Главная страница
qrcode

Джеймс Крейг (Ирина К. Скала) — Шрифт и дизайн, современная типо. Посвящается новому поколению графическихдизайнеров


Скачать 31.73 Mb.
НазваниеПосвящается новому поколению графическихдизайнеров
Дата21.07.2020
Размер31.73 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДжеймс Крейг (Ирина К. Скала) — Шрифт и дизайн, современная типо
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#159410
страница1 из 18
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Посвящается
новому поколению
графических
дизайнеров
ББК 32.973.2-044.4я7
УДК 004.92(075)
К79
Заведующая редакцией Ю. Сергиенко
Ведущий редактор Н. Римицан
Научный редактор Л. Родионова
Художественный редактор В. Шимкевич
Корректор А. Прищепова
Верстка Л. Казарина
ООО «Питер Пресс», 192102, Санкт-Петербург, ул. Андреевская (д. Волкова), д. 3, литер А, пом. 7Н.
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 034-2014, 58.11.12.000 — Книги печатные профессиональные, технические и научные.
Подписано в печать 03.03.16. Формат 84х108/16.
Бумага мелованная. Усл. п. л. 18,480. Тираж 1000. Заказ 0000.
Отпечатано в соответствии с предоставленными материалами в ООО «ИПК Парето-Принт». 170546, Тверская область,
Промышленная зона Боровлево-1, комплекс №3А, www.pareto-print.
Дж. Крейг, И. Скала
Шрифт и дизайн. Современная типографика / Пер. с англ. А. Литвинова, Л. Родионовой. — СПб.: Питер, 2016. — 176 с.: ил.
ISBN 978-5-496-01370-3
Шрифтовой дизайн и типографика — это постоянно развивающееся и изменяющееся искусство, и каждое поколение дизайнеров привносит в него что-то новое и прогрессивное. Некоторые дизайнеры приветствуют перемены и свободу эксперимента, другие предпочитают традиционный подход. Третьи считают, что старое и новое могут сосуществовать, чтобы в результате обогатить и разнообразить оформление. Так или иначе, во взглядах на типографику нет единой точки зрения. Однако одно совершенно ясно: от шрифта больше не требуется быть «незаметным» и оставаться лишь скромным средством передачи смысла текста. Сегодня шрифт может быть выразительным, забавным, вызывающим, дерзким, а в лучших своих проявлениях — самостоятельным арт-объектом. Современный цифровой художник должен быть открыт всему новому, использовать все типографические средства выразительности и на их основе создавать собственную эстетику.
Мы надеемся, что новые поколения графических дизайнеров продолжат расширять границы и нарушать условности этого искусства. Одни нововведения выдержат испытание временем, другие просто обозначат проходящие модные тенденции. И все это станет частью богатой истории типографского дела. В этой непростой задаче им может помочь данная книга, которая стала настольной для дизайнеров по всему миру. Основной новинкой пятого издания стало объединение книги с веб-сайтом www.designingwithtype.com/5
, на котором читатели могут увидеть сотни примеров конкретных дизайнерских проектов и получить дополнительную информацию из области типографского дела.
12+
(В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ).
ISBN 978-0823014132 англ.
ISBN 978-5-496-01370-3
© 1971, 1980, 1992, 1999, 2006 by James Craig
© Перевод на русский язык
ООО Издательство «Питер», 2016
© Издание на русском языке, оформление
ООО Издательство «Питер», 2016
© Серия «Современный дизайн», 2016
Права на издание получены по соглашению с Watson-Guptill.
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Информация, содержащаяся в данной книге, получена из источников, рассматриваемых издательством как надежные. Тем не менее, имея в виду возможные человеческие или технические ошибки, издательство не может гарантировать абсолютную точность и полноту приводимых сведений и не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги.
Содержание
Введение, 6
1
Основы типографики, 7
Становление алфавита, 8
Шрифтовые термины, 12
Типографская система мер, 17
2
Классические шрифты, 23
Систематизация, 24
Строение буквы, 26
Garamond | Старый стиль, 28
Baskerville | Переходный стиль, 34
Bodoni | Новый стиль, 40
Century Expanded | Египетский, 46
Helvetica | Рубленый, 52
Семейства шрифтов, 58
Упражнение | Определите шрифт, 60
3
Шрифтовой дизайн, 61
О шрифте, 62
Межсимвольные и межсловные интервалы, 64
Интерлиньяж, 66
Длина строки, 68
Выравнивание текста, 70
Начало абзаца, 74
Расстановка акцентов, 76
Сетка, 80
4
Акцидентные шрифты, 83
Выбор акцидентного шрифта, 84
Выравнивание заголовка, 86
Оптические эффекты, 88
Знаки препинания, 90
Буквицы, 92
Модификации шрифта, 93
5
Цвет, 95
Плашечные цвета, 96
Композитные цвета, 100
Аддитивные цвета, 102
6
Проекты, 103
Решение дизайнерских задач, 104
Пять классических шрифтов, 106
Выравнивание текста, 108
Начертания, 110
Параметры абзаца, 112
Выразительность слов, 114
Визуализация цитаты, 116
Древние алфавиты, 120
Сетка, 124
Брошюра, 126
Экспериментальная типографика, 132
Письмо с требованием выкупа, 134
Логотип, 136
7
Традиционные навыки, 137
Дизайнерский процесс, 138
Подготовка оригинал-макета, 140
Работа с текстом, 142
8
Образцы шрифтов, 145
Систематизация, 146
Старый стиль, 147
Переходный стиль, 148
Новый стиль, 149
Египетские | Брусковые, 150
Рубленые, 151
Декоративные | Новые, 152
Рукописные и готические, 153
Орнаменты | Пиктограммы | Завитки, 154
9
Ссылки и источники, 155
Пунктуация, 156
Типографский набор | Цифровой дизайн, 159
Словарь терминов, 162
Библиографический список, 175
Посвящается
новому поколению
графических
дизайнеров
5
Введение

Типографика как искусство, создаваемое шрифтовыми средствами, — пожалуй, самый важный для студентов-дизайнеров предмет. В будущей профессиональной деятельности им предстоит решать множество дизайнерских задач, бˆольшая часть которых потребует глубокого знания типографики.
Редкие проекты не будут связаны со шрифтами, более того, некоторые из них окажутся связанными только со шрифтами. Основным средством коммуникации всегда будут слова.
Студенты, которые сейчас изучают графический дизайн, — это типографы будущего, и их успех во многом зависит от того, насколько хорошо они на учатся работать со шрифтом.
Современная типографика
Типографика — это живой вид искусства, каждое поколение дизайнеров привносит в него что-то новое и прогрессивное. Она постоянно развивается и изменяется, она требует и похвалы, и критики.
Такое отношение сложилось не сегодня; изменения и эксперименты в типографике рождали отклик со времен ее возникновения. Шрифт Гутенберга был слишком холодным, ему не хватало тепла рукописных шрифтов. Гарнитуры последующих веков ругали за избыточный контраст, заставляющий напрягать зрение, вызывающий головокружение, а рубленые шрифты, как считали многие, затрудняют чтение.
Споры продолжаются. Шрифту больше не нужно оставаться «невидимым», скромным средством передачи смысла текста. Сегодня шрифт может быть выразительным, забавным, вызывающим, дерзким, а в лучших своих проявлениях — изящным искусством.
Некоторые дизайнеры приветствуют перемены и свободу эксперимента, другие предпочитают традиционный подход. Третьи считают, что старое и новое может сосуществовать, чтобы в результате обогатить и разнообразить мир средств типографской выразительности. Так или иначе, во взглядах на типографику нет единой точки зрения. Студенты должны быть открыты всему новому, охватить все компоненты типографского инструментария и на их основе сформировать собственную эстетику.
Надеемся, новые поколения графических дизайнеров продолжат расширять границы и нарушать условности этого вида искусства. Одни нововведения выдержат испытание временем, другие просто обозначат проходящие модные тенденции. И все это станет частью богатой истории типографики.
Пятое издание
Хотя типографику можно преподавать различными способами, план уроков принято выстраивать вокруг представления о металлических литерах, поскольку они — источник нашего профессионального лексикона. Новое издание книги «Шрифт и дизайн.
Современная типографика» содержит обширную базовую информацию, а также дает представление о современных технологиях, что позволяет читателю обрести глубокое и основательное знание в области типографики.
В соответствии с современными требованиями мы полностью изменили формат и содержание книги, сделали ее полноцветной и существенно дополнили новой информацией, сохранив все те особенности, которые делали ее столь полезной для дизайнера.
Первое издание книги «Шрифт и дизайн. Современная типографика» вышла в свет более сорока пяти лет тому назад. Было продано более четверти миллиона экземпляров, в школах дизайна во всем мире ее стали использовать как учебник. Все это позволяет предположить, что, несмотря на существенные изменения в сфере дизайна, книга «Шрифт и дизайн. Современная типографика», как и прежде, обучает и вдохновляет. Мы верим, что пятое издание станет максимально эффективным подспорьем для нового поколения графических дизайнеров.
Веб-сайты
Главное новшество этого издания — интеграция книги с веб-сайтом www.designing withtype.com/5
. Студенты и преподаватели могут рассмотреть здесь сотни примеров решений конкретных дизайнерских проектов и пополнить свой багаж знаний в области типографики. Посетите также новые сайты www.
DWTworkshop.com и www.DWTawards.com

