Главная страница
qrcode

Сестринского дела основы сестринского дела


НазваниеСестринского дела основы сестринского дела
Дата27.09.2019
Размер3.87 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла4177.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#157670
страница5 из 27
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
4 . 3 . Влияние различных факторов напр о ц е с со б щ е ни я Существенно улучшить и оптимизировать свои отношения с пациентом, выработать свой индивидуальный стиль общения можно, развивая такие качества, как аггракция, эмпатия и рефлексия. Аттракция обозначает возникновение привлекательности при восприятии одного человека другим, те. это умение нравиться другим людям, производить на них приятное впечатление.
45
Эмпатия (позиции душевного сочувствия) — это умение сопереживать другому человеку, способность понимать его не столько умом, сколько сердцем, те. постижение эмоционального состояния другого человека. Рефлексия — это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениями выводам о нем. Отмечено, что приобщении двух человек в сознании каждого из собеседников происходят следующие рефлексивные процессы
• то, что я думаю о вас
• то, что выдумаете о себе
• то, что я думаю о самом себе
• то, что выдумаете обо мне
• то, что я думаю, что выдумаете обо мне
• то, что выдумаете, что я думаю о вас. В процессе коммуникации человек является ее самым подверженным помехам каналом. Тем не менее информация чаще всего передается именно через людей, что предполагает определенные искажения в информационном процессе. Адекватность восприятия информации ЕЮ многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.
1. Информационные барьеры
• механический обрыв информации и возникающее от этого ее искажение (например, палатную медицинскую сестру, объясняющую пациенту правила самоухода, срочно вызывают в операционную иона, не изложив до конца информацию, уходит
• неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль (например, медицинская сестра рассказывает о режиме образа жизни пациентке в послеоперационный период и использует при этом в разговоре такое выражение, как в течение 3 мес вам нельзя носить тяжести — фразу, которая не уточняет какую массу может поднимать пациентка после
3 меси не объясняет правила ношения тяжестей
• недостаток информации
• информационная перегрузка (слишком большой объем информации, слишком сложная информация или недостаток времени для восприятия информации
• искажение информации.
2. Замещающе'-искажающие барьеры принимающие информацию ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (например, медицинская сестра говорит пациенту о необходимости сдать кровь на реакцию Вассермана для подготовки к операции, а пациент начинает думать, что у него венерическое заболевание.
3. Эмоциональные барьеры люди, получая какую-либо информацию, больше заняты своими чувствами, предположениями, чем
46 реальными фактами. Слова в данном случае являются сильным эмоциональным зарядом, который порождает разнообразные ассоциации, оказывающие влияние на восприятие информации (например, женщина очень трогательно относится к своей беременности и будущему ребенку сообщение врача о том, что необходимо делать аборт по медицинским показаниям, вызывает у нее активный протест, она не желает ничего слушать поэтому поводу.
4. Барьеры непонимания
• фонетическое непонимание возникает, когда участники общения говорят на разных языках, диалектах или имеют дефекты речи и дикции либо у них невыразительная быстрая речь, речьскороговорка или речь с большим количеством слов-паразитов;
• семантическое непонимание связано с различиями в системах значений участников общения — это проблема жаргона и сленга. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры существует множество микрокультур, каждая из которых создает свое поле значений (например, медицинские работники в разговоре с пациентами употребляют такую фразу, как глотать лампочку.
5. Стилистические барьеры несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и психологического состояния другой стороны (например, пациент может не принять критическое замечание в свой адрес, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере.
6. Логические барьеры логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия, либо кажется другой стороне неверной, либо противоречит присущей ему манере аргументирования (можно говорить о женской, детской или мужской логике.
7. Барьеры социально-культурных различий социальные, политические, религиозные, профессиональные различия приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации (например, чем выше авторитет медицинского работника, тем меньше преград на пути понимания и усвоения предлагаемой им информации пациентом.
8. Сенсорные барьеры
• физические помехи (шум, большое расстояние, физические преграды
• отвлекающие моменты (телефонные звонки, посетители, плохое самочувствие, все новое и неожиданное, что вызывает реакцию что такое
• дефекты органов чувству кого-либо из собеседников (плохой слух, плохое зрение.
