Главная страница
qrcode

Популярная история астрономии и космонавтики (2... Популярная история астрономии bbи космических исследований


НазваниеПопулярная история астрономии bbи космических исследований
АнкорПопулярная история астрономии и космонавтики (2.
Дата01.01.2018
Размер5.26 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPopulyarnaya_istoria_astronomii_i_kosmonavtiki_2.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#54213
страница7 из 33
Каталогopenastronomy

С этим файлом связано 37 файл(ов). Среди них: the_saturn_system_090817.pdf, Karty_putey_komet_i_asteroidov_i_pokrytiy_na_iyul_2017.pdf и ещё 27 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   33
Хронография
Единицы измерения времени всегда одинаковы секунда, минута, час.
При этом один день похож на другой. И только те события, которые происходят в эти дни, делают их разными. Хронография — это хронологическое изложение событий, метод установления временных интервалов между событиями, а также между событиями и настоящим временем.
Поэтому хронография и отличается от науки о календарях, которая имеет дело со стандартными единицами измерения времени.
Самым древним способом датирования является ссылка повремени, не требующая хронологической системы. Как правило, только ученых интересуют точные даты, а люди мало обращают внимания на абсолютные временные обозначения. Например, первобытные народы не знали возраста человека, им было известно только, кто старший, а кто младший.
В качестве примера можно привести башенные часы «Орлой», установленные на здании ратуши (Прага, Староместская площадь. Построены они были в конце XV века знаменитым астрономом и математиком Ганусом. В Ростоке (Германия) в церкви Святой Марии имеются интересные астрономические часы, изготовленные нюрнбергским часовщиком и астрономом Гансом Дюренгером в 1472 году. В королевском замке Хэмптон-Корт (Лондон) находятся старинные часы, созданные в1540году для Генриха При всей своей ценности башенные часы не имели хорошей точности хода, потому что конструкция коромысла была еще несовершенной.
Погрешность часов доходила до часа в сутки. Согласно письменным источникам, подлинная история часов началась в 1584 году. В 1612 году мастер Бюрги из Касселя построил часы с маятником. Но все-таки изобретателем современных механических часов считается голландец Христиан Гюйгенс. В 1656 году он создал часы с маятником, разработав при этом теорию маятника. В 1673 году этот мастер построил часы, точность хода которых равнялась 5-10 секундам в сутки. Два года спустя он изобрел карманные часы с балансиром.
Галилей и Гюйгенс превратили часы в подлинно измерительный прибор. В дальнейшем часы с маятником подвергались многократным усовершенствованиям Д. Грэхемом, П. Лоруа, Д. Гаррисоном, Д. Шортом,
М. Федченко.
В середине XVIII века знаменитый ржевский механик, часовщики изобретатель Т. Волосков, работавший в области астрономии, механики, химии красок, после многолетних трудов создали построил замечательные астрономические часы-календарь. Они давали полную картину движения небесных светил на каждый день.
Выдающийся механик И. Кулибин в х годах XVIII века создал карманные часы, содержащие более 1000 деталей. Несколько позднее он построил интереснейшие часы-календарь, превосходящие по сложности аналогичный механизм Волоскова. Часы Кулибина имели недельный заводи показывали движение Солнца по кругу зодиака.
Но самыми интересными и удивительными являются часы-календарь,
хранящиеся в Ивановском областном краеведческом музее. Они построены в ящике размером со шкаф (хм) и состоят из трех независимых механизмов. Это устройство было создано в 1873 году известным парижским механиком А. Биллете по заказу герцога Альбы.
НАУКА ИЛИ РЕЛИГИЯ ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И Греки делали различие между годичным циклом смены времен года игражданским годом. Годичный цикл сезонов мог длиться от любого момента солнечного года до момента его повторения. Греческие календари,
использующие солнечный год, могли начинаться и под знаком Овна,
ипод знаком Рака, и под другим. Гражданский год считался всего лишь условной временной единицей. Самым важным греческим праздником было новолуние, а вот Новый год или так называемое новое новолуние вообще не брались в расчет. Римляне все свои военные действия начинали вовремя мартовских календ, но они все же никак не отличались от остальных дней в других месяцах.
