Главная страница
qrcode

Св. Тукарам-очерк о его философии, истории, стр... Тукарам (1608-1660) Великий индийский поэт


Скачать 262.48 Kb.
НазваниеТукарам (1608-1660) Великий индийский поэт
АнкорСв. Тукарам-очерк о его философии, истории, стр.
Дата27.12.2017
Размер262.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСв. Тукарам-очерк о его философии, истории, стр...docx
ТипДокументы
#53411
Каталогtrivikramdas

С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: 9. Robert_Kyosaki_-_Istorii_uspekha_uchenikov_B...doc, Св. Тукарам-очерк о его философии, истории, стр...docx, История настоящего рождения Шри Радхики на наше...docx.
Показать все связанные файлы

Тукарам (1608-1660)

Великий индийский поэт

Тукарам - последний поэт первой величины традиции "варкари", автор более 4500 песнопений, в своих произведениях наиболее полно и разносторонне выразил всю гамму ощущений и переживаний преданного бхакта. Тукарам родился в Деху, на берегу Индраяни недалеко от Пуны, в 1608 году, (сельскохозяйственная каста ваани)

Тукарам в полной мере осознал тленность и иллюзорность мирского благополучия, возбудившие его ум к исканию Бога. Он предался неистовому поклонению Витхобе (Шри Кришна, Вишну). Отныне это стало главным в его жизни. Последние свои деньги он потратил на восстановление разрушенного временем храма любимого божества. Импульс к творчеству он получил от явившегося во сне Намдева - известного поэта, ученика и преемника Гьянешвара, который попросил Тукарама продолжить традицию создания гимнов во славу Витхобы. С того момента Тукарам начал слагать песнопения, рассказывающие о пути бхати к Богу. При всем, казалось бы, отрешенном самопогружении в мистическое созерцание поэзия Тукарама не утратила связи с действительностью, ощущение которой было у него обостренным и точным.

Бхакти дала ему силу подняться над недугами ума. Когда он глубоко вошел в Бхакти и почувствовал ее божественный нектар, все предпочтения и мирские желания внезапно растворились. Чтобы приучиться к смирению, он исполнял самую грязную работу в деревне, говоря: "Только став таким малым как атом, можно подняться в небеса."


Он обнаружил, что не может жить только согласно разуму и логике и страстно желал соединения с Богом в своем собственном сердце. Он молился и молился об этом, наполняя свою молитву любовью к Богу. Чем глубже становилась его любовь, тем более он был вознагражден ею, и начал осознавать Бога в царстве любви. Он описывает любовь как воплощение Бхакти. Любовь поднимает и укрепляет верующего. Без любви верующий не может поддерживать Бхакти. Он чувствовал присутствие Бога как в себе, так и вне себя:

"Я не могу забыть Его теперь,
Он преследует меня всюду.
Он украл мое драгоценное сердце.
Он явил себя и я сошел с ума от Него.
Я ничего не слышу, я безмолвен,
как могу я описать Его?
Все мое существо в экстазе любви."


Молитва Туки не была прошением о мирских вещах, это была жажда Бога. Он страсно молился о соединении с Ним, пока не почувствовал Божественное присутствие. Затем он стал просить Божественного прощения, говоря: "Прости меня, я больше никогда не причиню Тебе такого беспокойства ради себя." Служение Богу выражалось для Туки в служении всем Его детям. Он проводил свое время, открывая Божью славу своим односельчанам. Кроме того, он написал ряд танцевальных и молитвенных песнопений "киртан" восхваляющих любовь Бога к Его детям, потому что это творение Бога, Он присутсвует всюду, следовательно, Он счастлив указать путь всякому, кто ищет Его. Он уверял своих собратьев, что через терпение, молитву и повторение Имени Бога к ним приходит глубина. Самоотречение есть ключ к Бхакти. Он видел Бога в каждом живом существе. Медитация (дхяна йога), Карма-йога и Бхакти фактически есть одно и то же. Он пояснял, что вслед за слушанием приходит размышление, вслед за размышлением - созерцание, за ним - медитация и следовательно, сознание Бога.

"Благословен я, увидев след Твой,
теперь я пребываю вне времени.
Божественная Ананда переполняет мое тело.
Само тело становится божественным,
когда я пою хвалу Тебе.
Волны и океан сливаются.
Бог окружает меня со всех сторон.
И все неодушевленные вещи соединяются в единое.
Все существа становятся для меня Божественными.
Я не принадлежу к конкретному месту или времени.
Я наблюдаю свою собственную смерть и вижу,
как этот смертный соединяется с Богом.
Я есть вечное бытие."


Тукарам был убежден, что практика Бхакти не должна означать отказ от социальной жизни, и считал необходимым институт брака и семьи. Однако он рассматривал его как идеал умеренности, в нормальной семейной жизни человек должен вести жизнь полную ответственности и чувства долга. Общество, которое практикует Дхарму, будет иметь высокую культуру, порождающую людей высокого духовного уровня. Так он наставлял императора Шивайи, на которого так подействовали духовные искания Туки, что тот захотел покинуть королевство и пуститься в путь Бхакти. Тука разубедил короля и велел ему поклоняться Богу в форме служения своим подданным. Спасение может быть достигнуто, уверял он, через неэгоистическое исполнение долга, то есть защитой подданных и борьбой с врагами.

"Для чего уходить в джунгли, чтобы поклоняться Богу, когда Бог может придти в твое собственное жилище?!" Шивайи почтительно распростерся перед великим мудрецом и возвратился на трон. Другой раз Шивайи снял с себя корону и положил ее к ногам Тукарама, прося принять в подарок город. Но Тука, чей ум был свободен от желаний, не принял ничего.
Говорят он мог одарить брамина, превратив медную монету в золотую, но его бедная жена не имела даже сломанных украшений. В его доме не было запаса крупы и на один день. Однако множество раз совершалось чудо, когда он готовил на одного человека, а наедались многие. Существует множество историй о его сострадательности. Старая усталая вдова, отправившись на базар купить масло, обессилела и не могла идти дальше. Тука пришел ей на помощь и принес масло. К удивлению вдовы масло не кончалось значительно дольше, чем обычно. Как только весть об этом чуде распространилась, всякий стремился заставить Туку купить для него масло и действительно убеждался, что масло не кончается очень долго. В другой раз не отшатнувшись от злобно лаявшей собаки, Тука сказал ей: "Во мне нет лая, почему же он живет в тебе." Собака тотчас успокоилась и далее сопровождала Туку до дома. Его произведения отражают именно такое состояние его существа:

"Когда сердце очистилось искренностью, даже враги становятся друзьями,
Тигры могут приблизиться, но не тронут.
Яд, предложенный такому человеку, превратится для него в нектар,
Любое зло, направленное против него, превратится в добро,
Грубые слова прозвучат вежливо.
Любая боль, едва появившись, превратится в источник радости.
Языки огня сделаются прохладными.
Для Господа Всемилосердный приятен.
Если чье-то сердце полно сострадания,
Если кто-то любит других больше себя,
Бог взглянет на такого человека с милостью
И благословит его сердце своим присутствием."


Брамины, считавшие кощунственным превращение низкого шудры в проповедника, жестоко преследовали Тукарама. Но после того, как свершилось чудо и река Индраяни вернула ему брошенные в воду по их приказанию поэтические труды, брамины отступили, а многие из них стали преданными учениками Тукарама. Наш современник, известный маратхский поэт Дилип Читре считает, что по своему символическому значению чудо возвращения в нетронутом виде песнопений аналогично чуду воскрешения Христа.
Брамин Рамешвар Бхат был одним из самых ярых гонителей Тукарама - именно по его наущению Тукараму пришлось бросить свои тетради в реку. Однажды Рамешвар Бхат совершил омовение в источнике, принадлежавшем факиру Ангаду Шаху. Тот проклял его, и все тело незадачливого брамина покрылось жгучими волдырями. Не помогало никакое лечение, и Рамешвар Бхат отправился к месту самадхи Гянешвара и предался медитации. Явившийся к нему Гянешвар поведал, что исцеление придет, когда брамин припадет к ногам шудры Тукарама. Рамешвар Бхат смирил свою гордость и последовал указанию Гянешвара. Тукарам поднял его с колен, и все язвы на теле брахмана исчезли, после чего последний стал его преданным учеником. Узнав, что кому-то удалось победить силу его проклятия, Ангад Шах отправился к Тукараму, взяв с собой бездонный горшочек для зерна. Увидев нищего факира, младшая дочь Тукарама бросила ему горстку зерна, и горшочек наполнился до краев. "Так ты и есть Тукарам?" - спросил изумленный Ангад Шах. "Не будь глупцом. Тукарам - мой отец, он в храме", - ответила девочка. В храме, внимая песнопениям Тукарама, факир осознал беспредельное величие Тукарама.

В другом забавном анекдоте Тука попытался стеречь зерновое поле. Он наблюдал как птицы прилетели и клевали зерно, но он не имел ни малейшего желания прогонять их. Он заметил, что птицы склевывают зернышки из нескольких колосков, но ничего не берут с собой. Увидев это он взмолился к Богу, чтобы тот сделал его душу подобной этим птицам. И, о чудо, когда он снова посмотрел на поле, все колоски стояли полные зерна.
Он не придавал значения кастовым различиям, вероисповеданию, не порицал грешников или воров. Хотя он порицал грех, но он прощал грешников, советуя им покончить с грешной жизнью и обратиться к Богу. Он советовал им забыть прошлое, потому что Он освобождает их от их грехов. У него была постоянная вера в Божественный дух в каждом человеке, и он просто хотел разбудить его. Тука объяснял, как Бог творит через свою неотъемлемую силу, именуемую Шакти. Шакти есть самопроявление Божественной силы. Шакти есть Майа. Майа активна и обладает творческой силой. Бог наслаждается своим творением, и как бы играет с ним тайно. Когда человек забывает о Боге и смотрит на проявленный мир, он оказывается обманутым Майей, которая скрывается под покровом неведения. Эго есть причина обмана. Эго же становится причиной зла, когда эго становится самоуверенным. Зло появляется тогда, когда человек неправильно использует свою свободу. Однако, через Бхакти человек способен узреть руку Божью всюду и тогда падает завеса неведенья. Он не придавал значения книжному знанию и повелительным изречениям жрецов.

"Эти новые Йоги похожи на курительные трубки, вырезанные из морковки.
Они в изобилии нахватались знаний, но накопили только эго.
Знаний мало, гордости слишком много…»


Тукарам сознавал изменения к худшему, которые происходят в этом мире с наступлением века Кали. В такое критическое время, когда несправедливость увеличивается сверх предела, равновесие в природе нарушается и работа Божественной воли затруднена. Бог питает бесконечную любовь к своим созданиям и создает проявленные формы, подобные инкарнации, чтобы защитить Дхарму и разрушить зло.

"Следуйте в Пандхарпур,
Пришедшие в этот мир перерождений.
Там - Пандуранга - родственник бедных
Стоит и ждет. Любит эти встречи Он,
Милосердный, ожидающий, нетерпеливый.
И уничтожится все прошедшее
Не будет в будущем усталости,
Едва случится даршан.
Тука говорит – Он навсегда берет заботу о тех,
кто пришел к нему.


В душу войдет, и ничего другого не останется."






Tukaram leaves for Vaikuntha, Supreme Abode of God Vishnu.

Tukaram was a devotee of Vitthala or Vithoba, a form of God Vishnu.

Tukaram is considered to be the climactic point of the (वारकरी)[clarification needed] tradition, which is thought to have begun in Maharashtra with Namdev. Dnyaneshwar, Janabai, Eknath, and Tukaram are revered especially in the (वारकरी) Dharma in Maharashtra. Most information about the lives of the above saints of Maharashtra comes from the works Bhakti-Wijay and Bhakti-Leelāmrut of Mahipati. Mahipati was born 65 years after the death of Tukaram, (Tukaram having died 50 years, 300 years, and 353 years after the deaths of Ekanath, Namdev, and Dnyaneshwar, respectively.) Thus, Mahipati undoubtedly based his life sketches of all the above "sants" primarily on hearsay.

Namdev as Guru


Tukaram accepted 'Namdev maharaj as his Guru. One of his abhanga is proof for this.[नामदेवेकेलेस्वप्नामाजीजागे....सवेपांडुरंगेयेवूनिया.] Namdev woke me from a dream, and prepared me for the service of Lord Vitthal. Sant Tukaram has also mentioned in one of his abhanga that his sadguru's name is 'Babaji Chaitanya'. [बाबाजी चैतन्य सांगितले नाम, मंत्र दिला राम कृष्ण हरी]
перейти в каталог файлов


связь с админом