Главная страница
qrcode

Джеймс Крейг (Ирина К. Скала) — Шрифт и дизайн, современная типо. Посвящается новому поколению графическихдизайнеров


Скачать 31.73 Mb.
НазваниеПосвящается новому поколению графическихдизайнеров
Дата21.07.2020
Размер31.73 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДжеймс Крейг (Ирина К. Скала) — Шрифт и дизайн, современная типо
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#159410
страница8 из 18
Каталог
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18
ОБъем ТеКСТА
|
На выбор интерлиньяжа влияет также и объем текста. Очевидно, что в определен­
ном пространстве уместится больше букв, если
использовать плотный набор или задать отрица­
тельный интерлиньяж (рис. 6).
Это важно, если пространство для текста ограничено, например в случае газетных объявлений. Если необходимо разместить большое количество текста на небольшом пространстве, нужно серьезно подойти к выбору шрифта и расположению, чтобы сохранить удобочитаемость.
Короткий текст на большом пространстве можно разместить, увеличив межстрочное расстояние. Это распространенный в оформлении рекламных объявлений прием, когда требуется задержать внимание читателя, привнести в текст некоторую элегантность.
Имейте в виду, что увеличивать интерлиньяж можно не до бесконечности. Излишняя воздушность лишит текст целостности, и страница покажется комплектом разбросанных строчек.
Нередко возникают ситуации, когда текст не умещается в отведенное для него пространство. В таких случаях нужно не уповать на дизайнерские решения, а оговорить с клиентом возможность сокращения текста или изменения некоторых формулировок на более лаконичные.

Межстрочное расстояние, или интерлиньяж, так же, как межсловные и межсимвольные интервалы, может повысить удобочитаемость. Гарнитура и кегль, длина строки и текст определяют интерлиньяж.
Учитывая количество факторов, понятно, что удачный выбор интерлиньяжа — это скорее вопрос визуальной оценки текста, а не математических вычислений.
5
|
Рубленый шрифт
Межстрочное расстояние, или интерлиньяж, так же, как межсловные и межсимвольные интервалы, может повысить удобочитаемость. Гарнитура и кегль, длина строки и текст определяют интерлиньяж. Учитывая количество факторов, понятно, что удачный выбор интерлиньяжа — это скорее вопрос визуальной оценки текста, а не математических вычислений.
Межстрочное расстояние, или интерлиньяж, так же, как межсловные и межсимвольные интервалы, может повысить удобочитаемость. Гарнитура и кегль, длина строки и текст определяют интерлиньяж. Учитывая количество факторов, понятно, что удачный выбор интерлиньяжа — это скорее вопрос визуальной оценки текста, а не математических вычислений.
6
|
Интерлиньяж влияет на объем абзаца
Межстрочное расстояние, или интерлиньяж, так же, как межсловные и межсимвольные интервалы, может повысить удобочитаемость. Гарнитура и кегль, длина строки и текст определяют интерлиньяж.
Учитывая количество факторов, понятно, что удачный выбор интерлиньяжа — это скорее вопрос визуальной оценки текста, а не математических вычислений.
4
|
Шрифт с осью овала без наклона
67
3

Как правило, длина строки должна быть удоб­
ной для чтения: если она слишком короткая, то
разрывает слова и фразы, а слишком длинная
строка заставляет читателя чересчур уж долго
искать начало каждой строчки, что крайне утоми­
тельно (рис. 1, 2). Если вы когда-нибудь ловили себя на том, что читаете одну и ту же строку дважды, возможно, строки этого текста были слишком длинными, а межстрочное расстояние — недостаточным.
С точки зрения дизайна выбор длины строки определяют такие факторы, как кегль шрифта и объем печатного текста. Обычно чем крупнее шрифт, тем больше допустимая ширина столбца. Например, строка длиной в 30 паек, набранная кеглем 11 пунктов, выглядит приемлемо, а строку в 30 паек, набранную кеглем 6 пунктов, уже сложно прочитать. С другой стороны, разумный объем текста, сверстай его хоть очень узким столбцом, хоть очень широким, не составит труда для большинства читателей.
Если вы не уверены в выборе длины строки, существует испытанное правило: отдавайте предпочтение шрифтам, которые позволяют уместить в строку от 35 до 70 символов. Тексты, сформированные
строками такой длины, обладают наибольшей
удобочитаемостью (рис. 3).
1
|
Слишком короткая строка
Длина строки должна быть удобной для чтения. Слишком короткая строка разрывает слова и фразы, а слишком длинная — заставляет читателя долго искать начало каждой строчки.
Оптимальная длина строки: 35–70 символов.
2
|
Слишком длинная строка
Длина строки должна быть удобной для чтения. Слишком короткая строка разрывает слова и фразы, а слишком длинная — заставляет читателя долго искать начало каждой строчки. Оптимальная длина строки: 35–70 символов.
3
|
Более удачная длина строки
Длина строки
Длина строки должна быть удобной для чтения: слишком короткая строка разрывает слова и фразы, а слишком длинная — заставляет читателя долго искать начало каждой строчки.
68
читать.
Оставляя верхние и нижние висячие строки, дизайнер совершает непростительную ошибку.
Верхняя висячая строка («сирота») — это короткая строка вверху текстовой колонки. Обычно это последняя строка абзаца из предыдущей колонки или страницы. Она бросается в глаза и поэтому отвлекает от текста.
Нет правила, которое задавало бы количество слов, при котором строка считается висячей, это в большей степени зависит от длины строки. Чем шире колонка текста, тем заметнее нижняя висячая строка
(«вдова»).
Нижние и верхние висячие строки
Одна из самых позорных и в то же время легко поправимых ошибок верстки заключается в наборе, при котором слово (или фрагмент фразы) оказываются
«оторванными» от остального текста и «подвисают»
в начале или в конце абзаца, а то и в начале страницы. Такие ляпы называют висячими строками.
ВерхНяя ВИСячАя СТрОКА («СИрОТА»)
|
это корот­
кая строка вверху текстовой колонки (рис. 4).
Обычно последняя строка абзаца из предыдущей колонки. Учитывая их расположение на странице, верхние висячие строки не только отвлекают, но и запутывают читателя.
Не стоит оставлять вверху колонки последнюю строчку абзаца и точно так же не рекомендуется располагать первую строчку абзаца внизу колонки. Это не только некрасиво, но к тому же еще и раздражает читателя, обнаружившего после первой строки абзаца, что продолжение начатой мысли будет изложено только на следующей странице. И хотя эта ситуация не настолько вопиюща, как верхняя висячая строка в начале колонки, она тоже может нарушить процесс чтения.
НИжНяя ВИСячАя СТрОКА («ВДОВА»)
|
Так назы­
вают короткую строку в конце абзаца (рис. 5). Не существует правила, определяющего количество слов, при котором строка считается висячей. Это может быть одно слово, короткая фраза или последний слог разделенного дефисом или знаком переноса слова, но их легко распознать и они привлекают ненужное внимание к оформлению.
Нижняя висячая строка вычисляется по соотношению ее длины к объему текста. Чем шире колонка текста, тем заметнее короткая строка. Верхние висячие строки также больше бросаются в глаза в небольших текстах с небольшим количеством абзацев, например рекламные объявления, и легче ускользают от внимания в книгах или длинных журнальных статьях.
Как и в случае с верхними висячими строками, избежать возникновения нижних висячих строк несложно, и так же несложно их исправить. Для этого потребуется разогнать нескольких строк в абзаце, а иногда даже и весь абзац.
В любом случае, нижние и верхние висячие строки нельзя оставлять без внимания.

3
69
Выравнивание текста

Теперь, когда прояснилась ситуация с межсловным интервалом, длиной строки и интерлиньяжем, рассмотрим способы компоновки текста на странице.
Выравнивание по левому или правому краю, или выключка по формату — все это может казаться сущим пустяком, но в действительности это чрезвычайно важно для визуального восприятия дизайна.
Выравнивание текста столь критично, поскольку от него зависит успех графической коммуникации.
Практически все типы выравнивания — это варианты или комбинации пяти основных типов расположения текста. Давайте рассмотрим достоинства и недостатки каждого из них.
Выключка по формату
Самый распространенный способ расположения текста: строки одинаковой длины выровнены как по
правому, так и по левому краю (рис. 1).
Именно так оформляют большинство объемных текстов для сплошного чтения, и такое расположение строк определяет упорядоченный вид страницы, что способствует комфортному продолжительному чтению. Предсказуемость формы позволяет сконцентрироваться на содержании.
Недостаток этого типа набора состоит в том, что в тексте могут появляться неравномерные межсловные интервалы, а также вертикальные «коридоры».
Этого не происходит, если длина строк достаточная.
Но если колонка слишком узкая, межсловное расстояние очень сложно контролировать.
Выключка по левому краю
Если в тексте выдержаны межсловные интервалы, строки будут различаться по длине. Выравнивая их по левому краю, мы оставляем рваным правый край.
это оформление относится к так называемым
«флагам» (рис. 2). Данный способ организации текста подходит для оформления стихов и заголовков.
Равномерный межсловный интервал определяет стройную текстуру абзаца. Также минимизируется риск образования вертикальных «коридоров». Это особенно хорошо смотрится, если текст набран узкими колонками. А поскольку длина строки может безболезненно варьироваться, нет необходимости в переносах. Как в предыдущем случае, у читателя не возникает сложностей с нахождением следующей строки, поскольку все строки выровнены по левому краю. Рваный правый край делает страницу визуально привлекательной.
Важно, чтобы неровный край образовывал приятный глазу контур без соседних строк одинаковой длины, без резких перепадов длин строк или повторяющегося рисунка края.
Помните, что из-за коротких строк, которые не заполняют всю ширину столбца, выровненный флагом текст занимает чуть больше места, чем текст, выровненный по формату.
Выключка по правому краю
Строки выровнены по правому краю, а слева обра­
зуется рваный край (рис. 3).
Данный тип организации текста используется редко, и его можно задействовать для создания акцентов, например для подписей сбоку от иллюстраций. Как и в предыдущем случае, такой тип флага сохраняет одинаковые межсловные интервалы.
Будучи визуально интересной, такая выключка требует бˆольших усилий от читателя. Мы привыкли читать слева направо, и рваный край вынуждает нас на мгновение прерываться, чтобы найти начало новой строчки, поэтому такое оформлении обычно используют только для очень коротких текстов.
Выключка по центру
Центрирование строк разной длины, при котором
левый и правый края абзаца остаются неровными
(рис. 4).
Как и флаги, набор с выключкой по центру характеризуется равномерными межсловными интервалами и визуальной привлекательностью. Этот неизбитый тип оформления может сообщить странице спокойное благородство.
Выровненные по центру строки должны различаться по длине, чтобы образовывать интересный силуэт, поэтому следует избегать нескольких строчек подряд одинаковой или почти одинаковой длины. Также рекомендуется использовать большой интерлиньяж, это добавляет тексту значительности и облегчает читателю поиск начала следующей строки.
Чтение отцентрованных строк требует усилий, по этому такой тип организации больше подходит для небольших текстов, например для рекламных объявлений или приглашений. Постарайтесь, чтобы разделение на строки способствовало восприятию смысла текста. Оформление каждой фразы или мысли отдельной строкой упрощает понимание и придает тексту привлекательности.
70
Есть пять способов выравнивания строк на странице. Во-первых, выключка по формату: все строки одинаковой длины и выровнены слева и справа. Во-вторых, выключка по левому краю, левый флаг: строки имеют разную длину, выровнены по левому краю и образуют рваный правый край. В-третьих, выключка по правому краю, правый флаг, строки образуют рваный левый край.
В-четвертых, выключка по центру: строки различной длины и рваные края с обеих сторон. В-пятых, произвольное выравнивание строк: организация текста продиктована фантазией дизайнера.
1
|
Выключка по формату
Есть пять способов выравнивания строк на странице. Во-первых, выключка по формату: все строки одинаковой длины и выровнены слева и справа. Во-вторых, выключка по левому краю, левый флаг: строки имеют разную длину, выровнены по левому краю и образуют рваный правый край. В-третьих, выключка по правому краю, правый флаг, строки образуют рваный левый край. В-четвертых, выключка по центру: строки различной длины и рваные края с обеих сторон. В-пятых, произвольное выравнивание строк: организация текста продиктована фантазией дизайнера.
2
|
Выключка по левому краю, левый флаг
Есть пять способов выравнивания строк на странице. Во-первых, выключка по формату: все строки одинаковой длины и выровнены слева и справа. Во-вторых, выключка по левому краю, левый флаг: строки имеют разную длину, выровнены по левому краю и образуют рваный правый край.
В-третьих, выключка по правому краю, правый флаг, строки образуют рваный левый край. В-четвертых, выключка по центру: строки различной длины и рваные края с обеих сторон.
В-пятых, свободная, или асимметричная, выключка строк: организация текста продиктована фантазией дизайнера.
3
|
Выключка по правому краю, правый флаг
Есть пять способов выравнивания строк на странице.
Во-первых, выключка по формату: все строки одинаковой длины и выровнены слева и справа. Во-вторых, выключка по левому краю, левый флаг: строки имеют разную длину, выровнены по левому краю и образуют рваный правый край.
В-третьих, выключка по правому краю, правый флаг, строки образуют рваный левый край.
В-четвертых, выключка по центру: строки различной длины и рваные края с обеих сторон. В-пятых, произвольное выравнивание строк: организация текста продиктована фантазией дизайнера.
4
|
Выключка по центру
3
71

Есть пять способов выравнивания строк на странице.
Во-первых, выключка по формату: все строки одинаковой длины и выровнены слева и справа.
Во-вторых, выключка по левому краю, левый флаг: строки имеют разную длину, выровнены по левому краю и образуют рваный правый край.
В-третьих, выключка по правому краю, правый флаг, строки образуют рваный левый край.
В-четвертых, выключка по центру: строки различной длины и рваные края с обеих сторон. В-пятых, свободная, или асимметричная, выключка строк: организация текста продиктована фантазией дизайнера.
6
|
Текст может формировать замысловатые рисунки, изогнутые линии или сложные паттерны
5
|
Произвольное выравнивание строк позволяет создавать исключительный дизайн
72
Есть пять способов выравнивания строк на странице. Во-первых, выключка по формату: все строки одинаковой длины и выровнены слева и справа. Во-вторых, выключка по левому краю, левый флаг: строки имеют разную длину, выровнены по левому краю и образуют рваный правый край.
В-третьих, выключка по правому краю, правый флаг, строки образуют рваный ле- вый край. В-четвертых, выключка по центру: строки различной длины и рваные края с обеих сторон. В-пятых, произвольное выравнивание строк: организация текста продиктована фантазией дизайнера.
Есть пять способов выравнивания строк на странице. Во-первых, выключка по формату: все строки одинаковой длины и выровнены слева и справа. Во-вторых, выключка по левому краю, левый флаг: строки имеют разную длину, выровнены по левому краю и образуют рваный правый край. В-третьих, выключка по правому краю, правый флаг, строки образуют рваный левый край.
В-четвертых, выключка по центру: строки различной длины и рваные края с обеих сторон. В-пятых, произвольное выравнивание строк: организация текста продиктована фантазией дизайнера.
Произвольное выравнивание
В эту категорию входят все нестандартные типы
организации текста, не предполагающие ни фик­
сированных длин строк и их соотношений, ни
строгих принципов расположения на странице
(рис. 5). Неожиданная компоновка текста и произвольное выравнивание нередко дают интересные визуальные эффекты. И хотя такая верстка противопоказана для учебной литературы и объемных текстов, она по-настоящему эффективна, когда требуется сделать некий визуальный акцент. Поэтому такой тип выравнивания широко используется при создании плакатов, обложек, листовок и рекламных объявлений.
В произвольном выравнивании не существует правил. Просто расположите строки так, чтобы они выглядели «как надо». Такой способ организации текста дает свободу самовыражения, и каждый дизайнер волен выбрать собственную манеру расположения строк. Учтите, однако, что произвольное выравнивание уместно не всегда: расположение таким образом больших фрагментов текста может усложнить чтение и отвлечь от смысла, в нем содержащегося. Чтобы избежать этого, особое внимание обращайте на межсловные интервалы, интерлиньяж и соотношение элементов текста на странице. Как и в случае выключки по центру, постарайтесь разбивать строки в соответствии со смыслом текста.
Благодаря развитию технологий, сегодня дизайнер может позволить себе любые сколь угодно смелые эксперименты. Это значит, что метод проб и ошибок обеспечит вам уникальные типографические решения и лицезреть их результаты вы можете сразу же, на экране. Больше не нужно выстраивать буквы по
прямой, можно располагать их по извилистым
7
|
Верстка в оборку и заполнение контура
3
кривым, спиралями и волнами или образовывать
с их помощью сложные рисунки (рис. 6). Однако не забывайте, что эстетический эффект следует всегда согласовывать с удобочитаемостью текста.
Верстка в оборку и заполнение контура
еще два более замысловатых способа организа­
ции строк — верстка в оборку и заполнение кон­
тура (рис. 7). Верстка в оборку — это расположение текста вокруг иллюстрации, буквицы или пустого пространства. Заполнение контура — это организация строк по форме объекта с узнаваемым силуэтом: например мяча, вазы, лампочки или геометрической фигуры. Такая верстка может использоваться, если удобочитаемость текста не является первостепенной задачей. Прежде чем использовать обтекание или заполнение контура, убедитесь, что объем текста соответствует объему заполняемого пространства.
Постарайтесь распределить текст равномерно.
Пустоты и неровные интервалы могут отвлекать внимание и минимизировать визуальный эффект.

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18

перейти в каталог файлов


связь с админом