Главная страница
qrcode

Микроэкономика ответы зачет. Предмет изучения экономической теории. Что изучает микроэкономика


НазваниеПредмет изучения экономической теории. Что изучает микроэкономика
АнкорМикроэкономика ответы зачет.doc
Дата04.02.2017
Формат файлаdoc
Имя файлаMikroekonomika_otvety_zachet.doc
ТипДокументы
#34007
страница3 из 7
Каталогtutuchan

С этим файлом связано 33 файл(ов). Среди них: Бухучет. Памятка по счетам и основам.doc, BUKhUChET_Ekzamen_AST.pdf, Менеджмент.docx, ДКОиМП (без ответов).doc, ДКОиМП.docx, Теория игр. Теория к экзамену.docx, Оценка собственности (полная версия).doc, МАКРА. Теория к экзамену.doc, Оценка собственности (сокр.вариант).doc и ещё 23 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7

Излишки потребителя и производителя.

Легко заметить, что равновесная цена ниже той максимальной цены, по которой могли бы покупать товар некоторые потребители, и выше той минимальной, по которой товар могли бы реализовывать наиболее передовые производители.

Количество продукции QA потребители готовы были бы купить по цене PAD > P0, а производители продать по цене PAS < P0. В действительности все сделки были осуществлены по равновесной цене, т. е. покупатели QA-го товара заплатили меньше, а производители получили больше, чем ожидали. Таким образом, при установлении равновесной цены выигрывает часть потребителей и производителей.

Другими словами, рис. 4.7 графически показывает то очевидное обстоятельство, что на рынке существуют покупатели, которые готовы платить цену больше равновесной (от P0 до Pmax), и производители, способные продавать по цене меньше равновесной (от P0 до Pmin). В итоге формирования равновесной цены и те, и другие получают выгоду. Площадь заштрихованного треугольника показывает совокупную чистую выгоду, полученную всеми потребителями и производителями данного товара, совершившими сделки.

Вместе с тем наряду с выигравшими от равновесной цены есть и проигравшие. Равновесная цена, выполняя свои функции, сделала данный товар недоступным какому-то числу более бедных потребителей (кривая спроса вправо от точки О) и нерентабельным его производство для производителей с издержками производства, превышающими рыночную цену (отрезок кривой предложения вправо от точки О).

Общее понятие эластичности. Формулы эластичности.

Эластичность – степень изменения одной величины в ответ на изменение другой величины.

Коэффициент эластичности – оценка эластичности в процентном исчислении; отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой.

Эластичность спроса по цене – степень реакции величины спроса в ответ на 1% изменение цены.

Edp= % изменение Qd / % изменение P

Существует точечная и дуговая эластичности:

Точечная:

E = ∆Q*P/∆P*Q

Дуговая:

E = ∆Q*(P1+P2)/∆P*(Q1+Q2)

Также существует прямая и перекрестная эластичность спроса по цене. Перекрестная – цена одного товара, а кол-во другого.

Перекрестная:

Ex, y = ∆Qx*Py / ∆Py*Qx; Ex.y = ∆Qx*(P1+P2)y / ∆Py*(Q1+Q2)x.

Виды эластичности:

|E|>1 – эластичный спрос

|E|=1 – единичная эластичность

|E|<1 – неэластичный спрос

E = 0 – абсолютно неэластичный спрос

E = ∞ - абсолютно эластичный спрос

Эластичность спроса по доходам – показывает как изменяется объем спроса в ответ на однопроцентное изменение дохода.

Ed= ∆Q*I / ∆I*Q

Ed < 0 - худшие товары/низшей категории

Ed = 0 – спрос не зависит от измен. дохода

Ed > 0 – нормальные товары

0 < Ed < 1 – товары первой необходимости

Ed > 1 – товары роскоши

Эластичность рыночного спроса по цене и по доходам. Перекрестная эластичность спроса и классификация различных групп товаров.

Эластичность спроса по цене

Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене. три варианта ценовой эластичности спроса:

1)эластичный спрос,при незначительных понижениях цены объем продаж значительно возрастает;

2)единичная эластичность спроса,изменение цены, выраженное в процентах= проценту изменения объема продаж;

3) неэластичный спрос, вслед за изменением цены не происходит существенного изменения продаж.

