Главная страница
qrcode

Развитие памяти-система приемов


НазваниеРазвитие памяти-система приемов
АнкорRazvitie pamyati-sistema priemov.doc
Дата01.02.2017
Формат файлаdoc
Имя файлаRazvitie_pamyati-sistema_priemov.doc
ТипДокументы
#26852
страница6 из 8
Каталогid22882484

С этим файлом связано 62 файл(ов). Среди них: и ещё 52 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8


Представьте, что перед человеком стоит задача вскопать гектар земли. В его распоряжении имеется неисправный трактор и вполне исправная лопата. Разумеется, ни один человек не возьмется за лопату: он станет искать возможность починить трактор! Совсем иная картина возникает, если труд не физический, а интеллектуальный. Очень многие люди воспримут ремонт трактора, как дополнительную работу, которая только отнимает время: пока, мол, ремонт, я уж вон сколько вскопаю. И берутся за лопату! В этом как раз и заключается психологический барьер: выполнение приемов запоминания (удержание ЕИ, группирование 2–го уровня) многими рассматривается как дополнительная работа, не имеющая прямого отношения к запоминанию.

И тогда происходит вот что: дойдя до конца первого логического куска, такой читатель не испытывает желания закрепить ЕИ. «Материал легкий, зачем же я стану отнимать драгоценное время на рассматривание картинок», – думает он и переходит к следующему логическому куску. Поскольку он мысленно отмечает границы всех ЕИ, то у него полная иллюзия того, что он работает по алгоритму запоминания. На самом же деле, не закрепив ЕИ, он оставил в оперативной памяти россыпь мелких элементов информации, которая тут же дополняется элементами следующего логического куска. В результате регистр оперативной памяти переполнился, запоминание прекратилось. У читателя же в конце работы возникает недоумение: почему не сработали приемы запоминания? А приемов–то и не было!

Но если работу в оптимальном режиме довести до уровня автоматизма, то подмена установки будет исключена, а высокая производительность труда гарантирована, потому что этот режим есть прекрасное средство самоконтроля.

А сейчас проработайте по алгоритму запоминание текста «Болото», затем сверьте результаты работы с кратким комментарием.

БОЛОТО

Издавна фантазия людей населяла болота лешими, кикиморами и другой нечистью. И это понятно: что хорошего в болоте? Гиблое место, бесполезное; топи, трясины, сырой, нездоровый воздух, тучи комаров…

Такое мнение господствовало, пока не создал человек мощную технику, помогающую в недолгие сроки осушать обширные территории, добывать в большом количестве торф. С этого времени число и размеры болот стали заметно убывать. На их месте начали возникать сельскохозяйственные угодья, инженерные сооружения.

Но вот все чаще стали раздаваться призывы к охране болот. Оказалось, что они играют важную роль в жизни многих птиц, зверей, растений. Здесь можно получать хорошие урожаи трав, ягод и лекарственных растений. Но главное достоинство болот в ином: они служат естественными регуляторами стока поверхностных и грунтовых вод. В ряде случаев осушение болот снижает уровень подземных вод, уменьшает плодородие почв на повышенных участках, способствует сильным паводкам. Правда, на осушенных болотных землях можно собирать обильные урожаи сельскохозяйственных культур. Но всего лишь несколько лет, а затем земли становятся бросовыми, подвергаются эрозии.

Чаще всего болота возникают там, где выходят на поверхность подземные воды, а также на лесных вырубках и гарях: из–за отсутствия растений, «отсасывающих» грунтовые воды, уровень подземных вод повышается. Много болот в тундре и лесотундре, где слой вечной мерзлоты препятствует просачиванию в землю поверхностных вод; в устьях и на поймах рек, часто затопляемых в паводки.

Болота подразделяются на низинные, переходные и верховые. Низинные – вовсе не обязательно расположены в низинах, а верховые – на возвышенностях. Тут главное отличие в том, что питаются болота – низинные, главным образом, грунтовыми водами, верховые – атмосферными осадками.

Появляются болота обычно в сильно увлажненных понижениях или на месте зарастающих озер и бывают в большинстве низинными. По мере отмирания растений и накопления торфа поверхность болота становится плоской, а затем слабовыпуклой. Растительность сначала представлена преимущественно травами, кустарничками, а затем все более обильными сфагновыми мхами. Нижняя часть дернины, находящаяся в воде, обедненной кислородом, разлагается плохо. Начинает накапливаться торф. Растет торфяная «подушка», все выше поднимается поверхность болота, разнообразнее становится растительный покров: появляются кустарники, деревья, луговые растения. Мощный слой торфа служит как бы губкой, впитывающей воду. Накапливая влагу, болото вдоволь питает ею растения. Теперь оно может существовать, не пользуясь подземными водами, только за счет атмосферных осадков. Так происходит превращение низинного болота, поверхность которого вогнута, словно блюдце, в болото верховое с выпуклой поверхностью.

Известный советский писатель и природовед М. М. Пришвин назвал болота «кладовой солнца». Богата болотная растительность. А ведь каждое растение – это аккумулятор солнечной энергии. В болотной воде эти аккумуляторы сохраняются надолго, «не разряжаются», формируя торфяные залежи.

Прежде торф использовался преимущественно для отопления. Теперь он считается очень важным комплексным сырьем. Из него добывают смолу и горный воск, лекарственные препараты и вещества, очищающие нефть и воду, на его основе приготавливаются органические удобрения, кормовые смеси и многое другое.

я ЕИ: небольшое болото со всеми его «прелестями», на краю его трактор и горы торфа, за ними – с/х сооружения. Теперь подержим ЕИ 5–20 секунд, после чего упрощаем: остается болото (без подробностей) и трактор.

я ЕИ: упрощенная первая картинка, к трактору подходит колонна людей, несущих в руках птиц, зверей, пучки растений и большой плакат со схемой регулирования поверхностных и грунтовых вод – держим 5–20 секунд. – упрощаем: болото с трактором и колонна людей!

я ЕИ: последняя упрощенная картинка, а рядом лесок с обгоревшей вырубкой, бьющий из–под земли ключ, выступающий из–под земли лед и речушка. – Это все символы причин возникновения болот. – 5–20 секунд. – упрощаем: болото с трактором, колонна, лесок.

я ЕИ: упрощенная предыдущая картинка, по другую сторону болота (относительно трактора) озеро, похожее на блюдце (вогнутое), отмирающие растения – и озеро (уже болото) становится плоским, накапливание торфа – и болото становится выпуклым, над ним идет дождь. – 5–20 секунд. – упрощаем: болото с трактором, колонна, лесок, озеро.

я ЕИ: упрощенная предыдущая картинка, на краю болота стоит М. М. Пришвин, рядом печь, рядом заводик, из которого выползают ленты транспортеров, а на них: смола, лекарства, удобрения, кормовые смеси. – 5–20 секунд. – упрощаем: болото с трактором, колонна, лесок, озеро. М. М. Пришвин.

Заметьте: мы не старались вставить в ЕИ каждую мелочь – если приемы вхождения в текст и группирования выполняются достаточно хорошо, то мелочи легко всплывут в памяти при воспроизведении информации. Главным является другое – умение видеть общую картинку целиком. Поэтому почаще ее сканируем, а в конце работы разворачиваем поочередно каждую ЕИ в полную картинку. То есть приступаем к третьему шагу алгоритма.

ЗАУЧИВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ПРАВИЛ, ТЕОРЕМ…

Рассмотрим третий шаг алгоритма. Он состоит из двух частей. Первая из них – это требование заучить наизусть все, что требует именно I такого заучивания: правила, определения, теоремы и проч. Иногда люди пренебрегают этим требованием, полагая, что внимательного чтения и понимания вполне достаточно. Но это неверно. Иногда на одном определении «висит» значительный кусок текста. И человек, проигнорировавший эту операцию, недоумевает, почему материал не запоминается?

При заучивании наизусть следует руководствоваться теми же правилами, что и при обычном запоминании, но с небольшими изменениями:

во–первых, надо постараться избежать механического заучивания – надо представить материал образно, даже если это сухая теорема или правило, насыщенное абстракциями;

во–вторых, не отказываться от группирования, даже если содержание придется представлять в абстрактных символах;

и наконец, в–третьих, надо воспользоваться цепочкой опорных слов. В отличие от ключевых, опорные слова несут с собой значительно меньше информации. Опорными будем считать те слова, которые несут основное смысловое содержание. Например, требуется запомнить такое определение: Компоненты природной среды, влияющие на состояние и свойства организма, популяции, природного сообщества, называют экологическими факторами. Среди них различают три разные по своей природе группы факторов:

абиотические факторы – все компоненты неживой природы, среди которых наиболее важны свет, температура, влажность и другие компоненты климата, а также состав водной, воздушной и почвенной среды;

биотические факторы – взаимодействия между различными особями в популяции, между популяциями в природных сообществах;

антропогенный фактор – вся разнообразная деятельность человека, которая приводит к изменению природы как среды обитания всех живых организмов или непосредственно сказывается на их жизни.

Удобнее начать заучивание с описания групп факторов, так как в первом абзаце возникает трудность в создании образов, а в последующих абзацах эти образы раскрываются. Создаем опорную цепочку, одновременно представляя содержание в образах:

абиотические факторы – компоненты природы… свет, температура, влажность… а также состав… среды. – Представляем какой–либо организм (червяка, например), освещенный ярким солнцем, ползущий по горячему песку (трогаем руками) к луже… Можно включить в образ микроскоп и провести от него три луча: к воде, воздуху, песку – якобы изучается состав водной, воздушной и почвенной среды. Теперь подержим картинку в воображении, а затем, не отпуская ее, произнесем опорную цепочку…

После того как опорная цепочка закрепилась в памяти, добавим к ней пропущенные слова…

Здесь важно соблюдать равновесие между образами и словами. Фразы следует проговаривать выразительно, даже артистически, одновременно удерживая в воображении картинку. Если из вашего внимания выпадает либо то (слова), либо другое (картинка), запоминание резко ухудшится.

Для следующего абзаца цепочка совсем проста: биотические факторы – взаимодействия между… особями… популяциями…

И далее: антропогенный фактор – деятельность человека… к изменению природы как среды… или… сказывается…

После этого можно вернуться к первому абзацу: компоненты… среды, влияющие на состояние и свойства организма, популяции…

Теперь можно закрепить все вместе.

Вторая часть третьего шага алгоритма называется «доводка». На этой стадии необходимо убедиться, что материал хорошо помнится. Это важный психологический момент. Часто ради экономии времени мы пренебрегаем этой операцией, что может привести к чувству неуверенности в тот момент, когда требуется воспроизвести знания. Эта неуверенность – причина того, что в коре головного мозга возникает еще один сильный очаг возбуждения (очаг волнения), который может подавить возбуждение нужной структуры. Такое явление каждый наблюдал довольно часто: ученик выходит к доске… и не может вымолвить ни слова! Чтобы этого не случилось, необходимо «довести» материал.

Во–первых, нужно хорошо просканировать его. Сначала сканируется общая картинка, при этом нужно добиться того, чтобы она охватывалась одним взглядом или, на худой конец, могла быстро просматриваться. Затем каждая ЕИ внутри общей картинки разворачивается в полное изображение. Не следует долго рассматривать ЕИ – лучше быстро развернуть, просканировать и перейти к следующей.

Во–вторых, некоторые ЕИ, которые могут вызвать затруднения при пересказе, следует пересказать. Каждый, конечно, сам оценит уровень развития своей речи. Если вы совершенно убеждены, что легко сумеете «озвучить» образы, то от пересказа можно отказаться. Но если есть хоть какие–то сомнения, лучше ими не пренебрегать: без развитой речи и память, и мышление будут сильно отставать в развитии.

В–третьих, если необходимо в совершенстве владеть материалом, можно прибегнуть к обратному пересказу. Дело в том, что учебные тексты строятся по одному из двух способов изложения: индуктивному или дедуктивному. То есть вначале могут излагаться факты, из которых потом делается вывод, или вначале дается вывод, который затем обосновывается анализом фактов. Следовательно, обратный пересказ означает смену способа изложения. Без отличного знания материала произвести такую замену невозможно, а значит, поставив задачу пересказать материал в обратном порядке и справившись с нею, вы можете быть уверены в своих знаниях.

При перемене способа изложения в коре головного мозга происходит резкое усиление активности. Между элементами информации обнаруживаются многообразные связи, которые при прямом пересказе могли не замечаться. Это, конечно, способствует более прочному запоминанию.

ИТОГИ

. Чтобы память работала с высокой производительностью, необходимо добиваться автоматизма в выполнении операций запоминания. Для этого надо тренировать их во всей совокупности, в едином алгоритме запоминания.

Установка на запоминание – это не только самоприказ, но и выбор наиболее оптимального режима работы мозга, зависящего от объема и сложности материала.

Чтобы в процессе работы не происходила подмена установки и для борьбы с непроизвольными ассоциациями, надо овладеть умением работать ритмично, с чередованием напряжений и расслаблений.

При запоминании правил, определений и проч. выгодно сочетать образное запоминание с запоминанием цепочек опорных слов.

. По окончании запоминания необходимо убедиться в твердом знании материала. «Доводка» отнимает немного времени, но оказывает положительное психологическое воздействие.

ГЛАВА 7 ЗАПОМИНАНИЕ ЦИФР ПО ВНЕШНИМ ПРИЗНАКАМ

В данном учебном пособии мы предлагаем вам два способа запоминания цифр – по внешним признакам и с помощью ассоциативного ряда. Каждый из них имеет свои достоинства, и лучше всего владеть обоими способами.

Запоминать цифры по внешним признакам удобнее всего при работе со статьями, насыщенными цифровым материалом или при работе с различными таблицами. Суть этого способа заключается в установлении разнообразных связей – внешних и внутренних – между цифрами.

а) Связывание с ДВХ. Связи, которые мы можем образовывать между новой информацией и той, которая уже закреплена в ДВХ, – это внешние связи. Каждый человек накапливает в ДВХ разнообразную цифровую информацию:

? исторические даты, знаменательные события, возраст тех или иных людей;

? номера домов, квартир, телефонов, машин;

? цены на товары, размеры одежды, обуви; вес и рост…

? цифры, связанные с профессиональной деятельностью: напряжение электрического тока, различные коэффициенты, число я, квадраты и кубы некоторых чисел и многое другое.

Если эту информацию сравнить с вновь поступающей, то запоминание пойдет гораздо активнее. Например, запоминая число 314625380 выделим три группы цифр: 314 – число пи, 625 – это 25 в квадрате, 380 – напряжение эл. тока в промышленных сетях или Куликовская битва.

Запоминая число 191406127, выделим: 1914 – начало первой мировой войны, 061 – вызов такси в Минске, 27 – это 3 в кубе.

б) Если внимательно рассматривать цифровые ряды, то часто можно обнаружить различные последовательности цифр: восходящие или нисходящие, четные или нечетные, простые или сложные. Например:

,

где 6–4–2 – это нисходящая последовательность четных, а 7–5–3 – это нисходящая последовательность нечетных.

, где 1–3–5 – восходящая последовательность нечетных, а 2–4–8 – это восходящая последовательность четных с пропущенными членами.

это сложная последовательность: 37+6+6, а 536046 – это 53+7–7.

, где 3–6–9 – сложная последовательность, а 9–8–7 – простая.
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом