Главная страница
qrcode

Понятие знака. Знаковая система. Семиотика


Скачать 26.78 Kb.
НазваниеПонятие знака. Знаковая система. Семиотика
АнкорПонятие знака.docx
Дата17.10.2017
Размер26.78 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПонятие знака.docx
ТипДокументы
#42986
Каталогid176770694

С этим файлом связано 43 файл(ов). Среди них: отзыв2.doc, Отчет студента-учебно-исслед. практика (1).docx, Понятие знака.docx, Отчет по практике. Орлова 401фл.doc, Les personnages féminins sont présentés par 3 f...docx, Grigori Perelman.doc, 33503.xls, Quelle est la quantité de déchets plastiques fl...docx, Alen_furne__Bolshoyi_Moln_a6.pdf и ещё 33 файл(а).
Показать все связанные файлы

    1. Понятие знака. Знаковая система. Семиотика.


Язык является одной из разновидностью знаковых систем, которая служат средством общения в человеческом обществе. Знаки, из которых строятся сообщения для передачи той или иной информации, выполняют роль носителей определённых смысловых содержаний (значений). Именно благодаря им оказывается возможным кодирование передаваемой в сообщениях и реализация коммуникативных актов.

Согласно Л.Л. Нелюбину, языковой знак – «это знак особой природы, который отличается от других знаков тем, что производится человеком и служит средством общения людей между собой, т.е. это такая языковая или смыслоразличительная единица, которая производится в целях коммуникации». Функция знаков основывается на том, что знак в пределах определенной языковой системы (звуковой строй, алфавит) различается либо в целом, либо посредством какого-либо частного языка. Различные типы знаков в языке как системе, взаимодействуя по конкретным признакам, присущим данной системе, могут образовывать новые знаки, которые являются сами другими языковыми знаками с более сложной организациеей и т.д. Таким образом, язык организован так, что с помощью определенных знаков, действующих по конкретным правилам, можно образовать все новые и новые знаки, которые в совокупности своих структур образуют сложную и согласованную систему взаимодействующих элементов.

Основные принципы знаковых концепций были сформулированы разными науками, на основе анализа свойств естественного языка, такими, как философией, логикой, математикой, психологией, лингвистикой.

Основоположником структурной лингвистики принято считать швейцарского языковеда Фердинанда де Соссюра (1857-1913), который высказал ряд принципиальных положений, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие науки о знаках. Швейцарский лингвист полагал, что «языковыми знаками могут считаться только «символы», передающие информацию, которая сознательно закладывается в них адресантом. Тем самым роль адресанта понимается в целом как гораздо более важная, чем роль адресата, а из восприятия символа исключается человеческий фактор (как исключается интерпретация). Фердинанд де Соссюр выделил три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: синтактику - внутренние, структурные свойства знаковых систем, правильность построения знаков, семантику - отношение знаков к обозначаемому (содержание знаков) и прагматику — полезность, ценность знака с точки зрения пользователя - интерпретатора знака. Соссюр пришел к заключению, что лингвистика может рассматриваться как составная часть науки, названной им семиологией (современное название - семиотика), целью которой является изучение природы знаков и законов, ими управляющих. Он предложил два подхода к изучению языка: синхронный (изучение среза языка, взятого в какой-то определенный исторический момент) и диахронный (изучение изменений в языке в процессе его развития).

Соссюром, а также отечественными учеными И.А. Бодуэном де Куртенэ (1845-1929) и Н.В. Крушевским (1851-1887) были исследованы законы развития языка и обоснованы его системный и знаковый характер.

Окончательно наука, изучающая любые системы знаков, применяемых в человеческих обществах, сформировалась благодаря работам американского математика Чарльза Пирса (1839-1914), который, собственно, и предложил для нее название семиотика. Пирс считается одним из основателей современной семиотики. Важнейшая его заслуга состоит в том, что человек выступает в качестве создателя и интерпретатора знака. По Пирсу, любой знак имеет три основные характеристики: 1) материальная оболочка, 2) обозначаемый объект, 3) правила интерпретации, устанавливаемые человеком. Пирс создал классификацию знаков, разделив их на три группы. К первой он отнес иконические знаки, то есть имеющие сходство с обозначаемым (примером может служить портрет или фотография человека). Ко второй — конвенциональные (условные), которые не имеют ничего общего с обозначаемым, это большинство слов любого разговорного языка. Наконец, к третьей группе он отнес так называемые индексальные знаки. Это знаки, которые связаны с обозначаемым по смежности, то есть не будучи похожими на обозначаемый предмет, они тем не менее вызывают определенные ассоциации с ним. Таковыми являются некоторые дорожные знаки - например, знак, представляющий собой две параллельные линии, сужающиеся к концу

наподобие бутылки, указывает, что дальше дорога сужается.

Понятие знака является одним из наиболее значимых в лингвистике. Данное понятие относится к фундаментальным, предельно общим. Исчерпывающего, универсального определения таким понятиям дать нельзя, можно лишь раскрыть их смысл и содержание применительно к тем или иным областям человеческой деятельности или к конкретным ситуациям.

В семиотике знак понимается в широком смысле как материальный объект, которому при определенных условиях (как говорят ученые: образующих знаковую ситуацию) соответствует некое «значение», могущее быть чем угодно - реальной или вымышленной вещью, явлением, процессом, фантастическим или сказочным существом, абстрактным понятием.

Важным свойством знака является то, что он может обозначать или замещать не единичный объект или конкретное явление, а целое множество объектов или явлений. В связи с этим вводится понятие объема знака.

Чем больше конкретных объектов реального мира представляет данный знак, тем больше его объем. Например, слово «дерево» как языковой знак имеет значительно больший объем, чем слово «береза».

Совокупность обозначаемых знаком объектов именуется его денотатом.

Другим, не менее важным, свойством знака является его способность вызывать у человека представления о характере обозначаемого знаком объекта или явления. Совокупность сведений (знаний) об обозначаемом объекте и его связях с другими объектами называется концептом знака. Любой знак (будь то слово, графический символ или звуковой сигнал) может мыслиться не только в связи с обозначаемым им, но и в связи с тем, какой смысл может быть приписан этому знаку. Таким образом, знак связан с одной стороны с понятием «концепт», который является носителем информации знака и обозначает сам объект, и с другой стороны «денотатом», вторичный смысл знака.

Важно подчеркнуть, что указанные выше отношения между знаком, его смыслом и обозначаемым им предметом (явлением, процессом) характерны не только для естественного языка, где в качестве знаков выступают слова, но и вообще для любой знаковой системы.

Следует отметить, что ключевым понятием семиотике является знаковая система. Она характеризуется множественностью знаков, отличающихся между собой по крайней мере по одному какому-нибудь признаку, вместе с набором правил использования этих знаков при передаче сообщений (информации). Знаковая система, упорядоченная набором синтаксических, семантических и прагматических правил, образует язык - систему коммуникационных знаков.

Информационные возможности знаковой системы значительно шире, чем возможности составляющих ее элементов, взятых по отдельности. Дело в том, что смысл передаваемого сообщения может зависеть не только от наличия в нем того или иного знака, но и от того, какую комбинацию они образуют. Комбинация знаков тоже является знаком, который в этом случае называется составным, или сложным. Например, в естественном языке знаками являются буквы алфавита, из которых образуются сложные составные знаки - слова, предложения. Любой текст, написанный на каком-либо естественном (разговорном) языке, является сложным знаком.

Согласно Агееву В.В., классификацию знаков можно представить следующим образом:

  1. Натуральные (естественные) языка – знаки, которые имеют

естественное происхождение. С натуральными знаками человек имел дело на самых ранних ступенях своего развития: это явления природы (гром, молния), следы зверей, отдельные предметы, служащие ориентирами, звезды на небе и т.д.. Для натуральных, или естественных, знаков характерна, во-первых, тесная связь между предметом (явлением), выступающим в роли обозначающего знака, и свойствами тех предметов и явлений, на которые он указывает. Во-вторых, они обозначают вполне конкретную, реально существующую совокупность вещей или явление природы

  1. Образные знаки – это знаки, тесно связанные с понятием символа

Символ имеет много значений. В математике, логике, других точных науках оно употребляется как синоним слова «знак». В других случаях - в искусстве, художественной литературе или, например, в религии - символ понимается как некий образ, представленный знаком и одновременно как знак, за которым скрываются неисчерпаемые свойства образа. На символических, образных знаках построены танцевальное и прикладное искусства, театр мимики и т.д. Художественные символы широко используются в литературе, поэзии, религиозных мифах.

  1. Конвенциональные знаки представляют собой наиболее

представительную группу. На их основе строятся естественные и формальные языки и системы записи. К последним относятся, например, шахматная нотация, цветовые коды, нотная запись.

Таким образом, понятия «знак» и «знаковая система» являются центральным предметом изучения такой науки, как семиотика.

Семиотика (в широком смысле) – это наука о знаковых системах в природе и обществе. С одной стороны, семиотика находит свое отражение во многих науках, с другой она является средством унификации всех изучающих наук. Так, семиотика непосредственно близка к лингвистике, поскольку она изучают самую полную и совершенную из систем – человеческий язык. Надо сказать, что система естественного языка стала одним из первых хорошо изученных знаковых множеств. Поэтому семиотику нередко называют наукой, которая распространяет нелингвистические методы на лингвистические объекты.

Как утверждает Степанов Ю.С., объектом семиотики могут стать не только средства естественного языка, но и факты невербального общения.

Семиотика состоит из большого количества отдельных дисциплин. Сюда входят паралингвистика, кинесика, проксемика, которые относятся к ведущим для невербальной семиотики. Но столь же важными оказываются окулесика, аускультация, гаптика, ольфакция, гастика. В область невербальной семиотики входят также проксемика и хронемика. Современная невербальная семиотика, как можно видеть из этого списка, состоит из отдельных, но тесно взаимосвязанных дисциплин. Разные ученые, в зависимости от того, какой областью невербальной семиотики они профессионально занимаются и к каким общим философским и/или специализированным научным школам себя причисляют, выделяют в каче­

стве центральных то одни, то другие дисциплины и аспекты исследования. Так или иначе, два раздела невербальной семиотики всеми исследователями безоговорочно признаются основными. Это паралингвистика и кинесика.

Даже когда люди только говорят и не пользуются никакими другими знаками, в их распоряжении оказывается гораздо большее число голосовых элементов, чем реально содержится в данном речевом коде. Для реализации своих коммуникативных намерений люди нередко прибегают к параязыковым, или паралингвистмческим, единицам.

Когда и кем был введен термин «паралингвистика», до настоящего времени в точности не известно. Некоторые исследователи, например М. Кей (Кей 1975), в этой связи называют 1954 год и фамилию Уэлмерс (Weimers). Более известна, однако, точка зрения Дж. Трэйдасера (Трэйджер 1958), соглас­

но которой термин «паралингвистика» впервые в научный обиход ввел А. Уилл, хотя сами параязыковые явления уже давно отмечались и изучались фонетистами. В вводных абзацах своей статьи Дж. Трэйджер говорит об отношениях между лингвистикой и паралингвистикой (с. 3—4) и довольно подробно рассказывает о дискуссиях и семинарах, которые проводились в США с 1952 года и на которых слушатели уже употребляли само это слово.

В отечественной традиции понятие и термин «паралингвистика» получили сразу несколько разных интерпретаций, от очень узкой до чрезмерно широкой. В качестве подтверждения сказанного можно привести довольно давно книжку-брошюру Г. В. Колшанского (Колшанский 1974), которая так и называется «Паралингвистика» и где под этим словом имеется в виду обширная область знаний, вбирающая в себя чуть ли не все, что сегодня относят к невербальной семиотике в целом. Определение термина «паралингвистика», как оно дается Т. М. Николаевой в Лингвистическом энциклопедическом словаре (Николаева 1990), отражает как раз обе крайние

возможности — и узкое, и (сверх)широкое понимание. Так, Г.Е.Крейдлин под паралингвистикой понимает науку, которая составляет отдельный раздел невербальной семиотики и предметом изучения которой является параязык — дополнительные к речевому звуковые коды, включенные в процесс речевой коммуникации и могущие передавать в этом процессе смысловую информацию.

В центр паралингвистической системы входят, например, (а) отдельные неречевые звуки, исходящие из ротовой и носовой полостей человека; (б) звуковые комплексы, которые возникают и принимают активное участие в разного типа физиологических реакциях и которые в акте коммуникации допускают конвенциональную семиотизацию, или означивание. К паралингвистической системе можно также отнести особые контекстные значения; ср. насморк, кашель, плевки, икота, рыдание, свист и пр.); (в) голос и его постоянные качества, голосовые особенности актуально звучащей речи или игры голосом (фонации), а также (г) параязыковые просодические элементы, участвующие в процессе коммуникации и способствующие организации и передаче смысловой информации (то есть то, что можно было бы назвать параязыковой просодикой). К ним относятся, например, эмоциональное акцентное выделение слогов и более крупных фрагментов речевого потока, темп речевой реализации фраз при беглой речи или при скандировании, тональный уровень громкой, тихой и шепотной речи, длительность слога, например, при протяжной речи, продолжительность разделов между фонетическими синтагмами и пр. Важную роль в просодической реализации смысла играют также жесты и мимика, сопровож­

дающие эмоциональные интонации, прежде всего при выражении субъективно-модальных (оценочных, экспрессивных и др.) значений. Например, при выражении недоумения, когда обычно реализуется ИК—6 с невысоким уровнем повышения тона (ср. Куда он пропал? Просто понятия не имею), плечиговорящего обычно подняты, руки разводятся в стороны, голова тоже слегка отводится в сторону. Таким образом образуются своеобразные интонационно-кинетические комплексы (о подобного рода единствах см. Муханов 1989, с. 11 и след.); (д) значимые молчания и паузы.

К периферии паралингвисгической системы можно отнести вентрологические звуки и их параметры, звуки природы и различных механизмов или устройств, часто означиваемые и играющие далеко не последнюю роль в человеческой коммуникации; сюда же примыкает и просодика соответствующих звуковых последовательностей.

Особенность всех паралингвистических средств заключается в том, что они, хотя и не являются речевыми и не входят в систему естественного языка, в значительной степени организуют и определяют коммуникативный акт. Лишь крайне небольшое число устных речевых сообщений способно стать фактом человеческой коммуникации без какого-либо парапингвистического сопровождения: паралингвистические средства в той или иной мере представлены в каждом устном высказывании.
перейти в каталог файлов


связь с админом