 33 файл(ов). Среди них: Бухучет. Памятка по счетам и основам.doc, BUKhUChET_Ekzamen_AST.pdf, Менеджмент.docx, ДКОиМП (без ответов).doc, ДКОиМП.docx, Теория игр. Теория к экзамену.docx, Оценка собственности (полная версия).doc, МАКРА. Теория к экзамену.doc, Оценка собственности (сокр.вариант).doc и ещё 23 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Проблема балансирования государственного бюджета.Существуют три подхода к данной проблеме.


1. Бюджет, балансируемый ежегодно. Сальдо доходов и расходов в общей сложности равняется нулю. Секвестр — процесс приведения расходов к величине соответствующих поступлений в государственный бюджет. С одной стороны, эта мера предотвращает возможность появления бюджетного дефицита, а с другой — с сокращением госрасходов сокращаются доходы некоторых групп населения: заработная плата, льготы налогообложения, трансфертные платежи и т.п.

2. Недостатком такого подхода является то, что попытки сбалансировать бюджет приводят к колебаниям национального дохода. В условиях кризиса и дефицитности госбюджета правительство начнет сокращать расходы и увеличивать налоговую ставку, что усилит спад. При подъеме в экономике в качестве предотвращения дефицита нужно повышать расходы и снижать налоги. Однако это способствует возникновению инфляции. Возникает противоречие, в результате которого становится понятно, что ежегодное балансирование бюджета препятствует действию экономических стабилизаторов.

1. Бюджет, балансируемый на циклической основе. Суть заключена в том, чтобы сбалансировать бюджет в пределах одного цикла (один раз за несколько лет). При рецессии, несомненно, возникнет бюджетный дефицит, но он будет компенсироваться бюджетными излишками, которые были получены во время экономического подъема.

2. Функциональный подход к балансированию бюджета. Сторонники этого подхода интересуются вопросом, какова задача макроэкономической политики: балансирование бюджета или экономики. Если балансирование экономики, то достижение этой цели будет сопровождаться накоплением бюджетных дефицитов и, следовательно, государственного долга.

Во многих странах разрабатываются принципы и правила фискальной политики, которые способны ограничить дискреционную политику. Основными типами правил в настоящее время являются:

1) сбалансированность бюджета, правила его дефицита:

а) баланс между совокупными доходами и расходами;

б) баланс между доходами и расходами, отрегулированными в зависимости от фазы экономического цикла;

в) баланс между доходами и расходами текущих операций;

2) правила предоставления займов: а) нельзя осуществлять государственные займы из внутренних источников;

б) нельзя брать займы у Центрального банка страны, но можно у коммерческих банков и населения;

3) правила, касающиеся долга и резерва:

а) общие государственные обязательства ограничиваются долей ВНП;

б) размер внебюджетных фондов социальной сферы определяется ежегодными отчислениями из государственного бюджета.


  1. Внебюджетные институты: проблемы организации и функционирования. Виды государственных и муниципальных денежных фондов в Российской Федерации.

Внебюджетные фонды: 1) социальные:

  • ♦ государственные социальные;

  • ♦ негосударственные социально-страховые фонды;

  • ♦ благотворительные фонды;

  • ♦ социальные инвестиционные фонды и другие;

2) социально-экономические:

  • ♦ отраслевые, межотраслевые, специальные;

  • ♦ фонды поддержки предпринимательства, развития конкуренции;

  • ♦ фонды поддержки науки;

  • ♦ паевые инвестиционные фонды и другие;

3) фонды федерального уровня и региональные фонды.

Ряд внебюджетных фондов (государственные социальные, отраслевые, фонды поддержки предпринимательства, науки и т.д.) – это фонды федерального уровня. Доходы этих фондов сопоставимы с двумя третями доходной части федерального бюджета. Таким образом, наряду и параллельно с федеральным бюджетом в России функционирует сопоставимая с ним по масштабам система внебюджетных фондов. На региональном уровне формируются внебюджетные фонды субъектов РФ, местные муниципальные фонды.

В России эффективное управление финансовыми средствами на социальное страхование призваны обеспечивать внебюджетные социальные фонды (ВСФ): Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ); Фонд социального страхования (ФСС); Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФМС), включающий в свой состав территориальные ФМС регионов – субъектов Российской Федерации; Государственный фонд занятости населения (ГФЗН); республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения.

Внебюджетные социальные фонды являются финансовыми учреждениями при Правительстве РФ и формируются в основном за счет средств работодателей, а также бюджета и, в незначительной части, – индивидуальных платежей. Определенная часть затрат, по существу связанная с компенсацией рисков, финансируется и через федеральный бюджет по разделу "Социальная политика". Определенную и все возрастающую долю страховых платежей осуществляют сами граждане через негосударственные фонды.

Основной объем средств, направляемых на социальное страхование, расходуется по линии пенсионного обеспечения, выплат пособий по временной нетрудоспособности и родам, санаторно-курортного лечения и на реабилитацию граждан.

Крупнейшая статья расходов социального страхования – выплата пенсий. Можно выделить следующие основные виды пенсий в РФ: Важнейшие источники пенсионного обеспечения: собственные доходы Пенсионного фонда РФ и ассигнования из федерального бюджета (в части финансирования военнослужащих и их семей, а также социальных пенсий).

Сложную природу имеют страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию. С одной стороны, они сохраняют все признаки социального страхования – служат компенсации социальных рисков, возникающих в связи с утратой трудоспособности. С другой стороны, эти страховые взносы реально используются главным образом на поддержание учреждений здравоохранения и фактически обеспечивают воспроизводство базовых социальных гарантий для граждан страны.

Пособия по безработице являются формой страхования социальных рисков по случаю утраты работы. Однако основная часть выплат пособий по существу направляется на поддержание уровня доходов безработных или на социальные субсидии населению и, следовательно, по конкретному назначению может рассматриваться в рамках социальной помощи.

В целом ряде российских регионов широко используются возможности по формированию и использованию внебюджетных фондов субъектов РФ. Число таких фондов значительно варьируется по регионам. Волгоградской области – 10, в Москве в 1999 г. насчитывалось свыше 20 фондов. Большинство внебюджетных фондов субъектов РФ не являлись юридическими лицами, а существовали в виде субсчетов, контролируемых соответствующими департаментами регионального правительства. Среди наиболее крупных фондов Москвы можно выделить внебюджетный жилищно-инвестиционный фонд, внебюджетный фонд финансовых ресурсов для социальной защиты населения Москвы, фонд финансовой поддержки промышленности г. Москвы, фонд развития культуры и искусства и т.д.

Общей линией развития этой группы внебюджетных фондов является их последовательная консолидация в субфедеральные бюджеты. Бюджетным кодексом РФ предусматривается формирование лишь государственных внебюджетных фондов, а также целевых бюджетных фондов.


