Главная страница
qrcode

Ричард Флорида Новый кризис городов Новый кризис городов м издательская группа Точка


НазваниеРичард Флорида Новый кризис городов Новый кризис городов м издательская группа Точка
Дата06.09.2019
Размер5.65 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаflorida_richard_novyy_krizis_gorodov.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#157446
страница4 из 19
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Креативный класс Люди, которые создают будущее я также писало войнах в районе южного рынка (SoMa) в Сан-Франциско. Это были сражения за Проект L (Proposition
L): отклоненное небольшим числом голосов предложение от 2000 г, предусматривающее запрет на высокотехнологичную застройку и иные формы джентрификации районов SoMa,
Mission и других пригородных районов. Люди протестовали против джентрификации города с концах их гг. «Сан-Франциско, пожалуй, один из крупных городов страны, который в наибольшей степени подвергся джентрификации. Районы, в которых десять лет назад жили синие воротнички, теперь превратились в места компактного проживания молодых городских профессионалов, культивирующих потребительскую экономику, и сумевших организовать одну из самых успешных сетей массовой поставки круассанов, — писал один из критиков в 1985 г. — Это породило новые термины “яппификация”
(yuppification)
******
, “круассанофикация” (croissantification), “манхэттенизация”
(manhattanization)» [
28
]. Технари и стартапы, работающие в сфере высоких технологий, — это просто недавно вышедшие на арену игроки в гораздо более давней битве за городские пространства. Тем не менее беспрецедентные богатства, порождаемые технологическими стартапами, могут способствовать (и способствуют) расширению пропасти между обеспеченными и менее обеспеченными. Об этой проблеме говорят не только радикалы и активисты. В своем активно обсуждаемом исследовании Пол Грэм утверждает, что города с большим количеством стартапов и районов, в которых обосновались высокотехнологичные фирмы, становятся генераторами неравенства, но такова цена прогресса Помешать росту разницы в уровне благосостояния можно только ограничив возможности людей для обогащения, а для этого придется ограничить создание стартапов и проектов, — писал
Грэм. Он пришел к выводу, что реальная проблема заключается в сохраняющейся нищете и снижении социальной мобильности. Говоря о неравенстве, мы больше сосредоточиваемся на симптомах, чем на причинах заболевания [
29
]. Однако в какой мере городские стартапы и технологические компании, которые все активнее обосновываются в городах, ответственны за рост ценна жилье в городах, неравенство и джентрификацию? В этом отношении эмпирические данные довольно разнородны. Нет сомнения, что активное проникновение технологических компаний в города способствует росту ценна жилье, в особенности в таких городах, как Лондон,
Нью-Йорк, Сан-Франциско, Бостон и Сиэтл. Цены на жилье коррелируют с рядом ключевых показателей, связанных с инновациями и развитием высокотехнологичных отраслей. Тем не менее зависимость между экономическим неравенством и деятельностью технологических компаний, работающих в городах, не столь очевидна. С одной стороны, концентрация высокотехнологичных стартапов и венчурного капитала во многом приводит к неравенству в оплате труда. Это понятно, поскольку неравенство в оплате отражает дифференциацию на рынках труда в городах, когда работники интеллектуальной сферы получают гораздо больше, чем работники сферы обслуживания и рабочие. С другой стороны, статистические взаимосвязи между технологическими компаниями, работающими в городах, и более широким набором критериев неравенства в доходах статистически незначимы. Можно сказать, что между ними практически нет зависимости. Мы поговорим об этом более подробно в главе 5, в которой речь пойдет о различиях между этими двумя формами неравенства и о факторах, которые способствуют такому неравенству. Пока достаточно просто сказать, что городские стартапы и венчурный капитал не являются главными факторами роста городского неравенства. Это связано с другими особенностями крупных городов с экономикой, основанной на знаниях, которые и делают эти города
44 привлекательными в первую очередь для технических специалистов и технологических компаний [
30
]. К аналогичным выводам пришло и детальное исследование 2015 г, в котором подробно рассматривалась взаимосвязь между уровнем инноваций и неравенством на основе наблюдений, сделанных на протяжении нескольких последних десятилетий во всех 50 штатах США. Несмотря на то что была выявлена достаточно тесная связь между уровнем инноваций и увеличением доли доходов для богатейшей верхушки, составляющей 1% процент населения, какая-либо связь между уровнем инноваций и общим неравенством в доходах для бедных и богатых практически отсутствовала [
31
]. По сути, городские районы с более высоким уровнем инноваций также имели более высокие показатели экономической мобильности. Инновации повышали вероятность того, что дети в итоге будут иметь более высокий уровень доходов, нежели их родители. Несмотря нарост ценна жилье и крайнюю степень неравенства в оплате труда для суперзвездных городов и центров сосредоточения знаний и технологий, малоимущие люди и рабочий класс имеют лучшие перспективы в плане продвижения по службе именно здесь, а не в других местах. Многие люди, в том числе жители Сан-Франциско, интуитивно ощущают эти противоречия. Две трети людей, постоянно живущих в Сан-Франциско и принявших участие вопросе в 2014 г, отметили, что технари вытесняют все остальные категории, лишают город его своеобразия и делают его более обособленным. Но почти три четверти (73%) опрошенных заявили, что, по их мнению, высокотехнологичные компании полезны для города, а более половины (56%) сказали, что город должен продолжать их взращивать и привлекать [
32
]. Разумеется, миграция высокотехнологичных стартапов и технических специалистов в городские районы сказывается на ценах на недвижимость, ив Сан-Франциско это особенно заметно. Однако высокотехнологичные компании также являются движущей силой для инноваций, экономического прогресса, создания новых рабочих мести источником столь нужных налоговых поступлений, которые город может использовать для решения возникающих проблем или смягчения их последствий. Высокотехнологичные компании не лишают город жизненных сил, они существенно расширяют его инновационный потенциал. Технари и стартапы могут стать козлами отпущения в случае весьма реальных проблем, возникающих в определенных районах, но вряд ли есть экономический смысл в том, чтобы не давать им возвращаться в города.
* * * Нет сомнения, что недавний приток в города очень обеспеченных людей, высокотехнологичных стартапов, специалистов, которые трудятся в таких компаниях, а также профессионалов в области финансов и других направлений деятельности, порождает реальную проблему и способствует росту напряжения и конфликтам. Но ослабляет ли этот процесс дух творчества, о чем заявляют некоторые исследователи Если кратко, тонет на самом деле творческий потенциал суперзвездных городов растет. Доминирование Лондона над остальной частью Великобритании в сфере креативной индустрии выражено особенно заметно. На Лондон и его пригороды приходится почти 40% всех рабочих мест в креативной отрасли Великобритании, хотя здесь проживает лишь 12,5% всего населения страны. В Лондоне живет около 60% всех работников телевидения, радио, кино и более 40% всех работников музыкальной отрасли и индустрии сценического искусства. При этом доминирование Лондона растет с 2007 по 2014 г. здесь наблюдался самый высокий рост доли занятости в креативных отраслях Великобритании [
33
].
Нью-Йорк обязан своему восстановлению после финансового кризиса 2008 г. не только устойчивости своего финансового и банковского сектора, а также сферы торговли недвижимостью, но и беспрецедентному расширению креативной экономики, или экономики знаний, рост которой с 2003 по 2013 г. составил 13%. Хотя 8,4 млн человек, занятых в этой отрасли, составляют лишь 2,6% от всего населения США, в городе насчитывается 8,6% от
45 всего количества работников творческой сферы, тогда как в 2003 г. эта доля составляла 7,1%. В Нью-Йорке находится 28% дизайнеров одежды в стране, 14% всех кино- и телепродюсеров и режиссеров, 12% редакторов печатных изданий и средств массовой информации и 12% арт-директоров [
34
]. Все это делает Нью-Йорк выдающимся креативным центром страны. Зависимость концентрации креативных отраслей и востребованности работников соответствующих специальностей в суперзвездных городах от размеров таких городов не является прямой. Когда я вместе с коллегами исследовал географию отраслей креативной экономики Америки в целом, включая такие сферы, как музыкальное и танцевальное искусство, живопись и актерское мастерство, мы обнаружили, что в Нью-Йорке и
Лос-Анджелесе концентрация работников этих сфер гораздо выше, чем в других городах. Эти показатели значительно превышают те цифры, которые можно было бы ожидать, ориентируясь исключительно на численность населения этих городов [
35
]. Насколько Нью-Йорк и Лос-Анджелес преобладают над другими местами в плане творческого потенциала и креативности? Если кратко, то намного. В Лос-Анджелесе концентрация работников искусства и всех направлений креативной экономики примерно в три раза превышает средние по стране показатели, а в Нью-Йорке — более чем вдвое. В
Лос-Анджелесе концентрация людей, занятых в сфере изящных искусств, включая художников и скульпторов, практически в четыре раза больше, чем в среднем по стране, в
Нью-Йорке — в полтора раза. Количество музыкантов и певцов в Нью-Йорке приблизительно втрое больше, чем в среднем по стране, а в Лос-Анджелесе — более чем вдвое. Концентрация актеров в Лос-Анджелесе почтив десять раз превышает средний показатель по стране, в Нью-Йорке — в 2,5 раза. Продюсеров и режиссеров в Лос-Анджелесе в семь раз больше, чем в среднем по стране в Нью-Йорке — в 4,5 раза. В обоих городах число писателей и авторов более чем втрое превышает средний показатель по стране. В
Нью-Йорке концентрация дизайнеров одежды в десять раз выше, чем в среднем по стране, а в Лос-Анджелесе — выше почтив восемь раз [
36
]. Несомненно, между этими двумя суперзведными городами наблюдается определенного рода перераспределение и взаимный обмен. В 2014 г. Моби говорил, что переехал из
Нью-Йорка в Лос-Анджелес, поскольку творчество предполагает право на неудачу, а более низкая арендная плата в Лос-Анджелесе делает перспективу в случае провала менее пугающей. Его личное ощущение подтверждается эмпирическими данными. Согласно исследованию, проведенному Бюро переписи населения США (US Census Bureau), поток людей искусства и культуры, переезжающих из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, никак нельзя назвать незначительным [
37
]. Однако в совокупности эти два города намного превосходят другие города Америки. Доминирование Нью-Йорка и Лос-Анджелеса в плане креативного потенциала можно видеть на диаграмме на рис. 3.3. Здесь представлены данные по городами общей концентрации занятости по двадцати двум основным отраслям искусства и культуры, включая изобразительное искусство, музыку, театр, дизайн. Оба города существенно выделяются на фоне остальных, особенно Лос-Анджелес (верхний правый угол диаграммы)
[
38
]. Концентрация отраслей искусства и культуры и возможности для занятости соответствующих специалистов в этих городах намного выше, чем в любых других городах Соединенных Штатов, даже если учесть большую численность населения этих двух городов. Рис. 3.3. Явные лидеры по креативному потенциалу
46 Источник Карл Гродак (Carl Grodach), Элизабет Каррид-Халкетт (Elizabeth Currid-Halkett), Николь
Фостер (Nicole Foster) и Джеймс Мердок (James Murdoch), Схемы географического распределения центров сосредоточения работников творческой сферы анализ по городами районам (The Location Patterns of Artistic
Clusters: A Metro- and Neighborhood-Level Analysis), журнал Studies
51, номер 13 (2014 г Более глубокий анализ данных по поп-музыке позволяет получить еще одно подтверждение превосходства этих двух суперзвездных городов в креативной сфере.
Нью-Йорк и Лос-Анджелес на протяжении десятилетий находятся в числе ведущих центров поп-музыки. По сути, поп-музыка является еще более выраженным свидетельством явного лидерства, чем сфера финансов, массовой информации или высоких технологий. Входе анализа географического распределения центров сосредоточения десяти популярных музыкальных стилей по состоянию наг. наша команда обнаружила, что Лос-Анджелес лидирует по шести таким стилям — поп-музыка, рок-музыка, электронная музыка, латиноамериканская музыка, фолк- и экспериментальная музыка — и занимает второе место потрем другим — городская музыка, кантри и джаз. Нью-Йорк возглавил список в номинации джаз и занял второе место по рок-музыке, поп-музыке, электронной музыке, фолк- и латиноамериканской музыке. Определенную конкуренцию этим двум гигантам смогли составить только Нэшвилл, вышедший на первое место по стилю кантри, и Кристиан и Атланта, ставшие лидерами по современной городской музыке («урбан-музыке») [
39
]. Всего три города мира — Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Лондон — доминировали в сфере популярной музыки на протяжении доброй половины века, начиная с эпохи Фрэнка
Синатры, Элвиса и «Битлз» и закачивая Бейонсе, Джей-Зи и Тейлор Свифт [
40
]. Примерно две трети (63,2%) авторов хитов в период с 1950 г. и до сегодняшнего дня проживали в этих трех городах (21% в Нью-Йорке, 21% в Лос-Анджелесе ив Лондоне. Разумеется, музыканты далеко не всегда пишут свою музыку там, где они родились только 14% звезд поп-музыки из рассмотренного нами списка родились в Нью-Йорке или его окрестностях, в Лондоне родились 7%, а в Лос-Анджелесе — всего 2%. Но это отнюдь не новое явление. Участники группы «Битлз» до того, как перебраться в Лондон, жили в Ливерпуле и какое-то время в Гамбурге. Блюз как великая национальная музыкальная форма
47 Америки зародился в дельте Миссисипи и достиг совершенства в Чикаго, прежде чем выйти на коммерческую основу в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Лондоне. Мадонна переехала в
Нью-Йорк из Детройта, а Майли Сайрус перебралась в Лос-Анджелес из пригорода
Нэшвилла. Тейлор Свифт, которая родилась в Ридинге, штат Пенсильвания, переехала в
Нэшвилл, а затем в Нью-Йорк. Макс Мартин, шведский продюсер, в активе которого больше хитов, чему Майкла Джексона, постоянно живет в своей студии в Лос-Анджелесе. Эти города, возможно, не столь гостеприимны, какими были для молодых музыкантов и людей искусства вначале их карьеры, тем не менее по-прежнему считаются теми местами, где музыканты могут добиться успеха и оставаться на ведущих ролях. В чем же причина доминирования этих трех суперзвездных городов Во-первых, помимо своей масштабности, они обладают громадным потенциалом в плане экономики. Они находятся в выигрышном положении не только за счет того, что являются большими городами с большими рынками, но и потому, что стали центрами сосредоточения разных талантливых и одаренных людей, в которых так нуждаются креативные отрасли. И это не только артисты и исполнители, но и компании, концертные площадки, продюсеры, агенты, писатели, композиторы, хореографы, дизайнеры и инженеры. Рождение хитов непредсказуемо провалы случаются чаще, чем признание, и для того, чтобы добиться всего одной большой победы, нужно сделать много, очень много попыток. В больших суперзвездных городах живут самые успешные авторы хитов, здесь лучше развита инфраструктура, необходимая для выпуска произведений, и здесь налицо самый быстрый метаболизм, который необходим, чтобы быстро и эффективно переваривать множество предложений. Эти города также являются центрами основных медиа, которые остаются главным ингредиентом поп-культуры и ее конвейера для производства звезд. Города с полноценной инновационной и креативной экономикой, предоставляющие благоприятные возможности для развития искусства, культуры, технологий и управления, на самом деле встречаются нечасто. Всего 5% всех городов США — 19 из 364 — выделяются среди остальных своей высокоэффективной, полнофункциональной креативной экономикой. Помимо таких суперзвездных городов, как Нью-Йорк и Лос-Анджелес, это средоточие научных и технологических центров в Сан-Франциско, Сан-Хосе, Бостоне, Вашингтоне, Сиэтле и Остине. Помимо доминирования в сфере креативности, высоких технологий и управления, эти города и районы также отличаются более мощной, более разноплановой и более устойчивой экономикой во всех ее аспектах [
41
]. Несмотря на то что достаточно многие обозреватели полагают, что высокие цены на жилье в этих суперзвездных городах будут сдерживать инновации и экономический рост, пока этого не происходит. В период с 2014 по 2015 г. городская агломерация Сан-Хосе заняла второе место в США по темпам роста, продемонстрировав увеличение объема производства на 8,9%, что более чем втрое превышает средний по стране показатель (2,5%), в то время как для округа Сан-Франциско рост составил 4,1% [
42
]. Несмотря на дороговизну, Лондон продолжает привлекать творческие дарования национального и мирового масштаба ив значительной степени превосходит все остальные регионы Великобритании. В 2015 г. валовая добавленная стоимость надушу населения здесь была на 72% выше, чем в среднем по Великобритании, и вдвое выше, чем в шести из одиннадцати других районов или областей Великобритании [
43
]. Вместо того чтобы сдерживать и вытеснять креативный потенциал, ведущие суперзвездные города и центры сосредоточения высоких технологий продолжают лидировать. Никто не отрицает, что жизнь в Лондоне, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско стала дороже, что молодым артистами музыкантам не по карману жить в некоторых районах этих городов и что некоторые из районов, которые когда-то были ведущими центрами сосредоточения креативного потенциала, утрачивают свою творческую индивидуальность.
Суперзвездные города и центры знаний пользуются большим спросом. Земельные площади в них ограничены, и конкуренция за них достаточно высока.
48 Несмотря на все мрачные прогнозы, исходящие от состоявшихся музыкантов и артистов, эти города, по крайней мере, не утратили свой былой креативный потенциал и при этом вышли на новый уровень по технологическим инновациям. Для меня есть определенная доля иронии в том, что чрезвычайно успешные рок-звезды после старых добрых времен с низкими арендными ставками, дешевой выпивкой и творческой нирваной жалуются на то, что на гребне популярности теперь панк-рок и музыкальный клуб новой волны CBGB (хотя меня это тоже гложет. В целом креативная экономика в этих городах значительно упрочилась по сравнению с ми ими гг. Захотел бы кто-либо поменять современную экономические условия Лондона, Нью-Йорка или Лос-Анджелеса на экономическую ситуацию хи х Думаю, ответ очевиден. Их экономика упрочилась благодаря тому, что традиционно сильные стороны этих городов в плане креативности и художественного творчества были дополнены высокотехнологичными компаниями. Откровенно говоря, некоторые наиболее явные разногласия относительно изменения наших городов обусловлены тем, как к этим изменениям относятся соперничающие группировки новой городской элиты. Самая большая проблема состоит в увеличении разрыва между этим относительно обеспеченным классом и всеми остальными. Именно малоимущие люди и рабочий класс вытесняются из наших процветающих городов, и, чтобы помочь им, нужно не перекрывать возможности для обогащения, а сделать процветающие экономики более всеобъемлющими и инклюзивными. Проблемы, с которыми сталкиваются малоимущие и рабочий класс, часто связывают с процессом джентрификации. В текущем обсуждении положения дел в городах джентрификация — главный очаг напряженности. Эта дискуссия гораздо более основательна и содержательна, чем споры о смерти культуры в больших городах и овине технарей в проблемах крупнейших центров знаний, но ив ней есть свои выдумки и мистификации, которые будут более подробно раскрыты и исследованы в следующей главе.
* * *
*
Считается, что более половины мирового благосостояния (50,8%) приходится на 1% сверхбогатых людей, те. 1% населения Земли имеет столько же средств, сколько остальные
99%, — см. например, https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/11/23/666552-10-rossiyan-natsionalnogo-bogats tva. — Прим. пер
**
Город в округе Датчесс, штат Нью-Йорк, с населением чуть больше 30 тыс. человек.
— Прим. ред
***
Британский предприниматель, основатель фотогалереи Proud Central. Прим. ред
****
Важнейший и самый успешный проект Джими Хендрикса назывался The Jimi
Hendrix Experience. — Прим. ред
*****
Так в оригинале, на самом деле — менее 30 км. — Прим. ред
******
От термина «яппи» — молодые состоятельные люди, ведущие активный светский образ жизни, основанный на увлечении профессиональной карьерой и материальном успехе. — Прим пер ГЛАВА 4 Так ли плоха джентрификация? Когда вы в три часа утра видите на й улице белых матерей с колясками, это должно натолкнуть вас на определенные размышления, — сказал в феврале 2014 г. Спайк Ли (Spike
Lee), уроженец Бруклина. После выступления в бруклинском Институте Пратта в рамках Месяца черной истории этот известный режиссер, снявший фильмы Делай, как надои «Малколм Икс (
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов


связь с админом