Свои дни рождения греки отмечали каждый месяц, договоры продля- лись вовремя одних и тех же праздников, нов разное календарное время, казначеи предоставляли отчеты вовремя празднества Панафинеи.
Изменяющуюся продолжительность гражданского года приходилось корректировать по многим причинам (административным или религиозным).
Один из способов обозначения гражданского года состоял в том, что он начинался с установленной даты, когда какой-нибудь правитель занимал свой пост. Например, в Афинах год называли по имени архонта,
который вступал в должность в месяце гекатомбеоне, в Риме — по имени консула, занимавшего пост 15 марта, 13 числа месяца айару приступал к исполнению своих обязанностей лимму в городе Ашшуре. Такой год назвали эпонимическим, ион являлся хронологической единицей,
которая начиналась в определенное время.
Сроки, вовремя которых должностные лица находились на посту,
были разными. В Афинах длительность службы пританов не всегда совпадала с таковой у архонтов. В тоже время постоянство срока службы чиновников давало возможность использовать данную единицу в качестве хронологической. Таким образом, календарный год равнялся по длине сроку службы эпонимного должностного лица. В том случае, когда возобновлялась служба таких лиц, эти периоды также засчитывались. Например, консульский год, соответствующий 44 году дон. э, назывался
«
Цезарь в пятый рази Антоний». В некоторых случаях перечислялись годы царствования. Римские императоры считали не годы правления,
а время своего трибуната. Но датировка по годам царствования была широко распространена по всей территории Палестины, Сирии, Аравии,
Египта и Кипра. Счисление времени по годам правления императоров было приспособленок местным условиям.
Простейший прием хронографии — это счет поколений. Если из других источников неизвестна продолжительность IV и V египетских династий, то можно ее подсчитать, сложив годы жизни сменявших друг друга дворцовых чиновников. Подобным образом греческие историки устанавливали хронологические рамки своих летописей.
Относительная хронология обычно имеет в качестве отправной точки какой-нибудь очень известный момент времени. Фукидид описывает события, предшествовавшие Пелопонесской войне, отталкиваясь от захвата Потидеи. Полибий, для того чтобы определить дату разграбления
Рима галлами, пишет, что это случилось одновременно с заключением мира Анталкидом и покорением города Регия Дионисием. Используя ряд таких опорных лет, Эратосфен составил первую научную хронологию.
Любое установление точной даты полезно только тогда, когда известна удаленность ее от настоящего времени, при этом каждая система датирования должна быть соотнесена с настоящим временем. Учеными была найдена рукопись, известная под названием «Парийская хроника. В ней события древних времен перечислены по их удаленности от даты составления данного документа (264/3 год дон. э С того времени, когда Кекроп стал царем Афин, — 1218 лет. Данный прием датировки очень скоро сделал «Парийскую хронику бесполезной бумагой, потому что в ней имелся серьезный недостаток относительной хронологии, которая становится понятна только в связи с какой-нибудь абсолютной датой.
Элементы абсолютной хронологии являются не изолированными датами, а однородными отрезками времени, следующими один за другими приводящими к настоящему времени. Абсолютная хронология использует термин год из науки о календарях, но хронологический год — это единица измерения истории, звено вцепи лет, обозначенных несколько иным способом. Отличие хронологического года от календарного состоит в сквозном обозначении.
Обозначение года
Для счисления времени существует постоянная единица — гражданский год. Финансовый, церковный, учебный и другие годы применяются для специальных целей. Гражданский год — год по юлианскому календарю, а это значит, что он появился только в 45 году дон. э. Наш Новый год — тоже детище юлианского календаря
НАУКА ИЛИ РЕЛИГИЯ ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И Этим удобным методом датировки начали пользоваться только в эллинистическую эпоху. Для упрощения счисления времени в качестве основной единицы стали применять единообразный год. Такой год появился в связи с использованием летнего цикла. Первая эра возникла в то время, когда Селевк I стал считать годы своего правления по вавилонскому календарю, а его сын Антиох последовал примеру отца. После них этим же способом пользовались и остальные правители. Таким образом древнее династическое счисление распространилось по всей империи Се- левкидов под названием годы греческого господства».
Счисление времени по селевкидской эре применялось на Ближнем Востоке вплоть до нашего времени, этому подражали и многие восточные династии. Эру Диоклетиана историки также причисляют к династическим счислениям. Он применил в Египте датирование по консульскому году, который начинался 1 января. Но эта реформа не понравилась астрономам, так как ранее они все свои астрономические наблюдения соотносили с египетским подвижным календарем. Из Египта счисление по этой эре пришло на Запад. Ее применяли при определении сроков Пасхи.
Иудейская эра от сотворения мира берет свое начало 6 октября года дон. э. Аналогичная византийская эра начинается 21 марта года дон. э. Во всех эрах, которые основаны на памятных датах,
счет ведется от какого-нибудь значительного события. Многие эры ошибочно выведены современными историками по датам на монетах.
Хотя нумизматы и высказали несколько остроумных теорий о предполагаемых эрах Александра в Финикии, все интерпретируемые даты на монетах из Акки относятся к местным правителям.
Еще одна группа эр была специально придумана учеными-историка- ми. Несоответствия между местными календарями и эпонимами вынудили их создать метод датирования, который был бы понятен всем. Этой удобной единицей счисления времени стали общегреческие празднества.
Эратосфен явился родоначальником счисления времени по датам
Олимпиад. Все остальные датировки также соотносятся с олимпиадами.
Использование олимпийских лет в хронографии поставило вопрос о соотнесении их с годами, которые были датированы в других системах. Так,
римский консульский год, начинающийся 1 января 153 года дон. э, соответствует частям двух олимпийских лет. Значит, й год й Олимпиады у Диодора отождествляется с консульским годом, который соответствует году дон. э.
Чтобы иметь возможность использовать годы правления в качестве единиц хронологии (для этого они должны быть одинаковыми, древним историками летописцам приходилось соотносить их с нормализованным годом.
В настоящее время в распоряжении ученых-историков имеется множество документов, найденных в Древней Греции, Риме и Ближнем Востоке.
Большинство дат в них относятся к эпонимическим годам. Для того чтобы разобраться в хронологии дат, необходимо определить удаленность данного года от настоящего времени. Значит, во-первых, нужно вычислить отношение хронологии рассматриваемого года к последовательности должностных лиц, по именам которых названы соответствующие годы. Во-вторых, соотнести список эпонимных должностных лиц с абсолютной хронологией.
Для того чтобы решить вторую проблему, необходимо в данных списках определить синхронность. Приведем пример. Вся серия эпонимов из города Ашшура с 893 по 666 год дон. э. установлена благодаря упоминанию в древних письменных источниках о солнечном затмении, происшедшем июня 767 года дон. э. Александр Македонский занимал должность стефанефора (высший государственный сановник, носивший венок)
Милета примерно в 333 году дон. э. Это упоминание дает возможность датировать всю серию эпонимов.
Все сказанное об эпонимах можно отнести и к спискам царей. Хронология восшествия их на престола также даты правления устанавливаются на основании имеющихся списков, которые были составлены древними летописцами. Если же таких списков нетто новые открытия в любой момент могут изменить как последовательность восшествий на престол, таки их хронологию. Такое бывало не один разв истории чело- вечества.
Э р ы
Определение дат по годам правления выявляет некоторые моменты вэтом процессе. Их следует поставить вряд, который продолжается до настоящего времени. Слово эра означает число, цифра. Используя эры, можно производить подсчет годов. Если будет известна точка отсчета эры, то легко можно перевести ее даты в юлианские годы.
Кпримеру, церковный совет в Тире состоялся 16 сентября 643 года по исчислению Тира. Известно только то, что эра Тира возникла в 126 году дон. э, агод Тира начинался с 18 октября. Стало быть, указанная выше дата эры Тира соответствует 16 сентября 518 года
ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И 4
8 ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МИРА
Греческие ученые античного периода интересовались астрономией и писали труды на эту неисчерпаемую тему. Имена многих из них история не сохранила. Но некоторые оставили после себя книги, которые дошли дона- ших дней. И хотя довольно часто понятия, изложенные в этих книгах,
ошибочны, но все же по-своему интересны, оригинальны и заслуживают того, чтобы вспомнить о них.
Первым астрономом-наблюдателем считают Клеострата Тенедос-
ского, жившего в VI веке дон. э. До наших дней дошли источники,
вкоторых описывается, что Клеострат наблюдал за небом с горы Ида на острове Крит. Полагают, что им была сочинена поэма «Астрология».
Ученик Клеострата (история не сохранила его имени) впервые в Греции уточнил длину тропического года.
Многие философы того времени занимались астрономическими наблюдениями. Например, Фалес изучал Солнце и ввел новое созвездие Малую Медведицу. Его ученик Анаксимандр возвел в Греции первый гномона также предпринял попытку создать небесный глобус, построил первые солнечные часы.
В V веке дон. э. в Греции жили три астронома, проводившие свои наблюдения в разных точках страны. Один из них, Энопид Хиосский
(500–430 дон. э, первым в Греции определил наклон эклиптики к экватору. Ему же приписывают открытие летнего лунно-солнечного цикла, благодаря чему появилась возможность согласовать лунный и солнечный календари. Второй астроном, Метон (460–? дон. э) предложил способ согласования синодического месяца и солнечного тропического года. Третий, Евктемон, помощник Метона, высказал идею о разной длительности астрономических сезонов и т. д.
Однако все эти ученые античной Греции более интересовались календарями, чем собственно астрономией, строением Вселенной, происхождением Земли, Солнца, планет, звезд. Вероятно, первым ученым, который постарался ответить на эти вопросы, стал Анаксимен. Но от его предположений относительно неподвижных звезд, прикрепленных к небу,
и свободно парящих в пространстве планет, Луны и Солнца еще очень далеко до появления геоцентрической теории мира.
Вероятно, первым ученым, постаравшимся объяснить устройство Вселенной сточки зрения науки, стал знаменитый античный философ Аристотель (384–322 дон. э. Он родился в Стагире (Фракия), в юношеском
Индикция
Для того чтобы произвести индикцию (переоценку имущества, римские императоры даже вынуждены были издавать эдикты. Номер индик- ции определяет положение года в летнем цикле — 312–326 годы.
Сами циклы не пронумерованы, так что номер индикции, как правило,
применяется для соотнесения с другой системой датировки. Этот способ был впервые использован в 312/3 году.
Поначалу термин «индикция» использовался только в связи с налогообложением. Население лучше ориентировалось в налоговых датах,
чем в консульских годах. Поэтому со второй половины IV века н. э. ин- дикция упоминается во всех документах. Происхождение индикционного цикла и его значение до сих пор не выяснены. Чтобы узнать, к какой по счету индикции относится год нашего летосчисления, нужно к числу лет нашей эры прибавить число 3 и разделить полученную сумму на 15. Византийские даты от сотворения мира также нужно делить на Знание древних календарей и систем датирования должно позволить переводить даты источников в единицы нашего летосчисления
ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМАМИ Р А ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И 6
Евдокс Книдский (ок. 408 — ок. 355 дон. э) предпринял попытку объяснить правила, по которым планеты движутся вокруг Земли. Он представлял их перемещение в виде комбинации двадцати семи концентрических сфер, равномерно вращающихся вокруг Земли. Кроме этого,
Евдокс выполнил карту звездного неба. К сожалению, работы этого древнего астронома не сохранились до наших дней, и сегодня о них можно судить только благодаря поэме Арата и комментариям к ней самого Евдокса.
Поэма в некоторых местах расходилась с оригиналом, и современники, а также астрономы, жившие позднее, вели споры о том, вносил ли
Арат свои исправления в труд Евдокса или просто изложил его в стихах.
Некоторые говорили, что классик не может ошибаться если у него все-таки есть ошибки, общие с Евдоксом или его собственные, значит,
надо объяснить, что это вовсе не его ошибки, а всего лишь промахи переписчиков».
Вот небольшой отрывок из поэмы Арата:

Вместе со сводом небес — непрестанно, вседневно и вечно,
Но не смещаясь отнюдь, напротив, в недвижности косной
Ось утвердилась надежно она в равновесии Землю
Посередине хранит и стремит небеса круговратно.
Остриями ограничена ось обоюдосторонне:
Южное скрыто от глаз, супротив обозримо другое С севера над Океаном. Вокруг две Медведицы рядом
Связно с осью бегут, за что и прозвали их «Возы».
Головы держат они неизменно у чресел друг друга,
Плечи одной с плечами другой расположены вровень,
В стороны смотрят, однако, противные.
В последующих стихах описываются такие созвездия Коленопреклоненный (Геркулес, Венец (Северная Корона, Змеедержец (Офиух),
Скорпион и Клешни (Весы, Арктофилак (Волопас, Дева, Рак, Лев,
Близнецы, Возничий, Телец, Кефей, Кассиопея, Андромеда, Конь (Пегас, Овен и др.
Астрономы родосской школы внимательно изучили оба сочинения и пришли к выводу, что Арат не исправляла только пересказал в стихах идеи
Евдокса. После этого они снабдили поэму своими комментариями и поправками. Один из астрономов школы, Аттал, посылая новый вариант поэмы Гиппарху, написал Посылаем тебе книгу Арата, исправленную нами,
возрасте переехал в Афины, где и провел большую часть жизни. Аристотель был учеником Платона, а позднее основал перипатетическую школу,
или ликей. Он внимательно изучил предположения других ученых о том, что
Земля уходит своими корнями в бесконечность, плавает вводе или
«
удерживается в пространстве сжатым воздухом, и пришел к выводу, что ни одно из них не соответствует действительности.
Сам Аристотель представлял космос как большое количество связанных друг с другом материальных сфер, каждая из которых подчиняется определенным законами движется в соответствии сними. По его теории, мир состоял из 56 сфер рис. Вселенную Аристотель считал огромным пространством без центра играниц. Небесные тела, по его мнению, состояли из эфира и двигались по кругу. Видимое движение небесных тел с востока на запад Аристотель объяснить не смог и ограничился высказыванием, что природа всегда осуществляет наилучшую из всех возможностей».
Неподвижность звезд внутри сферы (те. на небе) Аристотель объяснял так они обращаются вокруг Земли со скоростью, которая совпадает сдвижением сферы. Саму Землю ученый считал небольшим небесным телом в сравнении с другими планетами и звездами.
В течение длительного периода времени теория Аристотеля не подвергалась сомнению. Даже позднее, в Средние века, многие ученые продолжали ссылаться на нее, а противников античного философа объявляли еретиками.
Одним из греческих астрономов считался Арат. Он родился около года дон. э. в Солах, жил в эпоху эллинизма. В юношеские годы
Арат переехал в Афины, где его учителем был, скорее всего, философ
Зенон. Арат более известен не как астронома как талантливый поэт.
Возможно, поэтому именно ему поручили переложить на стихи содержание одной из книг Евдокса.
Рис. 28. Строение Вселенной по Аристотелю
ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМАМИ Р А ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И умирают ли звезды или рождаются, но и переходят ли они со своих мест,
слабеет ли их светили разгорается. Он оставил небеса в наследство каждому, кто захочет овладеть ими».
Гиппарху принадлежит открытие явления прецессии, суть которой состоит в следующем. Как известно, земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 23°27’. При наблюдении с Земли ее движение вокруг
Солнца представляется как движение Солнца по эклиптике, которая пересекает экватор в точках весеннего и осеннего равноденствия. Земля совершает обороты вокруг своей оси, которая описывает в пространстве конус. И несмотря на то что это движение происходит очень медленно
(
полный оборот ось совершает приблизительно за 26 тысяч лет, положение точек равноденствия все же постоянно изменяется относительно звезд. Таким образом, в течение года точка равноденствия смещается всего-навсего нате. практически незаметно, поэтому точность вычислений, проведенных Гиппархом в древние времена, поразительна.
Для подтверждения своих вычислений ученый рассчитал расстояние от Спики (альфа созвездия Девы) до точки осеннего равноденствия и сравнил его с расстоянием, которое полтора столетия назад высчитал александрийский астроном Тимохарис. Таким образом он выяснил, что точки равноденствия переместились вдоль эклиптики по направлению свостока на запад примерно на Что касается идеи о шарообразности Земли, то греческие астрономы были знакомы с ней уже в V веке дон. э. Первыми об этом упоминали,
по всей видимости, Парменид и Пифагор, однако ничем своих предположений не подтвердили. Аристотель первым доказал, что Земля имеет форму шара, однако сегодня не представляется возможным узнать, сам ли он дошел до этой идеи или позаимствовал ее у одного из ученых того времени. В труде О небе Аристотель писал, что доказательством шарообразности Земли следует считать лунные затмения и указывал на то,
что в течение месяца терминатор может быть не только выпуклым ивог- нутым, но и прямым, а при затмении линия терминатора всегда имеет форму дуги. Кроме того, он высчитал длину радиуса земного шара, однако ошибся в большую сторону в полтора раза.
Страбон (64 или 63 дон. э 23 или 24 н. э) также предлагал различные доказательства шарообразности Земли Сферическая форма
Земли видна из феноменов моря и земли. кривизна моря скрывает от моряков отдаленные огни, находящиеся на уровне их глаз, в то время и комментарии к ней, приведя все в соответствие с фактами и с общим контекстом поэмы Возможно, кто-нибудь спросит что заставляет нас считать, будто наши исправления отвечают замыслу автора Мы отвечаем на это несокрушимым доводом согласие поэта с фактами».
Однако Гиппарх (ок. 180 или 190–125 дон. э, которого сегодня считают одним из основателей науки астрономии, внимательно изучил поэму Арата c многочисленными комментариями и не только не согласился сфактами, изложенными в ней, но и высказал мнение, что ее распространение уведет других исследователей просторов космоса на ложный путь. Он написал свой комментарий к поэме, в котором отметил,
что в изложении Арата можно обнаружить расхождения с фактами, уже известными в то время. Сочинение Евдокса, хоть и содержащее некоторые недочеты, в целом следует считать более правильным. В заключение
Гиппарх отметил, что, может быть, не стоит упрекать Арата за его ошибки, раз он, в описании явлений, следовал за трудом Евдокса, не производя собственных наблюдений. Таким образом многие современники усомнились в том, что Арат действительно разбирался в астрономии. Однако в трудах ученых, живших в последующие века, можно найти ссылки на поэму Арата как на труд по астрономии. Один из поэтов,
Гельвий Циинна, сочинил такую эпиграмму:
Эти песни Арат сочинил при бессонной лампаде,
Мы изучали по ним тайны небесных огней.
Сам Гиппарх много наблюдал за движением Солнца, Луны и звезд,
что позволило ему многое сделать для становления науки астрономии.
Он был математиком и составил таблицы, позволяющие более точно высчитывать видимое движение Солнца и Луны. Кроме того, астроном с большой точностью вычислил продолжительность года в тропическом поясе (погрешность составила всего 6 минут).
Гиппарх составил первый каталог звездного неба, в котором описал около 850 звезд, дал им имена и сгруппировал в созвездия. Он же разделил все звезды по яркости на шесть групп. Для вычислений ему приходилось пользоваться различными инструментами, и ученый усовершенствовал многие из них и даже изобрел новые.
Именно Гиппарх впервые высказал идею о том, что звезды движутся по небу, а не висят неподвижно, как думали до сих пор. Впоследствии
Плиний Старший (23 или 24–79) в своем труде Естественная история»
написал, что благодаря Гиппарху стало возможно узнать не только
ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМАМИ Р А ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И Луны, священно, нерушимо, божественно, так как там находится вечно тот же эфир, никогда не воспринимающий переменчивые тревоги непостоянства. Ниже Луны начинаются как воздух, таки переменчивость, и Луна есть граница как эфира воздуха, таки божественного и тленного. В древности родились такие выражения, как ничто не вечно под Луной и подлунный мир, указывающие на постоянные изменения, происходившие и продолжающие происходить на Земле. Возможно, именно из-за стремления греков к совершенству во всеми появилась такая оригинальная теория, как
Гармония сфер, согласно которой небесные тела расположены пропорционально музыкальному ряду.
Идея о существовании связи между планетами и тонической системой впервые возникла не в Греции, а Древнем Востоке. Упоминание об этом можно встретить, например, у китайцев, которые видели связь между нотами, природными элементами и временами года.
Что касается Греции, то впервые упоминание о гармонии сфер встречается в трудах Пифагора и его многочисленных учеников. Великий математик писало трех сферах первой он называл Луну, второй — Солнце, третьей — звезды и планеты и соотносил их стремя интервалами:
октавой (1:2), квинтой (2:3) и квартой (После Пифагора эту идею развивал Аристотель. Он полагал, что
«
скорости светил, соответствующие их расстояниям от Земли, имеют соотношения созвучных интервалов, таким образом из кругового движения светил возникает гармоническое звучание, те. звукоряд в одну октаву. Александр Афродисийский
считал, что высота тона пропорциональна скорости светила. Позднее Цицерон высказал предположение,
что самый низкий тон астральной гаммы принадлежит Луне, а самый высокий — сфере неподвижных звезд.
Теория Гармонии сфер развивалась в рамках геоцентрической системы мира, которая наиболее подробно описана в трудах Клавдия Птоле- мея рис. Этот греческий ученый, физик, геометр и астроном внес значительный вклад в развитие астрономии. К сожалению, о его жизни имеется очень мало сведений. Сохранились примерные даты его жизни —
ок. 90 — ок. 160 года, месторождения осталось неизвестным. Большую часть своей жизни он прожил в Александрии.
О научных исследованиях Птолемея можно судить подошедшим до нас сочинениям. Самым известными значительным из всех его трудов является как они могут видеть огни, находящиеся выше уровня их глаз, даже если те отстоят от них намного дальше Однако это доказывает лишь то,
что земная поверхность искривлена.
По мере развития представлений о форме земного шара различными учеными высказывались способы его измерения. Например, два способа,
основанных на одном принципе, описал Клеомед (I век дон. э) в своем труде Теория обращения небесных тел. Он предложил измерить расстояние между двумя точками на одном и том же меридиане и вычислить угол, соответствующий этому расстоянию.
Руководствуясь указаниями Клеомеда, Эратосфен впервые точно смог высчитать размеры Земли. Зная, что Александрия и Сиена лежат на одном меридиане, он измерил расстояние между ними (оно равнялось тысячам стадиев). Вдень летнего солнцестояния, когда Солнце в Сие- не находилось в зените, Эратосфен, будучи в Александрии, измерил тень, которую отбрасывал гномона затем вычислил угол между вертикалью и направлением на Солнце (7° 12’). Затем он вычислил размеры
Земли, которые оказались равными 250 тысячам стадиев.
После Эратосфена попытку измерить длину радиуса Земли предпринял Посидоний (135–51 дон. э. Он в качестве двух точек, лежащих на одном меридиане, выбрал остров Родос и Александрию. Согласно его вычислениям, радиус имел длину 240 тысяч стадиев. В наши дни была получена более точная цифра 40 тысяч километров, что отличается от результатов Эратосфена и Посидония всего на несколько процентов.
Кроме размеров Земли, греческие ученые делали попытки высчитать размеры Луны, Солнца и расстояния от этих небесных тел до Земли.
Наиболее серьезно подошел к этому Аристарх, но задача была слишком сложна, и поэтому он получил цифру меньше настоящей в двадцать раз. Впоследствии эти расстояния пытались измерить Гиппарх и Посидо- ний, но погрешность все же оставалась слишком большой.
Греки задумывались не только о размерах Земли и расстоянии от нее до Луны и Солнца. Их также интересовало и устройство Вселенной,
атакже место в ней Земли. Как уже было отмечено выше, в течение десятилетий и даже веков они высказывали самые разнообразные предположения, пытаясь объяснить движение Луны, Солнца и звезд.
Многие ученые и просто жители античной Греции относились к небесам как к чему-то святому, неизменному и гармоничному. Например, Макробий
в Комментарии к Сну Спициона”» писал Все, что расположено выше
ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМАМИ Р А ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И Великое собрание, или Алмагест». Он состоит из тринадцати томов, часть которых посвящена исследованиям в области математики, в частности тригонометрии, другая часть — астрономическим исследованиям.
Первую книгу Птолемей посвятил описанию начальных астрономических понятий и сведений. В частности, он перечислил круги и координаты, употребительные на небесной сфере. В этой же книге ученый привел основные положения своей теории, названной геоцентрической системой мира.
Согласно этой системе, Земля имеет форму шара, неподвижна и находится в центральной точке Вселенной. Вокруг нее по сферическим орбитам движутся Солнце, Луна и планеты Солнечной системы, причем,
согласно Платону, на самом близком расстоянии от Земли находится
Луна, затем идут Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн
(
рис. Рис. 29. Клавдий Птолемей
Рис. 30. Геоцентрическая система мира
Кроме того, эти небесные тела,
по Птолемею, имеют и собственное движение, противоположное первому. Помимо астрономических, впервой книге были приведены основные сведения по тригонометрии, в частности таблица хорд.
Во втором томе Великого собрания Птолемей собрал географические сведения тех времен. Согласно этой книге, всю поверхность Земли можно поделить на пояса,
долготы дня и полуденные длины тени по различным параллелям. Кроме того, он подробно описал такие явления, как восходы и заходы Солнца,
также имеющие отношение к астрономии.
Третий том ученый посвящает теме продолжительности года, причем приводит очень точные данные, вплоть до дней, часов и минут. Во второй части книги он излагает теорию Солнца, предложенную Гиппархом.
В четвертом томе также даются астрономические сведения. Птоле- мей рассуждает о способах определения продолжительности месяца,
а также приводит теорию движения Луны.
Из пятого тома можно узнать обустройстве астролябии. Кроме того,
ученый упоминает о новых измерениях, которые он выполнил с ее помощью и применил для более подробного изучения неравенств при движении Луны.
В шестом томе Птолемей подробно рассмотрел соединения и противостояния Солнца и Луны, причины и условия возникновения затмений.
Ученый высказал предположение, что существует способ приближенного вычисления затмений, ноне привел его.
В седьмом томе дается статья об осеннем и весеннем равноденствиях. Кроме того, приводится один из самых древнейших звездных каталогов, известных в наши дни. В нем ученый описал 48 известных в те времена созвездий, из них двенадцать являются зодиакальными, двадцать одно расположено к северу от зодиакального круга и пятнадцать — к югу от него. Эти созвездия включают в общей сложности 1022 звезды
ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И 4
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   33

перейти в каталог файлов


связь с админом