Главная страница
qrcode

Джеймс Крейг (Ирина К. Скала) — Шрифт и дизайн, современная типо. Посвящается новому поколению графическихдизайнеров


Скачать 31.73 Mb.
НазваниеПосвящается новому поколению графическихдизайнеров
Дата21.07.2020
Размер31.73 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДжеймс Крейг (Ирина К. Скала) — Шрифт и дизайн, современная типо
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#159410
страница7 из 18
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   18
60
Шрифтовой дизайн
О шрифте
межсимвольные и межсловные интервалы
Интерлиньяж
Длина строки
Выравнивание текста
Начало абзаца
расстановка акцентов
Сетка
3
Шрифтовой дизайн — это выбор гарнитуры, это принятие решения, какие слова или фразы должны быть выделены, как они будут располагаться на странице. Результат зависит от текста, с которым вы работаете, от целевой аудитории, от вашего понимания принципов типографики и удобочитаемости.
Эти факторы работают вне зависимости от того, какой цели вы стремитесь достичь: сделать чтение максимально комфортным или же бросить вызов устоявшимся канонам.
О шрифте
Как мы читаем?
Научившись читать, мы воспринимаем этот ценный навык как данность и редко задумываемся над тем, как слова и идеи преобразуются в буквы и располагаются на странице, обеспечивая эффективную передачу информации. Для обывателя такая неосведомленность простительна, но графический дизайнер обязан понимать, что навык чтения формируется у человека в раннем возрасте, и он с трудом поддается изменениям.
В детстве мы знакомимся с алфавитом: запоминаем рисунок букв и учимся их читать — слева направо, строчка за строчкой, сверху вниз. С годами этот навык закрепляется, изменяется и совершенствуется, и в результате у нас формируются определенные предпочтения.
В других сферах жизни мы можем быть настоящими бунтарями, однако в том, что касается процесса чтения, мы довольно консервативны. Для серьезного чтения для нас предпочтительно то, что уже знакомо: черный шрифт на белой бумаге, прямое светлое начертание, набор с использованием строчных и прописных букв. И когда дизайнер отступает от этих правил, читатель может испытывать затруднения.
Чтобы лучше понять механизм чтения, берем строчку текста и делим ее пополам вдоль. Обратите
внимание, что верхнюю часть распознать срав­
нительно проще, а нижнюю — намного сложнее
(рис. 1). Глаз мгновенно считывает верхнюю часть букв и узнает их почти инстинктивно.
Чем четче контуры, тем легче прочитать слово.
если набрать одинаковые слова одинаковым
шрифтом и задать тот же кегль, то более привыч­
ный рисунок строчных букв будет распознан
быстрее (рис. 2). Поэтому большая часть того массива текстов, которые мы читаем в повседневной жизни, набрана строчными буквами.
Обычно мы рассчитываем, что сможем прочитать объемные фрагменты текста без особых усилий, не отвлекаясь на плохой шрифт или ошибки верстки.
Другими словами, шрифт не должен обращать на себя внимание и чинить препятствия на пути между читателем и идеями, изложенными на печатной странице.
В любом случае, выбирая шрифт, задайте себе несколько простых вопросов: какого объема этот текст? на какого читателя он рассчитан? при каких обстоятельствах его будут читать? Распознать однодва слова на рекламном щите — это не то же самое, что прочитать роман или журнальную статью.

Как выбрать правильный шрифт среди сегодняшнего разноообразия? Почему одни шрифты читаются легче, чем другие? Прежде чем ответить на эти вопросы, вы можете сперва поразмыслить о своих читательских привычках, о ряде важных факторов вроде удобочитаемости, разборчивости, эстетической привлекательности и уместности, а также о том, какую роль они играют при выборе гарнитуры.
И, пожалуй, самое главное: даже если вы уже выбрали правильный шрифт, вам предстоит принять еще ряд правильных дизайнерских решений
1
|
Верхняя часть строки распознается легче, чем нижняя
2
|
Строчные буквы распознаются легче, чем прописные
62

