Главная страница
qrcode

Первый учебник вайшнава. Вводный курс в сознани... Учебник вайшнава Вводный курс в сознание Кришны Международное Общество Сознания Кришны Основатель-ачарья Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада


НазваниеУчебник вайшнава Вводный курс в сознание Кришны Международное Общество Сознания Кришны Основатель-ачарья Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
АнкорПервый учебник вайшнава. Вводный курс в сознани.
Дата09.12.2016
Размер0.95 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPervy_uchebnik_vayshnava_Vvodny_kurs_v_soznani.doc
ТипУчебник
#11462
страница3 из 14
Каталогid1025807

С этим файлом связано 37 файл(ов). Среди них: и ещё 27 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Глава третья

Ведическое знание

Происхождение



Я
поклоняюсь Говинде, изначальному Гос­поду, первому прародителю, кото­рый па­сет коров, исполняющих все желания, в оби­телях, построенных из духовных драго­цен­ных камней, вокруг которых растут мил­лионы древ жела­ний, и которому всегда с великим бла­гоговением и любовью служат сотни тысяч Лакшми и гопи.

Брахма-самхита 5.29


В
едическое знание изначально было вложе­но в сердце Брахмы, первого сотворенного живого существ, а Брахма, в свою очередь, передал это зна­­ние своим сыновьям и учени­кам, которые стали передавать его по цепи ученической преем­ствен­ности.

Шри Ишопанишад, стр. 10


О
бладая знанием и трансцендентным зре­нием, великий мудрец [Шрила Вья­са­дева] предвидел, что под влиянием этого века все материальное придет в упадок. Он пред­видел также, что у неверующих людей сокра­тится продол­жи­тельность жизни и из-за отсутствия добродетели они станут беспокой­ными. Поэ­тому он погрузился в размышления о том, как помочь людям всех сословий и укладов жизни.


О
н видел, что жертвоприношения, упомя­ну­тые в Ведах, являются средством, с по­­мо­щью которого можно очистить деятель­ность людей. И чтобы упростить этот процесс, он разделил единую Веду на четыре части с целью распространения их среди людей. Че­ты­ре части изначального источника знания (Вед) были выделены в самосто­ятельные про­изведения, а описания исторических фак­тов и подлинных собы­тий, содержащиеся в Пу­ра­нах, имену­ются пятой Ведой. После того, как Веда была разделена на четыре части, Паила Риши стал учителем Риг-веды, Джаи­мини – учи­телем Сама-веды, а Ваишам­паяна просла­вился знанием Яджур-веды. Суманту Муни Ангире была поручена Атхарва-веда, которой он посвятил всего себя, а моему отцу Рома­хар­шане – Пураны и исторические хроники. Все эти сведущие ученые в свою очередь передали доверенные им Веды своим много­чис­ленным ученикам, ученикам уче­ников и их ученикам. Так образовались соответ­ству­ющие школы последователей Вед.


Т
аким образом, великий мудрец Вьясадева, очень милостивый к неве­жественным лю­дям, преподнес Веды в такой форме, чтобы их могли усвоить даже люди с невысоким ин­теллектом. Движимый состра­данием, вели­кий муд­рец решил, что это целесообразно, ибо позволит людям достичь высшей цели жизни. И потому он составил великое историческое повествование Маха­бха­рату, предназ­на­чен­ное для женщин, шудр и друзей дважды­рожденных.

Шримад-Бхагаватам 1.4 17-25

Характерные особенности ведического знания



С
лово веда означает знание. Веды – это изна­чальное знание, явленное во время вселенского творения. Пять тысяч лет назад и все время до того периода ведическое знание передавалось через устную традицию. Но пять тысяч лет назад Шрила Вьясадева составил ведическую литературу, кото­рая была бы понятна людям этого века Кали.


В
еды разбирают три вида деятельности. Эти главные типы таковы:

1. карма-канда, или благочестивая деятель­ность, которая постепенно поднимает человека к более выгодному материальному положению в этой жизни и в следующей;

2. гьяна-канда, процесс познания Абсолютной Истины через спекулятивные рассуждения и философствование;

3. упасана-канда, или поклонение Верховному Господу, – иногда также под этим понимается поклонение полубогам. Поклонение полубо­гам, реко­мен­дованное в Ведах, описывается в духе понимания подчиненного положения полубогов по отношению к Личности Бога.


В
ведической литературе можно найти как мате­риальное, так и духовное. Сущест­вуют книги, описывающие религиозные ритуалы, медитацию и йогу, а также книги, посвя­щен­ные таким темам, как медицина, социология, математика, архи­тек­тура, поли­ти­ка и филосо­фия. Это мирское знание дано для того, чтобы челове­ческое общество было устроено ради удовле­тво­рения потребности людей и в нем царила мирная атмосфера. Все это необходимо для духовной жизни, которая является конечной целью Вед.


В
ведической литературе описаны четыре вида деятельности людей: религия, эко­­но­ми­ческое преуспевание, чувственное наслаж­дение и осво­бож­дение. Однако, наивысшей целью человеческой жизни является према – любовь к Богу. Писания, такие как Бхагавад-гита и Шримад-Бхагаватам, рассматривают исключительно этот, наиболее важ­ный, религиозный принцип. Из этих писаний мы узнаем, что человек не будет полностью удовлет­­ворен, пока не возродит свою изна­чальную любовь к Богу, сознание Кришны.

Но сочинение, состоящее из описаний транс­цендентного величия имени, славы, форм, игр безграничного Верхов­ного Господа, резко от­ли­чается от них. Оно составлено из тран­с­цендентных слов, назначение которых – совер­шить переворот в неправедной жизни сбив­шейся с пути цивилизации. Такие трансцен­дент­ные произведения, даже если они несо­вер­шенны по форме, слушают, поют и принимают чистые люди, которые безуко­ризненно честны.

Шримад-Бхагаватам 1.5.11

Ведическая литература

Бхагавад-гита



С
мысл Бхагавад-гиты заключается в понима­нии пяти основных истин. Прежде всего, в ней объяс­няется наука о Боге и затем истинное поло­жение живых существ, джив. Существует ишвара, что означает контро­лирующий, и сущест­вуют дживы, живые существа, находящиеся под контро­лем. Если живое существо утверждает, что оно не под контролем, а свободно, то на самом деле оно безумно. Живое существо контролируется во всех отношениях, по крайней мере в своем обуслов­лен­ном состоянии. Итак, предмет Бхагавад-гиты – ишвара, верховный контроли­рующий, и дживы, живые существа, находящиеся под контро­лем. Также обсужда­ются в ней пракрити (материальная природа), время (продолжи­тель­ность существо­ва­ния всей вселенной или прояв­ле­ния материальной природы), а также карма (дея­тель­ность). В косми­ческом проявлении проис­хо­дит самая разно­образ­ная деятельность. Из Бхагавад-гиты мы узнаем о том, кто такой Бог, кто такие живые существа, что такое пракрити, что такое космическое прояв­ле­ние, как оно контро­ли­руется временем и какова деятель­ность живых существ.

Бхагавад-гита, стр. 21

Шримад-Бхагаватам


Этот Шримад-Бхагаватам является литературным воплощением Бога. Он составлен Шрилой Вьясадевой, воплощением Бога. Его цель – нести высшее благо всем людям. Он совершенен и приносит удачу и блаженство.

Комментарий


Г
осподь Шри Чайтанья Махапрабху назвал Шри­­мад-Бхагаватам безупречным звуковым вы­ражением ведического знания и ведической ис­то­рии. Он содержит избранные повествования о жиз­ни великих преданных, непосредственно общав­­­шихся с Личностью Бога. Шримад-Бхага­ва­там – литературное воплощение Господа Шри Кришны, и потому неотличен от Него Самого. Шримад-Бхагаватам нужно поклоняться с тем же почтением, что и Самому Господу. Внима­тельно и терпеливо изучая его, мы можем получить высшее благословение Самого Господа. Бог исполнен света, блаженства и совершенства, таков же и Шримад-Бхагава­там. Чтение вслух Шримад-Бха­га­­­ватам может дать нам весь трансцендентный свет Верховного Брахмана, Шри Кришны, при том условии, что мы будем воспринимать Его через прозрачную среду духовного учителя. Шрила Сва­ру­­па Дамодара Госвами, личный секре­тарь Господа Чайтаньи, советовал каждому, кто при­хо­­дил к Господу в Пури, изучать Бхагаватам от личности бхагаватам. Лич­ность бхагаватам – это истинный осознавший себя духовный учитель, и толь­ко с его помощью можно понять уроки Бхага­ватам и достичь желаемого результата. Изучение Бхагаватам может принести то же благо, что и лич­ное присутствие Бога. Он несет в себе все трансцендентные благословения Господа Шри Кришны, которые можно получить от личного общения с Ним Самим.

Шримад-Бхагаватам 1.3.40

Шримад-Бхагаватам затрагивает десять тем. Он рассказывает: (1) о сотворении элементов космоса; (2) о творениях Брахмы; (3) о поддержании творения; (4) об особой милости, которая дается верующим; (5) о том, что побуждает к деятельности; (6) о предписанных обязанностях для законопослушных людей; (7) о воплощениях Господа; (8) о разрушении творения; (9) об освобождении от грубого и тонкого материального существования и (10) о конечном прибежище, Верховной Личности Бога. Десятое является предметом всех остальных пунктов. Чтобы из девяти других выделить именно этот пункт, в котором говорится о конечном прибежище, махаджаны раскрыли эти девять пунктов, непосредственно или косвенным образом, в молитвах или же в прямом толковании.

Комментарий


В
этом стихе из Шримад-Бхагаватам (2.10.1) перечисляются десять тем, которые рас­кры­ваются в текстах Бхагаватам. Из них десятая является субстанцией, а остальные девять – катег­ориями, вытекающими из субстанции. Эти десять тем таковы:

1. сарга: первичное творение Вишну, прояв­ление пяти грубых материальных элементов, пяти объек­тов чувственного восприятия, десяти чувств, ума, разума, ложного эго и совокупной материальной энергии или вселенской формы;

2. висарга: вторичное творение, осуществ­ляемое Брахмой – создание движущихся и неподвижных тел во вселенной (брахманда);

3. стхана: поддержание вселенной Личностью Бога, Вишну. Функция Вишну гораздо более важна, и Его слава более велика, чем у Брахмы и Господа Шивы, ведь хотя Брахма творит, а Гос­подь Шива разрушает, Вишну поддерживает все;

4. пошана: особая защита преданных Господа и забота о них. Царь заботится о своем государстве и подчиненных, и тем не менее он уделяет особое внимание членам своей семьи. Точно так же Личность Бога особо заботится о Своих предан­ных, полностью предавшихся Ему душах;

5. ути: необходимость в творении или изна­ча­ль­ной силе, то есть причина всех изобретений, появ­ля­ющихся в соответствии с необходимостью и учетом времени, места и целей;

6. манвантара: регулирующие принципы для жи­вых существ, желающих достичь совер­шенст­ва че­ло­­веческой жизни. Законы Ману, содержащиеся в Ману-самхите, указывают путь к этому совер­шенству;

7. ишанукатха: сведения из писаний о Личности Бога, Его воплощениях на земле и деятельности Его преданных. Писания, кото­рые содержат в себе эти темы, очень важны для прогрессивной чело­ве­ческой жизни;

8. ниродха: свертывание всех энергий, задей­ство­ванных в творении. Все эти энергии эманируют из Личности Бога, вечно возлежа­щего в океане Кара­на. Космические творения, появляющиеся вместе с Его дыханием, со временем опять исчезают;

9. мукти: освобождение обусловленных душ, за­клю­­ченных в клетку грубого и тонкого покры­тий тела и ума. Освободившись от всех мате­ри­альных привязанностей, душа поки­дает грубое и тонкое материальные тела, получает доступ в духовное небо в своем изначальном духовном теле и начинает зани­маться трансцендентным любов­ным служе­нием Господу на Вайкунтхалоке или на Кришналоке. Когда душа находится в своем изна­чаль­ном конституциональном положении в бытии, говорится, что она освобождена. Даже находясь в материальном теле, можно быть занятым транс­цендентным любовным служением Господу и стать дживан-муктой, освобожденной душой.

10. ашрая: Трансцендентность, Высшее Благо, из которого все исходит, на котором все покоится и в котором все растворяется после разрушения. Оно является источником всего и все поддерживает. Ашрая также называется Высшим Брахманом, как указывается в Веданта-сутре (атхто брахма-джиджс, джанмди йасйа йатха). Шримад-Бхагава­там особо описывает Высший Брахман как ашраю. Шри Кришна – это ашрая, и поэтому изучение науки о Кришне является величай­шей необходимостью жизни.


Ш
римад-Бхагаватам признает в Шри Кришне прибежище всего проявленного, так как Гос­подь Кришна, Верховная Личность Бога, – это изначальный источник всего и высшая цель всего.


Д
ва принципа, которые следует здесь учесть, – это ашрая, то, что дает прибе­жи­ще, и ашрита, то есть те зависимые элементы, которые нуждаются в прибежище. Ашрита существует в зависимости от изначального принципа, ашраи. Первые девять категорий, описанные в первых девяти песнях Шримад-Бхагаватам, – от творения до освобож­де­ния, включая пуруша-аватары, воплощения, по­гра­­­­­­нич­ную энергию или живые существа, и внеш­нюю энергию или материальный мир, – являются ашритой. Молитвы Шримад-Бхагаватам направ­лены на ашрая-таттву, Верховную Личность Бога, Шри Кришну. Великие души, искусные в изложении Шримад-Бхагаватам, очень подробно описа­ли эти девять категорий, иногда в прямом повествовании, а иногда – в косвен­ном (например, в историях). Истинная цель этого – совершенным образом познать Абсолютную Трансцендентность, Шри Кришну, поскольку все творение, как материальное, так и духовное, покоится на теле Шри Кришны.

Ч. ч. Ади 2.91,92

Эта Бхагавата-пурана сияет, словно солнце. Она взошла сразу после того, как Господь Кришна, сопровождаемый религией, знанием и проч., удалился в Свою обитель. Эта Пурана принесет свет людям, утратившим способность видеть в непроглядной тьме невежества века Кали.

Шримад-Бхагаватам 1.3.43

Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта Бхагавата-пурана провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина – реальность, во имя всеобщего блага отличная от иллюзии. Такая истина уничтожает тройственные страдания. Этой прекрасной Бхагавата-пураны, составленной великим мудрецом Вьясадевой [в пору его духовной зрелости], вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание Бхагаватам, это знание сразу же утверждает Верховного Господа в его сердце.

Шримад-Бхагаватам 1.1.2
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов


связь с админом