Главная страница
qrcode

эссе. Профилактику стрессогенных факторов (стрессоров)


НазваниеПрофилактику стрессогенных факторов (стрессоров)
Дата31.10.2019
Размер249 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаэссе.doc
ТипДокументы
#157992
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

Термин «передовые практики» был выбран неслучайно. В общем виде он обозначает свод правил и процедур, которые в настоящий момент могут считаться наиболее прогрессивными способами решения экономических и социальных проблем.

Логично понимать под стресс-менеджментом процесс управления стрессом, который включает в себя три главных направления:

профилактику стрессогенных факторов (стрессоров),

уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров

и организацию системы преодоления их негативных последствий.

В стресс-менеджменте профессиональной деятельности можно выделить два основных уровня: управление стрессами на уровне организации и управление стрессами на уровне отдельной личности.
Организационные меры управления стрессами

К организационным мерам, направленным на управление стрессами, относятся изменение организационного климата и оказание соответствующей помощи персоналу в рамках специальных программ. Понимание негативных последствий чрезмерного стресса должно привести к выработке у руководителей и прежде всего в HR-службе мышления, при котором все события организационной жизни проходят, так сказать, стресс-мониторинг, выявляя возможные негативные последствия и разрабатывая меры профилактики, смягчения или уменьшения последствий стрессоров. Важнейшим средством достижения этих целей служит создание благоприятного организационного климата.

Значение данного фактора переоценить невозможно. Благоприятный организационный климат является наилучшей профилактикой стрессов. При возникновении стрессогенной ситуации организационный климат может как усилить ее воздействие, так и преобразовать ее негативную реакцию в позитивную. Трудная ситуация может еще больше сплотить организацию и усилить ее творческий потенциал. Понимая это, многие организации действуют по принципу "Неудачники импровизируют, победители готовятся заранее", заботясь о создании атмосферы уважения и доверия между сотрудниками и руководителями.

Создание благоприятного организационного климата - кропотливая задача, в которой нет мелочей. Для решения этой задачи на практике используются такие формы, как:

- организация системы обратной связи через корпоративную прессу или сайт;

- привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры или технологического процесса;

- использование проектных и командных форм организации труда.

На первом месте стоит уважение к личности и предоставление ей адекватных прав и ответственности. Сотрудник, работающий в организации, должен быть осведомлен о ее основных целях и задачах, быть в курсе ее достижений и побед, должен понимать причины тех или иных решений. Вторым важнейшим принципом является необходимость разработки конкретных мер на основе проведения исследования потребностей, интересов и настроений сотрудников. Понимание уровня развития персонала позволит подобрать адекватные способы взаимодействия с ним на основе удовлетворения его ведущих потребностей. Методики исследования можно найти в специальных руководствах по изучению организационного климата. Благоприятный организационный климат служит не только профилактикой и смягчением стрессогенных факторов, но и обладает отличным релаксирующим (восстанавливающим) средством.

Следующим фактором стресс-менеджмента на организационном уровне служит предоставление работникам большей ответственности за результаты своего труда. Данный фактор действует в сочетании с факторами четкого определения должностных обязанностей и распределения нагрузки, чтобы избежать перегруженности и незагруженности работой. Наличие права у работников самим решать, что и как им делать на работе, значительно уменьшает негативные последствия стрессов.

Однако практически организовать реализацию данного права достаточно сложно. Одним из способов решения этой задачи могут служить плановые совещания, на которых обсуждаются задачи, стоящие перед подразделением. Не всегда перераспределение работы возможно. Однако менеджеры, заботящиеся о профилактике стрессов, должны всегда помнить о наличии подобной задачи. Для ее осуществления можно использовать, например, увольнение по собственному желанию одного из сотрудников. Освобождение рабочего места всегда может служить поводом для пересмотра должностных инструкций и рабочих заданий с тем, чтобы придать рабочим местам большую привлекательность с точки зрения сотрудников. А также предотвратить перегруженность или незагруженность. Методы анализа работы, используемые для этой цели, достаточно известны (в частности, фотография рабочего дня, хронометраж и экспертная оценка). Прекрасным средством профилактики стресса также служит переход на гибкий рабочий график. Введение в организации категории сотрудников, которые в зависимости от своих функциональных обязанностей и производственной необходимости строят свой график самостоятельно, при необходимости отработать в течение дня/недели/месяца определенное количество часов, позволяет сотрудникам снизить стрессовые нагрузки и повышает удовлетворенность трудом.

Также к организационным факторам, смягчающим стресс на работе, можно отнести меры социальной поддержки персонала. Результаты изучения социальной поддержки свидетельствуют о том, что она способна смягчить многие негативные последствия стресса. Действенную социальную поддержку оказывают сплоченные рабочие коллективы и непосредственные руководители. Именно они, по мнению многих исследователей, являются важнейшим буфером между стрессором и человеком. Забегая вперед, хочется сказать, что необходимость оказывать социальную поддержку является одной из причин того, что линейным менеджерам в первую очередь необходимо проходить обучение по антистрессовым программам.

Так, к мерам, смягчающим разрушительное действие стрессов, относятся специальные программы управления стрессами в организации. Зарубежные исследования подтверждают эффективность наличия подобных программ. Участники исследования, овладевшие поведенческими и когнитивными методами борьбы со стрессами, отмечают снижение напряжения, улучшение сна и "повышение иммунитета" к производственным стрессам. Метаанализ 37 исследований, проведенных с участием 1837 испытуемых, свидетельствует о том, что методы, играющие роль "прививок против стресса", значительно снижают нервозность и повышают производительность труда. В ходе исследований, проведенных в Нидерландах с участием 130 участников корпоративной программы обучения методам управления стрессами, было выявлено значительное снижение нервозности и психологического дискомфорта испытуемых и обретение ими большей уверенности в себе. Эти позитивные сдвиги сохранялись почти полгода. Есть опыт, когда для решения этих задач в организациях обучают часть наиболее сенситивных сотрудников, для того чтобы они помогали своим коллегам справляться со стрессовыми ситуациями. Это позволяет экономить значительные деньги на программы управления стрессами и повышает статус выбранных для этих целей сотрудников.

Эффективным антистрессовым фактором являются различные фитнес-программы, которые многие организации предоставляют своим сотрудникам. Цель этих программ - укрепление физического здоровья. Однако можно сказать, что подобная практика влияет и на устойчивость сотрудников к стрессам. Сложность и неоднозначность данных программ состоит в том, что ответственность за соблюдение здорового образа жизни лежит на самом сотруднике. Многие организации создают отдельные программы для управленцев. Это связано с большим количеством сердечно-сосудистых заболеваний именно среди менеджеров. По данным компании Xerox, потеря одного управленца обходится в 600 000 долл. Обучение методам противостояния стрессам гораздо дешевле. Изменение поведения достигается различными средствами, в том числе и тренингами, направленными как на способы релаксации и модификации поведения, так и на развитие навыков деловых коммуникаций, навыкам поведения в конфликте и др. Управленцев также надо учить избегать стрессовых ситуаций и пользоваться правильно менеджерскими приемами делегирования полномочий, определения приоритетов, постановки задач и правильным методам контроля, организации деятельности и мотивирования.

Индивидуальные меры управления стрессами

Индивидуальным мерам профилактики, ослабления и предотвращения негативного воздействия стресса можно научиться на специальных тренинговых курсах, организуемых на предприятиях, а также индивидуально. К таким мерам относятся прежде всего умение расслабляться (релаксация) и модификация поведения. Важнейшим фактором является также поддержание физического здоровья и физической активности. Те организации, которые содержат тренажерные залы, снимают спортивные залы для подвижных игр или покупают своим сотрудникам абонементы в бассейн, обеспечивают им приобретение большей физической выносливости, увеличивают их запас жизненных сил и энергии, уменьшают риск сердечно-сосудистых заболевании.

Вторым способом антистрессовой программы на индивидуальном уровне является модификация поведения, это касается особенно людей типа "А", к характеристикам которых относится чрезмерная напористость, постоянное ощущение цейтнота и повышенная активность. Модификация включает в себя формирование позитивной эмоциональной реакции на стрессовые обстоятельства и новые формы поведения. Необходимо подчеркнуть, что решение конкретных задач разработки в организации антистрессовых программ необходимо принимать после тщательного исследования стрессогенных факторов и уровня стресса в организации. Для этого существует множество опросников.

