Главная страница
qrcode

Селюцкий А.Б. Дерзкие формулы творчества. Техника молодежь творчество петрозаводск карелия 1987


НазваниеТехника молодежь творчество петрозаводск карелия 1987
АнкорСелюцкий А.Б. Дерзкие формулы творчества.pdf
Дата20.10.2017
Размер3.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSelyutskiy_A_B_Derzkie_formuly_tvorchestva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#5464
страница1 из 23
Каталогid187134627

С этим файлом связано 79 файл(ов). Среди них: Zubrilina_S_N_-_Spravochnik_po_yuvelirnomu_delu_Spravochnik_-_20, Russkiy_graficheskiy_diazayn_-_1880-1917.pdf и ещё 69 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
техника молодежь творчество ПЕТРОЗАВОДСК КАРЕЛИЯ 1987
у Д Составитель А. Б. Селюцкий Рецензент — кандидат технических наук Е. Г. Немкович
2101000000—057 ДМ без объявл. © Карелия, 1987.

ТРИЗ В КАРЕЛИИ Когда в 1958 году я начал работать в бюро рационализации Онежского тракторного завода, передо мной, естественно, встал вопрос как привлечь к рационализации возможно большее число людей Завод тогда еще только начинал выпуск тракторов, и его инженерные кадры комплектовались, что называется, с нуля, выпускниками различных вузов страны. Мы все тогда одинаково болели за производство, но рационализаторов среди нас было не так уж много. Деятельность свою в качестве начальника бюро рационализации я начал с выяснения причин, почему далеко не всякий инженер или рабочий становится рационализатором. Опрос показал, что в первую очередь в этом виноват я сам люди не знали, что рационализировать. Иначе говоря, они не видели задач. И я стал разрабатывать темник (задачник) для рационализаторов разослал запросы по всем цехами отделами получил список так называемых узких мест производства с ориентировочным вознаграждением за расшивку этих узких мест, распечатал во множестве экземпляров и разослал по всему заводу. Тогда мне казалось, что стоит людям узнать задачи, как они тотчас забросают бюро рационализации своими решениями. Увы Этого не произошло. Уже гораздо позже, изучая теорию решения изобретательских задач, я понял, что узкие места — это еще незадачи, это лишь ситуации, из которых предстоит выбрать задачи. Линия переработки древесины на технологическую щепу имеет узкое место освобожденные от коры стволы деревьев длиной дом и диаметром до 80 см необходимо строго по одному подавать в рубительную машину. На транспортер же они сваливаются кучей. Как быть Здесь целый клубок задач можно попробовать подавать бревна по одному на транспортер, можно изменить жерло рубительной машины, чтобы она перерабатывала сразу несколько бревен, можно изменить сам
3
транспортер, чтобы он захватывал только одно бревно, и т. д, и т. п. Выбор задачи означает выбор стратегии дальнейшей работы. Зачастую неправильно сформулированная задача заводит человека в тупики он может отказаться от ее решения. На мои настойчивые призывы решать задачи из темника некоторые молодые инженеры вполне откровенно признавались, что на маленькие улучшения конструкции или технологии подавать предложения им просто неудобно, а на крупные — нет таланта. Тем не менее некоторые из них оформляли очень хорошие рацпредложения, и мне казалось, что ни познаниям, ни по смекалке эти инженеры от других особенно не отличались. Так, может быть, рационализации (и даже изобретательству) можно научиться И я принялся изучать литературу на эту тему. К сожалению, вся литература хорошо описывала, каким должен быть изобретатель что читать, как психологически готовить себя к моменту озарения и т. п, носам процесс решения нигде членораздельно не объяснялся. Крупные изобретатели просто описывали решенные ими задачи на фоне своего жизненного пути, но это для практики опять-таки ничего не давало. И тут мне неожиданно повезло в библиотеке я наткнулся на маленькую книжку Тамбовского книжного издательства, на переплете которой стояло незнакомое тогда мне имя — Г. Альтшуллер,— Как научиться изобретать. Издана она была в 1961 году. Именно эта книжка во многом определила мою дальнейшую судьбу. Я понял — изобретательству можно обучиться. На одном из совещаний патентных работников в Москве я познакомился с заслуженным изобретателем РСФСР Александром Николаевичем Трусовым из Челябинска. Мы разговорились. Я рассказал ему, что пытаюсь применить методику Г. Альтшуллера к составлению темника, но пока не все получается. Александр Николаевич сказал, что он знаком с Генрихом Сауловичем Альтшул­
лером по переписке и напишет ему о моих проблемах. И вот не прошло и месяца с момента моей встречи с Александром Николаевичем, как я получил письмо из Баку от автора книжки Как научиться изобретать. С тех поря стал членом общественной лаборатории теории изобретательства (ОЛТИ), бессменным руководителем которой является ГС. Альтшуллер. Уже в качестве члена ОЛТИ я сделал свое первое изобретение (Способ очистки водоемов от затонувшей древесины, чтобы доказать, прежде всего себе самому, что теория изобретательства мною освоена. Собственно, как таковой теории изобретательства тогда еще не было. Был алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) — система работы над задачей по шагам, позволяющая путем последовательных операций выявить заложенное в задаче противоречие и разрешить его с помощью набора типовых приемов устранения технических противоречий. И хоть тогда АРИЗ еще был далек от совершенства, он сразу помогал избавиться от бессистемных поисков решения (А если сделать так Не вышло. Тогда, может быть, таки т. д, что делало сам процесс решения более осмысленным, а человек приобретал уверенность в успехе. К этому времени я перешел работать на «Тяжбуммаш» и здесь начал пропагандировать АРИЗ среди инженеров. Одним из первых и самым активным пользователем АРИЗа стал молодой тогда инженер-конструктор, а ныне кандидат технических наук Геннадий Иванович Слугин. В процессе работы над диссертацией он решил с помощью АРИЗ семь задач, признанных изобретениями. Первые попытки обучения группы слушателей теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) былинами (мной и Г. И. Слу­
гиным) сделаны в семидесятые годы. В основе ТРИЗ лежит постулат о том, что техника развивается по определенным законами что эти законы надо выявлять и использовать для дальнейшего развития самой техники. Иначе говоря, развитие техники диалектично и не зависит от воли человека — выживают только те технические системы, которые соответствуют законам развития. Обобщая свой преподавательский опыт, мы опубликовали серию статей в газете Комсомолец, а издательство Карелия выпустило книгу (А. Б. Селюцкий, Г. И. Слу­
гин Вдохновение по заказу, 1977 г. Для широкого внедрения ТРИЗ в массы необходимы были преподаватели-энтузиасты: разработка и популяризация требовали массу времени и энергии. Одного такого энтузиаста я нашел в лице Эдуарда Курги — студента Петрозаводского государственного университета им. О. В. Куусинена, где я вел курс ТРИЗ на факультете общественных профессий. Именно с него начал складываться коллектив преподавателей и разработчиков ТРИЗ в Карелии. Вся наша работа велась ив настоящее время ведется под постоянным руководством автора ТРИЗ ГС. Альтшуллера. Результатом этого содружества стала вторая книга о теории изобретательства, выпущенная издательством Карелия в 1980 году (ГС. Альтшуллер, А. Б. Селюцкий Крылья для Икара. В том же году в Петрозаводске был проведен первый семинар преподавателей и разработчиков ТРИЗ со всего Советского Союза. Научным руководителем семинара, как и всех последующих, был ГС. Альтшуллер. Теперь такие семинары стали традиционными, и каждый раз они собирают все большее количество преподавателей и разработчиков. Именно на первом Петрозаводском семинаре (организаторы ОС ВОИР и ДКиТ Машиностроитель)
5
был отработан текст АРИЗ-82. В этот период уже была разработана серия учебных программ, появились первые рукописные учебные и самодельные наглядные пособия, активно шла подготовка преподавателей, организация школ, курсов ТРИЗ и т. п. организаторы ОС ВОИР, ОП НТО Машпром, ДКиТ Машиностроитель) . На втором Петрозаводском семинаре, который состоялся в 1982 году, рассматривался более широкий круг вопросов выявлялись законы развития технических систем, перспективы курса развития творческого воображения, анализировался опыт работы лучших институтов и школ ТРИЗ и т. д. К этому времени ТРИЗ начала завоевывать широкую популярность не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Книги и статьи о ТРИЗ переведены в США, Англии, Франции, Японии, Финляндии, ГДР, Болгарии, Польше, Чехословакии, Вьетнаме. Например, в ГДР за последнее время вышли переводы двух книг — ГС. Альтшуллера Творчество как точная наука и ГС. Альтшуллера и А. Б. Селюцкого Крылья для Икара. ТРИЗ изучается на курсах в Болгарии за 1984 и 1985 гг. через такие курсы прошли более 8000 человек. В ГДР ТРИЗ проходят в школах новаторов. В ЧССР и ПНР
ТРИЗ используют в группах функционально-стоимостного анализа. А вот письмо автору ТРИЗ от Калеви Рантанена (автора обзорной книги по ТРИЗ на финском языке Рад сообщить, что
ТРИЗ пробивает себе дорогу в Финляндии. В ноябре 1985 года состоялся первый семинар (двухдневный) по ТРИЗ в Государственном техническом научно-исследовательском институте. Этот институт — самый крупный НИИ в области технических науку нас. Семинар прошел настолько успешно, что решено было провести новый семинар (трехдневный. И три недели назад мы провели такой семинар в городе Оулу. Осенью у нас будет курс, продолжительность которого шесть дней, занятия организует центр повышения квалификации инженеров. Третий Петрозаводский семинар состоялся в июле 1985 года под названием «Функционально-стоимостный анализ (ФСА) и теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — действенный путь обеспечения научно-технического прогресса. Семинар был организован Карельским ОС ВОИР, ОП НТО Машпром, секцией повышения эффективности энергетики и предприятий металлургии и машиностроения Совета комплексного развития народного хозяйства Карельской АССР при областном комитете КПСС и ДКиТ Машиностроитель. Само по себе количество организаторов говорит о том значении, которое придается ТРИЗ в Карелии. На семинаре много внимания уделялось функционально-стоимостному анализу, его связи с ТРИЗ. На многочисленных примерах было
6
показано, насколько эффективнее становится ФСА в объединении с ТРИЗ. Особый разговор шел о воспитании творчества у детей, выявлении общих закономерностей развития не только технических, но и художественных, музыкальных, лингвистических систем, то есть о поиске общих закономерностей различных видов творчества. В качестве главного направления на ближайшие годы определено воспитание творческой личности (теория развития творческой личности, ТРТЛ). Очередной, четвертый Петрозаводский семинар намечено провести в 1987 году. Нет сомнения, что он станет следующим шагом как в развитии ТРИЗ, таки ТРТЛ — ведь ТРИЗ позволяет предсказать, что от творческих личностей надо переходить к творческим коллективам. В Петрозаводске широкое изучение и применение ТРИЗ началось с 1981 года. Тогда был организован Народный университет научно-технического творчества, в котором обучались инженеры и рабочие различных предприятий города. Честно говоря, мы не ждали от нашего университета быстрой материальной отдачи, да и ставку на это не делали, считая, что гораздо полезней и для наших слушателей и для всего государства отдача моральная — дать слушателям основы теории и привить вкус к творческому образу жизни. Материальной отдачи мы ждали лишь через 2—3 года, когда слушатели уже систематически на практике начнут применять свои знания. Однако, еще на первом курсе рабочий-котель­
щик ПО «Петрозаводскбуммаш» Виктор Прямое в содружестве с механиком цеха КСК-1 Василием Киризлиевым осуществили на практике (на КСК-1) решение задачи о защите трубопровода от износа сыпучими материалами. Решение дало экономический эффект 3,5 тыс. рублей и окупило с лихвой все затраты на обучение стоимость обучения группы специалистов в течение года около
900 рублей. Первый выпуск нашего университета состоялся в 1983 году. Было защищено 15 дипломных работ, часть из них впоследствии была защищена авторскими свидетельствами на изобретение. Среди выпускников было четверо рабочих. Тезис о том, что изобретательству можно и нужно обучать всех и любой, имеющий желание, может этому обучиться, мы подтвердили тем, что наши слушатели нашли и продолжают находить оригинальные решения, которые позволяют с минимальными затратами решать сложные задачи. И хоть не всегда эти решения признаются изобретениями, но все они — отличные рационализаторские предложения, а главное, во всех них есть изюминка оригинальности. Примером такого решения может служить диплом Николая Пименкова. Николай Пименков — электросварщик. В качестве дипломной работы он взял улучшение маски сварщика.
7
Для того, чтобы защитить глаза электросварщика от ослепляющих лучей электросварки, его лицо закрывается специальной маской, имеющей черное стекло. Через это стекло при обычном дневном свете невозможно ничего видеть, зато в процессе сварки хорошо виден раскаленный шов. Плохо то, что каждый раз, прерывая по какой-либо причине процесс сварки (кончился электрод, надо начинать новый шов и т. п, сварщику приходится приподнимать маску и ждать, когда глаза, привыкшие к темноте внутри маски, адаптируются к обычному свету. На это уходит около минуты. Чего только ни придумывали изобретатели для сокращения процесса адаптации глаз Например, вводили под маску маленькие лампочки, чтобы они освещали пространство под маской, не давая глазам привыкнуть к темноте. Но это не только усложняет конструкцию маски, но и создает определенный тепловой раздражитель.
Пименков подошел к конструированию новой маски с позиций ТРИЗ. Маска — техническая система, призванная защищать лицо сварщика от искр, стекло же предназначено сразу для двух целей для защиты глаз от яркого света и для наблюдения. Идеальное стекло — это когда стекла нет, а глаза защищены. Черное стекло хорошо выполняет свои функции по защите глаз от слишком яркого света и от искр, но оно же мешает быстрой адаптации глаз к дневному или обычному освещению. Сформулировав физическое противоречие (ФП), Николай пришел к выводу, что стекло должно быть водно и тоже время темным, чтобы предотвращать попадание в глаза лучей электросварки, и прозрачным (светлым, чтобы глаза постоянно были адаптированы к нормальному освещению. Такое противоречие можно разрешить либо во времени, либо в пространстве. Есть японское решение, которое разрешает этот вопрос во времени стеклу придается свойство темнеть при ярком освещении, те. оно само реагирует на яркость. Но это решение достаточно дорогое для массового применения. Пименков разрешил это противоречие путем разделения его в пространстве. Пусть стекло состоит из двух частей — верхней прозрачной и нижней темной, а чтобы искры и яркий свет не попадали в верхнюю часть стекла, между стеклами перпендикулярно к маске или даже слегка наклонно вверх установлен специальный темный козырек. Когда рабочий сваривает детали, он смотрит на шов
через нижнюю часть стекла, в тоже время, через верхнюю часть в глаза постоянно попадает обычный свет. Это решение расширяет возможности сварщика, теперь он может производить работу, находясь в положении, когда у него заняты обе руки (например, одной рукой он вынужден держаться за лестницу, а другой производить сварку. Раньше в этом случае, чтобы установить электрод на место сварки, он вынужден был поднимать маску рукой, в которой у него электродержатель с электродом (что весьма нежелательно сточки зрения техники безопасности. Теперь ему не надо поднимать маску, а достаточно лишь наклонить голову и посмотреть сквозь прозрачное стекло. Чтобы отбить шлак со шва при работе с обычной маской, надо снять маску, надеть прозрачные очки и только после этого отбивать шлак. Но очки в этом случае спасают только глаза, попадание же шлака налицо не исключено. В маске Пименкова не надо терять время на снимание маски и надевание очков, при этом лицо сварщика полностью защищено. Нам, преподавателям, приятнее всего то, что большинство наших выпускников ив настоящее время продолжают жить, что называется, в творческом ключе. Вот отзыв начальника цеха, в котором трудились два уже упоминавшихся наших выпускника — Виктор Прямов и Николай Пименков: Исключительные ребята, образец рабочего 21 века, я бы сказал. Такими они стали, освоив курс
АРИЗ и ТРИЗ. Очень широко, инженерно мыслят. Всегда, когда надо, готовы внести усовершенствования, являются незаменимыми помощниками мастера, технологов. Ноу всех школ и университетов ТРИЗ, в том числе и у нашего, есть одна общая проблема. Занятия в университете научно- технического творчества проводятся один разв неделю по вечерам. Люди приходят на занятия после своей основной работы, в это время у них повышена утомляемость, поэтому работать в творческом режиме, да еще и вести конспект им весьма сложно, отсюда — снижение качества усвояемости материала.
ТРИЗ, как и всякая наука — система развивающаяся. Новаторам необходимо постоянно быть в курсе новых разработок. Цикл книг Техника — молодежь — творчество поможет решить сразу несколько проблем.
Во-первых, он познакомит читателей с отечественной теорией решения изобретательских задачи ее постепенным перерастанием в теорию развития творческой личности (ТРТЛ). Во-вторых, он снабдит молодого новатора основными инструментами ТРИЗ:
АРИЗом, стандартами на решение изобретательских задач, указателями физических, химических, геометрических и других эффектов. В-третьих, он даст практические рекомендации по самосовершенствованию человека как творческой личности умению выбирать достойные жизненные цели, вести личные картотеки, экономно распоряжаться своим временем, решать творческие задачи и т. д. В-четвертых, поможет привлечь к чтению научно-фан­
тастической литературы, предложит методы ее анализа и оценки. Этот пункт требует некоторого пояснения. Еще проводя первые опыты по обучению, мы столкнулись с проблемой, о которой предупреждал Альтшуллер,— проблема эта в теории изобретательства называется психологической инерцией. Допустим, необходимо усовершенствовать крышку мешального бассейна. Мешальный бассейн представляет собой бетонный резервуар около 15 м в диаметре. Внутри бассейна находится чрезвычайно химически активная масса, которую надо постоянно перемешивать. Для того, чтобы ядовитые пары не отравляли атмосферу в районе бассейна, его закрывают мощной чугунной крышкой, через отверстие которой по трубопроводу отводят пары. Чтобы перемешивать массу по всему периметру бассейна от двигателя, установленного над центром крышки, вращается рычаг, на конце которого, уже под крышкой над массой находится двигатель, вращающий мешалку, опущенную в массу. От едких испарений двигатель, находящийся под крышкой, очень быстро выходит из строя, а замена двигателя — процесс трудоемкий и весьма вредный для здоровья.
АРИЗ в этом случае выводит на необычное решение крышка должна быть жидкой. А специалист знает, что и у нас в стране и за рубежом все решения направлены на совершенствование конструкции крышки. О том же говорит и анализ патентной литературы. Вот специалист и отвергает жидкую крышку как неперспективную, тем самым закрывая путь принципиально новому направлению. Ведь если поверхность массы покрыть, например, специальной полимерной пеной, то, во-первых, не будет никаких испарений, во-вторых, двигатель будет работать в идеальных условиях, и, в-третьих, мы сэкономим колоссальное количество металла, который шел на изготовление крышек. Как же бороться с этой психологической инерцией Для этой цели в ТРИЗ есть большой раздел, который носит название курса развития творческого воображения (курс РТВ). Основу курса составляет чтение и анализ научно-фантастической литературы
(НФЛ). НФЛ сегодня самая читаемая молодежью литература. На занятиях многочисленных школ и университетов ТРИЗ (а их сейчас в стране более 300) выяснилось, что легче всего воспринимают самые дикие идеи и быстрее обучаются изобретательству те, кто любит и много читает научную фантастику. Поэтому в цикл Техника — молодежь — творчество введена как одна из неотъемлемых его частей научная фантастика. В первую книгу цикла Техника — молодежь — творчество собраны три части. Первая — Дерзкие формулы творчества (автор Генрих Саулович Альтшуллер) знакомит с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ), с ее основными положениями и понятиями, описывает законы развития технических систем и дает общее представление о языке изобретателей — веполе, о понятии изобретательский стандарт. Для закрепления материала даны упражнения. Вторая часть книги — Магический кристалл физики знакомит читателя с новой отраслью знаний — изобретательской физикой. Сегодня это неотъемлемая часть ТРИЗ, его информационный фонд. Информация об этой новой отрасли знания разбросана в специальной литературе и фактически недоступна молодым новаторам. Материал в книге организован таким образом, что его можно использовать и при решении задач по АРИЗу и как самостоятельный арсенал изобретателя. И, наконец, третья часть книги — Звезда психологии, в которой представлены научно-фантастические рассказы В. Журав­
левой. Выше уже говорилось о том, какую роль научная фантастика играет в творчестве. Эти рассказы — о психологии творчества. И, быть может, именно вам, наши читатели, удастся осуществить те фантастические сегодня идеи, которыми они насыщены. Выступая на встрече в ЦК КПСС с ветеранами стахановского движения, передовиками и новаторами производства 20 сентября
1985 года, Михаил Сергеевич Горбачев, в частности, сказал, что ни одна сколь-нибудь масштабная историческая задача не может быть решена без активного, деятельного и разностороннего участия молодежи и что сегодня, как никогда, важно полностью использовать энергию молодого поколения для решения грандиозных новаторских задач, которые стоят перед нашим обществом. Искренне хочется надеяться, что цикл Техника — молодежь — творчество станет одним из инструментов для решения этих задач. А. Селюцкий

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ Иерархия технических систем Применение и развитие техники связано с решением многочисленных и разнообразных технических задач. Например, при строительстве дома, измерении глубины скважины, доставке груза из одного города в другой и т. п. Для решения технических задач используются известные технические средства и знания, однако в ряде случаев они оказываются непригодными. Предположим, поставлена задача защитить от молнии антенну радиотелескопа. Средство для защиты известно — молниеотвод, специальный металлический стержень. Но молниеотводы, установленные вокруг антенны, непроходимы для радиоволн. В системе молния — молниеотвод — антенна — радиоволны с улучшением «молниеотводных» свойств ухудшаются антенные и наоборот — для улучшения работы антенны надо уменьшить число молниеотводов или совсем их убрать, те. ухудшить
«молниеотводные» свойства системы. Подобные конфликты между частями или свойствами системы называются техническими противоречиями (ТП). Задача, содержащая ТП, может быть решена либо нахождением компромисса между противоречивыми характеристиками системы, либо определением путей устранения противоречия. Первый путь типичен для конструкторских решений, второй — для решений изобретательских. Таким образом, изобретательская задача — это такая техническая задача, которая содержит техническое противоречие, неразрешимое известными техническими средствами и знаниями, причем условия задачи исключают компромиссное решение. Если техническое противоречие преодолено — изобретательская задача решена, получено изобретение. Появление новых изобретений — основная форма развития техники и качественного повышения ее уровня. Известные технике средства и знания следует отличать от средств и знаний, известных науке. Например, в науке известен эффект исчезновения магнитных свойств вещества при нагреве выше точки Кюри. Однако первое использование этого эффекта
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов


связь с админом