Главная страница
qrcode

Первый учебник вайшнава. Вводный курс в сознани... Учебник вайшнава Вводный курс в сознание Кришны Международное Общество Сознания Кришны Основатель-ачарья Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада


НазваниеУчебник вайшнава Вводный курс в сознание Кришны Международное Общество Сознания Кришны Основатель-ачарья Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
АнкорПервый учебник вайшнава. Вводный курс в сознани.
Дата09.12.2016
Размер0.95 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPervy_uchebnik_vayshnava_Vvodny_kurs_v_soznani.doc
ТипУчебник
#11462
страница4 из 14
Каталогid1025807

С этим файлом связано 37 файл(ов). Среди них: и ещё 27 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Глава четвертая

Проповедь

Начала



В
наши дни многие ученые проповедуют док­трину о том, что жизнь происходит из материи. Тем не менее, они не могут привести доказа­тель­ст­ва ни экспериментальным спосо­бом, ни теоре­ти­чес­ки. На самом деле, они сохраняют свое положение только на основании веры, даже перед лицом вся­кого рода научных возражений. Шрила Прабху­па­да утверждает, что эта беспочвенная догма на­нес­ла великий ущерб моральным и духов­ным стан­дартам во всем мире и таким образом послужила причиной бесконечного страда­ния. Одна из самых больших задач, которые ставит перед собой дви­жение сознания Кришны, – раскрыть это заблуж­дение и утвердить ведическую точку зрения как наиболее жизнеспособное и полное объяснение реальности.


Н
ижеследующее является кратким обзором жур­на­ла "Начала". Информация, пред­став­­ленная в журнале, – бесценна.

Атеистическая наука



С
о времен Ньютона наука придерживалась мне­ния, что все феномены могут быть объяснены (хотя бы в принципе) в рамках измеряемых вели­чин, которые можно рас­считать с помощью прос­тых математических законов. Такая предпо­сылка, которую мы называем принципом редук­ционизма, предпо­лагает, что реальность по сути своей проста и человеческие существа просто с помощью силы своих ума и чувств в конце концов смогут пол­нос­тью осознать природу и происхож­дение всех фено­ме­нов во вселенной. И несмотря на то, что принцип редукционизма недоказуем и не может служить достаточной предпосылкой для научного иследо­вания, тем не менее он породил для него базовую "стратегию". По мере того, как ученые отмечали один успех за другим, их вера в то, что этот принцип является универсально приложимым ко всему, все больше и больше укреплялась.


О
днако, безоговорочное принятие принци­па ре­дук­­ционизма приносит крайне тревожные по­след­ствия. Этот принцип умень­шает вселенную до механизма, действующего по имперсональным за­ко­нам, а также умень­шает индивидуальное чело­­ве­ческое сущест­во до сложного субмеханизма, "воля" и "чувства" которого являются не более, чем схемами химических взаимодействий молекул.


В
результате этого, моральные ценности и эти­чес­кие нормы более не принимаются за прин­ципы, лежащие в основе жизни и беру­щие свое на­ча­ло от трансцендентного творца, который опре­де­ляет конечную цель и смысл жизни. Скорее, они просто становятся хитры­ми принципами для выжи­вания, которые появились случайно и были увековечены в определенных обстоятельствах вви­ду их эффективности и точно также будут сме­щены неумолимой физической трансформацией, когда эти обстоятельства изменятся. В этой связи физик Вольфганг Пауль предсказывал: "В недалеком будущем мы с легкостью сможем достичь такой точки во времени, когда притчи и образы древних религий утратят свою убедительную силу даже для "среднего" чело­века; я боюсь, что когда это произ­ойдет, вся старая этика развалится как карточный домик, и начнут случаться невообразимые и ужас­ные преступления".


У
знав о том, к чему может привести этот "пре­умень­шающий" подход современной науки, мы должны отказаться принимать ее как нечто всегда представляющее собой совер­шен­ную ценность, кро­ме тех случаев, когда нас вынуждают к тому воистину убедительные доказательства. Многие ученые и философы считают, что такие дока­за­тельства уже есть в изобилии. Но при внима­тель­ном исследо­ва­нии современных научных теорий мы увидим, что это совсем не так. И хотя ученые, несомненно, сделали много важных открытий, тем не менее они поторопились с заявле­нием о том, что доказали свою "систему мира", основанную на принципе "редукционизма"

Главы журнала



1
Большие вопросы о большом взрыве. Ученые, что есть сил, пытаются доказать, что вселенная была создана благодаря взры­ву. Однако, внима­тельное рассмотрение этой теории обнаруживает многие ее недостатки.


2
Тайна сознания. Сознание – это жизнен­ный факт. Все мы являемся сознающими живыми существами. Современная наука, одна­ко, неспо­собна объяснить, что такое сознание.


3
Жизнь произошла из химических элементов: это факт или фантазия? Современное биохи­мическое исследование выявило невероятно слож­ное устройство даже самых простейших микро­организмов. Таким образом, совершенно ясно, что теория эволюции не в состоянии объяснить, как появились такие организмы.


4
Новый взгляд на эволюцию. Ученые приводят ряд доказательств теорий о том, что один вид порождает другой в чисто физическом процессе. Однако критическое исследование этих доказа­тельств показывает, что они с тем же успехом могут быть использованы в поддержку теории о разумном творце.


5
Летопись скал. Ученые хотели бы, чтобы мы поверили в то, что существование наслоений подземных ископаемых является дока­за­тельством эволюции. Но это совер­шен­но не так.


6
Наука высших измерений. Чтобы осо­знать изначальную личность, нахо­­дя­щую­ся за пре­де­лами материальной природы, мы должны выйти за рамки современной механистической науки.

Кришна, Кристос, Христос



В
1974 году неподалеку от центра ИСККОН во Франкфурте-на-Майне, в Запад­ной Германии, Шрила Прабхупада и несколько его учеников совершали утреннюю прогулку с отцом Эмма­нуилом Юнгкла­ус­сеном, монахом-бенедиктинцем из Найдерал­тихс­кого монастыря. Заметив в руках у Шрилы Прабхупады медитационные четки, напо­минающие католические, отец Эммануил сказал, что он также непрестанно читает молитву: "Господи Иисусе Христе, помилуй нас". За этим последовала беседа, приведенная ниже.

Шрила Прабхупада: Что означает слово "Христос"?

Отец Эммануил: "Христос" происходит от гречес­кого слова "кристос", означающего "помазанник".

Шрила Прабхупада: "Кристос" – греческий вари­ант слова "Кришна".

Отец Эммануил: Это очень интересно.

Шрила Прабхупада: Обращаясь к Кришне, индиец часто говорит "Кришта". "Кришта" – санскритское слово, означающее "привлека­тельность". Таким образом, когда мы обраща­емся к Богу, называя Его "Христос", "Кришта" или "Кришна", мы имеем ввиду одну и ту же всепривлекающую Верховную Личность Бога. Когда Иисус говорил: "Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое", – под именем Бога он подразумевал "Кришта" или "Кришна". Вы согласны?

Отец Эммануил: Я думаю, что Иисус как сын Бога явил нам Его истинное имя – Христос. Мы можем называть бога "Отец", но если мы хотим обратиться к Нему, называя Его истинным именем, то должны говорить "Христос".

Шрила Прабхупада: Да. "Христос" – это вариант произношения имени "Кришта", а "Кришта" – это вариант произношения имени "Кришна", имени Бога. Иисус говорил, что мы должны прославлять имя Бога, но вчера я услышал, как один теолог сказал, что у Бога нет имени, что Его можно называть только отцом. Сын может называть отца отцом, но у отца есть свое имя. Так и "Бог" – обобщенное имя Верховной Личности Бога, собственное имя которого – Кришна. Поэтому как бы вы ни называли Бога – "Христос", "Кришта" или "Кришна" – в конце концов вы обращаетесь к одной и той же Верховной Личности Бога.

Отец Эммануил: Да, если мы говорим об истинном имени Бога, то должны сказать "Христос". В нашей религии есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Мы полагаем, что узнать имя Бога можно только через откровение от Сына Бога. И Иисус Христос открыл нам имя Отца, поэтому мы считаем имя "Христос" именем Бога, полученным от Него через откровение.

Шрила Прабхупада: Фактически нет разницы – Кришна или Христос, имя одно и то же. Главное – следовать указаниям ведических писаний, реко­мен­дующих в этот век воспевать имя Бога. Самый легкий путь – повторять маха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Рама и Кришна – имена Бога, а Харе – энергия Бога. Так что, когда мы повторяем маха-мантру, мы обращаемся к Богу и Его энергии. Эта энергия бывает двух видов: духовная и материальная. Сейчас мы находимся в когтях материальной энергии, поэтому мы молим Кришну о том, чтобы Он милостиво освободил нас от служения материальной энергии и позволил служить духовной. В этом суть нашей философии. Харе Кришна означает: "О энергия Бога, о Бог (Кришна), пожалуйста, займи меня служением Тебе". Мы должны служить чему-нибудь, потому что такова наша природа. Так или иначе мы стали служить материальным вещам, но когда это служение преобразуется в служение духовной энергии, наша жизнь становится совершен­ной. Прак­тика бхакти-йоги (любовного слу­же­ния Богу) подразумевает, что человек освобождается от всевозможных внешних самоотождествлений типа "индус", "мусуль­манин", "христианин" и т.п. и просто служит Богу. Мы создали христианскую, инду­ист­скую и мусульманскую религии, но когда мы придем к религии без внешних определений, в которой не будем считать себя ни индусами, ни христианами, ни мусульманами, тогда сможем говорить о чистой религии, бхакти.

Отец Эммануил: Мукти?

Шрила Прабхупада: Нет, бхакти. Когда мы говорим о бхакти, это подразумевает и мукти (осво­бождение от материальных страданий). Без бхакти не может быть мукти, но если мы действуем с позиций бхакти, то мукти подра­зу­мевается. Об этом говорится в Бхагавад-гите (14.26): "Тот, кто полностью занят преданным служением и не падает ни при каких обстоятельствах, сразу же поднимается над гунами материальной природы и таким образом достигает уровня Брахмана".

Отец Эммануил: Брахман – это Кришна?

Шрила Прабхупада: Кришна – это Парабрах­ман. Брах­ман осознается в трех аспектах: как без­лич­ный Брахман, как локализованная Пара­­матма и как личностный Брахман. Кришна – личность, и О0н является Верховным Брахманом, так как в конечном счете Бог – личность. Это подтвер­жда­ется в Шримад-Бхагаватам (1.2.11): "Сведущие трансценден­та­листы, познавшие Абсолютную Ис­ти­ну, называют эту недвойственную субстан­цию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном". По­сти­жение Бога как аспекта Верховной Личнос­ти – вершина осознания Бога. Он обла­дает во всей пол­ноте шестью достоя­ниями: Он самый сильный, самый богатый, самый прекрасный, самый знаме­нитый, самый мудрый и самый отрешенный.

Отец Эммануил: Да, я согласен.

Шрила Прабхупада: Поскольку Бог абсолю­тен, Его имя, форма и качества также абсо­лютны и неотличны от Него Самого. Следовательно, воспе­вая святое имя Бога, мы непосредственно общаемся с Ним. Общаясь с Богом, человек приобретает божественные качества и, полностью очистившись, входит в круг приближенных Верховного Господа.

Отец Эммануил: Но наше понимание имени Бога ограничено.

Шрила Прабхупада: Да, мы ограничены, но Бог безгра­ничен. И поскольку Он безгра­ничен, то есть абсолютен, у Него бесконечное множество имен, каждое из которых есть Бог. Мы можем осознать Его имена в той степени, в какой развит наш духовный разум.

Отец Эммануил: Можно задать вопрос? Мы, хрис­тиане, также проповедуем любовь к Богу и пыта­ем­ся достичь любви к Богу и служить Ему всем сердцем и душой. Так в чем же разница между вашим движением и нашим? Почему вы посылаете своих учеников в западные страны проповедовать любовь к Богу, если Евангелие Иисуса Христа несет то же самое послание?

Шрила Прабхупада: Проблема в том, что христи­ане не следуют заповедям Бога. Вы согласны?

Отец Эммануил: Да, в значительной мере вы правы.

Шрила Прабхупада: Так в чем же тогда смысл любви к Богу, которую проповедуют христиа­не? Если вы нарушаете волю Бога, где же ваша любовь? Поэтому мы пришли учить людей тому, что значит любить Бога: если вы любите Его, вы не можете не повиноваться Его воле. Если же вы не повинуетесь Ему, то у вас нет настоящей любви.

Люди во всем мире любят не Бога, а своих собак. Поэтому движение сознания Кришны необходимо, чтобы научить людей, как возро­дить в себе забы­тую любовь к Богу. Виноваты не только христи­ане, но и индусы, мусульмане и все остальные. Они навесили на себя ярлыки "христианин", "индус", "мусульманин", но не повинуются Богу. Вот в чем проблема.

Гость: Можете ли вы сказать, в чем выра­жа­ется непо­ви­новение христиан?

Шрила Прабхупада: Конечно. Прежде всего, со­дер­жа бойни, они нарушают заповедь "не убий". Вы согласны, что эта заповедь нарушается?

Отец Эммануил: Лично я согласен.

Шрила Прабхупада: Хорошо. Следовательно, если христиане хотят любить Бога, они должны прекра­тить убивать животных.

Отец Эммануил: Но разве самый важный момент – это не…

Шрила Прабхупада: Если вы пропустите хотя бы одно действие, ваши вычисления будут ошибочны. Независимо от того, что вы будете потом прибав­лять или отнимать, ошибка уже вкралась в рас­че­ты, и все, что последует за этим, будет невер­но. Мы не можем просто принять ту часть писаний, кото­рая нам нравится, отвергая ту, которая нам не нра­вится, и при этом надеяться получить нужный результат. Например, курица откла­ды­вает яйца зад­ней частью тела, а ест клювом. Фермер может решить: "Передняя часть курицы мне слишком доро­го обходится, потому что я должен ее кормить. Не лучше ли отрезать ее?" Но без головы не будет больше и яиц, потому что тело мертво. Анало­гич­ным образом, если мы отвергнем трудную часть писаний и будем повиноваться тому, что нам нравится, то такая интерпретация не принесет нам пользы. Мы должны принимать все указания писа­ний так, как они даны, а не только те из них, которые нас устраивают. Если вы нарушаете первую заповедь – "не убий", то как можно говорить о любви к Богу?

Гость: Христиане считают, что эта заповедь отно­сится к людям, а не к животным.

Шрила Прабхупада: Это означало бы, что Христос недостаточно разумен, чтобы упо­требить верное слово – "убийство человека". Есть "убиение" и "убийство". "Убийство" относится только к чело­веку. Вы полагаете, Иисус Христос был недоста­точно разумен, чтобы употребить правильное слово "убийство" вместо слова "убиение"? "Убие­ние" подразумевает любого рода убийство, в особен­ности убийство животных. Если бы Христос имел ввиду только убийство людей, он употребил бы слово "убийство".

Отец Эммануил: Но в Ветхом завете заповедь "не убий" относится именно к человеку. И когда Иисус сказал: "Не убий", он расширил смысл этой заповеди: человек должен не только воздер­жи­вать­ся от убийства другого человека, но и относиться к нему с любовью. Он никогда не говорил об отно­ше­ниях людей к другим живым существам, а только о взаимоотно­шениях между людьми. Когда он говорил: "Не убий", он имел в виду также умственный и эмоциональный аспект: вы не должны никого оскорблять или причинять кому бы то ни было боль, плохо обращаться с кем-либо и т. д.

Шрила Прабхупада: Мы сейчас не касаемся Вет­хого или Нового Завета, мы говорим только о словах, употребленных в заповедях. Если вы хотите интерпретировать эти слова – другое дело. Нам понятен прямой смысл. "Не убий" означает: "христиане не должны уби­вать". Вы можете истолковывать их, как вам угодно, чтобы продол­жать действовать по-прежнему, но для нас оче­вид­но, что в этом нет нужды. Истолковывать нужно тогда, когда смысл неясен. Но здесь смысл вполне ясен. "Не убий" – недвусмысленное указание. Зачем его интерпретировать?

Отец Эммануил: А разве употребление в пищу рас­тений не является также убийством?

Шрила Прабхупада: Вайшнавская философия учит, что без необходимости нельзя убивать даже растения. В Бхагавад-гите (9.26) Кришна говорит: "Если кто-нибудь предло­жит Мне с любовью и преданностью листок, цветок, плод или немного воды, Я приму это". Мы предлагаем Кришне только ту пищу, которую Он просит, и съедаем остатки. Если бы подношение вегетарианской пищи Кришне было греховно, то это был бы грех Кришны, а не наш. Но Бог есть апапа-виддха, то есть последствия грехов не затрагивают Его. Он подобен солнцу, которое так могущественно, что может очистить даже мочу, на что мы не способны. Кришна также подобен царю, который может приказать повесить убийцу, но сам, обладая всей полно­той власти, не подлежит наказанию. Прини­мать пищу, предложенную сначала Господу, – это нечто вроде убийства, совершаемого солдатом во время войны. Если на войне командир прика­зы­вает солдату атаковать, послуш­ный солдат, уби­вающий врага, полу­чает медаль. Но если тот же солдат убьет кого-либо самовольно, он понесет наказание. Аналогично этому, когда мы едим только прасад (остатки пищи, предложенной Кришне), мы не совершаем никакого греха. Это подтверждается в Бхагавад-гите (3.13): "Предан­ные Господа избавляются от всех грехов, ибо едят пищу, принесенную вначале в жертву. Другие же, готовящие пищу ради удовлетворения своих чувств, воистину вкушают только грех".

Отец Эммануил: Кришна не может разрешить есть животных?

Шрила Прабхупада: Может, но в животном цар­стве. Цивилизованному человеку, религи­оз­­ному человеку, не подобает убивать и есть животных. Если вы прекратите убивать живот­ных и начнете воспевать святое имя Христа, то достигнете совер­шенства. Я пришел не учить вас, а только просить: пожалуйста, воспевайте святое имя Бога. Библия требует от вас того же. Давайте в добром согласии сотрудничать друг с другом и воспевать святое имя, и если у вас есть преду­беждение против повторения имени Кришны, повторяйте "Христос" или же "Кришта" – разницы нет. Шри Чайтанья сказал: "У Бога миллионы имен, и так как между именем Бога и Им Самим нет разницы, каждое из этих имен обладает той же силой, что и Сам Бог". Поэтому, даже если вы принимаете внешние обозначения типа "индус", "христианин" или "мусульманин", но при этом просто воспеваете имя Бога, имеющееся в ваших собственных писаниях, вы достигнете духовного уровня. Жизнь дана человеку для самоосознания, то есть для того, чтобы научиться любить Бога. В этом заключается подлинное величие человека. Исполняете вы это долг как индус, христианин или мусульманин, значения не имеет, главное, исполняйте его!

Отец Эммануил: Я согласен.

Шрила Прабхупада (указывая на четки для меди­тации со 108 бусинами): У нас всегда при себе эти бусы, как и у вас – ваши четки. Вы повторяете святое имя, но почему его не повторяют и другие христиане? Почему они упускают эту возможность, предоставленную им как человеческим существам? Кошки и собаки не могут повторять имя Бога, но мы можем, потому что нас есть человеческий язык. От повторения святых имен Бога мы ничего не потеряем, а наоборот, много получим. Мои ученики постоянно читают мантру Харе Кришна. Они тоже могли бы ходить в кино или делать много других вещей, но они отказались от всего этого. Они не едят ни рыбы, ни мяса, ни яиц, не употребляют одурманивающих веществ, не пьют, не курят, не участвуют в азартных играх, не спеку­ли­­ру­ют и не вступают в недозволенные сексу­аль­ные связи. Они воспевают святое имя Бога. Если вы захотите сотрудничать с нами, идите в церкви и повторяйте "Христос", "Кришта" или "Кришна". Что можно возразить против этого?

Отец Эммануил: Ничего. Со своей стороны, я был бы рад присоединиться к вам.

Шрила Прабхупада: Нет, мы говорим с вами как с представителем христианской церкви. Вместо того, чтобы держать церкви закры­ты­ми, почему бы вам не отдать их нам? Мы бы постоянно воспевали там святое имя Бога. Во многих местах мы купили церкви, которые были практически закрыты, потому что их никто не посещал. В Лондоне я видел сотни закры­тых или использующихся в мирских целях церквей. Мы купили одну такую церковь в Лос-Анджелесе. Ее продали, потому что ее никто не посещал, но если зайдете в нее сегодня, то увидите там тысячи людей. Каж­дый разумный человек может за пять минут понять, кто такой Бог. Для этого не требуется пяти часов.

Отец Эммануил: Я понимаю.

Шрила Прабхупада: Но люди не понимают этого. Их беда в том, что они не хотят понимать.

Гость: Я думаю, постижение Бога – вопрос не разума, а смирения.

Шрила Прабхупада: Смирение и означает разум. Смиренные и кроткие наследуют царст­во Божие. Это сказано в Библии, не так ли? Но по философии негодяев каждый является Богом, и сегодня эта идея стала очень попу­ляр­ной. Поэтому ни у кого нет ни смирения, ни кротости. Если считать себя Богом, откуда взяться смирению и кротости? Поэтому я учу своих учеников тому, как стать смиренными и кроткими. Они всегда кланяются в храме и своему духовному учителю, и таким обра­зом духовно прогрессируют. Смирение и кротость позволяют очень быстро прийти к духовному самоосознанию. В ведических писаниях гово­рится: "Тем, чья вера в Бога и духовного учителя, являющегося Его представителем, непо­колебима, сам собой открывается весь смысл ведических писаний".

Отец Эммануил: Но не значит ли это, что с таким же смирением нужно относиться и ко всем остальным?

Шрила Прабхупада: Да, но есть два вида выра­жения почтения: особый и обыкно­вен­ный. Шри Кришна Чайтанья учил, что мы не должны рассчи­тывать на почтение к себе со стороны других, но всегда должны быть готовы выразить свое почте­ние любому, даже если он непочтителен к нам. Однако Богу и Его чистому преданному нужно оказывать особое почтение.

Отец Эммануил: Да, я согласен.

Шрила Прабхупада: Я думаю, христианским свя­щен­никам следует сотрудничать с движе­ни­ем со­зна­ния Кришны. Им нужно повторять имя "Христос" или "Кристос" и не потворство­вать убийству животных. Это вполне соот­­ветс­т­вует учению Библии; это не моя собственная философия. Пожалуйста, посту­пайте так, и вы увидите, как изменится положение в мире.

Отец Эммануил: Большое вам спасибо.

Шрила Прабхупада: Харе Кришна.

Наука самоосознания, стр. 143-153

Двадцать шесть вопросов, которые обычно задают преданным

1. Почему вы бреете голову?


Т
аков наш внешний вид. Это как опозна­ва­тель­ный знак, который указывает на то, что мы являемся вайшнавами (преданными Господа Криш­ны). Доктора и полицейские носят свою особую униформу, по которой сразу можно понять, кто это перед нами, и точно так же мы носим одежду преданных Кришны для того, чтобы люди по ней могли легко узнать нас и задать нам вопро­сы о духовной жизни. Бритье головы не является абсолютной необходимостью для духов­ного про­дви­жения, но поможет избавиться от гордости и ложного престижа. Это знак отречения, и, кроме того, это очень чисто.
2. Почему женщины не бреют головы?


М
ужчины и женщины имеют много различий, в частности, они по-разному ведут на практике духовную жизнь. По тради­ции, мужчины бреют го­ло­вы, а женщи­ны – нет. Но и мужчины не все это делают. Некоторые бреют, а некоторые – нет.
3. Что за знак у вас на лбу?


Э
тот знак называется тилака, и указывает он на то, что мы – преданные Кришны. Пре­данные считают это тело храмом и отме­чают его знаками. Внутри тела присутст­вует душа и Бог. Человеку нужно обрести именно такое видение. Вместо того, чтобы создавать столько мате­ри­аль­ных обозначений, основан­ных на наших телес­ных отличиях, мы должны видеть друг в друге братьев, видеть духов­ными глазами. Люди стра­да­ют вслед­ствие недостатка такого духовного виде­ния. Цель нашего движения – научить людей видеть друг в друге духовных душ, слуг Бога.
4. Почему в вашем движении считается, что женщины менее разумны?


М
ы не говорим, что женщины менее разум­ны. В действительности, наше движе­ние – это движе­ние, которое по-настоящему высту­пает за осво­бож­дение женщин. Отношение к мужчинам и жен­щинам в нашем движении одинаково, муж­чины и женщины могут выполнять одни и те же виды деятельности. Побеседуйте с женщинами нашего движения. Спросите у них, чувствуют ли они себя угнетаемыми или, наоборот, освобож­денными?
5. Какие у вас развлечения?


В
ся наша жизнь – веселье. Мы поем, танцуем и устраиваем пиры. Вы видели когда-нибудь, чтобы кто-то пел и танцевал в 4.30 утра? Вся деятельность, которая имеет отношение к Богу, приносит духовное счастье. Это дает гораздо больше удовлетворения, чем какие-то мате­ри­аль­ные развлечения. Природа матери­аль­ного счастья такова, что обретаемое нами всегда оказывается меньше наших надежд относительно этого объекта. В духовном же счастье все по-другому: то, что мы получаем – гораздо больше, чем мы ожи­да­ли. Поскольку мы испытываем наслаж­дения, намно­го превышающие матери­аль­ное счастье, мы легко можем отказаться от материальных удо­вольствий. Это значит, что здесь есть высший вкус.
6. Секс является чудесной и естествен­ной потребностью жизни. Почему же вы ли­ша­ете себя такого удовольствия?


Ч
то в действительности является естествен­ным? Наша истинная природа заключа­ется не в удо­в­летворении потребностей тела. Истинная при­рода – это взаимоотношения души с Богом. Более того, кто говорит, что секс – это что-то чу­дес­ное? Все знают, что он не приносит удо­воль­ствия. Чудесное наслаж­дение – это то наслаж­де­ние, кото­рое всегда возрастает. Духовное наслаждение воис­тину прекрасно. Сексу же в жизни должно отво­диться его законное место – продолжение рода. Но значимость секса в жизни человека слишком преувеличена в современном обществе.
7. Во что вы верите?

а) Кришна – это Верховная Личность Бога, а мы являемся Его вечными слугами. Наше истинное место – не здесь, не в материальном, а в духовном мире, с Кришной. Мы находимся здесь из-за глу­пого желания наслаждаться отдель­но от Бога, вместо того, чтобы наслаж­дать­ся настоящими взаимоотно­ше­ниями с Ним.

б) Сознание Кришны – это не вера. Его можно проверить и испытать, и потому сознание Кришны – это наука.
8. Верите ли вы в Иисуса Христа?


М
ы не только верим в него, но и следуем его заповедям, что является чрезвычайно важным. Иисус Христос – чистый преданный Бога, послан­ный Господом для того, чтобы вызволить нас из материального бытия. Посколь­ку он дает нам путь, идя по которому мы достигнем Бога, он также хорош, как Бог, но сам он не является Богом.
9. Что плохого в мясоедении? Христос и тот ел мясо.


В
о первых, сомнительно то, что Христос ел мясо. Библия несколько раз переводилась и в опре­де­ленных местах была изменена. Кроме того, существенным является то, что правильно, мясо­едение же дурно с любой возможной точки зрения. Мясоедение само по себе жестоко; кроме того, оно плохо влияет на состояние нашего тела, а в экономике оно приносит гибельные последствия. Так зачем же, скажите, есть мясо?
10. Почему вы поклоняетесь идолам?


М
ы поклоняемся Кришне, который есть Бог. Божество Господа – это Его авторитетные формы, помогающие нам сосредоточить свой ум на Нем, чтобы мы могли видеть Его и служить Ему. Такова Его беспричинная ми­лость к нам. Идол же – это форма, выдуманная кем-то для того, чтобы воплотить свою идею. Если смысл вашей жизни – следить за успе­хами спортивных звезд или же читать журнал "Огонек", то это вы поклоняетесь идолам, а не мы.
11. Не ограничиваете ли вы Бога, говоря о Его форме?


Н
ет. Это вы ограничиваете Бога, говоря, что у Него нет формы. Он обладает без­гра­ничной духовной формой. Из Его формы исходит все творение, материальное и духов­ное. Он обладает и безличным аспектом, и личностным. И изна­чаль­ной высшей формой Бога является форма Шри Кришны.
12. Не считаете ли вы, что если бы вы оде­ва­лись как все люди на Западе, ваша про­поведь была бы более успешной?


И
ногда да, иногда нет. В определенных ситуа­циях нам лучше проповедовать в духовной одежде. Однако, когда люди слишком матери­а­листичны и не проявляют уваже­ния к одежде духовного лица, тогда мы надеваем обычную западную одежду.
13. Не убежали ли вы от реальности, став преданными Харе Кришна?


Д
авайте попытаемся дать определение реаль­ности. Является ли реальностью это временное материальное прибежище или же реальность – это вечная природа души? То, чем мы занимаемся, будучи преданными, соот­вет­ствует всем Писаниям, в которых утвер­жда­­ется, что реальность – это наши вечные любовные взаимоотношения с Богом. И, ко­неч­но же, эта реальность исполнена блажен­ства. Разве вы будете оспаривать тот факт, что нам больше нравится быть счастливыми, нежели несчастными. Если вы скажете, что счастье – это иллюзия, а несчастье – это реаль­ность, то мы не будем склонны согласится с вашим определением реальности.
14. Как вы можете критиковать совре­мен­ную науку и технологию и в то же время использовать современные транспортные средства и приборы?


М
ы не ругаем науку и технологию. Мы ругаем поклонение им, отношение людей к науке и технологии как к самому важному в этом мире. Вся технология ведет сейчас людей к краю пропасти, хотя она же могла бы помочь людям, если бы они правильно ее использовали. Мы думаем, что люди были бы счастливее, если бы жизнь в материальном отношении была проще и если бы у них было меньше того, что служит помехой в сосредо­точении человека на взаимоотношениях с Богом. Мы же используем этот мир таким, какой он есть сейчас. Наш принцип – практичность.
15. Не потеряли ли вы своей индиви­ду­аль­ности, став преданными – ведь все вы оде­ваетесь и выглядите одинаково?


О
дежда не так важна. Главным образом, она указывает на социальное положение. Эту одежду носят духовные лица; ее очень легко под­дер­живать в чистоте, она недорогая, а также удобная. Конечно же, все мы как преданные едины в понимании нашей фило­софии, но в служении Кришне каждый по-своему использует свои способ­ности и талан­ты. Служа Кришне, мы в большей степени реализуем свою индивидуальную природу, нежели люди, которые бездумно следуют моде или же преследуют цели, которые навязаны им общест­венным настроением и направлены на увеличение наслаждения чувств.
16. Не является ли ваше постоянное повторение одной из форм гипноза?


Н
ет. Гипноз – это разновидность сна, но повто­рение имени Бога дает человеку все более глубокую реализацию и ясность разума. Если вы не верите мне, попробуйте сами. Это действует.
17. Почему вы поклоняетесь обыкно­вен­но­му человеку (гуру)?


И
стинный, авторитетный гуру не является обык­но­венным человеком. Ему поклоня­ются не как Богу, а как представителю Бога. Мы воздаем ему такие почести, поскольку он дает нам Кришну. Просто в этом выражается наша благодарность ему, если не что-то большее.
18. Откуда вы знаете, что "кто-то наверху" не забирает себе все деньги?


Ч
тобы быть "наверху", необходима квали­фи­ка­ция – нужно быть наиболее отре­чен­ным. Лиде­ры нашего общества, несомненно, живут очень скромно. Я знаю об их образе жизни.
19. Как можно отличить истинного гуру от самозванца?


К
валификация гуру – в том, что он доносит до людей послание Бога, как оно дано в писаниях и в традиции. Его характер должен быть святым, и такой человек должен находи­ться в преем­ственности духовных учителей. И, возможно, самое существенное из всего: то, о чем он говорит, должно действовать. Следуя его наставлениям, развивает ли человек любовь к Богу? Чувствует ли он, что отошел от материальной концепции жизни?
20. Если мужчины и женщины духовно раз­виты, то почему в вашем движе­нии среди гуру или лидеров нет женщин?


К
валификация для того, чтобы быть гуру, заклю­чается не в том, мужчина вы или жен­щина, а в том, насколько вы преданы Богу. В нашей традиции есть много примеров женщин-гуру и женщин-духовных лидеров (Покажите задающему вопрос книгу Учение царицы Кунти).
21. Если ваша религия так прекрасна, почему же тогда в Индии, откуда родом эта рели­гия, существует так много проблем?


Р
елигия имеет свое начало не в Индии, а у Бога. Когда-то Индия была очень рели­ги­озной; все люди строго следовали Писаниям, и Индия была самой процветающей страной в мире. Теперь же люди не следуют писаниям – они пытаются подра­жать материалистам Запада. Поэтому они стра­да­ют. Если человек пренебрегает законами Бога, он будет страдать.
22. Все религии утверждают, что именно в них и есть ответ. Так в чем же отличие вашей религии от других?


М
ы не говорим, что мы самые лучшие. Мы утверждаем, что наилучшим является тот про­цесс, который помогает вам развить любовь к Богу. Судите о дереве по плодам. Кто в действи­тельности развивает в себе любовь к Богу?
23. Откуда вы берете средства для поддер­жания движения?


Г
осподь поддерживает все живые существа во всей вселенной, и о Своих преданных Он, конеч­но же, позаботится. Мы получаем средства от продажи книг, содержания наших ресторанов, в виде пожертвований от тех преданных, которые являются домохозяевами и где-то работают, от прихожан и почетных членов нашего общества, а также в виде пожертвований всех остальных людей.
24. Почему вы назойливо пристаете к людям, выпрашивая у них деньги?


В
ыпрашивание означает, что человеку, зани­ма­ющемуся им, лень работать, чтобы получить средства на свои нужды. Мы не занимаемся выпра­шиванием. Мы просим пожертвования, и не для себя, а для того, чтобы помочь страждущему челове­честву. Большинство людей не имеют при этом ощущения, что их каким бы то ни было обра­зом беспокоят, и очень многие люди понимают, как важны наши книги. Если те немногие люди, которые чувствуют, что их как-то "побеспокоили" этим, попытались бы узнать для себя, как мы используем средства, они забыли бы о своих возражениях.
25. Не заняться ли вам чем-нибудь более полезным для страны, чем воспевать целый день?


В
течение дня мы не только воспеваем. Пре­дан­ные заняты множеством дел, как-то: произ­вод­ством книг, строительством ферм и школ, созда­нием фильмов и распространением пищи и книг тысячам людей.


П
омимо всего прочего, воспевание – это процесс возрождения изначально прису­­ще­го нам со­зна­­ния Бога. И, в действи­тель­ности, это является самой важной деятель­ностью в человеческом об­ществе. Если бы еще больше людей попытались понять основные принципы сознания Бога, про­блемы в человеческом обществе были бы решены.
26. Человек не может видеть душу или Бога – почему же вы верите в то, что невоз­мож­но увидеть?


Х
орошо, почему же люди верят в существо­вание атомов, вирусов или, например, обратной сторо­ны Луны? Их же нельзя увидеть! Есть много таких вещей, в существо­вание которых мы верим, даже не будучи способными воспринимать их непосредст­венно. Можно принять существование души и Бога, наблюдая признаки их существо­вания. Жизнь, или сознание, внутри тела, а также совершенная симметрия и точность, присущие бытию вселенной, как раз и являются этими признаками, указывающими на существо­вание души и Верховного Существа.


М
ы можем принять на веру, что есть люди, которые осознали свою духовную природу и могут действительно видеть и знать Бога. И по мере того, как человек все больше и больше очищается, следуя авторитетному процессу само­осознания, он также станет способным постичь душу и Бога.

Родители и семья



Ч
еловеческая жизнь отличается от живот­ной тем, что человек может вопрошать о природе Абсолюта и может сделать выбор: повиноваться законам Бога или нет. Подоб­ным же образом, быть родителем – означает не просто производить особи, а дать своим детям возможность освободиться из заточения в материальном теле.


Д
ети в наши дни, как правило, появляются у людей как нежеланный "побочный продукт" поло­вой жизни, и даже в тех случа­ях, когда ребе­нок был "желанным" в их понимании, очень редко, когда родители обла­дали бы каким-то знанием об истинных его нуждах. Поэтому у ребенка со вре­ме­нем развивается склонность не доверять и не ока­зы­вать почтения своим родителям и другим авто­ритетам, в силу того, что эти люди не квали­фицированны для правильного исполнения своих обязанностей. Однако в сознании Кришны дети уважают родителей и других авторитетов главным образом за их безупречный характер.


Я
сно понимая все эти моменты, преданный не является фанатиком, который отвергает роди­телей, считая их майей. Напротив, он благо­роден в отношениях с ними и состра­дателен, он знает, как и когда проповедовать таким образом, чтобы возвысить всех, в том числе и своих родителей. После многих миллионов рождений в мате­риаль­ном мире мы, наконец, получили возможность узнать о Кришне и заняться преданным служением. И понятно, что наши родители причастны к этому благословенному событию, поэтому им нужно ока­зывать всякое почтение. Возможно, они привязаны к своим телам, но если мы используем наши тела в служении Господу и таким образом одухо­тво­ряемся, то и родители также получают духовное благо.


П
ридя к сознанию Кришны, мы понимаем, что прежде мы никого по-настоящему не любили, но сейчас, когда мы пробудили нашу истинную любовь, любовь к Кришне, мы естественным обра­зом стали любить все Его неотъемлемые частицы, в том числе и наших родителей. Вместо того, чтобы любить сейчас наших родителей меньше, мы дол­жны любить их еще больше, ведь мы уделяем внимание истинной личности, душе, и кроме того у нас появилось гораздо больше любви, которую мы можем дать.


М
ежду родителем и ребенком существуют естест­вен­ные узы любви. Поэтому предан­ные дол­жны держать регулярный контакт с роди­телями, посылая им письма, звоня по телефону, навещая их и помня об их днях рождения, юбилеях, Рождестве и т. д. Мы не должны бояться того, что нам при­хо­дится немного болтать с ними об их мирских делах. Мы можем рассказать им о том, что мы встаем рано, для молитвы, что мы побрили голову и стали веге­тарианцами и так далее – по край­ней мере, вна­чале это будет достаточная проповедь для них. Если они примут этот факт, наше присутствие бу­дет напоминать им о Кришне и они будут сте­снять­ся курить при нас, есть мясо или делать что-нибудь подобное. Мы же должны быть очень терпе­ливыми и осторожными в проповеди им, ведь мы на всю долгую жизнь связаны с ними узами родства. Иног­да родители без всякой причины становятся враждебными, и это создает трудности. Предан­ный должен быть терпим к этому и не принимать слишком серьезно нелогичную критику, точно так­же как трезвый человек не примет всерьез заявле­ния пьяного или же лепет маленького ребенка. Через год, или около того, такие родители успо­ка­и­ваются и им начи­на­ет нравиться сознание Криш­ны. На первых порах попы­тай­тесь избегать таких ситуаций, которые могут побудить их начать богохульствовать, и не провоцируйте их, совершая девятое оскорбление святого имени (проповедовать тому, кто не склонен принимать проповедь).


С
амое важное вначале – это утвердиться и стать сильным в духовной жизни, ни на что не отвлекаясь без крайней необходимости. Предан­но­му рекомендуется в течение первых трех месяцев жить в храме и следовать программе для бхакт (бхактин). В этот период лучше держать связь с родителями, посылая им письма или звоня по телефону, а не навещать их. Они, конечно же, могут приходить в храм и видеться с вами, и в храме их примут как дорогих гостей. Ведь представьте, что если через пару недель отсутствия вы оказываетесь на пороге дома с бритой головой, в длинных одеждах, с четками в мешочке, то совер­шенно очевидно, что это будет для родителей шоком. И им будет не так-то просто привыкнуть к этому. Более плавный и постепенный подход гораздо лучше: дайте им понять, что, прежде чем принимать какие-то окончательные решения или обязательства, вы хотите посмотреть и выяснить для себя, нравится ли все это вам. Такой подход во многом предотвратит ненужные переживания и горе.

Философия майявади



Ф
илософии майявади положил начало Шри­пад Шанкарачарья с целью уничто­жить буддизм. Майявади верят в то, что высшей истиной является Брахман или дух, который безграничен и не имеет ни формы, ни деятельности. Они утверждают, будто все живые существа едины с Брахманом, но в настоящее время покрыты иллюзией и, таким образом, отделены от Брахмана; а когда иллюзия устранится, живые существа снова станут едины с Брахманом и потеряют свои индивидуальности.


И
мея такие представления, майявади не принимают форму и личность Кришны как высшее, считая, что они являются порож­дением майи. Поскольку майявади придержи­ваются такого взгляда, Господь Чайтанья называл их величай­шими оскорбителями Кришны.


Ф
илософия майявади очень широко известна на Западе в виде "индийской религиозной мыс­ли", и, как правило, она ошибочно проходит под вывеской "Веданта". Более того, имперсональная суть философии майявади занимает центральные позиции "философий" большинства тех западных людей, которые не являются догматичными после­дователями Библии.


Б
ольшая часть людей не обладает доста­точной информацией о трансцендентной форме Бога, поэтому на них в такой значи­тельной степени влияет имперсонализм. В беседе с теми, кто при­ни­мает ведический авторитет, мы можем легко установить вайшнавскую позицию, приводя цита­ты из Писаний. Однако, мы вынуждены отстаи­вать нашу философию на основе логики и аргументов, поскольку большинство людей, кото­рых мы встречаем, обладают либо очень малой верой в Писания, либо совсем не верят в них. Сущест­вует ряд разительных изъянов в философии майявади, о которых следует помнить, обсуждая эти предметы.


П
оскольку каждый из нас является личностью, то как же изначальный источник всего может не быть личностью? Если обладание индиви­дуаль­ностью есть превосходящий фактор, что кажется так и есть в реальности, то тогда выходит, что мы занимаем более высокое положение по отношению к нашему "имперсональному источнику". Веданта-сутра утверждает, что Абсолютная Истина явля­ется источником всего. И поэтому Абсолютной Истине все же должен быть присущ аспект индиви­ду­аль­ности.


О
ни утверждают, что имперсональный Брахман проявляет себя в материальном мире в личностной форме. Но как личность может произойти от безличного? Где вы найдете примеры подобного феномена? В Бхагавад-гите (7.24) Кришна утверждает, что те, кто думают, что Его личность произошла из чего-то безличного, лишены разума.


Б
рахман неизменен. Как же он мог запечатлеть себя на какое-то время в форме индиви­ду­альных душ в материальном мире? И почему он решил так сделать? Бхагавад-гита (15.7) объясняет, что души являются вечными неотъемлемыми части­цами Всевышнего Господа, и определяет индиви­дуальность как вечный принцип (2.12).


Е
сли мы все есть Бог, как же получается, что в настоящее время мы страдаем в неве­жестве в этом материальном мире? Что же мы за Бог? Или, может быть, это означает, что невежество или иллюзия могущественнее Бога? Но как это возможно?


И
х утверждение о том, что форма Кришны мате­риальна, указывает на отсутствие пони­мания Его трансцендентных появления и природы. Форма Кришны не сотворена из материи, и Сам Кришна обладает много­чис­лен­ными и безгра­нич­ными энергиями. Если Кришна – просто мирская личность, почему же самореализованные души так привлечены слушанием о Его играх? (Шримад-Бхагава­там 1.7.10)


Р
еальностью, считают майявади, является то, что находится за пределами матери­аль­ных форм и двойственности. Но они ошибаются, когда отрицают, что существует духовная форма и разнообразие. Отрицание разнообразия само по себе является матери­альной концепцией, которая не дает нам положительной информации о духовной реальности.


И
х желание стать едиными с Богом метко названо последней ловушкой майи. Разоча­рованные в своих попытках быть "Верхов­ными Наслаждающимися" в матери­аль­ном мире, они желают слиться с высшим. Это желание иллю­зор­но, поскольку душа не осознала еще свое изначаль­ное положение слуги Кришны. Шримад-Бхагаватам (10.2.32) указывает, что такое непра­виль­ное понима­ние имперсоналистов является следствием их нечистого разума, и даже если они и достигают какого-то уровня имперсональной реализации, в конечном итоге они опять пада­ют на материальный уровень из-за того, что не приняли прибежище лотосных стоп Кришны.


М
атериальный мир не ложен. Он реален, по­скольку происходит из Истины, но проявления этого мира – временны.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов


связь с админом