Главная страница
qrcode

Свет и освещение


НазваниеСвет и освещение
АнкорD Kilpatrik Svet i osveschenie.pdf
Дата31.12.2017
Размер3.1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаD_Kilpatrik_Svet_i_osveschenie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#54006
страница5 из 18
Каталогid22905943

С этим файлом связано 41 файл(ов). Среди них: и ещё 31 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Поглощение цвета
Цвета, которые мы приписываем предметам, являются следствием воздействия отраженного ими излучения, достигающего наших глаз. При освещении белым светом красный кирпич кажется красным, поскольку он отражает излучение крас- ной части спектра.
Он может отражать значительную часть желтого и оранжевого,

Стандартная испытательная таблица фирмы «Кодак» позволяет фотографу контролировать воспроизведение ярких и пастельных цветов, а также контраст и влияние цветных светофильтров. некоторую часть зеленого, немного фиолетового и даже синего излучения. Но большая часть синего, фиолетового и зеленого излучения будет поглощена. М ожно точно измерить цветовое
(спектральное) отражение и поглощение какой-либо поверхности. Любой цвет имеет свой спектральный состав, будь то искусственный краситель или естественная окраска. Два цвета, которые для глаза выглядят почти одинаковыми, вполне могут иметь совершенно разные спектральные составы.
Чистые (яркие) цвета обычно являются следствием селективного (резко избирательного) поглощения и отражения. Они характерны для поверхностей, которые отражают почти все излучение с определенными длинами волн и поглощают остальное, как правило, обычным образом. Ненасыщенные (пастельные или бледные) цвета обусловлены меньшей селективностью; они характерны для поверхностей с малой поглощательной способностью, отражающих в широком диапазоне длин волн, с доминирующей ролью некоторых длин волн. Они подобны ярким цветам, смешанным с преобладающим количеством белого цвета.
Приглушенные цвета являются следствием в целом низкой отражательной способности, когда поглощается излучение почти на всех длинах волн и лишь на некоторых отражается.
Такие цвета можно рассматривать как некоторое подобие чистых цветов, смешанных с черным цветом. С точки зрения фотографии ни приглушенный, ни пастельный цвет невоз- можно превратить в яркий или насыщенный цвет. Цвет, с избытком насыщенный белым светом, может быть затемнен, тогда он превратится в приглушенную мрачную тень. Цвет с избытком нейтральной плотности (примесью «серого») можно сделать более светлым, но при этом он становится блеклой тенью. Имея дело с любым цветом, мы встречаемся с зеркальным отражением или поверхностным блеском в виде ослепительного свечения. Чистый насыщенный красный цвет может показаться бледно-розовым, если его имеет отполированный предмет, на который падает свет. Поверхностное отражение добавляет нежелательную примесь белого света.
Сильное влияние оказывает также относительная освещенность. В тени цвет выглядит менее ярким, чем тот же цвет рядом при полном солнечном освещении. На фотографии для обоих случаев в отдельности можно добиться одинаковой цветовой насыщенности индивидуальным подбором экспозиции. Если же снимать сюжет, имеющий одновременно и света, и глубокие тени, то при передаче цвета придется отдать предпочтение одному из вариантов — либо светам, либо теням. Причиной того, что многие цветные поверхности выглядят менее яркими в пасмурные дни, является поверхностное отражение, а не уровень освещения. Облачное небо отражается, а полностью рассеянный свет дает полностью рассеянный блеск. Прямые солне- чные лучи не вызывают блеска в большом диапазоне углов падения и не образуют ослепительного яркого пятна, если смотреть на поверхность «против света».
Цветобалансирующие (коррекционные) светофильтры
Из-за влияния, которое оказывают предметы на падающий свет, солнечный свет, будучи изначально белым, по достижении определенного предмета может принять какой- либо оттенок. Наиболее привычны «смещения» в синеву (свет неба, освещение на больших высотах) или в желтизну (поздний или ранний дневной свет). Появление других оттенков может быть связано с окружающей обстановкой. Свет в лесу может быть зеленым. В четырехугольном пространстве двора, ограниченном стенами из красного кирпича, свет часто бывает розоватым. Старинное стекло придает свету зеленовато-желтый оттенок. Промышленные загрязнения превращают его в янтарно-желтый или коричневый.

При наложении светофильтров различных цветов один цвет поглощает одну часть спектра, а другой цвет — другую, когда накладывается красный и синий светофильтры, пропускание света снижается до минимума.
При съемке портретов, как правило, рекомендуется избегать «холодных» тонов в пользу
«теплых». Зеленый оттенок независимо от того, холодный он или теплый, не допускается совершенно. Фиолетовые оттенки и розовато-лиловые тона кожи также нежелательны. При съемке других сюжетов многое зависит от жанра фотографии. Некоторые оттенки освещения значительно усиливают эффект, другие не оказывают никакого влияния, третьи портят картину.
При съемках фото- и видеокамерами для коррекции и согласования цветов применяются Цветобалансирующие (коррекционные) светофильтры. Полезно знать дополнительные (противоположные) цвета: желтый является дополнительным пурпурно- синему, пурпурно-красный — зеленому, красный — голубому (сине-зеленому) Зеленый оттенок корректируется пурпурным светофильтром, для устранения желтого оттенка требуется голубой светофильтр и т. д. Эти шесть цветов применяются при изготовлении окрашенных светофильтров различной плотности, выпускаемых для фото- и кинотехники Для корректировки телевизионных изображений достаточно иметь лишь красные, голубые и зеленые фильтры, поскольку другие цвета получают их комбинациями + красный + зеленый = + желтый, +красный+синий =+пурпурный, +синий+зеленый=-(-голубой Подробное рассмотрение вопросов измерения цвета и применения светофильтров содержится в разделе «Свет и цвет»
Для начала важно лишь отметить, что может потребоваться определенная коррекция избыточного синего цвета при съемках в тени, при освещении только светом неба или на больших высотах «Теплое» освещение на рассвете или в сумерках корректируется редко, поскольку золотистые оттенки считаются привлекательными Нужно также помнить, что окружающая обстановка может и будет влиять на цветопередачу.
Поляризованный свет
Понятие поляризованного света упоминалось, когда рассматривалось, каким образом поверхности отражают и поглощают свет и как возникает блеск Управление поляризованным светом и его использование — признак высокого профессионального уровня Поляризованный свет существует повсеместно вокруг нас, и именно он определяет многие различия во внешнем виде предметов Тот, кто носил поляризационные солнцезащитные очки, знает это В фотографии и кино действие поляризованного света еще более ярко выражено
Поляризованный свет не следует понимать как каким-то образом измененный свет.
Поляризованный свет можно схематически представить в виде волн, проходящих сквозь преграду из реек таким образом, что пропускается лишь та часть волн, плоскость которых совпадает с вертикальными щелями между рейками.
Неполяризованный (неупорядочен ный) свет представляет собой электромагнитные колебания во всех плоскостя х. Если мысленно представить луч света в виде шнура, концы которого держат два человека и движения ми рук сообщают ему волнообразное движение, то обычный свет можно представить как множество шнуров, волнообразно перемещающихся в вертикальной, горизонтальной и в любых других плоскостях. Если же эти двое захотят продолжить свое занятие, став по обе стороны преграды и пропустив шнур между ее вер- тикальными рейками, то волнообразные движения шнура будут возможны лишь в вертикальной плоскости. Поляризатор, будь то поверхность, отражающая свет, или фильтр, пропускающий его, действует подобно преграде. Он пропускает электромагнитные колебания, ориентированные лишь в одной плоскости.
Одна из особенностей зеркального отражения (блеск или отражение от неметаллической, незеркальной поверхности) состоит в том, что большая часть отраженного света поляризована, т. е. электромагнитные колебания сведены в одну плоскость. В этом состоит причина того, что такой свет отражается. В первую очередь. Другие лучи,
характеризующиеся электромагнитными колебаниями в разных плоскостя х, падают на поверхность таким образом, что поглощаются или отражаются под разными углами. Перед объективом камеры можно установить поворотный поляризационный светофильтр и вращать его до тех пор, пока не пропадет блеск наиболее существенных частей снимаемого сюжета.
Этим способом можно воздействовать на насыщенность цвета и тональный контраст даже при съемке пейзажей.
Несмотря на это, поляризаторы не находят широкого применения у многих операторов и редко рассматриваются как средство достижения необходимых контраста освещения и цве- топередачи. Широкое признание получили более впечатляющие способы применения поляризаторов для устранения отражений и затемнения неба.
Освещение играет решающую роль в этом простом снимке, сделанном в студии, где композиция построена в направлении сверху вниз, так же направлено и освещение.
Свет и съемочная камера
Основой любой фотографической системы является фиксированная непосредственная взаимосвязь между тональными и цветовыми параметрами сюжета и получаемого в итоге изображения. Теоретически идеальная система отображения такова, что внешняя реальность воспроизводится точно: каждый цвет, каждый оттенок света и тени без каких-либо изменений. На практике этого не бывает. Цвет слегка меняется, а контраст в целом всегда уменьшается. Изображение остается реалистичным, поскольку эти изменения определенным образом взаимосвязаны с оригиналом.
В черно-белой фотографии цвета сводятся к серым тонам, которые более или менее эквивалентны по видимой плотности исходным тонам сюжета. В противоположность цветам тона воспроизводятся в несколько более «сжатой» шкале, которая не охватывает самих ярких светов и наиболее глубоких теней. В цветной фотографии для передачи всего диапазона возможных оттенков используются три основных цвета. С их помощью добиваются наилучшего воспроизведения, особенно если дело касается обычных цветов, таких, как оттенки кожи, цвет зеленой травы, небесно-голубой и нейтрально-серый. В то же время некоторые чисто красные цвета могут выглядеть слишком оранжевыми или некоторые розовато-лиловые тени казаться розовыми; каждая фото и видеосистема обладает собственными особенностями воспроизведения цветов. Поскольку у разных людей восприятие цветов существенно различается, лишь у немногих находятся основания быть недовольными результатами съемок, если, конечно, нет очень грубых искажений. Никакие фотографические или видеосистемы нельзя считать совершенными средствами воспроизведения или оценки цветов.

Светочувствительность
Фотопленки и электронно-лучевые трубки имеют определенную светочувствительность. Определенная порция света должна всегда производить определенное воздействие. При необходимости это воздейств ие можно регулировать: для пленки посредством изменения режимов ее обработки, для телевидения посредством электронной настройки. В каждый момент времени по всей поверхности чувствительного материала его светочувствительность должна быть постоянной.
Здесь использованы основные цвета, сильные источники света были расположены за плексигласовыми панелями таким образом, что сам объект был освещен сзади
Этим гарантируется, что весь свет, достигающий этой поверхности, производит действие, пропорциональное его собственной относительной интенсивности. Если бы какая- нибудь точка на поверхности пленки была вдвое чувствительнее другой точки, то результат стал бы бессмысленным.
Чувствительность также должна быть согласована с пропусканием света. В электронных системах количество излучения, попадающего на электронно-лучевую трубку, зависит только от яркости сцены и апертуры объектива. В фотографических системах добавляется третий фактор — выдержка. Возможные величины выдержки для любительских ручных фотокамер обычно составляют от 1/30 до 1/1000 с; для некоторых профессиональных камер этот диапазон расширен до
1 с; есть также камеры с диапазонами выдержки от 30 до 1/4000 с.
Закон взаимозаместимости
Закон взаимозаместимости гласит о том, что изменение освещенности пленки в фотографической системе не повлияет на конечный результат съемки при соответствующем противоположном изменении времени экспонирования. В фотографии на основе этого закона регулируются четыре параметра: светочувствительность пленки, количество освещения (экспозиция), апертура объектива (диафрагма) и выдержка. Все эти "параметры выражаются в виде шкал удваивающихся значений, хотя для шкалы диафрагм объектива это удваивание выражено в неявной форме. Ниже приведены возможные шкалы рассматриваемых параметров.
Светочувствительность пленки, выраженная в единицах ИСО/АСА: 12 25 50 100 200 400 800 1600 3200 6400.
Количество освещения, выраженное в световых числах (LV): 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 15 16 17.
Диафрагма объектива, выраженная в диафрагменных числах: 2 2,8 4 5,6 8 11 16 22 32.
Выдержка, выраженная в долях секунды: 1 2 4 8 15 30 60 125 250 500 1000.
Все эти шкалы имеют одинаковые направления изменения. Низкие значения чувствительности и количества освещения соответствуют левой части шкал, высокие — правой. Значения диафрагмы и выдержки, соответствующие низкой чувствительности или слабому свету, — слева; соответствующие высокой чувствительности или яркому свету — справа. В настоящее время переход на одно деление по каждой из этих шкал принято называть изменением на «одну ступень». Фотографы часто, не задумываясь, применяют термин «деление» (stop), относящийся к шкале диафрагм, имея в виду переход до соседнего значения по шкале светочувствительности пленки или изменение, например, на два деления
по шкале количества освещения, когда солнце прячется за облако. Ступень — более точный, менее путаный термин.
В фотографии закон взаимозаместимости означает, что изменение любого из рассмотренных показателей на одну ступень можно скомпенсировать противоположным изменением любого другого параметра также на одну ступень. Поскольку
На большинстве съемочных камер управление экспозицией осуществляется изменениями выдержки и диафрагмы. На этом объективе шкалы регулировки указанных параметров расположены так, что оба параметра изменяются параллельно, что позволяет осуществлять непрерывное их согласование.
На другой стороне того же объектива имеется шкала экспозиционных чисел (EV), соответствующая установленным параметрам.
значения выдержки и диафрагмы являются конкретными физическими параметрами, а светочувствительность является постоянной величиной для той пленки, которую вы приобрели, то с помощью экспонометра остается лишь определить освещенность, по которой можно подобрать необходимое сочетание параметров. После установки чувствительности измеряется освещенность.
Эта величина переводится в электронную систему или на шкалу калькулятора. После этого подбираются значения выдержки и диафрагмы. Это общий принцип действия любой экспонометрической системы, в том числе полностью автоматических устройств, встроенных в камеру, которые отличаются тем, что настройка камеры осуществляется по входным сигналам электронной системой без вмешательства фотографа.
В видеосистемах закон взаимозаместимости не действует столь строго. При заданной настройке по чувствительности изменение на одну ступень освещенности (удваивание или уменьшение вдвое) требует изменения на одну ступень диафрагмы объектива для восстановления прежнего количества освещения. Однако большинство систем работает при постоянной диафрагме объектива с автоматической электронной регулировкой экспозиции, которая подстраивает чувствительность. Поскольку в данном случае для ручной регулировки чувствительности нет определенной шкалы (в отличие от светочувствительности фотопленки), ее нельзя определить количественно или даже сравнить для разных случаев.
Воспроизведение изображения
Нет надобности подробно вникать в процесс регистрации изображения — после экспонирования свет и освещение больше не играют роли. По существу все фотопленки работают в непропорциональном режиме воспроизведения изображения. Например, при удваивании или снижении вдвое освещенности натуры оптическая плотность фотоотпечатка может измениться на 60%. М ожно сказать, что контраст изображения состав ит 60% первоначального контраста оригинала. Очень эффективные методы воспроизведения обеспечивают воспроизведение, близкое к 100%, малоэффективные — близкое к 20%.
В негативно-позитивном процессе в отличие от одноступенного фотографического процесса и техники получения слайдов контраст самого негатива может быть уменьшен даже в большей степени. Для воспроизведения полного диапазона тонов изображение с 50- процентным контрастом по сравнению с оригиналом можно считать «ярким», а с 40- процентным контрастом — приемлемым. Более полно контраст восстанавливается на фотобумаге, которая подбирается под тональный диапазон пленки и воспроизводит изображение на наиболее приемлемом уровне. На практике контрастность воспроизведения
постоянна лишь в среднем диапазоне тонов. Тональные переходы в глубоких теня х и в наиболее светлых местах обычно утрачиваются («сжимаются») и при съемке фиксируется меньший интервал плотностей. При окончательной печати ситуация не ухудшается и изображения выглядят приемлемо. Исходя из этого, регулирование интервала плотностей наиболее светлых и теневых участков является одним из важнейших условий высокой техники освещения и съемки.
В электронных системах регистрации процессы во многом аналогичны. Какая бы информация ни накапливалась или кодировалась, в итоге на экране она должна быть развернута в изображение, эквивалентное оригиналу. Все пропорции и соотношения должны оставаться постоянными. Средства управления яркостью и контрастностью позволяют осуществлять ручную визуальную регулировку, что на практике допускает большую свободу проявления индивидуальных вкусов, чем в фотографии.
Экспозиция
«Правильная» экспозиция означает такой выбор регулируемых параметров, который обеспечивает наилучшее качество изображения. Однако пленки обладают некоторой фотографической широтой, допускающей незначительные ошибки экспозиции или позволяющей их скорректировать. Обычно она составляет по одной ступени экспозиции в сторону передержек и в сторону недодержек.
Чтобы сохранить детали изображения этого ландшафта, экспозиция была сильно увеличена по сравнению с показаниями экспонометра при измерении в падающем свете освещенности этого высококонтрастного сюжета Шерли Килпатрик
В случае передержки недостаточная проработка деталей будет проявляться на наиболее светлых участках сюжета. Об этом следует помнить при попытке передать оттенки кожи или бледно-голубой цвет неба именно бледно-голубым, а не белесым. При недодержке глубокие тени выглядят еще чернее, а в зонах слабых теней ощущается излишнее усиление цветов.
Поскольку стоимость фотопленки составляет наименьшую часть полной стоимости фотопроцесса, целесообразно делать не один, а два снимка. Первый снимок будет соответствовать измеренным параметрам экспозиции.
Второй снимок можно сделать с экспозицией, измененной на одну ступень в любую сторону от измеренной.
Профессиональные фотографы часто делают по три—пять снимков, охватывая последовательный ряд экспозиционных параметров.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

перейти в каталог файлов


связь с админом