Главная страница
qrcode

Джеймс Крейг (Ирина К. Скала) — Шрифт и дизайн, современная типо. Посвящается новому поколению графическихдизайнеров


Скачать 31.73 Mb.
НазваниеПосвящается новому поколению графическихдизайнеров
Дата21.07.2020
Размер31.73 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДжеймс Крейг (Ирина К. Скала) — Шрифт и дизайн, современная типо
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#159410
страница9 из 18
Каталог
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   18
73
Начало абзаца

Переход от одного параграфа к другому следует
обозначать отчетливо, и для того есть множество
способов (рис. 1). Самый распространенный — втяжка на одну круглую шпацию. Текст, который вы читаете, набран именно с таким отступом, то есть на
8,5 пайки. В случае широкой текстовой колонки или если необходимо достичь определенного эффекта, можно задать больший абзацный отступ (измеряется также в пайках, миллиметрах или дюймах).
Кроме того, абзацы отделяют друг от друга дополнительным межстрочным пространством, отбивкой.
Одновременное использование отбивок и абзацных отступов нежелательно.
Встречается вариант оформления без отступов и отбивок. В этом случае о начале нового абзаца сигнализирует длина последней строки предыдущего абзаца, которая должна быть короче, чем ширина колонки. Если абзац заканчивается строкой, длина которой совпадает или почти совпадает с длиной колонки, читатель не сможет с ходу распознать стык абзацев.
Довольно нестандартным способом сигнализировать о начале нового абзаца считается обратный отступ. При этом первая строка абзаца набрана на всю ширину колонки, а следующие строки — с отступом слева. Такое оформление часто используется в справочных изданиях.
Еще один вариант оформления восходит к первым типографам, которые располагали все абзацы сплошным блоком, разделяя их лишь типографическим знаком. Обычно значок конца абзаца выглядит как ¶, но вместо него допустимо задействовать любой другой графический символ. Самый распространенный маркер, или буллит, — это квадрат с заливкой, но можно использовать и такой: o
Все вышеописанные решения традиционны, однако современные технологии оставляют нам широкие возможности для эксперимента. Новый абзац можно
начинать неисчислимым количеством способов
(рис. 2). Среди самых распространенных: заключение текста в необычные фреймы, чередование гарнитур и кеглей, использование линеек, цвета или сочетание нескольких способов.
В каждом из случаев дизайнеру следует пом­
нить, что креативный подход не должен наносить
ущерб удобочитаемости текста (рис. 3).

Важно, чтобы читатель мог визуально отделить конец одного абзаца и начало другого. Для этого есть целый ряд способов.
Чаще встречается абзацный отступ на 1 круглую шпацию в начале первой строки.
Можно задать отступ большего размера. Этот абзац начинается отступом на 3 круглых шпации.
Допустима также отбивка сверху.
Ком бинировать абзацный отступ и от бивку нежелательно.
Первая строка абзаца начинается левее основного текста. Используется в оформлении справочных изданий.
Еще один способ — абзац без отступа и без отбивки сверху. В этом случае единственным указанием на начало нового абзаца является более короткая последняя строка предыдущего абзаца. o
И последний вариант — типографский знак
(маркер, или буллит).
ВТяЖКА НА
1 КРУГЛУЮ
ШПАЦИЮ
ВТяЖКА НА
3 КРУГЛЫХ
ШПАЦИИ
ОТБИВКА
СВЕРХУ
ОБРАТНЫЙ
ОТСТУП
БЕЗ
ОТСТУПА
МАРКИРОВАННЫЙ
АБЗАЦ
1
|
Способы выделения абзацев
74
Johannes Gutenberg was born in Mainz, Germany, sometime around 1397. Little is known about his early years, but it is clear that he was the right man in the right place at the right time.
Gutenberg was the right man because of his familiarity with the craft of the goldsmith and the die maker. He was in the right place because
Mainz was a cultural and commercial center. It was the right time because the Renaissance thirst for knowledge was creating a growing market for books that could not be satisfied with traditional handwritten manuscripts.
Handwritten manuscripts were made to order and were usually expensive. They were laboriously copied by scribes who had to either read from a manuscript or have it read to them while copying. This process not only was time-consuming but led to many errors, which had to be corrected.
Adding to the expense was the scarcity and high cost of vellum and parchment. As a result, these handwritten manuscripts were limited to a select few: clergymen, scholars, and wealthy individuals.
A relatively inexpensive means of producing multiple copies of books seems to have been developed just a little before Gutenberg began his experiments with printing. This was the so-called block book, whose pages had illustrations and minimal text cut together on the same block. The carved blocks were inked, and images were transferred onto paper.
Gutenberg’s genius was realizing that printing would be more efficient if, instead of using a single woodblock to print an entire page, the individual letters were cast as separate blocks and then assembled into pages. In this manner, pages could be corrected more rapidly, and after printing, the type could be cleaned and reused.
J
ohannes Gutenberg was born in Mainz, Germany, sometime around 1397. Little is known about his early years, but it is clear that he was the right man in the right place at the right time.
G
utenberg was the right man because of his familiarity with the craft of the goldsmith and the die maker. He was in the right place because Mainz was a cultural and commercial center. It was the right time because the Renaissance thirst for knowledge was creating a growing market for books that could not be satisfied with traditional handwritten manuscripts.
H
andwritten manuscripts were made to order and were usually expensive. They were laboriously copied by scribes who had to either read from a manuscript or have it read to them while copying. This process not only was timeconsuming, but led to many errors, which had to be corrected.
Adding to the expense was the scarcity and high cost of vellum and parchment. As a result, these handwritten manuscripts were limited to a select few: clergymen, scholars, and wealthy individuals.
A
relatively inexpensive means of producing multiple copies of books seems to have been developed just a little before Gutenberg began his experiments with printing.
This was the so-called block book, whose pages had illustrations and minimal text cut together on the same block.
The carved blocks were inked, and images were transferred onto paper.
G
utenberg’s genius was realizing that printing would be more efficient if, instead of using a single woodblock to print an entire page, the individual letters were cast as separate blocks and then assembled into pages. In this manner, pages could be corrected more rapidly, and after printing, the type could be cleaned and reused.
2
|
Кроме абзацных отступов и отбивок есть множество других способов выделить абзац
3
|
Экспериментальные решения не должны вредить удобочитаемости текста
3
75
Расстановка акцентов

Редко когда текст обходится без выделений нескольких слов или фраз. Но какие слова должны быть выделены и насколько интенсивно? Чрез мерное количество акцентов дает противоположный результат, и вместо того чтобы с ходу увидеть главную информацию, читатель растеряется и проигнорирует выделения.
Число слов и их положение в тексте также играют важную роль: одно слово в центре абзаца требует более интенсивного выделения, чем длинная фраза в его начале. Определив, какие слова должны быть выделены, дизайнер выбирает подходящую интенсивность выделения.
Нормальное начертание и курсив
Самый простой способ выделения слов — это
курсив (рис. 1). Чаще всего его назначают для выделения названий и иностранных терминов. Поскольку курсив имеет те же размер и насыщенность, что и шрифт нормального начертания, он не вносит диссонанс в общий вид печатной страницы.Курсив относится к сдержанным способам привлечения внимания в тексте. Имейте в виду, что в рубленых шрифтах курсив не всегда легко отличить от нормального начертания.
Прописные буквы и капитель
еще один распространенный тип изменения
шрифта — это прописные буквы (рис. 2). Прописные буквы кажутся «громче», чем курсив.
Одно из преимуществ прописных букв в том, что их использование предполагает те же гарнитуру и кегль. Если прописные буквы слишком бросаются в глаза, можно чуть понизить кегль. Убедитесь, что в этом случае текст не утратит свою насыщенность.
Более изящный вариант — использование капители там, где прописные буквы кажутся слишком настойчивыми и отвлекают. Использование капители не нарушает целостность страницы, поскольку по высоте она соответствует строчным буквам. Если капитель недостаточно привлекает к себе внимание, можно сочетать ее с прописными буквами или увеличить интерлиньяж, чтобы усилить интенсивность выделения. Имейте в виду, что далеко не все шрифты имеют настоящую капитель, а замена на прописные буквы меньшего кегля неравноценна.
Изменение нормального начертания на курсивное — пожалуй, самый распространенный способ сделать акцент на слове или фразе. И поскольку по размеру и насыщенности курсив соответствует нормальному начертанию, такое оформление не портит общий вид печатной страницы.
Курсив — это сдержанный
способ привлечь внимание в тексте.
Прописные буквы обращают на себя большее внимание, чем курсив. Они могут выглядеть как приказ: КУПИ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Компромиссом может служить капитель. Как и курсив, капитель ненастырна
, поскольку она некрупная и не имеет выносных элементов. Ее даже можно потерять в тексте, если н е
В
ключить
П
роПисные
Б
укВы
1
|
Курсив привлекает внимание, но не слишком настойчиво
2
|
Если прописные буквы выглядят слишком броско, используйте капитель
76
Разные размеры
часто для выделения используется большой кон­
траст в размере шрифта (рис. 3). Выбор подходящего кегля зависит от желаемой интенсивности выделения и интерлиньяжа. Если перестараться с увеличением размера шрифта, то элементы символов в соседних строках будут пересекаться. Обычно кегль варьируется при определении стилей для заголовков, выносок, колонцифр и прочих вспомогательных текстовых элементов.
Разные начертания
Интенсивного выделения можно добиться, изме­
нив начертание с нормального на полужирное при
сохранении кегля (рис. 4). Полужирный тип, будучи более насыщенным вариантом прямого типа начертания, привлекает внимание в большей степени, чем курсив или прописные буквы. Однако при работе с объемным текстом важно учитывать внешний вид страницы и удобочитаемость.
Выделение можно обеспечить, используя узкий или широкий варианты начертания из одной и той же гарнитуры. Этот подход хорош в случаях с рублеными шрифтами с богатым выбором начертаний.
Существует разница между «родными» символами узкого и широкого начертаний и вариантами, созданными локальным назначением расширения или сжатия букв. Настоящие буквы узкого и широкого начертаний неизменны и входят в состав гарнитуры.
Растянутые или сжатые вручную буквы могут нарушить целостность дизайна, к тому же они менее разборчивы. По возможности всегда используйте шрифты в оригинальной форме, созданные в дополнение к прямому начертанию.
Разные шрифты
если в одном тексте вам требуются несколько
шрифтов, выбирайте контрастирующие (рис. 5).
Только заметная разница произведет впечатление продуманного дизайна. Так, одновременное использование Bodoni и Baskerville или Baskerville и Garamond будет едва различимым, не даст желаемого контраста и может произвести впечатление ошибки. Более выигрышно смотрится сочетание шрифтов с засечками и рубленых.
Полужирное начертание — второй по частоте применения способ выделить главное после курсива.
Сложно не заметить выделение
полужирным шрифтом!
Использование узкого или широкого начертания подходит только семействам рубленых шрифтов, вроде Helvetica и Univers, имеющих богатый спектр начертаний.
Явный контраст кегля всегда привлекает внимание, и это часто используется в рекламе и в заголовках. Только имейте в виду, что увеличение размера шрифта допустимо лишь до определенной степени, иначе элементы букв в соседних строках наложатся друг на друга.
3
|
Разные размеры шрифта
Задействуя в одном тексте сразу несколько шрифтов, выбирайте контрастирующие. Одновременное использование Garamond и Baskerville не так эффектно, как сочетание Garamond и helvetica.
5
|
Разные шрифты
4
|
Разные типы начертания шрифта
3
77
13 pt, контурная рамка (очко).
13 pt, рамка с заливкой (очко).
13 pt, контурная рамка (13 pt).
13 pt, рамка с заливкой (13 pt).
13 pt, контурная рамка с тенью.
13 pt, заказная рамка.
13 pt, выворотная рамка.
8
|
Рамки могут служить различным целям
Подчеркивание
еще один способ выделить текст — подчеркива­
ние (рис. 6). Оно проходит под базовой линией и пересекает нижние выносные элементы. Подчеркивая строку, убедитесь, что вы назначили достаточный интерлиньяж. Значительно реже используются надчеркивание и перечеркивание: первое позволяет выделить слова или предложения, а второе — редакторские правки.
Линейки
Линейки визуально организуют информацию. Тол­
щина линии указывается в пунктах и долях пункта
(рис. 7). Линия в 1/4 пункта обычно называется волосяной (см. с. 20). Линии также могут быть пунктирными и точечными и достигать различной длины и ширины.
Всегда оценивайте расстояние над и под ними. Длину линейки, как и длину строки, измеряют не только в пайках, но и в дюймах или сантиметрах.
Рамки
рамки, как правило, бывают двух видов: контур­
ные и с заливкой (рис. 8). Чаще всего их используют для упорядочивания списков. В этой книге небольшая квадратная рамка обозначает начало и конец каждой главы.
Традиционно сторона маркера-квадрата соответствует по размеру кегельной площадке шрифта: рамка 13 пунктов — это квадрат 13-го кегля. В тексте такой маркер выравнивается сверху по линии верхних выносных элементов, а снизу — по линии нижних выносных элементов. Поэтому он кажется больше, чем текст. Если такой эффект нежелателен, можно выбрать квадрат, равный по высоте прописной букве. Тогда он окажется чуть меньше и его можно будет выровнять по линии шрифта. И это еще один вариант привлечь внимание, не перегружая при этом текст.
Если рамка служит определенной цели, например для расстановки акцентов, убедитесь, что вы выбрали достаточный размер для этого.
Иногда рамку используют для выделения слова или фразы или даже фрагмента текста. Контуры таких рамок могут быть разной насыщенности и ширины, в общем, оформить их можно как угодно.
Garamond
Старостильный
1615
Baskerville
Переходный
1757
Bodoni
Новостильный
1788
Century
Египетский
1894
Helvetica
Рубленый
1957
НАД
ПОД ПеречерКИВАНИе
6
|
Подчеркивание, надчеркивание, перечеркивание
7
|
Линейки способствуют организации информации
78
Буллиты
Буллиты используются для выделения строк
в списке (рис. 9). Выбор размера отчасти определяется эстетикой, а отчасти требуемой интенсивностью акцента. Располагать буллит лучше всего на уровне середины строчных символов. Если буллит крупный, отцентруйте его по высоте прописной буквы.
При оформлении маркированных списков второго уровня задайте дополнительные отступы и назначьте буллиты другого вида, чтобы подчеркнуть различие.
Расположение
Один из самых простых способов привлечь внимание — расположить текст в неожиданном месте или неожиданным образом. Ведь нельзя не заметить граффити на стене или на плакате. Они могут возмущать, но неизбежно привлекают внимание. Даже
элементарный поворот текста под углом бросится
в глаза, потому что в большинстве случаев его
располагают горизонтально (рис. 10). Данный подход хорош для небольших объемов текста, например для заголовков, никому ведь не захочется читать длинные тексты, набранные таким образом.
Рукописный текст
Говоря о типографике, не следует забывать
о рукописном тексте, который тоже является
отличным средством выделения заголовков
и коротких сообщений (рис. 11). Рукописный текст обладает спонтанностью, индивидуальностью и элегантностью. Чем бы ни был оправдан такой выбор, неформальный характер рукописного текста не только привлекает внимание, но и контрастирует со структурированным печатным текстом.
Графические элементы
На протяжении столетий создавались сотни типографских декоративных элементов и орнаментов для самых разных целей (см. с. 154). К вашим услугам круглые и квадратные скобки, завитки, декоративные рамки и бессчетное количество прочих изображений, которые при грамотном подходе могут стать эффективным средством привлечения внимания.
Можно ли не заметить указующий перст?

11
|
Эффективным способом выделения может стать рукописный текст

Garamond, 12 pt, маленький буллит.
• Garamond, 12 pt, средний буллит.

Garamond, 12 pt, большой буллит.
9
|
Буллиты, отцентрованные по базовой линии шрифта
10
|
Не ож ид ан но е ра сп ол ож ен ие те кс та
3
79
Сетка ver the centuries type has been set in numerous ways, ranging from the original method of assembling individual pieces of type by hand, one character at a time, to computer controlled systems capable of generating type at thousands of characters per second. Typesetting methods can be div-ided into four major categories: handsetting, machine composition, phototypesetting, and digital composition. Although typesetting methods have changed over time, the criterion for judging good typography has not. So although you should know as much as possible about the various typesetting methods, it is more important to understand what constitutes a well-designed typeface and how type should be arranged.
andset type was introduced in the mid-fifteenth century by Johannes Gutenberg, and until the late nineteenth century it was the only means of setting type.

In handset (also called foundry type) every character is cast on a separate piece of metal and stored in a type case. The letters on metal type are reversed so they will appear correct when printed. To set type, the compositor, or typesetter, holds a composing stick in one hand and with the other selects the required pieces of type from the type case.
When the job has been set, the type is “locked-up,” inked, and printed. The height of the metal type, referred to as type-high, must be consistent in order to print evenly. If a piece of type is too low, it will not receive the ink; if too high the type presses into the paper. After printing the type is cleaned, and the individual letters redistributed into their appropriate compartments for future use. Although the compositor worked quickly and instinctively, setting type by hand was slow and time consuming. Today, handsetting type is used mainly by private presses for limited edition art books. In the late Nineteenth century, machines had been developed that could cast type either as individual characters (Monotype) or entire lines (Lino-type). To cast type, the typesetter operated a keyboard. As each letter was typed, molds
(also called matrices) of the letters fall into position and are filled with a molten lead alloy that solidifies instantly to produce type. After printing, the type was melted down and reused. Casting type was faster and more eYcient than setting type by hand and therefore less expensive. The speed of the setting was limited only by the keyboard operator’s typing ability, approximately 50 words per minute. Cast type did not totally replace handset type: they existed side by side, with the smaller text type being set by machine and the larger display type set by hand.

Until the nineteen-sixties, casting was the most widely used method of setting type, but is no longer used com-mercially today.

In the nineteen-sixties, casting type in hot metal was replaced by the first form of
Over the centuries type has been set in numerous ways, ranging from the original method of assembling individual pieces of type by hand, one character at a time, to computer controlled systems capable of generating type at thousands of characters per second. Typesetting methods can be divided into four categories: hand-setting, machine casting, phototypesetting, and digital composition.
Although typesetting methods have changed over time, the criterion for judging good typography has not. So although you should know as much as possible about the various typesetting methods, it is more important to understand what constitutes a well-designed typeface and how type should be arranged on the page.
Handset type was introduced in the mid-fifteenth century by
Johannes Gutenberg, and until the late nineteenth century it was the only means of setting type. In handset (also called foundry type) every character is cast on a separate piece of metal and stored in a type case.
The letters on metal type are reversed so they will appear correct when printed.
To set type, the compositor, or typesetter, holds a composing stick in one hand and with the other selects the required pieces of type from the type case. When the job has been set, the type is “locked-up,” inked, and printed. The height of the metal type, referred to as type-high, must be consistent in order to print evenly. If a piece of type is too low, it will not receive the ink; if too high the type presses into the paper. After printing the type is cleaned, and the individual letters redistributed into their proper compartments for future use.
Although the compositor worked quickly and instinctively, setting type by hand was slow and time-consuming. Today, handsetting type is used mainly by private presses for limited edition art books. By the late nineteenth century, machines had been developed that could cast type either as individual characters (Monotype) or entire lines (Linotype). To cast type, the typesetter operated a keyboard. As each letter was typed, molds of the letters fall into position and are filled with a molten lead alloy that solidifies instantly to produce type. After printing, the type was reused.
Casting type was faster and more efficient than setting type by hand and therefore less expensive. The speed of the setting was limited only by the keyboard operator’s typing ability, approximately 50 words per minute. Cast type did not totally replace handset type: they existed side by side, with the smaller text type being set by machine and the larger display type set by hand.
Until the nineteen-sixties, casting was the most widely used method of setting type, but is no longer used commercially today. In the mid-nineteen-sixties, casting type in hot metal was replaced by the first form of “cold” type, called photo-typesetting. This process involved the photographic projection of light through a film negative of the characters onto photosensitive film or paper. The characters to be set were input on a keyboard, stored on a tape, and generated by large computers.
Since type was no longer restricted by the limitations inherent in metal, letterforms could be manipulated far more easily. Characters could be set close, touching, or overlapping. Furthermore, because phototypesetting required no ink, the letterforms were always exactly the same. With metal type, the ink had a tendency to spread, making the edges of the letterforms uneven. In spite of its many virtues, phototypesetting has been completely superseded by digital technology which is even faster, more flexible, and less costly.
By the end of the eighties digital composition became the most efficient method of typesetting. Digital typesetters, or laser images, are dramatically different in both storage and output from analog phototypesetting systems. In phototypesetting, characters were generated from photographic fonts. With digital composition systems, the characters are stored electronically as digital data in the computer’s memory. The type is then generated as a series of dots or lines.
Depending on the requirements, the output may be produced on virtually any surface or materials.
The output devices for digital systems are high-speed type generating machines capable of setting type at the rate of thousands of characters per second. The quality of the type is in direct relationship to the quality of the original drawings, their storage, and the output method.
Because digital type is not generated from font masters, it can be electronically condensed, expanded, slanted, and endlessly manipulated.
One of the great advantages of digital technology is the capacity to reproduce any image that can be digitized. This includes not only type, but also photographs, illustrations, and other graphic images. This is accomplished through the use of a raster image processor (RIP), which converts the image into a digital file that can then be stored, manipulated, and output as necessary.
The revolution in digital design began with the advent of desktop publishing in 1982 when John Warnock and Charles Gesche developed
Adobe Post-Script, a standard computer language that could be used for manipulating visual information.
Using this technology, in conjunction with the Aldus PageMaker program, Apple Computer, Inc., began to market micro computers that could be operated with minimal programming capabilities. Since that time there has been tremendous growth in the industry, with systems offering faster speeds, increased storage, and new programs.
Digital design is more than just another typesetting or design method, it has given the operator the ability to create designs with unprecedented speed and ease and freedom from many tedious tasks and outside services. All this has altered the designer’s role. Today, the designer has become a combination artist and technician, responsible for

Полистайте хорошо сверстанные книги, журналы или брошюры. Вероятно, вы отметите целостность и логику их оформления. Чтобы этого достичь, требуется задать сетку, структурирующую разворот по вертикали и горизонтали. Сетка служит ориентиром для расположения текста, заголовков, колонцифр, подписей и иллюстраций. И хотя может показаться, что сетка ограничивает свободу, на самом деле это не так. Работая с одной и той же сеткой, два дизайнера предложат совершенно разные решения.
Сетка — это базовый рецепт. Если некоторые элементы не находят себе места в ее рамках, чтобы достичь гармонии, нужно их переместить, пускай даже придется нарушить сетку. Но если таких несовпадений слишком много, следует задуматься об изменении самой сетки.
Сетки могут быть одноколоночными и более сложными — многоколоночными. Но порой работа возможна без сетки и дает интересные результаты.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   18

перейти в каталог файлов


связь с админом