Главная страница
qrcode

ТЕАТРАЛЬНОЕ_ОСВЕЩЕНИЕ. Системы управления светом Возможность регулировки освещения в театре появилась вместе


НазваниеСистемы управления светом Возможность регулировки освещения в театре появилась вместе
Родительский файлTEATRAL NOE OSVESchENIE.rar
АнкорТЕАТРАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ.rar
Дата16.08.2013
Размер5.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGlava05.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипГлава
#19437
Каталогid228588828
Полное содержание архива ТЕАТРАЛЬНОЕ_ОСВЕЩЕНИЕ.rar:
1. Bobliogr.pdf
71.89 Кб.
Библиография
2. Glava01.pdf
11816.35 Кб.
Освещение сцены: исторический очерк Театр представляет собой единство сложных и разнообразных про
3. Glava02.pdf
147.68 Кб.
Художественные задачи и приёмы сценического освещения конца XIX начала XX вв
4. Glava03.pdf
13994.41 Кб.
Комплекс светотехнического оборудования сцены
5. Glava04.pdf
11413.06 Кб.
Театральные световые приборы (тсп) Театральный световой прибор (тсп) предназначен для художествен
6. Glava05.pdf
5692.55 Кб.
Системы управления светом Возможность регулировки освещения в театре появилась вместе
7. Glava06.pdf
2271.8 Кб.
Основные типы освещения Характер светотеневого рисунка зависит от взаимного расположе
8. Glava07.pdf
44660.25 Кб.
Освещение декораций
9. Glava08.pdf
13153.87 Кб.
Световая композиция Композиция (от латинского composition составление, связывание)
10. Glava09.pdf
4566.79 Кб.
Документация к световому оформлению спектакля понятие световой партитуры
11. Glava10.pdf
35883.24 Кб.
Архитектурное освещение
12. Glava11.pdf
3163.73 Кб.
Смешение или сложение цветов Художнику по свету необходимо знать результат взаимодействия
13. Glava12.pdf
139.55 Кб.
Психология восприятия цвета
14. Glava13.pdf
1501.9 Кб.
Применение светофильтров для создания световых эффектов (на примере фильтров Rosco)
15. Glava14.pdf
12927.82 Кб.
Светотехника Основные понятия и величины Предмет изучения светотехники
16. Glava15.pdf
13261.93 Кб.
Сценические световые эффекты § театральные проекционные приборы
17. Illustr.pdf
89.38 Кб.
Иллюстрации перечень иллюстраций, фотографий, чертежей и рисунков, вошедших в первое издание книги Глава 1
18. index.TXT
31.21 Кб.
Книга по театральному освещению предусматривает ознакомление с историей развития осветительного оборудования в театре
19. manual.TXT
1.9 Кб.
Примечания примечания глава 1
20. Oblogka.pdf
4595.81 Кб.
Книга по театральному освещению предусматривает ознакомление с историей развития осветительного оборудования в театре
21. oglavlenie.pdf
57.69 Кб.
Освещение сцены: исторический очерк глава 2
22. Primechania.pdf
54.53 Кб.
Примечания примечания глава 1
23. zakon.TXT
1.33 Кб.
zakon.TXT
24. Свет.jpg
34.83 Кб.
Свет.jpg

С этим файлом связано 41 файл(ов). Среди них: Ritm_v_iskusstve_aktyora.doc, Stsenicheskaya_rech_1.doc, ZVEREVA_N_Masterstvo_rezhissera_4_kurs.doc, GROTOVSKIJ_Teatr_i_Ritual.doc, Starshiy_syn.doc, GROTOVSKIJ_Ot_bednogo_teatra_k_iskusstvu-provo.pdf, Lanovoy_Vasiliy__Letyat_za_dnyami_dni__Aktersk.djvu и ещё 31 файл(а).
Показать все связанные файлы

121

Глава 5

Системы управления светом

Возможность регулировки освещения в театре появилась вместе

с газовыми светильниками. Были сконструированы централизованные

системы дистанционного управления — газовые столы.

*

К 1817 г. совер

шенствование технологий театрального газового освещения практичес

ки прекратилось ввиду бесперспективности использования газа в теат

ре.

После введения в театре электрического освещения (1890е гг.) воз

никла потребность в дистанционном изменении мощности конкретно

го источника света. Эта задача была решена не сразу. Сначала были изо

бретены выключатели и переключатели (рубильники и коммутаторы),

но они не содержали управляющих органов. Устройства, распределяю

щие электрическую нагрузку потребителей и управляющие мощностью

осветительных каналов, появились позднее. Они получили название

диммеров. С появлением диммерных устройств начала свое развитие уп

равляемая осветительная техника и стало возможным создание системы

управления театральным освещением (СУТО). Это была истинная ре

волюция в освещении. Для формирования светового пространства ста

ло возможным использование фиксированного количества осветитель

ных приборов без потери динамики. В начале XX века регуляторы осве

щения стали центром светотехнического комплекса.

Первые СУТО устанавливались в специальном несгораемом поме

щении в передней части первого трюма таким образом, чтобы осветите

лю была видна вся сцена через открытый люк. Современные СУТО —

часть электротехнического комплекса — предназначены для управле

ния всеми видами освещения и контроля над ними. При помощи СУТО

щитами регулируемых и нерегулируемых потребителей управляются

помещения театра: репетиционное, дежурное, рабочее, постановочное.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ДИММЕРЫ

Как бы ни совершенствовались диммеры в ходе технического про

гресса, их идея консервативна и принцип их действия остаётся неиз

менным: нагрузка, управляющий элемент и орган управления. Первые

простейшие диммеры — это реостаты. Реостатами называются опреде

лённые сопротивления, величину которых можно менять.

**

Соляной

диммер (жидкостный реостат) представлял собой ёмкость, заполненную

соляным раствором, в котором был закреплен один электрод. Опуская

или поднимая второй электрод, меняли сопротивление электрической

цепи и силу тока (накал лампы). Такие устройства были громоздкими

* Устройство газовых столов подробно описано в главе 1.

** Напомним закон Ома: при заданном напряжении сила проходящего в цепи тока обратно

пропорциональна сопротивлению.

и неудобными, к тому же кипящий

соляной раствор сильно нагревал

воздух во всем пространстве за кули

сами.

Вскоре на смену соляному при

шел  резистивный диммер — хорошо

известный реостат со скользящим

контактом (щёткой). На керамичес

кий (изолирующий) цилиндр нави

валась длинная проволока (обмот

ка). Перемещением щётки в элек

трическую цепь включалась большая

или меньшая часть обмотки, и накал

ламп уменьшался или увеличивался.

Реостат включался последовательно

с одной или несколькими лампами

накаливания. Щётки перемещались

рычагами с помощью тросов, намо

танных на барабаны; это делалось

вручную или с помощью электромо

тора. Управление производилось ди

станционно со светораспределитель

ных щитов, на которых монтирова

лись рубильники, переключатели

и предохранители.

Распределительные щиты были

довольно большими и тяжёлыми.

Во многих применялась сложная си

стема выключателей и блокирующих

переключателей. Главные переклю

чатели позволяли оператору управ

лять несколькими диммерами одно

временно. Плавность регулировки

обеспечивалась системой противо

весов. Для достижения эффекта

плавного затемнения требовались

значительная сноровка и опыт.

На смену реостатам пришли бо

лее совершенные технически и более

экономичные устройства — автоL

трансформаторы, позволяющие из

менять напряжение переменного то

ка, подаваемое на осветительный

прибор. Принцип управления тот

же, что и при работе с реостатами: яркость освещения регулируется

плавным перемещением щёток (с помощью системы тросов и противо

весов) по контактам секций трансформатора.

Диммеры на основе автотрансформаторов были более удобным

средством регулировки яркости электрических осветительных прибо

ров в театрах, чем их предшественники.

122

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОМ

Силовой автотрансформатор с

подвижными щётками

Регулятор типа РТМ (вид сбоку)

123

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОМ

Первый поворотный автотрансформа

тор был разработан и запатентован в нача

ле 1930х годов американской компанией

«General Radio». Это устройство предлага

лось под торговой маркой «Variac».

