Главная страница
qrcode

ТЕАТРАЛЬНОЕ_ОСВЕЩЕНИЕ. Комплекс светотехнического оборудования сцены


Скачать 13.67 Mb.
НазваниеКомплекс светотехнического оборудования сцены
Родительский файлTEATRAL NOE OSVESchENIE.rar
АнкорТЕАТРАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ.rar
Дата16.08.2013
Размер13.67 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGlava03.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипГлава
#19437
Каталогid228588828
Полное содержание архива ТЕАТРАЛЬНОЕ_ОСВЕЩЕНИЕ.rar:
1. Bobliogr.pdf
71.89 Кб.
Библиография
2. Glava01.pdf
11816.35 Кб.
Освещение сцены: исторический очерк Театр представляет собой единство сложных и разнообразных про
3. Glava02.pdf
147.68 Кб.
Художественные задачи и приёмы сценического освещения конца XIX начала XX вв
4. Glava03.pdf
13994.41 Кб.
Комплекс светотехнического оборудования сцены
5. Glava04.pdf
11413.06 Кб.
Театральные световые приборы (тсп) Театральный световой прибор (тсп) предназначен для художествен
6. Glava05.pdf
5692.55 Кб.
Системы управления светом Возможность регулировки освещения в театре появилась вместе
7. Glava06.pdf
2271.8 Кб.
Основные типы освещения Характер светотеневого рисунка зависит от взаимного расположе
8. Glava07.pdf
44660.25 Кб.
Освещение декораций
9. Glava08.pdf
13153.87 Кб.
Световая композиция Композиция (от латинского composition составление, связывание)
10. Glava09.pdf
4566.79 Кб.
Документация к световому оформлению спектакля понятие световой партитуры
11. Glava10.pdf
35883.24 Кб.
Архитектурное освещение
12. Glava11.pdf
3163.73 Кб.
Смешение или сложение цветов Художнику по свету необходимо знать результат взаимодействия
13. Glava12.pdf
139.55 Кб.
Психология восприятия цвета
14. Glava13.pdf
1501.9 Кб.
Применение светофильтров для создания световых эффектов (на примере фильтров Rosco)
15. Glava14.pdf
12927.82 Кб.
Светотехника Основные понятия и величины Предмет изучения светотехники
16. Glava15.pdf
13261.93 Кб.
Сценические световые эффекты § театральные проекционные приборы
17. Illustr.pdf
89.38 Кб.
Иллюстрации перечень иллюстраций, фотографий, чертежей и рисунков, вошедших в первое издание книги Глава 1
18. index.TXT
31.21 Кб.
Книга по театральному освещению предусматривает ознакомление с историей развития осветительного оборудования в театре
19. manual.TXT
1.9 Кб.
Примечания примечания глава 1
20. Oblogka.pdf
4595.81 Кб.
Книга по театральному освещению предусматривает ознакомление с историей развития осветительного оборудования в театре
21. oglavlenie.pdf
57.69 Кб.
Освещение сцены: исторический очерк глава 2
22. Primechania.pdf
54.53 Кб.
Примечания примечания глава 1
23. zakon.TXT
1.33 Кб.
zakon.TXT
24. Свет.jpg
34.83 Кб.
Свет.jpg

С этим файлом связано 41 файл(ов). Среди них: Ritm_v_iskusstve_aktyora.doc, Stsenicheskaya_rech_1.doc, ZVEREVA_N_Masterstvo_rezhissera_4_kurs.doc, GROTOVSKIJ_Teatr_i_Ritual.doc, Starshiy_syn.doc, GROTOVSKIJ_Ot_bednogo_teatra_k_iskusstvu-provo.pdf, Lanovoy_Vasiliy__Letyat_za_dnyami_dni__Aktersk.djvu и ещё 31 файл(а).
Показать все связанные файлы

Глава 3

Комплекс светотехнического

оборудования сцены

Все помещения театра можно разделить на две части: зрительскую

и сценическую. К зрительской части относятся помещения, которые

зрители посещают во время представления и до него: зрительный зал,

фойе, вестибюли, гардеробы, буфеты. Эти помещения освещаются в со

ответствии с творческими замыслами архитектора — автора здания. Та

ким образом, это одна из разновидностей архитектурного освещения

интерьера. В сценическую часть входит сцена, а также вспомогательные

и технические помещения, которые используются для подготовки

и проведения представления исполнителями и работниками театра.

К вспомогательным помещениям относятся технические помеще

ния, где готовятся к представлению. Это артистические уборные, гри

мёрные, костюмерные, осветительный цех, мебельные, реквизитор

ские. А также складские помещения: склады декораций, мебели, бута

фории, реквизита, костюмов и прочего. Вторая группа технических по

мещений служит для производства и изготовления материальной части

представления: столярный, слесарный цеха, мебельные, бутафорские,

пошивочные, макетные и другие мастерские. К техническим помеще

ниям относятся и административные помещения (бухгалтерия, репер

туарная часть и другие). Во вспомогательных помещениях делают рабо

ту различной сложности, требующую и различной степени освещённо

сти. Так, например, в пошивочных, макетных, постижёрских мастер

ских выполняются точные работы, для которых нужна хорошая осве

щённость. Требования к освещённости в складах различного назначе

ния, конечно, значительно скромнее. Осветительные установки во

вспомогательных помещениях близки к осветительным установкам

промышленного назначения. Нормирование, проектирование и экс

плуатация осуществляются в соответствии с общими положениями по

освещению административных и промышленных зданий. Однако надо

учитывать, что источники света должны по спектральному составу со

гласовываться со спектром сценического освещения. Это особенно ка

сается помещений, связанных с окраской изделий. В таких помещени

ях как артистические уборные, постижёрские и живописные мастер

ские пользуются лампами накаливания. Выбор источника света, распо

ложение рабочей поверхности, нормируемые значения горизонталь

ной, вертикальной и цилиндрической освещённостей регламентирова

ны «Отраслевыми нормами освещённости зрелищных зданий».

Для освещения сцены применяются светильники, прожекторы

и проекционные приборы. Светильники, к числу которых относятся

несколько модификаций приборов с диффузными и направленнорас

сеивающими отражателями, а также осветительные приборы с зеркаль

ными лампами, применяются только для освещения плоских экранов

70

задников, живописных декораций и занавесов. Все остальные задачи

сценического освещения решаются с применением приборов прожек

торного типа. Проекционные приборы используются, помимо своего

прямого назначения (создания статического проекционного изображе

ния на экране или заднике), для различного рода сценических эффек

тов, в том числе динамических.

Все приборы для освещения сцены позволяют устанавливать перед

выходным отверстием рамку для светофильтров и защитную металличе

скую сетку, для чего предусмотрены соответствующие пазы. В сцениче

ской осветительной практике широко распространены приборы про

жекторного типа: однолинзовые, со сферическим отражателем, парабо

лическим отражателем и усложнённой оптической системой.

Прожекторы, используемые в театре, имеют устройство для регули

рования угла рассеивания светового потока. В однолинзовых прожекто

рах со сферическими отражателями это достигается с помощью фоку

сирующего устройства, а в приборах с усложнённой оптикой — с помо

щью различного рода диафрагм, профилирующих штороклекал и объ

ективов с переменным фокусным расстоянием. В однолинзовых про

жекторах фокусировка осуществляется за счёт плавного перемещения

каретки с источником света по направлению к оптическому элементу,

что приводит к увеличению угла охвата и КПД прибора при одновре

менном снижении силы света. Для однолинзовых прожекторов такая

фокусировка позволяет изменять угол рассеивания в пределах 5—45

градусов. Для прожекторов с параболоидным отражателем этот диапа

71

СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Выносной софитный подъём в зрительном зале

зон небольшой — в пределах 5–10 градусов.

В приборах с усложнённой оптической си

стемой используется схема с эллипсоид

ным отражателем. В плоскости кадрового

окна устанавливается ирисовая диафрагма

и профилирующие шторкилекала, позво

ляющие изменить угол рассеивания свето

вого потока. Применение системы линз

позволяет изменять угол рассеивания с од

новременным изменением освещённости.

Для возможности управления прибо

ром, установленным в недоступном во вре

мя проведения спектакля месте, предусмо

трены модификации прожекторов с дис

танционным управлением. Прожекторы

снабжены электроприводами, позволяю

щими дистанционно наклонять и повора

чивать их вокруг вертикальной и горизон

тальной оси. Предусмотрено не только ди

станционное управление поворотом прожектора в двух направлениях,

но и фокусировка источника света, то есть изменение ширины светово

го потока. Дистанционная смена светофильтров в этом случае может

осуществляться с помощью устройства смены светофильтров — скрол

лера.

Освещение сцены также осуществляется с помощью приборов ста

ционарного и переносного освещения. Стационарные приборы разме

щаются на специальных металлических фермах или конструкциях, не

подвижных или имеющих возможность перемещаться в пределах, допу

стимых механикой оборудования сцены. Переносные приборы устанав

ливаются на переносных штативах или монтируются на конкретную де

корацию. Они служат для освещения данного представления и разме

щаются на сцене только для его проведения. Стационарное сценичес

кое освещение осуществляется с помощью групп осветительных прибо

ров, размещённых на сцене и за её пределами. В зависимости от того,

где они размещены, осветительные приборы подразделяются на верх

нее, боковое и выносное освещение сцены.

ВЕРХНЕЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Создаётся осветительными приборами, установленными на софит

ных металлических фермах. Фермы перемещаются в вертикальной пло

скости с помощью электрических лебёдок. Основное назначение верх

него освещения — создание необходимого уровня освещённости на жи

вописных задниках и декорациях (включая и цилиндрическую поверх

ность заднего фона — горизонта), а также на объёмных и плоскостных

декорациях, размещённых по всей глубине сцены (кроме первого плана

и авансцены). Этими приборами создаётся равномерная освещённость

по вертикали и горизонтали в пределах плоскости освещаемого занаве

са или горизонта. Поскольку расстояние от софитного подъёма до осве

щаемого занавеса в 3–4 раза меньше высоты занавеса, то создание рав

72

СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Дистанционно управляемый

прожектор

номерной по вертикали освещённости возможно лишь с помощью при

боров, концентрирующих световой поток в направлении нижней части

занавеса, то есть приборов с асимметричным отражателем (светильни

ков). Чтобы создать возможность цветного освещения, приборы на со

фитах снабжаются стеклянными или плёночными светофильтрами, по

зволяющими, благодаря оптическому смешению, получить широкую

гамму цветовых оттенков. Для оптического смешения цветов нужно,

чтобы приборы со светофильтрами одного цвета создавали равномер

ную освещённость по горизонтали. Регулирование освещения происхо

дит за счёт изменения светового потока у групп приборов с одинаковы

ми светофильтрами.

На софитных фермах, представляющих собой свар

ные конструкции из водогазопроводных труб и угло

вой стали, начиная с первого плана, монтируются све

тильники с симметричным и асимметричным отража

телем. Эти светильники крепятся с помощью хомутов

к продольным трубам фермы. Для сцены с небольшим,

рассчитанным, например, на 600 зрителей, залом, при

меняют, как правило, однорядное расположение све

тильников. Для больших сцен применяется двух или

трёхрядное расположение осветительных приборов.

Софитные подъёмы должны быть оснащены:

1. Прожекторами разных оптических систем с дис

танционным управлением, то есть перемещением по

73

СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Софитный подъём № 3

Скроллер —

устройство

смены

светофильтров

вертикали и горизонтали, изменением фокусного расстояния, скрол

лером или синтезом цвета. Используются лампы с галогенным и газо

разрядным циклом (возможно универсальные).

2. Интеллектуальными приборами последнего поколения:

– с поворотным зеркалом;

– вращающаяся голова.

3. Светильниками рассеянного света с цветными плёночными свето

фильтрами.

4. Светильниками рассеянного света с синтезом цветов.

5. Проекционным оборудованием для создания световых эффектов.

6. Световыми занавесами.

7. Дымовыми и снеговыми машинами с минимальным шумом.

8. Специальным оборудованием для пиротехнических эффектов.

9. Телескопическими одиночными подъёмами для индивидуальной

специальной подвески светотехнического оборудования.

10. Следящими прожекторами на софитмосту первого плана.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОГО И ПОСЛЕДНЕГО СОФИТНОГО

ПОДЪЁМА

Горизонтный софит по числу светильников и габаритам отличается

от остальных тем, что число камерных светильников на нём в два или

три раза больше, чем на любом другом, и размещаются они обычно

в 2–4 ряда и более.

В опернобалетных театрах количество светильников и цветов боль

ше. Они разделяются на «центр», «левую сторону» и «правую сторону».

74

СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Софитный подъём № 2 и № 3

Первый софитный подъём бывает стационарным или подъёмно

опускным. Существует такое понятие как софитмост — двух или трё

хуровневая конструкция с прожекторами различных оптических сис

тем. По софитмосту можно ходить.

Последние софитные подъёмы целесообразно использовать и для

монтажа прожекторов, создающих контражурное освещение сцены.

Для этого на ферме последнего софита размещаются в зависимости от

размеров сцены прожекторы с безлинзовой оптикой с параболоидными

отражателями.

БОКОВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Создаётся осветительными

приборами, размещёнными на

фермах подвижных порталов, ос

ветительных галерей и передвиж

ных световых башен (портальная

башня). Основное назначение

приборов бокового освещения —

создание необходимого уровня

вертикальной освещённости на

первых планах сцены в зоне игро

вой площадки. Локальное освеще

ние отдельных актёров и мизанс

цен требует применения приборов

прожекторного типа с регулируе

мым углом рассеивания светового

потока. Освещение с осветитель

ских галерей осуществляется при

борами, установленными на ниж

75

СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Передвижная осветительная башня 

Софит'мост первого плана

них боковых галереях. Приборы

расположены на подвижных ка

ретках, способных перемещаться

в глубину сцены. Этими прибора

ми освещают объёмные декорации

и игровые места на средних по глу

бине планах сцены. Освещение

сцены сбоку возможно через узкие

просветы между кулисами или де

корациями, поэтому в качестве

приборов бокового освещения

применяют приборы прожектор

ного типа с углом рассеивания не

более 1525 градусов, индивиду

альной регулировкой светового

потока, с усложнённой оптичес

кой системой.

Для бокового освещения сцены

целесообразно использовать про

жекторы повышенной мощности

с высокой концентрацией свето

вого потока. Мощные приборы

больших габаритов лучше распо

лагать на первой галерее на карет

ках, с помощью которых их можно перемещать по глубине сцены, как

говорилось выше. На боковых подвесных передвижных световых баш

нях размещают различную прожекторную аппаратуру (например, про

жекторы, как со шлифованными линзами, так и со ступенчатыми, по

зволяющими в широких пределах варьировать угол рассеивания; при

боры с усложнённой оптической системой).

ФРОНТАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ

Служит для создания вертикальной освещённости на авансцене

и первых планах сцены для освещения актёров и декораций. Осуществ

ляется группами осветительных приборов, вынесенных за пределы сце

нического пространства в зрительный зал, и подразделяется, в соответ

ствии с местами установки, на верхнее фронтальное, диагональное

и нижнее фронтальное (рампу). Приборы выносного освещения долж

ны посылать световой поток лишь в пределах сцены и авансцены, не ос

вещая зрительный зал. Верхнее фронтальное освещение осуществляет

ся приборами прожекторного типа, размещёнными вне поля зрения

зрителей: за уступом потолка зрительного зала, в технических помеще

ниях, позволяющих вести обслуживание приборов. В старых театрах

оно иногда осуществляется с помощью софитмостов. Если доступа

к обслуживанию осветительных приборов нет, то они должны быть ди

станционно управляемыми.

Для обеспечения распределения теней на лицах актёров, близкого

к естественному освещению, углы падения светового потока на план

шет сцены у края авансцены должны лежать в пределах 30–40°.

76

СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Стационарный осветительный портал

Нижнее фронтальное освещение

создаётся с помощью рампы. Она со

стоит из осветительных приборов

рассеянного и направленного света,

размещённых по краю сцены, и ис

пользуется для фронтального осве

щения актёров на первом плане

и авансцене. Назначение рампы —

снижение контраста теней, возника

ющих при освещении лиц актёров

приборами верхнего и диагонально

го освещения. Верхний край защит

ного кожуха рампы не должен воз

вышаться над уровнем пола первого

ряда зрителей более чем на 1,1 м при высоте сцены 60–80 см.

Рампы бывают стационарные и переносные (подъёмноопускные).

Диагональное (выносное) освещение устанавливается в специаль

ных помещениях, скрытых от зрителя уступами стен и имеющих воз

можность доступа для обслуживания. В зрительных залах ярусного типа

боковые ложи переоборудуются для установки прожекторов: подводит

ся вентиляция, монтируются специальные металлоконструкции.

В качестве осветительных приборов используют прожекторы со

шлифованной линзой, с линзой Френеля, профильные, низковольтные

прожекторы. У прожекторов разных оптических систем разное предна

значение. Так, прожекторы со сферическим отражателем с линзой Фре

неля особенно хороши для освещения мягких живописных кулис пер

вого–третьего планов. Профильные прожекторы с эллиптическим от

ражателем создают геометрию на планшете и декорациях, освещают ак

тёров. Низковольтные прожекторы с параболическим отражателем слу

жат для выявления элементов декорации.

Паразитная засветка зрительного зала будет исключена, если в каче

стве приборов верхнефронтального освещения будут использованы

прожекторы с усложнённой оптической системой, позволяющей огра

ничить распределение светового потока в пространстве с помощью спе

циальных диафрагм и штороклекал. При отсутствии таких приборов

устанавливают однолинзовые прожекторы со шлифованными линзами

и цилиндрическими отсекателямитубусами на выходных отверстиях

приборов.

Фронтальная светопроекционная оборудуется в специальных поме

щениях, где устанавливаются проекционные аппараты, с помощью ко

торых создаются различные статические и динамические световые эф

фекты («пожар», «вода», «дождь», «снег» и т.п.).

Используются следующие проекторы: 2 кВт, 5 кВт (галогенный

цикл), 1200 Вт, 2500 Вт, 4000 Вт, 6000 Вт, 12000 Вт (газоразрядный цикл).

77

СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Осветительные ложи 

СИСТЕМЫ ЦВЕТНОГО ОСВЕЩЕНИЯ НА СЦЕНЕ

В постановочном освещении сцены широко применяется цвет.

Цветное освещение получается за счёт применения светофильтров тре

буемого цвета, перекрывающих выходное отверстие прожекторов и све

тильников, или же за счёт оптического смешения разноцветных излуче

ний от групп осветительных приборов. Верхнее освещение и рампа по

зволяют воспроизвести нужный цвет на основе оптического сложения

нескольких цветных излучений. Использование принципа оптического

смешения двух или нескольких цветов, сильно отличающихся по цвет

ности, не рекомендуется изза появления цветных теней при освеще

нии объёмных декораций и актёров. Выбор основных цветов для софи

тов и рампы обусловливается требованием получения наибольшего цве

тового охвата для каждого вида освещения. Так как последние софиты

должны воспроизводить на экранах и задниках цвет неба в различное

время суток, то суммарная мощность здесь предусматривается большей,

чем на остальных софитных подъёмах. Так как рампа служит в первую

очередь для выравнивания теней на лицах актёров, то здесь предпочти

тельнее использовать разнообразные оттенки розового, пурпурного

и жёлторозового освещения.

Исходя из этих требований, в рампе предусматривают четыре регу

лируемые группы осветительных приборов. В трёх группах устанавлива

ют красные, синие и жёлтые светофильтры, а одна группа используется

без светофильтров. В софитах при четырёх регулируемых группах в ка

честве основных цветов целесообразно использовать синий, зелёный,

голубой и оранжевый. На горизонтном софите мощность регулируемых

цветовых групп делается неодинаковой, а число их берётся не больше

6–8 цветов. Основными цветами являются синий, голубой, зеленовато

голубой, зелёный, жёлтый, красный. Число осветительных приборов,

78

СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Вид фронтальной светопроекционной

образующих каждый цвет, различно и обратно пропорционально коэф

фициенту пропускания установленных светофильтров.

Ниже показаны коэффициенты пропускания различных светофиль

тров.

Таблица

Марки светофильтров и их коэффициенты пропускания

(толщина стекла 2 мм)

Цвет светофильтра

Обозначение светофильтра

Коэффициент

пропускания

Красный 

КС3

0,10

Оранжевый 

ОС4

0,37

Жёлтый 

ЖС8

0,83

Зелёный 

ЗС3

0,20

Голубоватозелёный 

СЗС3

0,12

Голубой 

СС2

0,23

Синий 

СС3

0,02

79

СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

перейти в каталог файлов


связь с админом