Главная страница
qrcode

ТЕАТРАЛЬНОЕ_ОСВЕЩЕНИЕ. Смешение или сложение цветов Художнику по свету необходимо знать результат взаимодействия


НазваниеСмешение или сложение цветов Художнику по свету необходимо знать результат взаимодействия
Родительский файлTEATRAL NOE OSVESchENIE.rar
АнкорТЕАТРАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ.rar
Дата16.08.2013
Размер3.09 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGlava11.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипГлава
#19437
Каталогid228588828
Полное содержание архива ТЕАТРАЛЬНОЕ_ОСВЕЩЕНИЕ.rar:
1. Bobliogr.pdf
71.89 Кб.
Библиография
2. Glava01.pdf
11816.35 Кб.
Освещение сцены: исторический очерк Театр представляет собой единство сложных и разнообразных про
3. Glava02.pdf
147.68 Кб.
Художественные задачи и приёмы сценического освещения конца XIX начала XX вв
4. Glava03.pdf
13994.41 Кб.
Комплекс светотехнического оборудования сцены
5. Glava04.pdf
11413.06 Кб.
Театральные световые приборы (тсп) Театральный световой прибор (тсп) предназначен для художествен
6. Glava05.pdf
5692.55 Кб.
Системы управления светом Возможность регулировки освещения в театре появилась вместе
7. Glava06.pdf
2271.8 Кб.
Основные типы освещения Характер светотеневого рисунка зависит от взаимного расположе
8. Glava07.pdf
44660.25 Кб.
Освещение декораций
9. Glava08.pdf
13153.87 Кб.
Световая композиция Композиция (от латинского composition составление, связывание)
10. Glava09.pdf
4566.79 Кб.
Документация к световому оформлению спектакля понятие световой партитуры
11. Glava10.pdf
35883.24 Кб.
Архитектурное освещение
12. Glava11.pdf
3163.73 Кб.
Смешение или сложение цветов Художнику по свету необходимо знать результат взаимодействия
13. Glava12.pdf
139.55 Кб.
Психология восприятия цвета
14. Glava13.pdf
1501.9 Кб.
Применение светофильтров для создания световых эффектов (на примере фильтров Rosco)
15. Glava14.pdf
12927.82 Кб.
Светотехника Основные понятия и величины Предмет изучения светотехники
16. Glava15.pdf
13261.93 Кб.
Сценические световые эффекты § театральные проекционные приборы
17. Illustr.pdf
89.38 Кб.
Иллюстрации перечень иллюстраций, фотографий, чертежей и рисунков, вошедших в первое издание книги Глава 1
18. index.TXT
31.21 Кб.
Книга по театральному освещению предусматривает ознакомление с историей развития осветительного оборудования в театре
19. manual.TXT
1.9 Кб.
Примечания примечания глава 1
20. Oblogka.pdf
4595.81 Кб.
Книга по театральному освещению предусматривает ознакомление с историей развития осветительного оборудования в театре
21. oglavlenie.pdf
57.69 Кб.
Освещение сцены: исторический очерк глава 2
22. Primechania.pdf
54.53 Кб.
Примечания примечания глава 1
23. zakon.TXT
1.33 Кб.
zakon.TXT
24. Свет.jpg
34.83 Кб.
Свет.jpg

С этим файлом связано 41 файл(ов). Среди них: Ritm_v_iskusstve_aktyora.doc, Stsenicheskaya_rech_1.doc, ZVEREVA_N_Masterstvo_rezhissera_4_kurs.doc, GROTOVSKIJ_Teatr_i_Ritual.doc, Starshiy_syn.doc, GROTOVSKIJ_Ot_bednogo_teatra_k_iskusstvu-provo.pdf, Lanovoy_Vasiliy__Letyat_za_dnyami_dni__Aktersk.djvu и ещё 31 файл(а).
Показать все связанные файлы

211

Глава 11

Смешение или сложение цветов

Художнику по свету необходимо знать результат взаимодействия

различно окрашенных световых потоков, точно представляя себе, как

изменится цвет тела в том или ином свете. Для этого нужно разбирать

ся в физической природе света.

Ещё в середине XVII века считалось, что цвет есть свойство самого

тела, хотя наблюдение показывает, что в зависимости от условий осве

щения нередко наблюдается значительное изменение цвета тел. Хоро

шо были известны цвета радуги и игра цветов в гранёных алмазах,

но никто не знал причины этих явлений. Связь между красками радуги

и цветом тел была открыта только в замечательных исследованиях Иса

ака Ньютона (1642—1727) в середине XVII века.

Известно, что луч света, проходя на своём пути из одной среды в дру

гую, например, из воздуха в стекло и из стекла в воздух, изменяет своё

направление — преломляется. Исследуя с помощью призмы явление

преломления, Ньютон обнаружил, что после выхода из призмы лучи

разного цвета поразному отклоняются от своего прежнего пути. В этом

состояло его первое открытие: 

свет различного цвета преломляется по

разному. Мы знаем, что разным цветам соответствуют различные длины

световых волн. Обычно преломление — отклонение луча от первона

чального пути — тем больше, чем меньше длина волны: синий цвет пре

ломляется сильнее, чем красный.

Преломляя луч белого цвета, Ньютон получил на экране непрерыв

но окрашенную полоску, в которой переходы цветов от красного к фи

олетовому подобны наблюдаемым в радуге. Это радужное изображение

Ньютон назвал спектром. Ньютон пришёл к выводу, что существуют

простые цвета, которые не разлагаются при прохождении через призму

(не образуют спектра), и сложные, представляющие собой совокуп

ность (смесь) простых. Второе открытие Ньютона заключалось в том,

что 

белый цвет есть совокупность простых цветов. Радуга — это спектр

белого цвета. Среди всех составляющих его цветов красный имеет на

ибольшую длину волны, а фиолетовый — наименьшую, поэтому они

располагаются на противоположных границах спектра. Свет, приходя

щий от Солнца, называют 

белым

*

, потому что он не выглядит окрашен

ным. Разложив белый свет в спектр, Ньютон затем осуществил и обрат

ный опыт: вновь получил белый цвет смешением всех цветов спектра.

Выяснилось, что если при смешении из спектра исключить какойлибо

один цвет, изображение окажется не белым, а цветным. Например, ес

ли перекрыть какимто предметом путь зелёному лучу, то изображение

будет красным, если передвинуть препятствие и задержать синий учас

ток спектра, изображение станет жёлтым. Направим луч белого света на

*Белый цвет называют также ахроматическим, что в переводе с греческого означает "лишённый

окраски".

экран, поместив на его пути зеркало или призму, чтобы отклонить часть

лучей спектра. На экране получится два цветных изображения: одно об

разовано отклонёнными лучами, другое — всеми остальными лучами

спектра. Если цветные изображения отчасти перекрывают друг друга, то

общая часть будет белой, потому что её освещают все лучи спектра.

Цвета, которые при смешении образуют белый цвет, называются допол

нительными, так как они дополняют друг друга до белого цвета. Два до

полнительных цвета в совокупности могут и не представлять всего

спектра, например, дополнять друг друга могут красный и зелёный.

Но наиболее совершенными дополнительными цветами являются те,

которые получены разделением спектра на две части.

Красный, зелёный и синий цвета называют основными (первичны

ми). Смешивая их, можно получить почти все остальные.

Различают два принципиально разных процесса смешения цветов:

аддитивный (сложение) и субтрактивный (вычитание).

АДДИТИВНОЕ СЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ

Возьмём три прожектора, дающих узкие пучки света. На пути перво

го прожектора перед выходным отверстием установим красный свето

фильтр, на пути второго — зелёный и на пути третьего — синий.

Красный, зелёный и синий светофильтры выбраны нами потому, что

красный, зелёный и синий источники света являются взаимно незави

212

СМЕШЕНИЕ ИЛИ СЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ

Смешение цветов

симыми. Это означает, что цвет каждого из них не может быть получен

смешением световых потоков двух остальных. Направим пучки этих ис

точников света на белый рассеивающий экран так, чтобы они частично

перекрывали друг друга. В тех местах экрана, где цветовые пучки не пе

рекрываются, мы видим красный, зелёный и синий цвета определённой

яркости. Там, где пучки перекрываются попарно, получаются жёлтый,

голубой и пурпурный цвета. В центре же, где перекрываются все три

пучка, получается белое пятно. Белый цвет в центре получается только

при одном совершенно определённом соотношении между яркостями

красного, зелёного и синего пятен на экране. Изменим положение

цветных источников света относительно белого экрана: например,

красный удалим, зелёный приблизим, а синий оставим на месте. Этим

мы изменим соотношение яркостей красного, зелёного и синего пятен

на экране. В результате в тех местах, где пучки не перекрываются, полу

чатся цвета той же цветности, что и раньше, но несколько иной яркос

ти. Попарно смешанные пучки дадут цвета, отличающиеся от получив

шихся раньше, а в центре вместо белого пятна будет какойто хромати

ческий цвет. Изменяя различным образом положения взятых цветных

источников света относительно белого экрана, мы можем получать раз

личные хроматические цвета спектра, включая пурпурные цвета, кото

рые отсутствуют в спектре. В рассмотренном случае смешение цветов

получалось при отражении от белого экрана падающих на него цветных

световых потоков и их перемешивании. Тот же эффект можно получать

с любыми другими тремя взаимно независимыми цветными световыми

потоками. Выбор конкретных взаимно независимых цветных световых

потоков определяется наибольшим цветовым охватом, т.е. возможнос

тью получения наибольшего количества смешанных цветов.

213

СМЕШЕНИЕ ИЛИ СЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ

Другой способ смешения цветов при отражении света заключается

в следующем. Два диска разного цвета, разрезанные по радиусу, встав

ляются один в другой так, что получается диск, состоящий из двух сек

торов разных цветов. Надвигая один диск на другой, можно изменять

соотношение площадей секторов взятых цветов. При быстром враще

нии дисков вокруг их центров с помощью небольшого электрического

двигателя мы не будем различать составляющих этот кружок цветных

секторов.

Цветные секторы быстро следуют один за другим и создают в органе

зрения ощущение одного смешанного цвета. Изменяя соотношение

разноцветных секторов, можно получить всевозможные смеси, проме

жуточные между взятыми цветами.

Можно привести ещё один способ смешения цветов, основанный на

слиянии в органе зрения ощущений от отдельных цветов. На поверх

ность наносятся цветные точки, имеющие разные цвета и расположен

ные очень близко друг к другу. При рассматривании их на достаточно

большом расстоянии эти точки не воспринимаются глазом раздельно,

а сливаются в одно изображение, соответствующее цвету их смеси. Та

ким способом в текстильной промышленности получают разноцветные

ткани, скручивая вместе достаточно тонкие разноцветные нитки. Этим

эффектом пользуются и в полиграфической промышленности при из

готовлении цветных иллюстраций.

Вспомним, что излучение ртутной лампы высокого давления состо

ит из нескольких монохроматических излучений разных длин волн: си

них, зелёных и жёлтых. Глядя на зажжённую ртутную лампу, мы не ви

дим отдельных составляющих её излучений и воспринимаем её излуче

ние как суммарное — синезелёного оттенка. Смешение цветов, кото

рое получается оптическим путём при сложении в глазу монохромати

ческих световых потоков цветных источников света (ртутная лампа),

при отражении или преломлении света, с помощью вращающегося ди

ска или при слиянии очень близко расположенных маленьких разно

цветных точек, называется оптическим  или аддитивным (полученным

путём сложения) смешением цветов.

На наш орган зрения действуют все составные части, участвующие

в создании ощущения того или иного цвета.

Оптическое смешение цветов можно также осуществить следующим

способом. Возьмём чистое бесцветное прозрачное стекло и укрепим его

вертикально. Слева и справа от стекла расположим по одному цветному

образцу — слева синий, справа красный. Если теперь будем смотреть на

стекло под некоторым углом, то увидим на фоне поверхности, на кото

рой лежат образцы, цвет смеси обоих образцов — синего и красного.

Мы видим цвет смеси потому, что красный цвет наблюдаем сквозь стек

ло, а синий цвет попадает в глаз наблюдателя после отражения от по

верхности стекла. Изменяя положение головы и наклон стекла, можно

ослабить долю одного или другого цвета в их смеси. Таким образом, мы

увидим цвета, соответствующие смеси этих исходных цветов, взятых

в различных пропорциях. Если два смешиваемых таким образом цвета

являются взаимно дополнительными, то при некотором положении

глаз мы можем увидеть ахроматический цвет.

214

СМЕШЕНИЕ ИЛИ СЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ

ВИДЫ АДДИТИВНОГО СМЕШЕНИЯ

1. Пространственное — совмещение в одном пространстве различно

окрашенных световых лучей (например, декоративное, цирковое, теат

ральное или архитектурное освещение).

2. Оптическое — образование суммарного цвета в органе зрения, то

гда как в пространстве цвета разделены. Примером может служить жи

вопись мелкими штрихами или точками (

пуантилизм), пестроткань,

кроны деревьев на большом расстоянии.

3. Временное — особый вид оптического смешения. Его можно на

блюдать на приборе для смешения цветов Максвелла (вертушке). Если

укрепить на вертушке диски разных цветов и привести её во вращение

со скоростью не меньшей 2000 об/мин, цвета дисков станут неразличи

мы в отдельности и образуют некоторый суммарный цвет.

4. Бинокулярное — смешение, которое мы наблюдаем, надев разно

цветные очки. После некоторой борьбы полей устанавливается общая

окраска поля зрения для обоих глаз, причём цвет этой окраски равен

сумме цветов двух стёкол.

Физическая сущность аддитивного образования цветов — суммиро

вание световых потоков тем или способом.

СУБТРАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЦВЕТОВ

Возьмём мощную лампу накаливания, излучающую белый свет. По

смотрим через какойлибо светофильтр (цветное стекло) на светящую

ся нить лампы накаливания. Предположим, что прошедший через этот

светофильтр световой поток лампы вызовет у нас ощущение жёлтого

цвета. Это означает, что мы взяли жёлтый светофильтр, который из бе

лого света, состоящего из смеси всех цветов спектра, поглотит (вычтет)

фиолетовые и синие излучения и пропустит зелёные, жёлтые и красные

излучения; они в совокупности и создадут у нас ощущение жёлтого цве

та.

Допустим, что другой светофильтр при рассматривании через него

светящейся лампы накаливания даст нам ощущение голубого цвета. Го

лубой светофильтр поглощает из состава белого света красные и оран

жевые излучения, а пропускает фиолетовые, синие и зелёные излуче

ния, которые в совокупности создают у нас ощущение голубого цвета.

Если сложим теперь вместе жёлтый и голубой светофильтры и про

пустим через них световой поток мощной лампы накаливания, то жёл

тый светофильтр поглотит из состава белого света фиолетовые и синие

излучения, через него пройдут красные, оранжевые, жёлтые и зелёные

излучения. Голубой же светофильтр поглотит из состава света, прошед

шего жёлтый светофильтр, красные, оранжевые и жёлтые излучения.

Таким образом, сквозь оба светофильтра пройдут зелёные излучения,

и нить лампы представится нам зелёного цвета. Складывая пурпурный

и голубой светофильтры, получаем синий цвет, а комбинируя пурпур

ный и жёлтый светофильтры, — красный цвет.

Возьмём три светофильтра: пурпурный, голубой и жёлтый, имеющие

форму диска. Сложим эти три светофильтра так, чтобы они частично

перекрывали друг друга. Пропустим сквозь такую комбинацию свето

215

СМЕШЕНИЕ ИЛИ СЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ

фильтров узкий пучок белого света и направим его на белый рассеива

ющий экран. На экране мы увидим картину, представленную на рис.

«Субтрактивное образование цветов».

В центре экрана получается чёрное пятно, так как в центральной ча

сти наложены друг на друга все три светофильтра, а в такой комбинации

они не пропускают свет. В тех местах, где светофильтры перекрываются

попарно, получаются красный, синий и зелёный цвета. На периферии

светофильтры не перекрывают друг друга, и мы видим пурпурный, жёл

тый и голубой цвета, соответствующие цветам взятых светофильтров.

Из сказанного следует, что, вычитая из белого света соответствующие

излучения, можно получить красный, зелёный и синий, а также любые

другие цвета. Такой способ образования цвета носит название субтрак

тивного (полученного путём вычитания).

Сущность субтрактивного, или вычитательного, образования цвета

заключается в вычитании из светового потока какойлибо его части пу

тём поглощения. Субтрактивный процесс имеет место лишь при вза

имодействии света с материальным телом, например при смешении

красок, или наложении прозрачных красочных слоёв (лессировка, глу

бокая печать), а также при всех видах отражения и пропускания света.

Всякое хроматическое тело (краска, фильтр и другие) отражает (или

пропускает) лучи своего собственного цвета и поглощает цвет, допол

нительный к собственному. Для получения всех цветов круга путём суб

трактивного смешения достаточно трёх красок: красной, жёлтой и си

ней. Их называют основными красками в живописи, полиграфии

и промышленности.

Предположим, что нужно получить какойлибо цвет субтрактивным

способом из белого света. Для этого нужно пропустить белый свет через

216

СМЕШЕНИЕ ИЛИ СЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ

светофильтр, который из всего видимого спектра белого света поглотил

бы излучения, соответствующие взаимно дополнительному цвету к то

му цвету, который надо получить. В самом деле, если два цвета допол

нительны друг к другу, то, вычитая один из них из белого света, получим

второй цвет. Цветовое ощущение, которое мы получаем при наблюде

нии светового потока, прошедшего через светофильтр, определяется

излучениями, попадающими в глаз.

Субтрактивный способ образования цветов широко применяется

в цветном кино и в цветной фотографии. Субтрактивное образование

цветов имеет место при наложении красок на поверхность бумаги, по

лотна или других материалов. Краска представляет собой зёрна одного

или нескольких различных пигментов, перемешанных и скреплённых

какимлибо связующим веществом. Связующее вещество может быть

бесцветным и прозрачным либо обладать избирательным пропускани

ем и некоторым рассеянием. Предположим, что связующее вещество

прозрачно и бесцветно. Свет, падая на поверхность краски, частично

отразится без изменения цвета от верхнего слоя, остальная же часть све

та войдёт в слой краски. На своём пути световой поток встретит части

217

СМЕШЕНИЕ ИЛИ СЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ

цы пигментов, из которых состоит краска. Проходя через частицы пиг

ментов, световой поток будет частично отражаться и поглощаться ими,

но поразному, в зависимости от физических свойств данного пигмен

та. Ахроматические пигменты (белые, серые и чёрные) поглощают све

товой поток не избирательно, все же остальные — избирательно, то есть

изменяют спектральный состав проходящего через них света. Среда

(стекло, жидкость), представляющаяся нам окрашенной в зелёный цвет

(при освещении белым светом), пропускает из всей совокупности лу

чей, составляющих белый свет, преимущественно зелёные лучи. На ри

сунке на стр. 217 приведены схемы образования окраски предметов.

Цвет краски — результат смешения светового потока, отражённого

от поверхности слоя краски и вышедшего после прохождения этого

слоя. Образование цвета слоя краски, будучи результатом более слож

ных явлений, не представляет собой субтрактивного образования в чи

стом виде, как это получается при прохождении света через свето

фильтр. Как правило, связующие вещества, применяемые для красок,

не бывают совершенно прозрачными и бесцветными, как мы предполо

жили, и это ещё более усложняет процесс образования цвета слоя крас

ки.

ЦВЕТ В СЦЕНИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ

Цвет — важнейший фактор в создании живописного образа на сце

не. Условно можно различать изобразительную и выразительную роли

цвета, но, по существу, они слиты воедино в конкретном художествен

ном оформлении. Цвета декорации складываются в гармоническую си

стему, благодаря чему зритель может отличить главное от второстепен

ного. Для целостности сценического образа важна связь цветового

оформления с тоном окраски одежды сцены. Художественную роль иг

рает цветовой климат спектакля, и он воздействует на эмоциональное

восприятие.

ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

В условиях дневного освещения глаз человека способен различать

сотни цветовых оттенков, которые плавно переходят друг в друга и об

разуют 8 условных участков:

 фиолетовый — 380450 нм;

 синий — 450480 нм;

 голубой — 480510 нм;

 зелёный — 510550 нм;

 жёлтозелёный — 550575 нм;

 жёлтый — 575585 нм;

 оранжевый — 585620 нм;

 красный — 620770 нм.

(Нанометр (нм) — миллиардная доля метра.)

Глаз человека обнаруживает различие предметов не только по фор

ме, но и по цвету. Способность глаза различать разноцветные излучения

одинаковой яркости определяется наличием рецепторов:

 красноощущающих (крецепторы);

218

СМЕШЕНИЕ ИЛИ СЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ

 зелёноощущающих (зрецепторы);

 синеощущающих (срецепторы).

Различие зрительных ощущений разноцветных излучений одинако

вой яркости определяется различными соотношениями частот импуль

сов тока разных рецепторов. Все цвета делятся на две группы: хромати

ческие, имеющие какойлибо цветовой оттенок, и ахроматические, или

серые. Отличительным признаком ахроматического цвета может быть

только степень яркости. Белый и чёрный цвета относятся к крайним

цветам ахроматического ряда.

Хроматические цвета характеризуются яркостью и цветностью.

Цветность определяется двумя параметрами: цветовым тоном и чисто

той цвета. Цветовой тон определяется длиной волны чистого спек

трального цвета, к которому нужно прибавить белый для получения же

лаемого цвета. Чистотой цвета называется степень разбавления спек

трального, чистого цвета белым. Чистота цвета измеряется в процентах.

Чистые спектральные цвета имеют чистоту 100%. Чистота 0% соответ

ствует ахроматическому цвету. Любой цвет, разбавленный большим ко

личеством белого, становится ахроматическим.

Если на экран направить, например, пучок фиолетового и пучок бе

лого цветов и постепенно увеличивать мощность белого цвета, то цвет

экрана из фиолетового превратится в белёсый, а в пределе окажется со

вершенно белым. Значит, чистота фиолетового цвета уменьшается до

0%, а цвет становится ахроматическим. Это означает, что в нём белого

цвета так много, что присутствие спектрального цвета нельзя обнару

жить.

СТАНДАРТНЫЕ ИСТОЧНИКИ БЕЛОГО ЦВЕТА

В качестве белого цвета в разных случаях принимаются разные цве

та. Это объясняется тем, что цветовые характеристики материалов зави

сят от спектрального состава падающего на них излучения. В связи

с этим возникла необходимость точной стандартизации источников бе

лого цвета. При этом пришлось учитывать, что источники дневного

света заметно отличаются от источников искусственного освещения.

К источникам дневного освещения относятся всевозможные случаи ес

тественного дневного света со всем многообразием их спектрального

состава (от голубого цвета безоблачного неба до красного цвета заката

или зари). К источникам искусственного освещения относятся лампы

накаливания и другие электрические источники света (газоразрядные).

Стандарты «белых» источников света:

1) источник А — лампа накаливания с цветовой температурой 2854

градуса по Кельвину (0 градусов по Кельвину соответствует –273 граду

сам по Цельсию);

2) источник В (цветовая температура 4900 градусов по Кельвину);

3) источник С (цветовая температура 6700 градусов по Кельвину).

Источник А хорошо соответствует по цвету искусственному освеще

нию. Источники В и С воспроизводят дневной свет. Осуществляется это

с помощью лампы накаливания, соответствующей источнику А, излу

219

СМЕШЕНИЕ ИЛИ СЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ

220

СМЕШЕНИЕ ИЛИ СЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ

чение которой пропускают через синие фильтры с определёнными

спектральными свойствами. Каждый из этих фильтров состоит из двух

слоёв жидкости, заполняющей две половины плоскопараллельной кю

веты из бесцветного стекла. Толщина каждой половины — 1 см.

Смешение цветов. Если рассмотреть три основных цвета — R (крас

ный), G (зелёный), B (синий), принятых в качестве стандартных в соот

ветствующей колористической системе, то окажется, что они образуют

группу линейно независимых цветов, то есть из двух цветов этой груп

пы невозможно получить третий цвет этой же группы. Один из законов

смешения цветов утверждает, что существует бесчисленное множество

групп из трёх линейно независимых цветов, но каждые четыре цвета на

ходятся в линейной зависимости. Это означает, что любой цвет может

быть получен в результате смешения трёх основных.

Светофильтры.* Светофильтры — это прозрачные материалы, кото

рые обладают избирательным пропусканием света. Они пропускают лу

чи определённых цветов и поглощают все остальные. В результате свет,

проходящий через светофильтр, окрашивается в цвет, соответствующий

сумме пропускаемых цветов. Таким образом, светофильтр сам не созда

ёт какойлибо цвет, а лишь выделяет его из состава цветов, излучаемых

источником света.

Источники света, которые используются для цветного освещения,

должны иметь в своём спектре все необходимые цвета. В этом отноше

нии наиболее подходящими можно назвать источники света с непре

рывным спектром — лампы накаливания, газоразрядные лампы, ксено

новые лампы. Однако для цветного освещения очень важна также бли

зость спектра источника света к спектру естественного освещения

(дневного света). Например, лампа накаливания содержит в своём

спектре больше оранжевых, красных, жёлтых и меньше голубых и си

них цветов. Поэтому лампы накаливания удобно использовать с крас

ным, оранжевым, жёлтым светофильтрами, но невыгодно с голубыми

и синими. В этом смысле для горизонтного освещения целесообразно,

например, использование люминесцентных ламп.

* См. главу 13 «Применение светофильтров для создания световых эффектов».

перейти в каталог файлов


связь с админом