Разборчивость и удобочитаемость текста
определяются не только выбором шрифта,
но и тем, как этот текст сверстан.
Разборчивость и удобочитаемость
Разборчивость — это качество шрифта, а удобочитаемость — качество дизайна печатной страницы. Цель дизайнера — достичь обеих целей.
Шрифт должен быть разборчивым, то есть он должен считываться без усилий. Иногда разборчивость — это просто вопрос кегля, но чаще она связана с рисунком шрифта. В целом шрифты, сохранившие основные формы букв, воспринимаются легче, чем узкие, широкие, вычурные или абстрактные. Так что в первую очередь всегда следите за разборчивостью текста.
Однако даже разборчивый шрифт может не читаться из-за неудачной верстки. Верно и обратное: восприятие неразборчивого текста может улучшить хороший дизайн страницы.
Эстетика
Не существует универсальной формулы, чтобы красиво расположить текст или назначить гарнитуру. Но есть формировавшиеся столетиями стандарты типографского мастерства. Так, на заре книгопечатания наборщики и типографы всегда стремились сделать текст разборчивым и удобочитаемым, подбирая рисунок шрифта, выверяя межсимвольное и межсловное пространство, интерлиньяж, а также задействовали другие инструменты типографики, к которым мы обратимся чуть позже.
В наше время все эти параметры не утратили своего значения. Эстетическая сторона типографики, как правило, определяется все теми же стандартами, а также вкусом и опытом дизайнера.
Уместность
Дизайнеры часто начинают работу с выбора шрифта, что во многом зависит от личных предпочтений: одному нравится Bodoni, другому Helvetica. Каким бы ни был ваш выбор, убедитесь, что шрифт не только хорош своим рисунком, но также соответствует и целевой аудитории, и проекту.
У шрифтов есть особенности, которые определяют настроение. Вы всегда в праве выбрать универсальный шрифт, но нередко проект предполагает нечто особенное. Так, реклама косметики потребует задействовать шрифт с элегантным рисунком букв, как, например, у Bodoni, а не какой-нибудь полужирный рубленый. А вот разработка логотипа промышленной компании означает противоположную стратегию.
Заботьтесь о своей аудитории. Если потенциальные читатели — это дети или пожилые люди, вам понадобится простой шрифт с четкими штрихами, который легко читается и хорошо смотрится, если набрать его крупным кеглем — гораздо более крупным, чем строчки, которые сейчас перед вами. А вот молодые люди, подростки, студенты более восприимчивы к экспериментальной или даже экстравагантной типографике.
Еще один важный фактор — объем текста: шрифт, подходящий для заголовка или рекламного модуля, противопоказан длинному роману, и наоборот.
Так или иначе, знакомясь с примерами типографики в журналах, книгах, на сайтах или выставках, экспериментируя и изучая такие образцы, вы научитесь различать качественную типографику и поймете, что эффективно и значимо лично для вас и даже для вашей целевой аудитории.

