Главная страница
qrcode

Джеймс Крейг (Ирина К. Скала) — Шрифт и дизайн, современная типо. Посвящается новому поколению графическихдизайнеров


Скачать 31.73 Mb.
НазваниеПосвящается новому поколению графическихдизайнеров
Дата21.07.2020
Размер31.73 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДжеймс Крейг (Ирина К. Скала) — Шрифт и дизайн, современная типо
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#159410
страница2 из 18
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
из которых имеет свое название (рис. 2).
СИмВОлы
|
Отдельные буквы, знаки пунктуации, цифры и прочие элементы, используемые в типографском наборе.
ПрОПИСНые, ИлИ зАГлАВНые, БуКВы
|
Английский термин (Upper case) отсылает нас к ручному набору, когда прописные буквы хранили в верхней части наборной кассы.
С Т р О ч Н ы е Бу К В ы
|
Строчные буквы держали в нижней части наборной кассы, отсюда термин
Lower case.
лИНИя ШрИфТА
|
Воображаемая линия, проходящая по нижнему краю строчных символов без учета нижних выносных элементов.
ВерхНяя лИНИя
|
Воображаемая линия, проходящая по верху строчных букв без учета верхних выносных элементов.
рОСТ СТрОчНОй БуКВы
|
Высота очка, то есть строчной буквы без выносных элементов (например строчной «x», отсюда термин «х-height»).
ВерхНИй ВыНОСНОй элемеНТ
|
Элемент строчных букв, выходящий за верхнюю линию (над буквами b, d, h).
НИжНИй ВыНОСНОй элемеНТ
|
Свисающий элемент строчных букв, опущенный ниже линии шрифта (под буквами p, y или g).
В Н у Т р И Бу К В е Н Н ы й П р О С В е Т
|
Полностью или частично закрытое пространство внутри буквы.
Например замкнутый «овал» в буквах b, d и p.
зАСечК А , ИлИ СерИф
|
Короткий, обычно перпендикулярный, штрих, которым начинается и заканчивается основной штрих буквы. Засечки обязаны своим появлением римским каменщикам, которые завершали ими каждый штрих высеченной буквы, чтобы сделать ее заметнее. У рубленых шрифтов засечки отсутствуют, эта группа так и называется:
«sans serif», что означает «без засечек».
Шрифтовые термины
12
2
|
Основные термины, используемые при описании шрифта
1
ЛИГАТУРЫ
СИмВОлы С зАСечКАмИ
СИмВОлы Без зАСечеК
СТАРОСТИЛЬНЫЕ ЦИФРЫ
БЕЗ ЛИГАТУР
ПРОПИСНЫЕ
РАВНОВЫСОКИЕ ЦИФРЫ
КАПИТЕЛЬ
ЗАСЕЧКА
ПРОПИСНАя
БУКВА
СТРОЧНАя
БУКВА
НИЖНИЙ ВЫНОСНОЙ ЭЛЕМЕНТ
ВЕРХНИЙ
ВЫНОСНОЙ
ЭЛЕМЕНТ
ВНУТРИБУКВЕННЫЙ ПРОСВЕТ
ВЕРХНяя ЛИНИя
СТРОЧНЫХ ЗНАКОВ
ЛИНИя ШРИФТА
ВЫСОТА
СТРОЧНЫХ
ЗНАКОВ
ВЫСОТА
СТРОЧНЫХ ЗНАКОВ
13
К АПИТель
|
Прописные буквы, размер которых по высоте соответствует строчным:
A, B, C, D, E, F, G и т. д. Служит, когда прописные буквы создают не нужный акцент. По насыщенности штрихов ка питель соответствует строчным буквам. Обычно используется для аббревиатур (NASA или NATO).
рАВНОВыСОКИе ЦИфры
|
Также называются маюскульными. Эти цифры похожи на прописные буквы, так как совпадают с ними по высоте: 1, 2, 3, 4, 5, 6,
7, 8, 9, 0. Равновысокие цифры чаще всего используются в годовых отчетах, диаграммах, таблицах, то есть когда цифры должны быть выделены или несут в себе важную информацию.
