Главная страница
qrcode

Теория литературы в круге дисциплин современной гуманистики. Предмет и задачи теории литературы


НазваниеТеория литературы в круге дисциплин современной гуманистики. Предмет и задачи теории литературы
Анкорlitved.doc
Дата15.12.2017
Размер117 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаlitved.doc
ТипРеферат
#51726
Каталогoverhear_mspu

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: OBRAZETs_zapolnenia_zayavlenia_na_poluchenie_bankovskoy_karty_MI, Raspisanie-uchebnyih-zanyatiy-na-1-semestr-2017-2018-uchebnogo-g, open_day.pdf, FAQ.pdf, объявление о киноклубе.doc, Grafik_provedenia_fakultetskikh_DOD_vesna2014.docx, Информация о Г.Русакове.doc, Polozhenie_Miss_Molodezh_ofits.pdf, Студсовет решение с правками.docx, img079_1.pdf и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы


Вопрос 1. Теория литературы в круге дисциплин современной гуманистики. Предмет и задачи теории литературы.

Л. – наука о литературе. Л. наука и искусство понимание худ текста. Задачи : более углубленное и функциональное изучение основных литературоведческих категорий (содержание, метод, форма, стиль). Теория литературы — важнейшая часть литературоведения (науки о литературе), дающая знания о наиболее общих свойствах литературных произведений и характеризующая сущность, общественное назначение, особенности содержания и формы художественной литературы как искусства слова». В данном разделе литературоведения дается определение природы литературного творчества, его видов и форм, его общественного значения и методики анализа литературного произведения. Теория литературы также рассматривает проблемы образности и художественности литературы, изучает понятия стиля, течения, метода, структуры литературного произведения, жанров и жанровых форм, литературного процесса, особенностей языка художественной литературы, сюжетосложения, стихосложения.
Вопрос 2. Социальные институции, формы репрезентации научного знания в области теории литературы в России. Видные литературоведы МПГУ.

*под вопросом* Форма репрезентации = форма, в которой реализуется Теория лит-ры в России: работы литературных критиков и теоретиков литературы, публикуемые в изданиях: «Литературная газета», газета «День литературы», «Новое литературное обозрение», газета «Литературная Россия» — а также выпускаемые отдельно от СМИ, в форме учебников и методических пособий: Давыдова Т.Т., Пронин В.А. – «Теория литературы», В.Е. Хализев «Теория литературы», «Введение в литературоведение» Поспелов, «Введение в литературоведение» Чернец, м.б. «Московский лингвистический кружок» Р. Якобсон и Г. Винокур, в 1916 г. в Петербурге организовалось «Общество по изучению поэтического языка» — ОПОЯЗ.

Социальные институции: союз литераторов, Институт мировой литературы РАН им. Горького, разнообразные литературные премии (Белого, Солженицына, Русский Букер, Дебют, Большая книга, Национальный бестселлер).

На кафедре работали видные литературоведы: С.И. Шешуков, А.В. Терновский, М.М. Савченко, В.А. Лазарев
Вопрос 3. Первые опыты интеллектуальной рефлексии литературных явлений в античности: Платон, Аристотель. Важнейшие категории эстетики и и литературоведения (эйдос, мимесис, роды и жанры, катарсис и др.)

Классическая античная эстетика развивалась в период VII - IV в. до н.э. В целом, становление античной эстетики можно охарактеризовать как развитие эстетических концепций Пифагора, который вводит понятие космоса как упорядоченного единства, идеалистического учения Платона, где понимание прекрасного представлено в идее прекрасного, в эйдосе, и Аристотеля. В основу концепции Аристотеля положена теория мимесиса (подражания). Этим единым принципом он объяснял и эстетические категории, и приподу искусства, и его виды и жанры. Античная эстетическая мысль развивалась в рамках философии. Именно в античности берут начало практически все эстетические категории. Эстетические категории – это наиболее общие признаки, с помощью которых описываются процессы художественного творчества, строение и своеобразие произведений искусства, природы и механизмы художественного восприятия. Вопросы эстетики поднимаются во многих сочинениях Платона - "Гиппий Больший", "Государство", "Пир", "Законы" и др. Важнейшей эстетической проблемой для Платона является прекрасное. Эйдос (в переводе с древне-греческого - вид, облик, образ), термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший "видимое", "то что видно", но постепенно получивший более глубокий смысл — "конкретная явленность абстрактного", "вещественная данность в мышлении"; в общем смысле — способ организации и бытия объекта. Катарсис, согласно Аристотелю, - это очищение от аффектов через страх и сострадание трагическому действию. Аристотель также считал, Аристотель выделил три самые большие группы литературных произведений, которые мы теперь называем литературными родами. Жанры различались ранние и поздние.

Жанры делились также на высокие и низкие.

Фабула - Аристотель дает ей емкую характеристику в одном словосочетании - «душа трагедии». Основное требование фабулы - это целостность и единство действия
Вопрос 4. Мифологическая школа. В. и Я. Гримм, их последователи в России. Историческое значение мифологической школы. Понятие мифа.

Мифологическая школа возникла в эпоху романтизма, опираясь на эстетику Ф.Шеллинга, в философской системе которого теория мифа занимает промежуточное положение между природой и искусством, и братьев А. и Ф. Шлегелей. Методы сравнительно-исторического языкознания были перенесены представителями мифологической школы в область исследования мифологий. Я.Гримм в двухтомной "Немецкой мифологии" (1835) исследует родство сюжета о борьбе богов с гигантами в скандинавской и греческой мифологиях. Немецкие сказки, в сопоставительном плане, он рассматривает как реликты единой древней германской мифологии. Сходство сказок и преданий индоевропейских народов, по Я.Гримму, объясняется их общим прамифологическим происхождением, причем это сходство обнаруживается прежде всего в языке. «Я полагаю, - пишет Я. Гримм, - что миф есть общее достояние многих народов..., но миф соответствует глубинной сути народа, чьих богов он соединяет в строгую систему, - так и слово в языке, общее с другими языками, как правило, можно принять во внимание, если отыскать корни этого языка».

Мифологическая школа в Европе развивалась, с одной стороны, в русле «этимологического» направления (реконструкции изначального смысла мифа в трудах А.Куна и М.Мюллера) и в русле «аналогического» направления (В.Шварц, В.Манхардт), проводившего аналогии между сходными по тематике и содержанию мифами. В России в русле мифологической школы работали Ф.И.Буслаев и А.Н.Афанасьев, принадлежавший к «младшим мифологам», а также А.А.Котляревский и П.Н.Рыбников.
Вопрос 5. Культурно-историческая школа и ее позитивистское основание. Идеи И.Тэна, его последователи.

Культурно-исторический метод – Ипполид Жан (Тэд) франц. историк и искусствовед. Ввел понятия раса, среда, момент. 1) Национальные черты художника определяют его творчество. 2) Среда — географ условия и климат (юж. пылкость, страстность, сев. суровость, сдержанность, постепенность) 3) Момент — культурно-исторические условия возникновения произведения. Представители исторической школы в России – Шахов, Пыпин, Венгеров. Художественное произведение – исторический источник, культурно-познавательная ценность наиболее важна для ученых этого направления. Худ. произведение – это материал для изучения народного сознания и быта в определенную историческую эпоху. С таким подходом получается, что литература совсем не нужна, можно оставить одну историю. Для ученых этой школы писатель интересен не как художник, а как человек, живший в определенную эпоху и отливший ее в гранит. Факты ценятся больше, чем мысли. Отрицательности: игнорирует худож. специфику, сводят литературу к другим формам идеологии, накопила много фактов, но эмпирический материал преобладает над научным. Положительности: прослеживаются корни, этапы, развития.
Вопрос 6. Сравнительно-исторический метод (компаративизм). Предисловие к Т. Бенфея к сборнику «Панчатантра». Теория заимствования. Бродячие сюжеты.

Сравнительно-исторический метод. Сравнение это необходимая часть любого метода, «Метод должен быть сравнительным, иначе это не метод» (Горький). Сравнение – суть деятельности, а не вспомогательный прием. Сравнивают авторов, произведения. Ищут сходные явления и повторяемые. Влияние одного поэта на другого объясняется тем, что у них есть сходные моменты. Причины возникновения сход момент (по Жирмуду): 1) Историко-генетические, 2) историко-типологические (многие народы проходят через одинаковые этапы развития, многие литераторы проходят классицизм) 3) Влияние, заимствование: автор, который жил раньше, влияет на автора, который живет позже. Историческая школа выясняет, кто на кого влияет. + Без сравнения не может обойтись ни один метод: если метод претендует на абсолютизм, то в стороне остается своеобразие. В предисловии к "Панчатантре" сообщается, что это произведение возникло из бесед одного мудреца Вишну-Сармы, который был наставником сыновей одного индийского царя и учил их нравственности и политике. Сказки-басни "Панчатантры" породили ряд подражаний и переделок в самой Индии.
Вопрос 7. Александр Н. Веселовский – крупнейший отечественный литературовед. Характеристика основных трудов А.Н.Веселовского как представителя сравнительно-исторического литературоведения и как основателя исторической поэтики.

ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич [1839—1906] — знаменитый русский литературовед, академик, профессор Петербургского университета и Высших женских курсов. Родился в Москве, в дворянской семье военного педагога-генерала. Быстро убеждается в крайней односторонности модной тогда мифологической школы.  В. «с удовольствием спускается на землю» и примыкает к наиболее популярной тогда позитивной школе Бенфея, которая в отличие от Гриммовской школы выдвигала теорию литературных заимствований и международного лит-ого взаимодействия на основе не доисторического племенного родства, как это делали мифологи, а историко-культурного общения всех народов Запада и Востока.  В работе о Соломоне и Китоврасе, в «Опытах по истории развития христианской легенды» (1875-1877) и др. В. исследовал роль демократических еретических движений и апокрифов в истории средневековой народной поэзии. Веселовский неоднократно обращался и к рассмотрению вопросов по теории словесности, избирая предметом своих чтений в университете «Теорию поэтических родов в их историческом развитии». Являлся едва ли не основоположником эволюционно-социологического метода в применении к изучению формальных явлений поэтического стиля и к основным проблемам теоретического характера, которые составляют содержание его «Исторической поэтики».
Вопрос 8. Психологический метод. «Мысль и язык» А.А. Потебни, понятие «внутренней формы». Общее представление о психоаналитическом методе в литературоведении.

Психологический метод – Сформировался в 70-80 г. Опирался на достижение физиологии и психологии. Эмиль Эннеки проводил анализ личности героя и автора. Об авторе можно узнать все из его произведения. Для этого метода необходимо определить, какие мысли и чувства охватывали автора при написании произв. Э. изучил психологию создателя произведения, он раскрыл не законы литературы, а законы психологии. В результате текст игнорировался. Русская психологическая школа — Потебня: Он называет литературу словесностью. Он исследовал структуру слова и ст-ру текста. Ст-ра слова: внешняя форма (звуки), внутренняя (образ, который возникает при произношении слова), значение. Стр-ра текста: внешняя (слово), внутр. (худ образы), значение – идеи текста. Идея (по Потебне) — совокупность мыслей, вызываемых у читателя образами произведения. + Особое внимание обращено на психологию авторов – психология метит вытеснять литературу.
Вопрос 9. Проблема бессознательного в трудах К .Г. Юнга. Визионерство как особый тип писательства.

Психоаналитический метод – возник вначале 20 в. Можно запретное желание заменить полезным: Зигмунд Фрейд наблюдал за деятельностью ребенка. Взрослый человек тоже может играть и заменить свою реальность игрой, то есть миром творческим, художественным. Он может переключить свою энергию в нужную сторону (от запретного к разрешаемому) — Сублимация. Писатель может показать свои яростные желания в произведении, а может их скрыть. Любой литературовед должен понять какие скрытые мотивы лежат в основе текста (чем меньше разрешается людям тем выше уровень культуры и больше невротических расстройств — по Ф.) Для Ф. важен вопрос какие чувства управляют личностью. Юнг — ученик и отрицатель Ф. Существует сознательное, бессознательное, подсознательное во снах, бред (по Ф.). Юнг расчленяет бессознательное на индивидуальное и коллективное — древнейшие осознания человека, которые не исчезают, а сохраняются. Но большинство людей или не ощущают их на сознательном уровне или подавляют их. Художник — тот, кто наиболее остро ощущает. В результате эти образы влияют на читателя. + Обращают внимание на сферы подсознания – насыщают эту сферу клиническими моментами.
Вопрос 10. Формальный метод в отечественном литературоведении (Учение К.Г. Юнга об архетипе, его соотнесенность с мифом. Шкловский, Эйхенбаум, Тынянов, Томашевский, Жирмунский, Пропп, Якобсон) Общая характеристика структурно-семиотического направления.

Возник в России в 1915-1919 гг. Отличался новаторским подходом к изучению формы произведений искусства и поэтического языка. Представители Ф. придавали большое значение слову как самостоятельной единице искусства, называя его «самовитым», считая его многозначным эталоном основ формы произведения художественной литературы. Слово, считали формалисты, опираясь на концепцию А. Потебни, уже само по себе есть искусство, т.к. является произведением языка, его поэзией. Отсюда пристальное внимание формалистов к истории поэтического языка, исторической поэтике, морфологическому анализу поэтического текста и его структуре, т.к. вышеперечисленное позволяло составить представление о том, что такое форма, из каких компонентов языка она состоит, и как в конечном итоге «делается» произведение. Главное, на чем акцентировали свое внимание ученые-формалисты на ранних этапах творчества, это глубинная динамика языковых явлений, которая привела их к детальному изучению поэтического языка и исторической поэтики и созданию двух различных школ. В 1915 г. сторонниками Ф. был создан «Московский лингвистический кружок», образованный лингвистами Р. Якобсоном и Г. Винокуром. Их интересы лежали в области изучения языковой культуры поэтической речи. Наиболее плодотворными представляются труды Р. Якобсона «Поэтический язык В. Хлебникова» (1919) и О. Брика «О стиховом ритме» (1919). В названных статьях представлен взгляд на поэтическую форму с профессионально-лингвистической позиции (Р. Якобсон) и отчасти любительской — о поэтическом ритме (О. Брик). В 1916 г. в Петербурге организовалось «Общество по изучению поэтического языка» — ОПОЯЗ.
Вопрос 11. Идеи и труды М.М.Бахтина и их влияние на отечественное и западное литературоведение.

Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) - крупнейший мыслитель XX века, работы которого в области философии и филологии ныне считаются классическими. Родился в Орле. Окончил филологический факультет Петроградского университета. С 1920 начал педагогическую и литературную деятельность. В книге "Проблемы творчества Достоевского" (1929) вводит в обиход филологии представление о "полифонизме" текста, то есть таком типе повествования, когда слова героев звучат, как будто из разных независимых источников Переворот в теории литературы вызвала работа Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса". Бахтин писал о критерии истинности гуманитарного знания, ключевым моментом которого является "выяснение внутреннего ядра личности, в отношении которого возможно только чистое бескорыстие". Мировая наука получила в лице Бахтина не просто одного из наиболее глубоких мыслителей XX в. - русский ученый с его идеями культуры как диалога поставил проблему, к которой западная философия не была готова.
Вопрос 12. Эстетическое и художественное как основные категории искусства (слова). Художественное моделирование реальности - или ее (пере)создание Словом? Образность и условность. Художественный образ. Вторичная условность и жизнеподобие.

Художественный образ – любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Образ не только отражает, но прежде всего обобщает действительность, раскрывает в единичном, переходящем – сущностное, вечное. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. О. представляет собой не только изображение человека – он является картиной чел. жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя все то, что его в жизни окружает. В любом произведении много образов. Портрет — изображение внешности персонажа. Портрет зависит не только от авторской манеры, но и от конкретного замысла, от данной среды. Предметы и вещи – та обстановка, которая окружает персонаж. Речь — важнейший показатель национальной и социальной принадлежности человека, свидетельство его темперамента, ума, одаренности, степени и характера образованности. Психологический анализ – воссоздание духовной жизни персонажа. Внутренний монолог – излюбленный прием писателя при изображении духовной жизни их персонажей. Авторский комментарий – несоответствие между тем, что делает или говорит герой. Воспоминания и сны – раскрытие внутреннего мира. Поступки, действия – самый важный показатель характера, его мировоззрения, всего дух мира.

Эстетическое (от гр. aisthetik'os – чувствующий, чувственный; воспринимаемый чувством) представляет собой особый род отношений человека к действительности. Присущее только человеку высшее социальное чувство – эстетическое – позволяет воспринимать и оценивать явления с точки зрения его значимости для человечества. Эстетическое отношение не ограничивается любованием человека красотой предметов и созерцанием им явлений жизни. В диапазоне эстетического лежат прекрасные, безобразные, возвышенные, низменные, смеховые, трагические и др. переживания, предполагающие особое состояние катарсиса. Художественное творчество — человеческая деятельность, удовлетворяющая

эстетические потребности духовной жизни личности и формирующая сферу

эстетических отношений между людьми. 
Вопрос 13. Литература и мифология. Историческое взаимодействие мифа/неомифа и литературы.

Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжеты занимают значительное место в устной фольклорной традиции различных народов. Мифологические мотивы сыграли большую роль в генезисе литературных сюжетов, мифологические темы, образы, персонажи используются и переосмысляются в литературе почти на всём протяжении её истории.  Важно отметить, что в ХХ веке исчезает мифологическое отношение к окружающей природе, в произведениях постмодернизма органично воплотилась структура неомифа. Художественные составляющие неомифа органично воплотились в эстетике. Неомифологизм

— концепция, рассматривающая мифологизм (соотнесенность с мифом) как наиболее характерную форму художественного мышления искусства ХХ века. Согласно этой концепции, весь ХХ век предстает как сложная система искусно сопрягаемых и взаимоотражающих друг друга культурно-эстетических мифов. Н. — специфическая для ХХ века форма художественного мышления, предполагающая особое отношение к мифологическим сюжетам, образам и символам, которые не столько воспроизводятся, сколько проигрываются или пересоздаются, тем самым рождая новые мифы, соотносимые с современностью.
Вопрос 14. Категория авторства. Поэтика автора (частная поэтика) . (Лекции. ВвЛв.С 68 и далее) Сознательное и бессознательное в литературном творчестве. Концепция «смерти автора» Р.Барта. (ВвЛв.с.73 и далее). Литературные репутации. Классика и беллетристика, подвижность их границ. Стратегии авторского успеха.

Понятие авторства в средневековой Европе было неоднозначным: с одной стороны, автор был лицом, занимающимся литературной деятельностью и несущим ответственность за конкретное сочинение и изложенные в нем идеи. С другой стороны, автором считался человек, которому в богословской традиции приписывалось определенное сочинение, обладающее авторитетом. В средневековой ученой традиции проводилось четкое различие между автором, компилятором, комментатором и писцом. Общая концепция смерти автора восходит, в своем первоначальном варианте, к структуралистской теории текстуальности, согласно которой сознание человека полностью и безоговорочно растворено в тех текстах, или текстуальных практиках, вне которых он не способен существовать. Идея, что человек существует лишь в языке, или, если быть более корректным, способен себя выразить лишь через навязанный ему родителями, школой, средой, а затем и идеологическими структурами общественных институтов стереотипы общепринятых словесных и мыслительных штампов, стала общепринятой, навязчивой идефикс значительного большинства авангардно продвинутой творческой интеллигенции Запада.

Смерть автора как конкретного носителя специфического своеобразия, приписываемого ему традицией авторского слова с точки зрения эпистемного круга представлений постструктуралистского комплекса идей, является частным аспектом общефилософской проблемы смерти субъекта. В истолковании Барта она стала «общим местом», топосом постструктуралистской и деконструктивистской мысли
Вопрос 15. Поэтика. Категории содержания и формы (традиционное понимание). Содержание. Тема, идеи/проблемы, конфликт, пафос литературного произведения/модусы художественности. Понятие о художественном времени и художественном пространстве (хронотоп – по Бахтину). Персонаж, тип и характер в художественной литературе.

Содержание и форма – понятия соотносительные, не могущие существовать одно без другого. Содержание должно облечься в форму, вне которой оно не может существовать с полной определенностью; форма имеет смысл и значение тогда, когда она служит проявлению содержания. В зависимости от содержания она получает свои особенности, отличающие ее от других форм, в которых проявляется иное содержание. Понятно, что в основе этого процесса лежит содержание. Оно ищет для себя форму, благодаря которой может наиболее полно выразить свою сущность. В основе литературной формы лежит образ. Конфликт — столкновение сторон, мнений, сил. Это борьба характера с характером, характера с обстоятельствами. Может быть внешним и внутренним. В лирике конфликта быть не может, может быть только лирическое переживание. Эпос и драма без конфликта не могут существовать. Драма отличается остротой, напряженностью конфликта, примирение может состояться только в конце произведения, нет места для сглаживания, компромиссов. Эпос характеризуется тяготением к миру, гармонии, согласию, равновесию. Все конфликты эпический мир воспринимает как досадную неизбежность. Хронотоп — тесная связь времени и пространства (Бахтин). Время раньше воспринималось как история, Пространство как география. Каждый человек живет в определенном времени и пространстве, которые оказывают на него определенные воздействия. Субъективно человек может либо воспринимать время и пространство, либо не воспринимать. Объективно человек живет в каком-то времени или пространстве. Тургенев, Платонов, Гоголь чутко воспринимают время и пространство. Часто время и пространство выносятся в заглавие (Дворянское гнездо — Тургенев). Для анализа времени очень важно соотношение настоящего, прошлого и будущего. Пространство — это место. В русской культуре важны термины – путь, дорога, т.к. это они символизируют движение. Эти понятия имеют также и духовное значение. Наличие пути — показатель возможного роста. Замкнутость пр-ва – наличие границ, ограниченность. Окно и порог – понятия важные для обозначения открытого и закрытого пространства. Пафос литературного произведения — это ведущая эмоциональная тональность произведения, определяемая ценностными установками автора или его героев. Модусы (от лат. modus – мера, способ) – способы актуализации законов искусства. Если парадигмы художественности характеризуют преходящие литературные эпохи и направления, то модусы художественности отличаются трансисторическим характером. Героика, трагика, комизм, идиллика, элегия, драматизм, ирония представляют собою типологические модификации эстетического сознания. Любое художественное произведение обладает эстетической модальностью.
Вопрос 16. Сюжет и фабула литературно-художественного произведения. Неоднородность их литературоведческой интерпретации. (ВвЛв.С.217) Понятие мотива в литературоведении.

Сюжет — сцепление событий, раскрывающих характеры и взаимоотношения героев; с помощью сюжетов обнаруживается сущность характеров, обстоятельств, присущее им противоречие. С. — это связи, симпатии, антипатии, история роста, того или иного характера, типа «общественно значимый, существенный для той или иной среды герой». Сюжет — образное изображение ведущих идей произв. Сюжет — это не содержание произв., в произведении могут быть и внесюжетные элементы: авторские отступления, вставные эпизоды. В основе любого сюжета лежит конфликт — какое-то жизненное противоречие, столкновение отдельных людей или целых групп ( Гоголь «Ревизор» — конфликт между чиновниками и мнимым ревизором Хлестаковым, межу чиновниками и жителями города). В соответствии с основными развитиями конфликта в сюжете различают следующие элементы. Экспозиция — вступительная, поясняющая часть сюжета, изображение обстановки, основных действующих лиц. Экспозиция может находиться и в начале, и в середине, и в конце, например, в «Мертвых душах» экспозиция — предыстория Чичикова — дается в конце. Завязка — событие, которое является началом действия, выступая его непосредственной причиной. Кульминация — высший момент развития действия. Противоречие между борющимися силами достигает предела, выражается в особенно острой форме. Развязка — разрешение конфликта. Кроме того иногда присутствуют: пролог — вступительная часть произведения где автор знакомит с предшествующими событиями, составляющими основное содержание произведения; эпилог — заключительная часть произведения где сообщается о дальнейшей судьбе. В лирике сюжет, если и присутствует, то в каком-то зачаточном виде. Лирический сюжет не событийный, а движение мысли, чувства. В эпосе и драме сюжет основа, здесь обязательно должны быть события, действия. Хроникальный сюжет — естественное движение времени. Концентрический сюжет — действие вокруг какой-то проблемы. Эпос – хроникальный сюжет, несколько сюжетных линий, объемность сюжета. Драма – концентрический сюжет, ищет напряжения, остроты, характерна интрига, резкий внезапный поворот от счастья к несчастью и наоборот.

ФАБУЛА – событийная основа произведения, последовательность событий в их логической-причинно-следственной связи. Первоначально термин "Ф." имел значение — басня, побасенка, сказка, т. е. произведение определенного жанра. В дальнейшем термином "Ф." обозначают то, что сохраняется как "основа", "ядро" повествования, меняясь по изложению. В зависимости от характера понимания действительности и характера самого объекта фабулы могут быть мифологического порядка, сказочного, романического, утопического, реалистического и т. д.
Вопрос 17. Поэтика. Художественная форма? Композиция литературно-художественного произведения. (Лекция. ВвЛв.С322 и др.). Система персонажей. Повествование и описание. Соотнесенность деталей. «Минус»-прием и умолчание. Со- и противопоставления. Монтаж.

Композиция — членение литературного произведения на составные части, компоненты и объединение их в единое целое для художественно-образного воплощения замысла писателя. От латинского — сочинение, составление. Композиционное единство и законченность художественного произведения, согласованность всех его частей друг с другом и с общим замыслом писателя – очень важное условие достижения художественности. Работа над композицией предполагает: построение образов персонажей, а также других образов произведения и их группировку; построение сюжета (если это эпическое или драматические произведение), выбор формы повествования (в виде дневника, от лица автора, героя, устное повествование), общую композицию, то есть сведения всех компонентов в единое целое. Работа над К. требует учета особенностей выбранного рода и жанра, в котором воплощается замысел. В К. произведения входит также его членение на части, главы, эпизоды, абзацы (в эпических произведениях), на акты, явлении (драмы), на строфы в лирике. Благодаря взаимосвязи компонентов читатель получает возможность глубже понять содержание произведения, оценить мастерство писателя. Композиция подлинно худ произведения, отражает логику жизни, закономерности жизненных связей и отношений. Жизнеподобие — важнейший закон построения реалистических произведений. Элемент Условности — вымышленность, элементы надуманности. Приемы и средства композиционной организации. Композиционный контраст — сопоставление противоположных образов, сюжетных линий, эпизодов и т.д. К.К. заостряет образную мысль писателя, делает ее более эмоциональной и доходчивой. Сюжетно-композиционная инверсия — нарушение последовательного ухода повествования или порядка следования событий, эпизодов. Композиционное кольцо — прием, сущность которого сводится к тому, что произведение заканчивается тем же образом (эпизодом, мотивом), которым оно было начато (чаще в лирике). Сюжетное обрамление — когда основной сюжет введен как бы в рамку другого сюжета, который выступает как мотивировка основного рассказа. Главное в композиции драматического произведения – организация действия, основанного на резком столкновении противоположных характеров. Действие драмы не более 2-3 часов. Небольшое кол-во актеров. Лирика — создание единства основного переживания или настроения, сравнительная краткость, использование стихотворной речи, обилие образных контрастов и повторов. Эпические – могут быть очень короткими, простыми по К. Образы пейзажей, вещей, образ повествователя.
Вопрос 18. Язык художественной литературы и речь художественная. Основные «уровни» и функции. Соотношение нормы и экспрессивности. Тропы и фигуры речи.

Язык художественной литературы: 1) язык, на к-ром создаются художественные произведения (его лексикон, грамматика, фонетика), иногда, в нек-рых обществах, совершенно отличный от повседневного, обиходного («практического») языка; в этом смысле Я. х. л.— предмет истории языка и истории литературного языка. 2) Поэтический язык — система правил, лежащих в основе художественных текстов, как прозаических, так и стихотворных, их создания и прочтения (интерпретации). Эти правила всегда отличны от соответствующих правил обиходного языка, даже когда, как, напр., в современном русском языке, лексикон, грамматика и фонетика обоих одни и те же; в этом смысле Я.х.л., выражая эстетическую функцию национального языка, является предметом поэтики, в частности исторической поэтики, а также семиотики литературы. Художественная речь вбирает в себя самые разные формы речевой деятельности. На протяжении многих веков язык художественной литературы определялся правилами риторики и ораторского искусства. Язык художественной литературы несет в себе огромное эстетическое начало, поэтому автор художественного произведения не просто обобщает языковой опыт, но и в какой-то мере определяет речевую норму, является творцом языка.
Вопрос 19. Стих и проза. Проблемы специфики стихотворной речи. (ВвЛв.С.416-436) Системы стихосложения.

В структурном отношении поэтическая речь членится на две составляющие оппозиционную пару разновидности: стих и прозу. Изучением первой занимается имеющая давние традиции отрасль литературоведческой науки — стиховедение, изучением второй призвана заниматься сравнительно недавно выделившаяся из нее альтернативная ветвь, названная по аналогии прозоведением. Закономерности художественной структуры художественных текстов, построенных двумя противоположными способами речевой организации, исследуются обеими как в общетеоретическом, так и в историческом аспекте. Значительно большей разработанностью и разветвленностью своих разделов отличается, естественно, стиховедение. Оно состоит их четырех основных учений: метрики, ритмики, строфики и фоники (включающей рифму и звуковую организацию стиха).

Метрика — учение о внутренней соразмерности стихового ряда; представление о горизонтальном ритме стиха лежит в основе той или иной системы стихосложения. Таким образом, предмет изучения метрики составляют метр как таковой, его частные подразделения — размеры и системы стихосложения. Ритмика — учение о ритме отдельной строки или о ритмической системе в целом как средоточии всех регулярных, композиционно значимых повторов словесно-звукового материала: звуков, слогов, слов, словоразделов, синтагм, фраз, периодов, стоп, стихов, строф и проч. Строфика — учение об упорядоченном сочетании стихотворных строк, закономерно повторяющихся в тексте. Фоника — учение о закономерностях звуковой организации стихотворного текста, включающей в себя и рифму. Среди проблем, имеющих первостепенное значение и требующих первоочередного решения, выделяются следующие: 1) специфика стихотворной речи, 2) происхождение и историческая эволюция отечественной стиховой культуры, 3) типология стиховых систем, 4) содержательность стиха в целом, а также на уровне метрики, ритмики, строфики, рифмы и звуковой организации. С легкой руки Пушкина понятия стих и проза воспринимаются как антонимические: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой…Отвечая на основной вопрос стиховедения, чем принципиально стихотворная речь отличается от нестихотворной, или, говоря иначе, в чем состоит специфика стихотворной речи, мы обычно перечисляем ее основные, как нам представляется, структурные особенности. Специфические стихотворные признаки в общепринятом обиходе — это рифма, ритм и метр. Можно ли их считать абсолютными стихообразующими факторами? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уточнить их сущность, а также выяснить, насколько они свойственны одной форме поэтической речи и чужды другой. Простейшей формой акцентной системы является тонический стих, в котором соизмеримость строк (ритмических единиц) основана на более или менее постоянном сохранении в каждой строке определенного числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Одинаковое число ударений в каждой строке на практике может не соблюдаться, но ритмического шаблона это не меняет. Простейшим образом тонический стих может быть обозначен схемой: «×′ ×′ ×′», где «′» — ударный слог, а «×» — переменное число безударных слогов. В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т. д. Тонический стих весьма распространен в стихосложении древне-германских языков (древнегерманский аллитерационный стих). Силлабический стих представляет собой тонический стих, в котором число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано. Остальные ударения (в начале каждого полустишия) не фиксированы и могут приходиться на различные слоги. В силу этого стихосложение языков с ударением, фиксированным на определенном месте (на последнем слоге слова во французском стихе, на предпоследнем — в польском и т. д.), тяготеет к силлабическому стиху, фиксированные ударения на окончаниях полустиший которого совпадают с фиксированными ударениями слов этих языков. Схема силлабического стиха, следовательно, будет отличаться от схемы тонического стиха тем, что в нем построение типа «×′ ×′» в начале полустишия или стиха будет завершаться ударением уже на фиксированном слоге, напр. в александрийском стихе — на 6-м и 12-м слогах. Ограниченность комбинаций ударных и безударных слогов, предшествующих фиксированному конечному слогу, приводит к тому, что в силлабическом стихе создаются более или менее устойчивые конфигурации ударных и безударных слогов, придающие строке определенное ритмическое своеобразие. (В александрийском стихе таких основных конфигураций с точки зрения соотношения ударных и безударных слогов — 36; в русском 13-сложном — в первом полустишии — 12, во 2-м — 5.) Чередование таких соизмеримых, но в то же время и разнообразных строк и создает ритмическую выразительность силлабического стиха. Если в тоническом стихосложении имеет место полная свобода в числе и расположении безударных слогов; в силлабическом — фиксированное число слогов при относительной свободе их расположения, то в силлабо-тоническом стихе имеют место как фиксированное число слогов, так и их место в строке. Это придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость. Ударения в силлабо-тоническом стихе располагаются или через один безударный слог (двусложные размеры), или через два (трехсложные размеры). Перенося на силлабо-тонический стих терминологию античного стихосложения, двусложные размеры, в которых ударения падают на нечетные слоги, называют хореическими, а двусложные размеры, в которых ударения приходятся на четные слоги, — ямбическими. (Приравнивание ударного слога к долгому, а безударного — к краткому, разумеется, реальных оснований не имеет и может быть принято только как терминологическая условность.) Соответственно трехсложные размеры с ударениями на 1/4/7-м и т. д. слоге называются дактилическими, с ударениями на 2/5/8-м и т. д. слоге — амфибрахическими и с ударениями на 3/6/9-м и т. д. слоге — анапестическими. В зависимости от числа ударений в строке размеры обозначаются как двух-, трех-, четырех- и т. д. стопные ямбы, дактили, амфибрахии, анапесты и т. п. Эта терминология (учитывая ее условность) прочно укоренилась в употреблении и в достаточной мере удобна. На практике в силлабо-тонических размерах ударные слоги не всегда выдерживаются в фиксированном «силлабо-тоническом» порядке. Как обратное явление, и в тоническом, и в силлабическом стихах расположение ударений может принимать урегулированный ямбический, хореический и т. п. характер. Так, во французском и польском стихах можно найти примеры хорея; близок к силлабо-тонике итальянский десятисложный стих. Т.о. между группами акцентного стиха строгой грани не существует; существует ряд промежуточных построений, а собственно различение между группам и происходит в большей степени статистически, по частотности метрических явлений.
Вопрос 20-21. 20. Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы. Роды литературы. 21. Жанры литературы. Исторические судьбы жанров.

Род —  это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому. Выделяются три рода: драма, эпос, лирика.

Данное разделение возводят к "Поэтике" Аристотеля:

подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чём-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остаётся сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех воображаемых лиц, как действующих и деятельных

Однако Жерар Женетт в своей работе «Введение в архитекст» называет это распространенное мнение «ретроспективной иллюзией» и показывает, что на самом деле это эстетическая концепция XVIII века (прежде всего аббата Баттё), безосновательно апеллирующая к авторитету Аристотеля:

сравнительно недавно возникшая теория «трех основных литературных родов», присвоив себе столь далеких предков, не только приписывает себе древнее происхождение, а значит, наделяется видимостью или презумпцией вечности и тем самым самоочевидности,— но и подтягивает под три своих литературных рода то естественное основание, которое было разработано Аристотелем, а до него Платоном, совсем для других вещей и, наверное, с большим правом.

Вместе с тем в XIX веке возникло (в связи с упрочением эстетики Романтизма) понимание литературных родов, как неких умопостигаемых сущностей, фиксируемых философскими категориями. Так Шеллинг лирику соотнёс с бесконечностью и духом свободы, эпос - с чистой необходимостью, в драме же усмотрел своеобразный синтез того и другого: борьбу свободы с необходимостью. Гегель характеризовал их как отношения "субъекта" и "объекта": эпос объективен, лирика субъективна, драма соединяет оба начала. В XX веке роды литературы неоднократно соотносились с различными явлениями психологии (воспоминание, представление, напряжение), лингвистики (первое, второе, третье грамматическое лицо) и т.д.

Жанры — группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках). Со времен Аристотеля, давшего в своей «Поэтике» первую систематизацию литературных жанров, укрепилось представление о том, что литературные жанры представляют собой закономерную, раз и навсегда закрепленную систему, а задачей автора является всего лишь добиться наиболее полного соответствия своего произведения сущностным свойствам избранного жанра. Такое понимание жанра — как предлежащей автору готовой структуры — привело к появлению целого ряда нормативных поэтик, содержащих указания для авторов относительно того, как именно должны быть написаны ода или трагедия; вершиной такого типа сочинений является трактат Буало «Поэтическое искусство» (1674). Это не означает, разумеется, что система жанров в целом и особенности отдельных жанров действительно оставались неизменными на протяжении двух тысяч лет, — однако перемены (и очень существенные) либо не замечались теоретиками, либо осмыслялись ими как порча, отклонение от необходимых образцов. И лишь к концу XVIII века разложение традиционной жанровой системы, связанное, в соответствии с общими принципами литературной эволюции, как с внутрилитературными процессами, так и с воздействием совершенно новых социальных и культурных обстоятельств, зашло настолько далеко, что нормативные поэтики уже никак не могли описать и обуздать литературную реальность. Эпические: басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка, эпопея, лирические, ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма, лиро-эпические, баллада, поэма, драматические, драма, комедия, трагедия. Лирические: ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма. Лиро-эпические: баллада, поэма. Драматические: драма, комедия, трагедия.
Вопрос 22. Историко-литературный процесс и его составляющие. IT –технологии, интернет и современный литературный процесс. Литературные премии.

Историко-литературный процесс — совокупность общезначимых изменений в литературе. Литература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми художественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие «историко-литературный процесс». Развитие литературного процесса определяется следующими художественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.

Непрерывное изменение литературы — очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.). Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературного процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.

Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых, прежде всего, следует отметить историческую ситуацию (социально-политический строй, идеология и т. д.), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов. Например, на творчество Пушкина серьезное воздействие оказало творчество его предшественников не только в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и другие), но и европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и другие).

Литературный процесс — это сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.

Белого, Солженицына, Русский Букер, Дебют, Большая книга, Национальный бестселлер.
Вопрос 23. Общие понятия о литературном методе, направлении, течении и школе. Понятие стиля и идиостиля.

Литературное направление — часто отожествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие. Стиль — особое качество художественной формы, а именно степень соответствия всех ее элементов содержанию произведений. Литературно-художественный стиль складывается под влиянием многих факторов. Во-первых, стиль всегда зависит от жанровой природы произведения: к примеру, неторопливо развернутый роман имеет существенные отличия от стиля новеллы, все компоненты которой предельно сжаты и лаконичны. Стиль характеризует и творческую индивидуальность писателя, свидетельствует о его авторской оригинальности и неповторимости. Не каждый писатель имеет свой индивидуальный стиль. Это достояние только высокоодаренных писателей. Стиль зависит также от социально-исторических условий, в которых он живет, от уровня развития литературы его эпохи. Каждая эпоха выражает свои стилевые нормы. Лучше всего стиль автора передают пародисты. Верное понимание стиля – заключается в том, чтобы в индивидуальных особенностях словоупотребления синтаксиса, композиции, интонации, ритма увидеть способ худ мышления, способ создания образа. Слагаемые стиля – лексика, синтаксис, композиция, интонация, ритм. Лексико-словарный состав: 1) нормативность/ ненормативность (использование диалектизмов, вульгаризмов, архаизмов, неологизмов); 2) лаконизм или многословие; 3)предметность, конкретность, номинативность; 4) грамотность словарного состава; 5) ключевые слова, которые выделяются и в количественном, и в качественном составе. Синтаксис: связь слов, предложений, словосочетаний. Близость к научному или другому стилю.
Вопрос 24. Характеристика одного из направлений/методов искусства 16-20 вв.(барокко, классицизм, романтизм, реализм, модернизм и его течения. Постмодернизм: его теория и художественная практика.

Реализм. Реализм — (лат. вещественный, действительный) – направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Признаки:

Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.

Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.

Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.

Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.

Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

Постмодернизм (postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины 20 в.: он употребляется как для характеристики постнеоклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеоклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Ирония — ещё один типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования, постмодерн наследует из соцреализма синтетичность или синкретизм — как типологический признак. 

Михаил Михайлович Бахтин (5 (17) ноября 1895, Орёл — 6 марта 1975, Москва) — русский философ и русский мыслитель, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа. Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении. Исследуя художественные принципы романа Франсуа Рабле, Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культуры. Ему принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп, карнавализация, мениппея (эвфемизм по отношению к главной и ведущей линии в развитии европейского романа в «большом времени»).

Бахтин — автор нескольких лингвистических работ, посвящённых общетеоретическим вопросам, стилистике и теории речевых жанров. Интеллектуальный лидер научно-философского круга, который известен как «Круг Бахтина».


перейти в каталог файлов


связь с админом