Кроме того, разработка антистрессовых программ требует решения еще, по крайней мере, двух проблем.

1. Каков должен быть состав обучающихся сотрудников? Учить всех или только руководителей? А может быть, нужно выделить сотрудников с наиболее стрессогенными факторами деятельности? Для ответа на эти и другие вопросы необходимо знание особенностей конкретной организации. Хотя, конечно, опытом многих организаций уже доказана эффективность антистрессового обучения руководителей. Кроме того, повышение их профессионального менеджерского уровня само по себе может служить прекрасной профилактикой обострения стрессогенной обстановки в организации.

2. Вторая проблема не меньшей практической важности в создании антистрессовой программы - содержание программы и субъекты обучения. Надежность и адекватность программы и ее целей обеспечивается участием в ее разработке экспертной группы в составе представителей линейного менеджмента, топ-менеджмента и руководителей HR-службы. Цели обучения не только позволят сбалансировать обучение стресс-менеджменту с общей программой обучения персонала, но позволят системно подойти и к выбору провайдера услуги. Наиболее распространенная практика выбора провайдера на конкурсной основе позволяет не только увидеть разные подходы специалистов к поставленной задаче, но и сориентироваться на рынке услуг по уровню подготовки специалистов и ценам.

Информация для размышления

Возраст стресса

Психологи из Университета Южной Калифорнии пришли к выводу, что степень влияния стресса на принимаемые решения зависит от возраста человека. Несмотря на то что молодые люди более импульсивны и безрассудны, в условиях стресса они действуют лучше, чем старики.

В рамках эксперимента были проанализированы действия молодых (18 - 33 лет) и пожилых (65 - 89 лет) людей. Им предлагалось на небольшое время опустить руку в емкость с ледяной водой (таким образом, имитировался физический стресс), после чего проследовать на автомобильный тренажер. На тренажере они должны были имитировать действия водителя, перед автомобилем которого загорелся желтый сигнал светофора. Увидев желтый сигнал, водитель должен моментально сориентироваться и сообразить - что он должен делать: давить на тормоз, пытаться проскочить под красный свет и т.п.

В контрольной группе (в нее входили люди, которые не проходили процедуру окунания руки в ледяную купель) пожилые водители действовали заметно лучше, чем молодые. Однако в "стрессовой" группе пожилые шоферы управляли машинами кардинально хуже молодых. В частности, они в три раза чаще медлили с принятием решений и/или пытались изменить его: то есть, например, уже нажав на тормоз, они решали проскочить на красный свет и давили на газ.

Выход из долговременного стресса в рабочем процессе происходит как спонтанная перестройка профессиональной деятельности и профессионального общения. Особенно это касается руководящих позиций. Руководителю важно научиться смягчать удары стрессовых факторов ("стрессоров"), а для этого важно уметь их распознавать заранее. Однако стрессовые состояния необходимы руководителю, т.к. они не только стимулируют работу любой "здоровой" фирмы, но и сигнализируют об упущениях и ухудшениях. С одной стороны, он должен, как боксер, держать удары "стрессоров", а с другой - обязан побеждать их. Руководителям фирмы приходится жить в состоянии волнообразных стрессов, время от времени накатывающихся на него. Но существуют методы борьбы с этой стихией, которые спонтанно вырабатываются у руководителей, уже имеющих немалый опыт работы. Многочисленные опросы показали, что у каждого индивида есть свои способы борьбы со стрессами, среди которых часто называют:

- бросить курить, чаще общаться с природой;

- время от времени уезжать на рыбалку;

- регулярно делать утреннюю гимнастику;

- разгружать себя эмоционально;

- находить новые увлечения;

- рационализировать рабочий день;

- планировать работу по своим возможностям;

- систематически изыскивать время для отдыха с семьей;

- относиться ко всему философски;

- переключаться на другие виды деятельности;

- общаться с коллегами и расположенными к тебе людьми;

- переменить привычную обстановку;

- сменить мебель, переставить ее;

- на работу и с работы ходить пешком;

- до начала работы составить план на текущий день и настроить себя;

- комбинировать работу в кабинете и на местах;

- в течение дня несколько раз послушать музыку;

- чередовать работу, меняя тактику, никогда не брать работу на дом;

- не затягивать рабочий день для себя и других;

- активно отдыхать в свободные дни;

- организовать систему самоконтроля;

- научиться чувствовать стрессовую ситуацию по нарастающим признакам;

- находить интересных помощников;

- разгружать себя, делегируя полномочия.