  1. Налоги: экономическое содержание, цели, функции, виды. Эффект и кривая А.Лаффера. Налоговый мультипликатор.

Налог как экономическая категория выражает постоянно существующие (возобновляющиеся) экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обязательном порядке части его стоимости в распоряжение государства.

Налоги выполняют три важнейшие функции: фискальную (распределительную), регулирующую и социальную. Фискальная функция обеспечивает поступление средств в государственную казну, которые сосредоточиваются в бюджетной системе и внебюджетных фондах и используются для финансирования государственных расходов. Регулирующая функция осуществляется через систему дифференцированных налоговых льгот. Она может быть направлена, во-первых, на стимулирование либо сдерживание развития отдельных отраслей и видов деятельности. В этом случае налоги регулируют предложение продукции (услуг). Во-вторых, с помощью системы налогов государство может сокращать либо увеличивать совокупный спрос. Социальная функция налогов направлена на сглаживание неравенства между доходами различных социальных групп населения и реализуется посредством дифференцированного налогообложения. выделяют еще и контрольную функцию налогов, которая позволяет количественно отразить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых средствах.

Элементы налогообложения. Налоговая ставка - это выраженная в процентах доля дохода (прибыли или имущества), которая в соответствии с законодательством подлежит отчислению в государственный бюджет в виде налога. Она устанавливается на основе прогрессивной шкалы: с возрастанием суммы дохода увеличивается и доля отчисления в бюджет.

Увеличение или уменьшение налоговых ставок должно рассматриваться как тенденция, рассчитанная на определенный срок, ибо увеличение, например, налоговой ставки сопровождается ростом экономической мощи государства, но, поскольку оно вызывает падение деловой активности, через определенное время оно приведет к относительному снижению доходности государства. В свою очередь, уменьшение налоговых ставок вызовет рост деловой активности производства, но на определенном этапе экономические проблемы предприятий вступят в противоречие с социальными проблемами, вызывая снижение темпов экономического роста. Таким образом, налоговые ставки должны служить своеобразным барометром экономического развития производства. Подобная зависимость имеет графическое выражение, получившее название "кривая Лаффера"


Рис. 5.1. Кривая Лаффера:
K - налоговая ставка на доходы; R - сумма налоговых поступлений; Кx - налоговая ставка, обеспечивающая наибольшую сумму поступлений; Q - пороговое значение в динамике кривой

Кривая, изображенная на графике, показывает, что увеличение налоговой ставки (К) на определенном участке сопровождается увеличением суммы налоговых поступлений, но по достижении определенной границы (Q) кривая начинает падать, означая, что дальнейшее повышение ставки налога будет приводить к сокращению суммы налоговых поступлений. Предприниматели в этой ситуации оказываются незаинтересованными в наращивании объемов своего производства.

На кривой Лаффера очень четко просматривается регулирующая функция. Аккумулирующая функция обеспечивается посредством разработки и применения налоговой сетки. Налоговая сетка представляет собой систему показателей долевого налогового отчисления от доходов предприятий, выраженных в процентах и поступающих государству, в зависимости от величины их доходов или прибылей. Она выступает как система прогрессивного обложения, при которой ставки отчислений возрастают с увеличением доходов.

На величину налоговых поступлений оказывает воздействие не только размер налоговых ставок, но и сумма дохода, с которой ведется отчисление налога. Т.е. Налоговая база - это тот размер имущества, который подлежит налогообложению. Налоговая база может ограничиваться, в таком случае речь идет о льготах, предоставляемых различным категориям налогоплательщиков. Льготы могут предоставляться в различной форме. Иногда это происходит в виде установления для определенной категории физических или юридических лиц более низких процентных налоговых ставок. Такая практика широко используется в сфере малого бизнеса. Льготы обычно предоставляются предприятиям, использующим труд инвалидов, а также вновь открываемым производствам в течение определенного срока. Льготы физическим лицам предоставляются с учетом возраста, инвалидности или вредных условий труда. Исчисление налога означает применение налоговой ставки к налоговой базе (облагаемому доходу).

Виды налогов. Для характеристики структуры налогов может быть использована налоговая классификация. В соответствии с ее принципами могут быть выделены следующие структурные деления налогов. В зависимости от объекта налогообложения – прямые и косвенные; от уровня взимания (звена бюджетной системы) – федеральные, региональные и местные; от субъекта уплаты – с физических и юридических лиц; от целевого назначения – общие (без функциональной привязки к конкретным расходам бюджета) и целевые; от источника уплаты – с доходов, прибыли и выручки от реализации (продаж); от способа изъятия – у источника и с налоговой декларации. При необходимости каждая налоговая группа может быть детализирована по тем или иным признакам. Например, в составе прямых налогов могут быть выделены подоходные, поимущественные, ресурсные (рентные); в составе косвенных – акцизы, которые, в свою очередь, подразделяются на индивидуальные – для отдельных видов и товарных групп и универсальные и т.д.

Прямые отчисляются непосредственно с доходов или имущества, а косвенные закладываются как надбавка к цене и оплачиваются потребителем.Прямые:налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; лесной налог; водный налог; транспортный налог; налог на имущество организаций; налог на недвижимость; земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на наследование или дарение.косвенные: акцизы, пошлины и фискальные налоги.

Налоговый мультипликатор. Если налоги возрастают, это ведет к снижению реальных доходов населения и, естественно, к сокращению совокупного спроса. Но если падает совокупный спрос, будет сокращаться ВНП. Значит, под воздействием налогов сокращается прежде всего располагаемый доход населения. Поскольку сбережения связаны с инвестициями, а потребление - с совокупным спросом, мы видим, что налоги также ведут к мультипликационному эффекту, только, в отличие от государственных расходов, они имеют меньший эффект. К тому же действуют они в противоположных направлениях: государственные расходы расширяют совокупный спрос, а налоги его ограничивают. Сокращение спроса через налоги приводит к уменьшению ВНП. Чтобы компенсировать падение ВНП, необходимо увеличивать сумму государственных расходов.

Мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов, но на какую величину? На величину предельной склонности к потреблению (МРС). Это происходит потому, что государственные расходы оказывают прямое воздействие на ВНП, в то время как сокращение налогов частью отражается на потреблении, а частью - на сбережениях. Именно поэтому мультипликатор государственных расходов больше мультипликатора налогов. Формула мультипликатора налогов записывается так:



В регулировании национальной экономики он также играет большую роль.



  1. Основные принципы налогообложения в рыночной модели хозяйствования. Понятие «эластичность налоговой системы». Определение оптимальной нормы налоговой ставки. Кривая Лаффера и ее интерпретация.

Принципы налогообложения.

