Главная страница
qrcode

Свет и освещение


НазваниеСвет и освещение
АнкорD Kilpatrik Svet i osveschenie.pdf
Дата31.12.2017
Размер3.1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаD_Kilpatrik_Svet_i_osveschenie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#54006
страница8 из 18
Каталогid22905943

С этим файлом связано 41 файл(ов). Среди них: и ещё 31 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18
.
Высококонтрастная печать изображений, снятых при солнечном освещении, используется крайне редко, поскольку результат получается скорее грубый, чем впечатляющий. При фронтальном освещении в пасмурную погоду высокий контраст часто необходим для использования всех возможностей одноцветного изображения, поскольку для нормального восприятия ограниченный узкий диапазон тонов нуждается в расширении.

Слабое боковое освещение с левой стороны дает контрастное изображение в пасмурную погоду
Контровое освещение при пасмурной погоде, когда наиболее яркая часть неба находится позади объекта, создает совершенно иной эффект. Если экспозиция определена правильно по яркости самого объекта, а не композиции в целом, на фотографии небо будет светлым и, возможно, окажется совсем белесым. Трава, улицы, кровли крыш или поверхность воды будут иметь сильный отражённый блеск. Полупрозрачные элементы типа листьев могут оказаться светлее. Контраст всей композиции, вероятно выше нормального, причем весьма густые тени будут обращены к камере. Степень контраста будет зависеть от соотношения между светлой и темной частями неба.
Слабое контровое освещение в сочетании с высококонтрастной печатью обеспечило получение изображения со всеми тональными переходами Шерли
Килпатрик
Освещение поверхностей, обращенных к камере, хотя они и находятся в тени, будет ровным. При правильно выбранной степени передержки можно получить «эффект свечения». Все ворсистые поверхности особенно мех, волосы и листва, будут подчеркивать контровое освещение. Блестящие объекты вроде автомобилей выглядят глянцевитыми, поскольку светлое небо отражается в полированной поверхности
Т аким Образом. Съемка в контровом свете при пасмурной погоде позволяет получить наиболее привлекательные изображения на натуре. Однако при таком способе съемки существуют и свои трудности. Большинство из них связано с наличием крупного источника рассеянного света, который частично входит в кадр. Полное размывание тонов неба может и не потребоваться. При правильно установленной экспозиции некоторые детали типа ветвей деревьев могут полностью пропасть в льющемся свете, особенно при использовании дифференциальной фокусировки. А в случае телевизионных систем автоматическая настройка чувствительности может дать отрицательный результат: при панорамировании камеры вслед за объектом, перемещающимся из зоны фронтального освещения в зону контрового освещения в пасмурный день, изображение затемняется.
Эту проблему можно решить, хотя и частично, используя оттененный светофильтр. Оптическая плотность такого светофильтра серого или другого (например, небесно-голубого) цвета постепенно возрастает от полной прозрачности в его нижней части до максимального значения в верхней части.
Смысл применения такого фильтра состоит в том, что нижняя часть кадра (земля) снимается сквозь прозрачную часть фильтра, а верхняя (небо) — сквозь окрашенную часть фильтра. Плавный переход оптической плотности, достигаемый путем контролируемого погружения заготовки в ванночку с красителем, позволяет избежать резких изменений тона. Созданное таким искусственным путем голубое небо иногда выглядит вполне натурально. Когда по условиям съемки можно заранее предугадать неестественность изображения неба, некоторые фотографы прибегают к использованию коричневых или окрашенных в цвет сепии фильтров, которые усиливают яркость красок. Оттененные светофильтры выпускаются с различной оптической плотностью и почти всех цветов, что обеспечивает возможность творческого поиска.
Моделирование, выявление фактуры поверхности и достижение пластичности изображения при съемке в пасмурную погоду в значительной степени зависят от качества используемых фотопленок и объективов. Видеоизображения обычно очень плохо передают объемность и фактуру предметов из-за низкой разрешающей способности. Объективы и пленки крупноформатных камер (5x4 дюйма и более), напротив преобразуют пасмурное освещение в средство отображения мельчайших деталей поверхности и объемной структуры предметов. При использовании 35-миллиметровых и широких рулонных пленок высококачественные объективы и низкочувствительные пленки всегда будут иметь преимущества перед дешевыми объективами и высокочувствительными пленками.
К сожалению, одним из наиболее неприятных эффектов сильного контрового освещения, исходящего от большого пространства яркого неба, является потеря деталей изображения. Рассеяние света отраженного в оптической системе камеры, создает общую засветку. Эта засветка явно не выражена в отличие от блика, создаваемого одиночным источником яркого света, в виде цветных точек
или пятен засветка от неба рассеяна по всей площади изображения. Она снижает контраст, вуалирует тонкие детали в наиболее светлых частях изображения и
Рассеянный солнечный свет, направленный прямо в объектив, придает яркий блеск плоским сланцевым плитам на острове Сейл в западной Шотландии Применение объектива с фекусным расстоянием 20 мм позволило воспроизвести детали крупным планом и широкий простор неба. делает фотографию невыразительной. Чтобы избежать такой засветки, следует применять глубокую бленду, устанавливаемую на объектив, и избегать включения в кадр большого пространства неба.
Выбирайте возвышенную точку съемки, с тем, чтобы смотреть на объект несколько сверху, и ограничивайте площадь, занимаемую небом, четвертью кадра. Оттененный фильтр, конечно, помогает уменьшить засветку за счет ослабления уровня рассеяния, однако применение фильтра любого цвета, кроме серого, приводит к некоторым цветовым потерям изображения.
Рассеянное контровое освещение на улице является идеальным для съемок даров природы и часто используется фото корреспондентами фотожурналов.
Ясный солнечный свет
На солнце до некоторой степени проще определить реальные условия освещения. Практически нет сомнений, что освещение является направленным. Хорошо известны следующие варианты освещения фронтальное (переднее), боковое, контровое, контурное и низкое боковое Единственным видом естественного освещения, который не встречается на умеренных широтах, является освещение от солнца, находящегося строго в зените. При зенитном освещении получаются контрастные, непривлекательные фотографии, особенно при съемке портретов. В субтропических и тропических странах съемочной аппаратурой обычно не пользуются в течение четырех часов около полудня и снимают лишь в утренние и вечерние часы.
Это послужило поводом к вымыслу о том, что полуденные часы следует любой ценой избегать для съемок независимо от географического положения, что не соответствует истине. Низкое зимнее полуденное солнце на широте 45° создает условия освещения, аналогичные условиям освещения поздним вечером на тропических широтах, и является идеальным для фотосъемки.
При фронтальном солнечном освещении могут возникнуть сложности. Когда солнце достаточно высоко, моделирование становится очень невыразительным и в воздухе отчетливо видны любая дымка или пыль (подобно тому как свет от вспышки неожиданно выявляет дым в накуренном помещении). Когда солнце достаточно низко и его лучи могут отражаться в вертикальных стеклянных поверхностях, а предметы отбрасывают длинные тени (оба этих эффекта можно использовать в интересных композициях), есть опасность того, что в кадр попадет тень самого фотографа.
Аналогичный вред могут нанести тени других людей и сооружений. Глубокая черная тень от телеграфного столба или обширная тень от дерева в виде кляксы могут испортить распределение освещения наземных деталей. Изменение точки съемки, если фотограф пользуется широкоугольным объективом, обычно не решает проблемы: «захват» тени от фотографа широкоугольным объективом даже более вероятен. На практике часто бывает необходимо использовать телеобъектив. При фронтальном освещении высоко стоящим солнцем создаются
почти столь же уродливые тени у глаз и подбородка, как и при освещении солнцем, находящимся в зените. Заполняющий свет вспышки принесет мало пользы, полезным может оказаться лишь рефлектор. В целом лучше избегать съемок при таком освещении.
Боковое освещение, при котором свет падает на объект под углом 45—90°, возможно как при достаточно высоком, так и при низком положении солнца. Поскольку одна сторона объекта полностью освещена, а другая находится в тени, так что плавная линия перехода от света к тени имеется на всех объемных округлых предметах, моделирование формы и пространственной структуры объектов существенно улучшается.
При таком освещении в полной мере проявляют себя естественные отражатели: солнечный свет, отражаясь от зданий, дает сильное заполняющее освещение. Части объекта, имеющие различную ориентацию, приобретают различные уровни освещенности, что не наблюдается при фронтальном Освещении. Стена, обращенная к солнцу, будет освещена полностью; если лучи солнца едва ее касаются, будут видны фактура и отдельные детали, хотя и при меньшем уровне освещенности; стена, развернутая от солнца, будет находиться в тени.
Т ени, отбрасываемые фотографом или посторонними предметами, простираются поперек изображения и обычно явно не выделяются. Если какая-либо тень падает очень близко от камеры, бывает достаточно отодвинуться на несколько метров, чтобы избежать ее. При боковом освещении фотограф, кроме того, имеет возможность сам перейти в тень если при съемке широкоугольным объективом имеется риск появления оптических бликов; при этом в кадр может быть включено пространство неба в непосредственной близости к солнцу.
Прямой солнечный свет немного сбоку скрывает фактуру и создает глубокие тени
В целом боковое освещение рекомендуется для съемок всех натурных композиций независимо от окружающих условий служащее фоном небо, снимаемое при боковом освещении_,_как правило, получается приятного голубого цвета, особенно если солнце освещает объект под углом 45°. В этом случае баланс света и тени близок в оптимальному («средний сюжет») и параметры экспозиции устанавливаются прямыми измерениями.
Низкое боковое освещение наблюдается при очень низком положении солнца. При таком освещении лучи света обычно падают на объект под углом, близким к 90° О поперечном освещении можно говорить лишь применительно к объектам с преимущественной ориентацией, например фасадах зданий. Поперечное освещение выявляет фактуру и создает длинные резкие тени. В студии такой тип освещения называют скользящим. Перед самым заходом солнца весь ландшафт на короткое время может быть освещен поперечным светом, а при более высоком положении солнца поперечным освещением могут выделяться склоны холмов и другие наклонные поверхности (по контрасту с остальной частью сюжета).
При прямом контровом освещении ярким солнечным светом можно получить изображение любого типа — от светлого и изящного портрета до насыщенного силуэта. Все зависит от
Поперечное освещение низким вечерним солнцем разобщает планы и высвечивает отдельные детали.
экспозиции. Если она определяется по освещенности всего сюжета, то следует ожидать резких контрастов и густых теней. Если экспозиция определяется по освещенности
теневой части объекта, то фон будет светлым а тени будут иметь нормальные плотности.
Использование рефлекторов и вспышек заполняющего света уже рассматривалось ранее при анализе контрового освещения. Что касается формы и объемных свойств изображения, то при ярком солнечном контровом освещении наблюдается тенденция к сведению каждого элемента к плоскому силуэту на фоне подавляющей воздушной перспективы. Отдаленные части сюжета, вероятно, будут окутаны дымкой, но ближайшие детали будут видны отчетливо. Впечатление перспективы создается без каких-либо признаков объемности формы, округлости или фактуры (за исключением стен или поверхности земли, на которые солнечные лучи падают под углом).
Простая логика подсказывает, что контровое освещение, в большинстве случаев бывает по утрам и вечерам, поскольку оно невозможно при расположении солнца, близком к зениту, а что касается времени года, то такое освещение чаще встречается осенью, зимой и весной. В результате зрители связывают контровое освещение с летними вечерами, ранним утром, весною, осенью и зимними солнечными днями. Все эти ассоциации приятны и зачастую вызывают ностальгию.
Исходя из этого, контровое освещение используется для рекламных сюжетов с определенной эмоциональной направленностью. Этому способствуют упрощение форм и утрата деталей, особенно когда отчетливо выражена воздушная перспектива.
Солнечное контровое освещение в замкнутом пространстве с контрастирующими деталями может упростить изображение сложного сюжета
Контурное освещение является предельным случаем контрового, когда небо вообще не входит в кадр Объект обычно снимается на темном фоне — зданий, деревьев и даже земли (с некоторого возвышения) Солнечный свет падает на объект сзади, немного сбоку, и освещает лишь контур предмета. При этом, если нужно получить изображение в виде яркого контура на густом темном фоне, устанавливают минимальную экспозицию. При контурном освещении скрадываются и форма, и фактура, и объемная структура предмета, выступает лишь конфигурация, внешние очертания.
Этот тип освещения максимально графичен.
Правильный выбор момента съемки позволил частично скрыть солнце за фигурой девушки и предотвратить появление сильных оптических бликов при использовании широкоугольного объектива с фокусным расстоянием 28 мм
В условиях прямого солнечного освещения контровым светом необходимо использовать высококачественную солнечную бленду для объектива. В отличие от общей засветки, создаваемой обширными светлыми пространствами сюжета, блик от прямого солнца может усугубить общее снижение качества изображения яркими пятнами света. В дальнейшем эти пятна невозможно устранить. Чтобы такие блики не появились, выбор сюжета необходимо производить при той рабочей диафрагме, с которой будет произведена съемка, но не при полностью открытой диафрагме, поскольку блики часто появляются при диафрагмировании. Самый неприятный блик создается в том случае, когда форма отверстия диафрагмы объектива воспроизводится в виде ряда цветных многоугольников. Во многих современных оптических системах этого удалось избежать
благодаря удачной конструкции объектива, но некоторые зум-объективы и широкоугольные объективы имеют подобный недостаток.
Блики в объективе и пятна от отверстия диафрагмы приемлемы, когда в кадр включено само солнце. При такой съемке необходима ручная установка экспозиции. Значения параметров экспозиции должны определяться исходя из освещенности всей снимаемой сцены без учета солнца. Это одинаково справедливо и для солнечного света из-за преграды, и для открытого солнца. Обычно для повышения шансов на успех композицию кадра следует строить таким образом, чтобы солнце светило из-за ветки или было закрыто, например, головой снимаемого человека, создавая ореол вокруг волос.
Портреты
При съемке на открытом воздухе портреты лучше всего получаются в пасмурную погоду при боковом и контровом освещении, а также при боковом или контровом освещении солнцем
(эффектные снимки). Фронтального освещения при пасмурной погоде и солнце следует избегать.
Целесообразно использовать вспышку «синхросолнце» для заполняющего освещения теней или рефлекторы. Основное правило портретной съемки — оба глаза портретируемого должны быть одинаково освещены. Когда съемка производится при боковом освещении в пасмурную или солнечную погоду, лицо должно быть повернуто на три четверти в направлении света таким образом, чтобы глаз, находящийся на теневой стороне, не попадал в тень. Затененная часть должна начинаться на скуле за глазом. Умышленное затенение половины лица при прямом солнечном свете в некоторых случаях может привести к удачному результату (нет правил без исключений!).
Если вы вынуждены фотографировать при высокостоящем солнце, найдите место в тени, избавившись от освещения открытым небом. При сплошной равномерной облачности с ярким световым фоном неба попросите портретируемого сесть, а сами оставайтесь стоять, чтобы сидящий был вынужден поднять лицо в направлении камеры. Этот прием позволит вам избежать глубоких теней под глазами, которые характерны при съемке в указанных условиях.
Архитектурные сооружения
Высококачественные снимки архитектурных сооружений получаются в заранее продуманных условиях с выбором лучшего времени года и времени суток с точки зрения солнечного освещения. Наихудшим образом сооружения выглядят при абсолютно контровом освещении, а предпочтительным является освещение в пасмурный день (если на небе есть облака, подождите, пока солнце скроется за ними). Фронтальное солнечное освещение редко дает лучшие результаты, если заранее не предполагается сосредоточить внимание на внешней отделке. При боковом или низком боковом освещении, выявляющем фактуру и очертания архитектурных деталей, также выявляются неровности кладки или отделки поверхности. Чтобы скрыть недостатки, следует снимать при фронтальном освещении или в пасмурный день.
Пейзажи
Впечатление, создаваемое художественными видами, часто зависит от «качества» света, состояния объекта и погодных условий. В этом вопросе не может быть непреложных правил. В целом большинство людей предпочитают виды, снятые при солнечном освещении. Для детализированного воспроизведения, особенно крупным планом, лучшим может оказаться освещение при пасмурной погоде. Главное — настроение композиции: местность, поросшая вереском, более эффектно выглядит в ненастную ветреную погоду, а ботанический сад в полном цвету — при
солнечном свете.
Тени могут усилить выразительность фотографии, если композиция заранее продумана Это подтверждает снимок, сделанный с помощью объектива с фокусным расстоянием 20 мм Ричард Брэдбери
Тени
С точки зрения освещения есть разница между совершенно затененными участками и тенями от предметов. Одна сторона предмета может быть полностью освещена, тогда как другая будет находиться в тени. Т ень, отбрасываемая предметом, — это уже нечто другое, поскольку она не может быть использована для моделирования и выявления очертаний. Такую тень нет смысла включать в кадр, если она не служит задачам композиции или информации. Т ени на самом объекте, выявляющие его контуры, являются наиболее существенным результатом правильного освещения. Затенение создается отбрасываемыми тенями и является условием освещения. Объект, расположенный в затененной области, все еще может подчеркнуть направленное освещение своими собственными мягкими тенями. Открытым затенением является любое затененное малое пространство, освещенное отраженным светом или светом неба; глубокого затенения практически не существует, поскольку оно идентично естественному освещению внутри помещения.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18

перейти в каталог файлов


связь с админом