Индивидуальные опросы мужчин - руководителей подразделений позволили выявить способы преодоления стресса в ситуации, когда они допустили трудноисправимые ошибки и вынуждены были отчитаться за свои просчеты перед руководством фирмы. Вот какие психологические методы они применяют, стремясь избавиться от гнетущих переживаний после "разноса":

- "Иду и делюсь с теми, кому я доверяю";

- "Ищу пути исправления ошибок";

- "Пускаю все на самотек. Пропади пропадом эта работа!";

- "Консультируюсь и разрабатываю новый вариант решения";

- "Принимаю рюмочку: коньяк для такого случая всегда есть";

- "Успокаиваюсь только с коллегами";

- "Закрываюсь. Хожу по кабинету. Думаю";

- "Прихожу и делаю 10 - 20 приседаний";

- "Ругаю себя: как мог так проколоться?! В следующий раз буду умнее";

- "У меня многовариантная схема: начинаю делать много дел сразу. Потом отключаюсь в машине";

- "А я начинаю звонить по объектам: мне нужно себя выплеснуть";

- "Думаю: как бы я поступил на его месте?";

- "Оцениваю себя самокритично. Делегирую полномочия, объясняя ситуацию. Мои работники меня понимают и помогают доделать. Когда сажусь в машину, совсем успокаиваюсь. А еще у меня есть дача: еду туда. Помогает отойти от дел чтение и легкая музыка";

- "Иду в баню с друзьями".

Выявились и женские модели поведения в стрессовом состоянии после допущенных ошибок:

- "У меня философский подход к жизни: все проходит. Трезво оцениваю ситуацию. За одного битого двух небитых дают. Мне становится легче, если еще и всплакну";

- "А у меня есть внутренняя убежденность: пусть ошиблась, но все равно я права. Прихожу домой и начинаю вязать. Очень помогает успокоиться";

- "Убеждаю себя, что все равно буду поступать так, как подсказывает ситуация";

- "Прихожу в кабинет и собираю совещание. Ищем варианты. А потом я нахожу ответ во сне";

- "Я сразу не могу успокоиться. Хочу домой. Мне очень помогает спокойствие мужа и его советы";

- "Прихожу домой и начинаю делать тупую монотонную работу. Стираю, например. Или берусь за пылесос";

- "Мне помогает общение с детьми";

- "А я люблю животных. Моя кошка как-то успокаивающе действует";

- "Иду в парикмахерскую или покупаю сама себе цветы";

- "Прихожу домой, включаю музыку. Иногда пою. Или читаю любимые стихи".

Ответы участников опроса показывают глубокие индивидуальные различия людей по отношению к стрессу. Успех в стремлении преодолеть нежелательные последствия стрессов зависит во многом от уровня развития индивидуального стресс-менеджмента.

Таким образом, стресс-менеджмент может выступать и как управленческая компетенция. Поэтому можно рекомендовать на многие руководящие позиции выбирать людей с определенным уровнем развития данной компетенции.

Стресс-менеджмент в организации можно представить как систему взаимоувязанных направлений деятельности, нацеленных на профилактику, смягчение и преодоление стрессогенных факторов на основе постоянного стресс-мониторинга, разработку и реализацию антистрессовой программы, действующей на организационном и индивидуальном уровнях, а также подбор и расстановку кадров исходя из уровня развития компетенции стресс-менеджмента.
Словом “стресс” (от англ. stress – давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры. Для руководителя стрессовые ситуации становятся неотъемлемой частью его работы. В управленческой деятельности число стрессоров очень велико и они очень специфичны по своему содержанию.

К основным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести следующие факторы:

■ информационной нагрузки (нужно получать и перерабатывать в сжатые сроки массу новых сведений);

■ информационной неопределенности (например, не всегда понятно, когда придет ответ на отправленное в вышестоящий орган письмо или запрос, а сдавать отчет нужно уже сейчас);

■ ответственности (все поступки и слова руководителя влияют на восприятие публикой возглавляемого им учреждения культуры);

■ дефицита времени (срок, за который руководителю необходимо разобраться со всеми проблемами, ограничен);

■ межличностных конфликтов (в любом коллективе случаются ссоры, тем более среди творческих работников);

■ внутриличностных (ролевых) конфликтов (если положение сотрудника в организации не соответствует его видению себя, амбициям, возможностям и мечтам, жди “взрыва”);

■ полифокусности управленческой деятельности (руководитель решает различные, порой противоречащие друг другу задачи);

■ система внешнесредовых факторов (болезни членов семьи, пробки на дорогах, плохая погода и т. п.).

Иногда напряженность руководителя даже идет на пользу делу. Известно, что человек, находящийся в состоянии умеренного стресса, чувствует себя мобилизованным, деятельность его оказывается более успешной, чем в спокойном состоянии. Такое состояние в психологии называется эустресс.

 

Когда напряжение становится слишком сильным, возникают торможение или суетливость. Такой стресс называется дистресс, и именно его обычно подразумевают, когда говорят о негативном влиянии стресса на здоровье человека.

Перенапряжение может разрушать организм. Один стресс может накладываться на другой, поэтому частые стрессовые нагрузки особенно опасны.

Постоянный стресс провоцирует развитие невроза – а он, в свою очередь, служит катализатором для появления целого ряда других болезней, вплоть до инфаркта и инсульта.

 

Хотя проявления стресса в большинстве случаев носят индивидуальный характер, можно выделить ряд признаков, помогающих определить, находится ли человек в состоянии стресса или нет.

 

Невозможность сосредоточиться, повторение “глупых” ошибок, ухудшение памяти, нарастание чувства усталости, ускорение темпа речи, появление болей в спине, голове или в области желудка (если эти боли не вызваны никакими болезнями), повышенная возбудимость, отсутствие удовольствия от работы и невозможность закончить ее в срок – вот основные признаки того, что вы находитесь в состоянии стресса.

Хотя стресс является естественным явлением в жизни человека и незначительные его проявления неизбежны и безвредны, чрезмерный стресс создает проблемы для работников и организации в целом. Чтобы понять, как управлять собственным состоянием, руководителю пригодится стресс-менеджмент.

 

Что такое стресс-менеджмент

Под стресс-менеджментом следует понимать процесс управления стрессом, включающий в себя три главных направления: профилактику стрессогенных факторов, уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров и организацию системы преодоления их негативных последствий.

В стресс-менеджменте профессиональной деятельности можно выделить два основных метода: управление стрессами на уровне организации и отдельной личности.

К организационным мерам управления стрессами относятся:

1)                 создание благоприятного организационного климата:

■ организация системы обратной связи через корпоративную прессу или сайт (подчиненные могут открыто высказать свое мнение о тех или иных новшествах в жизни учреждения или управленческих решениях, руководитель не живет в “информационном вакууме”);

■ привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры или технологического процесса (введение в практику коллективного принципа принятия некоторых решений, касающихся работы учреждения);

■ использование проектных и командных форм организации труда и др.;

2) научная организация труда;

3) повышение уровня культуры управления с учетом соблюдения этических, правовых, эстетических норм;

4) психологические меры (использование приемов внушения);

5) использование руководителем различных форм самоконтроля;

6) меры социальной поддержки персонала:

■ обучение по антистрессовым программам, регулярная “эмоциональная разгрузка”;

■ коллективные занятия спортом, участие в фитнес-программах и др.

К индивидуальным мерам профилактики, ослабления и предотвращения негативного воздействия стресса относятся прежде всего умение расслабляться (релаксация) и модификация поведения.

Релаксация в современной интерпретации объединяет два подхода: аутотренинг и медитацию. Модификация включает в себя формирование позитивной эмоциональной реакции на стрессовые обстоятельства и новые формы поведения.

 

Снижение уровня стрессов в коллективе

 должен прислушаться к следующим рекомендациям:

1. Почаще задумывайтесь над точностью своей оценки способностей и склонностей ваших сотрудников. Регулярное приведение объема и сложности поручаемых заданий в соответствие с этими качествами − важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.

2. Не пренебрегайте “бюрократией”, т. е. четким определением функций, полномочий и пределов ответственности сотрудников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид из-за бытовых недоговоренностей.

3. Не раздражайтесь, если сотрудник отказывается от полученного задания. Лучше обсудите с ним причины и обоснованность отказа.

4. Как можно чаще демонстрируйте подчиненным свое доверие и поддержку их начинаний.

5. Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников. Определитесь, в каких случаях вы будете непреклонны, а в каких не будете спрашивать с работников по всей строгости.

6. При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

7. Не исключайте из арсенала средств общения компромиссы, уступки, извинения.

8. Запретите себе использовать сарказм, иронию и юмор, направленные на подчиненного.

9. Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.

10. Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т. д.

Руководитель должен сначала научиться справляться со своим собственным стрессом. Только после этого можно говорить об антистрессовом руководстве.

 

Разработки Рязанского колледжа культуры

Студенты ОГОУ СПО “Рязанский колледж культуры” под руководством преподавателей разработали психолого-педагогический тренинг по формированию навыков грамотной работы с коллективом –“Управление без стресса”.

Цельэтоготренинга – приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успешного предотвращения и преодоления стрессовых ситуаций в условиях профессиональной деятельности.

Задачи тренинга:

■ познакомить участников с понятиями “стресс” и “стресс-менеджмент”;

■ научить самодиагностике и элементам рефлексии в стрессовых ситуациях;

■ помочь освоить техники эффективного управления стрессами и их профилактики;

■ развивать навыки антистрессового поведения и образа жизни;

■ сплачивать участников, формировать взаимное доверие.

Тренинг предполагает использование психологических игр, рефлексии и обмена ролями, методов психодрамы, работы в парах и группах.

Кроме того, в тренинге “Управление без стресса” активно используются техники саморегуляции эмоциональных состояний и поведенческих реакций. Во-первых, эти техники позволяют обеспечивать внутреннее “отстранение” от источников беспокойства, сохранение невозмутимости в любых обстоятельствах. Во-вторых, они помогают управлять своим поведением не только применительно к текущему моменту, но и в более далекой жизненной перспективе: ставить цели, определять свои жизненные приоритеты и т. п. В-третьих, они могут быть направлены на изменение состояния в текущие моменты времени − например, обучать быстрому “сбрасыванию” возникшего напряжения с помощью релаксации.

В соответствии с этим представленные упражнения сгруппированы в три блока:

1.       Игровые упражнения, в которых перед участниками ставятся задачи, требующие произвольной регуляции своего поведения.

2.       Упражнения, направленные на осознание и анализ жизненных проблем, поиск конструктивных выходов из стрессовых ситуаций.

3.       Техники релаксации, направленные на быстрое снятие как физического, так и психоэмоционального напряжения.

 

Упражнения из первого и второго блоков подразумевают межличностное взаимодействие участников, в силу чего проводятся в групповой форме.

Техники релаксации могут проводиться как в группе, так и индивидуально. При организации групповых занятий с молодежью рекомендуется выполнять не больше двух упражнений на релаксацию подряд, чередуя их с упражнениями из других блоков.

Программа рассчитана ориентировочно на 20 часов работы (10 встреч по 2 часа). Оптимальная численность группы − 10-12 человек (число участников должно быть четным, так как ряд заданий выполняется в парах).

Идеи большинства упражнений, входящих в состав программы, не являются уникальными авторскими разработками и широко представлены как в специальной литературе, так и в Интернете. Однако процедуры их проведения в большинстве случаев модифицированы, а компоновка и схемы обсуждения – авторские.

Более подробная информация о содержании социально-психологического тренинга представлена в приложении 1.

Некоторые психогимнастические упражнения представлены в приложении 2, психологические методики диагностики уровня стрессоустойчивости – в приложении 3.

По итогам тренинга участники добиваются следующих результатов:

■ получают представление о стресс-менеджменте − искусстве управления стрессами, позволяющем жить и работать “на полную мощность” и с удовольствием;

■ приобретают знания о причинах стрессов и методах их преодоления;

■ в ходе активных игр и индивидуальных действий отрабатывают множество испытанных методик предотвращения стрессов;

■ во взаимодействии с тренерами и другими участниками учатся выходить победителем из самых сложных ситуаций;

■ получают ответы на вопросы по управлению собой.

Некоторые из представленных в тренинге упражнений можно выполнить и в одиночку, и тренер рекомендует делать это время от времени.

 

Советы менеджеру, как справиться с нехваткой времени


1. Запишите задачи, планы и дела на неделю и совместите их с вашим расписанием.

2. Расставьте приоритеты заданий в соответствии с их важностью.

3. У каждого человека есть свой “энергетический максимум” – время, в течение которого все получается и буквально горит в руках. Планируйте ответственные задания на время такого подъема. Это позволит вам выполнять сложные задания, пребывая в наилучшей форме.

4. Исключите из списка важных дел все “не необходимые” дела или отправьте их в конец списка.

5. Делегируйте полномочия. Одна из важнейших причин стресса проистекает из уверенности, что вы все должны делать сами. Посмотрите внимательно на свой план и решите, какие дела можно поручить кому-то другому.

6. Закончите одно задание, прежде чем приняться за другое. Установите приоритет каждого задания и прекратите откладывать дела на завтра.

7. Научитесь говорить “нет” даже самым обаятельным и близким людям. Из всех способов распределения времени умение говорить “нет” – самый лучший.

8. Резервируйте время на срочные работы или незапланированные встречи. Тогда вы будете меньше беспокоиться о том, чтобы все успеть.

9. Контролируйте процесс. При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем при управлении стрессом.

 

Антистрессовые правила поведения


1. Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.

2. Не полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник.

3. Откладывая дела на следующий день, вы накапливаете стресс. Планируйте наперед, и вы будете успевать все сегодня.

4. Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже и достижимо, то оно не всегда этого стоит.

5. Считайте ваши удачи. На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны. Воспоминание о хорошем может уменьшить ваше раздражение.

6. Старайтесь выбирать друзей, не слишком склонных к постоянному беспокойству и тревоге. Ничто не выработает у вас привычку постоянного беспокойства быстрее, чем постоянные волнения вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми.

7. Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь, не сидите весь день в одном и том же положении.

8. Высыпайтесь.

9. Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищете. Долгие бесплодные поиски важной мелочи на рабочем столе во время важного звонка – очень мощный стрессор.

10. Дышите медленно и глубоко. Когда человек ощущает напряжение, он дышит быстро и поверхностно. Ткани недостаточно снабжаются кислородом, а это может привести к мышечному напряжению.

11. Заботьтесь о себе, делайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Если вы будете выглядеть лучше, то это может заставить вас и чувствовать себя лучше. Хорошая прическа и аккуратный костюм могут дать вам тот жизненный тонус, в котором вы нуждаетесь.

12. Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее. Чем сильнее отличаются темп и программа будней и выходных, тем мощнее “переключение” и насыщение новыми впечатлениями.

13. Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны. Принимайте благожелательно, на веру слова других людей, если нет доказательства обратного. Верьте тому, что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут. Ну и, конечно же, обратите внимание на хорошее питание и регулярные физические упражнения.

Благодаря методике стресс-менеджмента достигается гармония между эмоциональной, умственной и физической активностью человека, что способствует увеличению производительности труда, снижению конфликтов, достижению благоприятной обстановки в коллективе.

Таким образом, управление стрессом, или стресс-менеджмент, – это то, что нужно для полноценной жизни. Пытаться подавлять стресс – значит бороться с самим собой. А вот научиться управлять им – значит создавать именно тот ресурс, который позволяет двигаться по жизни. Так как избежать стресса невозможно, необходимо выработать правильную стратегию поведения, и из раба обстоятельств превратиться в хозяина положения – извлекать пользу даже из негативной ситуации.

Приложение 1

  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом