Главная страница
qrcode

Вводим звуки в речь [Ч],[Щ].Перегудова Т. С, Османова Г. А.. Т. С. Перегудова г. А. Османова вводим звуки в речь


НазваниеТ. С. Перегудова г. А. Османова вводим звуки в речь
АнкорВводим звуки в речь [Ч],[Щ].Перегудова Т. С, Османова Г. А..doc
Дата28.11.2016
Размер5.67 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаVvodim_zvuki_v_rech_Ch__Sch_Peregudova_T_S_Osmanova_G_A.doc
ТипДокументы
#9081
страница1 из 11
Каталогid165647712

С этим файлом связано 4 файл(ов). Среди них: Vvodim_zvuki_v_rech_S__Z__Ts_Peregudova_T_S_Osmanova_G_A.doc, Vvodim_zvuki_v_rech_Ch__Sch_Peregudova_T_S_Osmanova_G_A.doc, Kniga_1_Chast_2_Narushenia_golosa_i_zvukoproiznositelnoy_storony, Kniga_1_Chast1_Narushenie_golosa_i_zvukoproiznositelnoy_storony_, Istoria_razvitia_formy_kresta_Krat_kurs_pravo.pdf.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Т. С. ПЕРЕГУДОВА Г. А. ОСМАНОВА

ВВОДИМ ЗВУКИ В РЕЧЬ

КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ [Ч], [Щ]

Логопедам-практикам и заботливым родителям

Санкт-Петербург 2006
СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 2

Постановка звуков [Ч], [Щ] 3

Как работать с карточками 5

Как работать с картинками 6

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 7

Автоматизация звука [Ч] в словах 7

Автоматизация звука [Ч] в конце слов 7

Автоматизация звука [Ч] в середине слов 10

Автоматизация звука [Ч] в начале слов 15

Автоматизация звука [Ч] в интервокальной позиции 28

Автоматизация звука [Ч] в словах со стечением согласных 36

Автоматизация звука [Ч] в словах, содержащих два звука [Ч] 38

Автоматизация звука [Ч] в связном тексте 41

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 48

Автоматизация звука [Щ] в словах 48

Автоматизация звука [Щ] в начале слов 49

Автоматизация звука [Щ] в интервокальной позиции 50

Автоматизация звука [Щ] в конце слов 53

Автоматизация звука [Щ] в словах со стечением согласных 54

Автоматизация звука [Щ] в словах, содержащих два звука [Щ] 57

Автоматизация звука [Щ] в связном тексте 58



ПРЕДИСЛОВИЕ


Пособие представляет собой систему карточек с заданиями по автоматизации звуков [Ч], [Щ] в речи детей. Оно может быть использовано и при развитии фонематического слуха дошкольников, обогащении их лексики. Как известно, расширение артикуляторных возможностей и лексического запаса помогает ребятам усвоить также и грамматический строй родного языка, морфемный состав словоформ, овладеть навыками словоизменения и словообразования.

Материал традиционно сгруппирован в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове, предусматривает сложность слоговой структуры слов, а также наличие тех звуков, которые у детей не вызывают затруднений в произношении. Так, в картотеке на автоматизацию звуков [Ч], [Щ] в отдельные группы объединены слова с легко произносимыми звуками (чан, щука), слова, содержащие шипящие и свистящие звуки (Сочи, цепочка, сгущёнка, щипцы); слова со звуками [Л]-[Л'], [Р]-[Р'] (роща, лещ, ручей, чёлка).

Данные группы слов напечатаны разным шрифтом:

• прямым шрифтом — слова с легко произносимыми звуками;

курсивом — слова, содержащие шипящие и свистящие звуки;

жирным шрифтом — слова, содержащие [Л]-[Л'], [Р]-[Р'];

подчеркивание использовалось при выделении слов, содержащих одновременно звуки [С'] и [Щ], [Т'] и [Ч].
Авторы посчитали возможным не исключать из материала слова, нечасто встречающиеся в обиходной речи. По нашему мнению, обогащение словаря следует начинать с учетом основных закономерностей развития речи нормально говорящих детей. Значение новых слов нужно объяснять грамотно и доступно, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Карточки с речевым материалом пронумерованы. Однако в практической деятельности учитель-логопед должен исходить из целей и задач занятия, этапа логопедической работы, строго не придерживаясь нумерации карточек.

Картотека может быть использована и для уточнения звукослоговой структуры слова, так как слова на карточках сгруппированы по степени ее усложнения.

В ходе работы над автоматизацией звука на уровне словосочетаний ребенку можно дать задание составить предложение с данным словосочетанием. Продуктивные умения и навыки также способствуют развитию связной речи и активизации словаря детей.

Тексты содержат познавательный материал. Они удобны в работе по развитию речи дошкольника и расширению его представлений об окружающем мире.

Внимательные родители могут использовать материал пособия для закрепления у своего ребенка правильное звукопроизношение дома, на каникулах, в период отпусков, развивая его речь, воспитывая любовь к родному языку и культуру речевого общения.

Постановка звуков [Ч], [Щ]


Работа по устранению недостатков произнесения звуков [Ч], [Щ] требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.

При произнесении звука [Ч]:

• губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

• зубы не смыкаются;

• кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами, эта смычка незаметно переходит в щель между ними;

• посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха ладонью руки, поднесенной ко рту;

• мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

При произнесении звука [Щ]:

губы в легкой улыбке, зубы видны;

• зубы сближены;

• широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель;

• посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

• мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

• голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

Если усвоен звук [Ш], недостатков в произнесении [Щ] и [Ч] обычно не наблюдается за исключением тех случаев, когда имеет место замены [Щ] на [С'] и [Ч] на [Ц'].

Для произнесения звука [Щ], произносимого как [С'], проще всего пользоваться специальным зондом или шпателем. Слегка приподняв и отодвинув язык (верхняя артикуляция) или только отодвинув его назад (нижняя артикуляция), следует добиться необходимого звучания звука и далее закрепить его упражнениями сначала с механической помощью, а затем без нее. В заключение необходимо закрепить дифференциацию звука [Щ] и звуков [С'] и [Ш].

При замене звука [Ч] на [Ц'] (или [Ц]) рекомендуется тот же механический прием, что и при коррекции [Щ]. Если звук [Щ] усвоен, то получить [Ч] можно, указав и показав, что мягкому шипящему звуку должен предшествовать взрывной в виде [Т'].

Можно рекомендовать также такой прием постановки звука [Ч], при котором базой служит звук [Т'], произносимый с придыханием. Если в момент произнесения такого звука кончик языка приподнимается и слегка отодвигается подложенным под него зондом или шпателем, то должно появиться верхнее [Ч], если же кончик языка просто отодвигается, то нижнее [Ч].

Впрочем, производным может быть не только звук [Ч] от [Щ], но и звук [Щ] от [Ч], если последний усвоен ранее. В этом случае достаточно протянуть, а затем и отделить от слитного звука его фрикативную часть (чщ- - - - - - - - - -, чщ- - - - - -, щ - - - - - - - - - -).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов


связь с админом