6
Основы типографики
Становление алфавита
Шрифтовые термины
Типографская система мер
1
Искусство шрифтового дизайна зародилось на Западе примерно в 1455 году, когда Иоганн Гутенберг усовершенствовал печатное дело, начав использовать отдельные литеры шрифта. Многие современные полиграфические термины уходят корнями в ту далекую эпоху.
В этом разделе речь пойдет о становлении алфавита, будут приведены основные термины и рассмотрена типографская система мер. Все это обогатит ваш профессиональный лексикон.

Порой мы забываем, что алфавит происходит от символов, которые использовали тысячи лет тому назад. Однако древние формы передавали не звуки, а предметы или символы идей.
Пиктограммы
В какой-то момент истории люди стали общаться с помощью визуальных образов. Для этого они создавали простые изображения того, что их окружало.
Примитивные картинки, пиктограммы, обозна­
чали объекты, вроде быка или дома (рис. 1).
Идеограммы
Возрастала необходимость сообщать все более абстрактную информацию, символы обретали сразу несколько значений: символ «бык» использовали также для обозначения еды. Новые символы —
идео граммы — передавали уже не предметы,
а идеи (рис. 2).
Абстрактные идеи сообщались с помощью сочетаний различных пиктограмм. Например, чтобы передать понятие «отдых», сочетали пиктограммы
«человек» и «дерево». Современный пример идеограммы — череп и скрещенные кости, которые мы воспринимаем не как изображение, а как символ опасности, смерти, пиратов или яда.
Эта эволюция от пиктограммы до идеограммы стала большим шагом в развитии письменной речи.
Ранние цивилизации для записи и передачи информации использовали такие системы письма, в ко торых сочетали символы, обозначающие конкретные объекты (пиктограммы) и абстрактные понятия (идеограммы). В наше время усложненная версия этой системы все еще используется в Китае.
В системе, сочетающей в себе пиктографическое и идео графическое письмо, есть ряд недостатков.
Помимо того, что символы сложны сами по себе, их число, к тому же, достигает нескольких тысяч, что существенно усложняет их изучение и использование.
Финикийский алфавит
Для ведения торговли, учетных книг и фиксации сделок древним финикийцам потребовалась упрощенная система письма. И около 1200 г. до н. э. возник новый способ письменной коммуникации с использованием символов, обозначающих звуки речи, а не идеи или предметы.
Становление алфавита
1
|
Пиктограммы
2
|
Идеограмма
8
Как проходили эти изменения, поясним на при­
мере двух первых букв латинского алфавита —
А и В (рис. 3). Один из самых первых звуков речи, записанных финикийцами, — звук «А». С него начинается слово «алеф», то есть «бык». Чтобы не придумывать новый символ, финикийцы взяли уже существовавший. То же самое со звуком «В», с которого начинается слово «бет», то есть «дом». Так финикийцы подобрали по одному символу для каждого звука. Все эти символы обозначали привычные предметы и части тела: дверь, рыбу, руку, глаз или рот (см. с. 120).
Финикийский алфавит потребовал меньше символов, чем система, сочетающая в себе пиктографическое и идео графическое письмо. К тому же буквы упрощенного рисунка быстрее записать, их легче запомнить — то есть они стали идеальным средством коммуникации.
Греческий алфавит
Древние греки постепенно заимствовали финикийский алфавит и где-то с 800 г. до н. э. стали широко использовать его. Они оценили еще одно достоинство этой системы: алфавит удобен не только для ведения торговли, но и для передачи знаний. Греки также заимствовали и финикийские названия букв, лишь немного изменив их. Алеф стал альфой,
а бет — бетой (рис. 4). Отсюда слово «алфавит».
В финикийском алфавите нет гласных, только согласные (алеф — тоже согласный). И слова напоминали аббревиатуры вроде привычных нам «млрд» или «млн». Хотя эта система хорошо показала себя, ее возможности были ограничены. Поэтому греки добавили пять гласных и окончательно определили форму букв. Видоизмененный алфавит, состоящий только из заглавных букв, был официально принят в Афинах в 403 г. до н. э.
Латинский алфавит
Так же, как греки видоизменили финикийский
алфавит, римляне приняли и модифицировали
греческий (рис. 5). Тринадцать букв греческого алфавита остались без изменений: А, В, Е, Н, I, K, M,
N, O, T, X, Y и Z. Восемь букв видоизменили: C, D, G,
L, P, R, S и V. Две буквы добавили: F и Q. В результате получилось двадцать три буквы. Римляне избавились от альфы, беты и гаммы и обозначили со ответствующие звуки более простыми начертаниями. Буквы U и W были включены в алфавит около тысячи лет тому назад, а J — еще пятьсот лет спустя.
5
|
Буквы латинского алфавита: А и В
4
|
Буквы греческого алфавита: альфа и бета
3
|
Буквы финикийского алфавита: алеф и бет
1
9
Строчные буквы
До сих пор мы говорили только о прописных буквах
(маюскулах). Строчные буквы (минускулы) были естественным результатом написания и переписывания прописных букв пером. Сначала на письме постоянно использовались всего несколько строчных букв, но со временем в обиход вошел полный набор строчных и прописных букв. Когда письмо стало повсеместным, возникла необходимость экономить материалы, и буквы начали уменьшать, чтобы сделать текст более убористым.
До изобретения Гутенбергом книгопечатания подвижными литерами в середине XV века в Западной
Европе существовали две известные школы письма: готическое (в Германии и странах Северной Европы) и гуманистическое письмо (в Италии).
В середине XV века Гутенберг использовал
готический шрифт (рис. 6) в качестве модели для
создания своего шрифта (рис. 7). Гуманис ти­
ческий шрифт воплотил в себе форму возрож­
денного каролингского минускула IX века и стал
основой для современных строчных букв
(рис. 8). Обтекаемая форма этого же стиля письма легла в основу современного курсива.
Примеры всех трех стилей можно увидеть на странице напротив.
Пунктуация
Раннее греческое и римское письмо не имели пунктуации в ее современном понимании. Слова писали либо слитно, либо отделяли точками или косой чертой. Это демонстрируют образцы рустикального письма, полуунциала и каролингского минускула, представленные на странице напротив. Только к XV веку с возникновением книгопечатания оформились правила грамматики и пунктуации.
Алфавит
Как уже было сказано, каждый из символов, составляющих современный алфавит, прошел тысячелетний путь развития. Дизайнер может упростить или изменить рисунок буквы, но необходимо сохранить при этом ее коммуникативность. И даже такие жесткие, на первый взгляд, рамки не отменяют бесконечные возможности для творчества.

6
|
Готический шрифт
7
|
Шрифт Гутенберга
8
|
Гуманистическое письмо
10
Финикийский алфавит (около 1000 г. до н. э.), читается справа налево
Греческий алфавит (около 403 г. до н. э.), создан на основе финикийского около 900 г. до н. э.
Латинский алфавит (около 100 г.), создан на основе греческого алфавита
Римское квадратное письмо (IV в.), написано тростниковым пером
Рустика (V в.), написано тростниковым пером. Точки представляют собой знаки ранней пунктуации
Полуунциальное письмо (VII в.), написано тростниковым пером. Косые линии обозначают границы слов
Каролингский минускул (IX в.), написано тростниковым пером
Фрактура (XV в.), написано тростниковым пером
Шрифт Гутенберга (около 1455 г.), происходит от приведенной выше фрактуры
Гуманистический курсив (XV в.), создан на основе каролингского минускула
Антиква Николя Жансона (1475 г.), создана на основе гуманистического курсива
Первый курсив, созданный Франческо Гриффо (1501 г.), создан также на основе гуманистического курсива
1
11
1
|
При использовании выворотки белые области становятся черными. Так проявляются новые формы

Когда мы читаем, то в словах нам важна прежде всего информация и мы редко воспринимаем рисунок отдельных букв. Было ли у вас когда-нибудь время пристально рассмотреть букву? Давайте остано­
вимся на замысловатых изгибах, составляющих
внутренние и наружные контуры каждой буквы,
и на том, как они связаны друг с другом (рис. 1).
Анатомия шрифта
Буква состоит из множества элементов, каждый
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

перейти в каталог файлов


связь с админом