  • принцип справедливости, нейтральности по отношению ко всем плательщикам. Он заключается во всеобщности обложения и в зависимости уровня налоговой ставки от уровня доходов и реализуется через дифференцированные налоговые ставки;

  • принцип определенности, простоты и доступности, требующий, чтобы сумма, способ и время взимания налогов были заранее известны плательщикам;

  • принцип однократности налогообложения, предлагающий взимание различных видов налогов с одного источника доходов как на национальном, так и на международном уровне;

  • принцип гибкости налогообложения, заключающийся в создании через систему льгот предпочтительных условий развития для отдельных направлений деятельности в соответствии с экономической политикой государства;

  • принцип стабильности и устойчивости нормативных ставок налоговых платежей, а также порядка исчисления налоговых взносов в бюджет;

  • принцип обязательности уплаты налогов.

В зарубежных странах используется такой показатель уровня налогообложения, как «эластичность налоговой системы». Согласно ему,ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы обеспечить развитие производства. Эластичность налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюктуры законодательно уточняются ставки налогов.

Математически точно определить величину оптимальной ставки налога сложно, но есть 3 признака,по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения:

А) если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или сокращаются;

Б)если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются инвестиции, ухудшается положение населения;

В)если растет «теневая» экономика – скрытое и явное уклонение от уплаты налогов.

Все это свидетельствует об отрицательном воздействии налогов на экономику.

Исследуя связь между величиной налоговой ставки и поступлением налогов в бюджет американский экономист Артур Лаффер показал, что повышение налогов может привести к снижению поступлений в бюджет. Смысл кривой в том, что снижение предельных ставок и вообще налогов обладает мощным стимулом воздействия на производство. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (выпускается больше продукции, доходы людей растут, растут налоги). Это происходит не сразу. Но расширение базы налогообложения способно компенсировать потери в поступлениях налогов, вызванные снижением налоговых ставок. Как известно, снижение налогов явилось составным элементом программы Р.Рейгана.


Рис. 5.1. Кривая Лаффера:
K - налоговая ставка на доходы; R - сумма налоговых поступлений; Кx - налоговая ставка, обеспечивающая наибольшую сумму поступлений; Q - пороговое значение в динамике кривой

Кривая, изображенная на графике, показывает, что увеличение налоговой ставки (К) на определенном участке сопровождается увеличением суммы налоговых поступлений, но по достижении определенной границы (Q) кривая начинает падать, означая, что дальнейшее повышение ставки налога будет приводить к сокращению суммы налоговых поступлений. Предприниматели в этой ситуации оказываются незаинтересованными в наращивании объемов своего производства.


  1. Механизм действия мультипликатора государственных расходов. Сравнение мультипликаторов государственных расходов и налогового мультипликатора.

При изменении правительственных расходов получается мультипликативный (множительный) эффект - цепочка вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов (безработный, получив от государства пособие, купил хлеб - фермер купил сапоги и т.п.), которые влекут за собой увеличение национального продукта. Мультипликатор государст-венных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения государственных расходов на единицу:

Мyg = ΔВНП / ΔG
ΔВНП = Мyg х ΔG

Если в нашем примере прирост госрасходов = 10, а прирост ВНП составил 20, то это значит, что Мyg = 2. Т.е. каждый рубль государственных расходов обеспечивает приращение ВНП в 2 рубля. Зная величину Мyg, можно прогнозировать увеличение (уменьшение) ВНП в результате увеличения (уменьшения) правительственных закупок, раздувания (урезания) социальных программ. Чем выше значение мультипликатора государственных расходов, тем более мощным средством регулирования национальной экономики является дискреционная фискальная политика.

Подобно государственным расходам, налоги также приводят к мультипликативному эффекту. Так, при проведении политики сдерживания увеличение налогов делает неизбежным спад национального продукта. Но уменьшение потребления, совокупного спроса и ВНП произойдет на величину меньшую, чем увеличение налогов. Дело в том, что располагаемый доход складывается, как известно, из двух элементов - потребления и сбережения. А потому снижение потребления зависит от предельной склонности к потреблению. Например, если МРС = 3/4, то увеличение налогов на 20 млрд. руб. приведет к сокращению потребления (совокупного спроса, ВНП) на 15 млрд. руб.

Таким образом, налоговый мультипликатор зависит от МРС, а значит, для того, чтобы прогнозировать последствия увеличения налогов (сокращения совокупного спроса), необходимо умножить прирост налоговых поступлений на МРС и взять результат со знаком минус (-20 млрд. руб. х 3/4= -15 млрд. руб.).

Как видим, налоги оказывают менее сильное воздействие на совокупный спрос, чем государственные расходы. Причина: госзакупки - целая составляющая совокупных расходов (С+I+G). И если они возрастают на 20 млрд. руб., то график совокупных расходов сдвигается вверх на полные 20 млрд. руб. Налоги же воздействуют на совокупные расходы косвенно (они непосредственное влияют лишь на располагаемый доход, а его влияние на изменение потребления и совокупного спроса зависит от МРС). Если увеличиваются налоги, то в соответствии с основным психологически законом Кейнса сокращается не только (и даже не столько) потребление, сколько сбережение (отказ от сбережений, проедание их).

Если налоги возрастают на 20 млрд. руб., то совокупные расходы сокращаются при МРС=3/4 на 15 млрд. руб. И при Мyg = 2 ВНП снижается на 30 млрд. руб. Для компенсации этого негативного эффекта необходимо увеличение государственных закупок всего на 30/2 = 15 млрд. руб. Но если одновременно и налоги, и государственные закупки увеличиваются на одинаковую величину (20 млрд. руб.), то в соответствии с так называемым мультиплика-тором сбалансированного бюджета ВНП возрастет.


  1. Бюджетно-налоговая политика государства: цели, основные направления, виды, инструменты. Зависимость налоговых поступлений от налоговой ставки. Кривая Лаффера и ее интерпретация.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Гили комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в России.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета– превышение доходов над расходами.

Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.

Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, производство денег – сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

Дискреционная фискальная политикасознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию.

Недискреционная фискальная политикапредполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 31.1) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.



Рис. 31.1. Кривая Лаффера

Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).

Прямые налоги – платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог, налог на землю и т.д.). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (акцизы, НДС, таможенные пошлины).

Чистые налоговые поступления в бюджет – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.


  1. Виды бюджетно-налоговой политики: стимулирующая и сдерживающая, дискреционная и недискреционная (автоматическая). Встроенные (автоматические) стабилизаторы.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Гили комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в России.

Фискальная политика является весьма важным инструментом в сглаживании инфляции и при поддержании на должном уровне занятости населения. Поэтому необходимо вырабатывать весьма четкий механизм функционирования этой политики. В зависимости от целевого назначения фискальную политику подразделяют на две части. Речь идет о так называемой дискреционной политике и политике встроенных стабилизаторов (механизм фискальной политики работает в режиме саморегулирования, она независима от принимаемых решений).

К числу встроенных стабилизаторов относятся, например, система автоматических изменений в налоговых отчислениях, система пособий по безработице, социальных выплат и льгот. Сущность системы автоматических изменений в налоговых отчислениях состоит в том, что государством разрабатывается шкала ставок налоговых отчислений в зависимости от величины получаемого дохода или заработной платы. Если доходы возрастают, увеличивается сумма отчислений в виде налога, но в случае их сокращения ограничивается и размер налоговых поступлений. Поскольку рост налогов вызывает снижение совокупного спроса, государство должно следить за тем, чтобы налоги не превышали допустимый предел. Эту функцию и выполняет прогрессивная налоговая система, являясь "встроенным стабилизатором". При росте валового национального продукта растут доходы, но при этом по прогрессивной налоговой системе растет и величина налогов.

На автоматическом режиме также функционирует система индексации доходов, пособий по безработице, пенсионных выплат и т.д. Посредством встроенных стабилизаторов государство в определенной мере сглаживает отрицательный эффект влияния на экономику налоговой системы.

Важным звеном фискальной политики является дискреционная политика. Она обычно связана с проведением определенных правительственных программ. В дискреционную политику входят: государственная программа занятости, различные социальные программы, изменение налоговых ставок. Государственная программа занятости, как и другие названные выше программы, осуществляется обычно за счет средств государства и местных органов власти. Главная задача этих программ состоит в том, чтобы поднять совокупный спрос и снять социальную напряженность в обществе в условиях роста безработицы. Главный недостаток всех этих программ состоит в том, что они вводятся в период спада экономики и их очень тяжело потом отменять в период стабилизации экономики и ее подъема. Поэтому изменение налоговых ставок в этом плане является более гибким и эффективным инструментом. Здесь можно использовать разные механизмы: одни для подъема экономики, другие - рассчитанные на ее спад. Посредством этого осуществляется регулирование экономического развития.


  1. Кредитная система РФ. Кредит: сущность, принципы, формы.

Между кредитором и заемщиком складываются определенные экономические отношения, которые называются кредитными отношениями.

Кредит выступает в двух основных формах: коммерческого и банковского кредита. Обе эти формы различаются по составу участников, объектам кредитования, динамике движения кредита, величине процента и сфере использования. Коммерческий кредит предоставляется одними функционирующими бизнесменами другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Коммерческий кредит имеет своей целью ускорение реализации товаров и заключенной в них прибыли. Размеры коммерческого кредита ограничены величиной резервных капиталов, имеющихся в распоряжении функционирующих промышленных и торговых предпринимателей. Банковский кредит предоставляется в денежной форме. Он не ограничен направлением, сроками и суммами кредитных сделок.

Потребительский кредит в основном связан с предоставлением населению ссуд на приобретение товаров длительного пользования. Такие ссуды погашаются в рассрочку, по частям. К потребительскому относят и кредит ломбардов. Он выдается под залог движимого имущества, включая драгоценные камни и металлы, сроком до трех месяцев в размере от 50 до 80% стоимости закладываемого имущества. Если ссуда не погашается в срок, вещи, сданные в ломбард, продаются, а вырученные средства идут на покрытие долга.

Лизинг - это предоставление в долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных средств и т.д. при сохранении права собственности на них за арендодателем. Он делится на финансовый и оперативный. При финансовом лизинге технические средства предоставляются на весь срок их амортизации; при оперативном срок соглашения короче срока службы средств производства.

Международный кредит представляет собой кредит, выдаваемый государствами, международными кредитно-финансовыми институтами, частными фирмами в процессе международного экономического сотрудничества. Он имеет в основном денежную форму, хотя может предоставляться и в товарной. Кредиты, выдаваемые в денежной форме и имеющие долгосрочный характер, получили название внешних займов. Международный коммерческий кредит часто выступает в виде фирменного кредита, когда фирма-экспортер одной страны предоставляет импортеру другой страны отсрочку платежа.

Система кредитных учреждений. Система кредитных учреждений выступает как совокупность кредитно-финансовых организаций, которые создают деньги, предоставляют их в кредит и аккумулируют их на банковских счетах и в сберегательных банках. Существует система кредитных учреждений за счет доходов, которые получают эти финансовые учреждения. Доходы же складываются в виде разницы, которую получают банки, между процентами за предоставляемые ссуды и теми процентами, которые выплачивают банки по вкладам.

Кредитная система подразделяется на ряд структурных звеньев. Сюда входят Центральный банк, специфической функцией которого является эмиссия денег; коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения. Кроме эмиссии денег Центральный (Национальный) банк следит за деятельностью всех остальных банков и своих собственных отделений и контор, регулирует финансовую деятельность кредитно-финансовых учреждений.

Коммерческие банки занимаются непосредственными финансовыми операциями по обслуживанию предприятий, организаций, частных лиц. В принципе, коммерческие банки должны строго контролироваться Национальным банком, этого требует финансовая исполнительная дисциплина.

Специализированные кредитно-финансовые институты могут быть представлены инвестиционными, страховыми компаниями, фондовыми биржами, траст-фондами, пенсионными фондами и т.д. Они выполняют различные вспомогательные финансовые функции и денежные операции.

Кроме названных национальных финансовых институтов существуют различные межгосударственные кредитно-финансовые учреждения. Здесь следует особо назвать и отметить Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов и т.д. Их функции предопределяются стоящими перед мировым сообществом задачами на том или ином этапе развития.


  1. Денежный рынок. Спрос и предложение на деньги: характеристика, особенности.

Денежный рынок - это сфера бизнеса, где продается и покупается особый товар - деньги. Он включает все те финансовые институты и учреждения, которые двигают и регулируют денежные потоки, поддерживают рациональное соотношение между предложением денег и спросом на них, устанавливают количественную потребность в деньгах.

Деньги - самый ликвидный товар. В нем нуждаются все: домохозяйства, государство, предприятия, фермеры, финансовые учреждения. Монополией на денежном рынке обладает государство, передавая и предписывая главному финансовому органу - Центральному банку - ряд специфических, одновременно исключительных функций. Именно Центральный банк осуществляет эмиссию денег и регулирует их количественное соотношение в сфере обращения и на денежном рынке в целом. Главными элементами механизма функционирования денежного рынка выступают предложение денег, спрос на деньги и цена денег (процентная ставка).

Предложение денег. Деньги обычно воспринимаются как сгусток стоимости, как всеобщий эквивалент при обмене товаров, но, анализируя кредитные карточки, мы увидели, что последние, в сущности, не являются деньгами, тем не менее выполняют роль посредника при обмене. Значит, функцию средства обращения могут выполнять не только деньги в их буквальном смысле слова. Эту роль могут выполнять обязательства государства, коммерческих банков и других финансовых учреждений, используемые в качестве денег. Поэтому, когда речь заходит о предложении денег, ни среди экономистов, ни среди государственных чиновников нет единства мнений о том, из каких отдельных элементов состоит денежное предложение в экономике. В узком смысле предложение денег, обозначаемое М1, состоит из двух элементов: наличность, т.е. металлические и бумажные деньги, находящиеся в обращении; чековые вклады, т.е. вклады в коммерческих банках, различных сберкассах или сберегательных учреждениях.Второй составляющей предложения денег в узком смысле выступают чековые вклады. Чековые расчеты очень удобны и безопасны.

M1 (предложение денег в узком смысле) = Наличные деньги + Чековые вклады

Более широкое предложение денег включает предложение денег в узком смысле (М1) плюс "почти деньги". Или можно записать так:



Есть еще более широкое предложение (определение) денег - МЗ:

МЗ = М2 + Крупные (100 тыс. дол. и более). срочные вклады

Оно исходит из того, что крупные срочные вклады, которыми обычно владеют предприятия в форме депозитных сертификатов, также легко обращаются в чековые вклады. Действующий рынок таких сертификатов на самом деле существует, и поэтому их можно в любое время продать (ликвидировать), хотя и с возможным риском потерь. Добавление этих крупных срочных вкладов к М2 и дает еще более широкое определение предложения денег.

Спрос на деньги. Существуют две основные причины спроса на деньги. Они связаны с функциями денег как средства обращения и средства сбережения. Первая причина связана с тем, что люди нуждаются в деньгах как средствах приобретения товаров и услуг или заключения торгово-производственных сделок. Так, домашнему хозяйству нужны деньги, чтобы производить закупки товаров, оплачивать коммунальные услуги, а предприятиям нужны деньги для оплаты труда, материалов, энергии и т.д. Чем больше общая денежная стоимость находящихся в обмене товаров и услуг, тем больше потребуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги поэтому изменяется пропорционально номинальному ВНП и находится в обратной пропорциональной зависимости по отношению к скорости оборота одноименной денежной единицы. Если каждая денежная единица в среднем за год оборачивается 3 раза, естественно, что суммарная величина денежной массы должна быть в 3 раза меньше номинальной величины ВНП. Это можно записать формулой:

Кд = ВНП / О,

где Кд - количество денег;
О - скорость оборота денежной единицы.

Вторая причина, по которой держат деньги, вытекает из их функции как средства сбережения. Люди могут держать свои финансовые активы в различных формах: в виде акций корпораций, частных или государственных облигаций или же в наличности. Следовательно, существует спрос на деньги со стороны активов. Чтобы ответить на поставленный вопрос, надо осознать, что каждая из разнообразных форм, в которых могут находиться финансовые активы, имеет свои преимущества и недостатки. Возьмем для примера облигации и деньги. Преимуществом владения деньгами является их ликвидность, т.е. то, что деньги можно незамедлительно использовать для приобретения покупок. Как форма владения активами деньги особенно привлекательны, когда ожидается падение цен на товары, услуги, а также на другие финансовые активы. Когда падают цены на облигации, их владелец терпит убытки в том случае, если облигации должны быть проданы по истечении определенного срока.

Недостаток владения деньгами как активом, по сравнению с владением облигациями, заключается в том, что они не приносят хода в виде процента или, по крайней мере, не дают такого процента, как облигации или бессрочные вклады. Ряд банков и сберегательных учреждений обусловливают выплату процента вкладчику некоторым минимальным размером чекового вклада в том случае, если они не приносят процента. Но если и выплачивается процент с чековых вкладов, превышающих установленный минимум, он меньше того, который уплачивается с облигаций и различных бессрочных вкладов. Значит, спрос на деньги со стороны активов должен меняться в зависимости от какого-то фактора, и этим фактором выступает ставка процента. Когда процентная ставка низка, люди предпочитают владеть большим количеством денег, и наоборот, когда процент высок, обладать наличностью невыгодно, лучше их поместить в банк или приобрести акции или облигации. Иначе говоря, когда владеть деньгами как активом невыгодно, люди держат меньшее их количество, а когда владение деньгами выгодно, люди имеют их больше. В итоге существует обратная зависимость между процентной ставкой и количеством денег, которые люди хотят иметь в качестве актива.

Таким образом, спрос на деньги зависит от номинальной величины ВНП, скорости оборота одноименной денежной единицы и ставки процента по активам.


  1. Механизм установления равновесия на денежном рынке.

Равновесие на денежном рынке устанавливается посредством равновесной цены, складывающейся под воздействием спроса на деньги и их предложения. Графическое выражение данного процесса представлено на рис. 6.1.


Рис. 6.1. Равновесие денежного рынка. Изменения предложения: а) денег и б) спроса на деньги

Графически оно достигается при пересечении кривых Dm и Sm в точке Е. Эта точка определяет равновесную ставку процента iE, т.е. цену денег. Равновесие денежного рынка может нарушаться вследствие изменения как предложения, так и спроса на них. Процентная ставка, реагируя на эти изменения, восстанавливает равновесие денежного рынка. Рассмотрим, как это происходит.

Предположим, что предложение денег уменьшилось, тогда кривая Sm сдвинется в положение Sm1. При ставке процента iE спрос на деньги будет больше предложения. Чтобы получить необходимое количество денег, банки, население начнут продавать облигации. Рост предложения облигаций приведет к снижению их рыночной цены. Однако чем ниже цена облигаций, тем выше процентная ставка. Докажем эту зависимость. Пусть цена облигации 100 дол. Она приносит годовой доход, равный 10 дол. Тогда ставка процента будет равна 10% (10 дол. / 100 дол. × 100%). Рост предложения облигаций снизит их рыночную цену до 80 дол. Так как доход на облигации фиксирован, процентная ставка будет равна 12,5% (10 дол. / 80 дол. × 100%). Следовательно, продажа облигаций приведет к снижению их рыночной цены и росту процентной ставки. По мере ее увеличения будет расти спрос на ценные бумаги и уменьшаться спрос на деньги, что соответствует движению вверх и влево по кривой спроса Dm. Когда ставка процента станет равной i1, денежный рынок достигнет нового положения равновесия в точке Е1.

Увеличение предложения денег сдвигает кривую Sm вправо, в положение Sm2 При существующей ставке процента iF предложение денег будет больше спроса. Пытаясь наиболее эффективно задействовать имеющиеся "лишние" деньги, банки, население начнут покупать облигации. Спрос на них возрастет, что приведет к повышению рыночной цены облигаций и, соответственно, к уменьшению ссудного процента. По мере его снижения будет сокращаться спрос на облигации и увеличиваться спрос на наличные деньги до тех пор, пока денежный рынок не достигнет нового положения равновесия в точке Е2 при ставке процента i2.

Теперь выясним, как будут влиять на равновесие денежного рынка изменения спроса на деньги. Допустим, увеличение ВНП привело к росту спроса на деньги с Dm до Dm1 (рис. 6.1б). При ставке процента iE спрос на деньги будет больше предложения. Попытка приобрести необходимое количество денег приведет к продаже облигаций. Рыночная цена ценных бумаг снизится, что обусловит повышение процентной ставки. По мере ее роста будет сокращаться спрос на деньги. Этот процесс закончится, когда ставка процента станет равной i1. Новое положение равновесия наступит в точке Е1.

Уменьшение спроса на деньги приведет к сдвигу кривой Dm1 в положение Dm (см. рис. 6.1б), В этом случае при ставке процента iE предложение денег будет превышать спрос. Банки, население попытаются избавиться от "лишних" денег, покупая ценные бумаги. Эти действия вызовут рост цен на облигации и снижение процентной ставки, но не смогут изменить количество денег, находящихся в обращении. Равновесие будет достигнуто в точке Е, когда ставка процента станет равна iE.

Таким образом, нарушения равновесия на денежном рынке приводят к колебаниям процентной ставки. Изменяясь, она влияет на спрос банков, населения на деньги и восстанавливает равновесие на рынке денег.


  1. Денежная система страны. Основные элементы национальной денежной системы. Структура денежной массы и принципы её классификации. Денежные агрегаты.

Денежная система страны — это исторически сложившаяся национальная система организации денежного обращения, закрепленная традициями и оформленная законодательно. Денежные системы государства возникают и эволюционируют по мере развития видов и форм денег.

Ее составной частью является национальная валютная система, которая в то же время относительно самостоятельна.

Как и любая система, денежная система состоит из ряда элементов, среди которых выделяются: денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров;

- масштаб цен — это разделение денежной единицы на кратные части;

- виды денег, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством, - формы денег, существующие в рамках определенного хозяйства, которые экономически утвердились и признаются законодателем в качестве законного платежного средства; .J

- порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение, - законодательно урегулированные процессы их обеспечения, выпуска, хранения и изъятия из обращения;

- методы регулирования денежного обращения – государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения. Тот государственный орган, которому законодательно поручено наблюдать и регулировать процессы эмиссии, обеспечения, хранения и изъятия из обращения денежных знаков.

Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных денег находящихся в обращении, а также высоколиквидных финансовых активов. Денежная масса в обращении - количественная характеристика движения денег на определенную дату и за определенный период.

Денежная масса является объектом регулирования со стороны центрального банка. В зависимости от цели денежно-кредитной политик предметом денежно-кредитного регулирования может служить тот или иной элемент денежной массы (бумажные деньги в обращении или деньги на банковских счетах).

Закон денежного обращения формулируется следующим образом:

MV=PQ,

М-масса денег в обращении. V-скорость обращения,P-стоимость денег,Q-кол-во денег

Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты: М 1, M 2, М 3, L (в порядке убывания степени ликвидности). Состав и количество используемых денежных агрегатов различаются по странам. Согласно классификации, используемой в США, денежные агрегаты представлены следующим образом:

М1 - наличные деньги вне банковской системы, депозиты до востребования, дорожные чеки, прочие чековые депозиты;

М2 – М 1 плюс нечековые сберегательные депозиты, срочные вклады (до 100 000 долл.), однодневные соглашения об обратном выкупе и др.;

М3 – М 2 плюс срочные вклады свыше 100 тыс. долл., срочные соглашения об обратном выкупе, депозитные сертификаты и др.;

LМ 3 плюс казначейские сберегательные облигации, краткосрочные государственные обязательства, коммерческие бумаги и пр.

В макроэкономическом анализе чаще других используются агрегаты М 1 и М 2. Иногда выделяется показатель наличности (МО, или С – от английского "currency") как часть M 1, a также показатель "квазиденьги" (QM) как разность между М 2 и М 1, т.е., главным образом, сберегательные и срочные депозиты, тогда М 2 =М 1 + QM.

Динамика денежных агрегатов зависит от многих причин, в том числе от движения процентной ставки. Так, при росте ставки процента агрегаты М 2, М 3могут опережать M 1, поскольку их составляющие приносят доход в виде процента. В последнее время появление в составе М 1 новых видов вкладов, приносящих проценты, сглаживает различия в динамике агрегатов, обусловленные движением ставки процента.

В российской статистике используются агрегаты М 1 ("Деньги"), "Квазиденьги" (срочные и сберегательные депозиты) и М 1 ("Широкие деньги").



  1. Денежная политика государства. Целесообразность применения политики «дешевых» и «дорогих» денег.

Кредитно–денежная политика – часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.

Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования экономики.

Цели кредитно–денежной политики:
1) устойчивые темпы роста национального производства;
2) стабильные цены;
3) высокий уровень занятости населения;
4) равновесие платежного баланса.

Кредитно–денежная политика осуществляется Центральным банком страны.

На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Эффективность кредитно–денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно–денежного регулирования. Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:
1) изменение учетной ставки;
2) изменение нормы обязательного резервирования;
3) операции на открытом рынке.

Изменение учетной ставки – старейший метод кредитно–денежного регулирования, в основе которого лежит право Центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учетной ставки (r) увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды (Dм), которые они могут использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег (Sм) ведет к снижению ставки ссудного процента (%), по которому коммерческие банки предоставляют ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (Y) (политика “дешевых денег”)

.

При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. “Дорогой ” кредит предприниматели берут реже, а значит меньше средств вкладывается в развитие производства (политика “дорогих денег”)

.

Изменение нормы обязательных резервов (часть вклада в коммерческий банк, которая необходима для обеспечения гарантии выплаты денег вкладчикам в случае банкротства) позволяет Центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов (R) влияет на объем избыточных резервов (Е) (депозит = R+E, т. е. чем больше R, тем меньше Е), а значит на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Если Центральный банк повысил резервную норму, то коммерческие банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд (Е) (политика “дорогих денег”)

.

И, наоборот, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования (политика “политика дешевых денег”)



Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет банковский мультипликатор.

Операции на открытом рынке – покупка или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг.

Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку, и , следовательно, на предложение денег.

Для увеличения денежной массы он начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим банкам увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика “дешевых денег”).

Если количество денег в стране необходимо сократить, Центральный банк продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы (политика “дешевых денег”).

Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия Центрального банка на кредитно–денежную сферу.

В зависимости от состояния экономики страны Центральный банк может выбрать следующие типы кредитно–денежной политики и определенные цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная на сокращение денежной массы: 1) повышение учетной ставки, 2) увеличение нормы обязательного резерва, 3) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика “дешевых денег”. Оно заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк:
1) снижает учетную ставку;
2) сокращает резервную норму;
3) покупает государственные ценные бумаги.


  1. Деньги и денежная система РФ. Механизм эффекта денежного мультипликатора.

Современное устройство денежной системы Российской Федерации является результатом ряда денежных реформ, проведенных в 1990-е годы.

Со времени денежной реформы 1998 г. установлено настоящее устройство денежной системы РФ:

- официальной денежной единицей в нашей стране является рубль;

- введение в обращение на территории страны иных денежных знаков запрещено законом;

- официальное соотношение между рублем и золотом, другими драгоценными металлами не устанавливается;

-курс рубля по отношению к иностранным валютам определяется Центральным банком России на основании биржевых валютных торгов и публикуется в официальных правительственных изданиях;

-кроме наличных денег определяется условная единица – долговой рубль (дор).

Долговой рубль — это единица номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан.

Центральный банк, коммерческие банки и небанковский сектор определяют предложение денег. Предложение денег S) включает в себя наличность вне банковской системы (С) и текущие депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок.

Только банки обладают способностью увеличивать предложение денег. Дополнительное предложение денег, возникшее в результате нового депозита, равно



где rr – норма обязательного резервирования;
D – депозит; коэффициент;
1/rr – банковский мультипликатор.

Общая модель предложения денег строится с учетом роли ЦБ и возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность. Денежная база(МВ) – наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в ЦБ:

МВ = С+R,

где R – резервы банка.

Тогда предложение денег имеет вид

,

где m денежный мультипликатор (показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу):

m = (1 + сr)/(сr+rr),

где сr = С/D,
rr = R/D.

сr – коэффициент предпочтения наличности (определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты).

Величина rr зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой ЦБ, и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы. Поскольку клиент может помещать деньги на текущий или на срочный вклад, то ЦБ устанавливает разные резервные требования.

Таким образом, предложение денег прямо зависит от денежной базы и денежного мультипликатора



  1. Банковская система РФ. Центральный банк и его функции.

Банковская система– это составной элемент рынка ссудного капитала, финансового рынка. Это совокупность различных банков в их взаимосвязи. Свойства системы влияют на \

Два типа построения банковской системы в зависимости от соподчиненности банков и выполнения ими функций:

1. Одноуровневая(распределительная, централизованная) – характерна для стран с неразвитыми экономическими структурами. Все банки выполняют аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию хозяйства. По сути из одного центра происходит распределение кредитных ресурсов. ЦБ выступает единым кредитным и расчетным центром.

2. Двухуровневая система характерна для стран с развитой рыночной экономикой. Строгое разделение функций ЦБ и КБ. На верхнем уровне – ЦБ, на нижнем – другие банки. ЦБ выполняет следующие функции:

- функция денежно-кредитного регулирования – проведение денежно-кредитной политики;

- монопольная эмиссия банкнот;

- банк банков;

- Банк правительства;

- внешнеэкономическая функция.

КБ выполняют следующие функции:

- аккумуляция временно свободных денежных средств;

- функция финансового посредничества:

а) в кредите;

б) в расчетах;

в) на рынке ценных бумаг;

- создание платежных средств.

Российская банковская система, начиная с1988 года, претерпела существенные изменения. 2.12.1990 г. был принят закон «О банках и банковской деятельности», 10 июля 2002 г. Федеральным законом №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 10 января 2003 г.). На основании этого в России была сформирована двухуровневая банковская система.

Структура двухуровневой банковской системы



1-й элемент – ЦБ служит центром, осью банковской и всей кредитной системы, выполняет функцию банка для банков, т.е. только для 2 категории клиентов – коммерческих универсальных банков и специализированных банков, а также некоторых бюджетных и правительственных структур.

2-й элемент – КБ– основа, база банковской системы, которая состоит из универсальных банков и специализированных банков.

Универсальные КБ – финансовые структуры, выполняющие широкий круг операций по кредитованию физических и юридических лиц, а также осуществляющие различные виды обслуживания.

Специализированные банки– кредитно-финансовые институты, имеющие узкую специализацию:

Ипотечные – кредитуют под залог земли и недвижимости;

Инвестиционные – осуществляют кредитование по определенным инвестиционным проектам, выступают в качестве гаранта и участника синдиката по выпуску новых акций, облигаций и размещают их среди инвесторов;

Банки потребительского кредита – покупают межбанковские кредиты и выдают краткосрочные ссуды для приобретения дорогостоящих товаров длительного пользования;

Сберегательные банки– привлекают средства от населения под проценты, приобретают облигации государственного займа и предоставляют ссуды физическим лицам.

3-й элемент –Банковская инфраструктура. Она обеспечивает жизнедеятельность банковских институтов. Включает информационное, методическое, научное и кадровое обеспечение банковской деятельности (службы по обработке, передаче и хранению информации, международные системы межбанковских коммуникаций, страховые структуры, клиринговые палаты, аудиторские службы, центры торговли валютой,межбанковскими кредитами, ценными бумагами, системы подготовки кадров для банков.



  1. Кредитная система страны и её структура. Коммерческие банки в национальной кредитной системе.

Кредитная система — совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования.

Кредитная система - совокупность банков, иных кредитно-финансовых институтов, аккумулирующих временно свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду. Включает в себя банковский, потребительский, коммерческий, государственный, межгосударственный кредиты со своими формами отношений и методами кредитования.

Современная кредитная система состоит из следующих основных звеньев:

1)Центральный банк, государственные или негосударственные банки;

2)банковский сектор:

- коммерческие банки;

- сберегательные банки;

- инвестиционные банки;

- ипотечные банки;

- специализированные торговые банки;

3)парабанковский сектор:

- инвестиционные компании;

- финансовые компании;

- страховые компании;

- негосударственные пенсионные фонды;

- благотворительные фонды;

- ссудно-сберегательные фонды;

- кредитные союзы.

Данная система типична для промышленно развитых стран.

Банковская система– это составной элемент рынка ссудного капитала, финансового рынка. Это совокупность различных банков в их взаимосвязи. Свойства системы влияют на деятельность каждого банка и наоборот.

Два типа построения банковской системы в зависимости от соподчиненности банков и выполнения ими функций:

1. Одноуровневая(распределительная, централизованная) – характерна для стран с неразвитыми экономическими структурами. ЦБ выступает единым кредитным и расчетным центром.

2. Двухуровневая система характерна для стран с развитой рыночной экономикой. Строгое разделение функций ЦБ и КБ. На верхнем уровне – ЦБ, на нижнем – другие банки.

Российская банковская система, начиная с1988 года, претерпела существенные изменения. 2.12.1990 г. был принят закон «О банках и банковской деятельности», 10 июля 2002 г. Федеральным законом №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 10 января 2003 г.). На основании этого в России была сформирована двухуровневая банковская система.

Структура двухуровневой банковской системы

1-й элемент – ЦБ служит центром, осью банковской и всей кредитной системы, выполняет функцию банка для банков

2-й элемент – КБ– основа, база банковской системы, которая состоит из универсальных банков и специализированных банков.

Универсальные КБ – финансовые структуры, выполняющие широкий круг операций по кредитованию физических и юридических лиц, а также осуществляющие различные виды обслуживания.

Специализированные банки– кредитно-финансовые институты, имеющие узкую специализацию:

Ипотечные – кредитуют под залог земли и недвижимости;

Инвестиционные – осуществляют кредитование по определенным инвестиционным проектам, выступают в качестве гаранта и участника синдиката по выпуску новых акций, облигаций и размещают их среди инвесторов;

Банки потребительского кредита – покупают межбанковские кредиты и выдают краткосрочные ссуды для приобретения дорогостоящих товаров длительного пользования;

Сберегательные банки– привлекают средства от населения под проценты, приобретают облигации государственного займа и предоставляют ссуды физическим лицам.

Формы собственности КБ:

- ЗА КБ (акции среди ограниченного круга учредителей);

- АО КБ;

-государственные банки (УК сформирован за счет федерального бюджета);

- муниципальные банки (муниципалитет выделяет средства для создания банка);

- смешанные банки (полугосударственные, полумуниципальные);

- кооперативные(образованные по паевому или долевому признаку);

- КБ с ограниченной ответственностью (не более 3-х учредителей с долей не более 35%).

3-й элемент –Банковская инфраструктура. Она обеспечивает жизнедеятельность банковских институтов. Включает информационное, методическое, научное и кадровое обеспечение банковской деятельности (службы по обработке, передаче и хранению информации, международные системы межбанковских коммуникаций, страховые структуры, клиринговые палаты, аудиторские службы, центры торговли валютой,межбанковскими кредитами, ценными бумагами, системы подготовки кадров для банков.


  1. Кредит. Сущность, принципы и основные формы кредита.

Между кредитором и заемщиком складываются определенные экономические отношения, которые называются кредитными отношениями.

Кредит выступает в двух основных формах: коммерческого и банковского кредита. Обе эти формы различаются по составу участников, объектам кредитования, динамике движения кредита, величине процента и сфере использования. Коммерческий кредит предоставляется одними функционирующими бизнесменами другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Коммерческий кредит имеет своей целью ускорение реализации товаров и заключенной в них прибыли. Размеры коммерческого кредита ограничены величиной резервных капиталов, имеющихся в распоряжении функционирующих промышленных и торговых предпринимателей. Характерной особенностью данной формы кредита является его односторонняя направленность - от производителя товаров к торговцу или от производителя средств производства к их потребителю. В этой сфере кредитных отношений ниже уровень процента под предоставляемый кредит. Банковский кредит предоставляется в денежной форме. Он не ограничен направлением, сроками и суммами кредитных сделок.

Кроме банковского и коммерческого существуют и другие формы кредита: потребительский, лизинг, международный.

Потребительский кредит в основном связан с предоставлением населению ссуд на приобретение товаров длительного пользования. Такие ссуды погашаются в рассрочку, по частям. К потребительскому относят и кредит ломбардов. Он выдается под залог движимого имущества, включая драгоценные камни и металлы, сроком до трех месяцев в размере от 50 до 80% стоимости закладываемого имущества. Если ссуда не погашается в срок, вещи, сданные в ломбард, продаются, а вырученные средства идут на покрытие долга.

Лизинг - это предоставление в долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных средств и т.д. при сохранении права собственности на них за арендодателем. Он делится на финансовый и оперативный. При финансовом лизинге технические средства предоставляются на весь срок их амортизации; при оперативном срок соглашения короче срока службы средств производства.

Международный кредит представляет собой кредит, выдаваемый государствами, международными кредитно-финансовыми институтами, частными фирмами в процессе международного экономического сотрудничества. Он имеет в основном денежную форму, хотя может предоставляться и в товарной. Кредиты, выдаваемые в денежной форме и имеющие долгосрочный характер, получили название внешних займов. Международный коммерческий кредит часто выступает в виде фирменного кредита, когда фирма-экспортер одной страны предоставляет импортеру другой страны отсрочку платежа.


  1. Функции коммерческих банков: расчётные и кредитные операции. Банковские резервы и их виды. Мультипликация вкладов. Банковский (депозитный) мультипликатор.

Коммерческие банки - основное звено двухуровневой банковской системы.

Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разным отношением к собственности. Главным их отличием от центральных банков язляется отсутствие права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различаются два типа - универсальные и специализированные банки.

Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность. В настоящее время в России действуют два закона, прямо относящиеся к работе банков. Это Федеральные законы "О Центральном банке РФ" (1995) и "О банках и банковской деятельности" (1996). Помимо этого, в систему банковского законодательства обычно также входят законы, регулирующие различные аспекты банковской деятельности, в т.ч. кредитное дело, систему электронных платежей, банковскую тайну, банкротство банков и др

Основными функциями коммерческих банков являются:

1. Превращение временно свободных денежных средств в капитал при помощи мобилизации. Таким образом, банки аккумулируют денежные сбережения и средства в виде вкладов, это может быть не пополняемый или пополняемый депозит, и превращают их в ссудный капитал, который используется для кредитования.

2. Осуществление безналичной депозитно-кредитной эмиссии, или проще говоря, создание кредитных денег. Кредитование средствами с депозитных счетов увеличивает количество денег в обращении. При выдаче кредита банк создает для кредитуемого депозитный счет. Банковское обслуживание позволяет кредитуемому лицу снять деньги с созданного для него депозитного счета в любой момент времени, естественно с учетом временной работы банка.

3. Посредническая функция банков, заключается в предоставлении ссуд юридическим и физическим лицам, за счет средств взятых у конечных кредиторов. В таком случае лицо, заключившее с банком договор на не пополняемый или пополняемый депозит, является конечным кредитором, а лицо берущее кредит в банке оказывается конечным заемщиком.

4. Кассовое обслуживание клиентов и проведение денежных расчетов. Данная функция банков служит для предоставления посреднических услуг в сфере операций, расчетов и проведения платежей клиентами банка. Такое банковское обслуживание оплачивается клиентом соизмеримо процентам за услуги или одним фиксированным платежом.

5. В функции банка входит покупка, продажа и выпуск ценных бумаг или платежных документов. В таком случае банки выступают каналом, который обеспечивает направление сбережений. Помимо этого банки занимаются выпуском кредитных карт (credit card) для удобства осуществления клиентами всевозможных платежных операций.

Кроме основных функций коммерческих банков существуют определенные функции, которые закреплены за банками законодательно, только на территории той или иной страны. Например, в России банкам вменяется:

- выдача поручительств, предусматривающих исполнение денежных обязательств;

- оказывать информационные и консультационные услуги;

- приобретать права требования по денежным обязательствам других лиц;

- осуществлять лизинговые операции;

Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

Банки могут хранить и избыточные резервы – некоторые суммы сверх обязательных резервов, например для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Чем выше устанавливает Центральный Банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (гг) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов


связь с админом