Главная страница
qrcode

Вопросы по теме глобализация по Ф.Уэстеру. Теория школы регулирования


Скачать 31.73 Kb.
НазваниеТеория школы регулирования
Дата16.11.2020
Размер31.73 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВопросы по теме глобализация по Ф.Уэстеру.docx
ТипДокументы
#159970
Каталог
Теория школы регулирования
Теория школы регулирования создана группой французских интеллектуалов, испытавших воздействие марксистских идей. Основной вопрос школы регулирования: каким образом капитализм обеспечивает себе длительное существование? Как система, предпосылками которой являются успешное извлечение прибыли и непрерывная экспансия капитала, остаётся стабильной? Как обеспечивается капиталистическое накопление? ШР пытается определить способы, которыми нестабильность управляет и поддерживается так, что в ходе постоянных перемен достигается непрерывность.

Поиск ответов на эти вопросы приводит теоретиков ШР к мысли, что смена режима регулирования способствовал переходу от фордисткого к постфордистскому способу накопления, обеспечив тем самым жизнеспособность капиталистической модели в новых технологических и экономических глобальных реалиях.

    Фордистский режим накопления. Характеристика эры фордизма. Закат фордизма
    Фордистский режим накопления 1945-1973 связан с периодом экспансии, стремительного развития массового производства и потребления, которые находились в состоянии определенного баланса, обеспеченного государственным влиянием. Государственные меры по социальному обеспечению способствали экономическогому равновесию и социальной стабильности.
    Характеристики фордистского режима накопления:

    - Массовое производство – активная стандартизация продукции и производственного процесса приводят к образованию больших предприятий. Следствием стало развитие отдельных зон и даже целых городов и городских районов, известных той продукцией, которая производилась на их территории.

    - Промышленные рабочие – доминирующая группа данного периода. Им присущи крепкие региональные и классовые связи, задействованы в производстве и добывающих отраслях. Зачастую организованные в союзы, могли участвовать в институционализация урегулирования отношений трудящихся и администрации, в результате чего был сформулирован социальный контракт.

    - Массовое потребление - обеспечивалосьь высокой и постоянно возрастающей заработной платой, наравне с уменьшим реальной стоимости потребительских товаров. Простые люди получили доступ к товароам≤ которые прежде имелись в малых количествах или не существовали вовсе (парфюмерия, Стильная и модная одежда, бытовая техника и т.д). Массовое потребление обеспечивало рост массового производства.

    - Национальное государство и национальные олигополии – местные компании удерживали внутренний рынок, развитие происходит в рамках национального государства.

    - планирование – консенсус по поводу законности вмешательства государства в экономику. Поддержка государством сферы образования и здравоохранения.
    Закат фордистской системы обусловлен глобализацией. В 1973 году произошло резкое повышение цен на нефть, и производство вошло в рецессию. Ракурс экономической деятельности сфокусировался на обработке и хранении информации в связи с развитием новых технологий. Государство как регулирующая сила утрачивает своё значение в экономике. Размываются границы, так как ТНК выходят за национальные рамки и становится сложно в принципе определить их национальную принадлежность или ответственность. Глобальное экономическое окружение оказывает давление на национальное государство и принятие решений в бизнесе. Появляется сильная зависимость экономик от иностранных инвестиций и инвестиций ТНК. Унификация мировых финансовых рынков становится угрозой монетарному суверенитету отдельных стран.

      Понятие глобализация по Ф.Уэбстеру. Глобализация рынка, производства, финансов, коммуникаций.
      Глобализация означает рост взаимозависимости и взаимопроникновения человеческих отношений наряду с ростом интеграции социо-экономической жизни. Является социальным, культурным, политическим фактором.На фоне глобализации капитализм показал свою жизнеспособность распространился по всему миру (экспансия ТНК) и одновременно глубоко проник в частную жизнь индивида.
      Глобализация рынка – корпоративные игроки теперь работают с учетом того, что их рынком становится весь мир. Глобальное присутствие на этом рынке обеспечивают игроки, имеющие огромные ресурсы. Национальные лидеры производства,рассчитывающие прежде на полностью подконтрольный им внутренний рынок, больше не чувствуют себя в безопасности. Образуются три основных сегмента глобального рынка: Северная Америка, Европа, Юго-Восточная Азия.
      Глобализация производства – появляются глобальные производственные стратегии. На первый план выступает проблема инфомрмациии, так как маркетинговые стратегии и производства, разбросанные по всему миру, нуждаются в совершенной связи и обеспеченности информацией. Растёт сфера информационных услуг: банковские, страховые, консалтинговые и т.д.
      Глобализация финансов – объем валютных обменов превышает объемы национальных экономик и делает традиционные торговые потоки сравнительно небольшими.Национальная экономика становится зависима от денежных глобальных рынков. Финансовая сфера требует совершенных технологий передачи информации в режиме реального время, за счёт чего увеличиваются объемы и скорость международных финансовых трансакций.
      Глобализация коммуникаций – распространение коммуникационных сетей приводит к формированию информационной сферы, которая производит единые для всех людей образы. Создаётся глобальный имидж, инкорпорирующий в себя элементы различных культур. Глобализация коммуникаций играет вспомогательную роль, иногда создающую напряженность.

        Роль информации в смене типов обществ. Информационная инфраструктура.
        Информация стала одним из главных факторов смены типов обществ. Блвгорадаря развитию информационных технологий произошло стремительное ускорение обмена информацией и мобильности производств, предприятий, работников. На первый план выходят информационные услуги, обслуживающие и обеспечивающие деятельность корпораций в новых реалиях.
        Информационная инфраструктура включает:

        - всемирное распространение и экспансия информационных услуг – банковские, финансы, страхование, реклама. Для этого необходимо хранение информации, ее производство и распространение.

        - производство компьютеров а также совершенствование коммуникативных технологий
        ИИ необходима для:

        - управления глобализованными производственными и маркетинговыми стратегиями (новое разделение труда)

        - ведения глобальной финансовой деятельности

        - совершенствования продукции и производственных процессов, обеспечивая большую производительность, эффективность и легкое внедрение новых технологий

        - поддержания конкурентноспособности


          Режим постфордизма. Главное качество постфордизма
          Глобализация требует быстроты и разнообразий реакций, подрывая традиционную лейбористскую практику и профсоюзное движение. Появилась тенденция избавления от рабочей силы в результате интенсификации труда и применения новых технологий. Тенденция к вертикальной дезинтеграции – фирмы заключают контракты со сторонними предприятиями, отдавая часть обязанностей на аутсорсинг, что требует хорошо развитой информационной инфраструктуры.

          Главное качество постфордизма – гибкость. Она возникает благодаря уплотнению времени-пространства – развитию транспорта и созданию сложных подвижных информационных сетей.

          Основные аспекты гибкости:

          - гибкость наемных работников – адаптивность, разнообразие трудовых навыков и умений. «Пожизненное обучение»

          - гибкость производства – подвижные и эффективные способы производства

          - гибкость потребления – электронные технологии дают возможность фабрикам выпускать более разнообразную продукцию, выполнять краткосрочные заказы, удовлетворяя предпочтения потребителя, желающего подчеркнуть свою индивидуальность.

            Теория Р.Райха. Основные положения
            Развитие и глобализация зависели в последнее время не столько от ИКТ, сколько от способности человека обрабатывать, анализировать и распространять информацию.

            Экономика функционирует вне зависимости от национальных границ – отношения между корпорациями задействуют множество акционеров, рассеянных по всему миру.

            Произошёл поворот от массового производства к производством товаров высокой ценности и сервису. Для этого активно развиваются инновации, применяются знания в экономике.

            Снижается уровень бюрократизации в корпорациях, усиливается вертикальная дезинтеграция.

            В производстве господствует гибкая кастомизация, чувствительная к запросам и изменениям рынка.

            На первый план выходит то, что создаёт наибольшую добавочную стоимость.

            Изменяется рынок труда: приоритетными становятся профессии, связанные с оперированием и управлением по глобальным сетям, а также професси, представляющие возможность быстрой смены дизайна и обеспечивающих добавленную стоимость продуктам и услугам средствами науки, креативных навыков, финансовой проницательности и даже эффективной рекламы – информационные профессии. Такой работник крайне мобилен, а сфера его интересов не ограничивается одной постоянной должностью, он предпочитает проектную деятельность.

              Критика постфордизма
              Постфордизм – всего лишь новый виток в развитии капитализма, а не новый экономический порядок.Сторонники теории слишком сильно акцентируют внимание на переменах, упуская из виду преемственность. Спорным является утверждение, что рабочий класс исчезает: при более детальном рассмотрении статистики, пропорции не так существенно изменились. Состав рабочего класса менялся неоднократно вследствие возникновения новых профессий и исчезновения старых.

              Также, вопреки утверждениям постфордистов, массовое производство и массовое потребление по-прежнему не снижаются свои темпы, а производимые товары – по большей части стандартизированы. Остаётся возможность использовать массово произведённый товар, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность.

              Фундаментальная преемственность крупных корпораций существует наряду с гибкостью, которая, при этом, не под силу меньшим компаниям.

              В Японии и Юго-Восточной Азии и вовсе нельзя говорить о тотальной нежизнеспособности фордизма.

                Гибкая специализация. 3 причины ее возникновения
                Гибкая специализация – радикальный разрыв с монотонным и неквалифицированным трудом эпохи фордизма, в результате которого повысится квалификация наемных работников и возрастёт разнообразие производимых товаров.

                Причины возникновения:

                - неспокойная обстановка в сфере труда в 1960-х и начале 1970-х годов побудила корпорации децентрализовать свою деятельность посредством, увеличения числа субконтрактов и ухода с отечественных производственных мощностей. Это дало толчок распространению небольших, технически оснащенных фирм, очень часто учреждаемых теми, кто был уволен с реорганизумых

                - определилась дифференциация вкусов потребителей

                - новые технологии позволили маленьким фирмам производить конкурентноспособную продукцию.


                  Как гибкая специализация соотносится с трудовой деятельностью человека?
                  Она может поднять квалификацию наемных работников. Внедрение информационных технологий способствует постоянному обучению работников, которые должны быть готовы к овладению новыми навыками по мере внедрения новых технологий. Также они снимают значительную часть физических нагрузок и монотонности на конвейере, требуя при этом большей мобилизованности и внимательности при контроле автоматизированных систем.

                  ГС также побуждает работника к участию в планировании работы.


                    Что такое эпоха «рефлексивного накопления»?
                    Эпоха, когда экономическая деятельность всё больше зависит от работников, поскольку она становится всё более самоконтролируемой, способной отвечать на запросы потребителей, рынков сбыта, и быстро и эффективно реагирует на технические инновации. Информация занимает центральное место.

                      Символическая ценность продуктов
                      Символы проникли в производство товаров настолько, что во многих отраслях дизайн выходит на первое место, а символ является первичными доминирующим. Повышается «дизайн-интенсивность» работы, продукт получается определённый уровень «эстетизации». В конечном итоге ценность продукта возрастает за счёт дизайна, а не используемых материальных компонентов.
                      перейти в каталог файлов


связь с админом