Главная страница
qrcode

Программа курса Философия для студентов биологического факультета мгу


НазваниеПрограмма курса Философия для студентов биологического факультета мгу
Анкорprogr.bio-bak.doc
Дата02.10.2017
Размер58 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаprogr.bio-bak.doc
ТипПрограмма курса
#40100
Каталогviolettaveremema

С этим файлом связано 38 файл(ов). Среди них: Evangelie_stradaniy_pdf.pdf, progr.bio-bak.doc, Zhivi_pustj_umirayut_drugie.pdf и ещё 28 файл(а).
Показать все связанные файлы

Программа курса “Философия”

для студентов биологического факультета МГУ


составитель – доктор философских наук, профессор кафедры философии естественных факультетов – РЕТЮНСКИХ ЛАРИСА ТИМОФЕЕВНА
Введение
Философия представляет собой уникальную форму освоения человеком мира. Она имеет два начала: гносеологическое (познавательное) и аксиологическое (ценностное), что существенно отличает ее от других способов познания. Философия не тождественна ни науке, хотя является основанием всей системы наук, ни религии, хотя воспринимает и обосновывает многие религиозные ценности, ни искусству, хотя содержит в себе эстетические представления о мире. Философия является теоретическим мировоззрением, отсюда ее многообразие и противоречивость.
Мировоззрение, его формы и виды. Генезис философии. Философия и мифология. Философия и мировоззрение. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и религия. Специфика философского знания. Ценностное и эвристическое содержание философии. Философия и мудрость. Философия и обыденный опыт. Философия и здравый смысл. Предмет философии, ее роль в обществе.
ЧАСТЬ I

Тема 1. Особенности древневосточной философии.
Древневосточная философия представляет собой древнейший памятник философской мысли, рождающийсяиз религиозно-мифологической картины мира.

Важнейшими традициями индийской философии являются представления о мире как едином целом, совершающем круговые движения, которым подвластны все элементы мироздания: и люди, и животные, и природные явления. Основой индийской философии становится картина мира, зафиксированная в Ведах, которая нашла свое дальнейшее развитие в Упанишадах, и, наконец, в буддийских текстах, существенно преобразовавших философское видение мира, переведя его с позиций космологических на позиции этические. Основными категориями индийской философии являются: сансара (перерождение), карма (судьба, закон), мокша (освобождение), в буддийской философии – нирвана.

Древнекитайская философия развивается по иным канонам, здесь намечаются две основные тенденции, относящиеся к даосизму и конфуцианству, если первый стремится к целостности концепции, то второй развивается преимущественно как нравственно-политическая доктрина.

Общим для всех направлений древневосточной философии является их неразрывная связь с религиозными представлениями о мире, они либо возникают из последних (ведическая философия), либо трансформируются в определенный вид религии, что произошло с буддизмом, конфуцианством и даосизмом.
Связь древнеиндийской философии с религией. Учение о сансаре, карме, мокше – содержательная основа индийской философии. “Веды”, “Упанишады”, “Бхагаватгита” – выдающиеся памятники философской и религиозной мысли. Появление буддизма. Философское содержание буддизма: учение о 4-хвеликих истинах, о восьмеричном пути, о нирване. Основные школы древнекитайской философии: даосизм, конфуцианство. Представления даосизма о мире: понятия “дао”, “дэ”, “совершенномудрый”. Особенности конфуцианской доктрины: учение о “ли”, золотой середине, благородном муже. Политические представления древнекитайских философов.
Тема 2. Античная философия как основание европейской философской традиции

Понятие «Античная философия» включает в себя философские концепции и школы Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия играет особую в развитии всей западной философии, здесь зарождаются основные идеи и направления, получившие впоследствии развитие в европейской мысли: появляются натурфилософские концепции (Милетская школа, Гераклит, Демокрит) и логоцентрические (Пифагор, Элейская школа, Платон) взгляды; представления о человеке как основной цели познания (Протагор, Сократ), гностицизм (Аристотель) и агностицизм (Зенон, скептики, софисты) и т.д. древнеримская философия стала непосредственным продолжением древнегреческих школ, в Риме успешно развивались идеи Демокрита, Платона и Аристотеля, создавались собственные школы. Одним словом, на этом этапе формируется основной круг философских вопросов, складывается философия как особый способ познания мира и намечаются магистральные линии ее дальнейшего развития. Античная философия является материнским лоном всей европейской философии, принципы и ориентиры которой существенно отличаются по своей мировоззренческой направленности, методам и приоритетам от восточной философии.
Натурфилософские школы Античности: Милетская школа, поиск первоначал (Фалес (ок.625-547 до н.э.), Анаксимен (585-524 до н.э.), Анаксимандр (610-546 до н.э.), понятие апейрона, Гераклит (520-460 до н.э.). Атомистика Демокрита (470- ? до н.э.), его представление о строении Космоса и души. Космогонический характер античной философии. Элейская школа: значение апорий Зенона (60-егг. У в.до н.э.), учения о бытии Парменида (540-470 до н.э.) и представления о происхождении богов Ксенофана (570-478 до н.э.) для дальнейшего развития философии. Учение, метод и жизнь Сократа (470-399 до н.э.). Целостность идеализма Платона (427-357 до н.э.): учение об идеях, о душе, о государстве. Аристотель (384-322 до н.э.), как систематизатор античной философии. Классификация наук, зарождение систематических биологических знаний в трудах Аристотеля. Римская философия: неоплатонизм (Плотин: 203 –269 до н.э.), развитие и трансформация идей Платона; стоицизм (Сенека: 4-65 н.э.), учение о добродетели и смирении; скептицизм (Секст-Эмпирик: 2-я пол..II, начало III в н.э.) отрицание возможности достижения истинного знания, аттараксия.
Тема 3. Христианская Философия Средневековья и Возрождения .

Традиционно философию Средневековья (IV-XIVвв.) характеризуют как теоцентричную, т.е. ставящую в центр своего представления о мире божественную реальность. Средневековая философия развивается в основном в форме теологии (учения о Боге), где философские и логические принципы, выработанные в античной философии, в особенности Платоном и Аристотелем, интерпретируются в русле христианского мировоззрения и используются для рационального обоснования догматов религии (о существовании Бога, о греховности человека, о троичности Бога и т.д.).

Философия Возрождения (XV-XVI вв.) – это гуманистический (от слова Homo – человек) поворот философии от исследования божественной реальности к анализу человеческой, где человек понимается как центральных элемент мироздания. Именно поэтому философию эпохи Возрождения часто называют гуманистической.

Патристика: Аврелий Августин (354-430): учение о Боге, человеке, свободе воли, «граде божьем». Фома Аквинский 1225-1274) – выдающийся представитель схоластики: учение о Боге и человеке, познании, доказательства бытия Бога. Место проблемы веры и разума в средневековой философии, различные способы ее решения. Антропоцентризм философии Возрождения. Возрождение натурфилософии. Николай Кузанский (1401-1464): об «ученом незнании», об абсолютном максимуме и абсолютном минимуме, о человеке. Понятие пантеизма. Джордано Бруно (1548-1600) о единстве мира. Теоцентризм средневековой философии, понятие креационизма. Роль христианской религии и античной философии в формировании основных философских доктрин Европейского Средневековья.

Тема 4. Западноевропейская философия Нового времени
Европейская философия Нового времени (XVII-XIXвв.) развивается ярко и стремительно, создавая самые разнообразные и противоположные способы познания мира, ведущие нас все дальше и дальше к тайнам мира и человека, ей открываются глубины науки и постижения Я, общества и природы, она противоречива и многообразна. Вся философия этой эпохи базируется на принципах классической рациональности, получившей свое обоснование в философии Рене Декарта. Философы в большинстве своем верят в возможность и адекватность рационального мышления, получившего в истории мысли название парадигмы классической рациональности. Однако противоречивость мышления приводит некоторых из них к выводу о невозможности постижения истины (агностицизм).

Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени. Рене Декарт (1596-1626): о принципах познания (мышление и сомнение), дуализм. Фрэнсис Бэкон (1561-1626): представления о методах, путях (муравья, пчелы, паука) и «призраках» познания. Пантеизм и монизм Бенедикта Спинозы (1623-1677), представления о душе. Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704) о природе, познании и обществе. Общественный договор. Роль опыта в познании (tabula rassa). Монадология Готфрида Лейбница (1646-1716), учение о предустановленной гармонии. Агностицизм Джорджа Беркли (1685-1753) и Дэвида Юма(1711 – 1776). Значение и роль немецкой классической философии. Иммануил Кант (1724-1804), теория познания (априоризм, понятие “вещи в себе”) и этика (категорический императив). Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831): диалектика, тождество бытия и познания. Немецкий материализм. Антропологический материализм Людвига Фейербаха (1804-1872). Диалектический и исторический материализм Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895): тезис о единстве мира, диалектика природы, общества и мышления, материалистическое понимание истории

Тема 6. Русская философия XIX начала XX вв.
Русская философия этого периода чрезвычайно разнообразна, XIX век называют «золотым» не только для развития литературы, но и для развития философии, ХХ же век дает образцы блистательных философских систем, проникнутых и гражданским пафосом, и стремлением постичь высшие законы мироздания. Опыт русской философии одновременно интернационален и национален, т.к. постоянно пытается выявить роль русского народа в истории человечества, что и обуславливает место «русской идеи», как одной из центральных тем философской рефлексии. В этот период в Россию проникают идеи марксизма, которые становятся идеологической платформой социал-демократии.
Философские идеи русских писателей А.Н.Толстого (1828-1921) и Ф.М. Достоевского (1828-1900). Философия всеединства В.С. Соловьева (1853-1900). Специфика русского марксизма. Г. В. Плеханов (1956-1918), монистический взгляд на историю. А.А. Богданов (1873-1928), тектология. В.И. Ленин (Ульянов) (1870-1924), тория отражения, теория социальной революции. Русский экзистенциализм. Н.А. Бердяев (1874-1944), философия творчества. Русский интуитивизм, С.Л. Франк (1877-1950). Русский космизм, Н.Ф.Федоров (1828-1903), В.И. Вернадский (1863-1945).

Литература


Учебники и учебные пособия.

Антология мировой философии. Т.1. М., 1969. Т.2.М., 1970. Т.3.М.. 1971. Т.4., М., 1972

Богомолов А. С. Античная диалектика. М., 1981

Горфункель А.Х.. Философия эпохи Возрождения. М., 1980

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979

Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001

История философии ЗАПАД-РОССИЯ-ВОСТОК. Кн. 1. М. 1995. Кн. 2. М., 1995. Кн.3.. М., 1996.

Коплстон Фредерик. История Философии. Т 1 -3., М., 2003

Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В.. Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1988

Мир философии. В 2 ч. М., 1991

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991

Рассел Бертран. История Западной философии. Новосибирск, 1994, т.1

Ретюнских Л.Т. Философия.М., Юрайт. 2017

Современная западная философия. Словарь. М., 1991

Соколов В.В.. Средневековая философия. М., 1978

Философский энциклопедический словарь, М., 1989

Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. М., 1997.
Первоисточники, рекомендуемые для изучения

(Работы могут быть представлены в любом издании, включая Интернет)

Античная философия

Платон «Апология Сократа»

Диалоги Платона: «Федр», «Федон», «Пир», «Театет», «Парменид», «Софист».

Аристотель «Метафизика», «История животных», «Никомахова этика», «Политика»

Эпикур «О природе», «Письма к Менекею»

Сенека «Письма к Луцилию»

Средневековая философия

Аврелий Августин (Августин Блаженный) «Исповедь», «Град Божий»

Фома Аквинский «Сумма против язычников»

Философия Эпохи Возрождения

Н.Кузанский «Об ученом незнании», «О видении Бога»

Эразм Ротердамский «Похвала глупости»

Т.Мор «Утопия»

Т. Кампанелла «Город Солнца»

М.Монтень «Опыты»

Философия Нового Времени (17-18 век)

Ф.Бэкон «Новый Органон или истинные истолкования для изучения природы»

Р.Декарт «Рассуждения о методе», «Размышления о первой философии».

Т.Гоббс «О теле», «О человеке»

Б.Спиноза «Об Аффектах», «Богословско-политический трактат»

Д.Локк «Опыт о человеческом разуме»

Г.Лейбниц «Монадология»

Д.Беркли «Трактат о принципах человеческого знания»

Д.Юм «Исследования о человеческом познании»

Ж.Ламетри «Человек-машина»

А. Гольбах «Система природы»

И.Кант «Пролегомены ко всякой будущей метафизике». Введение, «Критика практического разума»

Г.Гегель Энциклопедия философских наук. Философия природы.

Г.Гегель Кто мыслит абстрактно?

Маркс К. Наемный труд и капитал.// Маркс и Энгельс . Соч. Т. 6

Маркс К. Немецкая идеология// Маркс и Энгельс . Соч. Т. 3

Маркс К. Тезисы о Фейербахе. //К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., Т. 3

Маркс К. Ф. Энгельс. Немецкая идеология. // К.Маркс. Ф. Энгельс. Соч. т. 3.

Маркс К.. Экономико-философские рукописи //Маркс и Энгельс. Соч. Т. 42

Энгельс Ф. Диалектика природы., Анти-Дюринг. от. I гл. XI//К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. Т.20

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека// К.Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 20

Русская философия 19-20 вв.

Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. М.. 1989. Чтение восьмое.

Бердяев Н.А. О культуре. //Философия творчества, культуры и искусства. - М., 1994.

Бердяев Н.А.. Смысл творчества.

Бердяев Н.А.. Человек и машина

Богданов А.А. Тектология

Вернадский В.И. Записки натуралиста.

Ленин В.И.. Материализм и эмпириокритицизм. Гл. V, пар. 1-3, 8// ПСС, т. 18

Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. М., 1993

Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1980

Лосев А.Ф. Диалектика мифа. //Лосев А.Ф. Из ранних произведений. -М.,1990. или любое др. изд.

Лосев А.Ф. Человек// Философские науки. 1988, № 10 – или любое др. изд.

Франк С.Л. Смысл жизни// Вопросы философии, 1990, № 6

Федоров Н.М. Философия общего дела

Монографии, статьи, исследования

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

Зиммель Г. Гете. Гл. 11 Истина // Зиммель Г. Избранное.Т. 1. Философия культуры. М., 1996.

Каримский А.М. Социальный биологизм. М., 1984

Карпинская Р.С. Человек и его жизнедеятельность. М., 1993

Лурия А.Р. Язык и сознание. М.,1979

Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии// О человеческом в человеке. М.. 1995

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1990.

Пек М.С. Нехоженные тропы: Новая психология любви, традиций, ценностей и духовного роста. М., 1996

Полосухин Б.М. Феномен вечного бытия. М. Наука. 1993

Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии, 1990, № N №10
перейти в каталог файлов


связь с админом