Главная страница
qrcode

ТЕАТРАЛЬНОЕ_ОСВЕЩЕНИЕ. Основные типы освещения Характер светотеневого рисунка зависит от взаимного расположе


НазваниеОсновные типы освещения Характер светотеневого рисунка зависит от взаимного расположе
Родительский файлTEATRAL NOE OSVESchENIE.rar
АнкорТЕАТРАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ.rar
Дата16.08.2013
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGlava06.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипГлава
#19437
Каталогid228588828
Полное содержание архива ТЕАТРАЛЬНОЕ_ОСВЕЩЕНИЕ.rar:
1. Bobliogr.pdf
71.89 Кб.
Библиография
2. Glava01.pdf
11816.35 Кб.
Освещение сцены: исторический очерк Театр представляет собой единство сложных и разнообразных про
3. Glava02.pdf
147.68 Кб.
Художественные задачи и приёмы сценического освещения конца XIX начала XX вв
4. Glava03.pdf
13994.41 Кб.
Комплекс светотехнического оборудования сцены
5. Glava04.pdf
11413.06 Кб.
Театральные световые приборы (тсп) Театральный световой прибор (тсп) предназначен для художествен
6. Glava05.pdf
5692.55 Кб.
Системы управления светом Возможность регулировки освещения в театре появилась вместе
7. Glava06.pdf
2271.8 Кб.
Основные типы освещения Характер светотеневого рисунка зависит от взаимного расположе
8. Glava07.pdf
44660.25 Кб.
Освещение декораций
9. Glava08.pdf
13153.87 Кб.
Световая композиция Композиция (от латинского composition составление, связывание)
10. Glava09.pdf
4566.79 Кб.
Документация к световому оформлению спектакля понятие световой партитуры
11. Glava10.pdf
35883.24 Кб.
Архитектурное освещение
12. Glava11.pdf
3163.73 Кб.
Смешение или сложение цветов Художнику по свету необходимо знать результат взаимодействия
13. Glava12.pdf
139.55 Кб.
Психология восприятия цвета
14. Glava13.pdf
1501.9 Кб.
Применение светофильтров для создания световых эффектов (на примере фильтров Rosco)
15. Glava14.pdf
12927.82 Кб.
Светотехника Основные понятия и величины Предмет изучения светотехники
16. Glava15.pdf
13261.93 Кб.
Сценические световые эффекты § театральные проекционные приборы
17. Illustr.pdf
89.38 Кб.
Иллюстрации перечень иллюстраций, фотографий, чертежей и рисунков, вошедших в первое издание книги Глава 1
18. index.TXT
31.21 Кб.
Книга по театральному освещению предусматривает ознакомление с историей развития осветительного оборудования в театре
19. manual.TXT
1.9 Кб.
Примечания примечания глава 1
20. Oblogka.pdf
4595.81 Кб.
Книга по театральному освещению предусматривает ознакомление с историей развития осветительного оборудования в театре
21. oglavlenie.pdf
57.69 Кб.
Освещение сцены: исторический очерк глава 2
22. Primechania.pdf
54.53 Кб.
Примечания примечания глава 1
23. zakon.TXT
1.33 Кб.
zakon.TXT
24. Свет.jpg
34.83 Кб.
Свет.jpg

С этим файлом связано 41 файл(ов). Среди них: Ritm_v_iskusstve_aktyora.doc, Stsenicheskaya_rech_1.doc, ZVEREVA_N_Masterstvo_rezhissera_4_kurs.doc, GROTOVSKIJ_Teatr_i_Ritual.doc, Starshiy_syn.doc, GROTOVSKIJ_Ot_bednogo_teatra_k_iskusstvu-provo.pdf, Lanovoy_Vasiliy__Letyat_za_dnyami_dni__Aktersk.djvu и ещё 31 файл(а).
Показать все связанные файлы

Глава 6

Основные типы освещения

Характер светотеневого рисунка зависит от взаимного расположе

ния источника света и объекта. Рассмотрим элементарные случаи осве

щения.

При перемещении источника света по вертикали (рис. а):

А

1

— верхнее освещение;

А

2

— тональное освещение (объект и источник света находятся на

одном уровне);

А

3

— нижнее освещение.

При перемеще

нии источника света

по горизонтали

(рис. б):

Б

1

— фронталь

ное освещение;

Б

2

— диагональ

ное освещение;

Б

3

— боковое ос

вещение;

Б

4

— бликующее

освещение;

Б

5

— контровое

освещение.

Образование ви

дов света:

а

— простран

ственные координа

ты источников света

по вертикали;

б

— простран

ственные координа

ты источников света

по горизонтали.

Положение ис

точника света отно

сительно объекта оп

ределяется тремя ко

ординатами

— на

сцене это ширина,

глубина и

высота.

Недостаточно задать

или вычислить толь

ко одну координату,

чтобы верно опреде

134

рис. б)

рис. а)

лить расположение источника в пространстве. Определяя место уста

новки прибора, надо учитывать его характеристики и предвидеть эф

фекты от сложения его света со светом соседних источников. Рассмот

рим особенности различных видов освещения.

ФРОНТАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Существуют два основных варианта освещения: тональное, или бес

теневое, и светотеневое. Тональное освещение, очень часто встречаю

щееся в театральной практике, имеет место, если источник света нахо

дится на одной высоте с объектом. В этом случае формы и цвет предме

тов не подчёркиваются и не видоизменяются светотенью. Освещение

может быть как направленным, так и рассеянным.

Верхнее фронтальное освещение (источник направленного света рас

положен перед объектом и выше него) даёт ярко выраженный теневой ри

сунок, который подчёркивает объём. Такое освещение выявляет факту

ру материалов. При портретной съёмке в верхнем фронтальном освеще

нии желательно установить источник так, чтобы свет падал на лицо под

углом 30–55° от вертикали.

В случае  нижнего фронтального освещения возникает характерный

светотеневой рисунок, сильно искажающий естественные формы объ

екта. Например, в свете рампы на лице актёра образуются резкие тени

от носа, идущие вверх, лоб притемняется, а подбородок и шея освеща

ются чрезмерно ярко. Нижнее освещение источником небольшой мощ

ности часто используют в сочетании с другими видами освещения, если

нужно выразительно осветить глаза модели.

Освещение называется диагональным, если источник смещён на

15–45° относительно центральной оси объекта. При этом часть объекта

освещается ярко, а часть уходит в тень. Чаще всего встречается верхнеL

диагональное освещение: свет падает на актёров из осветительной ложи

под углом 30–40°. Это несимметричное освещение прекрасно выявляет

формы лица, позволяет скорректировать его недостатки. Нижнее диа

гональное освещение для лица применяется очень редко.

Боковое освещение часто используется в творческой практике и со

здаёт особенно богатые и разнообразные по рисунку светотени на объ

ектах. Луч света, скользящий по поверхности, превосходно выявляет ее

микрорельеф, подчёркивает фактуру, профили декораций, лепит объём.

При боковом освещении возникает рисунок с большими площадями

затенения, и это даёт возможность в значительной степени корректиро

вать внешний вид объекта. Боковое освещение хорошо сочетается

с другими видами освещения, в частности, с фронтальным бестеневым.

Боковое освещение используется и для того, чтобы высветить воздуш

ную среду, создать впечатление пространства, акцентировать положе

ние предметов.

Контровым называется освещение объекта сзади. В этом случае по

контуру фигуры возникает светлый ореол. Чаще ставится верхнее конт

ровое освещение. В случае нижнего контрового освещения источник

света скрывают (например, за непрозрачными предметами обстанов

ки). Контровое освещение применяется, главным образом, для того,

чтобы подчеркнуть форму объекта, выделить его в пространстве, отде

135

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОСВЕЩЕНИЯ

лить от фона и других объектов. Ореол возникает, даже если освещае

мый объект и фон имеют одинаковую тональность. Эффект усиливает

ся в задымленном воздухе: свечение становится еще более заметным,

зрительно изменяя и увеличивая пространство даже в небольших поме

щениях или декорациях.

Если источник расположен не строго сзади, а под углом, то одна сто

рона объекта будет обрисована тонким светящимся контуром, а на дру

гой образуется световой блик, более широкий, чем ореол при контро

вом освещении. Поэтому такое освещение называется бликующим. Бли

кующее освещение применяется в большинстве случаев в системе об

щего освещения.

ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ

В однородной среде свет всегда

распространяется прямолинейно.

Линии, вдоль которых распростра

няется энергия излучения источни

ка, называются световыми лучами.

Луч света, встречая на своём пути

какоелибо тело, одновременно час

тично поглощается им и частично

отражается от его поверхности.

За телом образуется неосвещённое

пространство. Мы называем его теL

невым пространством, а поверхность

тела, на которую не попадают лучи

света, — теневой или затемнённой по

верхностью.

Абсолютно чёрные (полностью

поглощающие), абсолютно зеркаль

ные (полностью отражающие) или

абсолютно прозрачные (полностью

пропускающие) тела — теоретичес

кая абстракция. Пример практичес

ки полного поглощения — «чёрная

дыра» в астрономии, полного пропу

скания

— «Человекневидимка»

Г. Уэллса. Почти полного отражения

можно добиться, если отполировать

зеркало. Обычные тела часть света

отражают, часть — поглощают. Соот

ношение поглощённого и отражён

ного излучения у разных тел различ

но.

От освещения зависит, сложится

ли у нас адекватное представление о предмете — его форме, объёме,

фактуре, цвете. В конечном итоге освещение определяет нашу способ

ность верно ориентироваться в пространстве и воспринимать движе

ние.

136

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОСВЕЩЕНИЯ

Предмет можно осветить:

– локальным (

направленным) светом;

– рассеянным (

рассеянно отражённым) или тональным светом;

– комбинацией направленного и рассеянного света 

(такое освеще

ние называется смешанным или пространственным).

Характер освещения выбирается в зависимости от того, какой эф

137

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОСВЕЩЕНИЯ

Схемы освещения

фект мы хотим получить. Рассматривая темную (неосвещённую) фигу

ру на ярко освещённом фоне, мы увидим только ее контуры — линии,

разделяющие чёрное и белое тональные поля. Плоскостное однотонное

изображение фигур и предметов (обычно темное на более светлом) на

зывается силуэтным. Силуэт объекта подобен его тени. Он не имеет све

тотеневого рисунка и не даёт представления об объёме. Силуэтное изо

бражение может быть построено и на плоскости, и на пространствен

ной фигуре.

Если объект и фон имеют одинаковый цвет и освещены одинаково

(или не освещены совсем), то различить их невозможно. Если же хотя

бы часть фона отличается от фигуры по цвету или степени освещённо

сти, то мы увидим часть силуэта. Подбирая контрастное освещение фи

гуры и фона, на сцене можно «рисовать» (точнее, обрисовывать) фигу

ру по частям. Чтобы передать рельеф, его выпуклости нужно обрисовать

контрастным цветом (тоном) или тенью.

Первое правило освещения: для того чтобы обрисовать на сцене кон

туры какойлибо фигуры, освещение фигуры и фона должно быть раз

личным.

Если исключить рассеяние и отражение света в помещении (для это

го пол и стены покрывают чёрным бархатом), освещение можно орга

низовать только направленным светом (лучом). Мы увидим поверхность

объекта, обращённую к источнику, остальное окажется в полной темно

те. Переход от мрака к свету будет резким, светотеневой рисунок не воз

никнет. В этом случае наблюдается эффект света в чистом виде. Ни объ

ём, ни форму, ни фактуру, ни цвет объекта при таком освещении полно

стью передать не удастся.

Второе основное правило освещения: для того чтобы выявить действи

тельную форму, цветовую тональность и фактуру объекта, его нужно ос

ветить рассеянным светом.

Третье основное правило освещения: для того чтобы получить резкие

тени и ясно выраженный эффект света, нужно освещать объект направ

ленным светом.

Рассеянный свет даёт светотеневой, объёмный рисунок объекта. На

правленный свет не подчёркивает объём, и объект кажется плоским.

Светотеневой рисунок — это чередование света и тени на объекте,

изменение основной освещённости объекта от падающих теней или

оживляющих бликов света. Светом можно вылепить объём и подчерк

нуть фактуру. Светотеневое изображение воспроизводит объёмнопро

странственную форму объекта.

Для общего освещения используют источники света, находящиеся

в разных точках пространства. С помощью источников с различными

светотехническими характеристиками можно поразному осветить объ

ект.

Характер освещения объекта зависит:

– от фактуры объекта;

– от источника света, его интенсивности и спектрального состава;

– от направления светового потока.

Локальное (направленное) освещение (схема №1, рис. а, б). В этом

случае ограничиваются одним источником (например, светом из окна).

В театральной практике используют один мощный прожектор. Так как

138

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОСВЕЩЕНИЯ

весь свет при этом падает на объект с одной стороны, рисунок светоте

ни резко выражен. По существу это рисующее освещение. Особенности

локального освещения:

– сторона объекта, обращённая к источнику, ярко освещена, а про

тивоположная сторона погружена в тень;

– освещаемый объект отбрасывает тень на другие предметы;

– тени и полутени зависят от угла падения светового потока;

–  блики на отражающей поверхности.

При локальном освещении часто требуется подсветка теневой сторо

ны.

Рассеянное освещение (схема №2). Если свет равномерно распреде

лён в пространстве и объект одинаково освещён со всех сторон, освеще

ние считается идеально рассеянным. В этом случае:

– поверхности, одинаково отражающие свет, будут переданы одним

светотеневым рисунком;

– полностью будут отсутствовать тени и полутени;

– детали и отдельные поверхности объекта и фона видны только за

счёт различия тональности (цвета и светоотражательной способности

предмета).

139

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОСВЕЩЕНИЯ

Схема №1. Локальный (направленный) свет

Схема №2. Рассеянно'отражённый свет

а)

б)

Рассеянный свет

При идеально рассеянном свете будет более или менее точно переда

ваться фактура, тональность и форма объекта. Но изза отсутствия по

лутеней, которые выделяют рельеф и объём на поверхностях, будет со

здаваться впечатление плоского рисунка.

Чтобы создать идеально рассеянный свет на сцене, источники рас

полагают близко к объектам. Так освещаются декорации и задники.

По светотональному характеру этот способ противоположен локально

му.

Смешанное (пространственное) освещение (схема №3), воспроизводя

щее естественное освещение в природе, используется чаще всего. Оно

создаётся одновременно несколькими источниками направленного или

рассеянного света, расположенными в разных точках пространства.

По существу это сочетание локального и рассеянного освещения. В об

щей световой картине рассеянное освещение выполняет функцию «све

тового грунта», на который локальное освещение накладывает четкий

светотеневой рисунок.

Система сценического освещения основана на комбинировании

приборов, обладающих различными светотехническими характеристи

ками. Так как оформление каждого спектакля различается по картинам

и мизансценам, то и система освещения должна быть гибкой.

140

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОСВЕЩЕНИЯ

Схема №3. Отражённый рассеянный свет

Рассеянный свет

Направленный

свет

Направленный

свет

перейти в каталог файлов


связь с админом