Главная страница
qrcode

Свет и освещение


НазваниеСвет и освещение
АнкорD Kilpatrik Svet i osveschenie.pdf
Дата31.12.2017
Размер3.1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаD_Kilpatrik_Svet_i_osveschenie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#54006
страница6 из 18
Каталогid22905943

С этим файлом связано 41 файл(ов). Среди них: и ещё 31 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Контраст
М ы уже рассматривали, каким образом на фотопленке воспроизводится контраст оригинала, как он уменьшается и как могут быть утрачены детали изображения на теневых или сильно освещенных участках, когда контраст превышает определенный уровень.
Выявление этого уровня представляет более сложную задачу. Наиболее высокие уровни контраста могут быть воспроизведены на черно-белых пленках при специальной технологии проявления. Как правило, для этого наилучшим образом подходят пленки средней
чувствительности. Пленки, предназначенные для использования при слабом освещении, способны правильно воспроизводить оригинал с высоким контрастом, но их не следует применять при ярком свете.
Обращаемые цветные пленки для слайдов также хорошо воспроизводят контраст.
Пленки с низкой светочувствительностью (Кодахром, Эктахром-64) обычно снижают
естественный контраст Высокочувствительные обращаемые пленки обеспечивают довольно большую контрастность и поэтому не годятся для съемки высоко контрастных объектов.
Цветная негативная пленка, предназначенная для печати позитивов, недостаточно хорошо воспроизводит контраст. При недодержке получаются серые тени, поскольку фотопечатающие системы обычно не воспроизводят затемненное изображение, а
«осветляют» отпечаток для компенсации ошибки. При передержке нарушается передача оттенков кожи и их невозможно воспроизвести с достаточной точностью. При_ предельном контрасте просто получаются очень грубые (резкие) снимки. В настоящее время не существует промышленных способов изменения контрастности цветных фотоотпечатков.
Видеосистемы могут быть приспособлены для работы с высококонтрастным сюжетом. Практически любой необходимый контраст данной сцены обычно может быть передан правильно. При панорамировании от слабоосвещенной части сюжета к более яркой можно также с успехом использовать управление контрастом, поскольку при этом снижаются требования к точности экспонометрической настройки камеры. Суть дела состоит в том, что фотографическая пленка должна строго соответствовать условиям ее использования или же необходимо управлять освещением в соответствии с характеристиками используемой пленки, а видеосистема в разумных пределах может быть приспособлена к различным условиям съемки.
Творческие решения
Когда вы сталкиваетесь с сюжетом, обладающим высоким контрастом, и не имеете возможности внести необходимые изменения, при выборе экспозиции приходится руководствоваться творческими решениями. Человеческий глаз при этом не испытывает трудностей. Когда мы осматриваем сюжет, чувствительность глаза меняется. Он
«раскрывается», чтобы рассмотреть то, что находится в тени, и «прикрывается», встречая ослепительный солнечный свет. В целом же глаз приспосабливается к светлым зонам сюжета и игнорирует тени. При взгляде на фотографию слишком темные «зачерненные» области не вызывают отталкивающего впечатления, пока они не довлеют над всем изображением. В последнем случае изображение выглядит очень нарочитым и графичным.
Таким образом, общим правилом является установка экспозиции по наиболее освещенным участкам сюжета (светам), по крайней мере с целью проработки некоторых деталей на этих участках, даже если это приведет к полной потере деталей в некоторых теневых местах. В цветной фотографии это дополнительно приводит к наиболее точному и яркому воспроизведению цветов. Избыточная экспозиция с целью воспроизведения затененных деталей в ущерб проработке наиболее светлых участков «разбавляет» краски и уменьшает насыщенность изображения.
Однако существуют ситуации, когда большее значение имеет общая яркость. Снимок в контровом свете девушки в старинном платье по моде начала века, сидящей на качелях в фруктовом саду, будет создавать ностальгическое настроение и выглядеть по-летнему, если экспозиция определена по освещенности девушки (теневой участок), допуская очень светлый и бледный общий фон зелени. Вид интерьера с большим зеркальным окном будет ярче и воздушнее, если в окно виден сверкающий (слегка переэкспонированный) пейзаж, а сам интерьер воспроизведен нормально.
При черно-белой фотосъемке и в идеозаписи может возникнуть соблазн снизить контраст до такого уровня, когда воспроизводятся все детали в теневых и наиболее освещенных местах. Это достигается за счет общей бледности (вялости) изображения, меньшей отчетливости воспроизведения форм и композиции. Силуэтное изображение зачастую выигрывает перед детальным. Детали следует воспроизводить тогда, когда они содержат наиболее важную информацию; когда это не обязательно, подумайте об общих художественных достоинствах снимка.

