Главная страница
qrcode

СВОБОДА ДУХА. Свобода духа


Скачать 487.5 Kb.
НазваниеСвобода духа
АнкорСВОБОДА ДУХА.doc
Дата21.11.2016
Размер487.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаSVOBODA_DUKhA.doc
ТипДокументы
#7268
страница1 из 10
Каталогtopic70547601_29935852

С этим файлом связано 36 файл(ов). Среди них: Morimura_Seyiti_Kukhnya_dyavola.doc, Rudzitis_R_Ya_Iskusstvo_tvorit_vzaimootnoshenia.docx, Rikhard_Rudzitis_Soznanie_Krasoty_spaset.pdf, SVOBODA_DUKhA.doc, Kryzhanovskaya_-_Pentalogia__39__39_Magi_39__39_-_1_-_Elixir_zhi, Zhenschina_Uchebnik_dlya_muzhchin_Oleg_Novosyolov.doc, Streltsova_Lyudmila_Velikiy_putnik_obraz_Iisusa_Khrista_v_svete_, Russkaya_Blavatskaya_Vladimirov_A_V.pdf и ещё 26 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Свобода духа

Свобода есть украшение мудрости,                    

но распущенность есть рога невежества.           

Братство, 569.

Свобода в духе. Свобода только в духе.             

Нет никакой другой свободы и не может быть.

Грани Агни Йоги. 1952 г. 105.

Свобода духа – качество человеческого сознания, означающее максимальную необусловленность свойств его духовного начала явлениями более низших планов в каждой из сфер многомерного бытия; власть и контроль духа над внутренними (субъективными) и внешними (объективными) явлениями и процессами в соответствии с общекосмическими Законами.

Свобода – это атрибут1 духовного начала (духа). Однако в космосе, согласно Учению Живой Этики, духовное начало не имеет существования само по себе. Только в соединении с материей, в материальных формах дух может проявить все свои качества и свойства2. Вместе с тем, любая материя, особенно с увеличением степени её уплотнения и дифференциации, накладывает соответствующие её уровню закономерные ограничения на проявление свободы духа. «Объединившись с материей, – поясняется в Учении, – дух может освободиться лишь путем усовершенствования, ибо с момента осознания освобождения утверждается отрыв. В космической лаборатории эти два принципа объединение и освобождение – основы творчества. Лишь стремительность духа приводит к освобождению, которое отзывается на сознании и сердце. Стремление духа нагнетает тончайшую вибрацию. Так освобожденный дух знает космическую огненную вибрацию»3.

Освобождение духа происходит лишь путем усовершенствования облекающей его материи – в его устремлении «к высшим функциям вместе с материей»4, т.е. через утончение последней. В макроцикле Эволюции погружение духа в материю называют инволюцией, а его восхождение и освобождение –эволюцией. Важный этап в проявлении атрибутов духа, а на человеческой ступени эволюции – это прежде всего разума, начинается с восходящим циклом эволюции, состоящим в постепенном утончении плотной (физической) материи. 

На этом этапе свобода измеряется степенью власти, контроля духа над плотно- и тонко-материальной стихией как внутри человеческого микрокосма, так и вовне его, что выражается в увеличении проявленных свойств и качеств духа, их свободном, максимально возможном действии и в уменьшении обусловленности, ограничения его (духа) потенций.

Свободы как полной независимости существования человека (как и любого существа или явления) в космосе нет и не может быть, поскольку бытие есть единая равновесная целостность, связанная миллионами видимых и невидимых нитей – проявлений фундаментальных Законов, по которым строится его бесконечная эволюция. «Во всем Пространстве один пульс, и Закон Космоса является для Сущего одним»5, – утверждается в Учении. «Сущность Космического Магнита настолько связывает космические явления между собою, что невозможно представить себе независимое существование. Только Космический Магнит может одно существование включить в цепь для проявления. … Как один поток Вселенная!»6. В том, что выпадает из-под действия Законов Космоса, нарушается течение естественного развития, появляется ущербность, невозможность выявления высших потенций ведущего духовного начала. Если не происходит своевременного исправления, то после ряда катаклизмов и разложения такие материальные формы попадают в космическую переработку.

Закон предусматривает наилучшее течение эволюции всего сущего в космосе – последовательное, целесообразное, беспредельное в росте и достижениях. Тогда как страдания, болезни, стихийные бедствия – это показатели неправильного движения и драматического противодействия Законам Жизни. Их познание и приложение к практике самодеятельности даёт свободное и полноценное творчество. «…Истинная свобода выявляется в рамках закона, – подчеркивается Великими Учителями. – И Мы Являем Закон свободно и мощно»7.

В Учении Живой Этики под свободой понимается свобода воли (волеизъявления) и выбора человеческого сознания. Появление её связывается с зарождением разума в человеке, происшедшем миллионы лет назад. Через свободу воли и выбора осуществляются индивидуальные накопления сознания и его эволюционное развитие, постепенно раскрывающее и реализующее потенции духа и материи. Эта свобода, согласно Учению, есть Закон космоса, неотъемлемое право разумного существа. При этом, она диалектически связана с ответственностью человека перед собой (своей духовной индивидуальностью), человечеством, планетой и жизнью Космоса в целом. Ответственность – обратная непреложная сторона свободы воли, она следует за каждым порождением человека.

Существование свободы выбора, утверждающей достоинство человека, ведёт к тому, что он самостоятельно творит мир следствий, который преобразует его жизненное пространство и формирует будущее. «Свобода, которая так манит человека, есть иллюзия. В Беспредельности есть свобода выбора, и в этом – вся красота. Свобода выбора утверждает человека. И назначает человек сам себе мир следствий. Так творится жизнь зависимости. Нескончаемы существования и связаны явлениями строительства»8. Так, зависимость человека от общекосмической жизни не превращает его в жертву фатума (рока, кармы) или в игрушку незримых сил. Назначение людей – не рабство или анархия, но соучастие в эволюции: «Формулаидти с Космосом напряженным ритмом даст лучшее понимание жизни»9. «Жизнь есть служение эволюции»10

Эволюция совсем не предполагает насилия, она может быть только добровольной и сознательной. «Люди должны напрячь добрую волю, чтобы присоединить к потоку высших энергий и свои накопленные силы. …Нужно понять, что проклятия и осуждения будут плохим оружием. Можно видеть, как складывается карма народов. Те, которые много проклинали, собирают тяжкую тучу над собою. Эволюция есть претворение добра. Пусть каждый человек помыслит, что он считает наилучшим добром. …Эволюция гармонична и проста в красоте целесообразности»11.

Обычный человек может усмотреть в единстве космоса и целей его эволюции воплощение однообразия, унификации. Описывая посмертное состояние человека или его эволюционные перспективы, ряд философов (Г. Гегель, В. Соловьев и др.) полагают, что свободная воля подавляется или поглощается. В Живой Этике же свобода воли выступает единственной великой возможностью проявления человеческого духа, поэтому она не может исчезнуть. Она закономерно слагает духовную индивидуальность человека, в данном контексте означающую не обособление и эгоцентризм, но психо-энергетическую неповторимость микрокосма, его особое место в мироздании. Последнее обусловлено уникальными для каждого человека сочетаниями жизненных условий, впечатлений, опыта.

Можно выделить три основных степени проявления воли (свободы воли) человеком: безволие, своеволие (низшая воля) и огненная (духовная) воля, или устремление (См. лепесток-качествоУстремленность). 

Безволие, свидетельствующее о слабой развитости волевых качеств сознания, рассматривается в Учении как одно из главных препятствий для процесса совершенствования человеческого сознания12. Свобода волеизъявления такого человека сведена к минимуму, и его сознание, как ветровой флюгер, находится под меняющимися чужеродными воздействиями. Именно к таким людям в Учении относятся слова из Апокалипсиса: «Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» [3:16].

Своеволие означает подвластность сознания человека своей низшей животно-эгоистической природе. Парадокс низшей воли состоит в том, что при всей кажущейся свободе и силе ее волеизъявления сознание человека находится во власти своей самости, ограничивающей его мышление и поведение сферой эгоистических, эмоционально-чувственных желаний и страстей. Своеволие, согласно Учению, является показателем внутренней слабости человека, не сумевшего подчинить дисциплине духа ментально-психическую стихию сознания, точнее, тонко-энергетические силы своих оболочек13.

Когда же человек вдохновлен сознательно поставленными высокими и чистыми целями, находится в поисках соизмеримых средств для их достижения, он становится центром активности и настойчивых усилий в совершенствовании себя и мира. Сознательная свобода (т.е. сознательно направленное свободное проявление сил) превращается у такого сильного, развитого человека в окрыляющуюустремлённость. Утончение и восхождение его сознания к высшим, лучшим, творческим зовам и велениям духовного начала, согласованность его действий с Законами Жизни, созвучие с целями её эволюции ведёт к сознательному участию человека в потоке Жизни, его включению в бесконечную Иерархию восходящих Сознательных (Разумных) Сил Космоса. Воля человека постепенно объединяется с Высшей Волей в желании Блага и пользы всему живущему. В Учении подчеркивается: «…В высших сферах свободная воля преображается в сотрудничество с космическою мыслью»14. «Свободой считаем власть воли, созвучной с сознанием Высшим, сознанием Космическим…»15. «Чем больше человек, – указывала Е.И. Рерих, – тем меньше у него так называемой свободной воли, ибо он видит яснее следствия многих причин, не уловимых другими людьми. Он видит, как часто одно малое действие ввергает в бедствие целые страны. Воля высокого Архата сливается с Волею Высшею, ибо его личные чувства дисциплинированы или, вернее, настолько утончились и преобразились, что Он знает веление высшей пользы, проявляющейся в великой целесообразности, царящей в Космосе»16.

Еще раз подчеркнем, что Учение направлено на пробуждение и воспитание в человеке сознательнойсвободной воли, которая бы выявила все качества его высшего духовного начала, а значит, стала быдоброй, т.е. созвучащей, а не противодействующей эволюции всего сущего. Ведь только «добрая воля и есть свободная воля. …Добро, и свобода, и красота живут под одной кровлей»17.

В становлении духовной свободы большую роль играет процесс самосовершенствования, упорядочивающий и дисциплинирующий весь сложный, многомерный человеческий микрокосм. Часто бывает, что человек говорит одно, поступает по-другому, а на самом деле чувствует совершенно иначе… Вот эта несогласованность и разноголосица мучают и раздирают сознание человека, его воля не собрана и не имеет фокуса и вектора приложения сил. Как человек может достичь того, что он хочет, если он до конца не знает и не уверен в своих желаниях? Тем более, что такой человек очень подвержен внешним влияниям, которые бывают весьма переменчивы…

Только когда человек осознает свои желания и цели, он может все свои силы, свою свободную волю направить на их достижение. И тогда происходит изумительное для многих превращение свободной воли в… дисциплину – в волевое, устремлённое, упорядоченное действие! Вот почему в Учении утверждается: «…Свобода есть высшая дисциплина»18. «Только прошедший дисциплину духа может осознать, как сурова действительность свободы»19

Поэтому одним из лучших путей к постижению свободы духа в Учении называется любимый творческий труд, который естественным образом организует и упорядочивает человеческое сознание, его ментально-психические силы. Совершенствуясь в труде, человек устремлен в будущее, к новым нахождениям, к овладению новыми умениями и свойствами, которые, подчиняя материю, расширяют его возможности в выявлении мастерства. 

В Учении приводится как пример образ мастера – человека, любящего свой труд, преданного ему, понимающего все сложности своего дела, но и его значимость, вкладывающего в него все напряжение своих сил, готового постоянно совершенствовать свое мастерство. Такой человек «легче всего согласится на постоянное служение в виде совершенствования. Только мастер не нуждается в часах, ограничивающих его труд… Утеря понятия служения обратила земное бытие в рабство и безумие. …Понятие служения есть решение задачи жизни»20. Под служением Великие Учителя понимают «проведение в жизнь высших принципов»21, воплощение в земной жизни высших законов, целей и ценностей, ведь «сама эволюция есть претворение добра»22, красоты и т.п. Так, человеческое сознание через вмещение высших ценностей – труда, любви, подвига, самоотверженности и т.п. поднимается до осознания своего назначения сотрудника и сотворца космической жизни.

Человеческая воля в реальной жизни находится под непрестанным воздействием – внешним (астрохимическим, техногенным, природным, социальным, межличностным и т.п.) и внутренним (инстинктов, подсознательных влечений, негативных черт характера, привычек, стереотипов, шаблонов, привязанностей, переживаний и т.п.). О какой свободе может идти речь, если человек не может совладать со своей низшей, астральной природой, свойством которой является ненасытность желаний, переменчивость настроений, зависть, ревность и т.п.? Путь к освобождению от власти и воздействия всех перечисленных факторов, согласно Учению, лежит только через духовное познание и совершенствование сознания. Большую роль в достижении духовной свободы играет воспитание в себе таких качеств сознания, как самодостаточность, отрешенность и непривязанность, мужество, самообладание, самостоятельность.

Прекрасные образцы мысли на эту тему мы находим в изречениях древнегреческих философов: «Ничего не достаточно тому, кому достаточное мало...» (Эпикур) или часто повторяющееся в «Гранях Агни Йоги» «Всё своё ношу с собой» (Omnia mea mecum porto). Когда человек знает своё самое главное, ценное и любимое, то он не будет разбрасываться временем и силами. Если это явление не земное, а духовное, то тогда все земные вещи и дела служат лишь средством для восхождения и постижения высших, духовных идеалов и ценностей.

Законом, реализующим свободу воли и выбора человека, согласно Живой Этике, является Карма, причинно-следственная связь, охватывающая не только материальный, но и духовный, нравственный, ментально-психический мир человека. Какие зерна человек закладывает в сегодняшнем дне – это его побуждения, мысли, желания, такой сад и встретит он на своём будущем пути; сад, который либо даст ему силы и пищу для дальнейшего продвижения, либо преградит путь своими зарослями.

Основываясь на этом законе, издревле духовные подвижники и мудрецы искали высшего освобождения – Нирваны, Мокши, Рая. В восточном мире эти понятия священны, и связаны они не с земным, но Высшим Миром Духа. Каждый из Великих Учителей – Кришна, Будда, Христос и др. – нес людям необходимые знания, которые помогли бы освободиться от иллюзий и тенет земного мира. Кришна учил, что «укротивший чувства, сердце и разум, стремящийся к высшей свободе, отрешенный от желаний, страха и гнева – свободен навеки»23. Открывший восьмиричный Благородный Путь освобождения от сансары земных страданий, Готама Будда наставлял: «Дисциплинированный человек свободен, будучи свободен, он радостен, он покоен и счастлив»24. Иисус Христос говорил: «Познайте Истину, и она сделает вас свободными» (Иоан. 8:21). Именно через расширение сознания, преображение внутреннего человека утверждается этот единственный путь к Свободе Духа.

На этом глубоком нравственном фоне поистине наивно и странно выглядят многие суеверия людей, которые лёгкими, весьма необременительными способами думают освободиться от тенет порочных мыслей и поступков, например, выкупаться в ледяной родниковой воде в православный праздник Крещения или прочитать особое магическое заклинание с соблюдением ряда обрядовых условий и т.п. Конечно, это заманчиво просто по сравнению с каждодневной борьбой с собою длиною в жизнь, да еще и не одну…

Своими познаниями земное человечество уже во многом облегчило и освободило себя от тягот материальной обусловленности: улучшился быт людей, появился и земной, и воздушный транспорт, радио, телевидение, интернет. Все эти технические изобретения расширили наши возможности и сделали жизнь более «виртуальной», не столь наполненной тяжелым физическим трудом. Таковы веяния эволюции. Мы всё больше понимаем, как необходима свобода научной мысли человечества, не зашоренной страхом, отрицаниями и предрассудками. 

Наука имеет в своих руках мощные средства – сложнейшие аппараты и компьютеры, экспериментальные методики, точность исследований, неоспоримость фактов, доказательность аргументов и т.п., которые способны убедительно и сильно повлиять на позитивное расширение человеческого мышления. Поэтому будущую эпоху создатели Учения Живой Этики связывают с расцветом именно науки, одухотворённого научного знания, а не религиозной догматики. «Мыслитель просил только мыслить свободно: "Свобода мысли есть путь преуспеяния"»25.

Свобода – одна из величайших ценностей, вполне осознанных человечеством, хотя и понимаемых пока очень узко. Обострение борьбы за свободу происходило в истории на фоне сильнейшего гнёта и эксплуатации народных масс, грубого пресечения свободы вероисповедания, свободы мысли. Как следствие, поднимались восстания и происходили революции. Живая Этика напоминает: «Насилие породит восстание»26. Ради свободы люди совершали героические поступки и шли на смерть. Вспомним, как в противовес захватнической корысти Англии, а также церковному догматизму и инквизиции возгорелся подвиг бесстрашной девушки Жанны д’Арк, поднявшей народ за освобождение Родины. В ХХ веке мировые войны всколыхнули миллионы человеческих душ, боровшихся за свободу жизни и мысли от жестокого колониализма, нашествия военизированной машины, запущенной в ход возгордившимися правителями и богачами. 

Необычно кровавой трагедией стала Гражданская война в России в начале ХХ века, обратившей в хаос государственную и общественную жизнь. Однако обернёмся в предшествующие века, являющие нам показательные примеры многовекового крепостничества, навязывания догматов официальной религии без их осмысления, жесточайшей цензуры слова, подавления власть имущими свободолюбивых идей и творческой инициативы и самостоятельности. Судьбы великих поэтов и писателей могут служить горьким уроком будущим поколениям. В связи с этим Елена Ивановна писала: «Я недоумевала, почему на долю России выпала такая ужасная карма, ибо если просмотреть историю всех стран, то много больше кровавых преступлений совершалось в других странах, нежели в России. Теперь же мне ясно: именно, когда в других странах уже была допущена свобода совести и исповедания, в России каждое несогласие с узким догматизмом приравнивалось к государственному преступлению. Запрещено было мыслить, и вот это запрещение и насилие над Духом и породило эту страшную карму. Ибо, истинно, нет большего преступления, как против Духа»27.

Свобода всегда была и останется заветной звездой, влекущей и ведущей человечество по пути эволюционного роста и возвышения. Она – один из величайших стимулов нашей истории. 

Будем помнить, что в беспредельном космическом движении «самые великие возможности стучатся к человечеству, но выбор всегда свободен»28. И пусть этот выбор всегда будет за Духом!...

Образ: Орел – царь духа. Как орел легко, свободно и мощно поднимается выше полей, равнин и холмов и, наконец, гор, так и Архат, поднимаясь выше условий материальных форм (физических, астральных, ментальных и т.д.), освобождает свой дух, своё сознание от власти материи29.

Близкие понятия: равновесие, самообладание, почитание Высшего, дисциплинированность, спокойствие, самодостаточность, отрешенность, непривязанность, бесстрастие, достоинство духа, благородство, вмещение, мудрость, устремленность, осознанность и твердость убеждений, ясность и чистота сознания, искренность, простота, терпимость.

Антонимичные понятия: насилие, рабство духа, эгоизм (самость), гордость, высокомерие, самомнение, надменность, предубежденность, фанатизм, страстность, осуждение, умаление, ограниченность мышления, нетерпимость, самоуничижение, трусость, робость, жестокость, бессердечие, суетливость.

Дар свободной воли. Свободная воля и гармония Космоса. Свобода воли (выбора) и независимость

Свободная воля и самость. Свобода личности. Индивидуальность и личность 

Источник свободы – Дух. Расширение сознания как путь к ней

Свобода воли и дисциплина духа. Свобода воли и целесообразность. Свобода воли и Карма

Свобода воли и руководство Духовного Учителя

Учение Живой Этики – Учение свободы

Свобода мысли в России. Переустройство мира

Освобождение от ненужных мыслей, желаний, привычек, переживаний

Свобода воли в Тонком Мире

Рерих Н.К. На последних вратах

Спирина Н.Д.

Раздвигая малые предметы…

Всё отдано Тебе – сомненье, страх и гнев…
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов


связь с админом