Главная страница
qrcode

Микроэкономика ответы зачет. Предмет изучения экономической теории. Что изучает микроэкономика


НазваниеПредмет изучения экономической теории. Что изучает микроэкономика
АнкорМикроэкономика ответы зачет.doc
Дата04.02.2017
Формат файлаdoc
Имя файлаMikroekonomika_otvety_zachet.doc
ТипДокументы
#34007
страница7 из 7
Каталогtutuchan

С этим файлом связано 33 файл(ов). Среди них: Бухучет. Памятка по счетам и основам.doc, BUKhUChET_Ekzamen_AST.pdf, Менеджмент.docx, ДКОиМП (без ответов).doc, ДКОиМП.docx, Теория игр. Теория к экзамену.docx, Оценка собственности (полная версия).doc, МАКРА. Теория к экзамену.doc, Оценка собственности (сокр.вариант).doc и ещё 23 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7

Правило максимизации прибыли и выбор оптимального объема производства, их особенности для фирмы-совершенного конкурента.

Выбор принципиального варианта поведения (максимизация прибыли, минимизация убытков, временное прекращение производства) представляет собой лишь первый шаг фирмы в оптимизации своего положения на рынке. Следующий шаг состоит в точном установлении того объема производства, который максимизирует прибыль или (при менее благоприятных условиях) минимизирует убытки.

В принципе это может быть сделано путем прямого сравнения валового дохода и валовых издержек, как на графике 7.7. Маленькие фирмы, не имеющие мощных бухгалтерских подразделений, часто именно так и поступают. Они чисто опытным путем перебирают соотношения издержек и доходов при разных объемах производства и останавливаются на том из них, который обеспечивает наилучший финансовый результат.

Более точным способом определения оптимального размера производства является сравнение предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC)  см. рис. 7.7.



Рис. 7.7. Правило MR  MC

Правило MR  MC

Увеличение выпуска продукции повышает прибыль только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы, т. е. если MR > MС. На рис. 7.7 этому условию соответствуют объемы выпуска А, В, С. Дополнительные прибыли, получаемые в результате выпуска этих единиц, выделены на нем жирными линиями.

Напротив, когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции выше приносимого за счет ее реализации дохода (MR < MC), то, произведя соответствующую порцию товара фирма лишь сокращает свою прибыль или увеличивает убытки (см. точки D, E, F; жирно выделены дополнительные убытки).

Очевидно, что в этих условиях максимальная прибыль (или минимальные убытки) будет достигнута при том объеме производства (на рис. 7.7 точка О), где кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет кривую предельного дохода, т. е. сравняется с ней (MR  MC). Действительно, пока MR > MC, увеличение производства, приближающее его к точке О, дает все большую прибыль. Когда же после пересечения кривых устанавливается соотношение MR < MC, к увеличению прибыли ведет, наоборот, сокращение производства. Другими словами, прибыль растет при приближении к точке равенства предельных издержек и дохода с любой стороны. А следовательно, максимум прибыли достигается в самой точке.

Эту закономерность в экономической науке принято называть правилом MR  MC. Согласно ему, максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства предельного дохода и предельных издержек. Правило MR  MC справедливо не только для условий совершенной конкуренции, но и для других типов рынка.



Рис. 7.8. Оптимизация объема производства в условиях максимизации прибыли (а), минимизации убытков (б), остановки производства (в)

Поведение фирмы совершенного конкурента в краткосрочный период в условиях максимизации прибыли, минимизации убытков и условие прекращения производства.

Для фирмы, действующей в краткосрочном периоде, возможны три принципиальных варианта поведения:

1) производство ради максимизации прибыли;

2) производство ради минимизации убытков;

3) прекращение производства.

Графическая интерпретация всех трех вариантов представлена на рис. 7.3. На нем показана стандартная динамика валовых общих издержек (см. 6.2.2) некоей фирмы и три варианта кривых (точнее, прямых) валового дохода, которые сложатся: TR1  при высоком уровне цен на продукцию фирмы, TR2  при среднем уровне цен и TR3  при низком. Кривая валового дохода возрастает тем круче, чем выше цены.

Рис. 7.3. Принципиальные варианты поведения фирмы, действующей в краткосрочном периоде

Легко видеть, что кривая валового дохода только в первом случае (TR1) оказывается на определенном своем участке выше кривой валовых издержек (ТС). Именно в этом случае фирма будет получать прибыль, причем выберет тот уровень производства, где прибыль максимальна. Графически это будет та точка (Q1), где кривая TR1 будет выше кривой ТС на максимальное расстояние. Размер прибыли (1) выделен на рис. 7.3 жирной линией.

Во втором случае (TR2) кривая дохода на всем своем протяжении находится ниже издержек, т. е. прибыли быть не может. Однако разрыв между обеими кривыми  а именно так графически отражается размер убытка  неодинаков. Вначале убытки значительны. Затем по мере роста производства они снижаются, достигая при выпуске Q2 единиц продукции своего минимума (2). А потом начинают вновь расти. Очевидно, что выпуск Q2 единиц продукции в этих условиях оптимален для фирмы, так как обеспечивает ей минимизацию убытков.

аконец, в третьем случае разрыв между издержками и доходом (кривая TR3) с ростом производства только нарастает. Иными словами, убытки монотонно увеличиваются. В этой ситуации фирме лучше прекратить производство, смирившись с неизбежными в этом случае убытками в размере валовых постоянных издержек (3).

Критические точки в деятельности фирмы совершенного конкурента.



Объемы производства Q1 и Q2 принято называть критическими точками, поскольку именно в них совершается переход от убыточного к прибыльному производству и наоборот. Они играют в управлении предприятием большую роль.

Обратим внимание на то, что положение первой критической точки зависит в первую очередь от средних постоянных издержек, тогда как второй  от средних переменных издержек.

Действительно на графике хорошо видно, что в районе первой точки вклад переменных издержек в общую величину средних общих издержек мал (AVC1 < AFC1). Это и понятно: пока производится мало товаров, груз постоянных издержек, приходящихся на каждый из них, велик. Поэтому сравнительно прост и рецепт достижения первой критической точки (ее называют также точкой безубыточности): надо увеличить объем производства. Хотя для непрофессионалов это решение часто выглядит парадоксальным: зачем, например, увеличивать выпуск автомобилей, если доход от их продажи не окупает затрат? Не приведет ли это к умножению убытков? На деле именно в расширении выпуска кроется выход из зоны убыточности, ведь оно неизбежно сократит средние постоянные издержки.

Зато в районе второй точки переменные издержки уже играют главную роль (AVC2 > AFC2). К этому моменту достигнут значительный объем производства и средние постоянные издержки существенно уменьшились. А вот у средних переменных издержек наметился рост  уже близок предел загрузки мощностей и рост производства дается только ценой роста переменных затрат (введения ночных смен и т. п.). В этой ситуации фирме надо не увеличивать выпуск продукции, а сокращать его.

Кривая предельных издержек как кривая предложения фирмы.

До настоящего момента мы считали уровень цен, по которым фирма продает свою продукцию, неизменным по величине. Рассмотрим, каким будет оптимальный выпуск продукции фирмой в случае их изменения (рис. 7.9). Пусть цена продукции последовательно снижается с уровня Р5 до уровня Р0:

 при цене Р5 предприятие будет максимизировать прибыль и производить Q5 единиц продукции;

 при цене Р4 фирма окажется в точке безубыточности (нулевой экономической прибыли) и выпустит Q4 единиц;

 при цене Р3 предприятие будет минимизировать убытки и производить Q3 единиц продукции;

при цене Р2 фирма попадет в точку безразличия и либо выпустит Q2 единиц, либо вовсе прекратит производство;

 наконец, при любой цене ниже Р2 (например, при Р1) выпуск точно будет остановлен (Q1  0).

Рис. 7.9. Кривая предложения конкурентной фирмы

Легко заметить, что описывая поведение фирмы при разных уровнях цен, мы фактически описали ее кривую предложения. Ведь кривая предложения как раз и показывает, какой объем продукции будет выпущен при том или ином уровне цен. А поскольку интересы предприятия требуют довести производство до точки, где предельные издержки будут равны цене (MC  P), то кривая предельных издержек конкурентной фирмы в краткосрочном периоде будет одновременно ее кривой предложения для этого периода.

Но предприятие выпускает продукцию только в том случае, если рыночная цена превышает минимальные средние переменные издержки (P > АVCmin). Следовательно, кривая предложения продукции (S) в краткосрочном периоде графически ограничивается только тем отрезком кривой предельных издержек (МС), который расположен над минимальной точкой кривой средних переменных издержек. Или, другими словами, кривая предложения совпадает с кривой предельных издержек только при МС > AVCmin. При более низком уровне рыночных цен (P < AVCmin) кривая предложения претерпевает разрыв и в дальнейшем сливается с осью цен (OP).

На графике вся кривая предложения выделена жирной линией.

Формирование отраслевых краткосрочных кривых спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции.

Из кривых предложения отдельных фирм складывается кривая предложения конкурентной отрасли (рис. 7.10). Если на рынке действует несколько фирм (на рис. 7.10 изображен простейший случай, когда их две), то совокупный объем предложения отрасли при каждой данной цене равен сумме объемов предложения всех фирм.

 S  S1  ... Sn,

где n  число фирм в отрасли.

На рис. 7.10 показан такой процесс суммирования для цены Р1. Легко заметить, что по сравнению с кривыми предложения фирм отраслевая кривая сдвинута вправо, в сторону больших объемов предложения.