СТАрОСТИльНые ЦИфры
|
Также называются минускульными. Похожи на строчные символы тем, что различаются по высоте, в ряде случаев имеют верхние и нижние выносные элементы:
1
,
2
,
3
,
4
,
5
,
6
,
7
,
8
,
9
,
0
. Используются прежде всего там, где нужны неброские цифры, например в сплошном тексте. По той же причине старостильные цифры часто сочетают с капителью, например pt-109
или
2005 c.e
л И ГАТ у ры
|
Две буквы или более, соединенные в один символ. Типографский изыск, который компенсирует недостаточное изящество некоторых рядом стоящих букв: ff
, fi
, fl
, ffi
, ffl
Гарнитуры
Термин «гарнитура» используется для обозна­
чения семейства начертаний шрифта, имеющих
общие стилевые особенности (рис. 3). Разница между гарнитурами часто едва различима — небольшое расхождение в высоте букв, в засечках или в размере выносных элементов... В любом случае гарнитура влияет на общий вид печатной страницы.
У каждой гарнитуры есть имя, и оно связано с ее создателем (Baskerville, Bodoni, Caslon, Gill, Frutiger), отсылает к названию страны (Caledonia, Helvetica) либо характеризует ее облик или стиль (Futura,
Eurostyle, Modern). Основной текст этой книги набран гарнитурой Helvetica.
3
|
Названия некоторых гарнитур
14
Начертание
Современные начертания различаются в основ­
ном по насыщенности и ширине букв (рис. 4).
И хотя некоторые семейства шрифтов обладают множеством начертаний, большинство гарнитур предполагают стандартный набор: прямое, курсивное, полужирное.
Roman, ПрямОе НАчерТАНИе
|
Английский термин напоминает о римском происхождении таких букв.
Для объемных текстов чаще всего используется именно этот тип, поскольку он самый удобный для чтения. Этому предложению задано прямое начертание.
I ta l I c , К у р С И В
|
Второй по популярности тип.
Настоящий курсив — это не просто прямые символы, скошенные вправо, а специальный шрифт. Обычно курсив используется для неброского выделения.
Эти
слова набраны курсивом.
Принудительно скошенные вправо (или влево) буквы называются наклонными
(oblique).
Эти слова набраны наклонным шрифтом
RegulaR, СВеТлОе НАчерТАНИе
|
То же, что и нормальное начертание (normal), базовое по форме и насыщенности. Все прочие начертания — его вариации.
Bold, жИрНОе НАчерТАНИе
|
Шрифт с более толстыми штрихами, обычно служит для интенсивного выделения. Варианты насыщенных начертаний:
semibold, heavy, black, extrabold и ultra.
lIght, БОлее СВеТлОе НАчерТАНИе
|
Очень светлая и тонкая версия нормального начертания. Самый светлый вариант часто называют сверхсветлым
(thin).
condensed, узКОе НАчерТАНИе
|
Зауженный вариант нормального начертания. Особенно хорош своей убористостью. Иногда называют сжатым (compressed).
eXtended, ШИрОКОе НАчерТАНИе
|
Более широкий вариант нормального начертания, еще один англоязычный синоним — expanded.
Кроме приведенных типов начертания существуют комбинированные: светлый узкий (light condensed), жирный широкий (bold extended) и т. д.
Чтобы лучше представлять, каким может быть разнообразие начертаний в отдельно взятой гарнитуре, рассмотрите пример Helvetica на с. 59.
Roman
Italic
Thin
Light
Regular
Semibold
Bold
Extrabold
Condensed
Extended
Light Condensed
Bold Extended
4
|
Варианты начертаний и насыщенности
1
15
Шрифты
Традиционно шрифтом называют комплект
строчных и прописных символов, знаков пре­
пинания, цифр и спецсимволов одного размера
и начертания для отдельной гарнитуры (рис. 5).
Garamond Roman — один шрифт, а Garamond Italic — уже другой.
Сегодня термин шрифт понимается более широко.
Его все еще употребляют для обозначения определенной гарнитуры и типа начертания, но не для кегля. Все потому, что современные технологии позволяют задать шрифту любой кегль.
