Главная страница
qrcode

Свет и освещение


НазваниеСвет и освещение
АнкорD Kilpatrik Svet i osveschenie.pdf
Дата31.12.2017
Размер3.1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаD_Kilpatrik_Svet_i_osveschenie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#54006
страница4 из 18
Каталогid22905943

С этим файлом связано 41 файл(ов). Среди них: и ещё 31 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Полумрак
Перед наступлением ночи еще можно выполнить измерения очень чувствительным экспонометром, хотя окружающее представляется в очень сером тоне. Камера воспроизведет такие цвета, какие бывают в пасмурный день. Видеокамеры смогут передать слабые цвета при значительно ухудшенном изображении.
Лунный свет
Чтобы добиться на фотоснимке эффекта лунного освещения, применяют голубые светофильтры в сочетании с недодержкой. Это соответствует нашему зрительному восприятию лунного света, который мы считаем голубым и темным. На цветном фотоснимке, полученном при лунном освещении с полной расчетной экспозицией, можно увидеть такие же краски и тона, как на фотоснимке, сделанном при дневном свете. Лунный свет — это просто отраженный солнечный свет, а голубой оттенок — лишь продукт зрительного восприятия, а не объективное качество света. Требуемое время экспонирования составляет примерно от 20 мин до нескольких часов при съемке неподвижных объектов. За это время Луна значительно переместится. Ее нельзя включать в композицию кадра,
если время экспозиции превышает 1 мин, а если объектом съемки является сама
Луна, необходимо выбрать достаточно малую выдержку.
Движущийся источник света создает совершенно новый эффект, для которого характерны размытые тени, как будто в небе подвешена огромная люминесцентная трубка. Поскольку время экспонирования очень велико, его ограничение с целью влияния на конечный результат невозможно, за исключением случаев, когда для съемок используется несколько ночей подряд или несколько камер.
По рассмотренным причинам лишь немногие фотографы увлекаются съемками при лунном освещении.
Ночь
Безлунная ночь почти лишена освещения, поэтому фотографирование практически не имеет смысла, а телевизионная съемка и киносъемка невозможны.
Другие условия
Мы рассмотрели эффекты, создаваемые туманом или дымкой, но еще большее влияние на освещение предметов оказывают окружающие условия.
Отражающее окружение — светлый песок, снег, побеленные стены, море или светлые скалы — ослабляет контрасты и глубину теней. Если отражающие поверхности имеют окраску (например, строения бледно-розового цвета), появляется оттенок. Некоторые наиболее привлекательные условия освещения достигаются в тех случаях, когда прямой солнечный свет падает на стену светлого цвета, а объект съемки расположен в тени и освещается отраженным светом.
Темное окружение поглощает свет. Оно усиливает контрасты и увеличивает глубину теней. Кроме того, такое окружение снижает общий уровень освещения. В некоторых условиях достаточно незначительного пространственного изменения направления света, чтобы изменить впечатление «сплошной облачности» на впечатление
«мягкого солнечного света», когда свет проникает к объекту съемки сквозь небольшое «окно» в облачном небе. В некоторых системах освещения для натурных съемок применяются черные панели. Они служат для управления освещением по принципу «исключения»: при общем рассеянном освещении
При длительной экспозиции после захода солнца можно получить яркие цвета, причем контрасты усиливаются дополнительным искусственным освещением. Эта фотография была снята при диафрагме 8, с выдержкой 30 с на обращаемую пленку ИСО 64/19°. (С разрешения фирмы «Sunair Holidays» .) Дэвид Килпатрик
панели устанавливаются в расчете на выборочное поглощение света, и, таким образом, достигается легко регулируемое направленное освещение. Комбинируя отражающие и поглощающие поверхности, как естественные, так и специально изготовленные, можно управлять распределением местного освещения при натурных съемках. Размеры области, на которую можно повлиять, а, следовательно, и размеры объекта съемки, определяются размерами имеющихся отражающих и поглощающих панелей.
Контраст освещения
Одной из причин, по которой в условиях общего отражающего окружения (например, улиц средиземноморских деревень с побеленными домами) получаются отличные фотоснимки, является малый контраст освещения. В подобных условиях можно с успехом использовать прямой солнечный свет, который в других случаях может дать очень неудачные результаты. Большинство фотопленок
способно воспроизвести все детали предмета, расположенного в тени, если его освещенность составляет не менее десятой доли полной освещенности. Видеосистемы могут воспроизвести более широкий интервал значений освещенности, а на черно-белой пленке при индивидуальной обработке можно добиться проработки деталей, несмотря на высокий контраст освещения.
Не столь уж трудно сделать замеры экспозиции для одного и того же предмета крупным планом в тени и на свету, а затем сравнить показания. Можно использовать в качестве такого предмета собственную руку или рукав одежды, поскольку абсолютные значения показаний не играют роли.
Если показания в тени более чем на три ступени экспозиции меньше, чем на свету, то следует использовать отражатели или переместить объект съемки ближе к отражающей поверхности.
При разнице в четыре ступени еще можно получить удовлетво- рительные результаты, но при разнице в пять ступеней неиз- бежно воспроизведение теней в виде сильно затемненных участ- ков с не проработанными деталями, в то время как полностью освещенные области («света») экспонированы правильно.
Можно добиться проработки деталей в тенях, увеличивая экспозицию, но при этом света окажутся «забитыми» выбеленными), что, как правило, создает очень неприятное впечатление.
Закрытое пространство, в котором стены играют роль мощных естественных поглощающих панелей, создает область высокого контраста и направленного освещения даже в пасмурный день.
Замкнутые и открытые пространства
Ошибочно полагать, что на полностью открытых, неограниченных пространствах контраст освещения выравнивается или понижается. Впечатление воздушной перспективы скорее связано с открытым воздушным пространством, видимой перспективой, а не с характером освещения.
Если в окружающем пространстве нет вертикальных поверхностей или естественных отражателей, то распределение света определяется солнцем и небом. На вересковых пустошах освещение прямым солнечным светом может быть чрезвычайно контрастным. Темная земля действует как огромная поглощающая поверхность. В пасмурный день преобладает верхний свет, и тогда на лицах людей вокруг глаз и под подбородком появляются неприятные тени. Любой трехмерный предмет будет освещен плохо: верхняя часть камня будет светлой, а нижняя лишена всяких деталей; аналогичная картина будет наблюдаться на любом транспортном средстве.
В замкнутом пространстве, даже без явных естественных отражателей, сравнительно более высокая степень подсветки от случайно вспыхнувшего или рассеянного света улучшит картину. В пасмурный день на улицах города с домами светлого цвета, огромными витринами магазинов и бледной лентой дороги освещение может быть значительно более равномерным, чем в такой же день на открытых пространствах. С другой стороны, в очень темном замкнутом пространстве может наб- людаться обратная картина: свет, проникающий в сосновую. чащу сквозь промежутки между деревьями, может прямо упасть на предмет, но никакой отраженный свет не заполнит тени. В таком случае контраст освещения трудно исправить.

Влияние натуры
Итак, понятно, что влияние природных условий и места съемок на результаты бесконечно разнообразно. А если учесть изменения погоды, времени года, различия технических характеристик съемочных камер, фотоматериалов и объектов съемки, то перед фотографом открываются самые широкие возможности. Но есть ряд общих факторов, о которых должен знать любой квалифицированный фотограф. Наиболее очевидные из них — большие естественные отражатели, которые могут полностью изменить распределение дневного освещения как по контрастам, так и по направлению. Такими отражателями являются песчаные, снежные, водные пространства и облака.
Песок, с присущей ему окраской — от белой до желтой, является рассеивающим, малоэффективным отражателем. Он обеспечивает подсветку теней при любом верхнем освещении и в то же время придает отраженному свету теплую окраску, что может оказаться весьма полезным при холодном (голубом) освещении.
Снег — наиболее эффективный нейтральный естественный отражатель, не сообщающий отраженному свету никаких цветовых оттенков. Благодаря этому свойству свет голубого неба, отраженный от снега, может придать изображению чрезмерную голубизну. Этот эффект можно исправить, используя при съемке светофильтры, а при печати соответствующую цветовую корректировку.
Вода действует как отражатель, если свет падает на ее поверхность под углом 42° и менее, но только в тех случаях, когда поверхность воды расположена между источником света и объектом съемки. Если при этом поверхность воды гладкая, то она отражает свет подобно зеркалу; любое возмущение на водной глади меняет распределение отраженного света.
Облака, обычно действующие как громадные рассеиватели, становятся отражателями, когда их боковая поверхность обращена к солнцу. Это случается довольно часто, поскольку облако, подобно айсбергу, обычно весьма протяженно по высоте. Огромные белые кучевые облака выглядят белыми, поскольку они освещены солнцем, а не потому, что солнечный свет проникает сквозь них.
Они, так же как и снег, являются нейтральными отражателями. Облака обычно нейтрализуют избыток голубого цвета, поскольку отражают солнечный свет, а не свет голубого неба. Небо с вереницей больших белых облаков и ярким солнцем обеспечивает прекрасный цвет и контраст освещения.
Естественные поглотители опознаются труднее, поскольку их нет в небе. Вода может служить поглощающей поверхностью, когда она находится по другую сторону предмета в направлении от основного источника света. Темная земля является наиболее сильным поглотителем, за ней по поглощающим свойствам следуют хвойная растительность и темные камни.
Среди немногих искусственных очень темных сооружений можно назвать покрытые копотью тоннели и обработанные креозотом деревянные постройки.
Свет различных естественных источников
Кроме прямого солнечного света существует четыре основных типа естественного света, которые человек, не занимающийся фотографией, охарактеризует просто словом «пасмурно». Но такое определение неверно. К этим типам света относятся: свет неба, свет при сплошной облачности, рассеянный солнечный свет и направленный свет при облачности. В сочетании с другими внешними факторами эти типы света по-разному влияют на световой рисунок изображений.
Свет неба — это «тусклый свет», возникающий, когда солнце на почти безоблачном небе перекрыто плотным облаком. При этом преобладают голубой цвет и, как правило, полностью рассеянное освещение. В этих условиях предметы выглядят подчеркнуто плоскими, ощущается потеря формы и пластики. Для кино- и телеоператоров такое освещение создает неудобства, поскольку
оно может резко перейти в яркое солнечное освещение, когда облако пройдет. Поэтому при таком осве- щении снимают редко.
Свет при сплошной облачности исходит от полностью серого однотонного неба, когда невозможно указать положение солнца. Поскольку свет неба лишен голубизны, результаты съемки могут быть лучше. Некоторые изменения в структуре облачного слоя могут сообщить направленность свету и лучше отобразить объемность предметов Освещенность при сплошной облачности всегда мала.
Рассеянный солнечный свет имеет сходство со светом при сплошной облачности, заключающееся в отсутствии теней, но отличается от него тем, что солнце ясно видно и на небе имеется очень яркая область. В целом освещение довольно «теплого» тона и яркое. Пластика и форма всех предметов воспроизводятся значительно лучше, этот тип освещения может быть идеальным для съемки портретов на открытом воздухе. Рассеянный солнечный свет может быть вызван облачностью или дымкой. Первое возможно лишь в середине дня, когда солнечные лучи наклонно проходят
После дождя, когда грозовые облака все еще скрывают небо, внезапный солнечный свет может создать чрезвычайно яркие краски
Этот снимок сделан в английском национальном парке Лейк-Дистрикт, где часто бывают такие погодные условия. сквозь тонкий облачный слой, толщина которого достаточна для поглощения света. Дымка может вызвать рассеянный солнечный свет (снижая контраст) на рассвете и в сумерках и лишь иногда в течение всего дня.
Направленный свет при облачности разнообразен и не прогнозируется Он возникает при неупорядоченности облачного слоя, когда огромные пространства оказываются ярко освещенными сквозь просветы в низких облаках, а некоторые области остаются почти черными из-за того, что слои облаков преграждают путь свету. Подобные ситуации наблюдаются при грозовой погоде, сильных ветрах и бурях. Условия для такого освещения возникают в прибрежных районах, где преобладающий ветер с моря обрушивается на сушу, принося гряды изменчивых облаков. Поскольку свет может быть направлен почти под любым углом, в любом сочетании, в том числе с небом стального цвета или случайными лучами солнца (не говоря уж о радугах и отдаленных ливнях), возможности для съемок в таких условиях безграничны.
Другие факторы
Кроме особенностей местности и погодных условий на результаты съемки может оказывать влияние физическое состояние объекта съемки. После дождя, когда все вокруг еще влажное, контраст велик, а цвета насыщенны Летом слои осевшей пыли или песка остаются нетронутыми в течение несколь ких недель; это производит обратный эффект, превращая все в унылое однотонное изображение. Теперь, вероятно, понятно, почему фотографы и киносъемочные группы стремятся выехать в одни места и избегают другие. Опыт подсказывает им, где можно найти неуловимые сочетания различных факторов, позволяющие получить изображения с хорошим освещением.
Учитываются также и времена года. Дать исчерпывающие рекомендации на все случаи жизни невозможно; ниже приведены некоторые примеры.

Западные побережья Европы, Скандинавии, Великобритании и США считаются превосходными местами для съемок практически в любое время года благодаря подходящим климатическим и географическим условиям, а также благодаря удачной ориентации (солнце заходит над морем западного побережья, но всходит над восточным взморьем, — элементарные практические соображения подсказывают, что лучше попытаться застать неожиданный заход солнца, чем выжидать неопределенного рассвета). Флорида и бассейн Средиземного моря не подходят для фотографических работ в жаркие месяцы лета (июль и август), поскольку влажность, зной и дымка ухудшают качество солнечного освещения.
Шотландия, часть Канады, Альпы и внутренняя часть
Скандинавии считаются благодатными для съемки территориями весной и осенью, когда быстро меняющаяся погода, цвет растительности и чистота воздуха способствуют получению необычайно отчетливых, сочных изображений. Большинство тропических и субтропических островов имеют наиболее подходящие для съемок условия весной, осенью или «зимой», но в жаркий летний сезон их следует избегать
На застроенных территориях с загрязненной атмосферой возможно нарушение кругооборота воздуха в наиболее интересный период ясных солнечных зимних дней На малой высоте держится дымовой слой, который препятствует прохождению света и тем самым нарушает четкость и красочность городских пейзажей.
Действие света
Изображение не может быть получено благодаря одному только свету, поскольку сам свет не имеет формы. Также бессмысленно говорить об изображении предмета без освещения, так как съемочная аппаратура не может зарегистрировать изображение без света (видимого или невидимого). Таким образом, изображение есть результат сложной взаимосвязи предмета и света, причем результат воздействия предмета на освещение, а не наоборот. Если красный свет падает на синюю карточку, любой скажет: «Посмотрите, карточка стала черной» или: «Красный свет делает синюю карточку черной» При этом предполагается, что свет влияет на предмет.
Однако истина состоит в обратном, а именно в том, что предмет повлиял на свет. Цвет предмета остался синим, он не меняется. Предмет синего цвета поглощает лучи красного цвета и отражает незначительную часть падающего света; таким образом, свет, исходящий от предмета, становится слабее падающего. Предмет воздействует на свет, хотя наши глаза воспринимают изменение внешнего вида предмета.
Пример с красным светом и синей карточкой — это предельный случай. Реальные предметы и обстановку отличают сложные сочетания физических свойств. Отдельные части композиции по- разному поглощают, отражают и пропускают свет. Человеческое лицо является достаточно простым примером, но даже оно объединяет свойства полупрозрачности, зеркальной (бликующей) отражательной способности, нормального преломления и поглощения.
Свойства предметов бесконечно разнообразны. Если предмет отражает свет, то это может происходить самым различным образом. Прямое отражение (случайное отражение) образует все те картины, которые мы видим. Свет, не поглощенный предметом, имеющим шероховатую поверхность,
отражается от него во всех направления х (диффузное отражение). Освещенный фарой кирпич в стене дома так же хорошо виден под углом 60° в обе стороны от направления падающего света, как и в направлении от источника света. Таким образом свет, падающий на кирпич только в одном направлении, отражается во всех направлениях.
Если же поверхность гладкая, большая часть света может преимущественно отражаться под углом, равным углу падения, и лишь небольшая часть рассеивается. Поверхность должна быть достаточно гладкой, чтобы значительное число лучей попало на ее одинаково ориентированные грани. В результате происходит зеркальное отражение
(блеск), при котором свет частично поляризуется. Отраженный таким образом свет можно ослабить с помощью соответственно ориентированного поляризационного светофильтра. Зеркальное отражение возможно от поверхности листьев, кожи, гладкого камня, влажных предметов, поверхности воды, полированного дерева, пластмассы и многих других обычных предметов. Оно может меняться от слабого блеска до зеркального изображения, неяркого, но отчетливого, например, на гладкой водной поверхности. При таком отражении ничего не происходит с цветом (спектральным составом) света — отраженный свет содержит те же цвета, что и падающий.
Важно понимать разницу между светом, диффузно отраженным от поверхности предмета, и светом, отраженным под углом зеркального отражения без взаимодействия с поверхностью. Никакое смещение угла зрения или использование поляризованного света или светофильтров не может изменить количество или спектральный состав света, отраженного от какой-либо поверхности в соответствии с ее поглощающими и отражающими свойствами. Перемена точки наблюдения, применение поляризованного света или светофильтров могут оказать заметное влияние на зеркальное отражение и блеск, сильно меняя видимую яркость предмета. Даже сильно рассеянный блеск может скрыть истинный цвет и детали предмета, которые проявляются лишь при освещении без отражения от поверхности.
Следует также обратить внимание на частичную прозрачность некоторых объектов. Кожа на лице человека полупрозрачна, она пропускает рассеянный свет. Профиль лица четко выявляется при контровом освещении не только благодаря нормально отраженному свету, но и в результате полупрозрачности кожи. Пластмассы, листья растений, жидкости, цветы, одежда тоже пропускают свет.
В отличие от полупрозрачного прозрачный предмет пропускает световые лучи полностью или частично, сохраняя их первоначальное взаимное расположение. Сквозь такой предмет можно отчетливо видеть изображения. Окна, шлифованные стекла, полиэтиленовая пленка, чистая вода более или менее прозрачны. В отличие от полупрозрачных предметов, они не могут быть
«наполнены» светом за счет неупорядоченного внутреннего отражения и пропускания света.
Термин «непрозрачный» не означает поглощения всего света. Посеребренное зеркало совершенно непрозрачно (если, конечно, оно не предназначено для скрытого наблюдения!). Термин
«непрозрачность» относится лишь к способности не пропускать свет за счет его поглощения либо его полного отражения.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

перейти в каталог файлов


связь с админом