Рис. 7.10. Формирование кривой предложения отрасли в краткосрочном периоде

Предложение конкурентной отрасли и рыночный спрос на ее продукцию уравниваются при цене равновесия. На рис. 7.11 изображена достаточно простая картина взаимодействия спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции.

Некоторых комментариев заслуживает, пожалуй, лишь кривая спроса. Для всей отрасли (в отличие от отдельной фирмы) она имеет нормальный, соответствующий закону спроса вид понижающейся кривой. Напомним, что в горизонтальную прямую кривая спроса на продукцию отдельной фирмы вырождалась лишь потому, что размеры фирмы были пренебрежительно малы по сравнению с ёмкостью всего отраслевого рынка.

Точка пересечения кривых спроса и предложения (О) задает равновесную цену Р0 и равновесный объем предложения Q0. Именно сформировавшаяся в рамках всей отрасли равновесная цена Р0 в дальнейшем каждой фирмойсовершенным конкурентом рассматривается как сложившаяся данность, как цена, продиктованная рынком, с которой следует смириться, выгодна она или нет.

Другой важной особенностью точки равновесия при совершенной конкуренции является ее устойчивость. В самом деле, отраслевая кривая предложения S является суммой кривых предложения всех фирм, действующих в отрасли. Последние же представляют собой совокупность точек, максимизирующих прибыль при разных уровнях цен. Именно таким свойством, как было показано, обладает кривая предельных издержек (МС  S). Отсюда следует, что компании не заинтересованы в отклонении от точки равновесия. 7.11. Равновесие конкурентной отрасли в краткосрочном периоде

удовлетворяет правилу MR  MC, а значит, не дает возможности получить максимальную прибыль.

Установление нулевой экономической прибыли (безубыточности) фирмы в долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции.

Взаимосвязь между уровнем прибыльности в конкурентной отрасли и размерами использования в ней ресурсов, а значит, и объемом предложения, предопределяет безубыточность действующих в конкурентной отрасли фирм в долгосрочном периоде (или, что то же самое, получение ими нулевой экономической прибыли). Механизм установления нулевой экономической прибыли показан на рис. 7.12.

Пусть в конкурентной отрасли (рис. 7.12 б) первоначально существует равновесие (точка О), диктующее некий уровень цен Р0, при котором фирма (рис. 7.12 а) в краткосрочном периоде получает нулевую прибыль. Допустим далее, что на продукцию отрасли неожиданно возрос спрос. Кривая отраслевого спроса D0 в этой ситуации переместится в положение D1, и в отрасли установится новое краткосрочное равновесие (точка равновесия O1, равновесный объем предложения Q1, равновесная цена P1). Для фирмы новый повышенный уровень цен станет источником экономических прибылей (цена P1 лежит выше уровня средних общих издержек АТС).

Экономические прибыли привлекут в отрасль новых производителей. Следствием этого станет формирование новой кривой предложения S2, смещенной по сравнению с первоначальной в сторону больших объемов производства. Установится и новый, несколько снизившийся уровень цен Р2. Если при этом уровне цен (как на нашем рисунке) сохранятся экономические прибыли, то приток новых фирм продолжится, а кривая предложения еще сильнее сдвинется вправо. Параллельно с притоком в отрасль новых фирм предложение в отрасли будет увеличиваться и под влиянием расширения производственных мощностей уже действующими в отрасли фирмами. Постепенно все они выйдут на уровень минимальных средних долгосрочных издержек (LAТC), т. е. достигнут оптимального размера предприятия (см. 6.4.2).

Рис.7.12.Долгосрочное

Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции

Очевидно, что оба названных процесса будут длиться до тех пор, пока кривая предложения не займет положения S3, означающего для фирм нулевой уровень прибылей. И только тогда приток новых фирм иссякнет  для него больше не будет стимула.

Та же самая цепочка последствий (но уже в обратном направлении) развертывается и в случае возникновения экономических убытков:

1) сокращение спроса;

2) падение цены (краткосрочный период);

3) появление экономических убытков у фирм (краткосрочный период);

4) отток фирм и ресурсов из отрасли;

5) сокращение долгосрочного рыночного предложения;

6) рост цены;

7) восстановление безубыточности (долгосрочный период);

8) прекращение оттока фирм и ресурсов из отрасли.

Таким образом, совершенная конкуренция обладает своеобразным механизмом саморегуляции. Его суть состоит в том, что отрасль гибко реагирует на изменение спроса. Она привлекает такой объем ресурсов, который увеличивает или уменьшает объем предложения ровно настолько, насколько необходимо, чтобы компенсировать изменение спроса. И обеспечивает на этой основе долгосрочную безубыточность фирм.
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом