Главная страница
qrcode

ТЕАТРАЛЬНОЕ_ОСВЕЩЕНИЕ. Освещение декораций


Скачать 43.61 Mb.
НазваниеОсвещение декораций
Родительский файлTEATRAL NOE OSVESchENIE.rar
АнкорТЕАТРАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ.rar
Дата16.08.2013
Размер43.61 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGlava07.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипГлава
#19437
Каталогid228588828
Полное содержание архива ТЕАТРАЛЬНОЕ_ОСВЕЩЕНИЕ.rar:
1. Bobliogr.pdf
71.89 Кб.
Библиография
2. Glava01.pdf
11816.35 Кб.
Освещение сцены: исторический очерк Театр представляет собой единство сложных и разнообразных про
3. Glava02.pdf
147.68 Кб.
Художественные задачи и приёмы сценического освещения конца XIX начала XX вв
4. Glava03.pdf
13994.41 Кб.
Комплекс светотехнического оборудования сцены
5. Glava04.pdf
11413.06 Кб.
Театральные световые приборы (тсп) Театральный световой прибор (тсп) предназначен для художествен
6. Glava05.pdf
5692.55 Кб.
Системы управления светом Возможность регулировки освещения в театре появилась вместе
7. Glava06.pdf
2271.8 Кб.
Основные типы освещения Характер светотеневого рисунка зависит от взаимного расположе
8. Glava07.pdf
44660.25 Кб.
Освещение декораций
9. Glava08.pdf
13153.87 Кб.
Световая композиция Композиция (от латинского composition составление, связывание)
10. Glava09.pdf
4566.79 Кб.
Документация к световому оформлению спектакля понятие световой партитуры
11. Glava10.pdf
35883.24 Кб.
Архитектурное освещение
12. Glava11.pdf
3163.73 Кб.
Смешение или сложение цветов Художнику по свету необходимо знать результат взаимодействия
13. Glava12.pdf
139.55 Кб.
Психология восприятия цвета
14. Glava13.pdf
1501.9 Кб.
Применение светофильтров для создания световых эффектов (на примере фильтров Rosco)
15. Glava14.pdf
12927.82 Кб.
Светотехника Основные понятия и величины Предмет изучения светотехники
16. Glava15.pdf
13261.93 Кб.
Сценические световые эффекты § театральные проекционные приборы
17. Illustr.pdf
89.38 Кб.
Иллюстрации перечень иллюстраций, фотографий, чертежей и рисунков, вошедших в первое издание книги Глава 1
18. index.TXT
31.21 Кб.
Книга по театральному освещению предусматривает ознакомление с историей развития осветительного оборудования в театре
19. manual.TXT
1.9 Кб.
Примечания примечания глава 1
20. Oblogka.pdf
4595.81 Кб.
Книга по театральному освещению предусматривает ознакомление с историей развития осветительного оборудования в театре
21. oglavlenie.pdf
57.69 Кб.
Освещение сцены: исторический очерк глава 2
22. Primechania.pdf
54.53 Кб.
Примечания примечания глава 1
23. zakon.TXT
1.33 Кб.
zakon.TXT
24. Свет.jpg
34.83 Кб.
Свет.jpg

С этим файлом связано 41 файл(ов). Среди них: Ritm_v_iskusstve_aktyora.doc, Stsenicheskaya_rech_1.doc, ZVEREVA_N_Masterstvo_rezhissera_4_kurs.doc, GROTOVSKIJ_Teatr_i_Ritual.doc, Starshiy_syn.doc, GROTOVSKIJ_Ot_bednogo_teatra_k_iskusstvu-provo.pdf, Lanovoy_Vasiliy__Letyat_za_dnyami_dni__Aktersk.djvu и ещё 31 файл(а).
Показать все связанные файлы

Глава 7

Освещение декораций

§ 1. ОСВЕЩЕНИЕ ФАКТУР

Для передачи фактуры освещение имеет решающее значение. Мато

вые, относительно гладкие поверхности свет рассеивают, и глаз не ви

дит их фактуры. Световая проработка таких поверхностей выполняется

комбинированным светом от различных источников, установленных

в разных точках (количество источников может меняться).

Для проработки поверхностей с крупной структурой нужно исполь

зовать скользящий свет (направленный и направленнорассеянный).

Он выявляет микрорельеф шероховатой поверхности, делая заметными

даже мелкие впадины и выпуклости. Если свет падает на поверхность

под прямым углом, то рельеф не виден.

Глянцевые поверхности по характеру отражения находятся между

зеркальными и матовыми. При освещении под определёнными углами

на них появляются блики. Чтобы уменьшить блики, необходимо ком

бинированное освещение под разными углами. Во избежание образова

ния больших контрастов следует использовать световое заполнение

(рассеянный свет).

Зеркальные поверхности наиболее сложны для освещения. Они да

ют яркие жёсткие блики в местах касания световых лучей и отражают

сам источник света. Получается очень высокая контрастность. Необхо

141

Пример освещения фактур

димо использование мягкого рассеянного света.

Для тонкой проработки фактуры лица необходимо найти правиль

ное соотношение направленного и рассеянного света. Направленный

свет выявляет структуру поверхности и создает рисунок светотени, не

обходимой для лепки объёмнопластической формы лица. Для сглажи

вания возникающих контрастов необходимо использование рассеянно

го света.

142

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

Примеры освещения фактур

§ 2. РАБОТА С ОДИНОЧНЫМ ИСТОЧНИКОМ СВЕТА

Казалось бы, для имитации солнечного освещения наилучшим об

разом подходит одиночный источник света — ведь солнце на небосводе

одно. Но это неверное рассуждение. По сравнению с гигантским Солн

цем Земля имеет микроскопические размеры. Иными словами, для на

шей планеты Солнце не одиночный, а «множественный», точнее, плос

кий источник света, настолько большой, что его лучи, достигающие

земной поверхности, практически параллельны. Поэтому тень, кото

рую отбрасывает освещённый солнцем предмет, не увеличивается в раз

мерах, как бы далеко она ни простиралась. Изза того, что свет в возду

хе рассеивается, границы солнечной тени слабо размыты одинаково по

всей её длине.

Театральный источник света относительно мал, поэтому на освеща

емый им объект падает конусовидный пучок лучей. В расходящихся лу

чах тень, по мере удаления от объекта, увеличивается в размерах, а кон

туры её становятся все менее чёткими. На расстоянии этот эффект уже

хорошо заметен. Есть и еще одно отличие: по сравнению с прямым сол

нечным светом студийный источник света дает значительно более глу

бокие контрастные тени.

Главный секрет работы с одиночным источником заключается в уп

равлении областью теней, в выделении границы между светом и тенью,

которая подчёркивала бы контуры, выделяла бы те или иные особенно

сти объекта. Хорошо известно, как меняется лицо в зависимости от ос

вещения: при одних углах падения света резко выделяются скулы и че

люсть, при других — подчёркивается нос, а можно направить свет так,

что черты лица смягчаются, разглаживаются. Широкое лицо можно

зрительно сузить, изменив направление луча всего на несколько граду

сов.

При фотосъёмке различных предметов техника единственного ис

точника требует очень аккуратного «обращения с тенью». Многие пред

меты имеют уродливые плотные тени, которые портят композицию.

Но некоторые объекты, например драгоценности, отбрасывают мягкие,

завораживающие тени, которые могут стать важнейшим художествен

ным элементом кадра. В каждом конкретном случае фотограф выбира

ет между жёстким и мягким освещением, используя для управления

светом зонтики и рассеиватели.

Характер светового потока определяется выбором: большой нейло

новый зонтик позволяет получить более мягкое освещение, чем ма

ленький зонтик параболоидной формы с металлическим покрытием.

Тонкая регулировка освещения достигается с помощью специальных

экранов. Источники, дающие узкий направленный пучок света, и оди

ночные источники внутри больших световых боксов с оконным осве

щением описаны в следующей главе.

Перед тем как перейти к рассмотрению отдельных примеров осве

щения одиночным источником, полезно напомнить закон обратных

квадратов: освещённость обратно пропорциональна квадрату расстоя

ния от объекта до точечного источника. Если уменьшить расстояние

143

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

144

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

в два раза, то освещённость увеличится в четыре раза, если увеличить

расстояние втрое — освещённость упадет в девять раз и так далее. Закон

обратных квадратов строго соблюдается для точечных источников (т.е.

таких, размеры которых малы по сравнению с расстоянием до освещае

мой поверхности).

Этот закон находит практическое применение при использовании

рассеивателя. Чем больше его поверхность, тем легче обеспечить равно

мерную освещённость по глубине пространства, в котором  расположе

ны фотографируемые предметы, и избежать пересвечивания объектов,

находящихся на переднем плане. Есть и еще одна закономерность: раз

меры рассеивателя должны быть тем больше, чем крупнее объекты

съёмки.

§ 3. ОСВЕЩЕНИЕ ЛИЦА

Для портретной съёмки применяется не более четырёх источников

света: основного, заполняющего, для освещения волос и фонового. Ко

личество источников почти без ущерба можно уменьшить до трёх, если

вместо источника заполняющего света применить подходящий рефлек

тор. Даже для самых сложных схем освещения, которые применяются

только при фотографировании натюрмортов или при создании специ

альных фотоэффектов, используют не более пяти индивидуальных ис

точников света. Причём пятый может потребоваться только для созда

ния регулируемого светового пятна небольшого размера, подчёркиваю

щего определённую деталь сюжета или освещающего фон. Рассмотрим

типичные схемы использования одиночного источника и дополнитель

ных приборов при портретной съёмке.

1. Прямое фронтальное освещение

Источник света расположен непосредственно над фотоаппаратом,

точно над оптической осью объектива. Обратите внимание на резкий

теневой контур подбородка и на чрезмерно глубокие тени от пышных

волос на заднем плане. Глаза, однако, освещены хорошо. Волосы в пря

мом свете красиво блестят. Свет не моделирует форму лица, и оно полу

чается довольно широким, с мелкими чертами.

