Главная страница
qrcode

Разговор об иконопочитании и святынях христианства


НазваниеРазговор об иконопочитании и святынях христианства
АнкорРазговор об иконопочитании и святынях христианс.
Дата03.12.2017
Размер91.7 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRazgovor_ob_ikonopochitanii_i_svyatynyakh_khristians.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#50064
Каталогramm1984

С этим файлом связано 65 файл(ов). Среди них: и ещё 55 файл(а).
Показать все связанные файлы

Разговор об иконопочитании и святынях
христианства
Сектант: Православные в своей молитве используют иконы, хотя идолопоклонство строго запрещено Богом. Советую, вам обратится, например, к книге Исаии 40 и 44 главы, где пророк хорошо описывает то, чем вы занимаетесь.
Мы: Описанное пророком, ни в коей мере не имеет отношения к православному иконопочитанию. Прежде всего, давайте разберемся, что такое идолопоклонство и как его характеризует
Библия. Мы думаем, что хорошее определение дал апостол Павел:
Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари
вместо Творца (Рим. 1:25). О чем здесь говорит Апостол? О том, что суть язычества в подмене истинного богопочитания лживым и служении творению, вместо Сотворившего все. Если вы согласны с этим определением, то иконы никак не подходят под него. Мы поклоняемся не иконе (твари, дереву), а Богу. Она не является "богом", но служит лишь средством, помогающим молится. Мы молимся не иконе, а тому, кто на ней изображен. Молитва самой иконе действительно является идолопоклонством.

Сектант: Мы не знали об этом.. Все равно непонятно, зачем использовать в молитве какие-то дополнительные средства?
Мы: Когда вы уезжаете куда-то и берете с собой фотографию близкого человека, которого нет рядом, то обращаетесь к нему глядя на фотографию. Значит ли это, что вы разговариваете с фотобумагой? Можно ли такого человека назвать язычником или утверждать, что он изменяет родному человеку с фотографией? В православном богословии это выражено формулой взирая на образ,
умом мы восходим к Первообразу. Другой пример: когда вешаете портрет человека, значит ли это что он оказывает почтение изображению или все-таки тому, кто изображен на нем? Существует очевидная связь между образом (греч. "икона") и тем, кто на нем.
Сектант: Все это конечно хорошо сказано.. Но есть ли у вас
библейские обоснования вашей этой теории?
Мы: Конечно. В 1Кор. 10:19-21 говорится о том, что хотя идолы есть ничто, но, тем не менее, участие в идольских жертвах приводит человека к общению с тёмной реальностью, т.е. бесами.
Изображения ложных богов, которым в реальности ничего не соответствуют, при обращении к ним приводят к общению с реальностью, что показывает духовную связь между образом и первообразом.
Другой, более наглядный пример из Откр. 13:15: И дано ему
было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и
действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться
образу зверя. Здесь связь образа и первообраза более чем очевидна
- тот, кто поклоняется изображению зверя, поклоняется самому зверю. Тем более это действует по отношению к Богу. Если дьявол может действовать через образ, то Господь тем более может.
Сектант: Подождите, но ведь Господь строго запретил делать
Его изображения (Втор. 4:15, 5:8-9).
Мы: Мы хорошо знаем эти тексты, не думайте, что православные, почитая иконы, за столько веков не обращали внимание на эти запреты. Давайте разбираться вместе. Вопрос в том, почему дана была эта заповедь. Здесь мы хотели бы обратить внимание на стихи Втор. 4:15-19. Здесь раскрывается причина данного запрета. Евреи, вышедшие из языческого Египта, сами мыслили ещё по-язычески и была велика вероятность того, что их фантазия могла породить ложное представление о Боге и изобразить в этом духе, Того Кого никто не видел (1Ин. 4:12). В 19 стихе говорится о служении небесным светилам, которое, несомненно, является идолопоклонством. Но православные не поклоняются никому кроме единого Бога. Если бы здесь был запрет вообще на изображения, то вы бы сами подпадали под него.
Мы: В Ветхом Завете изображение Бога было невозможным, потому что евреи образа не видели, а только глас, но мы верим, что это время прошло и явился Тот, Кто есть образ (икона) невидимого
Бога (Кол. 1:15), Кто явил нам невидимого Бога (Ин. 1:18), Тот, Кто
сказал: Видевший Меня видел Отца (Ин. 14:9). Мы верим, что Бог
явился во плоти (1Тим. 3:16) и Тот, Кто когда-то был не изобразим, стал видим и осязаем (1Ин.1:1). Отрицая возможность изображения
Бога Слова, мы тем самым отрицаем Его реальное воплощение
(1Ин. 4:3). Поэтому запрет на изображение Бога не подтвержден в
Новом Завете.
Сектант: Но, насколько мы знаем, вы изображаете и Бога
Отца..
Мы: Такое явление, к сожалению, иногда присутствует в церковной жизни, но оно не является нормой и осуждается церковными соборами.
Сектант: Мы тоже изображаем Иисуса и апостолов, но не используем эти изображения в молитве, потому что не находим на это указаний ни в Ветхом, ни в Новом Завете.
Мы: Давайте посмотрим, что говорится в Священном Писании о религиозном употреблении изображений. Господь повелел сделать Моисею изображения херувимов на крышке Ковчега и на покрывалах Скинии (Исх. 25:18,22; 26:1). Господь открывался
Моисею посреди двух херувимов над Ковчегом, т. е. богообщение происходило непосредственно при этих изображениях. В храме
Соломона также были эти изображения на Ковчеге и на всех стенах
храма кругом были сделаны резные изображения херувимов» (3 Цар.
6, 23, 28-29). Такие же херувимы были сделаны и для второго храма, построенного вместо разрушенного Храма Соломонова (Иез. 41,
17-25). Как мы видим, религиозные изображения присутствовали в жизни иудеев, наряду с запретами изображения Бога и служением изображениям, как Богу.
Сектант: Все-таки вы неясно показали использование этих изображений именно в молитве, может это были просто элементы декора..
Мы: Перед названными изображениями совершались те же действия, что и в православном храме: возжжение лампад (Исх.
27:20-21), каждение (Исх. 39:1,6-7), пение (Пс. 137:1-2). Когда народ
находился в храме или скинии, то изображения были перед их глазами. Сам Ковчег являлся видимым символом Бога (Числ.
10:35-36). Псалмопевец восклицает: «Поклонюсь святому храму
Твоему» (Пс. 5, 8). «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим» (Пс. 137,
2). 8); «Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда
поднимаю руки мои к святому храму Твоему» (Пс. 27, 2). Превозносите
Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно! (Пс.
98:5). По вашей логике, если поклонение совершается только Богу
(Мф. 4:10) и никакой другой вид поклонения невозможен, значит
Давид является язычником. Иисус Навин падал ниц перед ковчегом
(Нав. 7:6). Зачем нужно при молитве обращаться к Иерусалиму и храму? (3 Цар. 8, 48), – можно было бы задать вопрос древним евреям, так же как и сегодняшним православным («Зачем молиться, повернувшись к иконам?»). Человек может не чувствовать личной потребности в том, чтобы его молитва сопровождалась внешними проявлениями чувства благоговения.
Но по крайней мере нельзя не признать, что молитва православных перед видимыми святынями (иконами) не есть практика, неизвестная Библии.
Сектант: В некоторых английских переводах слова поклонюсь
святому храму Твоему переводятся — поклонюсь в храме Твоем.
Мы: Давайте посмотрим дословный перевод раввина Давида
Йосифона: А я по великой милости Твоей приду в дом Твой, поклонюсь
храму святому Твоему в благоговении (пред) Тобой (Тегилим
(Псалтирь), 5: 8). Как видите, дословный перевод более соответствует Синодальному.
Мы: В Библии описывается много случаев поклонения:
Поклонились братья Иосифу. Верою Иаков, умирая, благословил
каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего» (Евр. 11,
21). И Соломон кланялся своим гостям (3Цар. 1, 47), и царю кланялись (53). Авраам поклонился перед народом (Быт. 23, 12) и т.д. Оказывается, существует такой вид поклонения, который не осуждается Богом. Этот вид поклонения, называемый по-гречески "проскинисис", "почитательное поклонение", используется по отношению к видимым святыням православия. Постановление 7

Вселенского собора говорит о том, что истинное поклонение
("латриа") мы воздаем только Богу, а почитательное - святым и видимым святыням. Именно в этом смысле мы говорим, что поклоняемся Кресту или святым, то есть мы почитаем их. Дело в том, что в русском языке эти два вида поклонения не различаются и переданы одним словом - поклонение.
Сектант: Интересно..этого мы не знали. Но в Новом Завете нигде нет указания на то, что христиане пользовались иконами.
Мы: Но также нет и запрета на их использование. Как вы уже знаете из разговора о Предании, мы не ограничиваемся одним
Писанием. В Писании не сказано о том, что нужно ходить и раздавать брошюрки о Христе. Даже не сказано, что нужно написать Евангелие, нет такой заповеди. Священные изображения используются христианами с древних времён. По преданию, первым иконописцем был апостол Лука, а первую икону сделал
Сам Спаситель, когда отер лицо платом и на нем появился нерукотворный лик Христа, который был послан больному царю
Авгарю. При раскопках знаменитых Помпей (гибель города произошла в 79 г.) были обнаружены религиозные изображения христиан. Даже если не было бы икон в I веке, это не значит, что они не могут появиться впоследствии, если это не противоречит
Библии. В конце концов, в I в. не было ни семинарий, ни листовок, что не мешает им быть сейчас.
Мы: В Новом Завете есть интересное указание на иконы, методом от противного. В Откр. 13:15 говорится об образе зверя.
Как мы знаем, лжехристос будет действовать так, чтобы прельстить,
если возможно, и избранных (Мф. 24:24). Зверь будет использовать такие средства, на которые должны клюнуть христиане. Таким средством будет лжеобраз (икона), которым прельстятся некоторые из тех, у кого есть подлинные иконы. Можно привести такой пример: на раскопках, если мы найдём фальшивую монету, это говорит о том, что у этого народа были настоящие монеты. Потому что если бы не было настоящих монет, то тогда не было бы смысла ничего подделывать. Из этого библейского стиха можно понять, что антихрист будет пытаться ввести в обман истинных христиан, у
которых есть настоящие иконы, т.е. православных.
Сектант: Апостол говорит: Мы, будучи родом Божиим, не должны
думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню,
получившему образ от искусства и вымысла человеческого (Деян.
17:29). Ваши изображения тоже являются фантазией о Боге.
Мы: Мы не считаем, что Бог подобен золоту или чему-либо подобному, как думали язычники, которым здесь проповедует ап.
Павел.
Мы не ставим своей задачей изображать все фотографически точно, цель иконы назидать и помогать человеку сосредоточится и благоговейно молиться.

Сектант: А Бог не услышит вас, если молиться без икон?
Мы: Конечно, услышит. Мы не считаем молитву без икон ущербной; дело в том, что проще молиться не перед пустой стеной, а имея перед глазами пречистый лик Спасителя и святых Его.
Икона даёт правильный настрой, вызывает благоговейные чувства, служит напоминанием о Боге.

Сектант: Зачем украшать иконы, если вы молитесь не дереву, а изображенному на них?
Мы: Иконы украшаются не из-за почтения к дереву, но как средство проявления любви к изображенному. Соломон украсил храм, выполнил его со всем великолепием, но это ведь не значит, что он сделал это, чтобы ублажить стены. Вы украшаете Библию? А ведь Библия является той же иконой, только она описывает Христа и евангельские события не красками, а словами. Кто любит
Господа, тот с почтением относится и к его изображению.
Сектант: Вы говорите, что иконы у вас творят чудеса..
Мы: Не иконы творят чудеса, а Бог своей силой действует через них. Чудеса, совершенные через предметы упоминаются в
Библии. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и
когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался
жив (Числ. 21, 9). Как мы видим, здесь, чудо совершалось при
посредстве предмета.

Сектант: А вы знаете, что потом произошло с этим предметом?
Мы: Он был уничтожен Езекией, из-за того, что евреи стали обожествлять его и превратили в идола (4Цар. 18:4). Но мы сейчас не говорим об этих последующих грехах, нам важно, что Господь сотворил чудо через него. Люди искажают Библию, это не означает, что нам нужно отказаться от неё.
Мы: Чудотворен был и ковчег с херувимами: можно вспомнить переход через Иордан – он расступился, когда его коснулись ноги священников, несших ковчег (Нав. 3, 15) или обнесение ковчега вокруг стен Иерихона (Нав. 6, 5-7). Вещи апостола Павла изгоняли бесов (Деян. 19:12), а тень святого Петра исцеляла людей (Деян. 5:15). Бог волен проявлять Себя через вещественные предметы. Скажите, почему в Исх. 3:5 земля стала святой? Что в ней изменилось?
Сектант: Господь присутствовал в этом месте!
Мы: Разувайтесь, Бог везде! (Пс. 138: 7-10)
Сектант:
Да! Бог вездесущий, но не везде он так явно проявлял Свое присутствие, как на том месте.
Мы: Правильно, та материя, чрез которую Господь проявляет свое присутствие, становится святой или освященной. По отношению к ней надо было проявлять почитание: не подходи сюда;
сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть
земля святая". Нужно сказать, что в Библии не говорится ни об одном случае, когда бы Бог явился людям как абсолютно чистый дух. Господь являлся или в виде облака, или в виде огненного столба: и вошел в средину между станом Египетским и между станом
[сынов] Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал
ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь
(Исх.14:20); где веяние тихого ветра, [и там Господь] (3 Цар.19,12); в виде голубя, сходящего на Него" (Мк.1:10) Когда муж Оза простер руку
свою к ковчегу Божию [чтобы придержать его] и взялся за него, ибо

волы наклонили его... Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог
там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия (2 Цар.6:6-7).
Известно, что царь Валтасар приказал принести золотые и серебряные
сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма
Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и
наложницам его... В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был
убит (Дан.5:2,30). С вашей точки зрения, сосуд является простым сосудом. Но Библия учит, что эти сосуды священные сосуды Божии (1
Пар.22:19).
Сектант: Богу не нужны никакие предметы и реквизит для чудес, Он может творить Свои дела напрямую..
Мы: Конечно, может, и Ему для этого ничего не нужно. Все это нужно нам; дело в том, что мы существа, состоящие из души и тела.
И душа и тело должны вовлекаться в служение Богу (1Кор. 6:20), мы не можем пребывать в богообщении только духом, как ангелы, пока мы находимся в телах. Для этого нам требуется материальное, осязаемое вещество, чтобы воспринять то, что Бог делает для нас.
И если Бог так устроил нас, значит и подает и средства для соприкосновения с Ним через материальную святыню. Яркий пример тому - способ исцеления Христом некоторых людей (Ин. 9:6,
Мк. 7:33). Ему не требовалось для чудес никакого реквизита, тем не менее, Христос использует вещество ради людей. Господь творил чудеса и через водное вещество (Ин. 5:4) и даже через мёртвые тела (4Цар. 13:21).
Сектант: Это был исключительный случай, а теперь вы почитаете останки мертвецов в своих церквах, чего не делали иудеи..
Мы: В ветхозаветное время это было невозможно, потому что праведники ещё не были искуплены и прославлены (Евр. 11:39-40).
Но, тем не менее, евреи с почтением относились к останкам праведников и сооружали над ними памятники (Быт. 35:20, 4Цар.
23:17-18).
Сектант: Как раз то, что осудил Господь (Мф. 23:29)..

Мы: Господь осудил не украшение могил, а лицемерие фарисеев, которые осуждали своих отцов за убийство праведников, а сами превосходили их в беззаконии. Для нас же мощи святых играют ту же роль, что и иконы - служат средством видимой связи со святыми, мы выражаем свою любовь к святым, чествуя их останки и Господь подает исцеления и другие чудеса тем, кто с верой обращается к его угодникам. Все зависит здесь от веры человека и воли Божией о нем, святыни не исцеляют сами по себе, они лишь средства, через которые подаётся Божья благодать.
Сектант: Прикосновение к умершим считается осквернением
(Лев. 21:11).
Мы: Так было в Ветхом Завете, но после того, как Господь воплотился и прославил человеческое естество, вознесшись и сев по правую сторону Бога, тело приобрело совершенно новое значение в христианстве. Апостол пишет о теле, как храме Духа
Святого (1Кор. 6:19), в этой главе много говорится о важности соблюдения тела в чистоте и святости, о прославлении Бога телом, о том, что Христос преобразить наши тела, подобно Его славному телу (Флп. 3:21).
Сектант: Господь скрыл даже тело Моисея, чтобы евреи не почитали его (Втор. 34:5-6).
Мы: Господь сделал это по причине склонности евреев к идолопоклонству, они могли обоготворить Моисея. В Новом Завете все изменилось.
Сектант: Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и
тление не наследует нетления (1Кор. 15:50).
Мы: Апостол здесь говорит не о мощах, а об изменении при воскресении мёртвых силой Божией земных, тленных тел в небесные, нетленные.
Сектант: Даже пророк Давид стал тленным, а был великим праведником (Деян.13:36)..
Мы: Нетление не является непременным условием для мощей
святого. Святые Енох и Илия не увидели смерти и тления, а другие умерли. Кого-то Господь уберегает от истления, кого-то нет. Почему?
Мы не знаем, это тайна Божьего Промысла. Но факт нетления не является непременным условием признание святого.
Сектант: Время чудес давно прошло, они закончились со смертью апостолов. Господь же предупреждал о появлении ложных чудес, чтобы нам не войти в заблуждение (Мф. 24:24, 2Фес 2:9).
Мы: Ваше утверждение совершенно безосновательно. Да,
Господь предупреждал о появлении ложных чудес, но это как раз доказывает обратное: если истинные чудеса прекратились во времена апостолов, значит, обольщение уже не может произойти, все итак знают, что время истинных чудес прошло. Вспоминайте пример с фальшивой монетой. В то же время Церковь не поощряет чрезмерное увлечение чудесами. Нельзя основывать свою веру только на чуде. Для христианина основание веры - любовь человека к Богу и ближним, выраженная делом. А чудо служит лишь укреплением веры; вспомним, что Христос творил чудеса, предваряя вопросом веруете ли, что Я могу это сделать? (Мф. 9:28)
Корни почитания святых икон прослеживаются в Священном
Писании. Первым иконотворцем является сам Бог, потому что Он вложил в человека образ Свой. Поэтому каждый из нас является живой иконой Бога. Приветствуя людей поклоном, мы тем самым почитаем образ Божий, пребывающий в человеке. Можно находить много сходства между иконой и идолом. Внешне оно присутствует, но главное различие в том, кому через них совершается поклонение, в общении с кем входит человек через эти предметы.
«Пророки запрещают только делать изображения «других богов».
Но на каком же основании следует слова, обличающие изображения языческих богов, считать верными и по отношению к изображениям

Христа?
Надлежит
отличать
священное
от
несвященного и нечистое от чистого (Лев. 10:10). Есть скиния Давида
(Деян. 15:16) и скиния Молоха (Деян. 7: 43); есть чаша Господня и
чаша бесовская, трапеза Господня и трапеза бесовская (1 Кор. 10: 21).
И если у язычников есть свои мистерии и свои «чаши» – из этого никак не следует, что христианам надо отказаться от Чаши

Христовой. Из того факта, что у язычников есть свои священные книги, никак не следует, что нам надо отказаться от Библии. Также и наличие языческих идолов не есть аргумент против христианских изображений. Критики православия выискивают сходство во внешнем, а не в сути. Да, язычники носят идолов на плечах – но и евреи носили на плечах ковчег. Язычники возжигают светильники
– но и евреи делали то же. Вопрос в том, кого чествуют» (диак.
Андрей Кураев. Протестантам о православии). Церковь живет, мы верим, что по неложному обещанию Спасителя (Ин. 14:6), Дух
Божий не оставляет нас и продолжает творить чудеса, укрепляя верных своих рабов. Он прославляет святых своих, проявляет Себя через вещественные святыни, главным образом через Тело и Кровь
Христову. Поэтому православие, как истинная вера является не безжизненным застывшим организмом, члены которого лишь читают Библию и вспоминают о далеких евангельских событиях.
Церковь, это место реальной встречи с евангельским Богом,
Который не покинул Свой народ, а продолжает незримо действовать, некогда пообещав Я с вами во все дни до скончания
века. Аминь. (Мф. 28:20)

перейти в каталог файлов


связь с админом