3
63
Межсимвольные и межсловные интервалы

В зависимости от межсимвольного и межсловного пространства текстовая строка может быть нормальной, плотной, очень плотной или жидкой. Выбор интервала во многом зависит от шрифта, его начертания и кегля. И хотя он основан на личных предпочтениях дизайнера, главным требованием остается удобочитаемость.
Большинство текстов набрано с нормальным интервалом, то есть без дополнительных пробелов. Если вы принимаете решение внести коррективы в стандартное оформление, имейте в виду, что текст с нормальным кеглем может быть набран либо нормально, либо плотно, а вот мелкий шрифт требует больше «воздуха». Узкий шрифт можно компоновать плотнее, чем нормальный или широкий. Здесь все логично: уменьшая интервал между символами, уменьшайте его и между словами.
Используя узкий межсимвольный интервал, помните об ограничениях: буквы не должны соприкасаться и налезать друг друга. Сначала проверьте круглые буквы: «o» и «с» наскакивают на соседей раньше, чем буквы вроде «i» или «l».
Определенное межсимвольное пространство можно задать для всего текста, а можно внести изменения только в сочетания вроде AT, Tl, Te, Wo и Ya (см. с. 21).
Локальное изменение межсимвольного интервала называют кернингом, его применяют для отдельных сочетаний букв по эстетическим соображениям.
Интервалы существенно влияют на интенсивность печатного текста. Чем ˆуже интервал, тем насыщеннее текст, и наоборот.
Оптимальный интервал
Какой интервал предпочтительнее? И плотные, и жидкие строки смотрятся плохо: слишком большой, и слишком маленький интервалы отвлекают нас от чтения.
если слова в строке расположены слишком
близко, читатель напрягается, чтобы отделить
одно слово от другого (рис. 1). если слова рас­
положены слишком далеко, в абзаце появляются
«коридоры», которые уводят взгляд по странице
вниз (рис. 2). Эти «коридоры» особенно часто встречаются в газетах, поскольку чем ˆуже колонка, тем труднее в ней выровнять текст. удачно подобранные
межсловные интервалы способствуют удобочи­
таемости и лучше смотрятся (рис. 3). Страница текста выглядит как упорядоченная чреда черных и белых полосок, а не как испещренное ямами поле.
Какой межсловный интервал предпочтительнее?
Слишком широкие или слишком узкие интервалы затрудняют чтение. Чересчур близко расположенные слова заставляют напрягаться.
Слова, чрезмерно удаленные друг от друга, образуют «коридоры», нарушающие естественное движение глаз слева направо. Интервалы подходящего размера не просто улучшают удобочитаемость текста, но и делают его эстетически привлекательнее.
1
|
Слишком плотно
К а к о й м е ж с л о в н ы й и н т е р в а л предпочтительнее? Слишком широкие или слишком узкие интервалы затрудняют чтение. Чересчур близко расположенные слова заставляют напрягаться. Слова, чрезмерно удаленные друг от друга, о б р а з у ю т « к о р и д о р ы » , н а р у ш а ю щ и е е с т е с т в е н н о е д в и ж е н и е г л а з с л е в а направо. Интервалы подходящего размера н е п р о с т о улучшают удобочитаемость т е к с т а , н о и д е л а ю т е г о э с т е т и ч е с к и привлекательнее.
2
|
Слишком жидко
Какой межсловный интервал предпочтительнее? Слишком широкие или слишком узкие интервалы затрудняют чтение. Чересчур близко расположенные слова заставляют напрягаться. Слова, чрезмерно удаленные друг от друга, образуют «коридоры», нарушающие естественное движение глаз слева направо.
Интервалы подходящего размера не просто улучшают удобочитаемость текста, но и делают его эстетически привлекательнее.
3
|
Нормально
64
Выключка абзаца
Выравнивание по краю и выключка по формату — самые распространенные способы организации текста. В первом случае строки разной длины выровнены только по одной, как правило, левой стороне.
(В коротких текстах и заголовках строчки можно выровнять по правому краю.) Второй тип организации предполагает, что строки одинаковой длины выравниваются одновременно справа и слева.
Эти способы по-разному сказываются на межсловных пробелах и, как следствие, на удобочитаемости.
ВыКлючКА ПО КрАю
|
В идеале нам нужен постоянный межсловный интервал. если абзац выровнен
по краю (правый или левый флаг), результат
будет, как на рис. 4. Это расположение обеспечивает ровную текстуру всему абзацу.
ВыКлючКА ПО фОрмАТу
|
При выключке по формату одинаковые межсловные интервалы уже невозможны, и, растягиваясь до размера длинных, короткие строки компенсируют нехватку символов дополнительным пространством между словами. В результате
межсловные интервалы «гуляют» (рис. 5).
Если набранные строки имеют достаточную длину, то разница межсловных интервалов незаметна.
В длинных строках она обращает на себя меньшее внимание, поскольку дополнительное пространство распределяется между бˆольшим количеством слов, в то время как в коротких строках слов меньше, и поэтому разница более очевидна.
Предпочтя выравнивание по формату, вы, воз­
можно, захотите увеличить межсимвольное про­
странство, чтобы компенсировать разросшееся
межсловное (рис. 6). Не поддавайтесь искушению.
Улучшив положение с межсловными интервалами, вы привлечете лишнее внимание к не одинаковым межбуквенным интервалам, а это еще менее желательно.
Есть более грамотные способы выйти из ситуации.
Например можно попытаться увеличить длину строки и тем самым уровнять межсловные интервалы. Если проблема имеет место только в одной-двух строках — добавьте переносы. Или подумайте, не задать ли все же выравнивание по краю, ведь оно обеспечит идеальные межсловные пробелы.
В конце концов, если ни один из этих методов для вас не годится, попросите редактора подправить текст — если, конечно, вы не Шекспира верстаете.

Какой межсловный интервал предпочтительнее? Слишком широкие или слишком узкие интервалы затрудняют чтение.
Чересчур близко расположенные слова заставляют напрягаться. Слова, чрезмерно удаленные друг от друга, образуют «коридоры», нарушающие естественное движение глаз слева направо. Интервалы подходящего размера не просто улучшают удобочитаемость текста, но и делают его эстетически привлекательнее.
4
|
Выключка по левому краю: одинаковые межсловные интервалы
Какой межсловный интервал предпочтительнее?
Слишком широкие или слишком узкие интервалы затрудняют чтение. Чересчур близко расположенные слова заставляют напрягаться. Слова, чрез­
мерно удаленные друг от друга, образуют
«коридоры», нарушающие естественное движение глаз слева направо. Интервалы подходящего размера не просто улучшают удобочитаемость текста, но и делают его эстетически привлекательнее.
5
|
Выключка по формату: неодинаковые межсловные интервалы
Какой межсловный интервал предпочтительнее?
Слишком широкие или слишком узкие интервалы затрудняют чтение. Чересчур близко расположенные слова заставляют напрягаться. Слова, чрезмерно удаленные друг от друга, образуют «коридоры», нарушающие естественное движение глаз слева направо. Интервалы подходящего размера не просто улучшают удобочитаемость текста, но и делают его эстетически привлекательнее.
6
|
«Гуляющие» межсимвольные интервалы могут даже раздражать
3
65

Как правило, текст смотрится лучше, если интерлиньяж на один-два пункта больше кегля. Чрезмерный интерлиньяж слишком широко разносит строки, что делает текст визуально более светлым и замедляет скорость чтения. Этот эффект можно использовать только для небольших объемов текста, например в рекламе. Если же вы решили использовать отрицательный интерлиньяж, имейте в виду, что при чрезмерном сокращении расстояния между строками верхние и нижние выносные элементы могут перекрыть друг друга. При этом абзац станет слишком плотным, что снизит удобочитаемость текста.
Факторы, влияющие на интерлиньяж
Удачно подобранный интерлиньяж повышает удобочитаемость и эстетическую ценность текста. Формулы для определения оптимального межстрочного расстояния не существует, но рассмотрев факторы, влияющие на выбор интерлиньяжа, вы поймете, почему визуальная оценка здесь важнее математических вычислений.
КеГль
|
Обычно интерлиньяж на один-два пункта больше, чем кегль. Более мелкий кегль предпола­
гает увеличенный интерлиньяж, что облегчает
чтение (рис. 1).
ОчКО
|
Некоторые шрифты, например Helvetica или
Century Expanded, обладают крупным очком, поэтому при плотном наборе межстрочное расстояние у них очень незначительное. Такие шрифты требуют уве­
личенного интерлиньяжа, в отличие от шрифтов
с небольшим очком (рис. 2).
ДлИНА СТрОКИ
|
Если длинные строки расположены слишком близко друг другу, велика вероятность прочитать одну и ту же строку дважды, строка как бы двоится. увеличение интерлиньяжа в строках дли­
ной более 75 символов предотвращает подобный
эффект (рис. 3).
Межстрочное расстояние, или интерлиньяж, так же, как межсловные и межсимвольные интервалы, может повысить удобочитаемость. Гарнитура и кегль, длина строки и текст определяют интерлиньяж. Учитывая количество факторов, понятно, что удачный выбор интерлиньяжа — это скорее вопрос визуальной оценки текста, а не математических вычислений.
1
|
Мелкий шрифт удачно сочетается с увеличенным интерлиньяжем
Межстрочное расстояние, или интерлиньяж, так же, как межсловные и межсимвольные интервалы, может повысить удобочитаемость.
Гарнитура и кегль, длина строки и текст определяют интерлиньяж.
Учитывая количество факторов, понятно, что удачный выбор интерлиньяжа — это скорее вопрос визуальной оценки текста, а не математических вычислений.
2
|
Крупное очко требует дополнительного межстрочного расстояния
Межстрочное расстояние, или интерлиньяж, так же, как межсловные и межсимвольные интервалы, может повысить удобочитаемость. Гарнитура и кегль, длина строки и текст определяют интерлиньяж. Учитывая количество факторов, понятно, что удачный выбор интерлиньяжа — это скорее вопрос визуальной оценки текста, а не математических вычислений.
3
|
Длинные строки требуют дополнительного межстрочного расстояния.
Интерлиньяж
66
Н АК л О Н О С И ОВА л А
|
Вертикальная ось овала, образованная очень толстыми и очень тонкими штрихами, как например у Bodoni, уводит взгляд вниз.
Задаваемое направление порождает конфликт с горизонтальным расположением строк текста.
Гарнитуры с вертикальной осью овала также
требуют увеличения интерлиньяжа (рис. 4).
То же с узкими шрифтами, имеющими еще более выраженные вертикальные акценты, так что и им необходимо увеличение межстрочного расстояния.
руБлеНый ШрИфТ
|
Ряд гротесков, например Helvetica, предполагают больший интерлиньяж из-за крупного очка и отсутствия засечек. увеличение
межстрочного расстояния подчеркивает горизон­
тальную направленность текста и упрощает
чтение (рис. 5). И даже гротески с меньшим очком, такие как Futura и Univers, лучше смотрятся с увеличенным интерлиньяжем.
Пожалуй, самый сложный случай — узкий рубленый шрифт с крупным очком, например Helvetica Condensed. Работая с ним, следует учитывать не только высоту строчных символов и отсутствие засечек, но и вертикальную ось овала.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   18

перейти в каталог файлов


связь с админом