Главная страница
qrcode

занимательный русский язык. Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы (1 4 классы). Главное назначение начальной школы воспитательное


Скачать 219.5 Kb.
НазваниеПрограмма курса предназначена для обучающихся начальной школы (1 4 классы). Главное назначение начальной школы воспитательное
Дата10.12.2019
Размер219.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлазанимательный русский язык.doc
ТипПрограмма курса
#158299
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы (1 – 4 классы).

Главное назначение начальной школы – воспитательное.

Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника.

Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведённый для усвоения основ научного, этического, эстетического и других видов опыта человечества.

Судьба ребёнка во многом зависит от того, что он усвоит из социального опыта и как усвоит.

Изучение лингвистических интересов обучающихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Программа курса как раз рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке.

Занятия кружка ориентируют ребёнка на различные наблюдения над лексической стороной слова, дают ему возможность увидеть, как живёт слово в тексте. Такой подход к изучению слова позволяет, связывая занятия кружка с уроками русского языка и литературного чтения, обогатить знания детей о слове. Кроме того, этот подход готовит обучающихся к лучшему восприятию раздела «Лексика», изучаемого в среднем звене.

Практические занятия кружка во всех классах имеют также в виду обогащение словаря и развитие речи обучающихся.

Общее направление программы внеурочной деятельности – работа над содержательной стороной слова, позволяет также затронуть некоторые темы, выходящие за пределы школьной программы (история письменности, книгопечатания, обучение русскому языку).

Все занятия кружка строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.

На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещё не овладели техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребёнка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.

Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей.

Формирование познавательных интересов - не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств. Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.

Принцип активности хорошо известен педагогам. Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.

В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).

Занятия кружка рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности.

На занятиях кружка должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи. Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения. Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п.
Цель данной программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, содействовать развитию речи обучающихся, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать интерес к предмету.

Задачи программы:
обогащение словаря;
  • развитие устной и письменной речи;
  • совершенствование работы над содержательной стороной слова;
  • активизация познавательных интересов;
  • раскрытие творческих способностей;
  • развитие образного и логического мышления;
  • воспитание доброжелательности, толерантности.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

    Программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» реализуется через занятия кружка.

    Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как сочинения, конкурсы, КВН, поиск информации в источниках по русскому языку, викторины, различные игры и др.

    Место проведения занятий: учебный кабинет.

    Рекомендуется проводить внеурочное занятие с 2-4 динамическими моментами (ДМ), когда обучающиеся не сидят за партами, а перемещаются по классу, играют, инсценируют и т. д.

    ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
    Программа рассчитана на 135 часов.

    1 класс – 33 часа (теория – 5 часов, практика – 28 часов)

    2 класс – 34 часа (теория – 7 часов, практика – 27 часов).

    3 класс – 34 часа (теория – 8 часов, практика – 26 часов).

    4 класс – 34 часа (теория – 8 часов, практика – 26 часов).


    ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

    КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО КУРСА
    Личностные универсальные учебные действия:
    внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
  • учебно-познавательный интерес к предмету;
  • чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;
  • умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;
  • формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
  • развитие морально-этического сознания;
  • формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.
    Регулятивные универсальные учебные действия:
    умение учитывать установленные правила в планировании;
  • умение решать проблемы творческого характера;
  • умение адекватно воспринимать оценку;
  • умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
  • умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой
  • ситуации.
    Познавательные универсальные учебные действия:
    умение добывать новые знания;
  • умение перерабатывать информацию;
  • умение строить суждения в простой форме;
  • умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
  • интерес к познанию природы.
    Коммуникативные универсальные учебные действия:
    умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение договариваться;
  • умение работать в паре, группе, коллективе;
  • умение адекватно использовать речевые средства;
  • умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.


    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ

    УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    (1 класс)



    п/п


    Наименование разделов, тем
    Количество часов
    Дата
    Всего
    Теория
    Практика






    Самые дорогие и добрые слова
    10
    2
    8




    1
    Вводное занятие. Значение русского языка
    1
    1






    2-4
    Волшебные слова
    3
    1
    2




    5-7
    Важные слова
    3


    3




    8-9
    Дорогие слова
    2


    2




    10
    Праздник «День Вежливости»
    1


    1






    Чудесные превращения слов
    10
    2
    8




    11-12
    Игры «Буква заблудилась», «Добавь букву»…
    2
    1
    1




    13-14
    Игры «Спрятавшееся слово», «Эхо»…
    2


    2




    15-16
    Игра в слова
    2


    2




    17-19
    Игры «Флот помог», «Телефон»…
    3
    1
    2




    20
    Праздник «Путаница»
    1


    1






    Звуки в слове
    10
    1
    9




    21-22
    Игры «Произноси правильно», «Повтори скороговорку»
    2
    1
    1




    23-24
    Скороговорка в ребусе
    2


    2




    25-26
    Лесная школа
    2


    2




    27-28
    Считалки
    2


    2




    29-30
    Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.
    2


    2






    Тематические группы слов
    3


    3




    31
    Игры «Кто? и Что?», «Какой?», «Что делает?»
    1


    1




    32
    Игры «Растения», «Животные», «Времена года» и др.
    1


    1




    33
    КВН
    1


    1





    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ

    УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    (2 класс)



    п/п
    Наименование разделов, тем
    Количество часов
    Дата
    Всего
    Теория
    Практика






    Слово или не слово
    4
    2
    2




    1-2
    Вводное занятие. Игра «Слово или не слово»
    2
    1
    1




    3-4
    Игры «Составь слово», «Угадайка»
    2
    1
    1






    Многозначные слова
    10
    2
    8




    5-6
    Разные значения слов
    4
    1
    3




    7-12
    Игры «Про хвосты и головы», «Два значения»
    5
    1
    4




    13
    Викторина «Угадай значение слова»
    1


    1






    Слова-близнецы
    10
    2
    8




    14-18
    Омонимы. Игра «Кто вы?»
    5
    1
    4




    19-22
    Игры «Узелки на память», «Про Фому и про Ерёму»
    4
    1
    3




    23
    Викторина «Слова-близнецы»
    1


    1






    Слова-друзья
    10
    1
    9




    24-26
    Синонимы. Игра «Незнайка»
    3
    1
    2




    27-29
    Слова-друзья в пословицах
    2


    2




    30-31
    Четырьмя буквами
    2


    2




    32-33
    Так ли в сказке?
    2


    2




    34
    КВН «Слова-друзья»
    1


    1




  •   1   2   3

    перейти в каталог файлов


    связь с админом