Главная страница
qrcode

Искусство балетмейстера. Теоритический курс. Шкробова С.В.. Творчество и личность творчество- как процесс. Воображение. Ассоциации. Символическая аналогия


НазваниеТворчество и личность творчество- как процесс. Воображение. Ассоциации. Символическая аналогия
АнкорИскусство балетмейстера. Теоритический курс. Шкробова С.В..DOC
Дата06.01.2018
Размер216 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИскусство балетмейстера. Теоритический курс. Шкробова С.В..DOC.d
ТипГлава
#54840
страница3 из 3
Каталогid122140713

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Tantsy_raznykh_narodov_Chast_1.pdf, Вадим Юрьевич НИКИТИН.doc, I_Voronina_Istoriko-bytovoi_774_tanets.pdf, Искусство балетмейстера. Теоритический курс. Шкробова С.В..DOC.d, M_Vasilyeva-Rozhdestvenskaya_Istoriko-bytovoi_774_tanets.pdf.
Показать все связанные файлы
1   2   3
Тема- круг событий и явлений, лежащих в основе произведения, предмет художественного произведения (область отражения реальности).Темы могут быть :

вечные- равноинтересные и актуальные на протяжении веков.

Темы отцов и детей, человеческого возраста, нравственности, любви и ненависти, войны и мира.

национальные- темы, характерные для определенного этноса, связанные с природой, бытом, процессом труда. Для показа человеческих взаимоотношений как правило используется игра.

исторические-где все явления жизни расматриваются через призму времени.

внутрихудожественные- темы, замкнутые на процессе творчества, самопознании художника, творческих исканиях.

поэтические- многозначные хореографические образы, сложные приемы переосмысления, олицетворения растительного мира, абстрактных категорий, человеческих понятий.

Проблема- острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным. Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем. Как правило, основное конфликтное зерно - отсутствие или нарушение гармонии личного и общественного, между потребностями и препятствиями к их удовлетворению.

Противоречия могут быть между: личностью и обществом, творцом и искусством, человеком и человеком, человеком и природой и т.д.

Проблемы могут быть: социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, филосовские и т.д..

Идея- авторская концепция мира и человека в нем. Отношение к изображаемой в балете действительности, система авторских оценок и представление его об идеале.

Действие- развитие событий, составляющее основу, «плоть» сюжета.

Сюжет- это стержень музыкально- хореографического действия, раскрывающий тему и идею произведения, совокупность действий, событий, определяющих характер и развитие конфликта, изображаемого в произведении. В основе драматургии всегда лежит конфликт чувств, поступки человека, его миропонимание. А действие- это стремление добиться своих убеждений.

Конфликт- разногласие, столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, лежащих в основе борьбы действующих лиц. Конфликт непосредственно раскрывается и в сюжете, и в композиции, да и режисерское решение нужно искать в сердцевине конфликта. Он может быть разрешен при помощи действий персонажей или не разрешен в данный период времени, в данных условиях. Без конфликта действия не бывает, он является процессом, который протекает перед глазами зрителей.

Ситуация- (от латинского «положение»)-сочетание обстоятельств и условий, создающих определенную обстановку, коллизию.

Коллизия- столкновение противоборствующих сил, интересов , взглядов, стремлений между действующими лицами в силу разных обстоятельств и характеров.

Сквозное действие- режиссерская "магистраль", действие связанное с главными событиями.

Для того, чтобы реализовать свой сюжетный замысел, балетмейстеру нужно добиться художественного единства хореографии, драматургии, музыки, изобразительного решения. И первое, что нужно сделать для реализации задуманого- это написать сценарий и сценарный план номера.

Сценарий- краткое содержание сюжета с указанием ключевых моментов, сюжетная схема номера.

Сценарный план – структура произведения, важнейший организующий элемент, придающий хореографическому произведению единство и цельность, соподчиняя все его элементы главной задаче. Он описывает: сюжетную линию произведения, язык, стиль, жанр, задачи героев, формы танца. В процессе разработки сценарного плана начинает конструироваться балетмейстерский замысел.

Рис.3

Сценарный план





Действующие

лица

Хореограф.

форма


Что делают



Что это выражает



1

Юноша и девушка

Дуэт

Выражают нежные чувства к друг другу.

Образ любви, гармонии, умиротворения.

2

Другая девушка и кордебалет

Соло на фоне кордебалета

Показ страстного темперамента, образа необузданности.

Раскрытие внутреннего мира, контрастного по отношению к другим персонажам.(Дублирование героя см. ниже)

3

Другая девушка и юноша

Дуэт

Соблазнение юноши

Показ страсти, порочности, юноша становится рабом своих желаний.

4


Юноша и девушка


Дуэт


Юноша вспоминает о своей любви


Он тоскует, сожалеет о случившемся (Наплыв см. ниже)


5


Кордебалет и девушка


Массовый танец


Протест против измены


Образ покинутой женщины

(полифонич. приемы)

СПЕЦИФИКА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
Любое явление, событие, взятое из жизни, литературы, театра, кино, нуждается в трансформации, в его выражении хореографическим, танцевальным языком. В драматическом театре развитию действия помогает слово, а в танце события выражены через действие-повествование, где содержание передается хореографическими средствами. О содержании мы догадываемся только по эмоциям и чувствам героев, а танец воспринимаем как цепь эмоциональных состояний.

Танец -это язык, требующий удлиненного действия. В танце нельзя рассказать, но можно показать. Из событий нужно брать только самое главное, не торопя их, делая акцент на эмоциональной, чувственной оценке, атмосфере, реакции героев на события. Необходимо как будто остановить мгновение и вглядеться в него. Сюжет включает в себя ситуации, которые заставляют зрителя постоянно находиться в состоянии переживания. Поэтому в хореографическом произведении достаточно малого числа событий, которые образуют ту или иную ситуацию, но важно, чтобы каждая из ситуаций касалась большего числа героев и позволила им эмоционально реагировать на них. Эти мысли и чувства получают развернутое танцевальное выражение.

Сюжетный танец можно разделить на:

1)Сюжетный танец с четко развитой сюжетной линией, основанной на конфликте.

2) Сюжетный танец, где отсутствуют события, видимые конфликты, противостояния персонажей. В нем действующие лица имеют свою пластику, манеру, смену настроений, уровень отношений, которые они показывают зрителю. Сюжет выстраивается по законам драматургии, то есть имеет устремленность к кульминации. События прорисовываются не выпукло, ставя на первое место эмоциональное , психологическое состояние героев.

Сделаем вывод: первое- сценическая хореография всегда сюжетна.

Второе-сюжет всегда танцевален и окрашен палитрой эмоций и чувств.

Основной закон драматургии требует, чтобы всякое сочинение имело экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и финал.

Экспозиция- знакомит с участниками конфликта и дает информацию о них, показывает, где происходит действие, в какой среде, предлолагаемые обстоятельства. Экспозиция должна быть ясной и понятной, но не затяжной.

Завязка- определение конфликта, разделение героев по «лагерям», столкновение интересов, возникновение действия.

Развитие действия( ряд ступеней перед кульминацией) - борьба между героями, где развертываются события. На каждое действие одного героя и его результат происходит действие другого героя. Развитие действия полностью определяется замыслом балетмейстера.

Кульминация- самый сильный эмоциональный момент, наивысшая точка борьбы между героями. Решающее столкновение борющихся сил. Дальше конфликт развивать некуда, кто-то должен победить.

Развязка- разрешение конфликта, логическое завершение, итог, вывод, который хочет сказать балетмейстер. Она может быть интенсивной, короткой, следующей сразу за кульминацией, или постепенной, растянутой.

Хореографический сюжет может отражать конкретные жизненные действия, обстоятельства, иллюстрировать явления жизни или природы, отображать человеческие чувства. Но танцу присуще неадекватное отражение жизни, обобщение жизненных ситуаций и обнаружение в частной ситуации законов космического пространства.

Танец не всегда повествователен и может иметь определенные циклические повторения, возращаться во времени назад, в прошлое, или забегать вперед, растягивать или сужать миг настоящего. Донести эти сложные моменты до зрителя балетмейстеру помогут:

ПРИЕМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ СЮЖЕТА.

1)Развитие сюжета с конца на начало – сюжет закольцован, и выстраивается через воспоминание героя, с финала на начало и снова на финал. Или же двигаясь по кругу до определенной кульминационной точки (решая какую-либо мучительную проблему) вопреки логике завершается не сценой из начала а совершенно другим финалом ( разрешая мучительную проблему).

2)«Сюжет-мозаика»- показывается только действие, без повествования, без оценки к происходящему. Это могут быть куски сюжета, эпизоды, ситуации или коллизии. Этот прием может использоваться в комедийных номерах, когда нужно довести ситуацию до абсурда , высмеять героев.

3) Вторжение- действие развивается за счет вторжения одних героев во взаимоотношения других героев, расширяя за счет этого хореографические формы( от дуэта к трио, от трио к квартету) и выстраивая таким образом ситуации, что можно показать диалектику человеческих отношений.

4)Принцип повтора-суть его в том, что внутри общей хореографической структуры, определенные эпизоды(эпизод), важные для балетмейстера, повторяются( буквально или опосредованно), как бы выпадая из логики сюжета. Делая акцент на данной ситуации , балетмейстер переводит ее в разряд главных по значению эпизодов, показывая нам основу конфликта и свою концепцию номера. У Н. Боярчикова в балете «Орфей и Эвредика»: Орфей в начале спектакля появляется с лирой, на протяжении спектакля она увеличивается и превращается в арфу, которую Орфей с трудом несет на себе. Этим приемом балетмейстер показывает, что Орфей стал рабом своего таланта.

5)Вводные эпизоды- события, не связаны непосредственно с сюжетом, но выражают подтекст к действиям героев и создают связь с протикающими сейчас событиями, дополняя и обобщая сюжет.(читайте в гл. «Творчество и личность» про ассоциации, аналогии)

6) «Театр в театре»- это прием, когда персонажи, разыгрывают нам действие, находясь внутри другого действия. Живут по законам другой действительности и принимают все предлагаемые обстоятельства . Зритель понимает что действующие лица играют в игру.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА В СЮЖЕТЕ
События сюжета, конфликты раскрывают действующие лица. Все они разбиты на разные лексические группы. Эти группы имеют свой тематизм, систему основных комбинаций-характеристик, которые вступают по ходу действия между собой в противоборство. Балетмейстер привлекает различных персонажей для решения конкретных моментов действия.

Персонаж-(с лат.- личность) делится на главный, действующее лицо в произведении, второстипенный, не влияющий на ход событий, но помогающий оттенить, укрупнить происходящее на сцене, сделать эпизод зрелищным и эпизодический.

Персонажи могут быть реалистические: конкретные человеческие персонажы. И фантастические: одушевленные вещи, животные, нереальные существа.

Типаж- обобщенный образ, воплощающий характерные черты какой-либо группы людей, наделенных ярко выраженными особенностями. Например: Гордый, Застенчивый, Чиновник, Военный.

Характер- свойства души и сердца, совокупность психических особенностей человека, индивидуальный склад личности. Эти свойства и качества, с одной стороны, являются природными

(темперамент, тип нервной системы), с другой стороны- воспитываются семьей, общественной средой.

Раскрытие индивидуальных свойств и особенностей человека, его внутренних черт характера, мироощущения и поведения, балетмейстер разрабатывает через действующих лиц, которые окружают главных героев. Выстраивая их взаимоотношения друг с другом, балетмейстеру нужно быть психологом с одной стороны и режисером с другой, чтобы показывая зрителям глубинную логику взаимоотношений, изложить сюжет, конструкцию номера и постановочное решение.

Для того чтобы убедительно и выразительно представить концепцию своего произведения студенту надо знать о приемах, которые способствуют развитию сюжета через действия героев.

«Перевоплощение героя» может быть множественным. Например: Жизель-Вилисса, Щелкунчик-Принц, Одетта-Одилия. Таким образом, балетмейстер имеет возможность показать неоднозначность героя, полярность существования , делая акцент на многообразии образа и его качественной характеристики.

Дублирование героя – дополнение героя идентичными фигурами, его двойниками, из которых никто не является отдельным персонажем, а лишь созданием образного мира героев.

У героев должна быть своя образная среда, мир, в котором он обитает. Среда- понятие массовое(от группы до кордебалета), через нее раскрывается герой, выражаются его чувства, размножаются мотивы его танца. Она может появляться в определенный момент, изменяться или же быть одной и той же на протяжении всего произведения.

Кордебалет виллис, лебедей, дриад и т.д.-это внутренний мир героя. Даже если такой кордебалет танцует на сцене один, зритель все равно держит в памяти главного героя. Это может быть и обобщенный образ народной массы, социальной группы, страны( народ, светское общество, «темное царство» и пр.)

Ситуативная подмена- решение конкретной ситуации засчет привлечения вспомогательных персонажей, которые возникают для данной функции и больше не появляются, то есть сцена прочитывается не только по поведению самих героев, но и по действию тех, кто временно разделяет с основными персонажами смысловую задачу. Эти лица могут выражать подтекст к действиям героев, их внутренние переживания, тогда как героям отданы внешние поступки, или заменять героев, действовать вместо них в его присутствии.

Наплыв- решение сцен грез, сна, воспоминаний. Герой перемещается из одного действенного пространства в другое, оставаясь за рамками увиденной картинки, или входя в нее и становясь его участником. Наплыв строится по кольцу, замыкание картинки происходит с двух сторон одинаковыми мизансценами. Самое главное, чтобы зритель понял, что герой вошел и вышел из сна-картинки.

Персонаж-цитата– в сферу внимания зрителя ,по замыслу балетмейстера, на время, включается персонаж из другого произведения и вызывает исторические ассоциации. Это может быть прототип главного героя или наоборот антогонизм, противопоставление героя этому персонажу.

Аллегория-иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ, персонификация человеческих свойств или качеств.

Балет часто использует героев, которые воплощают какие либо жизненые понятия: искусство, ложь, сплетни, красота, мечты и т. д. Такие образы-персонажы являются абстрактными понятиями и фантазия балетмейстера может свободно изображать их, опираясь на ассациативные образы, конечно в контексте своего замысла. Они помогают показать сущность жизненных явлений, олицетворить и персонифицировать незримые духовные процессы, происходящие в душе главных героев, характерезировать их. Они возникают при решении отдельных сцен, сюжетных ситуаций показывая внутренний мир героя.

Как правило это кордебалет. Если вновь обратиться к балету Д. Ноймаера «Отелло», то мы увидим яркий пример аллегории –это Сплетни, мужской кордебалет в масках, руководимый Яго.

Или же трио- «нимф Ботичелли», окружающие Дездемону, олицетворяющие ее чистоту и невиность. У нас нет основания считать это приемом «Дублирования героя» т. к. они не идентичные фигуры и не образная среда. Балетмейстер совершенно точно отправляет нас к картине Боттичели «Рождение Венеры»(костюм) тем самым рождая в нас шлейф образов сотканых из простоты, красоты, доброты и наивности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Балетмейстер- профессия творческая, требующая комплекса определенных качеств, которые позволяют выполнять функции организатора, педагога-репетитора, художественного руководителя. Как любой художник, он должен иметь систематичное образование, отличное знание культурного пространства не только в своей професси, но и в смежных видах искусства. Необходимые качества: трудолюбие, талант, готовность к новому, умение работать с людьми, саморазвитие.

В основе любого художественного произведения лежит особое мировозрение художника, его эстетическое отношение к жизни. И хореографическое произведение это поле, на котором появляются черты личности автора, и все состовляющие произведения расматриваются как сознание автора, манифест его образа мира.

Мое личное отношение к балету можно выразить в словах Пины Бауш: « Меня интересует не то, как люди двигаются, а то, что ими двигает.»

За рамками данного пособия остались многие слогаемые работы балетмейстера: рисунок танца, работа с музыкальным материалом, хореографические формы(дуэт, соло, квартет и т.д.), постановка детского номера и т.д.. Это все в будущем.

Структура этого учебного пособия предусматривает расширение и углубления расматриваемых тем и вариативность их наполнения. В тоже время автор надеется, что эта работа, возможно поможет повысить уровень постановочной работы, даст толчек к новым решениям, к совешенствованию в области современной хореографии.
ЛИТЕРАТУРА

Блок Л.Д. «Классический танец. История и современность».М. «Искусство»1987.

Белянин В.П. «Психологическое литературоведение» Москва 2006г.

ВолынскийА.Л. Книга ликований.М. «АРТ».

Есаулов И.Г. Хореодраматургия. Ижевск 2000

Ивашковский А.А. «Хореокоррекция. Теоретические практические основы» Калуга 2006.

Зозулина Н.Н. запись лекций по искусству балетмейстера.

Захаров Р.В. «Сочинение танца» М. «Искусство»1983.

Смирнов И.О. «Искусство балетмейстера» М. «Просвещение»1986.

Способин И.В. Музыкальная форма: Учебник. М. «Музыка»1980

Мирный В.И. Хореографическая композиция. Самара 2003.

Никитин В. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. «Один из лучших» Москва2006г.

ТолмачевА.А. Диагноз: ТРИЗ Санкт-Петербург 2004.
Гравюра на обложке- Наталья Евсеева
1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом