Главная страница
qrcode

Развитие памяти-система приемов


НазваниеРазвитие памяти-система приемов
АнкорRazvitie pamyati-sistema priemov.doc
Дата01.02.2017
Формат файлаdoc
Имя файлаRazvitie_pamyati-sistema_priemov.doc
ТипДокументы
#26852
страница7 из 8
Каталогid22882484

С этим файлом связано 62 файл(ов). Среди них: и ещё 52 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8


в) Можно обнаружить и другие признаки,

например:

это зеркальное отражение. Оно может быть и через цифру: 2630362.

и 69 – перевертыши.

это 5+7=12.

это за год до конца века. (Подмечено, что цифры, стоящие в начале или в конце чего–либо, лучше запоминаются.)

Дадим несколько примеров запоминания по внешним признакам.

по краям перевертыши, а в середине 1917 – революция.

по краям зеркальное отражение, а в середине последовательность.

первые 6 цифр – это сложная последовательность, а потом: 100 без 1 и полета без 1.

ЗАПОМИНАНИЕ ЦИФРОВЫХ РЯДОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИЕМА АССОЦИАЦИЙ

Ассоциативный ряд – это сто образов, закрепленных в ДВХ под номерами. Если создать в воображении картинку из нескольких образов, размещенных для удобства слева направо, то мы получим одновременно и цепочку цифр.

Например, требуется запомнить цифровой ряд:

Считывая его слева направо, будем в этой же последовательности формировать картинку: пес (57) прыгает через диван (98) в огромную кастрюлю каши (16), из которой торчит доска (97), к которой привязан шарик (06). Нужно увидеть все предметы в одной картинке. Если же ряд очень длинный, то можно составить короткий сюжет из нескольких картинок:

Из ведра (89) льется вода на череп (45), который стоит на горе сушек (76) - одна картинка. Из–под сушек торчит доска (97), опирающаяся другим концом на пень (50), с которого прыгает лось (27) - вторая картинка. Лось прыгает на ковер (18), который тросами (37) привязан к луне (20). Теперь нужно несколько раз просканировать цепочку образов, стараясь видеть не 9 объектов, а только 3: ведро – череп – сушки, доска – пень – лось, ковер – трос – луна. Считывать цифры с этой цепочки несложно, если учитывать, что ассоциативный ряд построен на основе цифро–буквенного кода.

При запоминании телефонов необходимо учитывать, что картинка будет состоять из 4–х образов: адресат (тот, кому принадлежит телефон) и три цифровых образа. Например:

Рыбаков: 28–12–77.

Если адресат – знакомое лицо, то формировать картинку начнем с него, расположив его в нужном месте: в квартире, на работе.

Если адресат не знаком, то фамилию надо перекодировать – то есть, ухватившись за какое–либо сочетание звуков, вообразить предмет или существо, которое напомнит фамилию адресата. В данном случае это сделать легко, потому что фамилия говорящая. И тогда получится такая цепочка: Рыбак с удочкой заставляет льва (28) прыгать на кол (12), на верху которого прикреплена большая соска (77).

Филимонов: 55–17–89 – Филя с лимоном дергает за рясу попа (55), который косой (17) опрокидывает ведра (89).

ЗАПОМИНАНИЕ КАЛЕНДАРЯ

С помощью ассоциативного ряда легко запомнить календарь на год. Для этого нужно составить цепочку из 6 двузначных цифр. Например, для 1994 года: 26–63–15–37–42–64.

Эти цифры соответствуют числам, приходящимся на первое воскресенье каждого месяца: первое воскресенье января – 2–е число, первое воскресенье февраля – 6–е число и т. д. Благодаря цепочке цифр мы легко находим первое воскресенье каждого месяца. Остальные числа определяются несложным подсчетом: если к первой цифре прибавлять по 7, то каждый раз мы будем попадать в воскресенье, а остаток покажет день недели нужного числа.

Например, мы хотим определить, какой день недели был 28 января. Прибавляем к цифре 2 три раза по семь – получаем 23. До 28 не хватает 5. Значит, это будет пятница.

февраля: первое воскресенье 6–го числа, прибавляем 7, получаем 13. В остатке 4. Значит, четверг.

июня: первое воскресенье 5–го, прибавляем два раза по 7, получаем 19. В остатке 2. Значит, вторник.

ИТОГИ

. Часто приходится слышать о чьей–либо феноменальной памяти на цифры. Присмотритесь внимательно к тому, как они запоминают–и окажется, что это просто наблюдательность. Потренируйтесь – и у вас будет получаться не хуже.

. Если требуется запомнить длинный ряд цифр или несколько телефонов, удобнее пользоваться приемом ассоциаций. Однако не забывайте, что зрительные образы требуют повторения. Кроме того, существует ведь и внешняя память – записная книжка.

. Тренируясь, не доводите дело до усталости и раздражения. Лучше сделать несколько коротких подходов в течение дня, чем довести себя до раздражения в течение часа.