Основные правила измерения экспозиции
Чтобы понять, как выбирать экспозицию — по ярко освещенным или по затененным объектам, необходимо усвоить основные принципы работы экспонометра. Это не означает, что вы должны разбираться в его электрической схеме или шкалах во всех деталя х
Необходимо понимать смысл тех данных, которые он выдает
Экспонометр используется для измерения освещенности или яркости объекта съемки
Эффективный метод измерения состоит в следующем встать на место снимаемого объекта, держа экспонометр в направлении съемочной камеры, при этом на входное окно фотоприемника должна быть надета матовая или молочная диффузная насадка падающего света. Приемник воспринимает падающий свет, т е свет, падающий в направлении от камеры на сюжет, причем последний в свою очередь определяет количество света, отраженного обратно к камере. Измерения в падающем свете (по освещенности) очень точны, а это означает, что будут достоверно воспроизведены тона объекта. Черная мантия будет именно черной, а белый лист бумаги — белым. Этот метод обычно используется в студиях, где применяются вспышки и объект расположен вблизи съемочных камер. Применяется он и в не помещения при съемке портретов или статичных объектов на небольшом пространстве
Во многих случаях не удается подойти к объекту съемки и произвести измерения по методу падающего света. Невозможно также создать съемочную камеру, способную автоматически измерять падающий свет из положения объекта. Таким образом, встроенные в камеру экспонометры действуют по принципу измерения отраженного света Измерение отраженного от объекта света (по яркости) производят без диффузной насадки перед фотоэлементом экспонометра, который направляется непосредственно в сторону объекта. В любительских камерах измерения могут производиться непосредственно сквозь объектив или видоискатель Автономные экспонометры направляются на объект независимо от камеры
Экспонометры, работающие по методу измерения отраженного света, должны быть откалиброваны. Два различных сюжета могут сильно отличаться по количеству отражаемого ими света песчаная пустыня отражает больше света, чем хвойный лес. Показания, полученные при отражении света от черной мантии, будут значительно слабее, чем при его отражении от белого листа. Экспонометры, работающие по метод измерения отраженного света, видеокамеры, однообъективные зеркальные камеры и любые другие экспонометрические системы обычно калибруют из расчета 18%-ной отражательной способности. Экспонометр настраивается исходя из предположения, что объект отражает 18% падающего на него света, что приблизительно соответствует отражательной способности типичного освещенного солнцем ландшафта.
Вы должны помнить об этом всякий раз, когда пользуетесь камерой с встроенным экспонометром. Если отражательная способность объекта сильно отличается от 18%-ной нормы, то экспозиция, которую покажет экспонометр, будет
С помощью диффузной насадки типичный экспонометр нового поколения позволяет измерять экспозицию в падающем свете. ошибочной. Типичные ошибки измерений возникают в тех случаях, когда сюжет включает светлое небо и камера направляется вверх, чтобы захватить в кадр какое-либо строение, или если она имеет широкоугольный объектив, который охватывает избыточную площадь неба. Из-за лишнего света экспонометр приуменьшает значение экспозиции, и в результате на снимке получается темный объект на фоне мрачного неба. При съемке очень темных объектов, в особенности с помощью телеобъектива, когда небо не попадает в кадр, возникает обратная картина, поскольку экспонометр укажет избыточную экспозицию. Эту
проблему можно решать по-разному, но самое главное — необходимо помнить о ней.
Всмотритесь в объект съемки и постарайтесь понять, темнее он или светлее нормально освещенного (стандартного) сюжета. Если темнее, то экспонометр будет указывать слишком большую экспозицию, если светлее, то слишком маленькую.
При использовании неавтоматических систем возможно селективное (избирательное) измерение экспозиции. Производится измерение яркости отдельных участков сюжета со средней отражательной способностью.
По этой корректирующей шкале, которой оснащены автоматические съемочные камеры, можно на плюс-минус два деления скорректировать экспозицию, автоматически установленную встроенным экспонометром.
У некоторых экспонометров внутренняя сторона крышки корпуса покрыта материалом, который отражает 18% падающего света, т. е. представляет собой своеобразный встроенный объект со средней отражательной способностью. Селективные измерения можно производить с помощью телеобъектива или направляя экспонометр на подходящий по отражательным характеристикам участок удаленного сюжета или на зону ограниченной площади в непосредственной близости от измерительного прибора.
Ручная_установка экспозиции предполагает мысленную оценку степени_отличия отражательной способности снимаемой сцены от стандартной. Произведя измерение, оцените, насколько больше или меньше должна быть правильная экспозиция, и внесите соответствующие коррективы в настройку камеры. Этим способом целесообразно пользоваться, приобретя определенный опыт работы по результатам съемок.
Некоторые автоматические камеры снабжены корректорами, которые позволяют вручную ввести поправку в автоматическую установку экспозиции Корректирующая шкала обычно маркируется в ступенях экспозиции: —1; —2; 0; +1; +2. Для нормальной экспозиции устанавливается 0; отрицательные значения соответствуют уменьшению экспозиции (при съемке темных объектов, которые в противном случае будут воспроизведены слишком светлыми), плюсовые -увеличению экспозиции (при съемке светлых объектов). Поскольку одной из распространенных ошибок является недодержка, обусловленная контровым светом или светлым небом, некоторые камеры снабжены кнопкой контрового света, при нажатии которой экспозиция увеличивается на 1,5 ступени. Имеются также автоматические камеры с кнопкой экспозиционной памяти, которая позволяет произвести селектив ное измерение и запомнить показания для съемки после перестройки кадра.
Порядок использования всех этих средств управления, а также аналогичных устройств, которыми оснащены видеокамеры, подробно излагается в прилагаемых к аппаратуре инструкциях. Дополнительную информацию можно почерп нуть в книгах, специально посвященных вопросам экспозиции. Следует научиться распознавать некоторые условия освещения, при которых трудно производить измерения экспозиции.
При контровом свете сторона предмета, обращенная к камере, остается в тени, но любые плоские поверхности, например земля или стены зданий, могут быть почти полностью освещены. Небо также может быть очень светлым. В зависимости от экспозиции можно получить либо силуэтное изображение предмета на нормальном фоне, либо проработанное теневое изображение предмета на светлом фоне. Поправки экспозиции в сторону увеличения относительно непосредственно измеренных значений обычно составляют одну-две ступени.
Рисующий свет ярко высвечивает предмет на сплошном черном фоне, как на сцене.
Правильная экспозиция может быть измерена как с места расположения предмета в падающем свете, так и селективно. При использовании встроенного в камеру экспонометра всегда потребуется меньшая экспозиция, чем дает прибор, но поскольку степень отклонения от измеренных значений полностью зависит от относительной доли площади, занимаемой
освещенным предметом, то общих рекомендаций дать невозможно.
Слишком яркий свет от заднего плана. Обычно исходит от крупного источника света, расположенного над объектом съемки и несколько сзади него, подобно тому как светлое облачное небо освещает мокрый пляж или хлебное поле.
При съемках пейзажей при таком освещении основная проблема связана с включением светлого неба в зону измерения экспозиции, и в этом случае наиболее целесообразно направить экспонометр несколько вниз, на землю, произведя, таким образом, селектив ное измерение. При съемках в студии этот тип освещения в настоящее время используется очень широко при выполнении фоторабот всех видов. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже — в главе, посвященной способам управления освещением.
Здесь проблема проста: даже измерения в падающем свете не позволят определить правильную экспозицию, когда источник света расположен таким образом, что создает световой контур над поверхностью предмета. Рекомендуется производить измерения в отраженном свете, причем увеличивать экспозицию на одну ступень, если нужно получить изображение достаточно светлое и яркое, но не чрезмерно контрастное.
Наряду с проблемами освещения существуют некоторые проблемы, связанные с объектами съемки. Нетрудно понять, что широкое пространство, покрытое белым снегом, существенно повлияет на показания экспонометра, поэтому в данном случае необходимо проводить измерения в непосредственной близости от объекта.
1
Например, Гонт Л Экспозиция в фотографии. Практическое руководство. Пер. с англ. — М.: Мир, 1984. — Прим ред.
Аналогичный эффект возможен при съемке в песках или на море Фотографии самолетов, воздушных шаров или парашютистов при съемке с земли всегда будут отличаться излишним влиянием неба, если оно не темно-синее. Опыт — вот главный ключ к пониманию условий освещения, требующих коррекции экспозиции или управления контрастом и творческих решений. Единственный путь приобретения опыта состоит в постоянной работе и проведении съемок в условиях, которые, по вашему мнению, далеки от идеальных.
Чрезвычайно высокий контраст обусловлен направленным светом оптического проектора в студии

Управление освещением
Художник, пользуясь пером или кистью, имеет возможность вносить изменения в изображаемые предметы независимо от масштаба композиции. Фотографы могут изменить отдельные детали изображения, но не в состоянии воздействовать на него в целом, когда предмет велик и снимается вне павильона. Для равномерного освещения небольшой площади понадобится весьма мощный источник света, расположенный на высоте 100 м. Только ночью, с помощью искусственного освещения, можно создать новые эффекты на натуре.
На небольших площадках возможны эксперименты по управлению освещением.
При этом расположение площадок (на натуре или в помещении) не имеет большого значения, однако их размеры будут зависеть от возможностей исключения влияния побочных факторов. Опытное растение можно сфотографировать с использованием электронной импульсной лампы под специальным тентом, чтобы избежать влияния ветра.
Людей можно фотографировать на улице, с применением ряда больших переносных рефлекторов и черных щитов с жесткими стойками. С другой стороны, съемку большого грузовика предпочтительнее проводить в студийном помещении типа пакгауза, а не на улице.
В вашем распоряжении имеются простые средства изменения или создания освещения. Вы можете приспособиться к имеющемуся освещению и пользоваться только им, заменить имеющееся освещение другим или скомбинировать их. Пока мы коснемся лишь вопросов управления или дополнения естественного освещения, поскольку решение работать при полностью искусственном освещении фактически означает создание студийных условий, будь то съемка ночью или при полной изоляции от дневного света.
Отражатели (рефлекторы)
Основным средством управления освещением на натуре является отражатель.
Отражателем может служить лист плотного белого картона или бумаги, подойдет также белый лыжный свитер или старая простыня. Для работы на натуре можно приспособить любые предметы, от газеты до стены, но при использовании неподвижных отражающих поверхностей потребуется перемещение объекта съемки.
Зонтики прожектора и рефлекторы играют важную роль в фотостудиях (С разрешения Minolta Club ) Адриан Бассетт
Наилучший цвет отражателя — чисто белый. Более эффективными могут быть посеребренные или алюминизированные поверхности, но отраженный от них свет может оказаться неоднородным или слишком сильным. Когда требуется обеспечить локализованное заполняющее освещение при ярком солнечном свете, можно таким образом расположить крышку от серебристого металлического кофра, чтобы отраженный свет подсвечивал небольшую затененную область.
Выпускаются упакованные в небольшие мешочки переносные отражательные листы, одна сторона которых белая, а другая серебристая Аналогичным образом могут быть использованы алюминизированные синтетические покрывала из полярного снаряжения.

Большой рефлектор с матовой поверхностью обеспечивает заполнение теневых областей ровным естественным светом. Т акой рефлектор может оказаться неустойчивым на ветру. При съемке портрета можно попросить портретируемого, чтобы он держал рефлектор; если модель читает журнал или прихорашивается перед небольшим зеркалом, то на ее глаза будет падать четко очерченное отраженное световое пятно. При размещении рефлектора устанавливайте его у теневой стороны объекта таким образом, чтобы его поверхность была обращена как к основному источнику света, так и к самому объекту. Если при съемке на солнце подсветка исходит снизу, это выглядит не очень естественно. Часто таким образом можно добиться эффектного изображения, но в других случаях рефлектор лучше устанавливать на уровне глаз.
Эффективные переносные рефлекторы, закрепленные во временной раме или удерживаемые ассистентом, можно использовать для освещения затемненных мест или создания основного источника света В ясный день тени сюжета имеют сильный голубой оттенок, а рефлектор, отражающий солнечный свет, будет давать значительно более нейтральное освещение объекта в теплых тонах Для достижения определенных эффектов можно использовать цветные рефлекторы Наиболее популярны рефлекторы с золотистым, а не серебряным покрытием, которые приближают цвета к наблюдаемым на закате солнца Золотистые рефлекторы подчеркивают телесные тона. Можно попробовать использовать поверхности, окрашенные в желтый, розовый, красный и оранжевый цвета Зеленые и синие рефлекторы в целом будут давать отталкивающие по впечатлению результаты. В ряде естественных ситуаций имеющиеся поверхности обеспечивают характерное отражение и освещение становится тем средством, которое раскрывает характер ситуации. Человек, сидящий в тени за туристическим столиком, который сам находится на солнце, будет в основном освещен светом, отраженным от столика.
Человек, стоящий у плавательного бассейна, может быть сильно недоосвещен из-за меняющейся картины отражения солнечного света от воды. Отыщите подобное освещение и убедитесь, как оно меняет настроение картины Очень часто оно может быть воспроизведено искусственно или создано намеренно соответствующим подбором места.
Помните, что действие рефлектора зависит от его расстояния до объекта. При использовании естественных отражателей можно включать их в кадр, при этом к камере должна быть обращена обратная (теневая) сторона отражателя.
Остальные типичные рефлекторы, устанавливаемые на подставки, для работы в помещениях и на открытом воздухе отражатели, в особенности панели или листы, следует располагать вне кадра.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

перейти в каталог файлов


связь с админом