Главная страница
qrcode

Первый учебник вайшнава. Вводный курс в сознани... Учебник вайшнава Вводный курс в сознание Кришны Международное Общество Сознания Кришны Основатель-ачарья Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада


НазваниеУчебник вайшнава Вводный курс в сознание Кришны Международное Общество Сознания Кришны Основатель-ачарья Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
АнкорПервый учебник вайшнава. Вводный курс в сознани.
Дата09.12.2016
Размер0.95 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPervy_uchebnik_vayshnava_Vvodny_kurs_v_soznani.doc
ТипУчебник
#11462
страница6 из 14
Каталогid1025807

С этим файлом связано 37 файл(ов). Среди них: и ещё 27 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Глава шестая

Преданные Господа

Три класса преданных



П
реданных можно разделить на три класса. Пре­данному первого, высшего класса присущи следующие черты. Он в совершенстве знает все основ­ные писания и может умело приводить до­воды, основанные на них. Он способен блестяще представить выводы писаний, сообразуясь с обсто­я­тельствами, и убеди­тельно обосновать мето­ды преданного служе­ния в конкретной ситуации. Он глубоко убежден, что конечной целью жизни явля­ется достижение трансцендентного любовного слу­же­ния Кришне, и знает, что Кришна – един­ствен­ный объект поклонения и любви. К предан­ным первого класса относится тот, кто прошел обучение у истинного духовного учителя, неукоснительно следуя всем прави­лам и предпи­саниям, и искренне повиновался ему в соот­вет­ствии с указаниями бого­­­откро­венных писаний. Такой человек обла­дает всеми качествами, необхо­димыми для того, чтобы проповедовать и самому быть духов­ным учи­телем, и его считают предан­ным высшего клас­са. Преданный такого ранга никогда не нару­шает принципы, установ­лен­ные высшими автори­те­та­ми, и непоколебимо верит в писания, глубоко по­стигнув их смысл с помощью логики и дока­за­тельств. Говоря о логике и доказа­тельствах, мы имеем в виду логику и доказа­тельства, основанные на богооткровенных писаниях. Преданный выс­ше­го класса равно­ду­шен к умозрительным фило­соф­с­ким рассуждениям, на которые смотрит как на бессмысленную трату времени. Иначе говоря, преданным высшего класса можно считать того, кто непоколебимо убеж­ден в истинности пути преданного служения.


П
реданного второго класса отличают следую­щие признаки. Он не всегда может убедительно отстоять свою позицию, подтвер­див ее свиде­тель­ст­вами из богооткровенных писаний, но непоко­ле­би­мо верит в свою цель. Иначе говоря, преданный второго класса твердо верит в метод преданного служения Кришне, однако иногда в споре с оппо­нен­­­тами может потерпеть поражение, не сумев привести необходимые аргументы и подкре­пить свою позицию выводами богооткро­венных писа­ний. Но даже это не способно поколебать его внутренней уверенности в правильности своего выбора Кришны как высшего объекта поклонения.


Н
еофит, то есть преданный третьего класса – это тот, кто еще недостаточно тверд в своей вере и в то же время не признает выводов богоот­кро­вен­ных писаний. Вера неофита может быть поколе­блена чьими-то сильными аргументами или возра­жениями. В отличие от преданного второго класса, кото­рый также не способен приводить доводы и доказательства из богооткровенных писаний, но тем не менее твердо верит в свою цель, неофит лишен такой веры. Поэтому его называют преданным-неофитом.

Нектар преданности, стр. 55-57

Двадцать шесть качеств преданного


Шри Чайтанья Махапрабху сказал: "Преданные всегда милостивы, смиренны, честны, равно относятся ко всем, не имеют недостатков, великодушны, мягки и чисты. У них нет материального имущества, и они приносят благо каждому. Они умиротворены, преданы Кришне и не имеют желаний. Они безразличны к материальным приобретениям и тверды в преданном служении. Они полностью контролируют шесть дурных качеств – вожделение, гнев, жадность и т.д. Они едят лишь столько, сколько требуется, и они не опьянены. Они проявляют к другим уважение, они серьезны, сострадательны и не находятся под влиянием ложного престижа. Они дружелюбны, поэтичны, искусны и молчаливы".

Ч.ч. Мадхья 22.78-80

1. Милостив. Преданный милостив, т. к. он явля­ет­ся благожелателем всех живых существ. Он благо­желатель не только людей, но и живот­ных. Он обра­щается со всеми живыми существами таким образом, чтобы дать им возможность в конце концов освободиться из материальных пут.

2. Смиренен. "Смирение означает отсутствие при­вя­­занности к получению удовлетворения от прояв­ления почтения к нему со стороны других". Сми­рение не является чем-то внеш­ним. Это глубо­кое, искреннее и естественное чувство, которое при­ходит, когда обуслов­ленная душа, сознавая свое ни­чтожество, без притворства начинает молить Кришну о проще­нии и просит занять ее в пре­дан­ном служении.

3. Честен. Прежде всего, честность ученика заклю­чается в том, что он выполняет свое обещание избе­гать греховных действий и ежедневно повторять 16 кругов джапы на четках. Кроме того, преданный не занимается незаконной деятель­ностью. И также мы должны быть честны в высшем смысле, действуя не ради собственных интересов, но ради интересов Кришны.

4. Равно относится ко всем. Преданный видит духов­­ную душу и Сверхдушу в сердце каж­дого живого существа. Он обходится со всеми в соот­ветствии с их различным положением, стара­ясь наилучшим образом способствовать их духовному продвижению.

5. Не имеет недостатков. Считается, что предан­ный, который посвятил свое тело, ум и слова Кришне и всегда исполняет волю Кришны, прила­гая к этому все свои усилия, не имеет недостатков.

6. Великодушен. Преданный великодушен, по­сколь­­ку он знает, что любовь к Кришне – это вели­чайшее из всего, что есть, и он про­дол­жает раз­давать ее без корыстных мотивов, без разо­чаро­вания и невзирая на препятствия. Таким образом, его великодушие не знает границ, а удачу тех, кто получил этот дар, невозможно сравнить ни с чем.

7. Спокоен. Преданный избегает погони за иллю­зорным материальным счастьем, а зна­чит избегает и страданий, которые следуют за счастьем. Он всегда пребывает в умиротво­рении, посколь­ку находит удовлетворение в сознании Кришны. Это спокойствие происхо­дит не от робости, а от глу­бо­кого удовлет­ворения в себе. Великий океан очень спокоен и тих. В то время, как другие приходят в возбуждение и безумствуют, если что-то дур­ное происходит в этом мире, и если они испытывают в жизни разочарования и сомне­ния, преданный прос­то полагается на Криш­ну и пытается вы­полнять указания Господа.

8. Чист. Движение сознания Кришны ставит своей целью провести мировое "революци­онное очи­ще­ние" при помощи принципов гигиены и, что более важно, через очищение сердец людей воспеванием Харе Кришна маха-мантры.

9. Не имеет материального имущества. Высо­чай­шая реализация – это понимание того, что все при­надлежит Кришне. Однако смелый, вооду­шев­лен­ный и сострадательный преданный не доволь­ству­ется тем, что просто видит, что все принадле­жит Кришне, – он использует все в служении Господу – для того, чтобы весь мир получил благо. В таком одухотворенном мировом обществе все граждане смогли бы получить благословения Криш­ны, стать умиротворенными, процвета­ю­щими и после этой жизни вернуться домой, обратно к Богу.

10. Приносит благо каждому. Преданный может при­но­сить благо всем, потому что сознание Криш­ны предназначено для всего человечества и всех форм жизни. Оно существует не для какой-то опре­деленной расы, нации или пола; нет, оно для всех живых существ.

11. Умиротворен. Под словом "умиротворение" под­разумевается не какое-то идиллическое состоя­ние грубого тела, которое в действи­тельности мо­жет быть потревожено в любой момент. Умиро­тво­ре­ние – это состояние души, находящейся в гар­монии с Кришной, и оно доступно преданному, для которого все есть Кришна. "Осознание того, что без Кришны невозможно никакое существо­ва­ние, и есть уровень умиротворения и бесстрашия".

12. Предан Кришне. Предание себя не есть нечто поверхностное или причудливое; нет, оно авто­ри­тетно и научно. Если мы практи­куем этот метод, мы узнаем, как предаться. У бхакты, который жи­вет в полной преданности Кришне, очень много дел, и он не теряет ни секунды. Его цель – пол­ностью предаться Кришне, чтобы избавиться от всех материаль­ных желаний и все больше и больше служить Кришне.

13. Не имеет желаний. Достигнув полноценного пре­данного служения, предан­ный обнаруживает, что все его желания удовлетворены, т. к. он пол­нос­тью занят в сознании Кришны. У него нет больше материальных желаний, и единственное, чего он хочет – служить духовному учителю и Кришне.

14. Равнодушен к материальным приобре­тениям. Пре­данный может использо­вать множество вещей в служении Кришне, но он не привязывается к ним и не становится зависимым от них. Он может служить Кришне, используя миллион долларов, – строя здания и серьезно занимаясь изданием лите­ра­туры сознания Кришны; но даже не имея средств, он может служить Кришне, просто повторяя Харе Кришна.

15. Утвержден в преданном служении. У предан­но­го должна быть такая высокая реализация Криш­ны, что никакие соблазны, несчастья или проти­воречивые философии не cмогли бы поко­лебать его решимости выполнять указания гуру и Кришны.

16. Полностью контролирует шесть дурных качеств. Шесть дурных качеств – это вожде­ление, гнев, жадность, иллюзия, безумие и зависть. Чистый преданный контролирует эти качества благодаря тому, что в полной мере занят в служении Кришне. Контро­ли­ро­вать чувства возмож­но не сухим воздержа­ни­ем или меха­ни­чес­ким подавлением, но с помощью трансцендентного знания и трансцен­дентного вкуса.

17. Ест лишь столько, сколько необходимо. В Бхага­вад-гите установлен стандарт принятия пищи для бхакти-йога: "Не следует есть слишком много или слишком мало". Что это означает – есть достаточно, но не слишком много? Это значит, что выбирать нужно инди­ви­дуально, руководствуясь размерами тела. Человек должен честно определить для себя, какое количество пищи ему достаточно для здоровья и поддержания тела. "Ешьте столько, сколько можете без труда переварить".

18. Не опьянен. Он не кидается в крайности и не опьянен материальным наслаждением. Он умень­шил свои материальные потребности до самого скромного уровня и смиренно посвятил свою жизнь служению Кришне. Поэтому его жизнь является настоящим примером умерен­ности, уравно­ве­шен­ности и святости.

19. Почтителен. Преданный выражает свое поч­те­ние другим и не ожидает для себя никакого почтения взамен. Он имеет такое уважение к дру­гим, поскольку знает, что всем живым существам жизнь дал Кришна, и ему также известно, что он не имеет права забирать ее.

20. Не стремится к ложному престижу. Ложный прес­тиж следует рассматривать с двух точек зре­ния: 1) ложна престижность объектов; 2) ложны наши притязания на какой-либо престиж­ный объект или положение. Предан­ный свободен и от первого и от второго типа ложного престижа. Он не привлекается блеском желанных материальных богатств, и все привлекательное он признает ничем иным, как отражение Кришны, всепри­вле­кающей причины всех причин.

21. Серьезен. В сознании Кришны очень много ве­се­­лых и радостных моментов, но для обуслов­лен­ной души оставить материальную жизнь и под­го­товиться к возвращению обратно к Господу – дело нешуточное. Это очень высокая цель. Серьезность означает всегда быть погру­жен­ным в мысли о Кришне и о конечной цели жизни.

22. Сострадателен. Суть сострадания заклю­ча­ется в проповеди. Но сила, которая стоит за про­поведью, – это чистота. Проповедь зави­сит от искрен­него, чистого сердца преданного.

23. Дружелюбен. Преданный является другом каж­дого, поскольку он направляет вас к Кришне. А Кришна – лучший друг всех живых существ.

24. Поэтичен. Независимо от того, пишет он стихи или нет, преданный обладает восприя­тием жизни, которое бывает у поэта, посколь­ку он видит в каждом предмете и в каждом действии наивысшую красоту трансцен­дент­ной формы Кришны и Его игр.

25. Искусен. Преданный искусен. Это означает, что он готов выполнять любое служение. Но наивысшая искусность предан­ного заключается в искреннем предании себя.

26. Молчалив. Преданный никогда не говорит вздора; в этом – его молчаливость. Но он неизменно готов говорить о славе Кришны и излагать философию сознания Кришны.

Важность общения с преданными.


Обсуждение игр и деяний Верховной Личности Бога в обществе чистых преданных услаждает слух и радует сердце. Посвящая этому свое время, человек быстро продвигается по пути, ведущему к освобождению, а когда он обретает освобождение, его привязанность к Господу становится еще сильнее. Так рождается истинная преданность и начинается преданное служение.

Комментарий


З
десь описан процесс духовного развития че­ло­века в сознании Кришны и предан­ном служе­нии. Он начинается с общения с теми, кто обладает сознанием Кришны и занимается преданным служением. Без общения с преданными духовный прогресс невозможен. Одно знание теории и изу­че­ние духовной литературы не поможет нам достичь ощутимых результатов. Тот, кто хочет проникнуть в сокровенный смысл деяний Господа, должен прекратить всякие контакты с материалистами и искать общества предан­ных. Люди в большинстве своем верят в существование безличного аспекта Абсолют­ной Истины. Из-за того, что они не об­ща­ются с преданными, они лишены возмож­ности понять, что Абсолютная Истина является лич­нос­тью и действует как личность. Постичь личност­ный аспект Абсо­лют­ной Истины очень трудно, но без этого не может быть и речи о преданном служении. Нельзя служить или быть преданным чему-то безличному. Служить можно только лич­ности. Непредан­ные не способны понять смысл со­знания Кришны, даже если они читают Шримад-Бхагаватам и другие ведические произве­дения, в которых описаны деяния Господа. Они считают повествования о деяниях Господа мифами или вымышленными истори­я­ми, потому что не имеют правильного пред­ставления о духовной жизни. Чтобы постичь смысл трансцендентных деяний Госпо­да, необходимо общаться с преданными. Такое обще­ние в сочетании с размышлениями о трансцен­дентной природе деяний Господа откры­вает перед человеком путь к освобож­дению. Тот, кто непоколебимо верит в Верховную Личность Бога, утверждается в служении Господу, и его при­вя­занность к общению с Господом и Его предан­ными стано­вится еще сильнее. Общаясь с пре­дан­ны­ми, мы общаемся с Самим Господам. Вступая в такое общение, человек развивает в себе желание служить Господу, а тот, кто достиг трансцен­дент­ного уровня служения Гос­поду, в конце концов обретает совер­шенство.

Шримад-Бхагаватам 3.25.25


О
днажды некий домохозяин спросил Господа Чайтанью: "Каково поведение предан­ного?" Господь Чайтанья ответил, что преданный никог­да не заводит дружбу с непреданными и тесно не общается с ними, но, наоборот, строго избегает их общества. Он также сказал, что для преданного лучше жить в огненной клетке, чем с непре­дан­ными, и лучше обнять аллигатора, чем того, ктопоклоняется полубогам.


Ш
рила Прабхупада говорил, что наше про­движение главным образом является резуль­татом общения с преданными, и мы всегда должны продолжать это общение, даже если временами мы находим это тяжелым для себя. Поскольку мы отражаем качества тех, с кем имеем дело, общаясь снепреданными, мы принимаем на себя их качества. Говорится, что преданный обладает всеми хоро­шими качествами полубогов, но непреданный не может иметь никаких хороших качеств, посколь­ку в лучшем случае он действует только на платформе ума, и поэтому обречен на падение.

Девять признаков человека в экстатической любви


Когда семя экстатического чувства по отношению к Кришне прорастает, в поведении человека проявляются следующие девять симптомов: умение прощать, сознание того, что время нельзя тратить впустую, отреченность, отсутствие ложного престижа, надежда, сильное стремление, вкус к воспеванию святых имен Господа, привязанность к описанию трансцендентных качеств Господа и любовь к тем местам, где обитает Господь, то есть к храму или святому месту, такому как Вриндаван. Все эти симптомы называются анубхава, т.е. дополнительные признаки экстатического чувства. Все их можно заметить у человека, в чьем сердце начал приносить плоды росток любви к Богу.

Бхакти-расамрита-синдху 1.3.25-26


1
Умеющий прощать и стойкий. Когда человек сохраняет спокойствие даже перед лицом раз­­лич­ных причин для беспокойства, его назы­вают сдер­жанным и стойким. Пример такой стой­кости и сдержанности можно найти в поведении Маха­рад­жи Парикшита, как описывается в Пер­вой песни Шримад-Бхагаватам. Царь в минуту своей смерти обращается к собравшимся мудрецам: "Мои доро­гие брахманы, всегда считайте меня вашим пре­дан­ным слугой. Я пришел на берег Ганги, просто чтобы предать сердце и душу лотосным стопам Гос­пода Кришны. Поэтому, пожалуйста, дайте мне благословения, чтобы Мать Ганга всегда была довольна мной. Пусть же на меня обрушится про­клятие сына брахмана, мне все равно. Единст­вен­ное, о чем я прошу, – чтобы в последнюю минуту мо­ей жизни все вы воспевали святое имя Вишну, дабы я смог осознать Его трансцендентные качества".


2
Старается использовать свое время для слу­жения Господу. Чистый преданный, разви­вший экстатическую любовь к Кришне, всегда ис­поль­зует дар речи для вознесения молитв Господу. В уме он всегда размышляет об играх и настав­лениях Кришны, а своим телом он либо предлагает поклоны Божеству, либо занимает его каким-нибудь другим служением. Иногда, во время этой экстати­ческой деятельности, он проливает слезы. Таким образом, вся его жизнь – это любовное преданное служение Господу, и в этой жизни ни одна секунда не тратится на какие-либо другие занятия.


3
Отрешен от всякого материального соблазна. Природа материальных чувств такова, что они всегда желают чувственного наслаждения, но когда преданный развивает трансцендентную любовь к Кришне, его чувства больше не при­влекаются матери­альны­ми желаниями. Такова отре­шен­ность. Хоро­ший пример отрешенности можно найти в Пятой песни Шримад-Бхагаватам: "Импе­ра­тора Бхарату так привлекала красота лотосных стоп Кришны, что даже несмотря на свои моло­дые годы он оставил все привязан­ности к семье, детям, друзьям, царству и т. д., словно все это было испражнениями".


4
Лишен ложного престижа. Преданного, кото­рый обладает всеми признаками чистой реа­ли­зации и, несмотря на это, не гор­дит­ся своим поло­жением, называют человеком без гордыни. Из Падма-пураны мы узнаем, что царь Бхагиратха был императором над всеми царями до тех пор, пока он не развил экстатичную любовь к Кришне. Тогда он стал нищим странником и пошел путе­шест­вовать, прося подаяние даже в домах своих быв­ших политических врагов и в домах неприка­са­е­мых. Он был настолько смиренен, что почти­тельно кланялся перед ними.


5
Великая надежда. Сильная убежденность чело­ве­ка в том, что он, несомненно, получит милость Верховной Личности Бога, на санскрите на­зы­вается ашабандха. Ашабандха означает, что че­ло­век все время думает так: "Я стараюсь изо всех сил следо­вать принципам преданного служения, и поэтому я уверен, что вернусь обратно домой, к Господу".


6
Всегда имеет горячее желание служить Господу. Для того, чтобы достичь успеха в преданном служении, у человека должна быть полная готов­ность служить, называемая самуткантха. Это горячее желание и является ценой за то, чтобы достичь успеха в сознании Кришны. В ведической литературе говорится: для того, чтобы приобрести самое ценное, то есть сознание Кришны, человеку нужно развить сильное желание достичь успеха.


7
Привязан к воспеванию святого имени. В Кришна-карнамрите есть рассказ о том, как по­­­ет Шримати Радхарани. Одна из спутниц Радха­­­рани говорит там: "О Господь Говинда, эта девушка, дочь царя Вришаб­хану, теперь проливает слезы и с нетерпением взывает к Твоим святым именам: "Кришна! Кришна!"".


8
Имеет сильное желание описывать трансцен­дент­ные деяния Господа. Привя­зан­ность к вос­пе­­ванию славы Господа так описывается в Кришна-карнамрите: "Что я могу сделать для Криш­ны, который дает наслаждение, не вмеща­ющееся ни в какие рамки любых концепций наслаждения, и который более шаловлив, чем все

неугомонные мальчишки? Мысль о прекрасных деяниях Кришны так привлекательна моему сердцу, и я не знаю, что мне делать!"


9
Любит жить в святом месте. Чистый предан­ный живет во Вриндаване и посе­ща­ет все места, где проходили игры Кришны. Это переполняет его трансцендентным на­слаж­дением и чувством разлуки с Кришной. Жить в храме – это то же самое, что жить в святом месте.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов


связь с админом