Величина эластичности спроса

Эластичность можно измерить с помощью коэффициента эластичности. Представим его в виде формулы



Приведенная формула позволяет количественно определить все три варианта ценовой эластичности спроса. ЕD > 1:когда прирост количества больше уменьшения цены; ЕD < 1:при неэластичном спросе;ЕD  1:спрос единичной эластичности, когда процентное изменение цены строго равно изменению количества, устанавливается равенство

Графическая интерпретация спроса с различной эластичностью

Эластичным спрос по цене бывает, как правило, для предметов роскоши. Неэластичен спрос на товары первой необходимости с относительно низкими ценами  на хлеб, картофель, одежду, обувь, белье, расходы на общественный транспорт и пр.

Давая графическую интерпретацию эластичности, обратим внимание на то, что, чем больше коэффициент эластичности, тем в принципе более пологая кривая спроса. А чем меньше он, тем более круто (опять-таки, в принципе  уточнение см. ниже) падает кривая.

Кроме рассмотренных трех случаев эластичности спроса по цене, можно указать еще два  абсолютно эластичный спрос и абсолютно неэластичный спрос.

Экстремальные случаи эластичности спроса: а) абсолютно эластичный; б) абсолютно неэластичный

В случае абсолютно эластичного спроса  это горизонтальная кривая спроса  потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая на величину спроса (Е  ). В случае абсолютно неэластичного спроса они покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен. То есть изменение цены не вызывает никакого изменения спроса (Е  0), а кривая вырождается в вертикальную прямую

Эластичность спроса и объем выручки

Изменение объема продаж, к которому мы апеллировали, давая определение эластичности спроса по цене, влияет на объем выручки и финансовое положение продавца. Ведь зная размеры спроса, можно легко вычислить объем выручки  это произведение P  Q или площадь прямоугольника, одна сторона которого равна цене товара, а вторая  количеству товара, проданного по этой цене. Проанализируем ситуацию с объемом выручки при различных вариантах эластичности графически. На рис. 4.17 показано, как изменяется общая выручка при одинаковом изменении цены для товаров с различной эластичностью спроса:

1) при эластичном спросе снижение цены вызывает такое увеличение объема продаж, которое ведет к увеличению общей выручки (площадь прямоугольника, соответствующего низкой цене, явно больше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене);

2) при спросе единичной эластичности прирост объема продаж при снижении цены таков, что общая выручка остается неизменной (обе площади равны);

3) при неэластичном спросе снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем общей выручки уменьшается (площадь прямоугольника, соответствующего низкой цене, меньше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене).



Рис. 4.17. Изменение выручки продавца при различной эластичности спроса: а) эластичный спрос; б) спрос единичной эластичности; в) неэластичный спрос

Факторы эластичности спроса

Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов, к которым относятся следующие:

1) незаменимость. Если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет более эластичным, противоположным образом влияет отсутствие таковых;

2) значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным  на все другие группы товаров;

3) удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю бюджета  неэластичны.

4) временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном плане и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.

Эластичность спроса по доходу

Кроме эластичности спроса по цене, важный экономический смысл имеет также эластичность спроса по доходу, которую можно определить как отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода (I):



Поскольку потребитель по-разному меняет спрос на различные товары при изменении дохода, то и показатель может иметь различные положительные и отрицательные значения. Так, если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна (EI > 0). В этом случае речь идет, скорее всего, о стандартном нормальном товаре, допустим, дополнительных парах обуви, которую потребитель может позволить себе купить при возрастании дохода. Если при этом рост спроса опережает рост дохода (EI > 1), то говорят о высокой эластичности спроса по доходу. Так бывает, в частности, со спросом на товары длительного пользования, например, автомобили или персональные компьютеры, для приобретения которых люди берут кредит или тратят сбережения.

Но возможна и противоположная ситуация, когда значение EI отрицательно (EI < 0). Это могут быть аномальные или низкокачественные товары (дешевые сорта колбасы, сигарет, маргарин и т. п.), т. е. те товары, которые потребители при растущем доходе покупают, как правило, меньше, заменяя их более качественными товарами

Перекрестная эластичность

Как мы уже отмечали, реакция потребителей на изменение цены зависит от цен на другие товары. Зависимость эластичности спроса на одно благо относительно изменения цен на другие блага называется перекрестной эластичностью, которая измеряется как отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены на товар В:



где QА  объем спроса на товар А; PB  цена товара В.

Перекрестная эластичность показывает наличие связи в потреблении между рассматриваемыми товарами. Если Ecross > 0, т. е. с повышением цены на товар В растет спрос на товар А, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (товарах-субститутах).

Если Ecross < 0, т. е. повышение цен на товар ведет к уменьшению спроса на товар А, то мы имеем дело с взаимодополняющими товарами.

Наконец, товары могут быть индифферентны друг к другу (Ecross  0), т. е. изменение цен на один из них ничего не меняет в количественном спросе на другой.

Эластичность предложения и его факторы. Эластичность рыночного предложения по цене.

Эластичность предложения - степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены.

Измерение эластичности предложения также производится с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены. Формула для подсчета коэффициента эластичности предложения по цене (ES) имеет вид:



Различные варианты интенсивности подобных изменений также могут быть отнесены к одному из трех основных случаев: эластичное предложение; неэластичное предложение; предложение единичной эластичности.Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения  абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение.

Степень эластичности предложения может иметь и графическую интерпретацию. На рис. а S1  неэластичное предложение (E < 1); S2  предложение единичной эластичности (E  1); S3  эластичное предложение (E > 1).На рис. б S1  абсолютно неэластичное предложение (E  0); S2  абсолютно эластичное предложение (E  ).

Кривые предложения с разной степенью эластичности

На эластичность предложения оказывают влияние различные факторы: цены на сырье и уровень заработной платы, ставка процента, наличие резервных производственных мощностей, характер продукции, например, предложение промышленной продукции более эластично, чем сельскохозяйственной и др.

Важнейшее значение для эластичности предложения имеет, однако фактор времени, т. е. период, в течение которого производители имеют возможность приспосабливать объем предложения к изменению цены. Различают три временных интервала:

1) кратчайший рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В этом периоде все факторы производства постоянны, а значит и объем предложения фактически фиксирован;

2) краткосрочный период, когда производственные мощности остаются неизменными, однако может меняться интенсивность их использования, т. е. переменными становятся некоторые факторы производства  сырье, рабочая сила и др.;

3) долгосрочный период, достаточный для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий, когда переменными становятся все факторы производства.

На рис. показано, как приспосабливаются производители к изменившемуся спросу (для определенности будем считать, что он повысился  кривая спроса сдвинулась вверх) в различных временны2х периодах и как изменяется со сменой периодов эластичность предложения.

В кратчайшем рыночном периоде (рис. а) изменение спроса не вызовет реакции в объеме предложения. В силу отсутствия времени для такой реакции предложение абсолютно неэластично. Рост же цен будет строго соответствовать увеличению спроса (масштабам смещения вверх его кривой).



Фактор времени и эластичность предложения

Масштабный пример того же рода  сельскохозяйственная продукция. Сколько собрано урожая, столько собрано. Увеличить производство при любом уровне спроса до следующего года не удастся.

В коротком и длительном периодах (рис. б, в) с ростом спроса объем предложения будет нарастать, т. е. предложение приобретет известную эластичность. При этом цена будет также расти, но в меньших масштабах, чем увеличится спрос. Различия между краткосрочным и долгосрочным периодами состоят в степени эластичности кривой. В краткосрочном периоде она невелика  за счет увеличения загрузки уже существующих мощностей можно получить лишь ограниченный прирост производства. В конце концов, сколько не подвози дополнительного сырья, производительность перерабатывающих его машин имеет свой предел.

Зато в долгосрочном периоде при благоприятном изменении спроса наращиванию предложения почти нет границ. Поэтому кривая весьма эластична. Реакцией на рост спроса становится большое увеличение производства при весьма умеренном росте цен (кривая SL). Возможно даже, что цена останется постоянной, т. е. реализуется абсолютно эластичная кривая предложения.

Итак, при отсутствии ресурсных ограничений (и, как будет показано далее, при нормальном действии механизма конкуренции) кривая предложения в долгосрочном периоде очень эластична, а порой и абсолютно эластична.

Издержки производства (определение). Явные, неявные и альтернативные издержки фирмы.

Издержки - все, что производитель (фирма) расходует в целях достижения необходимого коммерческого результата.

альтернативные издержки(издержки упущенных возможностей)- пусть ресурс X применим для пр-ва нескольких благ. Если данный ресурс использован при пр-ве блага А, то его уже не используешь при пр-ве блага В. Скажем, направив материал на пошив некоего кол-ва мини-юбок, фирма автоматич должна отказаться от ис­пользования этой ткани на др модели женской одежды, поставим себя на место предпринимателя, просчитывающего этот проект, если известно, что более строгую одежду можно было бы продать за 1 млн. руб., то очевидно, что цена отказа от ее выпуска измеряется именно этой суммой. И ее же фирма потеряла (упустила), сделав ставку на мини-юбки. Т.е. издержки (в смысле упущенных доходов), связанные с направлением ткани на пошив, составили 1 млн руб. При этом в качестве блага В для оценки размера издержек следует выбрать лучшую из отвергнутых альтернатив использова­ния ресурса. В нашем примере при наличии 2 альтернатив мини-юбкам - макси-юбок и брюк - для оценки издержек следует выбрать ту, кот принесла бы больший доход. Альтернативные издержки — это ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных способов использования данного ресурса. Этот метод оценки затрат ресурсов называют экономическим. Логика этого метода заключается в поиске ответа на вопрос: от чего нужно отказаться, чтобы получить данное благо? К сожалению, альт изд порой трудно представить как определен­ное кол-во рублей или $. В условиях многотоварного пр-ва и быстро меняющейся эк обстановки трудно выбрать луч­ший способ использования имеющегося ресурса. При этом доходы от упущенных возможностей (а значит, и размер альт изд) всегда явл гипотетическими. Нельзя быть уверенным, что действительно рассмотрены все альтернативы. Все это обусловливает субъективность и неоднозначность оценки издержек экономическим методом.

альт издержки - это то кол-во денег, кот необходимо, чтобы отвлечь конкретный ресурс от пр-ва товара В т использовать его для пр-ва товара А. Бывает полезной и такая интерпретация: альт изд это выручка от наиболее выгодного из всех отвергнутых альт способов использования ресурсов. При определении издержек упущенных возможностей важно понимать, что эффект от того или иного варианта использования ресурса Может проявляться в разные периоды. Выбор альтернативы часто сопряжен с ответом на вопрос, что предпочесть: те­кущий выигрыш ценой будущих потерь или текущие потери ради выигрыша в будущем? Концепция альт изд охватыва­ет своей оценкой как явные, так и неявные изд. Тот доход, кот фирма может получить от альт применения ресурсов, станет реальностью, только если она готова нести и явные и неявные издержки. Данная концепция явл действенным инструментом в принятии эффективных экономических решений: оценка затрат ресурсов осущ здесь на основе сравне­ния с лучшим из конкурирующих, т.е. самым эффективным, способом использования редких ресурсов.

бухгалтерский метод включает затраты лишь тех ресурсов, которые фирма приобретает со стороны (сырье, материалы, рабочая сила и т. п.). Их называют явными (внешними) издержками. Явные издержки отражаются в денежных выплатах со счетов фирмы поставщикам ресурсов.

Однако некоторые ресурсы могут уже находиться в собственности предприятия. Поэтому их не надо нигде покупать, а значит, соответствующие затраты не отражаются в бухгалтерских документах, хотя и существуют в действительности. Затраты этих ресурсов образуют неявные (внутренние) издержки.

Например, владелец аптечного киоска на станции метро, сам работающий в качестве продавца, не станет с самим собой заключать трудовой договор, в котором указан размер заработной платы. Но это не значит, что он не затрачивает силы и время, которые имеют определенную ценность, а потому тоже являются издержками.

Существует парадоксальное с точки зрения бухгалтерского учета правило менеджеров-практиков: «...некоторые из ваших наиболее высоких предстоящих расходов связаны с вещами, которые вы уже купили и оплатили...»1, т. е. которые являются вашей собственностью.

Собственными ресурсами фирмы обычно выступают предпринимательские способности ее владельцев (если последние сами управляют бизнесом), земля и капитал предпринимателя или акционеров. Данные ресурсы играют в рыночной экономике значительную роль. И именно они остаются за рамками бухгалтерской концепции издержек!
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом