Главная страница
qrcode

ТЕАТРАЛЬНОЕ_ОСВЕЩЕНИЕ. Применение светофильтров для создания световых эффектов (на примере фильтров Rosco)


НазваниеПрименение светофильтров для создания световых эффектов (на примере фильтров Rosco)
Родительский файлTEATRAL NOE OSVESchENIE.rar
АнкорТЕАТРАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ.rar
Дата16.08.2013
Размер1.47 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGlava13.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипГлава
#19437
Каталогid228588828
Полное содержание архива ТЕАТРАЛЬНОЕ_ОСВЕЩЕНИЕ.rar:
1. Bobliogr.pdf
71.89 Кб.
Библиография
2. Glava01.pdf
11816.35 Кб.
Освещение сцены: исторический очерк Театр представляет собой единство сложных и разнообразных про
3. Glava02.pdf
147.68 Кб.
Художественные задачи и приёмы сценического освещения конца XIX начала XX вв
4. Glava03.pdf
13994.41 Кб.
Комплекс светотехнического оборудования сцены
5. Glava04.pdf
11413.06 Кб.
Театральные световые приборы (тсп) Театральный световой прибор (тсп) предназначен для художествен
6. Glava05.pdf
5692.55 Кб.
Системы управления светом Возможность регулировки освещения в театре появилась вместе
7. Glava06.pdf
2271.8 Кб.
Основные типы освещения Характер светотеневого рисунка зависит от взаимного расположе
8. Glava07.pdf
44660.25 Кб.
Освещение декораций
9. Glava08.pdf
13153.87 Кб.
Световая композиция Композиция (от латинского composition составление, связывание)
10. Glava09.pdf
4566.79 Кб.
Документация к световому оформлению спектакля понятие световой партитуры
11. Glava10.pdf
35883.24 Кб.
Архитектурное освещение
12. Glava11.pdf
3163.73 Кб.
Смешение или сложение цветов Художнику по свету необходимо знать результат взаимодействия
13. Glava12.pdf
139.55 Кб.
Психология восприятия цвета
14. Glava13.pdf
1501.9 Кб.
Применение светофильтров для создания световых эффектов (на примере фильтров Rosco)
15. Glava14.pdf
12927.82 Кб.
Светотехника Основные понятия и величины Предмет изучения светотехники
16. Glava15.pdf
13261.93 Кб.
Сценические световые эффекты § театральные проекционные приборы
17. Illustr.pdf
89.38 Кб.
Иллюстрации перечень иллюстраций, фотографий, чертежей и рисунков, вошедших в первое издание книги Глава 1
18. index.TXT
31.21 Кб.
Книга по театральному освещению предусматривает ознакомление с историей развития осветительного оборудования в театре
19. manual.TXT
1.9 Кб.
Примечания примечания глава 1
20. Oblogka.pdf
4595.81 Кб.
Книга по театральному освещению предусматривает ознакомление с историей развития осветительного оборудования в театре
21. oglavlenie.pdf
57.69 Кб.
Освещение сцены: исторический очерк глава 2
22. Primechania.pdf
54.53 Кб.
Примечания примечания глава 1
23. zakon.TXT
1.33 Кб.
zakon.TXT
24. Свет.jpg
34.83 Кб.
Свет.jpg

С этим файлом связано 41 файл(ов). Среди них: Ritm_v_iskusstve_aktyora.doc, Stsenicheskaya_rech_1.doc, ZVEREVA_N_Masterstvo_rezhissera_4_kurs.doc, GROTOVSKIJ_Teatr_i_Ritual.doc, Starshiy_syn.doc, GROTOVSKIJ_Ot_bednogo_teatra_k_iskusstvu-provo.pdf, Lanovoy_Vasiliy__Letyat_za_dnyami_dni__Aktersk.djvu и ещё 31 файл(а).
Показать все связанные файлы

Глава 13

Применение  светофильтров для

создания световых эффектов

(на примере фильтров Rosco)

Цвет представляет собой самый эффективный инструмент совре

менной театральной светотехники, оказывающий сильное эмоциональ

ное воздействие. Даже в реальной жизни люди зачастую формируют

впечатление от своего окружения на основе цветовой гаммы, которой

это окружение характеризуется. А в условиях театрального зрелища чув

ствительность к цвету обостряется, и потребность в нём выражается

еще ярче.

Для расширения оформительских возможностей театральных ху

дожников по свету промышленность выпускает сегодня великое мно

жество самых разнообразных высококачественных фильтров.

Выбор цвета — пожалуй, самая интересная, сложная и важная зада

ча, стоящая перед художниками по свету в процессе создания световой

партитуры любого спектакля. Поскольку цвет играет главенствующую

роль в визуальном восприятии действия, неверное решение, принятое

на начальном этапе разработки светотехнического сценария, может в

дальнейшем погубить всю его идею.

Поэтому при подборе палитры из поистине неограниченного коли

чества доступных сегодня цветов художник по свету должен быть мак

симально собранным, внимательным и проявить весь свой профессио

нализм и талант. Только в этом случае он может рассчитывать на конеч

ный успех.

В красочной палитре художника по свету присутствуют:

– цвет луча источника света;

– фильтры или рефлекторы для изменения цвета луча;

– цвет и структура объекта, на который проецируется этот луч.

Пройдя через фильтры, окрашенный свет отражается от сценическо

го объекта и достигает человеческого глаза, который воспринимает цве

та  избирательно. Оптическая схема движения луча (последователь

ность цветовых изменений) должна непременно приниматься во вни

мание при составлении любой программы светового оформления сце

ны. Причем, если цвет сценических объектов чаще всего согласуется

режиссёром постановки с художником по свету, то остальные факторы

находятся исключительно в ведении последнего. Выбирая тот или иной

источник света (светотехнический прибор), можно поставить под кон

троль параметры яркости, контрастности, насыщенности и цветовой

гаммы луча, проецируемого на сценический объект.

Опытный художник по свету обычно делает первые заметки по пово

ду будущей световой партитуры спектакля уже при чтении пьесы или

сценария. На этом этапе сам текст с авторскими и режиссёрскими ре

234

марками позволяет определить, в частности, время и место действия

всей пьесы и отдельных ее сцен, а также выделить для последующего

специального цветового оформления ключевые (наиболее драматичес

кие, трагические, лирические и т.д.) моменты. Даже при том, что свето

вая партитура будет подвергаться многочисленным переработкам в хо

де репетиций и изначально намеченные художником цвета, возможно,

не будут использованы в постановке, такое первичное «цветовое про

чтение» пьесы чрезвычайно полезно для создания художником общей

эмоциональной картины спектакля.

Фильтры, размещаемые на пути светового потока, являются основ

ным и наиболее эффективным инструментом окраски луча. В совре

менной светотехнике, как правило, используются термостойкие плас

тиковые фильтры, способные противостоять воздействию открытого

огня. К примеру, продукция Rosco Supergel включает фильтры более 100

цветов, а также диффузионные фильтры и прочие материалы, с успехом

используемые для коррекции цвета и качества светового луча,

генерируемого театральными прожекторами и другими приборами.

В отличие от других светотехнических элементов, набор образцов

светофильтров в их огромном цветовом разнообразии всегда под рукой.

Наборы эти представляют собой комплекты разноцветных гелевых

пластинок размером с маленькую записную книжку, что позволяет

носить их с собой и постоянно работать с ними в процессе создания

спектакля. Нет необходимости держать в голове названия и номера всех

фильтров — любой из них может быть быстро найден в таком

портативном наборе, поскольку все образцы распределены в нём по

спектральным группам, а группы располагаются по принципу

«наибольшей популярности». (Естественно, художник выбирает фильтр

в соответствии, прежде всего, со своим замыслом, и может вовсе не

ориентироваться на его популярность).

За каждой плёночной (гелевой) пластинкой в комплекте следует

листок с информацией: наименование и номер фильтра, процентный

уровень цветопередачи. Известно, что, пропуская свет через цветной

235

ВИДЫ СВЕТОФИЛЬТРОВ

Образцы светофильтров

фильтр, мы ослабляем те или иные спектральные участки и даже можем

полностью устранить некоторые из них. Каждый фильтр имеет свою

кривую пропускания с максимумом. Для фильтров тёплых цветов

максимум кривой (наибольшее количество пропускаемой световой

энергии) находится в красной части спектра, для фильтров холодных

цветов — в синей.

После того, как цвета выбраны и распределены по спектральным

группам, каждая из которых должна получить свое функциональное

название (например, «Светлорозовые тона для освещения

авансцены»), а также определены все приборы, для которых

предназначены те или иные фильтры, необходимо составить общий

план светового оформления спектакля. На плане даётся схема

расположения приборов с указанием номеров фильтров, которыми

должен быть снабжён каждый из них. Если предполагается, что с этим

планом будет иметь дело ктото еще, помимо его составителя, полезно

также привести условные обозначения цветов всех указанных фильтров

и краткий «сценарий» работы каждого прибора.

Вслед за тем наступает этап проверки взаимодействия всех

элементов, предусмотренных планом: художник по свету обязан ясно

представить себе (а еще лучше — проверить экспериментальным

путем), какой эффект даст применение отдельных элементов и их

сочетаний. Цель проверки — увериться в том, что все выбранные цвета

будут выглядеть на сцене именно так, как задумано, и никаких

неожиданностей или отклонений при регулировке яркости,

балансировке или иной настройке светотехнических устройств не

возникнет.

Балансировку света и цветоделительную корректуру производят, как

правило, на одном (

опорном) источнике. Обычно в качестве опорного

выбирают источник света, доминирующий в той или иной сцене. Это

может быть вольфрамовая лампа (температура нити накаливания

3200°К) либо лампа дневного света (температура газового разряда

5500°К). Используя плёночные или дихроичные светофильтры, можно

производить коррекцию цветовой температуры ламп дневного света,

газоразрядных ламп или любых других источников света.

Ранее уже говорилось, что существует очень сильная зависимость излучения

накалённых тел от температуры. Регулируя силу тока в лампе накаливания с помощью

реостата, мы замечаем, что с температурой, вопервых, быстро возрастает яркость нити и,

вовторых, отчетливо изменяется цвет накаливающейся нити: из тёмнокрасной она

постепенно становится яркобелой. По цвету раскалённого тела можно судить о его

температуре, и наоборот, зная температуру нагрева, можно предсказать цвет излучения. В

этом смысле говорят о 

цветовой температуре (описанный приём определения

температуры носит название 

оптической пирометрии). Цветовую температуру принято

определять по шкале Кельвина.

*

Чем ниже температура нагретого тела, тем выше доля

красной (янтарной) составляющей в излучаемом свете, а при высоких температурах

относительно велика доля голубой составляющей.

Вольфрамовые галогенные лампы, часто называемые кварцевыми,

имеют температуру в пределах от 2400 до 3000°К в зависимости от

236

ВИДЫ СВЕТОФИЛЬТРОВ

*

Между шкалами Цельсия и Кельвина существует простая связь: t° C + 273 = T °K. 

подаваемого напряжения (номинальная температура 3200°К).

Лампы накаливания имеют цветовую температуру в диапазоне от

2600 до 3000°К.

Номинальная цветовая температура ламп дневного света и

фотографических стробоскопов около 5500°К, но она может изменяться

от 3500 до 8000°К.

Чем меньше мощность лампы, тем ниже ее цветовая температура.

Приборы с галогенной лампой высокой мощности (650—2000 Вт), а

также профильные прожекторы направленного света предназначены

для воспроизведения более жёстких, чётких и холодных цветов, чем

маломощные (200—500 Вт) приборы и прожекторы заливающего света.

Основные мировые производители плёночных светофильтров —

ROSCO и LEE. Компания ROSCO (США—Великобритания) предлагает

широкий выбор светофильтров для создания различных световых

эффектов — Roscolux, Supergel, EColour и Cinelux.

Светофильтры Roscolux и Supergel. Наиболее часто используемые

фильтры компании Rosco известны в США под маркой Roscolux, а во

всех других странах как Supergel. Применение уникальной технологии

гарантирует увеличение эффективного срока службы фильтров,

устанавливаемых на мощных системах освещения. Фильтры

комбинируются из трёх слоев. Цветной слой впечатывается между

двумя микроскопически тонкими слоями прозрачной плёнки, которая

надежно удерживает окрашенный слой от смещения. Фильтры

поставляются в виде листов площадью 50x61 см

2

или в рулонах

шириной 0,61 м и длиной 7,62 м.

Светофильтры Cinelux представляют собой подборку цветных

фильтров из серии Roscolux, которые поставляются в рулонах шириной

1,22 м и длиной 7,62 м и идеально подходят для съёмок видео и

кинофильмов в тех случаях, когда используется крупногабаритное

осветительное оборудование, размещённое на больших рамах. Эти

светофильтры имеют большой срок службы и наиболее устойчивы к

выгоранию.

Светофильтры ELColour — это фильтры европейского стиля для

создания цветовых эффектов и коррекции цвета. Представляют собой

современную коллекцию фильтров, предназначенную для тех, кто

привык работать с традиционными европейскими фильтрами со

стандартной нумерацией и цветовыми оттенками. Каждый фильтр E

Colour изготавливается с помощью уникальной технологии нанесения

цветного покрытия с применением полимеров. В результате

характеристики этих светофильтров аналогичны или превосходят

характеристики европейских марок. Фильтры EColour поставляются в

рулонах 1,22 м x 7,62 м, или в листах площадью 53x61 см

2

.

Помимо плёночных светофильтров существуют и стеклянные.

Самые совершенные из них  по яркости цвета и стойкости –

дихроичные. Это высокотемпературные стеклянные фильтры, которые

пропускают цвет определённой волны, отражая остальную часть

237

ВИДЫ СВЕТОФИЛЬТРОВ

спектра. Так как фильтр не поглощает энергию, передача света намного

выше, чем при использовании традиционных плёночных фильтров, и

они не смогут сгореть или выгореть. Технология изготовления

дихроичных фильтров Rosco Permacolor позволяет получать точный

цвет одного и того же фильтра в каждой изготавливаемой партии.

238

ВИДЫ СВЕТОФИЛЬТРОВ

перейти в каталог файлов


связь с админом