145

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

2. Прямое освещение под углом 45°

Источник света смещён приблизительно на 45° влево от оси камеры

и приподнят на 45° над головой натурщицы. Его положение отрегули

ровано так, что тень от носа попадает в треугольник, образованный

верхней губой и носогубными складками, которые углубляются при

улыбке. Теней на нижней части носа нет, оба глаза полностью освеще

ны. Обратите внимание: левая сторона лица обрисована тяжёлой боко

вой тенью на щеке. Освещение под углом 45° считается наилучшим для

обычной портретной съёмки.

3. Прямое освещение под углом 90°

Чисто боковое освещение резко делит лицо на освещённую и зате

нённую половины. В результате лицо кажется значительно более узким,

но теневая сторона выглядит шире, чем освещённая. Этого можно избе

жать, если задний план сделать очень тёмным. Глаза освещены слабо,

нос зрительно удлиняется. Волосы отбрасывают тень на лоб. По мере

приближения к границе раздела света и тени структура кожи на осве

щённой стороне лица становится все более заметной.

146

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

4. Прямое освещение сверху

При освещении сверху источник находится прямо над головой

и чуть впереди модели. Нос отбрасывает чёткую вертикальную тень на

губу, глаза затенены бровями и лбом, на который в свою очередь падает

тень от волос. Чётко выявляются скулы. Перемещая источник по верти

кали, освещение регулируют таким образом, чтобы тень от носа оказа

лась над верхней губой, а глаза полностью осветились. Такая схема мо

жет дать хорошие результаты с некоторыми типами лица.

5. Прямое освещение снизу

При освещении источником, расположенным перед натурщицей на

уровне пола, картина получается неестественной — драматичной

и призрачной. Если применить сильные рассеиватели, смягчающие

свет, освещение снизу может быть использовано для создания плени

тельного изображения. Обратите внимание, как изменяется форма ли

ца при нижнем освещении. Театральное освещение с нижних точек

обеспечивает такой же эффект.

6. Прямое освещение сзади

Если расположить источник точно позади натурщицы, то поток све

та образует светящийся ореол (нимб) над головой и плечами. Форма

ореола настолько точно обрисовывает контуры, что модель можно уз

нать, хотя на лице не проработано ни одной детали. Это освещение на

зывается также контровым (задним). Обычно контровое освещение ис

пользуется в комбинации с передним источником света, чтобы сделать

видимым лицо и сохранить выразительный эффект ореола. Дополни

тельный источник может быть расположен вне кадра над головой моде

ли.

7. Освещение под углом 45° с использованием отражающего зонтика

В схему 2 внесены изменения. Натурщица снимается не анфас,

а в повороте, и поток света направлен не на лицо, а на отражатель — бе

лый зонтик диаметром один метр, который расположен на расстоянии

2 м от модели. Тень от носа попрежнему попадает в область, образован

ную носогубными складками и верхней губой. Тень под подбородком

чрезмерно размыта.

147

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

8. Освещение под углом 45° с использованием рассеивающего зонтика

Световой поток рассеивается нейлоновым зонтиком (площадь его

поверхности около 80 см

2

), размещённым между источником света

и объектом съёмки примерно на расстоянии 1 м от лица натурщицы.

По сравнению со схемой 7 расстояние между отражателем (рассеивате

лем) и моделью сократилось вдвое. Хорошо заметен эффект смягчения

освещения. Тень от подбородка получается теперь вполне приемлемой.

9. Добавление отражающего экрана

Перед натурщицей на уровне её плеч с левой стороны поставлен бе

лый матовый рефлектор (экран), немного наклонённый вверх для под

светки теней. Эффект подсветки нижних теней (под подбородком и во

лосами) выражен очень ярко, тень под носом высвечена слабее. Моде

лирование лица остается хорошим. Такой экран является обязательным

элементом основного осветительного оборудования при работе с оди

ночным источником света в портретной съёмке и требует минимума

времени для его установки.

148

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

149

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

10. Усиление освещения волос

К схеме 9 добавляется контровое освещение (схема 6), которое со

здает сверкающий ореол в нормально освещённом сюжете. Задняя под

светка должна быть тщательно отрегулирована по мощности, чтобы из

бежать передержки ореола. Если контровый свет прямой, а источник

расположен близко к голове натурщицы, следует прикрыть его свето

фильтром, чтобы ослабить световой поток до приемлемой величины.

При съёмке на цветной материал светофильтр может быть цветным. Ес

ли у модели тёмные волосы, используют красный светофильтр, если

светлые — тёмножёлтый.

11. Добавление фронтального заполняющего освещения

Как показано выше (схема 1), фронтальное освещение обеспечивает

хорошую проработку глаз. В данной схеме основные источники света

дополнены маленькой маломощной электронной вспышкой, разме

щённой прямо на камере. Всполох относительно неяркого света в мо

мент съёмки отражается в глазах модели. Только такая схема освещения

позволяет передать на портрете яркий блеск глаз.

12. Прямое освещение от вспышки и заполняющее освещение

При съёмке мужского лица мягкие тени от источника рассеянного

излучения снижают выразительность изображения. Для мужского пор

трета более уместно прямое освещение, создающее жёсткую тень.

В данной схеме для заполняющей подсветки была взята такая же элек

тронная вспышка с отражающим зонтиком, как в схеме 11. Режим рабо

ты вспышки нужно установить на полную мощность и расположить её

ближе к модели, чтобы уравнять избыточную интенсивность прямого

освещения.

13. Боковое освещение волос

Контровое освещение подчёркивает пышность волос и изящество

женской прически, но не подходит для мужских портретов. Здесь более

уместно боковое освещение, при котором отблеск на волосах создается

только с одной стороны. Дополнительный источник для подсветки во

лос располагается за пределами кадра сзади и сбоку, немного выше го

ловы натурщика. Обычно его устанавливают на одной оси с основным

источником, чтобы портрет выглядел более естественным.

150

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

14. Двойное прямое боковое освещение

Особенно сильное, выявляющее все детали освещение для мужских

портретов может быть создано с помощью двух источников прямого

света, расположенных на некотором расстоянии друг от друга позади

модели на высоте головы. Дополнительно устанавливают либо рефлек

тор (экран) перед натурщиком, сразу за нижним срезом кадра, либо

одиночный источник рассеянного заполняющего света прямо над ка

мерой. Эта схема используется для того, чтобы подчеркнуть характер

ные черты модели, а не смягчить их.

15. Боковое освещение профиля

Для съёмки в полный профиль источник устанавливают строго сбо

ку (перпендикулярно оптической оси фотоаппарата). Глаза получаются

полностью освещёнными. Чтобы избежать лёгкой тени на лице со сто

роны носа, источник располагают между моделью и камерой. Можно

добавить заполняющий свет или освещение волос, чтобы ослабить тень

позади головы. Освещение может быть прямым или рассеянным в зави

симости от желания фотографа подчеркнуть или смягчить черты лица

и контуры.

151

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

152

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

16. Обрамляющее освещение

Такая схема используется главным образом при фотографировании

лица в повороте. Комбинируют одиночный (дополнительный) источ

ник, расположенный позади модели под углом 45° к оптической оси ка

меры, и значительно менее мощный источник рассеянного света, уста

новленный около камеры и направленный навстречу дополнительному

источнику. Такое освещение оттеняет волосы, лоб, глаза, нос, рот, чёт

ко обрисовывает контур подбородка. Оно может быть использовано,

чтобы выделить объект на нейтральном или слишком пёстром фоне, на

пример, при съёмке в производственном помещении.

17. Фоновое освещение

Если в качестве фона используется стена или специальная рулонная

бумага, можно получить дополнительные световые эффекты. Для этого

на фон направляют свет маломощного источника, установленного на

полу. За головой модели на фоне образуется световое пятно, яркое

в центре и понемногу сходящее на нет к краям кадра, которое акценти

рует внимание зрителя на портрете. Для изменения или усиления цвета

заднего плана можно использовать цветные фильтры. Красный фон вы

глядит более интенсивным, когда дополнительно освещается красным

светом.

153

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

§ 4. ОСВЕЩЕНИЕ НАТЮРМОРТОВ

Так же, как и при портретной съёмке, существуют правила освеще

ния и при съёмке натюрмортов. Рассмотрим их на примерах.

18. Освещение натюрмортов одиночным источником света

Для съёмки небольшого натюрморта можно использовать направ

ленный свет единственного источника. Предметы, составляющие на

тюрморт, имеют, как правило, относительно простую форму, и на них не

появляются искажающие тени, поэтому натюрморт снимать проще,

чем портрет. Однако и здесь есть тонкости. Если источник расположен

над камерой несколько сбоку, на отражающих поверхностях появляют

ся блики, а тени, создаваемые светом от источника, выглядят грубо.

На материале фона (обычно это рулонная бумага) хорошо видны все ре

льефные дефекты — складки, трещины и прочее.

19. Освещение под углом 45° с использованием отражающего зонтика

Если к схеме 18 добавить большой полупрозрачный зонтик, не ме

няя положения источника, то, как и в случае портретной съёмки, мож

но значительно улучшить освещение. Изображение мягче, блики на

блестящих поверхностях значительно ослаблены. Однако результат не

идеален. Глубокие тени с нерезкими краями создают впечатление рас

плывчатости, неопределённости замысла художника, а фон попрежне

му выглядит неприятно серым.

20. Двойное боковое освещение с отражателями

Два источника равной мощности с одинаковыми отражающими

зонтиками расположены перед композицией по обе её стороны под уг

лом 45° к продольной оси камеры. Эту осветительную схему традицион

но используют при фотографировании небольших натюрмортов, забы

вая о её недостатках. В центре композиции тени уничтожаются, но на

краях остаются, отчего предметы на снимке теряют объёмность.

21. Комбинация одиночного основного источника и фонового освещеL

ния

Чтобы устранить тени, одиночный источник рассеянного света нуж

но поместить непосредственно над камерой. Моделирование формы

предметов и передача глубины пространства не вполне удовлетвори

тельные, но изображение становится значительно чище, яснее. Чтобы

фон не был серым и освещался равномерно, следует установить второй

источник света позади композиции и немного выше неё. Одновремен

154

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

но этот источник даёт подсветку сверху и сзади всей предметной поста

новке.

22. Притемнение фона

Чтобы получить изображение на тёмном фоне, многие фотографы

направляют свет основного источника вдаль за пределы снимаемой

композиции. Этот приём редко обеспечивает идеальное освещение. Бо

лее надёжный способ — затемнение задника. Сзади на несколько сан

тиметров выше предметов съёмки горизонтально прикрепляют широ

кую полосу бумаги или материи чёрного цвета. Полоса отбрасывает на

фон глубокую тень с расплывчатыми краями, хорошо выделяя задний

план.

23. Добавление моделирующего бокового освещения

К схеме 22 добавлен маломощный небольшой источник рассеянно

го света, находящийся за пределами кадра перед натюрмортом справа

от него, почти перпендикулярно к оси камеры. Расположение светоте

ни не изменилось, но удалось ослабить блики на одной поверхности

предметов и одновременно притемнить противоположную поверх

ность, за счёт чего кадр приобрёл большую глубину. Дополнительная

лампа здесь действует подобно электронной вспышке, которая освеща

ет глаза при портретной съёмке (схема 11).

155

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

24. Скользящее освещение для выявления текстуры поверхности

Если объект имеет явно выраженную текстуру поверхности, направ

ленное освещение является более выигрышным для его съёмки, чем

рассеянное. Источник света располагают так, чтобы его лучи скользили

по поверхности. Для достижения равномерности освещения в пределах

кадра расстояние до источника должно быть достаточно большим (око

ло 2 м). Источник света расположен немного сзади и сбоку от объекта.

Освещение по характеру напоминает вечернее освещение.

25. Общая подсветка

Чтобы при фотографировании предметов с ярко выраженной текс

турой поверхности уменьшить плотность теней, необходимо использо

вать дополнительный источник рассеянного излучения. Его располага

ют над поверхностью и немного разворачивают так, чтобы луч падал не

отвесно, а под углом в направлении света основного источника. Рез

кость теней сохраняется, а детали прорабатываются лучше, чем в пре

дыдущем варианте.

156

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

26. Рассеянное фоновое освещение

Такое освещение создаётся применением электронной вспышки

с белым рассеивающим нейлоновым зонтиком. Источник расположен

за пределами кадра позади объекта и выше него, поток света падает не

вертикально, а под углом. Рулон бумаги, служащий фоном, прикреплён

непосредственно к штативу источника. Зонтикрассеиватель, располо

женный ниже фотоаппарата, подсвечивает тени. Освещение подчерки

вает блеск, структуру и полупрозрачность объекта съёмки, поэтому дан

ная схема идеальна при фотографировании продуктов питания, изде

лий из кожи и других отражающих предметов, имеющих выраженную

текстуру поверхности.

27. Дополнительное фоновое освещение

Чтобы предметы в кадре отбрасывали тени в сторону камеры,

для съёмки применено направленное фоновое освещение. Без заднего

освещения не удалось бы, например, передать рисунок, блеск и глад

кость полированных деревянных столешниц. Кроме того, заднее осве

щение высветляет фон, которым служит рулонная бумага. Основное

рассеянное освещение создаётся двумя источниками с большими рас

сеивающими зонтиками, расположенными по обе стороны от аппарата.

157

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

28. Акцентирующее освещение

Можно поставить любое число акцентирующих источников света,

поскольку их эффект основан в большей степени на отражении, чем на

освещении, и может регулироваться либо с помощью поляризационно

го фильтра, установленного на камере, либо изменением мощности

этих источников. При акцентирующем освещении на фотоснимках во

круг некоторых объектов появляется световая кайма.

29. Освещение снизу

Подобная схема применятся, если нужно подсветить нижнюю сто

рону предмета. Иногда можно ограничиться фоном из белой бумаги,

который отражает достаточно света для устранения теней. Для объектов

более сложной формы, имеющих крутые передние выступы или глубо

кие ниши, может понадобиться освещение одиночным источником,

расположенным ниже камеры. В такой схеме нужны отражатели боль

ших размеров, и их не всегда удаётся разместить в нужном положении.

Если применяется источник направленного света, его мощность долж

на быть малой.

158

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

§ 5. ОСВЕЩЕНИЕ ПЛОСКОСТНЫХ ДЕКОРАЦИЙ

Плоскостные декорации — задники, падуги, ширмы, стенки — мо

гут быть однотонными (белыми и цветными) или живописными.

Живописные декорации, особенно написанные клеевыми краска

ми, очень часто имеют мятую поверхность, складки, совершенно иска

жающие рисунок. Чтобы исправить положение, прибегают к системе

четырёхстороннего или двухстороннего освещения верхними, нижни

ми и боковыми осветительными приборами.

Наилучшим способом освещения задника был бы прямой рассеян

ный свет от источника, расположенного прямо перед задником. Но, по

скольку установить прибор на сцене нельзя, используется четырёхсто

роннее или двухстороннее освещение. Тональное или бестеневое осве

щение, которое создаётся четырёхсторонним уравновешенным светом,

не даёт тени. При таком освещении даже предметы с ярко выраженной

формой словно теряют свой объём и кажутся плоскими. Чередование

света и тени на складках живописных декораций исчезает, грубая фак

тура холста становится незаметной, и декорации кажутся гладкими.

Бестеневое освещение идеально для плоскостных декораций, но оно

же  превращает актёра в плоское существо на фоне иллюзорно объём

ной живописи. Тональный свет лишает выразительности лица и фигуры

исполнителей, объёмные декорации, драпировки, бутафорию. Это

трудноразрешимое противоречие в значительной степени ограничивает

применение живописных декораций на первых планах сцены, где в ос

новном строятся объёмные декорации.

Освещение плоскостных декораций боковым светом нежелательно.

159

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

Пример освещения плоскостной декорации

Появляющиеся светотени дробят зрительный ряд, разрушают целост

ность картины.

Вместе с установлением общей интенсивности освещения часто бы

вает нужно распределить свет и по отдельным участкам сцены, чтобы

160

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

Примеры освещения плоскостных декораций

или уравновесить его, или, напротив, создать разную освещённость на

разных планах. При таком распределении света обязательно обращают

внимание на образование теней от исполнителей, а также падуг и дру

гих объектов. Эти тени, падая на боковые декорации и задник, придают

им ненадлежащий вид. Современное сценическое освещение позволя

ет не только убрать ненужные тени, но и создать нужную тень (напри

мер, от исполнителя в солнечный день).

На плоскостной декорации художник изображает не только предме

ты, но и светотени. Может получиться так, что декорация освещена бо

ковым светом справа, в то время как художник написал тени слева. В та

ких случаях надо следовать указаниям художника.

Живописная картина сама по себе есть распределение красок и те

ней, череда определённых контрастов светлого и тёмного. Чтобы мак

симально точно передать игру цвета и света, созданную кистью живо

писца, художник по свету должен обеспечить освещение сцены рассе

янным (тональным) светом. Декорации пишутся в расчёте на заранее

определённую постановщиками интенсивность и окраску света, но не

обходимы световые репетиции для окончательной «подгонки» света

и цвета — для выбора освещения живописи. Самое главное — найти оп

тимальную яркость света, на которую рассчитана картина. Если яркость

чрезмерна или недостаточна, в картине возникают искажения. Чем яр

че мы освещаем живописную декорацию, тем менее насыщенными

и чистыми выглядят на ней цвета, тем заметнее становится фактура,

на которой написана картина (полотно, фанера, их кромки и стыки).

Все эффекты светотени, окраска предметов, их фактура и рельеф на

плоскостных декорациях (кулисах, падугах, задниках) изображаются

161

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

Пример освещения плоскостной декорации

живописными средствами. Для наилучшей видимости эти декорации

освещаются рассеянным белым светом. Но применяется и цветное ос

вещение. Цветной свет не только усиливает яркость изображения,

но и даёт ряд несложных постановочных эффектов — утро, вечер, су

мерки, ночь, рассвет и т.п.

Освещение голубым светом голубого неба создаёт ощущение воз

душности, маскируя фактуру клеевой краски.

Освещение зелёной падуги зелёножёлтым светом создаёт впечатле

ние сочной живой листвы.

Отметим ряд моментов, которые необходимо учитывать при освеще

нии плоскостных декораций.

Общий равномерный рассеянный свет позволяет добиться ясной ви

димости декорации и слияния отдельных её деталей в цельную картину.

Местное освещение (все переносные источники света, прожекторы

и светильники) за счёт выявления отдельных элементов оформления

усиливает выразительность, создаёт иллюзию объёма, придаёт компо

зиции завершённость. Специальное освещение (световые проекции),

дающее эффект листвы, звёздного неба, заката, превращает плоскост

ные декорации в объёмные и пространственные.

Правильно найденная для освещения световая гамма делает картину

более выразительной и образной. Светофильтры должны соответство

вать цветовой гамме декораций.

Нужно определять оптимальное количество света и цвета при осве

щении живописных декораций. 

Недостаточная освещённость снижает яркость красок, причём не

равномерно. В XIX веке чешский естествоиспытатель Ян Пуркине

(Пуркинье) обнаружил, что при уменьшении освещённости тёплые то

на, относящиеся к красной части спектра, начинают терять свою окра

ску и становятся бесцветными раньше холодных тонов, относящихся

к синей части спектра. Синий цвет при очень низкой освещённости те

ряет яркость последним.

При освещении плоскостных живописных декораций нужно равно

мерно распределить свет по планам сцены, чтобы зритель не восприни

мал границ кулис и падуг. Все приборы должны быть скрыты от зрите

ля.

Тени от осветительных приборов на сцене должны ложиться анало

гично нарисованным теневым сторонам на декорациях, то есть в том же

направлении и под тем же углом.

§ 6. ОСВЕЩЕНИЕ ОБЪЁМНЫХ И РЕЛЬЕФНЫХ

ДЕКОРАЦИЙ

При необходимости одновременно освещать на сцене актёров, объ

ёмный реквизит и плоские живописные декорации весьма трудно полу

чить равные по выразительности, правдоподобию и художественности

результаты. Поэтому художники и режиссёры пришли к решению стро

ить объёмные декорации на первом плане сцены. Действительно, рель

ефные ветви деревьев, объёмная, круглая в сечении колонна произво

дят при правильном освещении куда более правдивое впечатление, не

162

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

жели написанные на плоскости колонна или листва. Основные задачи

освещения таких декораций — это выявление их объёма, рельефа и со

здание теневого рисунка. Чтобы добиться нужного эффекта, применя

ют направленный верхний, боковой и контровый свет.

Боковое освещение объёмных фактур даёт выразительную светотень

и выявляет рельеф. При освещении предметов контровым светом зри

тель лучше воспринимает глубину сценического пространства. Заднее

освещение особенно необходимо для объёмных декораций деревьев

и кустов, листва которых сделана из полупрозрачного материала, на

пример, из марли, оклеенной с обеих сторон папиросной бумагой.

Для правильного освещения объёмных пейзажных декораций необ

ходимо понимать значение общего освещения сцены. Оно должно быть

как можно ближе к естественному, природному освещению, при кото

ром наш глаз привык воспринимать реальность. В солнечный день все

предметы освещены, вопервых, солнцем, создающим резкий светоте

невой рисунок, и, вовторых, мягким, рассеянным светом голубого не

ба, который выравнивает резкие светотени. В театре солнечное освеще

ние имитируется направленным светом прожекторов.

Сценические интерьеры приходится освещать специальными при

борами, так как потолок и стены декорации делают невозможным или

недостаточным освещение только верхним и боковым светом. Надо за

метить, что правильное освещение интерьера требует немало изобрета

тельности, особенно при отсутствии выносного света из зрительного

зала.

Комбинированное освещение даёт общее заполнение светом. Чтобы

подчеркнуть объём и рельеф декораций игрой светотени, требуется кон

трастное освещение источниками направленного (прожекторного) ти

па. Однако надо понимать, что резкая граница света и тени на любой

поверхности зрительно дробит её, мешая целостному восприятию объ

ёма. Для того чтобы глаз воспринимал объёмность декораций, направ

163

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

а — симметричные бантовые складки

б — складки заложены по направлению света

в — складки заложены против света

Освещение фактур

164

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

ленный и рассеянный свет на сцене должны быть сбалансированы. 

Поэтому очень важно расположить приборы так, чтобы световой по

ток мог быть направлен на любой участок декорации.

Заметим, что на восприятие объёма влияют не только светотень,

но также цвет и фактура поверхности предмета.

Примеры освещения объемных декораций

§ 7. ОСВЕЩЕНИЕ ПАВИЛЬОННЫХ ДЕКОРАЦИЙ

Освещение павильонных декораций, то есть интерьера комнаты

с потолком, имеет свои особенности. Прежде всего необходимо по

мнить самые простые вещи: днем комната освещается через окно, а ве

чером должен быть другой источник (источники) света.

Дневное освещение может быть разнообразным, комбинирован

ным. Оно определяется сюжетом пьесы и зависит от времени дня, пого

ды, места действия. Одно довольно часто нарушаемое правило нужно

соблюдать неизменно: днем за окнами должно быть светлее, а ночью

темнее, чем в павильоне. Опуская первую падугу и применяя источни

ки света, установленные на малогабаритном первом софитном подъёме,

можно осветить тот сектор павильона, куда не попадает свет от вынос

ного софитмоста.

Нижний свет рампы отбрасывает громадные неестественные тени на

стены и потолок, поэтому нельзя пользоваться только одной рампой

для освещения павильона: нужен верхний свет для ослабления теней.

При освещении павильона необходимо затемнять (а не освещать)

верхнюю часть стен. Надо освещать пространство за окнами или дверя

ми и ослаблять комбинированным светом резкие тени.

Система объёмных декораций требует обязательного оснащения

сцены достаточным количеством переносной аппаратуры (прожекторы

и светильники разных оптических систем).

Стационарное осветительное оборудование верхнего и нижнего ос

вещения сцены, установленное на софитных подъёмах и рампе, даёт об

щий рассеянный свет. Светильники и прожекторы, специальная аппа

165

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

Пример освещения объёмных декораций

ратура для световых эффектов частично используются как переносные

приборы, что позволяет изменять светотехническую систему примени

тельно к задачам освещения конкретного спектакля.

В любом павильоне существуют разные бутафорские источники све

та: окна, двери, люстры, бра, торшеры. Они создают иллюзию реально

сти, освещая актёров и элементы декораций. Но видимость обеспечива

ется дополнительными, скрытыми от зрителя осветительными прибо

рами.

Для того чтобы освещение способствовало решению сложных поста

новочных задач, надо расположить осветительные приборы соответ

166

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

Схема размещения осветительного оборудования при освещении павильона

Пример освещения павильонных декораций

ственно планировке декораций и мизансцен.

Можно применять различные приборы для освещения сложных,

разнородных по приёмам выполнения декораций. Чтобы на сравни

тельно невысокой и неглубокой сцене изобразить воздушные просто

ры, недостаточно системы живописных падуг, кулис и задников. Лучше

всего использовать так называемый «воздух» или «полукруглый гори

зонт». Высота «горизонта» зависит от системы падуг и от глубины его

расположения относительно первого ряда партера.

Особенность применения «полукруглого горизонта» заключается

в том, что световые приборы, размещённые на софитном подъёме по

прямой линии, не могут повторять его криволинейные очертания и по

этому располагаются от декораций дальше, чем при освещении обык

новенного задника, подвешенного на штанкетный подъём.

Необходимо помнить, что используемая электробутафория (освети

тельные приборы, имитирующие бытовые или природные источники

света) обладает слепящим эффектом. Лицо актёра, находящегося вбли

зи источника света, освещено очень контрастно и плохо видно из зала.

Яркость открытых источников света (свечи, лампы без абажура) все

гда должна подбираться так, чтобы не создавать дискомфорта для зри

телей.

§ 8. ОСВЕЩЕНИЕ ТЮЛЯ И АППЛИКАЦИИ

Тюль обладает целым рядом ценных свойств: он не мнётся, очень лё

гок, в сложенном виде занимает мало места. Эта недорогая ткань может

украсить любой зрительный образ. В спектаклях со сказочным сюжетом

тюль поистине незаменим: с его помощью при специальном освещении

167

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

Пример освещения павильонных декораций

совершаются чудесные превращения актеров и декораций.

Тюль, покрытый алюминиевой краской, будет хорошим фоном для

световой проекции. Роспись светящимися красками по тюлю также да

ёт интересные результаты.

При боковом освещении тюль, повешенный непосредственно перед

светлой тканью или перед вторым тюлевым занавесом так, чтобы эти

два полотнища слегка соприкасались, даёт замечательный эффект пере

ливчатого муарового блеска.

Прозрачные или полупрозрачные сценические декорации выполня

ются из гладкого или апплицированного тюля или марли. Очень эф

фектно освещение занавеса, апплицированного тканями различной

плотности, рассеянным светом сзади.

Белый, голубой, серый тюль, укреплённый перед декорацией, созда

ёт лёгкую полупрозрачную дымку. Освещённый тюль перед задником

с изображением пейзажа смягчает все контуры, отчего создаётся впе

чатление «туманной дали».

Тюлем можно заменить чёрный бархат, если нужно добиться эффек

та невидимости на первом плане сцены («чёрный кабинет»). Чёрный

тюль почти прозрачен, что помогает добиваться многих сценических

эффектов.

С помощью световой проекции или прозрачными анилиновыми

красками на тюле выполняют какуюлибо декорацию. Позади нее уста

168

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

Схема изготовления многослойной аппликации на тюлевом заднике,

изображающем облачное небо («В бурю», Музыкальный театр имени

Станиславского и Немировича'Данченко. Технолог сцены С.В. Коноплев)

навливают другое изображение. При боковом освещении тюль непро

зрачен и хорошо скрывает все, что находится за ним. Освещая изобра

жение на заднем плане, можно добиться постепенного зрительного ис

чезновения первой декорации и возникновения второй, освещаемой

полным светом. На сцене можно применять также специальные завесы

169

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

1 ' передний занавес с непрозрачными силуэтами деревьев; 2 ' кулисы и падуга с

рельефной аппликацией «деревьев» второго плана; 3 ' занавес с плоской

аппликацией «берега реки»; 4 ' полотнище «река»; 5 ' занавес «воздух»

Пример освещения живописного тюля

(бесшовный пластик — калька) или экраны. Калька хорошо рассеивает

свет и годится для транспарантного освещения с фронта и сзади на про

свет.

Иногда для придания плоским декорациям рельефности или для со

здания нужной фактуры применяют способ аппликаций. Например,

крупную каменную кладку изображают, нашивая на занавес мягкие по

душки соответствующей формы; опилки, брошенные на смазанную

клеем поверхность декорации, создают впечатление шероховатого, гру

170

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

Примеры освещения живописного тюля

бого материала. Чтобы рельеф воспринимался зрителями, такие деко

рации должны быть освещены боковым светом (подсветы и прожекто

ры) — только он даёт достаточно богатый светотеневой объёмный рису

нок. 

Так же освещают и драпировки, чтобы подчеркнуть их складки.

При неравномерном освещении разноцветным светом красиво задра

пированные складки дешёвых материалов создают иллюзию игры света

на дорогой бархатной или шёлковой ткани. Блики света на бронзе или

алюминии, которыми расписана дешёвая ткань, создают впечатление

блестящей золотой и серебряной парчи.

Для освещения рельефных декораций необязательно применять до

полнительные приборы. Достаточно не нарушать светоцветовое равно

весие в системе двустороннего или четырёхстороннего освещения, что

бы на освещаемой поверхности не появились нежелательные тени.

171

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

перейти в каталог файлов


связь с админом