Шрифты различаются количеством и многообразием символов. Помимо букв и знаков препинания некоторые шрифты содержат специальные символы: капитель, лигатуры, минускульные цифры, математические символы и диакритические знаки.
Семейства шрифтов
Совокупность всех начертаний некой гарнитуры
(прямое, курсив, жирное, узкое и т. д.) образует
семейство шрифта (рис. 6). Подбирая шрифты в пределах одного семейства, дизайнер сохраняет типографское единообразие. Поскольку все начертания в одном семействе обладают общими характеристиками (рисунок, высота строчных и прописных букв, длина верхних и нижних выносных элементов), они гармонируют друг с другом на странице.
Большинство семейств шрифтов относительно невелики и включают только прямое, курсивное и полужирное начертания. Некоторые семейства
(например Helvetica) довольно обширны и содержат множество вариантов начертаний — от узкого до жирного широкого, а также особых начертаний, вроде контурных букв и букв с тенью.
С некоторыми из множества начертаний семейства Helvetica можно ознакомиться на с. 59.
Систематизация шрифтов
Чтобы систематизировать тысячи шрифтов, все они были сгруппированы в соответствии с общими визуальными характеристиками. Согласно одной из са мых распространенных классификаций в нашем распоряжении имеются шрифты старого, переходного, нового стилей, брусковые (египетские) шрифты, рубленые, декоративные, рукописные и готические
(подробнее об этом см. главу 8).

Garamond Roman
Garamond Italic
Garamond Semibold
Garamond Semibold Italic
Garamond Bold
Garamond Bold Italic
ABCDEFGhijkl mnopqRstuv wxyz& abcdefghijklmnop q rstuvwxyz
1234567890 1234567890 ff fi fl ffi ffl.,“”-:;!?
5
|
Шрифт в традиционном понимании: один кегль, одна гарнитура
6
|
Семейство шрифта
16

Как и многие специальные термины, типографская система мер восходит к эпохе начала книгопечатания. И чтобы лучше понимать современную систему мер, полезно представлять себе металлические литеры.
Пункты и пайки
Для дизайнера пункты и пайки — то же, что дюймы и футы для архитектора, именно с их помощью дизайнер задает параметры печатного объекта.
В пунктах измеряется размер шрифта и расстояние между строчками (интерлиньяж). Пайки — более крупная единица измерения, она служит для указания длины строки. В пайке 12 пунктов (в дюйме примерно 6 паек). Соотношение одного пункта,
одной пайки и одного дюйма представлено на
рис. 1.
Измерение шрифта в пунктах
Современный способ измерения шрифта в пунктах восходит к традиционному ручному набору, когда каждый символ выполнялся в виде отдельной металлической литеры (см. с. 158).
Сегодня ключевыми параметрами элемента
шрифта остаются толщина литеры и высота очка
(рис. 2). Толщина литеры определяется формой отдельной буквы. «M» и «W» — самые широкие, а «i» и знаки препинания — самые узкие. В цифровом наборе толщина литеры имеет значение при определении пространства под символ (см. с. 22).
Высота кегельной площадки соответствует высоте металлической литеры, ее еще называют кеглем. То есть если размер металлической литеры по вертикали составляет 10 пунктов, то и кегль — 10 пунктов.
Текст, который вы сейчас читаете, набран кеглем
8,5 пунк та.
Отношение размера металлической литеры
к ее оттиску показано на рис. 3. Обратите внимание, что, хотя кегельная площадка металлических литер одинакового размера, высота самих букв различается. Поскольку буква заполняет не все пространство площадки, понятно, почему размер напечатанной буквы не соответствует кеглю.
Хотя шрифты давно не выплавляют из металла, то, что касается системы измерений и терминологии, по-прежнему отсылает нас к металлическими литерам.
0 1
2 3
4 5
6 0
1
ДЮЙМЫ
ПУНКТЫ
ПАЙКИ
12 ПУНКТОВ = 1 ПАЙКА
Типографская система мер
1
|
Пункты и пайки
2
|
Кегль и толщина литеры
3
|
Кегль нельзя определить по размеру напечатанной буквы
ТОЛщИНА
ЛИТЕРЫ
НАПечАТАННые БуКВы
1
РОСТ ШРИФТА /
КЕГЛЬ
ТОЛщИНА
ЛИТЕРЫ
ТОЛщИНА
ЛИТЕРЫ
60 ПУНКТОВ
меТАллИчеСКИе лИТеры
17
Кегль
Металлические литеры выплавляли размером от 5 до 72 пунк тов. Литеры мельче 5 пунктов сложны для выплавки (и чтения), а литеры больше 72 пунктов слишком тяжелые. Так что когда требовались еще более крупные литеры, их вырезали из дерева.
По размеру шрифты разделяются на текстовые
и акцидентные (рис. 4). Текстовые предназначены для набора основного текста (5–12 или 14 пунктов).
Хотя разница в один пункт кажется несущественной, она очень заметна в шрифтах меньших размеров.
Акцидентные шрифты создавались для заголовков
(16–60 или 72 пункта).
Современное оборудование позволяет использовать шрифты любого размера, хоть с дробным значением. Однако термины «текстовый» и «акцидентный» все еще широко используются применительно к шрифтам меньше и больше 14 пунктов.
Очко шрифта
Мы уже знаем, что очко шрифта — это высота строчной буквы без верхних и нижних выносных элементов.
И хотя очко не является единицей измерения, как пункты и пайки, именно оно связано с визуальным восприятием кегля.
Шрифты одного кегля могут не соответствовать по размеру из-за разницы в высоте строчных знаков.
Сравните пять вариантов акцидентных шрифтов на странице напротив. хотя все они размером
60 пунк тов, высота строчных знаков у них раз­
личается (рис. 5). У шрифтов Garamond и Bodoni очко меньше, а у Century Expanded и Helvetica — больше. Обратите внимание, что шрифты с меньшим очком обычно имеют более длинные выносные элементы, и наоборот. Определяясь с высотой строчных знаков, дизайнер учитывает технические и эстетические характеристики.
различия в очке шрифта особенно заметны,
если взглянуть на абзац текста (рис. 6). Хотя все фрагменты набраны 10-м кеглем, Garamond выглядит меньше, чем Century Expanded или Helvetica, у которых очко больше. Обратите внимание, как очко влияет на количество символов в строчке и на интерлиньяж. Расстояние между строчками, набранными шрифтом с небольшим очком, кажется больше, чем между строчками, набранными шрифтом с более крупным очком.
4
|
Текстовое и крупнокегельное исполнение
ТЕКСТОВЫЙ ШРИФТ
АКЦИДЕНТНЫЙ ШРИФТ
16 пунктов
18 пунктов
20 пунктов
24 пункта
30 пунктов
36 пунктов
42 пункта
48 пункто
60 пунк
72 пун
6 пунктов
7 пунктов
8 пунктов
9 пунктов
10 пунктов
11 пунктов
12 пунктов
14 пунктов
5 пунктов
18
GARAMOND
BASKERVILLE
CENTURY EXPANDED
HELVETICA
BODONI
Очко шрифта — это высота строчных букв без верхних и нижних выносных элементов.
Очко не является единицей измерения, однако связано с визуальным восприятием кегля.
Шрифты одного кегля могут не соответствовать по размеру из-за разницы в высоте строчных знаков. Рассмотрите эти пять примеров: Garamond с небольшим очком шрифта кажется меньше, чем Century Expanded и Helvetica, у которых очко шрифта больше.
Очко шрифта — это высота строчных букв без верхних и нижних выносных элементов. Очко не является единицей измерения, однако связано с визуальным восприятием кегля. Шрифты одного кегля могут не соответствовать по размеру из-за разницы в высоте строчных знаков. Рассмотрите эти пять примеров: Garamond с небольшим очком шрифта кажется меньше, чем Century
Очко шрифта — это высота строчных букв без верхних и нижних выносных элементов. Очко не является единицей измерения, однако связано с визуальным восприятием кегля. Шрифты одного кегля могут не соответствовать по размеру из-за разницы в высоте строчных знаков. Рассмотрите эти пять примеров: Garamond с небольшим очком шрифта кажется меньше, чем Century Expanded и Helvetica,
Очко шрифта — это высота строчных букв без верхних и нижних выносных элементов. Очко не является единицей измерения, однако связано с визуальным восприятием кегля. Шрифты одного кегля могут не соответствовать по размеру из-за разницы в высоте строчных знаков. Рассмотрите эти пять примеров:
Garamond с небольшим очком шрифта кажется меньше, чем Century Expanded
Очко шрифта — это высота строчных букв без верхних и нижних выносных элементов. Очко не является единицей измерения, однако связано с визуальным восприятием кегля. Шрифты одного кегля могут не соответствовать по размеру из-за разницы в высоте строчных знаков. Рассмотрите эти пять примеров: Garamond с небольшим очком шрифта кажется меньше, чем Century
BASKERVILLE
GARAMOND
5
|
Для всех акцидентных шрифтов задан кегль 60 пунктов
6
|
Для всех образцов текстовых шрифтов задан кегль 10 пунктов
BODONI
CENTURY EXPANDED
HELVETICA
1
19
Межстрочный интервал, или интерлиньяж
В традиционном ручном наборе строчки шрифта располагаются друг над другом и образуют колонку.
Если набор слишком плотный, между строчками добавляют пробельный материал, чтобы текст стал более воздушным и удобочитаемым.
Пробельный материал, образующий «воздух»
между строчками, называется шпоном (рис. 7).
С его помощью увеличивается интерлиньяж. Шпон не достигает высоты шрифта, его функция — именно отделение строк друг от друга. В современной типографике интерлиньяж задается программными средствами.
чтобы лучше понять, что такое интерлиньяж
и как он влияет на внешний вид текста, рассмо­
трите рис. 8, на котором представлены строчки,
набранные шрифтом helvetica. Первый пример — набор без интерлиньяжа (18/18). Первая цифра обозначает кегль шрифта, вторая — кегль плюс значение интерлиньяжа. В этом примере цифры одинаковы, то есть дополнительного межстрочного пространства нет, а значит, расстояние между базовыми линиями составляет 18 пунктов.
В следующем примере использован шпон в 6 пунктов (18/24). То есть расстояние между базовыми линиями — 24 пункта. Первая цифра указывает на высоту шрифта, а вторая — на сумму высоты шрифта и межстрочного интервала. И хотя шпон не оставляет следа при печати, на иллюстрации он обозначен линией в 6 пунктов, чтобы наглядно показать добавленное пространство.
Третий пример набран с отрицательным межстрочным интервалом (–2 пункта). Поскольку верстка больше не зависит от механики ручного набора, строчки могут находиться даже ближе, чем без интерлиньяжа: это и есть отрицательный интерлиньяж (например 18/16). Надо понимать, что сближать строчки можно не бесконечно, так как в какой-то момент верхние и нижние выносные элементы начнут пересекаться.
Как правило, чем больше интерлиньяж, тем светлее кажется текст. Это показано на примере шрифтовых образцов в главе 2.
Текст, который вы сейчас читаете, набран Helvetica
Neue 8.5/12 с интерлиньяжем 3,5 пункта (то есть 12 пунктов от базовой линии до базовой линии).
18 ПУНКТОВ, БЕЗ ИНТЕРЛИНЬЯЖА, 18/18 18 ПУНКТОВ
МЕЖДУ
БАЗОВЫМИ
ЛИНИЯМИ
Для разделения строк текста используются пункты и доли пункта.
16 ПУНКТОВ
МЕЖДУ
БАЗОВЫМИ
ЛИНИЯМИ
18 ПУНКТОВ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЛИНЬЯЖ (–2 ПУНКТА), 18/16
Для разделения строк текста используются пункты и доли пункта.
24 ПУНКТА
МЕЖДУ
БАЗОВЫМИ
ЛИНИЯМИ
18 ПУНКТОВ, ИНТЕРЛИНЬЯЖ 6 ПУНКТОВ, 18/24
Для разделения строк текста используются пункты и доли пункта.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

перейти в каталог файлов


связь с админом