В 1960х гг. американская компания

«Superior Electric» выпускала для театров

и телевидения большое количество сис

тем управления яркостью источников све

та с использованием автотрансформато

ров. Продукция продавалась под торговы

ми марками «Luxtrol» и «Powerstat» и была

широко известна в США и Канаде. В ос

новном это были переносные системы из

612 диммеров в одном корпусе. Каждый

диммер был снабжён ручкой для индиви

дуальной регулировки. Имелась также

«мастеррукоятка», которой можно было

регулировать положение нескольких дим

меров одновременно. Такие устройства

просуществовали в театрах до конца 1970

х годов.

В отечественной практике в 1950е го

ды широко применялись пульты управле

ния освещением типа РТМ.

РТМ (регулятор театральный механичеL

ский) предназначен для управления токо

съёмными щётками регулировочного ав

тотрансформатора ТР100/30м – трёхфаз

ного автотрансформатора стержневого

типа с однослойными оголёнными об

мотками и воздушным охлаждением.

Регуляторы, в зависимости от количе

ства щёток, делятся на однорядные и многорядные. Регулятор обеспе

чивает возможность управлять как отдельной щёткой, так и группой

щёток. Каждая щётка имеет свой рычаг управления. Все рычаги наса

Силовой щит

Регулятор РТМ

Таблица 1

Пульты управления типа РТМ

живаются на общую ось, которая

поворачивается вручную с помо

щью штурвала или электромото

ром. Специальное устройство

позволяет отсоединять отдель

ные рычаги от общей оси, чтобы

управлять тем или иным источ

ником по индивидуальной про

грамме. Можно заранее устано

вить рычаги в определённое фик

сированное положение, задав та

ким образом соотношение ярко

сти отдельных приборов (групп

приборов).

РТМ выпускались в четырёх исполнениях, отличавшихся количест

вом регулируемых цепей.

К недостаткам РТМ относятся: наличие движущихся контактов, ма

лое количество программ в рабочей цепи, пожарная опасность, боль

шие габариты.

АНАЛОГОВЫЕ ДИММЕРЫ

Прогресс сильно изменил театральную технику. Современный прин

цип управления мощностью основан на свойствах полупроводников,

в частности тиристоров и семисторов, которые являются основным уп

равляющим элементом всей диммерной техники. Полупроводниковый

канал у этих элементов, в отличие от транзисторов, может прокачивать

значительную мощность, не требуя особого охлаждения, при этом схе

ма управления ими проста.

В 1958 г. инженеры компании «General Electric» объявили о начале

выпуска SCR (англ. silicon controlled rectifier — кремниевый управляе

мый диод) — полупроводниковых прибо

ров (тиристоров) для театрального и теле

визионного применения. На базе тирис

торов были разработаны компактные, ди

станционно управляемые диммеры, не

имеющие механически движущихся час

тей.

В типичном современном SCRLдиммеL

ре  применяются два полупроводниковых

устройства. На управляющие электроды

этих устройств подаётся сигнал, в соответ

ствии с которым диммер изменяет силу

тока (электрическую нагрузку) в лампах и,

соответственно, яркость их света. Управ

ляющий сигнал может изменяться в ин

тервалах от –5 до +5 вольт или от 0 до +10

вольт.

По способу управления нагрузочными

каналами современные диммерные уст

124

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОМ

Обводные блоки тросовой системы

Регулятор механический

иностранного производства

ройства подразделяются на аналоговые и ци

фровые. Первыми появились аналоговые

диммерные блоки. Среди отечественных регу

ляторов освещения, работающих от аналого

вого сигнала, наибольшее распространение

получили регуляторы типа «Старт».

Регуляторы типа «Старт» представляют со

бой комплексную установку, состоящую из

силовой части и пульта управления тиристор

ными регуляторами (иногда их называют ти

ристорные блоки).

Силовая часть включает:

– вводное устройство с автотрансформа

тором ВУ250 (для обеспечения питания ти

ристорных блоков);

– шкаф тиристорных регуляторов напря

жения ШТР155 (или ШТР1510) с тирис

торными регуляторами типа РТ5220 (или

РТ10220);

– шкаф избирательной коммутации (ШИК), где происходит соеди

нение выходных цепей тиристорных регуляторов с групповыми линия

ми нагрузки при помощи электрических соединителей и гибкого кабе

ля по схеме, составленной для конкретной сцены или даже для конкрет

ного спектакля.

Управление осуществляется с пульта, на который выведены показа

ния индуктивных датчиков. Пульты управления (ПУ) выпускаются

в разных версиях (с разным количеством регулируемых цепей): Старт

24, Старт60, Старт120, Старт200.

ПУ обеспечивает предварительный набор четырёх программ, кото

рые имеют индивидуальное управление. Пульт не имеет программируе

мой памяти; программирование осуществляется вручную оператором

каждый раз перед спектаклем по ранее записанной партитуре. У каждой

программы — свой цвет ручек регулировки цепей, как правило, крас

ный, жёлтый, белый и синий. При воспроизведении одной программы

остальные можно независимо корректировать. Переход с одной про

граммы на другую осуществляется с по

мощью поворотных элементов управле

ния, называемых латерами. Напряже

ние питания на пульт подаётся главным

латером, им можно осуществлять одно

временную корректировку уровней ос

вещённости по всем программам.

125

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОМ

Стойка тиристорных

силовых блоков

Внешний вид пульта

иностранного производства

126

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОМ

Регуляторы освещения "Старт'60П", "Старт'120П"

Схема рабочих панелей пульта «Старт»

127

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОМ

ЦИФРОВЫЕ ДИММЕРЫ

Аналоговые системы управления диммерами (по одному проводу на

диммер) громоздки и дороги. Появление цифровых пультов оказало на

театральное освещение огромное влияние. Цифровые диммерные устL

ройства, подобно лампам накаливания, открыли новую эру в художест

венном свете.

Система дистанционного управления диммерными блоками

Современные цифровые пульты — это мощные компьютеры со спе

циально разработанным программным обеспечением, со своим интер

фейсом, со своими библиотеками приборов, эффектов и пр.

Пульт создан по модульному принципу. В зависимости от желания

и возможностей пользователя производится набор модулей с нужной

конфигурацией. Условно модули (или панели) можно разделить по

принципу действия следующим образом:

– панель записи световых картин;

– панель записи световых эффектов;

– панель программирования функциональных возможностей кла

виш и субмастеров (макрокоманд);

– панель воспроизведения;

– панель управления параметрами дистанционноуправляемых при

боров;

– панель субмастеров (супермастеров, грандмастеров).

По исполнению пульты можно разделить на 4 группы. Первая, и на

иболее распространённая, это специализированные компьютеры. Внутрь

их корпуса встроен центральный процессор, который управляется про

граммой, записанной на микросхеме. Эта группа составляет основную

массу всех работающих сегодня пультов.

Вторая группа — так называемые контроллеры. Логика построения

основана на том же принципе, но с тем

различием, что функционально они не

приспособлены к самостоятельной рабо

те. Они позволяют лишь управлять пара

метрами определённой группы приборов.

Третья группа — модифицированные

компьютеры. Стандартный системный

блок или встроен внутрь пульта, или рас

полагается рядом с ним. Пульт стыкуется

с компьютером при помощи интерфей

сной платы.

К четвёртой группе можно отнести

компьютерные программы, такие как DAS

LIGHT, SHOW CAD, MARTIN 3064,

DMX LIGHT и другие, где сам компьютер

становится пультом управления, а свето

вые источники управляются через интер

фейсную плату или блок.

ПРОТОКОЛ DMX512

Первые пульты работали в индивиду

альном цифровом стандарте, т.е. обща

лись с диммерами на своем специальном

техническом коде, который тщательно

скрывался фирмойизготовителем. Когда

осветительные приборы, управляемые

цифровым сигналом, получили широкое

распространение, встал вопрос совмести

128

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОМ

Внешний вид современных

пультов управления

мости аппаратуры. В 1986 г. Комиссия USITT (

US Institute for Theatre

Tehnology — Институт театральных технологий США) разработала

«Протокол DMX512» — публичный стандарт цифровой передачи дан

ных между пультом управления светом и диммерами.

DMX512 (англ. 

digital multiplex — цифровой умножитель) разработан

с целью стандартизации управления диммерами с осветительного пуль

та. Он представляет собой уплотнённый цифровой протокол, способ

ный работать с 512 устройствами. Сегодня роль этого протокола значи

тельно шире, чем предполагалось первоначально. С осветительного

пульта можно управлять целой сетью различных устройств: не только

диммерами, но и скроллерами, нерегулируемыми источниками света,

а также настраивать параметры подвижных прожекторов.

Основа протокола — пространство двоичных кодов (сочетаний еди

ниц и нулей). Каждый код — это уникальная последовательность высо

ких и низких уровней сигнала, называемых 

битами и посылаемых через

определённый интервал времени. Каждый код в DMX512 содержит

8 бит. Группа из 8 бит называется байтом. Уровень диммера кодируется

одним байтом. Байт определяет 256 различных кодов от 0 до 255.

Чтобы приёмник мог определить начало байта, к байту добавляется

3 стартовых бита (низкий уровень сигнала) и 2 стоповых (высокий уро

вень). Для пересылки байта передатчик посылает стартовый бит, сооб

щающий приёмнику о начале обмена. Скорость передачи измеряется

в

бодах (1 бод=250000 бит/сек).

Информация в закодированном виде непрерывно передаётся по од

ному контрольному кабелю пакетами (один за другим) с частотой от 20

до 40 раз в секунду.

DMX512 поддерживает работу 512 каналов, последовательно пере

сылающих данные, от канала 1 и до канала с самым большим номером,

существующим в данной консоли (пульте). Консоли, обеспечивающие

работу с более чем 512 диммерными выходами, имеют несколько пор

тов DMX512. Нельзя путать каналы DMX512 с каналами консоли или

диммера. В случае, когда в системе более 512 каналов принимающих ус

тройств, применяются дополнительные DMX512 линии. Например,

консоль, имеющая 1024 выходных канала, будет снабжена двумя выход

ными портами DMX512, консоль с 1536 каналами — тремя DMX512

и т.д.

Залогом успешной и надёжной работы DMX512 является примене

ние качественных кабелей и разъёмов определённых типов. Для переда

чи данных DMX512 используется кабель, соответствующий специфика

ции ЕIA RS 422/485. Сигнал передаётся по витой паре (так называется

пара проводов, скрученных вместе). Вторая витая пара является резерв

ной или используется для «обратной связи» или других приложений.

Обычно применяются  разъёмы типа XLR с пятью контактами:

– контакт 1 — экран – земля;

– контакт 2 (чёрный) — данные (–);

– контакт 3 (белый) — данные (+);

– контакт 4 (зелёный) — свободный, данные (–);

– контакт 5 (красный) — свободный, данные (+).

Устройства подключают последовательно, начиная с пульта управле

ния. К последнему устройству в цепочке подключают специальную за

129

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОМ

глушкутерминатор (резистор), чтобы предотвратить отражение сигна

ла, способное привести к ошибкам. Некоторые устройства, будучи под

ключёнными последними в цепочке, сами подавляют отражения сигна

ла и не нуждаются в дополнительной заглушке.

DMX512 создавался как протокол управления диммерами. Теперь

с его помощью управляются цифровые световые приборы, колорченд

жеры, лиры, стробоскопы, дымовые машины, лазеры, фонтаны, сцени

ческая машинерия.

По стандарту DMX512 каждый передатчик сигнала может управлять

приборами — диммерами, сканерами, скроллерами и так далее — в ко

личестве 32. Все эти приборы соединяются последовательно. Для ис

пользования более чем 32 приборов необходим разветвитель DMX

Splitter, имеющий один вход и несколько выходов, на каждый из кото

рых может быть «посажено» до 32 приборов.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТЬЮ КЛАССА ETHERNET

Внедрение новейших компьютерных и информационных техноло

гий привело к качественному скачку в осветительной индустрии. Кар

динально изменились и взгляд на роль систем управления светом в теа

трах, и подход к их проектированию. Снижение стоимости систем уп

равления способствовало тому, что они стали применяться не только на

сцене. Их назначением стало обеспечение целостности восприятия

спектакля.

Световые эффекты начинаются на подходе к зданию театра и про

должаются в театральном интерьере. Световое оформление вводит зри

теля в атмосферу представления. Даже такое простое действие как при

глашение в зал может сопровождаться эффектом «световой волны»

в направлении от гардеробов и буфетов к залу. Затем следует само пред

ставление. Всё оборудование, обеспечивающее визуальные эффекты,

связано в единую, синхронно работающую систему, которая контроли

рует цвет и яркость освещения, управляет изменениями позиций про

жекторов и специальных приборов. Система предполагает также объ

единение пультов осветителя, помощника режиссера и механика сце

ны, что позволяет синхронизировать световые переходы, движение де

кораций и механизмов, работу актёров. В антрактах и после окончания

спектакля система включает необходимое освещение в заданной после

довательности и с заданной яркостью для обеспечения быстрого и удоб

ного выхода зрителей из зала и театра.

Обеспечение безопасности зрителей в помещении театра — важная

функция современной системы управления. В экстренных ситуациях

(пожар, отключение питания и пр.) система должна гарантировать ава

рийное освещение. Кроме того, в систему входят приборы дистанцион

ного контроля технического состояния диммеров и других периферий

ных устройств.

Системность предполагает возможность подключения любого обо

рудования в любом месте здания с небольшой настройкой сети с любо

го управляющего устройства. При соблюдении этих условий время, тре

буемое для изменения конфигурации системы, сокращается до мини

130

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОМ

мума. Отдельные устройства, входящие в систему, должны располагать

ся в наиболее подходящих для них местах. Это даёт экономию кабеля

и облегчает обслуживание.

Согласно предварительным расчётам, для управления светотехниче

ским комплексом потребуется около 5000 DMX каналов. Работа с таким

количеством возможна только при использовании сетевых технологий.

Оптимальной основой всей театральной системы управления светом

является компьютерная сеть класса Ethernet, обеспечивающая работу не

обходимого количества выходных каналов. Для передачи информации

(управляющих сигналов) в сети такого класса достаточно одного кабе

ля. Это может быть обычный электрический кабель с медной жилой.

Но оптический кабель более надёжен, обладает большей пропускной

способностью и лучше защищён от помех. Оптический кабель дороже

электрического, но в эксплуатации он гораздо более выгоден — он вла

гоустойчив, не окисляется и не подвержен старению.

К сети подключаются многие устройства, важнейшими из которых

являются пульты управления светом, управляющие и резервирующие

контроллеры, файловые серверы, компьютеры управления.

Функции пультов понятны из названия, добавляются только различ

ные дополнительные функции, связанные с сетевой системой.

Управляющие контроллеры автоматизируют часть рутинных задач

операторов, облегчая их работу. Резервирующие контроллеры бездей

ствуют, пока всё управляющее оборудование работает в штатном режи

ме, но продолжают ведение спектакля в автоматическом или ручном ре

жиме в случае возникновения неисправности.

131

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОМ

Система дистанционного управления осветительным оборудованием Ethernet

Необходимой частью системы являются файловые серверы, предна

значенные для хранения файлов со спектаклями и имеющие защиту от

несанкционированного изменения и стирания файлов. Отдельное уст

ройство для хранения информации гарантирует её сохранность в случае

выхода из строя пультов и контроллеров. Во время создания и записи

новых спектаклей можно моментально извлекать из файлов уже гото

вые сцены или их части и вставлять в создаваемый спектакль.

Компьютеры управления предназначены для редактирования спек

таклей и управления отдельными устройствами в системе. На одном из

таких компьютеров возможна реализация управления архитектурным

и внутренним освещением.

Важной особенностью современных систем является внутреннее огL

раничение доступа. Это означает, что каждому устройству и каждому че

ловеку, работающему в системе, можно запретить определённые функ

ции и действия. Необходимо предусмотреть распределение функций

и прав: начинающий оператор может вести спектакль, но не может из

менять его, опытный оператор может и то и другое; художник может из

менять спектакль, но не может вести спектакль; дежурный оператор мо

жет управлять архитектурным освещением, но не имеет доступа к спек

таклям и так далее.

Непосредственно в сети Ethernet также должны работать современ

ные диммерные стойки. Встроенные процессоры стоек, являющиеся

сами по себе миниатюрными контроллерами, совместно с дополни

тельными станциями самостоятельно выполняют простейшие задачи

управления. Диммерные стойки должны обеспечивать в современном

театре управление освещением всех сценических, репетиционных

и зрительских помещений. Основная группа диммеров управляет по

становочным светом; часть из них необходимо включать для репетици

онного и технологического освещения. Другая группа управляет светом

в зале, зрительской и закулисной частях.

ЗРИТЕЛЬСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ

ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Театральное освещение должно воздействовать на чувства зрителя

в соответствии с эмоциональнообразным содержанием спектакля,

усиливая и обостряя впечатление от сюжета и игры актёров. Действи

тельно, свет и цвет влияют на настроение, на образ и направление мыс

лей. Но влияние это неоднозначно, индивидуальный результат его не

всегда предсказуем. Возможности восприятия, в том числе восприятия

света и цвета, ограничены объективными свойствами зрения (неодина

ковой чувствительностью глаза к разным амплитудам и длинам волн

света), субъективными свойствами психики, физическим состоянием

человека.

Создавая световую партитуру спектакля, художник должен учесть

и согласовать возможные варианты воздействия, основываясь, в пер

вую очередь, на своих впечатлениях и представлениях, своем воспри

ятии и личном опыте.

На повсеместно распространённых до недавнего времени СУТО (си

стемы управления театральным освещением автотрансформаторного

132

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОМ

типа) управление осуществлялось вручную, и рукоятки имели, как пра

вило, значительную длину рабочего хода. Наблюдая за спектаклем, оце

нивая реакцию зала, оператор мог нужным образом корректировать

скорость ввода каждой цепи и добиваться художественной целостности

световой и цветовой гаммы перехода.

Сегодня театральная мировая светотехника располагает многопро

граммными СУТО. Они оснащены компьютерами и микропроцессора

ми, хранят в памяти до тысячи световых картин, имеют массу эффект

ных приспособлений. Световой переход осуществляется нажатием

кнопки, напряжение синхронно изменяется во всех регулируемых груп

пах. Технические возможности освещения возросли, но, как показыва

ет практика, качественного скачка не произошло: новое оформление

спектаклей не обогатило зрительские эмоции. Причина проста: ни один

даже самый совершенный технический комплекс не может пока уста

новить обратную связь со зрителем и приспособиться к изменениям

в его настроении и восприятии.

Огромные возможности компьютерных технологий при построении

световой партитуры спектакля могут быть реализованы при условии,

что компьютер «научится» световому регулированию в соответствии

с законами зрительного и эмоционального восприятия. Можно наде

яться, что в будущем программа управления будет учитывать спектраль

ную характеристику глаза, его чувствительность к амплитудным коле

баниям, особенности адаптации к темноте и свету, специфику реакции

на изменение яркости и частоты световых импульсов, утомляемость

зрения и психики, эмоциональный настрой зрителей. В идеале управле

ние сценическим светом будет доверено компьютеру, программа и па

мять которого ориентированы на:

 приём и передачу информации от датчиков физических величин

характеристик постановочного освещения;

– определение характеристик зрительного восприятия в данный мо

мент;

– выбор определённой характеристики зрительного восприятия и её

изменение в соответствии с содержанием и эмоциональной задачей

сценического действия;

– формирование управляющих команд для светотехники на основа

нии анализа физической характеристики света, особенностей состоя

ния зрительного восприятия и эмоциональной динамики театрального

действия.

Предстоит проанализировать опыт художников по свету, найти зако

номерности восприятия и ввести их в программу управляющего ком

пьютера. Пока этого не сделано, компьютеру будет отведена важная,

но скромная роль «секретаря», который должен запомнить необходи

мое количество световых картин и выдать их по требованию художника.

133

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОМ

перейти в каталог файлов


связь с админом