9. Психологические барьеры
• недоверие к собеседнику
• незаинтересованность в предмете разговора
• погруженность в другие дела
47
• предубеждение
• убежденность в собственной правоте
• неуверенность в себе
• самоуверенность
• стремление настоять на своем
• неумение слушать
• неумение выражать свои мысли
• привычка перебивать собеседника. К Социальные барьеры

• разный статус собеседников
• ролевые ожидания (неудовлетворенные надежды человека на определенную роль в социуме, которая помогает самоутвердиться, например иметь авторитет среди знакомых.
11. Организационные барьеры
• передача информации сверху вниз (размножение информации, эффект испорченного телефона, задержка информации
• передача информации снизу вверх (искажение, потеря, задержка информации. Организационные барьеры преодолеть труднее всего, поскольку они связаны с политикой учреждения, стилем управления, те. факторами, очень мало зависящими от усилий отдельных специалистов.
4 . 4 . Умение слушать из нач е ни е обратной связи в процессе общения В процессе человеческого общения со всей наглядностью проявляется различие двух близких понятий слушать и слышать. К сожалению, достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга. Истинное слушание — это слушание без вынесения суждений, замечаний, желания рассказать свою историю. Развить навыки слушания можно лишь в том случае, если у слушающего есть реальное желание понять и узнать другого человека. Неумение слушать — это наиболее значительная и самая распространенная проблема в общении. Одна m важнейших задач медицинской сестры — это умение тактично выстроить с пациентом беседу, эффективность которой зависит, в первую очередь, от умения расположить его к себе, вызвать на откровенный разговор. Искусство слушания пациента оказывает влияние не только на своевременную диагностику, но и на формирование конструктивных партнерских отношений между ними медицинской сестрой. Можно говорить об эффективном и неэффективном слушании Слушание неэффективно когда не обеспечивает правильною понимания слови чувств собеседника, создает у говорящего ощущение, что его не слышат, считают его переживания смешными, незначительными. Оно неэффективно ив тех случаях, когда не обеспечивает продвижения собеседников в понимании обсуждаемой проблемы, не приводит к ее решению или не способствует установлению доверительных отношений. Можно выделить следующие барьеры, мешающие услышать собеседника
• недоверие к сообщению в целом, если реципиент считает, что коммуникатор допустил ошибку
• неприятие другого человека как личности
• заключение по внешнему виду и/или по манере изложения, стоит ли доверять сообщению
• влияние собственных предпочтений на слушание сообщения
• ответ до того, как собеседник полностью выскажет свою точку зрения
• мысленная репетиция своего ответа, вместо того чтобы направить все свое внимание на то, о чем говорит собеседник
• слушание ради согласия, а не ради понимания
• отвлечения
• желание быть правым, победить, оставить за собой последнее слово
• фильтрация сообщения через свои суждения о том, как должно или не должно быть
• захваченность собственными эмоциями
• нежелание учитывать эмоциональное состояние другого человека, его чувства, переживания. Эффективное слушание — это сложный волевой акт. требующий от слушающего постоянного внимания, заинтересованности, готовности оторваться от собственных задачи вникнуть в проблемы другого. Следует помнить, что активно слушать человек можс! к среднем 15 мин. Выделяют два вида эффективного слушания, различающихся по ситуации их использования.
1. Нерефлексивное слушание — умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями (используется, когда для говорящего важна эмоциональная разрядка или на этапах постановки проблемы, когда она только формулируется говорящим. Это слушание с активным использованием невербальных средств — кивков, мимических реакций, контакта глаз, внимательного интереса и т.п.
2. Рефлексивное слушание — объективная обратная связь с говорящим, используемая в качестве контроля точности восприятия услышанного (используется в ситуациях, когда говорящий нуждается в реальной помощи, при решении определенных проблем. В данном случае это слушание с использованием открытых и закрытых вопросов, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить туже мысль другими словами, отражение чувств и резюмирование. Механизмом формирования позитивной среды общения является предоставление больному психической вентиляции, те. возможности свободного непрерываемого рассказа о его проблемах. Пациенты, относящиеся к экстравертному типу, открытые для общения, легко идут на контакт с медицинской сестрой и добиваются психической вентиляции. С пациентами, относящимися к интровертному типу, закрытыми для общения, контакт затруднен, несмотря на их большую потребность в психической вентиляции. Процесс коммуникации упрощается в случае возможности обратной связи — проясняющего и очищающего от помех элемента коммуникации. Она выполняет следующие функции
• несет говорящему информацию о том, как он воспринят в процессе общения, способствует приобретению собственного Я
• дополняет представление о собеседниках
• корректирует поведение. Механизм обратной связи предполагает умение собеседника оценивать собственные действия и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции партнера на сказанные слова. В общении медицинского работника с пациентом или коллегой адекватность обратной связи потребностям обоих собеседников — важное и необходимое условие установления доверительных отношений.
4 . 5 . Рекомендации по общению с пациентом Существуют правила эффективного общения, применение которых помогает установить взаимоотношения между медицинским работником и пациентом. Поддержать атмосферу доверия и сотрудничества, создать и сохранить спокойную, уважительную и доброжелательную атмосферу можно с помощью нескольких приемов.
1. Имя собственное Беседу с пациентом начинают, назвав свое имя и отчество, должность и цель беседы. К пациенту также обращаются по имении отчеству (если этого требует возрасти на вы, что способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями. На ты можно переходить, только если пациент сам предложит это.
2. Комфортная обстановка Беседу с пациентом проводят, по возможности обеспечив ему удобное место, учитывая освещение, наличие шума, мебель, помещение, присутствие посторонних и
50 т.д. Необходимо помнить о межличностной дистанции, расположиться так, чтобы лицо находилось на одном уровне с лицом пациента. Обязательно напоминают пациенту о конфиденциальности беседы.
3. Зеркало отношении Прием состоит в доброй улыбке и приятном выражении липа, свидетельствующем, что я — ваш друг. У пациента возникают чувство защищенности и, как следствие, положительные эмоции. Следует быть открытым, доброжелательным, позитивными приветливым. Не следует быть фамильярным в беседе, разговаривать свысока или пренебрежительно.
4. Построение беседы Разговор с пациентом начинают с подчеркивания его достоинств и положительных достижений в устранении проблемы со здоровьем. Нежелательно начинать беседу со сложной для пациента темы. К наиболее волнующими щепетильным вопросам подходят постепенно. Терпеливо и внимательно выслушивают проблемы пациента. Следует, уточняя подробности, поддерживать разговор в нужном направлении. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека — потребности в самоутверждении, что ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное отношение пациента.
5. Золотые слова Прием заключается в высказывании комплиментов, способствующих эффекту внушения. Следует увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым ведется беседа. Это выражают словами одобрения и похвалы. Тем самым происходит как бы заочное удовлетворение потребности пациента в совершенствовании, что также ведет к образованию у него положительных эмоций и обусловливает расположенность к медицинскому работнику.
6. Риторические способности Говорить следует четко, неторопливо, доходчиво, с максимальным проявлением дружелюбия без заискивания, проверяя, правильно ли понимает сказанное собеседник. Нужно стараться вести беседу с учетом индивидуальных возрастных и личностных особенностей, вкусов и желаний пациента. В разговоре нужно выдерживать паузу это дает возможность понаблюдать за пациентом и собраться с мыслями и ему, и медицинскому работнику. Ответы пациента сопровождают мимикой утверждения или кратким да. При неточном ответе на вопрос его повторяют или формулируют по-другому.
7. Профессиональная тшка». В разговоре с пациентом избегают употребления медицинских терминов, информируют его о лечебных мероприятиях и ожидаемых результатах в пределах профессиональной компетенции. Не требуют от пациента точного названия предметов ухода и лекарств, при необходимости просят просто показать их. Не следует ждать, что пациент запомнит имена сотрудников, номера кабинетов. Если в этом есть необходимость, то информацию излагают на бумаге и оставляют пациенту. Нельзя создавать у пациента чувство вины за неточное исполнение инструкций или рекомендаций. По возможности ему дают четкие и конкретные советы и рекомендации.
8. Взаимное понимание В конце беседы уточняют, не возникло ли смыслового барьера. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа человек человек. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе особенно необходимо медицинским работникам. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Важны и природные способности, и образование. Контрольные вопросы. Что является содержанием общения в сестринском деле
2. Назовите основные цели, виды и функции общения.
3. Каковы структура и уровни общения
4. Назовите основные факторы, способствующие и препятствующие общению.
5. Охарактеризуйте типы общения.
6. Какие существую способы поддержания связи с пациентом, неспособным к вербальному общению ГЛАВА ОБУЧЕНИЕ ВСЕ СТР И НС КОМ ДЕЛЕ. Обучение как функция сестринского дела Медицинские сестры должны владеть навыками сбора информации, уметь анализировать полученные данные, планировать свои действия и осуществлять их, учитывать индивидуальные особенности пациента, оценивать полученные данные и владеть педагогическими приемами. Так как в современном обществе существует потребность в качественной сестринской помощи, необходимо обучать медицинских сестер основам педагогики. В настоящее время роль среднего медицинского персонала заключается в использовании современных технологий, профилактике и формировании медицинской активности населения пота ким важным направлениям, как здоровый образ жизни, профилактика заболеваний, отравлений, несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и др. Медицинские сестры должны иметь представление о методах проведения профилактической работы с населением, способах и приемах популяризации здорового образа жизни, а также профессионально проводить сестринскую работу в лечебных учреждениях, школах, в семьях, и т.д. Обучение в сестринском деле, или сестринская педагогика, включает в себя преподавательскую деятельность медицинских сестер и организацию обучения больных и их родственников, что в настоящее время реализуется через работу школ сестринского обучения. Школы обычно возглавляют медицинские сестры с повышенным уровнем образования. В качестве примера можно привести организацию так называемых «диабет-школ», целью которых является не только пополнение медицинских знаний больного сахарным диабетом, но и прогрессивное изменение представлений больного о своем заболевании и его лечении, изменение образа жизни и умение управлять течением сахарного диабета. С больными проводят занятия по обучению технике выполнения инъекции, расчета дозировки инсулина, дают информацию о заболевании, профилактике осложнений, принципах диеты. Основными задачами школ сестринского обучения являются
1) развитие сестринского дела в Л П У ;
2) внедрение современных сестринских технологии в практич ее кое здравоохранение) медицинское просвещение населения
4) представление медицинской, психологической и социальной помощи больными их семьям
5) изменение стиля общения медицинской сестры и пациента С авторитарного на стиль сотрудничества
6) повышение престижа профессии медицинской сестры
7) увеличение роли пациента в решении проблем со здоровьем
8) повышение активности населения по формированию здорового образа жизни. Новые технологии, современные подходы к лечению дали возможность людям, страдающим различными, иногда тяжелыми заболеваниями, жить долго и вести активный образ жизни. Изменилась роль пациента в преодолении своего недуга, больной стал непосредственным участником лечебного процесса. Медицинская сестра должна обучать его новым навыкам. Особое значение приобретает терапевтическое обучение, которое становится важной частью ежедневной работы медицинской сестры. По определению ВОЗ (2001) терапевтическое обучение больных это комплекс важных действий, призванных помочь больному управлять своим лечением, предотвратить или отсрочить развитие возможных осложнений. Такие действия дают дополнительный терапевтический эффект наряду с фармакологическим, физиотерапевтическими и другими лечебными мероприятиями. Терапевтическое обучение приводит к улучшению качества и продолжительности жизни пациентов с хроническими заболеваниями, повышает качество ухода, снижает расходы на лечение в лечебном учреждении. Терапевтическое обучение больных — это системный, ориентированный на пациента учебный процесс, который должен учитывать ряд факторов
• способность пациента справляться с заболеванием, контролировать ситуацию
• представления пациента о здоровье, его социально-культур­
ный уровень
• потребности пациента независимо оттого, нарушены они или нет. Терапевтическое обучение является частью ежедневной жизни пациента, затрагивает его семью, родственников и друзей. Качественное терапевтическое обучение должно включать в себя предоставление пациенту необходимой информации и обязательную психологическую поддержку самого пациента, его семьи и родственников. Это длительный непрерывный процесс, учитывающий образ жизни пациента и особенности его личности. Функции медицинской сестры как преподавателя состоят
1) в выявлении потребности в обучении у пациента или его близких
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

перейти в каталог файлов


связь с админом