Главная страница
qrcode

ТЕАТРАЛЬНОЕ_ОСВЕЩЕНИЕ. Сценические световые эффекты театральные проекционные приборы


Скачать 12.95 Mb.
НазваниеСценические световые эффекты театральные проекционные приборы
Родительский файлTEATRAL NOE OSVESchENIE.rar
АнкорТЕАТРАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ.rar
Дата16.08.2013
Размер12.95 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGlava15.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипГлава
#19437
Каталогid228588828
Полное содержание архива ТЕАТРАЛЬНОЕ_ОСВЕЩЕНИЕ.rar:
1. Bobliogr.pdf
71.89 Кб.
Библиография
2. Glava01.pdf
11816.35 Кб.
Освещение сцены: исторический очерк Театр представляет собой единство сложных и разнообразных про
3. Glava02.pdf
147.68 Кб.
Художественные задачи и приёмы сценического освещения конца XIX начала XX вв
4. Glava03.pdf
13994.41 Кб.
Комплекс светотехнического оборудования сцены
5. Glava04.pdf
11413.06 Кб.
Театральные световые приборы (тсп) Театральный световой прибор (тсп) предназначен для художествен
6. Glava05.pdf
5692.55 Кб.
Системы управления светом Возможность регулировки освещения в театре появилась вместе
7. Glava06.pdf
2271.8 Кб.
Основные типы освещения Характер светотеневого рисунка зависит от взаимного расположе
8. Glava07.pdf
44660.25 Кб.
Освещение декораций
9. Glava08.pdf
13153.87 Кб.
Световая композиция Композиция (от латинского composition составление, связывание)
10. Glava09.pdf
4566.79 Кб.
Документация к световому оформлению спектакля понятие световой партитуры
11. Glava10.pdf
35883.24 Кб.
Архитектурное освещение
12. Glava11.pdf
3163.73 Кб.
Смешение или сложение цветов Художнику по свету необходимо знать результат взаимодействия
13. Glava12.pdf
139.55 Кб.
Психология восприятия цвета
14. Glava13.pdf
1501.9 Кб.
Применение светофильтров для создания световых эффектов (на примере фильтров Rosco)
15. Glava14.pdf
12927.82 Кб.
Светотехника Основные понятия и величины Предмет изучения светотехники
16. Glava15.pdf
13261.93 Кб.
Сценические световые эффекты § театральные проекционные приборы
17. Illustr.pdf
89.38 Кб.
Иллюстрации перечень иллюстраций, фотографий, чертежей и рисунков, вошедших в первое издание книги Глава 1
18. index.TXT
31.21 Кб.
Книга по театральному освещению предусматривает ознакомление с историей развития осветительного оборудования в театре
19. manual.TXT
1.9 Кб.
Примечания примечания глава 1
20. Oblogka.pdf
4595.81 Кб.
Книга по театральному освещению предусматривает ознакомление с историей развития осветительного оборудования в театре
21. oglavlenie.pdf
57.69 Кб.
Освещение сцены: исторический очерк глава 2
22. Primechania.pdf
54.53 Кб.
Примечания примечания глава 1
23. zakon.TXT
1.33 Кб.
zakon.TXT
24. Свет.jpg
34.83 Кб.
Свет.jpg

С этим файлом связано 41 файл(ов). Среди них: Ritm_v_iskusstve_aktyora.doc, Stsenicheskaya_rech_1.doc, ZVEREVA_N_Masterstvo_rezhissera_4_kurs.doc, GROTOVSKIJ_Teatr_i_Ritual.doc, Starshiy_syn.doc, GROTOVSKIJ_Ot_bednogo_teatra_k_iskusstvu-provo.pdf, Lanovoy_Vasiliy__Letyat_za_dnyami_dni__Aktersk.djvu и ещё 31 файл(а).
Показать все связанные файлы

332

Глава 15

Сценические световые эффекты

§ 1. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРОЕКЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ

Театральный проекционный прибор предназначен для перенесения

(проецирования) с большим увеличением изображения картины или

предмета на экран или театральную декорацию. При этом изображение

обычно получается сильно увеличенным. Так, например, при проеци

ровании кадра размером 18х24 мм на экран размером 3,6х4,8 м линей

ное увеличение равно 200, а площадь изображения превышает площадь

кадра в 40 тысяч раз.

Проекционные аппараты, предназначенные для демонстрации про

зрачных объектов (диафильмов, диапозитивов и т.п.), называются диасL

копами (от греческого dia — «через, прозрачный»). Освещение объекта

производится достаточно мощным источником через конденсор. За ис

точником устанавливается вогнутое зеркало (отражатель) так, чтобы ис

точник находился в его центре. Это зеркало, направляя обратно свето

вой поток, падающий на заднюю стенку диапроектора, увеличивает ос

вещённость объекта. Объект помещается вблизи фокальной плоскости

объектива, который даёт изображение на удалённом экране. Для резкой

наводки объектив может плавно перемещаться. Размер изображения за

висит от фокусного расстояния объектива.

Конденсор

*

— это короткофокусная линза или система линз (либо

линз и зеркал), предназначенная для концентрации светового потока и

равномерного освещения всего поля изображения (всего диапозитива).

Фронтальная линза — это последняя, выходная линза в конденсоре; её

можно вынуть и заменить другой. Назначение фронтальной линзы —

Расстояние до экрана

*

См. главу 4.

сократить потери светового потока изза возможного несоответствия

диаметров конденсора и объектива.

Тонкая юстировка (настройка) оптической системы проекционного

аппарата осуществляется изменением взаимного расположения источ

ника света и отражателя с помощью специальной каретки.

Для демонстрации на экране непрозрачных предметов, например,

рисунков, выполненных на бумаге, служит прибор, называемый эпиас

копом. В эпиаскопе объект сильно освещается сбоку источником с от

ражателем (вогнутым зеркалом); отражённые лучи от каждой точки

объекта попадают на плоское зеркало, которое поворачивает их и на

правляет в объектив, дающий изображение на экране.

Чаще всего применяют приборы, имеющие двойную систему для

проецирования как прозрачных, так и непрозрачных объектов. Такие

приборы называются эпидиаскопами.

В работающем проекционном аппарате существует опасность чрез

мерного нагрева конденсора и объекта. Существует два варианта защи

ты:

– изоляция от теплового потока с помощью теплофильтров;

– принудительное охлаждение с помощью вентилятора или специ

ального компрессора (холодильника).

333

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРОЕКЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ

ФронтLлинза конденсора

Теплофильтры — это наборные прозрачные пластины, изготовлен

ные из стекла, поглощающего инфракрасное излучение и пропускаю

щего видимый спектр. Устанавливают теплофильтры (один или не

сколько) между конденсорными линзами или между источником и кон

денсором. Располагать фильтр перед диапозитивом нельзя: на экране

получится изображение стыков стеклянных пластин. Тепловые стек

лянные фильтры поглощают часть видимого света, уменьшая его яр

кость, поэтому в современных разработках от них отказываются.

Ещё один способ уменьшения нагрева — специальное покрытие от

ражателя, которое пропускает через себя инфракрасное излучение и от

ражает видимую часть спектра. Благодаря этой фильтрации падающий

на объект суммарный световой поток (прямой и отражённый) несет

меньше тепла.

Охлаждение воздушной струёй с помощью вентиляторов и специ

альных холодильников весьма эффективно, но такая система увеличи

вает габариты прибора и его стоимость, к тому же появляется сильный

шум. Эти недостатки пытаются устранять в новых моделях.

Проекция — элемент декорационного оформления — давно привле

кала художников, занимающихся сценическим светом. До появления

проекционного прибора использовались всевозможные приставки и

насадки на линзовые прожекторы.

Отечественная промышленность в 1960—70е годы выпускала ком

плекты съёмных конденсорных обойм ОСКL150М, которые предназнача

лись для освещения диапозитивов, и комплекты съёмных объективов

ОКП с различными фокусными расстояниями. Обойма устанавлива

лась на линзовый прожектор типа ПРУL1L212 (универсальный, с про

жекторной лампой ПЖ 220—1000 Вт), на неё крепилась насадка с объ

ективом и устанавливался диапозитив. Подбирая объектив с нужным

фокусным расстоянием, получали изображение желаемого размера.

Такой примитивный проекционный аппарат не обеспечивал доста

точной яркости и не годился для получения проекции на хорошо осве

щённой сцене, но при затем

нении можно было получить

изображение хорошего качес

тва.

Кроме стандартных теат

ральных объективов выпуска

лись приставки для получе

ния динамических световых

эффектов.

ППL2М — приставка про

екционная для получения

светового эффекта движущихL

ся волн. Внутри корпуса при

ставки по направляющим

возвратнопоступательно пе

ремещаются три квадратные

рамки, затянутые сетками из

волнообразных проволок.

Эксцентрики, укреплённые

334

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРОЕКЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ

Прожектор

универсальный

ПРУ'1'212м

Обойма

съёмная

ОСК'150М

на выходном валу редуктора, перемещают рамкидиапозитивы. Рельеф

ное стекло, установленное в пазы объектива, усиливает эффект.

ПРЭL1М2 — приставка проекционная для получения динамических

эффектов «облака», «дождь», «снег», «пожар» и т.п. Под съёмным кожу

хом установлен привод, состоящий из электродвигателя и коробки ско

ростей с четырьмя ступенями скоростей (0,11; 0,22; 0,84 и 1,73 об/мин).

На вал редуктора устанавливают дискидиапозитивы с нужным изобра

жением (например, облака или дождь). На приставку можно установить

один объектив или обойму из двух объективов.

В 1970е годы отечественная промышленность выпускала театраль

ные диапроекторы, которые, помимо получения проекции, использо

вались и для освещения. К ним относятся, в частности:

– ДПТ3 с лампой накаливания мощностью 3 кВт;

– ДКТ3 с ксеноновой газоразрядной лампой мощностью 3 кВт;

– ДМ1 с низковольтной галогенной лампой накаливания 1 кВт;

– ДПТ2500 с металлогалогенной газоразрядной лампой ДРИШ

2500.

Наибольший интерес представляет ДПТL10 — самый мощный оте

чественный диапроектор для больших театральных и концертных залов.

Он устанавливается на специальную тумбу, закреплённую на передвиж

ной тележке с четырьмя домкратами, что позволяет легко перемещать и

жёстко закреплять прибор в заданном положении. Горизонтальная руч

ка на задней части основания корпуса служит для наклона и поворота

при направке диапроектора.

Размер диапозитива 24х24 мм. С помощью специального устройства

диапозитив можно поворачивать на 360° в любую сторону и фиксиро

вать стопорной рукояткой.

Светооптическая система ДПТ10 состоит из галогенной лампы на

каливания, сферического отражателя, трёхлинзового конденсора, теп

лофильтра, набора объективов и поворотного плоского зеркала, уста

навливаемого под углом 45° к оси прибора перед объективом для разво

рота проецируемого изображения под углом 90° вниз или в стороны.

Галогенная прожекторная лампа с диаметром стеклянной колбы бо

лее 35 см имеет следующие технические характеристики:

– мощность 10 000 Вт;

335

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРОЕКЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ

Проекционная

приставка ПП'2М

Проекционные приставки ПРЭ'1М2

– напряжение 220 В;

– световая отдача 29 лм/Вт;

– световой поток 290 000 лм;

– срок службы 300 часов.

Для охлаждения лампы, линз конденсора, диапозитивов использу

ются пять вентиляторов. Холодный воздух поступает через решетку жа

люзи, расположенную по периметру нижней части корпуса диапроекто

ра. Для предохранения от перегрева частей прибора, находящихся в зо

не прямого нагрева, лучистым потоком источника света служат тепло

защитные экраны.

Диапроектор допускает работу с серийными проекционными эф

фектными приставками ПРЭ1 и ПП2. В комплект диапроектора вхо

дят театральные объективы ОКП21801, ОКП12501, ОКП13501 (с

фокусными расстояниями 100, 180, 250, 350 мм), переходные тубусы,

набор рамок для диапозитивов.

Среди зарубежных приборов в 1970е годы наиболее популярными

были проекторы фирм «Людвиг Пани» (Австрия)  «Райхе и Фогель»

(ФРГ).

Эти приборы работают как с галогенными лампами накаливания,

так и с металлогалогенными газоразрядными лампами HMI (отечест

венный аналог — ДРИШ). Назовем некоторые проекторы:

– ВР 2 с галогенной лампой накаливания на 220 В и 2000 Вт;

– ВР 5 с галогенной лампой накаливания на 220 В и 5000 Вт;

– ВР 1,2 HMI с металлогалогенной лампой, подключается к сети

питания 220 В через пускорегулирующее устройство;

– ВР 4 HMI с металлогалогенной лампой, подключается к питаю

щей сети 380 В через пускорегулирующее устройство.

Плавный ввод светового потока металлогалогенных проекционных

336

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРОЕКЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ

Диапроектор ДПТ'10

337

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРОЕКЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ

аппаратов осуществляется при помощи механических шторок, имею

щих дистанционное управление. Возможно подключение дистанцион

но управляемой кассеты с диапозитивами и различных динамических

эффектных приставок. В комплект входит набор объективов с различ

ными фокусными расстояниями.

Среди современных производителей проекционных приборов на

иболее преуспела французская компания Е/Т/С. Приборы, выпускаемые

ЕТС, имеют большую линейку мощностей и могут быть использованы

как в небольших театрах, так и во время уличных представлений для

проекции изображения на здания. Проекторы ЕТС обладают большим

разнообразием функциональных возможностей; управление парамет

рами осуществляет электронный блок. По сути, это сочетание проекто

ра и компьютера.

Проекционный аппарат Е/Т/С

338

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРОЕКЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ

§ 2. ПРОЕКЦИОННЫЕ ЭКРАНЫ

Использование проекционного оборудования для сцены началось в

1860х годах, ещё до появления ламп накаливания. С тех пор появилось

множество сценических материалов, оборудования и технологий, спо

собных удовлетворить всех — от самого маленького до самого «Большо

го» театра.

Художник, желающий овладеть искусством проекции, неизбежно

задаётся вопросами: как выбрать проектор, как подготовить картинки и

на какой фон проецировать. В этой главе мы дадим информацию о важ

ной составляющей проекционной технологии — проекционных экра

нах, и подробно рассмотрим виниловые экраны ROSCO.

В некоторых случаях роль экрана могут выполнять кулисы и падуги,

но их возможности с точки зрения максимально полного воплощения

идей режиссёра не идут в сравнение со специально разработанным про

екционным экраном. В частности, никакие элементы традиционного

сценического оформления не годятся для проекции изображения «на

просвет»: они либо непрозрачны, либо окрашены, и цвет проектируе

мой картины искажается.

Для правильного выбора проекционной поверхности необходимо

вначале выбрать способ проецирования.

ФРОНТАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ

При фронтальной проекции проектор и зрители находятся по одну

сторону экрана. Проектор обычно скрыт от аудитории — находится по

зади зрителей — и удален от экрана. Чем больше это расстояние, тем

мощнее должен быть проектор.

При фронтальной проекции изображение сохраняет свою интенсив

ность, чёткость и контрастность с большим углом обзора, то есть сидя

щие перед правым и левым краями экрана будут видеть изображение

почти так же хорошо, как и сидящие по центру.

Экран для фронтальной по

верхности делается из материала с

высокой отражательной способ

ностью, чтобы получить достаточ

но яркое изображение даже с ма

ломощным проектором.

У фронтальной проекции есть

и свои недостатки. Вопервых, на

личие большой светлой поверхно

сти на сцене может отвлекать вни

мание зрителя. По словам некото

рых режиссёров, зрители «ждут,

что сейчас начнётся кино». Во

вторых, приходится освещать об

ласть вокруг экрана, так как иначе

изза сильного отражения проек

339

ПРОЕКЦИОННЫЕ ЭКРАНЫ

ция «размывается». Втретьих, если в луч проектора попадают актёры

или предметы, на экране появляются тени. Выбор места расположения

источника с точки зрения минимизации теней может привести к иска

жению проекции. В этом случае приходится корректировать исходное

изображение.

ПРОЕКЦИЯ НА ПРОСВЕТ

Чтобы получить проекцию «на просвет», экран помещают между

проектором и зрителями, которые видят изображение сквозь экран. Эк

ран должен быть из материала с малыми коэффициентами отражения и

поглощения, тонкий, чтобы получить изображение с необходимой оп

тической чёткостью и яркостью. Экран может быть тёмного цвета, что

позволяет замаскировать его среди декораций. Проектор устанавливают

так, чтобы люди, перемещающиеся 

позади экрана, не попадали в проек

ционный луч. Предметы и люди 

перед экраном не создают помех проек

ции.

Можно достичь интересных эффектов при проецировании изобра

жения сквозь экран, расписанный красками, например, эффект пере

хода от дня к ночи.

У проекции «на просвет» также есть недостатки. Вопервых, так как

источник мощный и луч его направлен на зрителя, в центре проекции

образуется яркое световое пятно. Вовторых, размеры сцены в глубину

не позволяют устанавливать проектор достаточно далеко от экрана (как

при фронтальной поверхности), поэтому экран должен иметь теплоза

щитный слой. Изза этого качество изображения резко ухудшается для

зрителей, сидящих сбоку от экрана.

При равной интенсивности, расстоянии и размере изображения

фронтальная проекция даёт лучшие результаты, чем проекция «на про

свет». Для получения изображения равного качества при фронтальной проL

екции требуется меньшая мощность проектора.

340

ПРОЕКЦИОННЫЕ ЭКРАНЫ

ЭКРАНЫ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОЙ ПРОЕКЦИИ

Экраны 

Front White (фронтальные белые) производятся из хорошо

отражающего светонепроницаемого материала и обеспечивают на

ибольшую яркость получаемых изображений при самом широком угле

обзора. Изза высокой отражательной способности эти экраны отража

ют также и паразитный свет. Поэтому необходимо позаботиться об его

минимизации.

ЭКРАНЫ ДЛЯ ПРОЕКЦИИ «НА ПРОСВЕТ»

Проекционные экраны 

Black (чёрные) лучше всего использовать при

большой освещённости. Прямая светопередача составляет всего около

6%, но контраст между тёмным фоном и светом от источника позволя

ет проецировать изображения с высокой степенью разрешения. Тёмно

серый (

почти чёрный) цвет экрана позволяет получить хорошее разре

шение при проецировании сквозь него контрастного изображения. Та

кой экран незаметен среди декораций. Чёрные экраны особенно подхо

дят для балетных и оперных постановок, где их тёмная поверхность по

глощает отражение лучей прожекторов следящего света от пола. Угол

обзора у этого экрана ограничен 60 градусами.

Проекционные экраны 

Grey (серые) обладают многими преимущес

твами чёрных экранов, но дают более широкий угол обзора. Среднесе

рый цвет помогает замаскировать экран на фоне декораций, позволяет

добиться реалистических цветов и чёткости изображения. Угол обзора

увеличивается до 120 градусов, а более светлый цвет экрана обеспечива

ет лучшую светопередачу и, следовательно, более яркое изображение.

Light Translucent (прозрачные) экраны имеют слегка матовую, светло

341

ПРОЕКЦИОННЫЕ ЭКРАНЫ

Пример световой проекции

серую поверхность и применяются для различных целей. Их лучше все

го использовать при большой освещённости рассеянным светом, осо

бенно при проведении уличных мероприятий. Эти экраны имеют повы

шенную степень светопередачи, а получаемое изображение оказывает

ся достаточно ярким даже при повышенной внешней освещённости.

Следует, однако, позаботиться о том, чтобы избежать появления яркого

пятна в центре экрана напротив источника. Оно может быть видимо

зрителями изза высокой прозрачности экрана.

Экраны всех трёх типов могут также применяться в качестве диффу

зионных материалов для равномерной световой заливки задника.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЭКРАНЫ

Экран 

Twin White (двусторонний белый) — самый универсальный про

екционный экран, предлагаемый ROSCO. Его молочнобелый цвет по

зволяет получать одинаково яркие изображения и при фронтальной

проекции, и при проекции «на просвет». Это значит, что режиссёр мо

жет без проблем переходить от одного вида проекции к другому. Угол

обзора для данного экрана составляет почти 180 градусов, то есть прак

тически каждый зритель в зале может видеть неискажённое изображе

ние. Так как экран слегка окрашен для улучшения отражения при фрон

тальной проекции, на качество изображения может повлиять отраже

ние рассеянного света, поэтому следует позаботиться о снижении осве

щённости вокруг экрана.

342

ПРОЕКЦИОННЫЕ ЭКРАНЫ

Пример световой проекции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВУСТОРОННЕГО ЭКРАНА ROSCO

В ЦИКЛОРАМЕ

Двусторонний белый экран является идеальной циклорамой для ки

нотеатров, видеостудий и театральной сцены. Молочнобелый цвет

идеально рассеивает свет и не создаёт гребешковых искажений. Пре

восходные эффекты могут быть достигнуты при фронтальном освеще

нии экрана снизу и освещении задней поверхности экрана сверху. Осве

тительные приборы можно скрыть от зрителя при помощи самого экра

на или путем отклонения нижней части экрана вперед на 5 градусов.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С ВИНИЛОВЫМИ ЭКРАНАМИ

Виниловые экраны долговечны, и за ними легко ухаживать. Если на

муслиновом заднике появилось пятно, его очень трудно удалить без

специальной чистки, а виниловый экран можно протереть раствором

мягкого моющего средства. Его можно накрутить на валик для длитель

ного хранения. Виниловые экраны имеют длину до 24 м при практиче

ски неограниченной ширине.

При работе с ними нужно хорошо знать особенности этого материа

ла и владеть приёмами, позволяющими уменьшить или компенсировать

недостатки экранов.

1. Освещённость сцены менее влияет на проекцию «на просвет», чем

на фронтальную проекцию, поэтому, по возможности, используйте тех

343

ПРОЕКЦИОННЫЕ ЭКРАНЫ

Пример световой проекции

нологию проекции «на просвет».

2. Все экраны ROSCO имеют матовую поверхность, уменьшающую

отражение окружающего света.

3. Постарайтесь уменьшить отражение от пола. Для этого применя

ют специальные суперматовые грунтовки для сцены типа ROSCO Tough

Prime Black или профессиональные театральные краски типа ROSCO

Supersaturated Black с матовыми закрепляющими глазурями (например,

ROSCO Clear Flat).

4. Повесьте бесшовную сетку на расстоянии не менее 5 см перед эк

раном. Сетка поглотит бликующий свет, не ухудшая при этом качество

полученного изображения.

5. Подвесьте экран так, чтобы проекция находилась на высоте не ме

нее 60 см от пола, и отражённый от пола свет не попадал на экран.

6. Располагайте осветительные приборы таким образом, чтобы

уменьшить прямое попадание света на экран.

7. Используйте шторки для осветительных приборов для фокусиров

ки света вблизи или вокруг экрана. Располагайте актёров не ближе 

1,2 м от экрана, чтобы их было легче подсвечивать сзади и сбоку.

8. Для получения максимальной яркости изображения используйте

высококонтрастные картинки. Постарайтесь максимально сфокусиро

вать изображение за счет уменьшения его размера. Используйте линзы

с соответствующим фокусным расстоянием. Установите проектор как

можно ближе к экрану.

344

ПРОЕКЦИОННЫЕ ЭКРАНЫ

§ 3. ТРАНСПАРАНТНАЯ ПРОЕКЦИЯ

Транспарантная проекция основана на получении теневого изобра

жения объекта, находящегося на пути световых лучей. Это простое све

тотехническое устройство — оптическая система, состоящая из источ

ника света, отражателя, металлического или прочного негорючего ма

териала слайдамаски (современное название — «гобо») внутри одного

корпуса. Отсутствие сложных оптических элементов позволяет избе

жать световых потерь и получить достаточно яркое изображение. Транс

парантная проекция применяется для выявления бликов на плоскости

живописного задника.

Для получения необходимого изображения нужны объект, экран или

задник, на который проецируется изображение и источник света. Объ

ектом, как правило, служит специальный шаблон (например, «облако»

или «силуэт корабля»). Шаблоны вырезают из жести или выпиливают

из фанеры по рисунку. Если рисунок настолько сложен, что отдельные

его части не соединяются друг с другом, делают шаблонраму. В этом

случае части рисунка вырезают из чёрной бумаги и наклеивают на стек

ло. Можно нанести рисунок прямо на стекло чёрным лаком. При помо

щи ажурных шаблонов изображают на сцене тени от листвы деревьев,

добиваются иллюзии солнечных бликов на плоскостной декорации.

Этот прием нашел широкое применение в западноевропейской и

американской театральной практике. Для транспарантной проекции

345

ТРАНСПАРАНТНАЯ ПРОЕКЦИЯ

создавались специальные приборы.

К достоинствам транспарантной проекции надо отнести, вопервых,

её выразительность (благодаря контрастности силуэтного рисунка), во

вторых, возможность её установки в любом месте сцены, втретьих, воз

можность увеличения или уменьшения изображения даже при малой

глубине сцены и, вчетвёртых, простоту оборудования и эксплуатации.

Недостатком является то, что при больших масштабах увеличения

изображение становится расплывчатым. Наиболее чёткие проекции по

лучаются при освещении транспаранта точечным источником света.

Иногда расплывающаяся проекция нужна по замыслу. Например,

режиссёр С. Радлов совместно с художником И. Рабиновичем в поста

новке оперы Р. Вагнера «Гибель богов» создали световой горизонт, на

котором по мере развития музыкальной темы и сценического действия

мягкими бликами выступали и сменялись различные цветовые сочета

ния. Контуры рисунка были размыты, цветовые фрагменты сливались,

перетекали друг в друга, исчезали и появлялись вновь. По существу, это

был опыт светомузыки: ни художник, ни режиссёр не ставили задачи

создать самостоятельную живописную сюжетную композицию, а хоте

ли выразить характер и настроение музыки с помощью цветовых соче

таний. Идея, к которой уже неоднократно обращалась художественная

мысль, была воплощена в данном случае с необыкновенной простотой.

На арьерсцене развесили обычные лампы с матовыми колпаками, кото

рые были окрашены прозрачными красками. Включая и выключая их в

заданном порядке через темнитель света, создавали нужные цветовые и

теневые сочетания на горизонте.

Вид теневого или силуэтного рисунка зависит от взаимного располо

жения экраназадника, предмета и источника света. Как правило, они

находятся на одной прямой (оси). Объект располагается между источ

ником и экраном. Если ось перпендикулярна поверхности экрана, мы

получим силуэт, точно воспроизводящий форму предмета. Чем ближе

предмет к источнику света, тем крупнее проекция, и наоборот.

Используя эту закономерность, можно получать на экране разно

масштабные теневые фигуры, например, одновременно две человечес

кие тени — гигантскую и небольшую. Для этого каждый объект нужно

346

ТРАНСПАРАНТНАЯ ПРОЕКЦИЯ

Осветительная арматура транспарантной проекции

осветить отдельным источником. Размещая предметы на разных рас

стояниях от источников, можно получить, в частности, очень отчётли

вую удалённую перспективу. В зависимости от условий можно прибли

жать объект к источнику или источник к объекту, результат будет оди

наковым.

Множественные тени можно получить, если осветить объект не

сколькими источниками, расположенными на одной прямой парал

лельно экрану.

Если расположить экран под углом к оси «источник света — объект»,

то теневой рисунок исказится, приобретёт некоторый ракурс. Накло

ном экрана можно создать, например, гротесковый силуэт того или

иного персонажа. 

Тени могут быть как

статичными, так и движу

щимися. Движущиеся те

ни — выразительный эле

мент спектакля. Чтобы их

получить, не обязательно

перемещать объект. Мож

но, вопервых, переме

щать по сцене источник

света. Изменяя угол осве

щения, мы получим эф

фект движения теней. Та

ким приёмом создают, на

пример, иллюзию движе

ния поезда: тени пересека

ют сцену и скрываются за

кулисами.

347

ТРАНСПАРАНТНАЯ ПРОЕКЦИЯ

Пример теневого изображения

Пример теневого изображения

Второй способ — это

применение нескольких

источников света, разме

щённых под разными, за

ранее рассчитанными, уг

лами к объекту. Поочеред

но включая источники, мы

получим движение теней

на экране.

Чтобы получить на эк

ране чёткий теневой рису

нок, окружённый полуте

нью, нужно осветить объ

ект двумя источниками,

расположив их друг за дру

гом на небольшом рассто

янии так, чтобы дальний

источник был несколько выше ближнего. Полутени могут быть подкра

шены двумя способами. Если закрыть источник (или оба) светофильт

рами, мы получим чёрный силуэт на цветном фоне. Если же дать цвет

ную подсветку рисунка на экране одним или несколькими дополни

тельными источниками, установленными перед экраном или позади

него (на просвет), можно добиться удачного цветного контура. Инте

ресные результаты можно получить, если одновременно применить ок

рашенный основной источник и добавочные цветные подсветки на те

невой рисунок. Необходимо только обратить внимание на соотношение

яркости основного и добавочного источников света.

Интересен прием дублирующего транспаранта. Актёра помещают

перед белым экраном, а

позади экрана устанавли

вают источник света и да

ют на просвет увеличен

ную фигуру этого же актё

ра. Рисунок тени вовсе не

должен повторять позу че

ловека перед экраном, бо

лее того, порой ориги

нальный и самостоятель

ный теневой рисунок дает

понятие о скрытых качест

вах или переживаниях ге

роя.

348

ТРАНСПАРАНТНАЯ ПРОЕКЦИЯ

Пример теневого изображения

Один из видов транспарантной проекции

§ 4. ЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ НА СЦЕНЕ

Ещё со времён древнего Китая и Японии было известно загадочное

свечение в темноте целого ряда веществ. В ХII веке это явление было

открыто (но не исследовано) в Европе итальянцем В. Касциорало. Ещё

два века спустя английскому инженеру Бальмену удалось приготовить

долго и хорошо светящуюся краску, которая получила название «баль

маин». В состав бальмаина входил висмут. С этого времени начались

экспериментальные исследования природы свечения вещества. Их про

водили Вернейль, Фокино, Беккерель, Форстер и другие учёные.

Известно, что при нагревании многие вещества начинают излучать

свет. Свечение некоторых веществ, избыточное над их тепловым излучениL

ем при данной температуре и возбуждённое какимиLлибо источниками

энергии, называется люминесценцией. Люминесценция возникает под

действием света, радиоактивного и рентгеновского излучений, элек

трического поля, при химических реакциях и механических воздей

ствиях. Примеры люминесценции — свечение гниющего дерева, свет

лячков, экрана телевизора. Физические механизмы люминесценции

различны.

Некоторые тела при освещении не только отражают часть падающе

го на них света, но и начинают светиться. Люминесценция под действи

ем света называется фотолюминесценцией.

Примером легко наблюдаемой фотолюминесценции может служить

синеватомолочное свечение керосина при дневном свете. Очень боль

шое число растворов красок и других веществ обнаруживает люминес

ценцию, особенно под действием источников ультрафиолетового света

(электрической дуги, ртутной лампы и т.п.). Надо отметить, что люми

несценция очень чувствительна: иногда достаточно ничтожного коли

чества вещества (10

10

г), чтобы наблюдать свечение.

Фотолюминесценция имеет важную особенность: свет люминесцен

ции имеет иной спектральный состав (т.е. иной цвет), чем свет, вызвав

ший свечение. Отличие цвета свечения от возбуждающего света неред

ко хорошо видно на глаз. Наблюдения показывают, что свет люминес

ценции характеризуется большей длиной волны, чем возбуждающий

свет. Эта закономерность носит название правила Стокса.

Любой опыт по возбуждению фотолюминесценции может служить

иллюстрацией правила Стокса. Например, поставим перед фонарём

фиолетовый светофильтр и направим пучок фиолетового света на про

зрачный сосуд с раствором любого флюоресцина (вещества, способно

го люминесцировать). Жидкость начнет ярко светиться зелёножёлтым

светом, который имеет много большую длину волны, чем фиолетовый.

Напомним, что длина волны видимой части спектра убывает в ряду

красный — оранжевый — жёлтый — зелёный — голубой — синий — фи

олетовый. Последовательность цветов в направлении уменьшения дли

ны волны очень легко запомнить с помощью правила радуги: «Каждый

охотник желает знать, где сидят фазаны» — первая буква каждого слова

одновременно является первой буквой в названии цвета.

Длина волны красного цвета находится в промежутке 620—760 нм,

349

ЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ НА СЦЕНЕ

длина волны фиолетового цвета – в промежутке 388—450 нм. Зелёный

свет имеет среднюю в этом ряду длину волны — 510—555 нм.

Излучение с длиной волны менее 380 нм невидимо глазу. Оно назы

вается ультрафиолетовым излучением, или просто ультрафиолетом.

Люминесценция, возбуждённая ультрафиолетом, видима, потому что

имеет, в соответствии с правилом Стокса, цвет большей длины волны.

Применяя источники света, содержащие значительное количество ко

ротких (ультрафиолетовых) лучей, можно обнаружить, что почти все те

ла в той или иной степени обладают способностью люминесцировать.

Некоторые тела сохраняют способность светиться некоторое время

после того, как их освещение прекратилось. Такое послесвечение может

длиться разное время: от десятитысячных долей секунды до нескольких

часов. По длительности различают флуоресценцию (свечение, прекра

щающееся вместе с освещением) и фосфоресценцию (длительную лю

минесценцию). Это деление условно, поскольку резкую границу между

флуоресценцией и фосфоресценцией провести трудно.

Явление фосфоресценции обнаруживают многие специально приго

товленные кристаллические порошки. Ими пользуются для изготовле

ния так называемых фосфоресцирующих экранов. Это может быть лист

картона, покрытый, например, порошком сернистого цинка. Такой эк

ран сохраняет свечение дветри минуты после освещения. Фосфорес

цирующие экраны светятся также под действием рентгеновских лучей.

Подбирая состав фосфоресцирующего вещества, можно изменять спек

тральный состав излучаемого света (в том числе приближая его к днев

ному свету).

«Палитра» свечения разнообразна. Например, растворы сернокис

лого хинина флуоресцируют голубыми лучами, раствор хлорофилла —

красными. Плавиковый шпат дает фиолетовое свечение, розовая крас

ка магдала — оранжевожёлтое.

К интенсивно фосфоресцирующим веществам можно причислить

сернистые соединения щёлочноземельных металлов — кальция, бария

и стронция. При этом оказывается, что преломляемость лучей, испус

каемых при фосфоресценции, меньше преломляемости лучей, вызыва

ющих свечение.

Светящиеся краски — относительно новый элемент сценической

техники; их люминесценция возбуждается светом видимого спектра

или ультрафиолетовым излучением. Они стали применяться в театре с

1941 года по предложению Заубермана. Краски готовились на основе

особых анилинов, обладали необходимой стойкостью, безвредностью и

ярко флуоресцировали в ультрафиолетовых лучах. С тех пор светящие

ся краски находят широкое применение в театре для изготовления де

кораций, бутафории, костюмов и грима. Они многоцветны, прекрасно

смешиваются с клеевыми, анилиновыми и гримировальными краска

ми, после чего окрашенные поверхности под влиянием ультрафиолето

вых лучей или даже простого прожектора с фиолетовым светофильтром

дают превосходные сценические эффекты свечения.

Ценнейшим достоинством светящихся красок является их полная

невидимость при обычном освещении сцены, что дает возможность по

готовым, написанным клеевыми или анилиновыми красками декора

циям, бутафории или костюму прописать светящимися красками нуж

350

ЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ НА СЦЕНЕ

ный рисунок, без какого бы то ни было повреждения основной живопи

си, без нарушения отдельных цветов и общего колорита. Бутафорские

предметы и украшения изготовляют при необходимости из специаль

ного флюоресцирующего стекла, дающего под действием ультрафиоле

та особо интенсивное свечение. В ультрафиолетовых лучах привычная

обстановка сцены может стать практически невидимой, а новая декора

ция мгновенно выступает, изменяя всю одежду сцены до полной неуз

наваемости. При глубокой и тщательной проработке световой картины

можно достигать мгновенных художественных метаморфоз: например,

превращения сложного пейзажа в морское дно, высоких гор — в ночной

пейзаж. Желательно, чтобы трансформируемые картины имели близ

кий силуэтный рисунок. Если к этому добавляется изменение рисунка

и характера бутафории, костюмов и, наконец, грима, то легко себе

представить масштабы эффекта, производимого светящейся картиной.

Целый ряд сценических образов с большим успехом решается при

менением светящихся красок. Например, ранее для получения на сцене

светящихся контуров употреблялись громоздкие, дорогостоящие и

опасные в пожарном отношении транспарантные декорации, заклеен

ные тканями и освещённые электрическими лампами, расположенны

ми в специальных кожухахбоксах. Для получения сценического эф

фекта от транспаранта необходимо притемнение сцены, то есть созда

ние тех же условий, в которых «работают» светящиеся краски, а между

тем возможности последних бесконечно шире и в художественном, и в

экономическом смысле. Применяя транспарант, можно получить све

товые пятна и несложные светящиеся контуры, но получение этим при

ёмом сложных рисунков и разбросанных по декорациям контуров не

возможно. Потребовалось бы построить и укрепить бесконечное коли

чество безопасных кожухов со сложнейшей электрической проводкой,

а многочисленные технические прорезы на декоративном полотне,

подклеенные тканями, фактически уничтожили бы декорацию — при

обычном освещении она выглядела бы антихудожественно. А с помо

щью флуоресцирующих красок легко создать на сцене звёзды, радугу,

луну и другие светящиеся объекты.

При освещении ультрафиолетовыми лучами можно получить весьма

любопытный эффект «светового грима»: кожа окрашивается в шоко

ладный цвет, а зубы и ногти начинают светиться необычным белым све

том. Кроме того, изготавливаются специальные гримировальные светя

щиеся краски, которые наносят поверх обычного грима. Под действием

ультрафиолетовых лучей лица актёров совершенно изменяют и выраже

ние, и черты, и форму в соответствии с замыслом постановщика.

Осветить детали артистического костюма можно маленькими лам

почками, питающимися от переносных батареек. Но необходимое для

этого оснащение, вопервых, стесняет движения артиста, вовторых,

свет получается неярким и недостаточно выразительным. Если же по

верх анилиновых красок расписать костюм светящимся красками, мож

но добиться поистине театральных эффектов. Например, хор, кордеба

лет или статисты, изображающие людскую толпу, внезапно превраща

ются в группу скелетов или диковинных животных.

Мы видим, что, используя явления люминесценции, можно совер

шать сложные переходы действия на затемнённой сцене без антрактов

351

ЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ НА СЦЕНЕ

на перестановки и переодевания, получая при этом значительно более

богатые, чем обычно, сценические эффекты.

Выбор флуоресцирующих и фосфоресцирующих красок разных цве

тов в настоящее время велик, и можно выбрать ту или иную длитель

ность свечения в зависимости от сценической задачи. Яркость свечения

красок на декорациях, костюмах, бутафории и гриме зависит от количе

ства ультрафиолетовых источников и от степени освещённости самой

сцены. Для больших сцен достаточно 8—14 прожекторов и светильни

ков, чтобы получить яркую флуоресценцию. Источники ультрафиоле

тового света следует располагать на осветительском мостике и в боко

вых кулисах с таким расчётом, чтобы на первых двух планах вместе с

фиолетовым цветом можно было бы включить синие и голубые тона.

Этот приём нужен для придания большей колоритности не только деко

рации, но и актёрам, которые при движении попадают в разные зоны

освещения, отчего интенсивность свечения их грима и костюмов меня

ется.

В последнее время успешно проделываются опыты освещения флю

оресцирующих поверхностей не специальными приборами с ультрафи

олетовыми лучами, а обычными сильными прожекторами с фиолетовы

ми фильтрами, что очень упрощает использование явлений флюорес

ценции на сцене.

Надо заметить, что проекции световых декораций на горизонт нис

колько не изменяются от действия ультрафиолетовых лучей.

352

ЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ НА СЦЕНЕ

перейти в каталог файлов


связь с админом