ГЛАВА 8 КОНКРЕТИЗАЦИЯ АБСТРАКЦИЙ

Мы уже договаривались о том, что будем называть абстрактными те понятия, которые невозможно воспринимать непосредственно органами чувств: закон, экономика, энергия, образование и проч. Текст, насыщенный абстрактными понятиями, запоминать гораздо сложнее, нежели конкретные тексты. По–настоящему облегчить работу можно только на логическом уровне. Однако и уровень образного запоминания позволяет значительно экономить силы и время.

Прежде всего отметим, что абстрактные понятия можно конкретизировать, представляя в воображении конкретные предметы, которые могут служить напоминанием абстракции. Например, закон – книжка уголовного кодекса; экономика – экономическая газета (а лучше более сложный, но и более точный образ: завод и колхоз рядом, дорога между ними, линия телефонной связи и проч.); энергия – трансформатор; образование – школа…

Во–вторых, напомним, что, работая с абстрактным текстом, мы запоминаем не слова, а главным образом, мысли. А потому зачастую достаточно намека на мысль, чтобы в памяти всплыло все, что с нею связано. Поэтому при формировании ЕИ нет необходимости вставлять в нее каждое слово.

Например, требуется запомнить следующий текст:

Вчера на пресс–конференции министр иностранных дел Республики Беларусь П. К. Кравченко рассказал журналистам об итогах совещания регионального объединения Центрально–европейская инициатива (ЦЕИ), проходившего в итальянском городе Триесте.

Статус ассоциированного члена ЦЕИ, который получила Беларусь, дает возможность не только участвовать в деятельности рабочих групп и встречах национальных координаторов, министров иностранных дел и премьер–министров в качестве наблюдателя, но и вносить свои предложения по существу обсуждаемых вопросов и влиять на принимаемые решения.

По словам Кравченко, участие в работе ЦЕИ – это прорыв на запад в области экономического сотрудничества и впоследствии интегрирования в Европейский союз. Хотя для этого Беларуси предстоит создать свою рыночную модель, чтобы стать равной среди равных.

Проследим процесс формирования ЕИ этого сообщения. Первая ЕИ: карта Европы, Италия, большой стол, за которым сидят делегации, белорусская делегация сидит в сторонке, но вот ее руководитель берет слово, и его внимательно слушают. Вторая ЕИ: та же карта, Беларусь, Минск, пресс–конференция, в руках выступающего – модель (картина базара), от Беларуси тянутся стрелочки в Европу – экономический прорыв!

Таким образом, общая картинка: карта Европы, совещание в Италии, пресс–конференция в Минске, стрелочки… Попробуйте припомнить это сообщение через сутки, и вы убедитесь, что помещенных в ЕЙ намеков–символов вполне достаточно для подробного пересказа.

Попробуйте самостоятельно проработать следующий текст.

НАУЧНО–ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Научно–техническая революция – это скачок в развитии производственных сил общества, переход их в качественно новое состояние.

На первом этапе развития НТР (60–70–е годы) важнейшей ее чертой стала автоматизация производственных процессов – то есть появилось еще одно звено в машине, осуществляющее контроль за ее работой. Роботы, станки с программным управлением характеризуют качественные сдвиги в технике, в орудиях производства.

С конца 70–х годов в развитии НТР появились качественно новые черты, связанные с успехами микроэлектроники. Этот новый этап получил название компьютерной (микропроцессорной) революции. Управляющее и контролирующее устройство в появившейся теперь системе машин (наряду с двигателем, передаточным механизмом и рабочей машиной) освобождает человека не только от контакта с рабочими орудиями (инструментами), но и с самой рабочей машиной. В настоящее время уже имеется более 200 тысяч вариантов применения микропроцессоров. Появилась возможность перехода от отдельных «островков автоматизации» к комплексной автоматизации целых технологических процессов, базирующихся на группе взаимосвязанных машин, оборудования, приборов.

Наряду с техникой революционные изменения происходят в технологии, то есть в способах воздействия на сырье, материалы, на предмет труда. Продукция ремесленного производства включала два компонента: затраты на сырье и ручной труд (то есть технология характеризовалась материалоемкостью и трудоемкостью). Промышленная революция внесла два новых компонента: капиталоемкость и энергоемкость. НТР дополнила их наукоемкостью.

Одним из перспективных направлений является биотехнология – то есть использование биологических процессов в производственных целях.

Наряду с техникой и технологией качественно меняется предмет труда, то есть материалы, которые подвергаются обработке. Эти изменения связаны прежде всего с достижениями физики и химии: создание пластмасс, синтетических волокон и проч.

Происходят глубокие изменения в источниках энергии: во Франции, например,

% электроэнергии производится на АЭС.

КОСТЫЛИ

Когда человек вторгается в область знаний, которая плохо ему знакома, трудности усвоения материала резко возрастают потому, что недостаточно понимаемые явления, понятия с большим трудом образуют необходимые для запоминания связи. Такие понятия представляют для читателя абстракцию высокой степени. В процессе чтения читатель вынужден вдумываться в каждое слово, чтобы постигнуть смысл высказывания. В результате едва ли не каждое слово превращается в отдельную ЕИ. Общее их количество стремительно увеличивается, регистр оперативной памяти переполняется – запоминание становится затруднительным или даже невозможным.

Образуется замкнутый круг: чтобы освоиться в новой области знаний, необходимо быстро набирать информацию в ней; с другой стороны, возможность набирать информацию резко ограничивается плохим пониманием материала. Как же выйти из этого круга?

Способ, конечно, всем известен: работать с учебниками, словарями, постигать значение терминов, изучить вначале азы нового предмета.

Но на кропотливую работу часто не хватает времени, да и задача может стоять совсем иная: только ознакомиться с основными положениями, закономерностями нового предмета. С другой стороны, и в случае глубокого изучения хотелось бы ускорить этот процесс. Как это сделать?

Частично помочь может метод костылей, сущность которого заключается в следующем.

Материал читается дважды. Первое чтение протекает по следующим правилам:

материал читается быстро;

материал упрощается, насколько это возможно (при первом чтении не надо бояться опошления материала, которое обычно происходит при чрезмерном упрощении);

на месте непонятных предметов, явлений, понятий ставится костыль: любые знаки, рисунки, символы, способные заменить на время значение того, что не понимается.

Покажем метод костылей на примере. Необходимо понять и запомнить следующий текст. (Разумеется, невозможно подобрать текст, который был бы в одинаковой мере для всех непонятен. Но важно увидеть принцип работы, который потом легко перенести на любой текст).

Электромагнитные волны, излученные антенной радиопередатчика, вызывают вынужденные колебания свободных электронов в любом проводнике. Напряжение между концами проводника, в котором электромагнитная волна возбуждает вынужденные колебания электрического тока, пропорционально длине проводника. Поэтому для приема электромагнитных волн в простейшем детекторном приемнике применяется длинный провод – приемная антенна. Вынужденные колебания в антенне возбуждаются электромагнитными волнами от всех радиостанций. Для того, чтобы слушать только одну радиостанцию, колебания напряжения не направляют непосредственно на выход усилителя, а сначала подают на колебательный контур с изменяющейся собственной частотой колебаний. Изменение собственной частоты колебаний в контуре приемника производится обычно изменением электроемкости переменного конденсатора. При совпадении частоты вынужденных колебаний в антенне с собственной частотой колебаний контура наступает резонанс, при котором амплитуда вынужденных колебаний напряжения на обкладках конденсатора контура достигает максимального значения. Таким образом, из большого числа электромагнитных колебаний, возбуждаемых в антенне разными станциями, выделяются колебания нужной частоты.

Итак, обычно читатель, далекий от этой области знаний, столкнувшись с длинными предложениями, насыщенными существительными–терминами, начинает вдумываться в каждое слово, пытаясь уловить смысл. При этом результат бывает прямо противоположным тому, которого он хочет добиться, так как большое количество ЕИ не помещается в регистре оперативной памяти. Мы же поступим наоборот: резко увеличим скорость чтения, упростим материал, не вдумываясь в незнакомую терминологию, и изобразим на бумаге последовательность материала в виде цепочки костылей.

Волны передатчика вызывают колебания в проводнике… и чем длиннее проводник, тем сильнее колебания… поэтому именно длинный провод служит антенной…

Но в проводе есть колебания от разных станций. Как слушать одну? Колебания подают сначала на колебательный контур с собственной частотой колебаний… (На месте колебательного контура – а предполагается, что мы не знаем,

что это такое – рисуем любую загогулинку и говорим себе: это колебательный контур!)

Изменение частоты в контуре производится изменением электроемкости переменного конденсатора (на место конденсатора – костыль!). При совпадении частот в антенне и в контуре наступает резонанс – то есть резкое усиление колебаний…

Вот теперь колебания одной станции и подаются на усилитель!

Что мы получили в результате этой предварительной работы? Во–первых, цепочку костылей, по которой легко можем пересказать текст – правда, без терминологии (на уровне чертовин, ерундовин, загогулин и проч.).

Во–вторых, несмотря на неполные знания, мы разобрались в сути происходящих явлений: то есть поняли, как из колебаний, возбуждаемых разными станциями, выделяются нужные колебания. В–третьих, теперь мы можем приступить ко второму чтению – и окажется, что многочисленные термины, вызывавшие наши затруднения, не так уж многочисленны и вовсе не так сложны, как казалось. И наконец, в–четвертых, когда мы станем изучать на полную глубину незнакомые понятия (колебательный контур, конденсатор переменной емкости и проч.), то окажется, что мы значительно облегчили свою работу, поскольку теперь эти понятия не так абстрактны, как прежде – ведь мы уже знаем некоторые их функции.

Разумеется, вторичное чтение должно происходить без упрощений, а со всей терминологией, с уточнением понятий, с пониманием всей глубины. Однако выполнять эту работу станет намного легче, так как резко снизилась степень абстракции.

ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА

Несмотря на свое название, этот метод работы с абстрактными текстами рассчитан на образное запоминание, а не на логическое. А название «логическая цепочка» получил потому, что позволяет увидеть логическую последовательность главных мыслей текста и раскрепощает мышление.
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом