Главная страница
qrcode

Джеймс Крейг (Ирина К. Скала) — Шрифт и дизайн, современная типо. Посвящается новому поколению графическихдизайнеров


Скачать 31.73 Mb.
НазваниеПосвящается новому поколению графическихдизайнеров
Дата21.07.2020
Размер31.73 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДжеймс Крейг (Ирина К. Скала) — Шрифт и дизайн, современная типо
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#159410
страница3 из 18
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
7
|
Межстрочный интервал измеряется в пунктах и долях пункта
8
|
Шрифт без интерлиньяжа, с интерлиньяжем и с отрицательным интерлиньяжем
4 ПУНКТА
1/4 ПУНКТА (ВОЛОСяНАя ЛИНИя)
1/2 ПУНКТА
12 ПУНКТОВ
8 ПУНКТОВ
6 ПУНКТОВ
1 ПУНКТ
2 ПУНКТА
20
Межсимвольное и межсловное пространство
Термины «межсимвольное» (апрош) и «межсловное» пространство обозначают расстояние между соседними буквами и словами соответственно. чем сво­
боднее набор, тем меньше символов можно
уместить в строке. чем плотнее набор, тем
больше символов умещается в строке (рис. 9).
Это влияет на объем, который будет занимать текст, а также на «цвет» напечатанного текста. Чем плотнее набор, тем темнее он кажется.
Пробелы могут быть: нормальными, увеличенными, тонкими, очень тонкими или волосяными. Сегодня эти термины применимы как к межсимвольному, так и к меж словному пространству.
Нормальный набор — это стандартная настройка верстальных программ, без добавления или сокращения расстояний. Такой текст обычно легче читать.
При использовании разрядки пространство увеличивается, при плотном наборе — сокращается.
Межсимвольное и межсловное пространство изменяют между конкретными буквами, между словами или на всей странице с помощью трекинга и кернинга.
Трекинг — это пропорциональное изменение межсимвольного или межсловного пространства без коррекции кегля. Кернинг — варьирование расстоя­
ния между конкретными символами (рис. 10).
Обычно достаточно минимальной настройки для проблематичных кернинговых пар (Wo, Te, AT и т. д.).
Особое внимание кернингу следует уделить при работе в крупных кеглях и с прописными буквами.
Дополнительную информацию о настройках межсимвольного и межсловного пространства вы найдете на с. 64.
Длина строки в пайках
Пайка — единица измерения длины наборной
строки, то есть формата набора (рис. 11). И хотя наборную строку также можно оценить в дюймах и сантиметрах, стандартом остаются пайки (в России длина наборной строки измеряется в квадратах или миллиметрах. — Прим. ред.). Колонка текста, которую вы сейчас читаете, набрана шрифтом Helvetica
Neue в 8,5 пунк та с интерлиньяжем 12 пунктов и имеет ширину 17,9 пайки: 8,5/13 Helvetica Neue x 17p9.
Выбор длины строки не менее важен, чем выбор кегля. Если кегль сочетается с длиной строки, это во многом определяет читабельность текста.
11
|
Соответствие кегля шрифта в пунктах и длины строки в пайках
Межсимвольное и межсловное пространство существенно влияет на удобочитаемость, количество символов в строке и насыщенность абзаца.
НАБОР ВРАЗРяДКУ
Межсимвольное и межсловное пространство существенно влияет на удобочитаемость, количество символов в строке и насыщенность абзаца.
НОРМАЛЬНЫЙ НАБОР
Межсимвольное и межсловное пространство существенно влияет на удобочитаемость, количество символов в строке и насыщенность абзаца.
ОЧЕНЬ ПЛОТНЫЙ НАБОР
W o T e V . A T
БЕЗ КЕРНИНГА
Wo Te V. AT
С КЕРНИНГОМ
9
|
Межсимвольное и межсловное пространство может варьироваться
10
|
Некоторые сочетания букв требуют кернинга
ПАЙКИ
1
Строки измеряются в пайках.
21
Круглая шпация, монотипные единицы
и толщина литер
Шрифты нередко измеряются в монотипных единицах, соотносящихся с пробельным элементом под названием кегельная (круглая) шпация. Известна также как просто «круглая» или «эм».
КруГлАя ШПАЦИя
|
это квадратный пробельный
элемент, по ширине и высоте равный кеглю опре­
деленного шрифта (рис. 12). Для шрифта в 10 пунктов круглая шпация представляет собой квадрат
10 x 10 пунктов. Для шрифта в 72 пункта круглая шпация — это квадрат 72 x 72 пункта.
При печати круглые шпации, как и шпоны, не оставляют следов. Поскольку расстояние в одну круглую шпацию слишком велико для межсловного пробела, оно делится на меньшие единицы (см. с. 64).
Расстояние в одну круглую шпацию до сих пор используется как стандарт абзацного отступа. При размере шрифта, равном 8,5 пункта, абзацный отступ в одну круглую шпацию — также 8,5 пункта.
мОНОТИПНые еДИНИЦы
|
уже в наши дни круглая
шпация была разбита на сегменты, получив шие
название «монотипных единиц» (рис. 13). Ко личество делений варьируется в зависимости от настроек программы. Чем больше монотипных единиц в круглой шпации, тем больше возможностей для типографских модификаций.
ТОлЩИНА лИТеры
|
Расстояние от крайней левой до крайней правой точки очка литеры, включая полуапроши (небольшое пространство с каждой стороны, не допускающее соприкосновения символов друг с другом).
Чем шире символ, тем больше толщина литеры, а значит, тем больше число монотипных единиц.
Предположим, в круглой шпации 36 монотипных
единиц, тогда прописная буква t займет 22 моно­
типные единицы, строчная y — 18 монотипных
единиц, а строчная е — 20 монотипных единиц
(рис. 14). Точка составит 10 монотипных единиц.
Измеряя толщину литеры в монотипных единицах, важно учитывать цену деления.
Верстальные программы позволяют настраивать расстояние между буквами и словами. Увеличивая число монотипных единиц или сокращая его, можно облагородить облик текста, поскольку у дизайнера появляется полный контроль над версткой.

22 18 20 20 10
12
|
Круглая шпация — это квадратный пробельный элемент, высота и ширина которого равны кеглю шрифта
13
|
Круглая шпация состоит из монотипных единиц
14
|
Каждый символ измеряется в монотипных единицах или в толщинах литеры
36 ЕДИНИЦ
КРУГЛАя
ШПАЦИя
10 ПУНКТОВ
36 ПУНКТОВ
72 ПУНКТА
18 ЕДИНИЦ
22
Классические шрифты
Систематизация
Строение буквы
garamond | Старый стиль
Baskerville | Переходный стиль
Bodoni | Новый стиль
century expanded | египетский
helvetica | рубленый
Семейства шрифтов
упражнение | Определите шрифт
2
Мы познакомились со специальной терминологией и типографской системой мер. Теперь нам предстоит детально рассмотреть пять классических шрифтов и выяснить, чем они различаются.
Каждый из них представляет собой отдельную ступень развития шрифтового искусства. Это самые известные и распространенные на сегодняшний день гарнитуры.
Garamond (Франция)
Старый стиль 1615
Baskerville (Англия)
Переходный
1757
Bodoni (Италия)
Новый стиль
1788
Century Expanded (США) Египетский
1894
Helvetica (Швейцария)
Рубленый
1957
Систематизация

Чтобы с легкостью различать шрифты, нужно знать, как изменялся их внешний вид на протяжении столетий. Шрифты можно классифицировать в соответствии с историческими периодами, со стилями...
Здесь все обстоит так же, как и в живописи, музыке и литературе.
Важно не столько даже соотносить их с конкретным историческим периодом, сколько понимать, как кажущиеся незначительными изменения в рисунке шрифта могут повлиять и на внешний вид отдельного глифа, и на весь текстовый блок, набранный таким шрифтом.
Старый, переходный и новый стили
Пожалуй, самый простой способ разобраться
в исторической классификации — это рассмотреть
три основных шрифтовых стиля: старый, пере­
ходный и новый (рис. 1, 2, 3).
СТАрый
|
Во времена Клода Гарамона (нач. XVII в.) бумагу производили вручную, а технология книгопечатания была еще недостаточно развита. Тогда и сформировался стиль шрифта, который сегодня мы называем «старым». Для него характерны относительно широкие штрихи и плавные фигурные засечки (имеется в виду скругление при переходе засечки в основной штрих).
ПерехОДНый
|
В эпоху Джона Баскервиля (ок. 1750 г.) технологии позволяли производить уже более гладкую бумагу, более совершенные печатные станки и краски. Шрифты переходного стиля отражают тенденцию к заметной утонченности; усиливается контраст между толстыми и тонкими штрихами, более изящными становятся и засечки.
НОВый
|
В конце XVIII века типографика достигла апогея изысканности, когда итальянский мастер
Джамбаттиста Бодони сделал штрихи и засечки еще более тонкими, с волосяную линию, и свел на нет скругление при соединении засечки с основным штрихом. В результате возник элегантный и очень контрастный шрифт.
Важно отметить, что Клод Гарамон не считал себя основоположником шрифтов старого стиля, как и Баскервиль не считал себя создателем шрифтов переходного стиля. Специалисты отнесли Garamond к старому стилю, а Bodoni — к новому лишь по ретроспективном их изучении. Поэтому Baskerville, ставший связующим звеном между старым и новым стилями, был отнесен к переходной группе.
1
|
Garamond: старый стиль
2
|
Baskerville: переходный стиль
3
|
Bodoni: новый стиль
24
2
Египетские, или брусковые шрифты
Со времен Бодони рисунок шрифта становился все более эклектичным. Стремясь удовлетворить запросы рекламодателей, мастера шрифтового искусства искали новые способы выразительности и создавали полужирные, широкие, узкие и декоративные гарнитуры, преумножая их разнообразие.
Среди новых типов начертания египетский, или
брусковый, шрифт с прямоугольными массив­
ными засечками (рис. 4). Этот тип шрифтов возвращает нас к буквам, образованным малоконтрастными штрихами.
Утонченным примером египетского шрифта является Century Expanded, в основе которого один из шрифтов Линна Бойда Бентона, созданных им в 1894 году. Здесь засечки менее насыщены и имеют скругления. (Образцы брусковых шрифтов можно увидеть на с. 150.)
Рубленые шрифты, или гротески
До XX века рубленые шрифты использовались редко, преимущественно для текстов, призванных привлекать внимание, например в рекламе. Однако к середине XX века они получили распространение.
Рубленые шрифты стали изящнее и современнее, но все еще не годились для больших объемов текста.
Сегодня их широко используют в обоих случаях.
В 1957 году макс мидингер и эдуард хофман
разработали шрифт helvetica. Он отличается
четким рисунком и является одним из самых
популярных среди гротесков (рис. 5). Helvetica задействуют чаще других шрифтов того же типа, а само семейство шрифтов Helvetica, пожалуй, самое обширное.
Шрифтом Helvetica набран текст, который вы сейчас читаете. Он подходит для этой книги ввиду своей узнаваемости и удобочитаемости.

ПрИмечАНИе
|
Далее в этом разделе рассмотренные пять шрифтов будут представлены в разнообразных сочетаниях кеглей и интерлиньяжа. Рекомендуем внимательно проанализировать все предложенные варианты, чтобы лучше понимать, как кегль и интерлиньяж влияют на удобочитаемость.
4
|
Century Expanded: египетский, или брусковый, шрифт
5
|
Helvetica: рубленый шрифт
25
Строение буквы

На странице напротив приведены некоторые буквы пяти классических шрифтов. Изучите внимательно их общие и индивидуальные характеристики.
Общие элементы
рАзНООБрАзИе НАКлОНОВ ОСИ ОВАлА
|
Создатели первых печатных шрифтов пытались сохранить рисунок рукописных букв. Взгляните на букву «о» внизу страницы: она как будто написана плоским пером.
Правый верхний и левый нижний элементы (наплывы) жирнее, а левый верхний и правый нижний — ˆуже.
Контраст насыщенности образует диагональ (на рисунке отмечена пунктиром).
Так выглядят круглые буквы шрифта Ga ramond. Но по мере развития типографики и отхода от рукописных форм оси овала все больше стремятся к вертикали (пример шрифта Baskerville). Позже, когда появился Bodoni, ось овала оказалась абсолютно вертикальной. Шрифт Century Expanded возвращает нас к небольшой диагонали. В шрифте Helvetica наклона уже нет.
рАзНООБрАзИе ШТрИхОВ
|
Шрифты различаются насыщенностью штрихов, то есть контрастом между жирными и тонкими элементами букв. Garamond обладает типичной чертой старостильного шрифта — относительно небольшим контрастом. Но с приближением к переходному стилю проявляется тенденция к увеличению контраста. Шрифты нового стиля, такие как
Bodoni, демонстрируют максимальный контраст.
После короткого торжества шрифтов нового стиля типографы вновь обратились к небольшому контрасту, что заметно на примере Century Expanded. В шрифте
Helvetica разницы между толщиной штрихов не наблюдается.
НАКЛОН ОСИ ОВАЛА НАПИСАННОЙ ПЕРОМ БУКВЫ
рАзНООБрАзИе зАСечеК
|
Засечки тоже могут различаться по насыщенности и плавности перехода к вертикальному штриху (скругление). И здесь можно проследить эволюцию засечек: сперва толстые старостильные в шрифте Garamond, затем засечки шрифтов переходного стиля и волосяные засечки шрифта
Bodoni.
У шрифтов нового стиля засечки самые изысканные, но в Century Expanded вновь появляются толстые засечки. Helvetica и другие гарнитуры, определившие стилистику типографики XX века, полностью лишены засечек.
Индивидуальные элементы
Хотя общие элементы позволяют дизайнеру определить позицию шрифта в исторической классификации, именно индивидуальные элементы помогают ему распознать конкретный шрифт. По мере знакомства со все большим количеством гарнитур вы научитесь выявлять едва заметные различия, придающие шрифту индивидуальность.
Чтобы определить шрифт, обратите внимание на характерные символы (обычно прописные буквы R,
T или W и строчные a, e, g, h или o). Эти глифы имеют больше визуальных особенностей, чем, например, прописная L или строчная i.
Не торопясь изучите приведенные на странице напротив пять образцов и отметьте для себя индивидуальные характеристики, которые делают каждый шрифт уникальным.
И немного о рисунке шрифта
Рисунок шрифта может варьироваться в зависимости от производителя. Поэтому один текст, набранный шрифтом Garamond, может отличаться от другого, набранного этим же шрифтом, не только рисунком, но и высотой строчных знаков (очком), и числом символов в строке, и даже названием. Шрифт, идентичный Helvetica, может называться Helios, Vega или
ITC Helvetica — в зависимости от производителя.
Отсутствие стандартизации может стать причиной возникновения проблем, в особенности если вы собираетесь передать файл другому дизайнеру, в сервисный центр или клиенту. Чтобы обезопасить себя, необходимо всегда уточнять, какие шрифты доступны вашим коллегам и есть ли у них лицензия на их использование. Помните, что некоторые шрифты защищены авторс ким правом.

26
gaRamond, СТАрый СТИль
BaskeRVIlle, ПерехОДНый СТИль
BodonI, НОВый СТИль
centuRy eXpanded, еГИПеТСКИй, ИлИ БруСКОВый
helVetIca, руБлеНый ШрИфТ, ИлИ ГрОТеСК
2
НАКЛОННЫЙ ШТРИХ
НАКЛОННАя
ЗАСЕЧКА
УЗКАя
ЛИТЕРА
ПЛОСКОЕ УХО
ВНУТРИБУКВЕННЫЙ
ПРОСВЕТ
НЕБОЛЬШОЕ ОЧКО
НЕБОЛЬШОЙ КОНТРАСТ ШТРИХОВ
СРЕДНИЙ КОНТРАСТ ШТРИХОВ
ОТКРЫТАя ПЕТЛя
СРЕДНЕЕ ОЧКО
НАКЛОН ОСИ
ОВАЛА
НАКЛОН ОСИ
ОВАЛА
НАКЛОН ОСИ
ОВАЛА
НАКЛОН ОСИ
ОВАЛА
ОСЬ ОВАЛА
БЕЗ НАКЛОНА
БОЛЕЕ ТОНКИЕ ЗАСЕЧКИ
БЕЗ ЗАСЕЧЕК
ОТСУТСТВИЕ КОНТРАСТА ШТРИХОВ
ШИРОКАя
ЛИТЕРА
БОЛЬШОЕ ОЧКО
ЗАСЕЧКИ СВЕДЕНЫ
К ТОНКИМ ЛИНИяМ
НЕБОЛЬШОЙ КОНТРАСТ ШТРИХОВ
ТОНКИЕ БРУСКОВЫЕ ЗАСЕЧКИ
С ТОЛСТЫМИ СКРУГЛЕНИяМИ
КАПЛЕВИДНОЕ УХО
БОЛЬШОЙ КОНТРАСТ ШТРИХОВ
БОЛЬШОЕ ОЧКО
СРЕДНЕЕ ОЧКО
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ
ШТРИХОВ
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ШТРИХОВ
27
Garamond
|
Старый стиль
G
aramond — классический французский шрифт, создателем которого вначале считался скончавшийся в 1561 году Клод
Гарамон. Однако недавно заговорили о том, что шрифт был спроектирован Жаном Жанноном в 1615 году. Многие современные версии этой элегантной гарнитуры могут иметь отношение как к Гарамону, так и к Жаннону, хотя все их мы называем Garamond.
Это типичный старостильный шрифт с небольшим контрастом между толстыми и тонкими штрихами, имеющий скругления при переходе к засечкам, с наклонной осью овала. Заглавные буквы ниже, чем верхние выносные элементы строчных букв.
Формы букв
четкие и скругленные, что делает шрифт удобочитаемым.
20/30 GARAMOND
Клод Гарамон (1480–1561) родился во Франции, в Париже. Работая у ученого и типографа Роберта Этьенна, научился вырезать пуансоны и отливать шрифты. Позже Гарамон стал резчиком пуансонов, типографом и владельцем словолитни. Считается, что Гарамон был одним из первых типографов, кто разрабатывал и отливал шрифты для продажи. Пожалуй, самым большим достижением Гарамона стало освобождение рисунка шрифта от необходимости соответствовать каллиграфическим формам.
Вместо того чтобы пытаться сымитировать рукописное письмо, он позволил металлу определять форму литер.
28
ABCDEFGhijklmno pq
R
s t
uv w
xyz&
a bcd e
f gh ijklmn o
pqrstuvwxyz
1234567890.,“ ” ‘ ’; : ! ? fi fl abcdefghijklmnopqrstu vwxyz 1234567890
ABCDEFGHIJKLMNOP
QRSTUVWXYZ& fi fl
abcdefghijklmnopqrstuvwxyz
1234567890.,“ ” ‘ ’ ; : ! ?
1234567890 44 ПУНКТА GARAMOND
СТАРОСТИЛЬНЫЕ ЦИФРЫ
МАЮСКУЛЬНЫЕ ЦИФРЫ
КАПИТЕЛЬ
ЛИГАТУРЫ
44 ПУНКТА GARAMOND ITALIC
2
29
Garamond
|
Старый стиль
68 ПУНКТОВ
Designing with t
58 ПУНКТОВ
Designing with typ
48 ПУНКТОВ
Designing with type
36 ПУНКТОВ
Designing with type
30 ПУНКТОВ
Designing with type
24 ПУНКТА
Designing with type
18 ПУНКТОВ
Designing with type
68 ПУНКТОВ
Designing with Ty
58 ПУНКТОВ
Designing with Type
48 ПУНКТОВ
Designing with Type
36 ПУНКТОВ
Designing with Type
30 ПУНКТОВ
Designing with Type
24 ПУНКТА
Designing with Type
18 ПУНКТОВ
Designing with Type
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

перейти в каталог файлов


связь с админом