Главная страница
qrcode

Сестринского дела основы сестринского дела


НазваниеСестринского дела основы сестринского дела
Дата27.09.2019
Размер3.87 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла4177.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#157670
страница8 из 27
Каталог
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   27
7 . 3 . Модель сестринского ухода Н . Ро упер Н. Роупер в 1976 г. предложила модель сестринского ухода. Также, как и В.Хендерсон, она использовала определенный перечень потребностей, присущих всем людям. Пациент Рассматривая человека как объект сестринской деятельности, Н.Роупер выделила 16 видов повседневной жизнедеятельности (фундаментальных потребностей, одни из них необходимы для поддержания жизни, другие же. являясь необходимыми для жизнедеятельности, влияют на се качество. Часть из них имеет физиологическую основу, другая — культурную и социальную. Степень удовлетворения тех или иных видов жизнедеятельности зависит от возраста человека, его социальною статуса и культурного уровня. Источник проблем пациента Н.Роупер выделяет пять факторов, которые могут вызвать потребность в сестринском уходе
• инвалидность и связанное с этим нарушение физиологических функций
• патологические и дегенеративные изменения в тканях
• несчастный случай
• инфекционные заболевания
• последствие влияния физических, психологических и социальных факторов окружающей среды. Эти факторы могут сделать человека частично или полностью зависимым. Цели и задачи ухода Планирование сестринского ухода фактически начинается с первичной оценки состояния пациента, когда совместно с ним медицинская сестра формирует цели ухода. Вдаль нейшем она определяет средства для осуществления конкретных вмешательств. Роль медицинской сестры Н.Роупер выделяет независимую, зависимую и взаимозависимую роли медицинской сестры. Независимая роль заключается в оценке совместно с пациентом его состояния, планировании и осуществлении сестринской помощи и оценке результатов ухода. Зависимая роль подразумевает помощь врачам при тех или иных процедурах, а также выполнение
77
назначений лечащего врача. Взаимозависимая роль возникает при работе в составе бригады других специалистов. Направленность сестринской помощи Поданной модели медицинская сестра совместно с пациентом последовательно оценивает его возможности в удовлетворении потребностей, устанавливая фактические и потенциальные проблемы больного. Эта модель предусматривает непрерывную оценку удовлетворения потребностей пациента. Способы оказания сестринской помощи После того как медицинская сестра обсудила с пациентом цель ухода, она выбирает способы помощи, направленные на удовлетворение потребностей. Это может быть расширение степени подвижности, уменьшение тревоги, обучение навыкам общения, самоухода и т.д. Оценка качества и результатов ухода Критериями оценки должна быть степень удовлетворения каждой потребности в соответствии с поставленными целями. Если желаемый результат не достигнут, медицинская сестра совместно с пациентом пересматривает и цели, и предполагаемые вмешательства.
7 . 4 . Модель дефицита само ухода ДО р э м ДО р э м придаст большое значение личной ответственности человека за сохранение собственного здоровья. Модель основана на принципах самоухода (самопомощи, которые Д.Орэм определяет как деятельность по сохранению жизни, здоровья и благополучия, которую люди начинают и осуществляют самостоятельно. В тоже время она уделяет большое внимание и сестринской помощи в профилактике заболеваний, при травмах ив обучении. Пациент Больного рассматривают как единую функциональную систему, имеющую мотивацию к самоуходу. Человек осуществляет самоуход независимо оттого, здоров он или болен, те. его возможности и потребности в самоуходе должны быть в равновесии. Потребности в самоуходе Д.Орэм подразделяет натри группы
1) универсальные
• достаточное потребление воздуха
• достаточное потребление жидкости
• достаточное потребление пищи
#
« • достаточная возможность выделения
£ •
сохранение баланса между активностью и отдыхом т • время пребывания в одиночестве, сбалансированное с временем, проведенным в обществе других людей
• предупреждение опасностей для жизни, нормальной жизнедеятельности и хорошего самочувствия
78
• желание соответствовать определенной социальной группе социальному статусу) в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями
2) связанные со стадией развития (от рождения до старости
3) связанные с нарушениями здоровья, приводящие к изменениям анатомическим, физиологическим, а также поведения и образа жизни. Источники проблем пациента К потребности в сестринской помощи приводит дефицит в самопомощи и самообслуживании — неспособность осуществлять заботу о себе. Цели и задачи ухода Следует создать условия для того, чтобы больной смог осуществлять самоуход, направленный на достижение и поддержание оптимального уровня здоровья. Роль медицинской сестры Д.Орэм видит медицинскую сестру как учителя и контролера. Она дополняет возможность пациента осуществлять самоуход. Направленность сестринской помощи Сестринская помощь направлена на выявление потребностей пациента, причин дефицита самоухода. При определении направления помощи медицинская сестра должна
• установить уровень требований пациента к самоуходу;
• оценить его возможности для осуществления этих требований
• оценить степень безопасности больного при осуществлении им самоухода;
• оценить перспективы осуществления самоухода в будущем. Способы оказания сестринской помощи Медицинская сестра выполняет следующие функции
• делает что-либо за больного
• руководит и направляет его действия
• оказывает физическую и психологическую поддержку
• создаст условия для обеспечения возможностей самоухода (самопомощи
• обучает больного и его родственников. Необходимым условием осуществления сестринской помощи является желание и возможность пациента принять эту помощь. Выделяют три системы помощи
1) полиостью компенсирующую — применяется в тех случаях, когда пациент находится либо в бессознательном состоянии, либо ему нельзя двшаться, либо он неспособен к обучению
2) частично компенсирующую — применяется по отношению к пациентам, временно утратившим способность осуществлять отдельные аспекты самоухода;
3) консультативную (обучающую) — применяется при необходимости обучения пациента (родственников) навыкам само­
ухода.
79
Оценка качества и результатов ухода Результатом ухода должно стать достижение больным оптимального уровня самопомощи. Даже в том случае, если медицинская сестра с полностью компенсирующей системы помощи перешла на частично компенсирующую, поддерживающую пациента при самоуходс, можно считать сестринское вмешательство эффективным. Таким образом, сестринская помощь может быть направлена как на расширение возможностей самоухода, таки на изменение потребностей в нем выздоровление.
7 . 5 . Модель, направленная на изменение поведения пациентам одел ь Д . Джон сон) В отличие от В.Хендерсон и Н Роупер Д.Джонсон (1968) предлагает радикально уйти от врачебных представлений о человеке и сосредоточить сестринскую помощь на поведении людей, а не на их потребностях. В соответствии с моделью Д.Джонсон сестринская помошь должна быть направлена на коррекцию поведения человека, его адекватность в периоды нарушения здоровья ивы здоровления. Пациент Согласно модели Д.Джонсон пациент имеет набор взаимосвязанных подсистем поведения, каждая их которых стремится к равновесию. Д.Джонсон определяет, что действие каждой подсистемы заключается в стремлении человека на основе прошлого опыта достичь определенных целей. Результат действия зависит оттого, как человек воспринимает свое поведение, насколько может изменить его. Человек предрасположен к двум основным типам поведения
1) создаваемому действиями и объектами непосредственно вокруг человека
2) создаваемому прошлыми привычками. Источники проблем пациента Источниками проблем являются болезнь, стресс, изменения образа жизни и поведения пациента, которые обусловлены установками, основанными на его прошлом и настоящем опыте, связанном с окружающей средой. Все это может разбаланс и ровать подсистемы поведения человека. Сестринский уход должен быть направленна восстановление их равновесия. Цель и задачи ухода Целью сестринского ухода является обеспечение равновесия поведенческой системы и функциональной стабильности пациента. Он может быть направленна изменение
• мотивов поведения
• действия подсистемы поведения, создаваемого прошлым опытом
• поведения, определяемого прошлой предрасположенностью к тому или иному типу действия • г. /,
80
• установки, создаваемой окружающей средой (тип I) или прошлым опытом (тип 2). Если причиной нарушения равновесия в поведенческой подсистеме являются функциональные изменения, целью сестринского ухода должно быть обеспечение защиты, опеки, стимулирования к изменению повеления. Для достижения цели медицинская сестра с помощью конкретных вмешательств стремится восстановить равновесие в каждой подсистеме, изменяя те или иные факторы окружающей среды. Роль медицинской сестры Роль сестры является дополняющей по отношению к роли врача, ноне зависит от нее. Сестре отведена роль специалиста, восстанавливающего равновесие подсистем, регулирующих поведение человека вовремя психологического и физического кризиса или стресса, Направленность сестринской помощи Медицинская сестра определяет нарушения равновесия в подсистемах поведения, их причины, побуждает пациента на мотивы поведения, связанные с прошлыми настоящим жизненным опытом. Согласно модели Д.Джонсон сестринская помощь направлена
• на контроль и ограничение неадекватного поведения
• защиту от угроз и факторов, вызывающих стресс
• подавление ненужных реакций
• поощрение к изменению повеления, поддержку и партнерство. Способы оказания сестринской помощи Сестринская помощь включают действия по ограничению поведения (например, курения, избыточного питания защищающие от неблагоприятных факторов окружающей среды подавляющие неэффективные реакции (страх, гневи др поощряющие к изменению поведения например, выполнение утренней оздоровительной гимнастики, прекращение курения и др. Оценка качества и результатов ухода Д.Джонсон полагает, что можно оценить результаты ухода в пределах какой-то подсистемы по поведению пациента, вызванному теми или иными структурными изменениями. В том случае, если ожидаемые результаты связаны с окружающей средой, изменение поведения может быть обусловлено сестринским вмешательством в связи с функциональными изменениями. Если сестринское вмешательство не привело к ожидаемому результату адекватному поведению и реакции пациента при возникновении стресса, формируются новые цели и вмешательства. .еноу^н
7 . 6 . Адаптационная модель КР ой Пациент Адаптационная (эволюнионно-адаптационная) модель рассматривает пациента как личность с учетом его индивидуальных и социальных особенностей. Согласно этой концепции как для физиологических, таки для психологических систем существует состояние относительного равновесия, которого стремится достичь человек, те. диапазона состояний, в котором люди могут адекватно справляться со своими переживаниями. Для каждого человека этот диапазон уникален. К. Рой выделяет три фактора, влияющих на уровень адаптации, которые называются раздражителями
1) очаговый — находится в окружении человека
2) ситуационный — возникает при оказании сестринской помощи рядом с очаговыми оказывает на него влияние
3) остаточный — является результатом прошлых переживаний, верований, взаимоотношений. При сочетании с очаговыми ситуационным остаточный раздражитель влияет на уровень адаптации. При этом существуют четыре способа адаптации, влияющие на поведение физиологическая система Я-концепция; роль-функ­
ция; взаимозависимость. Физиологическая система — это реакции человека на температуру, влажность, атмосферное давление, пищу, жидкость, кислород, углекислый газ и другие сенсорные раздражители. Способность справляться с новыми, непривычными физиологическими раздражителями обусловлена не только ими, но зависит от возможностей физиологической системы адаптации конкретного человека.
Я-концепция — это желание человека понять самого себя как духовно, таки телесно. Эта система адаптации тоже имеет границы, в пределах которых человек может справляться с изменениями своих психологических и телесных Я. Эта система особенно важна при подготовке человека к операциям, изменяющим его тело ампутации конечности, мастэктомии, наложению стомы и т.п.
Роль-функция — эта система предполагает изменение роли человека в силу тех или иных обстоятельств (например, деятельный человек оказывается в лечебном учреждении и вынужден адаптироваться к пассивной роли пациента. Человек может выйти за рамки своих возможностей адаптации. Взаимозависимость — система подразумевает стремление людей достичь состояния относительного баланса во взаимоотношениях, например мать — сын, муж — жена, продавец — покупатель, учитель — ученик, врач — пациент, сестра — пациент. Сестринскому персоналу следует учитывать ограниченность возможностей адаптации в ситуациях, когда пациент испытывает чувство давления, презрения, одиночества, отторжения, фамильярности и др. Источники проблем пациента Источниками проблем являются настоящие и предстоящие изменения в жизни человека, особенно в критические периоды, которые оказывают негативное влияние на здоровье вследствие недостатка возможностей адаптации.
82 Цель и задачи ухода Главной (приоритетной) задачей медицинской сестры является оказание помощи пациенту в достижении и поддержании оптимального уровня здоровья в критические периоды жизни. Роль медицинской сестры Медицинская сестра способствует адаптации человека в период здоровья и болезни. Направленность сестринской помощи Помощь направлена на адаптацию пациента к окружающей обстановке вовремя происходящих в его жизни изменений, требующих действий для поддержания оптимального уровня здоровья. Способы оказания сестринской помощи Применяют разные способы стимулирования и поддержки пациента. Сестринское вмешательство направлено на раздражители, находящиеся за пределами уровня адаптации пациента, с целью их изменения или возвращения в пределы уровня адаптации. Оценка качества и результатов ухода Результатом помощи является достижение оптиматьного уровня здоровья пациента в критические периоды его жизни. При оценке качества ухода сестра и пациент обращают внимание на положительные сдвиги в той или иной системе адаптации.
7 . 7 . Модель, направленная наук реп лени е здоровья модель МА л лен)
М.Аллен предложила свою модель вначале х гг., когда получила признание концепция первичной медико-санитарной помощи. Принципы первичной медико-санитарной помощи ориентированы больше на здоровье, чем на болезнь, на привлечение к сохранению здоровья самого человека, его семьи, общества. Пациент Объектом модели является семья, а не отдельный человек, поскольку именно в ней формируется поведение, ориентированное на здоровье. Модель предлагает рассматривать человека через призму семьи, признавая как влияние семьи наличность, таки влияние отдельной личности на семью. В процессе такого взаимодействия люди и семьи в повседневных житейских ситуациях получают возможности социального, психологического и профессионального роста и развития. Пациент играет активную роль в укреплении своего здоровья. Источники проблем пациента М.Аллен считает источником проблем пациента неправильное поведение его семьи, наличие факторов риска возникновения заболеваний в семье, отрицательное отношение семьи к здоровью, ведение нездорового образа жизни и т.д. Пациент усваивает ту модель социального поведения, которая соответствует его образу жизни и ценностям.
83
Цель и задачи ухода Здоровье — это основная цель сестринской помощи. Задачей медицинской сестры является выработка в семье поведения, ориентированною на здоровый образ жизни, и обучение совокупности навыков но преодолению проблемных ситуаций. Модель М.Аллен делает акцент на потенциале людей, который можно задействовать при обучении здоровому образу жизни. Роль медицинской сестры Медицинская сестра организует обучение. Она создает благоприятную обстановку, которая стимулирует, привлекает и заинтересовывает семью в укреплении здоровья ее членов. При этом семья является активным участником процесса оздоровления. Направленность сестринской помощи По М.Аллен медицинская сестра делает акцент на получении пациентом и его семьей знаний о принципах ведения здорового образа жизни. Личность в семье выступает в качестве объекта медицинского и социального обучения медицинской сестры. Пациент обучается в процессе наблюдения за поведением других людей, которое трансформируется в его сознании в определенную модель. Медицинская сестра рассматривает пациента как активного участника процесса обучения, способного решать проблемы и принимать решения, необходимые для улучшения его здоровья. Она стремится обеспечить здоровье пациенту и его семье повсюду — в больнице, поликлинике и дома. Способ оказания сестринской помощи Медицинская сестра совместно с пациентом выбирает способы вмешательства, направленные на укрепление его собственного здоровья и здоровья членов его семьи. Это может быть формирование и развитие здоровой семьи, занятие физкультурой и спортом, обеспечение необходимой поддержки и развития активного и ответственного участия членов семьи в сохранении и укреплении здоровья и т.д. Оценка качества и результатов ухода Критериями оценки качества и результатов ухода должно быть улучшение здоровья семьи в соответствии с поставленными целями. Сестра достигает цели, последовательно выполняя семь этапов ситуационно обусловленной сестринской помощи выявляет проблему, изучает контекст ситуации, определяет временные границы, анализирует проблему, составляет план, выполняет план, оценивает результаты. Контрольные вопросы. Что представляет собой модель сестринского дела
2. Перечислите основные компоненты модели сестринского дела, v Напою быть ориентирована модель сестринского дела
S4 4. Охарактеризуйте добавочно-дополнительную модель.
5. Что включает в себя модель сестринского ухода П.Роупер?
6. Каковы положения модели дефицита самоухода?
7. Дайте характеристику модели, направленной на изменение повеления пациента.
8. В чем заключается адаптационная модель
9. Назовите основные положения модели, направленной на укрепление здоровья.
10. Охарактеризуйте значение моделей для развития сестринского дела в России.
ГЛАВА СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС. Общая характеристика сестринского процесса В конце х гг. американский ученый Э.Деминг, которого часто называют отцом японского экономического чуда, разработал собственный вариант теории управления качеством любого технологического процесса (а также любого вида деятельности. Для улучшения качества Э.Деминг предлагал усовершенствовать все процессы с помощью цикла, представленного на рис. 8.1. При этом достигаемое совершенствование основывалось на научном подходе и человеческом факторе. Суть научного подхода состояла в том, что управление должно осуществляться не на основе интуиции и ощущений, а на основе твердо установленных фактов и их научного анализа. А для этого нужна тщательно собранная и всесторонне изученная достоверная и полная информация. Человеческий фактор заключается в том, что У. Шухарт предложил использовать этот подход для управления людьми. Универсальная модель никла Дсминга —Шухарта позднее легла в основу разработки инновационной технологии сестринского ухода, которая получила название сестринского процесса. Согласно современным представлениям медицинские сестры в своей деятельности должны выступать как равноправный субъект системы здравоохранения, выполняющий свои специфические функции, к которым относится не только обеспечение ухода за больными, но и решение возникающих у него проблем в рамках существующих стандартов сестринской деятельности и своей компетенции. В сестринскую компетенцию входят профессиональные умения и навыки, человеческая забота, способность взять на себя ответственность за принимаемые решения и действия, желание Коррекция t
1ланиров;шие Оценка
1 Реализация Рис. 8.1. Цикл Деминга—Шухарта
86 постоянно совершенствоваться. Сегодня как никогда пациенты нуждаются в качественно новом виде сестринской помощи, которая становится возможной при осуществлении сестринского процесса. Существует несколько определений сестринского процесса. Классическим считается определение, получившее международное признание, которое дала в 1961 г. американская медицинская сестра и преподаватель В.Хсндерсон. Поэтому определению сестринский процесс — это оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие бы он предпринял сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость. Однако на современном этапе наиболее приемлемым следует считать следующее определение сестринский процесс —
это научно обоснованная технология сестринского ухода, направленная на повышение качества жизни пациента путем планомерного решения возникающих у него проблем. Целями сестринского процесса являются
1) обеспечение приемлемого качества жизни пациента в зависимости от его состояния
2) предупреждение, облегчение, сведение до минимума проблем пациента
3) помощь пациенту и его семье в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой
4) поддержка или восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма либо обеспечение спокойной смерти. Сестринский процесс направленна обеспечение качественного оказания помощи
• укрепление и сохранение здоровья пациента, семьи, общества
• профилактику заболеваний
• обеспечение для пациента максимально возможного психического и физического комфорта, способствующего его выздоровлению. Качество жизни —
это субъективное ощущение соответствия или несоответствия между фактическими ожидаемым уровнем жизни, определяемое физическими, психологическими, духовными и социштьными аспектами человеческого существования. Его определяют последующим критериям
• физическая подвижность
• отсутствие болей и дискомфорта
• способность к самообслуживанию "
• способность к нормальной социальной активности.
87
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   27

перейти в каталог файлов


связь с админом