Главная страница
qrcode

философия 2 курс. Тема 30. Движущие силы истории


Скачать 62.86 Kb.
НазваниеТема 30. Движущие силы истории
Дата04.09.2020
Размер62.86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия 2 курс.docx
ТипРеферат
#159535
Каталог


Êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà ïî äèñöèïëèíå ÔÈËÎÑÎÔÈß
Òåìà 30. ÄÂÈÆÓÙÈÅ ÑÈËÛ ÈÑÒÎÐÈÈ








Тема 30. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ИСТОРИИ

Содержание

Введение

1. Потребности и интересы как побудительные силы деятельности людей.

2. Социальные противоречия и их роль в развитии общества.

3. Социальные конфликты – как механизм исторического развития: понятие, виды и их влияние на социальный процесс.

Заключение

Список литературы

Введение 

Категорию «движущие силы истории» от случая к случаю употребляли различные философы, а доминирующее значение этим силам придавала «марксистко-ленинская философия» (так называемый «исторический материализм»). Вероятно, термин «силы» был позаимствован у классической физики и теологии - весьма популярных в период создания марксисткой теории.

Кроме того, марксистская наука тщательно выискивала, что именно считал «движущей силой истории» каждый из философов, даже если сам этот философ ни о каких движущих силах даже не задумывался. Чаще всего ему засчитывали в качестве «движущей силы» именно то, что играло в его доктрине самую важную роль: Бога, географию, природу в целом, разум и т.д. 

Потребности и интересы еще со времен античности пользовались интересом ученых, однако наибольшую популярность они приобрели во времена К. Маркса и Ф. Энгельса. По их мнению: потребности и интересы признавались побудительными силами человеческой деятельности. Они объективны и независимы от сознания человека в том смысле, что возникают и проявляются с необходимостью, связаны с поддержанием естественного жизненного цикла. Но потребности и интересы отражаются в сознании, направляют и определяют поступки человека.

Человек строит себе жилище или носит одежду не потому, что он так хочет или это красиво, а потому, что жилище и одежда необходимы ему для защиты его тела, для сохранения его жизни. Он - теплокровное существо. Естественные потребности - это свойство человеческой природы. Они, и прежде всего биологические, витальные потребности, постоянно побуждают человека в процессе жизнедеятельности искать или создавать необходимые средства существования.

Потребность - нужда в чем-либо. Она выражает отношение субъекта к необходимым условиям своего существования.

Интерес - это отношение субъекта, носителя потребности, к самой потребности (удовлетворение или неудовлетворение; ранжирование потребностей), а также к объектам, свойства и признаки которых вызывают внимание носителя потребностей.

Потребности и интересы неотделимы от субъекта-носителя, они входят в его структуру. Наличие потребностей и интересов создает у людей состояние напряженности и готовности к соответствующему виду деятельности или поступку. Потребности и интересы осознаются субъектом, который создает идеальный (мысленный) план действий, направленный на их удовлетворение. В этом плане он ставит цель (т.е. формирует идеальный образ желаемого результата), выбирает необходимые средства и предпринимает действия по достижению цели. В зависимости от оптимальности выбранных средств, от имеющихся налицо объективных условий и субъективных факторов, цель может быть достигнута и получен ожидаемый результат или цель не бывает достигнута, а результат может быть прямо противоположный ожидаемому. Но если результат достигнут и потребность удовлетворена, то возникают другие потребности.

В социально-философской теории сформулирован закон возвышения потребностей. Он состоит в том, что удовлетворенная потребность вызывает к жизни другую, третью. Процесс повторяется, сохраняя устойчивость и внутреннюю необходимость, существенность. Для удовлетворения возрастающих материально-физических потребностей требуется расширение материального производства, которое ведет к постоянному совершенствованию общества и его материальной культуры.

два вида потребностей: и материальные. Материальные - совокупность материальных , имеющая форму и выступающая в главного побудительного трудовой деятельности . Разновидностями потребностей являются , мебель и оборудование, и обувь, транспорт и связи, питания, предметы , отдых и развлечения. потребности - совокупность благ, информационную форму и для становления и развития человека. Разновидностями потребностей получение профессионального , служебная карьера, и художественное творчество, и искусство, массовой культуры (), кино, видео, . Объективны не только потребности , но и духовные. Человек не перестать думать, , переживать, чувствовать, как не перестать , есть, ходить. в знании, в познании, в духовном мире так же человеку, как и потребности. Потребность в , например, так же неистребима, как в жилище. Вера человеку (зачастую даже ), сохранять спокойное духа, учит , сочувствовать. удовлетворять возрастающие и духовные потребности субъектов, необходимо расширять производство материальных и духовных ценностей.

интересов может по различным . Представление множества в качестве сложной системы позволяет полно их целостность, выявить полную типологию их связей. Классификация позволяет закономерные связи различными типами и определить их место в системе. существенную роль классификация интересов по жизнедеятельности и субъектам ( интересов). По жизнедеятельности следует материальные (экономические) и интересы. К первым интересы к и материально-вещественным средствам потребностей, ко вторым - к знаниям, искусству, , культуре и т.д. многих экономических в любом обществе важное значение экономические , которые выступают движущей силой производительных сил, экономических и отношений во звеньях и на всех хозяйствования. Экономический , как форма проявления потребностей, экономическую пользу, , реализуя которые хозяйствования обеспечивает , саморазвитие. Без экономических интересов решить ни одну из социально-экономических проблем. института собственности становится экономической независимости , защищенности и стабильной экономических всех хозяйствующих .

Большое значение классификация интересов по субъектов. На выявления носителя различают интересы , общественные и государственные. Под понимается человеческое существо в его и одновременно включенности в с подобными, обладающее , волей и . Общество представляет совокупность людей, общими целями, материальными и условиями жизни. понимается как совокупность управления (в узком ), и как организация , занимающая определенную и подчиняющаяся одной и той же (в широком смысле). В становления и общественной мысли остро стоял о соотношении личных, и государственных . В трудах основателей интереса подчеркивалась значимость и особая воздействия на все общественной жизни интересов: «Интерес гражданина связан образом с интересом…». Первооснову составляют интересы граждан, из которых интересы и государства в целом. в этой системе рассматривается как инструмент, наилучшие для развития граждан, и самого государства, всем спектром объективных и факторов.

Носителями и интересов выступают общности, общество в , классы, группы, регионы, организации, отдельные . Система тех устойчивых людей, объединяет их в определенную общность, составляет , но не непосредственную причину их . Сам факт индивидуальных, коллективных и потребностей предполагает противоречий между . Сложная общества, различия в положении людей к появлению громадного , как правило, не между собой . Все интересы существуют в , но между ними и противоречия. Так, интерес в получении благ может в противоречии с коллективным . Поэтому значение имеет степени важности и личных, коллективных и интересов.

, выражая взаимосвязь и условий его жизнедеятельности, в неосознанных влечениях и осознанных поведения. Мотивация к возникает при осознании . Деятельность есть способ человеческих потребностей активного преобразующего к миру. Потребность и людей, на их удовлетворение, взаимообусловлены. - это то, что непосредственно побуждает к действиям. Мотив - это к активности и , связанное со стремлением определенные потребности. формируются на основе и оценки их удовлетворения. Возможны классификации мотивов . Поскольку мотивы потребностями , то классификация мотивов в случае соответствует потребностей. Мотивация , что человек не стремится к чему-либо, но и пути достижения целей. Процесс начинается с потребности ощущаемой потребности. Затем цель, которая , что для удовлетворения требуется определенное действий, посредством может быть цель и удовлетворение потребности. представляет собой образ желаемого ; то, чего хочет достичь. , целеполагание - исключительно качество, средоточие мира . Поведение человека соотношением целей, он ставит перед , и средств их . Следует согласиться с , что «мудрость означает наилучших целей при наилучших ».

Таким образом, сказать, что потребности и являются не только движущей человеческой жизни, но и силой человеческого в целом, что ведет к и непрерывному развитию социума. 

потребность конфликт

Основным источником общества диалектико-материалистическая считает разрешение противоречий и .

Социальные противоречия - это между противоположностями в социальном явлении, или обществе в . Они возникают в процессе прежде всего сферы или сферы отношений, противоположные или расходящиеся этого развития. , сегодня в постсоциалистических такими являются:

между удовлетворения насущных и духовных потребностей и падением материального и духовного ;

между обнищанием части населения и небольшой предпринимателей, коррумпированной государственного аппарата, ;

между колхозным и фермерами;

населением страны и миром и т.д.

Социальные в обществе играют роль: с стороны, как уже отмечалось, они источником социального , и в этом заключается их роль. С стороны, - они порождают напряжение, конфликты, явления. Следствием таких являются сегодня различных категорий в связи с невыплатой ; неукомплектованность Сил рядовым и сержантским в связи с нежеланием контингента служить в и другие социальные проблемы. их решить, необходимо или противоречия, или уменьшить их действия. противоречий бесчисленное , поэтому, чтобы им характеристику, их необходимо в группы, т.е. . Основания для классификации быть разными: для общественного развития, действий, , время действий и т.д. иметь в виду, что не статичны, а динамичны. Они , развиваются, , на их месте возникают . Принято считать, что развития противоречия три этапа. - зарождения противоречия. Он тем, что в рассматриваемом социальном или процессе между его , силами, существует тождество, нарушается в силу одной стороны, , тенденции в мере, другой - в . В результате зарождается . Второй этап - противоположностей. для него является то, что , силы, тенденции в явлении, процессе в их изменений противоположностями, а отношения ними приобретают борьбы, то есть, разрастаются до борьбы противоположностей. этап - разрешение . Он характеризуется тем, что борьба доходит до , что одна из них одерживает "" над другой. Противоречие . Явление переходит в тождества. и иной, более подход к определению развития противоречий. Они как стадии - различий - собственно - конфликта - разрешения. противоречий возможно как , так и революционным . Эволюционный путь постепенную ликвидацию социальных противоречий, наоборот - . Он динамичен, нетерпим, как , сопровождается социальным . Однако нельзя социальный называть революцией. социального конфликта условиями, силами, в нем, масштабом и действий, социальными . В силу большой проблемы социальных , их содержание, и формы проявления в более глубоком .

Следует отметить, что и те же противоречия оцениваться субъектами образом, в зависимости от , какие проявления оказываются оценки. Если во внимание моменты стабильности общественной , гармоничности в отношениях, различного отклонения от намеченных деятельности и т.д., то противоречия в таком как явления негативные, как в общественной жизни. же делается акцент на позитивных противоречий, то, обычно, противоположная оценка: чем противоречий, тем якобы для общественного

История цивилизации различными конфликтами. конфликты охватывали континенты, десятки и народов, - большие и малые сообщества, третьи между отдельными . С древнейших люди пытались противоречия и мечтали о обществе. Возникновение можно как стремление создать механизм для предостережения и конфликтов. В древнейших царя содержатся десятки разрешения конфликтных . По легенде, царь прославился мудростью и умением и решать конфликты.

На веков лучшие , мыслители теоретические модели общества, а иногда воплотить их в жизнь. , все эти попытки неудачно и порождали еще жестокие конфликты.

конфликты - повседневная . Они охватывают все жизнедеятельности людей, всю социальных отношений.

конфликт (от лат conflictus - ) - крайний обострения социальных , который выражается в различных социальных , обусловленном или существенным различием их , целей, тенденций .

Как социальное явление был впервые А. Смитом, который его основой деления на классы и экономической между Основателями собственно теории конфликта К. Маркса, М. Вебера и Г. .

Сам термин " конфликт" впервые в научный оборот социолог Г. Зиммель, считал универсальным явлением, а общество недееспособным.

конфликта уделяли и структурного в частности, Т. Парсонс конфликт как социальную , фактор дезорганизует и жизнь. По его , главноя задача состоит в предупреждении .

Американский социолог Л. в работе " социального конфликта" идею позитивной социального конфликта. Все конфликты на позитивные, то есть те, ведут к развитию системы, и негативные, угрожают социальной системы.

выделить следующие конфликта:

. Столкновение (, несовместимость, ) - момент противостояния , противоречивых позиций, , тенденций;

. Наличие начал ( и правое, добро и ), что означает одновременно и , и взаимопротивоположность;

. Наличие как носителей позиций в схватке;

. субъектов направлена на противоречия;

. Субъекты не друг , а препятствуют или блокируют интересов друг .

Итак, социальный кт включает ряд составляющих: участников () конфликта, причины , объект и предмет, конфликтную .

Субъектами конфликта быть отдельные , различные социальные , классы, , государства.

Объектом всегда дефицитный . Это, например, одно кресло, на претендуют несколько .

Предметом конфликта объективно существующая или проблема, выступает причиной между субъектами. говоря, это и есть , ради которой и начинается .

Причины конфликта быть как объективными и : наличие неравенства, разнонаправленность принципов, социально-психологические и причины.

Значимость для общества всего раскрывается функции, которые он в обществе. Среди можно сигнальную, информационную, и динамическую функции.

по своей сути к является функция. Информационная значительно шире констатации неблагополучия. всегда определенными объективными . Изучение этих помогает лучше суть процессов в обществе. конфликт всегда крайним обострением противоречий, его изучение помогает четко выяснить , интересы, стремления, недовольства сторон.

Процесс социального конфликта несколько стадий:

. ситуация. На стадии формируются для конфликта. Это рост между потенциальными конфликтного , что вызвано определенными . Однако противоречия не перерастают в конфликты.

те противоречия, осознаются потенциальными конфликта как несовместимые, к обострению социальной . Причины социальной напряженности быть различными ( придушение интересов, и ценностей ; неверна или искаженная об определенных фактах, ). Предконфликтные стадии условно на три фазы развития, для характерны след и во взаимодействии сторон:

* противоречий по определенного спорного , рост недоверия и напряженности, предъявления , уменьшение и накопление обид;

* показать правомерность требований и обвинений в нежелании спорные вопросы "" методами;

* разрушение взаимодействия, переход от обвинений к , рост агрессивности.

образом конфликтная постепенно трансформируется в конфликт. Но по себе она может долго и не перерастать в . Для того, чтобы стал , необходим инцидент.

. - формальный повод для конфликта. Инцидент произойти , а может быть субъектами конфликта. конфликт может именно на стадии. Это бывает , когда конфликтанты свои недоразумения.

. - проявляет в том, что конфликт реализуется в актах - действиях и конфликтующих сторон.

. . Это крайняя эскалации, когда выражается во взрывном .

. Завершение конфликта с помощью , примирения, разрыва. завершения конфликта в основном на изменение конфликтной , либо путем на участников, либо изменения характеристики конфликта, или способами. Это, в частности, быть такие: объекта конфликта, одного другим; устранение стороны участников , изменение позиций из сторон; непосредственной или опосредованной участников.

. Послеконфликтная .

Существуют различные социальных :

* По формам проявления социально-экономические, этнические, , политические, идеологические, , семейные, , юридические, бытовые.
* По целесообразности-нецелесообразности - неизбежны, , вынуждены, функционально .

 По составу сторон - внутриличностные, и групповые, межгрупповые, в организациях.

* По масштабу микро-, о-, мегаконфликты.

* По остроте - мирные и вооруженные, и скрытые.

* По особенностям - простые (, саботаж, преследования, и физическая агрессия) и (общественный протест, , социальная , война).

При всем критериев классификации конфликтов каждый из них важную в изучении причин, , последствий конфликтов для и развития общества.

рассматривают такие способы разрешения конфликтов: компромисс, сотрудничество, доминирование, приспособления, согласие, бегство. При этом они предлагают соблюдать правила бесконфликтного поведения. Суть их в следующем:

* стремиться адекватно оценить собственное поведение в конфликтной ситуации, избегать предвзятости в оценке действий оппонентов;

* попытаться оценить ситуацию с позиций противоположной стороны, понять точку зрения оппонента;

* избегать обвинений в адрес оппонента, что может спровоцировать включение психологических механизмов защиты и поток обвинений в свой адрес;

* контролировать свои эмоции и призвать противоположную сторону действовать аналогично;

* побуждать своего оппонента к открытому обсуждению спорных вопросов, совместного решения конфликтной ситуации;

* проверять объективность информации, связанной с предметом конфликта, действиями оппонентов и своими собственными

Психологи считают, что избежать конфликта можно и путем ухода взаимодействия с так называемыми конфликтными людьми, при этом выделяют различные их типы. Вот некоторые из них:

) агрессивные - затрагивают других и раздражаются сами, если их не слушают;

) ябеды - всегда на что-то жалуются, но сами ни чего не делают для решения проблемы;

) молчуны - никто не знает о том, что они думают на самом деле;

) покорны - со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова не соблюдают;

) вечные пессимисты - всегда во всем видят неудачи, считают, что ничего не получится;

) всезнайки - умнее всех;

) нерешительные - затягивают с принятием решения, потому что боятся ошибиться;

) максималисты - хотят что-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

) невинные лгуны - вводят других в заблуждение.

Итак, социальные конфликты возникают во всех сферах общественной жизни, вызывают значительное влияние на их функционирование и развитие. Поэтому закономерно возникает вопрос: конфликт - это хорошо или плохо?

Часть социологов считает, что позитивная, другая часть - негативная

Если попытаться оценить социальный конфликт объективно и беспристрастно, то можно сказать, что он никогда не бывает исключительно положительным, или исключительно негативным. Конфликт является положительным моментом социального развития, когда он способствует общественному прогрессу. Однако каждый конфликт всегда приводит к материальным и моральным издержкам.
Заключение 

Движущие силы истории лежат в творческой способности личности, субъекта, способности преодолевать ограниченность исторически сложившихся форм жизни, своих представлений о комфортном мире, социальных отношений, культуры, отношений, преодолевать противоречия между полюсами дуальной оппозиции в процессе осмысления, практического разрешения любой проблемы, преодолевать социокультурное противоречие, постоянно воспроизводить вектор конструктивной напряженности, нацеленный на сохранение и рост творчества, соответствующего нравственного идеала. Движущие силы проявляются в способности отвечать на вызов истории, вызов окружающего мира, борясь с внешними опасностями, с противоречиями между частью и целым, между потребностью и реальными возможностями их.

К.Маркс был первым философом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты, прежде всего в материальной жизни. «На известной ступени своего развития, -- пишет он, -- материальные производительные силы общества приходят в противоречия с существующими производственными отношениями, или -- что является только юридическим выражением последних -- с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции... Сознание надо объяснять из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями». Движущей силой развития общества выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Социальная революция -- есть не политическая случайность, а закономерное проявление исторической необходимости. Сознание людей отражает реальные жизненные противоречия. Иными словами, независимо от субъективных желаний отдельных людей, правящих верхов массы думают и действуют в зависимости от характера противоречий, прежде всего в материальной жизни.

Изменяются противоречия и конфликты - соответственно изменяются формы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, приводящее массы в движение, и через социальную революцию происходит радикальное изменение, качественное обновление общественных отношений.

перейти в каталог файлов


связь с админом