Главная страница
qrcode

Первый учебник вайшнава. Вводный курс в сознани... Учебник вайшнава Вводный курс в сознание Кришны Международное Общество Сознания Кришны Основатель-ачарья Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада


НазваниеУчебник вайшнава Вводный курс в сознание Кришны Международное Общество Сознания Кришны Основатель-ачарья Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
АнкорПервый учебник вайшнава. Вводный курс в сознани.
Дата09.12.2016
Размер0.95 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPervy_uchebnik_vayshnava_Vvodny_kurs_v_soznani.doc
ТипУчебник
#11462
страница8 из 14
Каталогid1025807

С этим файлом связано 37 файл(ов). Среди них: и ещё 27 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14

Глава восьмая

Преданное служение

Бхакти-йога, кульминация йоги


И из всех видов йогов, кто с великой верой всегда пребывает во Мне, думает обо Мне и служит Мне с любовью и преданностью, тот теснее всех связан со Мной и достиг высочайшей ступени совершенства. Таково Мое мнение.

Комментарий


В
ершиной всех видов йоги является бхакти-йога. Все другие виды йоги – всего лишь сред­ст­во достижения бхакти в бхакти-йоге. Йога, в действи­­тельности, означает "бхакти-йога". Все же другие разделы ее – ступени на пути к достижению бхакти. Длинный путь самореализации начина­ет­ся с карма-йоги и кончается бхакти-йогой. Карма-йога, лишен­ная стремления к плодам деятельности, есть начало этого пути. Когда карма-йога обога­щается большим знанием и отречением, она при­водит к уровню, называемому гьяна-йогой. Ког­да сосредоточенность на Параматме усили­ва­ется по­сред­ством различных физичес­ких процессов, и ум концентрируется на Ней, гьяна-йога переходит в аштанга-йогу. И сту­пень, на которой человек пре­вос­­ходит уровень аштанга-йоги и непосред­ственно прибли­жается к Верховной Божественной Лич­нос­ти, Кришне, именуется бхакти-йогой, наивысшей точной йоги. Фактически, бхакти-йога есть конеч­ная цель, но чтобы ее достичь, человек должен понять все предшествую­щие этапы йоги. Прогрес­сирующий йог находится, таким образом, на ис­тин­ном пути вечной удачи. Тот, кто привя­зывается к одному из уровней йоги и не двигается дальше, называется соответственно карма-йогом, гьяна-йогом, раджа-йогом, хатха-йогом и т. д. Если человеку в достаточной степени повезет, и он придет к бхакти-йоге, то следует понимать, что он уже превзошел другие ступени йоги. Поэтому становление в сознании Кришны – наивысшая ступень йоги. Подобно этому, когда мы говорим о Гималаях, то имеем ввиду самые высокие в мире горы, самый высокий пик которых, Эверест, есть наивысшая точка в этих горах.

Бхагавад-гита, 6.47

Девять ступеней бхакти-йоги


Вначале должна быть вера. Затем у человека появляется интерес к общению с чистыми преданными. Впоследствии он получает посвящение у духовного учителя и под его руководством следует регулирующим принципам. Таким образом он оставляет все нежелательные привычки и крепко утверждается в преданном служении. После этого у него развивается вкус и привязанность. Таков путь садхана-бхакти, выполнения преданного служения в соответствии с регулирующими принципами. Постепенно эмоции усиливаются, и в конце концов пробуждается любовь. Так в преданном, заинтересованном сознанием Кришны, постепенно развивается любовь к Богу.

Ч. ч. Мадхья 23.14-15

1. шраддхавера

2. садху-санга – общение с чистыми преданными

3. бхаджана-крия – совершение преданного слу­жения

4. анартха-нивритти – уменьшение числа нежела­тельных привычек

5. ништха – чистая вера

6. ручи – вкус

7. асакти – привязанность

8. бхава – эмоции любви

9. према – любовь к Богу


В
Бхакти-расамрита-синдху (1.4.14-16) о науке преданного служения говорится: "Вначале у человека должно быть желание осо­знать свое "я". Это приведет его к тому, что он будет искать об­щество духовно возвы­шенных людей. На следую­щей стадии человек получает посвящение от воз­вы­­шенного духовного учителя. Под его началом предан­ный-неофит начинает процесс преданного служения. Благодаря совершению пре­дан­ного слу­жения по указаниям духовного учи­те­ля человек освобождается от материальной привя­зан­ности, достигает устойчивого поло­жения в процессе само­осознания и обретает вкус к слушанию об Абсо­лютной Личности Бога, Шри Кришне. Этот вкус приводит дальше к привязан­ности к сознанию Криш­ны, которая становится зрелой на стадии бхавы, предваряющей стадию трансцендентной люб­­ви к Богу. Истинная любовь к Богу назы­ва­ется према, высочайшая стадия совер­шенства жизни". Ста­дия премы характе­ри­зуется постоянной заня­тостью в трансцендентном любов­ном служении Господу. Итак, с помо­щью постепенного процесса преданного служе­ния под началом истинного духов­ного учителя, человек может достичь высшей стадии, освободившись от всех материальных при­вя­занностей, от страха перед своей инди­ви­ду­альной духовной личностью и от разоча­рования, которое приводит к фило­софии пусто­ты. И тогда, в конечном итоге, человек может достичь обители Верховного Господа.

Бхагавад-гита, 4.10, комментарий

Пять рас или основных взаимоотношений с Кришной



1
Шанта-раса (нейтральная любовь к Богу) – это начальная стадия развития взаимо­­от­но­шений с Кришной. Тот, кто достиг этой стадии, сделал один шаг за пределы имперсонализма, ибо он принял форму Гос­пода, Параматму. Пример этой расы – йоги, медитирующий на Сверхдушу и созерцающий прекрасную форму Кришны в сердце, но не занимающийся служением Ему.


2
Дасья-раса (преданность в глубоком почи­та­нии) – это служение в полном уважении и бла­го­­говении, которое испы­ты­ва­ют преданные, оча­ро­ванные сверхчудес­ны­ми достояниями Криш­ны, или же те, кто всегда чувствует защиту Господа. В качестве при­мера таких взаимо­от­ношений можно привести сыновей Кришны, таких как Прадьюм­на, или же Его колесничего Даруку.


3
Сакхья-раса (дружба) – преданный посто­янно находится в преданном служении и развивает братские взаимоотношения с Личностью Господа. Пример этой расы – Пан­да­вы и друзья Господа во Вриндаване – мальчики-пастушки.


4
Ватсалья-раса (родительская любовь) – взаи­мо­отношения Кришны и тех Его предан­ных, ко­то­рые считают, что занимают по­ло­жение лич­нос­тей, стоящих над Ним, таких, например, как отец, мать, учитель и т. д. При­мерами этой расы явля­ются Нанда Маха­рад­жа, Мать Яшода и Его гуру Сандипани Муни.


5
Мадхурья-раса (супружеская любовь) – это выс­шее состояние любви к Богу. Эти чувства не принадлежат материальному миру, и поэтому те люди, которых интересует материальное, не могут их понять. Пятьсот лет назад Господь Чайтанья в своих играх про­я­вил эту супружескую расу. Их всех возлюб­ленных Кришны гопи занимают наивысшее положение, а Шримати Радхарани – самая возвышенная и любимая гопи Кришны.


К
огда преданные спрашивали Шрилу Праб­ху­паду, какова их определенная раса с Кришной в духовном мире, он отвечал, что сперва они должны осознать, что не являются этими матери­аль­ными телами. Он говорил, что когда мы разовьем в себе любовь к Кришне, наши взаимо­отношения с Ним откроются нам сами собой.

Девять процессов бхакти-йоги


Слушать и воспевать о трансцендентном святом имени, форме, качествах, окружении и играх Господа Вишну, памятовать о них, служить лотосным стопам Господа, с почтением оказывать Господу служение, предлагать Господу молитвы, стать Его слугой, считать Господа своим лучшим другом и все отдать Ему – таковы девять процессов, которые считаются чистым преданным служением.

Шримад-Бхагаватам 7.5.23


Т
аковы девять процессов преданного служе­ния. Можно следовать одному, двум, трем или всем процессам и в конце концов достичь желаемой це­ли – утвердиться в пре­дан­­ном служении. Пре­дан­ные, перечис­ленные ниже, достигли совер­шен­ст­ва, практикуя какой-то один их девяти процессов.


1
Слушать. Махараджа Парикшит провел по­след­ние семь дней своей жизни, полностью поглощенный слушанием Шримад-Бхагаватам.


2
Воспевать. Шукадева Госвами рассказал Шри­мад-Бхагаватам Махарадже Парикшиту.


3
Памятовать. Прахлада Махараджа, несмотря на то, что его жестоко мучил его демонический отец, никогда не забывал Кришну, который в кон­це концов проявился как Господь Нрисимхадева для того, чтобы спасти Прахладу.


4
Служить. Лакшми, Богиня удачи, всегда зани­мается служением лотосным стопам Господа.


5
Поклоняться Божеству. Махараджа Притху использовал свое царское богатство в покло­нении Господу с чистой преданностью.


6
Возносить молитвы. Когда Акрура отпра­вил­ся во Вриндаван для того, чтобы увидеть Господа, он возносил Кришне совершенные молитвы.


7
Исполнять указания Господа. Хануман, вер­ный слуга Господа Рамачандры, всегда испол­нял волю Господа, невзирая на все труд­ности и препятствия.


8
Служить Господу в качестве друга. Арджуна был таким близким другом Кришны, что Господь согласился управлять его колесницей, а также лично служить ему и его братьям во многих обстоятельствах.


9
Все отдать Господу. Бали Махараджа, даже ослушавшись указания своего гуру, отдал Гос­по­ду Ваманадеве все свои царские богатства и даже свое тело.

Шесть характеристик чистого преданного служения



1
Оно освобождает от всех материальных несчас­тий. Материальные страдания воз­ни­кают вслед­­ствие совершения греховных действий. По своему невежеству мы все больше и больше запу­ты­ваемся в сетях кармы. Но если мы предаемся Криш­не, Он может сжечь все наши греховные реакции и очистить нас, освободив таким образом от мате­риальных страданий будущих рождения, старости, болезни и смерти.


2
Оно является началом всего благо­творного. На­стоя­щее добро – это полезная деятельность на благо всех людей в мире. Это подтверждается Шрилой Рупой Госвами, кото­рый говорит, что именно сознание Кришны является наивысшей гума­нитарной деятель­ностью, а не просто благо­чес­тивые дела. Сознание Кришны – всеблагое, ибо каждый, независимо от своего положения, может воспользоваться этим процессом очищения. Каж­дый, кто практикует сознание Кришны, развивает все хорошие качества.


3
Оно погружает человека в трансцен­дент­ное бла­­жен­ство. Счастье, которое прино­сит чистое преданное служение, является наивысшим, по­сколь­ку оно вечно. Любое другое счастье, которое приносит имперсо­наль­ное сознание, – временно и поэтому незначительно.


4
Оно редко достижимо. "Из многих тысяч лю­дей лишь один стремится к совершен­ству, а из тех, кто достиг совершенства, едва ли один воистину познал Меня". (Бхагавад-гита 7.3). Это подтверждает то, что преданное служение встре­ча­ется редко. Кришна может предложить различные виды освобождения или же чувственного удовлет­во­рения, но Себя Кришна отдает только чистым преданным.


5
Оно отвергает концепцию освобождения. Шри­ла Рупа Госвами говорит, что если брахма­нанду, или счастье, которое испы­ты­вает душа, слившись со Всевышним, помножить на триллион, все равно его нельзя будет сравнить с атомарной частицей счастья, которое получает душа в океане преданного служения.


6
Чистое преданное служение привлекает Криш­ну. Кришна – всепривлекающий, но чистое преданное служение привлекает даже Его. Это оз­на­­чает, что чистая бхакти в трансцен­дент­ном от­но­шении даже сильнее, чем Сам Кришна, по­сколь­­ку бхакти является внутренней энергией Кришны.

Шесть признаков процесса предания себя.


Шесть составных частей процесса предания себя Господу таковы: принимать то, что благоприятно для преданного служения, и отвергать неблагоприятное, быть убежденным в том, что Кришна окажет защиту, видеть в Господе своего защитника и господина, полное предание себя и смирение.

Ч. ч., Мадхья 22.100


Т
от, кто предан, обладает следующими шестью качествами.


1
Преданный принимает все, что благо­приятно для исполнения трансцен­ден­тного любовного служения Господу.


2
Он отвергает все неблаго­при­ят­ное для служе­ния Господу. Это также называется от­ре­че­нием.


3
Преданный твердо убежден в том, что Кришна окажет ему защиту. На самом деле, никто дру­гой не может защитить нас, и твердая убеж­денность в этом называется верой. Преданный всег­да желает оставаться в служении Господу. Таким обра­зом, Кришна милостив к Своему преданному и дает ему полную защиту от всех опасностей, которые тот встречает на пути преданного служения.


4
Преданный принимает Кришну как своего высшего покровителя и господина. Он должен зависеть только от Кришны, считая Его един­ствен­ным своим защитником.


5
Предаться – означает помнить, что наши действия и желания не являются незави­симыми. Преданный полностью зависит от Кришны, и действует и думает так, как желает того Кришна.


6
Преданный кроток и смиренен.

Шесть благоприятных качеств


Шесть принципов, благоприятных для исполнения чистого преданного служения: 1) действовать с энтузиазмом, 2) быть уверенным в своих действиях, 3) проявлять терпение, 4) следовать регулирующим принципам, 5) отказаться от общения с непреданными, 6) идти по стопам великих ачарьев прошлого. Придерживаясь этих шести принципов, человек, несомненно, добьется успеха в чистом преданном служении.

Нектар наставлений, текст 3.


1
Энтузиазм. Энтузиазмом, называют опираю­щу­юся на разум деятельность в соз­на­нии Криш­ны. Преданные всегда нахо­дят верные пути, позволяющие им исполь­зовать в служении Господу абсолютно все. Преданное служение – это не пассив­ная меди­тация, но практическая деятель­ность, лежа­щая в основе духовной жизни.


2
Убежденность. Авайа ракибе ка, – дума­ет преданный. – "Кришна обяза­тель­но защи­тит меня и поможет добиться успеха в преданном служении". Вот что такое убежденность.


3
Терпение. В преданном служении не следует проявлять нетерпение. Необ­хо­димо получить указания духовного учителя и терпеливо следо­вать им, полагаясь на милость гуру и Кришны. Чтобы достичь успеха в сознании Кришны, необ­хо­димы терпение и уверенность. Выходя замуж, всякая девушка, конечно же, надеется, что у них с мужем будут дети, однако она не может рассчи­тывать на то, что они появятся на другой день после свадьбы. Выйдя замуж, она, разумеется, мо­жет попытаться завести детей, но для этого она должна положиться на своего мужа, твердо веря, что в положенный срок обязательно родит ребенка.


4
Действовать в соответствии с регулирующими принципами. Пренебре­же­ние регулирующими прин­­ципами губительно для преданного служения. Движение сознания Кришны опирается на четыре ос­новных регулирующих принципа, запре­ща­ю­щих недо­­зво­ленный секс, мясоедение, азартные иг­ры и употребление одурманивающих и возбуж­да­ю­щих средств. Преданный должен ревностно следовать этим принципам.


5
Отвергать общение с непреданными. Что­бы достичь успеха в преданном служении, мы дол­жны отказаться от нежелательного общения. К нему относится общение с карми, гьяни, йогами и другими непреданными. Шри Чайтанья Маха­праб­ху говорил: "Вайшнава отличает прежде всего то, что он избегает общения с мирянами, то есть непреданными". Вот почему Шрила Нарот­тама дас Тхакур советовал нам: "Нужно жить в обществе чистых преданных и следовать регули­ру­ющим принципам, установленным ачарьями прошлого".


6
Следовать по стопам предыдущих ачарь­ев. В движении сознания Кришны мы требуем, чтобы каждый преданный вставал рано, около четырех часов утра, посещал мангала-арати (утрен­­нюю службу), затем читал Шримад-Бхага­ватам, участвовал в киртане и т. д. Так круглые сутки мы занимаемся какой-нибудь деятельностью в преданном служении. Это называют сато-вритти – следованием по стопам предыдущих ачарьев, умевших заполнить каждое мгновение своей жизни деятельностью в сознании Кришны.

Нектар наставлений, стр. 33-35

Шесть неблагоприятных качеств


Шесть видов деятельности пагубно отражаются на преданном служении. Преданное служение страдает, если человек: 1) ест слишком много и накапливает больше, чем необходимо, вещей и денег, 2) прилагает чрезмерные усилия ради осуществления труднодостижимых мирских целей, 3) ведет пустые разговоры на мирские темы, 4) выполняет правила и предписания шастр только ради следования им, а не во имя духовного прогресса, или не выполняет никаких правил и предписаний, действует, не признавая авторитетов, как ему заблагорассудится, 5) общается с людьми мирского склада, далекими от сознания Кришны, 6) жаждет мирских успехов.

Нектар наставлений, текст 2


1
Переедать или накапливать больше средств, чем это необходимо. Для поддер­жания жизни в теле нам нужна пища, одежда, деньги и т. д., однако не следует накапливать их больше, чем это необходимо, для удовлетворения наших насущных потреб­нос­тей. Если придерживаться этого естест­венного принципа, то поддерживать существо­ва­ние тела будет совсем нетрудно.


2
Прилагать чрезмерные усилия для дости­же­ния чего-либо материального. Опреде­ленный уро­вень экономического благо­состо­я­ния необходим, однако истинная религия ограничивает его рам­ками насущных потреб­ностей материального существования. Истин­ная цель жизни – вопрошать об Абсолютной Истине. Если наши усилия не направлены на то, чтобы вопрошать об Абсолют­ной Истине, мы прилагаем все больше и больше усилий к тому, чтобы удовлетворить свои искус­ствен­ные потребности. Идущий по духовному пути не должен тратить свои силы на достижение мирских целей.


3
Вести бесполезные мирские разговоры. Те, кто не участвует в движении сознания Кришны, про­чи­тывают кипы газет, журналов и книг, реша­ют кроссворды и занимаются множеством других бессмысленных вещей. Таким образом люди только напрасно тратят свое драгоценное время и энер­гию. На Западе пожилые люди, уйдя на пенсию, играют в карты, ловят рыбу, смотрят телевизор и ведут бессмысленные споры о политике. Эти и подобные им пустые занятия относятся к категории праджалпы. Разумному человеку, стремя­щемуся обрести сознание Кришны, не следует заниматься такого рода деятельностью.


4
Следовать указаниям писаний только ради следо­­вания им или же совсем отвер­гать эти указания. Тем, кто стремится обрести сознание Кришны, не следует выполнять правила и пред­пи­сания ради достижения благополучия, однако им необходимо неукос­ни­тельно следовать правилам шастр, чтобы прогрессировать в сознании Криш­ны. Они должны строго следовать регулирующим прин­ципам, то есть отказаться от недозво­ленных сексуальных отношений, мясоедения, азартных игр и употребления одурмани­ваю­щих и возбуж­да­ю­щих средств.


5
Общаться с мирскими людьми. Предан­ному нужно строго избегать такого обще­ния. Мы должны жить только в обществе пре­данных со­знания Кришны и в этом обществе мы всегда должны быть заняты преданным служением Гос­поду. Существует два типа непреданных: те, кто против верхов­ного поло­же­ния Господа и те, кто поглощен матери­альными чувственными наслаж­дениями.


6
Жадно стремиться к материальным дости­же­ниям. Стремление расширить свое сознание, достиг­нув совершенства в мистической йоге, слив­шись с бытием Брах­ма­на или добившись матери­ального благо­получия, которое позволяет удо­вле­творять все наши прихоти, – суть проявления алч­нос­ти. Любые попытки добиться материального успеха или мнимого духовного прогресса препятствуют развитию сознания Кришны.

Нектар наставлений, стр. 23-26

Обуздание ума


Для того, кто победил ум, он – лучший друг. Но для того, кто не смог этого сделать, его ум останется величайшим врагом.

Комментарий.


Ц
ель занятий восьмиступенчатой йогой – дости­жение контроля над умом, с тем, чтобы пре­вра­тить его в друга, помогающего достичь цели человеческой формы жизни. До тех пор, пока ум не будет находиться под контролем, занятия йогой – напоказ – пустая трата времени. Человек, который не в состоя­нии управлять своим умом, постоянно пре­бывает в обществе своего величай­шего врага, и, таким образом, цель его жизни не дости­гается. Естественное и изначальное состояние живого существа заключается в том, что оно выполняет приказы, идущие сверху. И пока ум остается непобежденным врагом, человек должен служить диктату похоти, злобы, алч­ности, иллюзии и т. п. Но когда ум побежден, человек добровольно решает подчиниться Верхов­ной Божественной Личности, которая пребывает в сердце каждого в виде Параматмы. Занятия истинной йогой приво­дят к установлению контакта с Параматмой в сердце, после чего человек начинает пови­новаться Ее воле. Тот, кто непо­средственно обращается к сознанию Кришны, естест­венным образом вручает себя Господу.

Бхагавад-гита 6.6

Господь Шри Кришна сказал: "О сильнорукий сын Кунти, несомненно, очень трудно обуздать беспокойный ум, но это возможно с помощью соответствующей практики и отречения.

Комментарий.


В
севышний соглашается со словами Арджу­ны, что сложно контролировать упрямый ум, но в то же время Он говорит, что это возможно с помощью практики и отречения. В чем же состоит эта практика? В нынешние времена никто не в состоянии следовать строгим правилам, предпи­сы­вающим распо­ложиться в святом месте, сосредо­то­чить ум на Параматме, обуздать чувства и ум, соблюдать обет воздержания, оставаться в уедине­нии и т. п. Тем не менее, практикуя сознание Кришны, человек оказывается вовлеченным в преданное служение Господу, которое подраз­деля­ется на девять видов. Первый и самый важный вид преданного служения – слушать о Кришна. Это – необычайно действенный и трансцендентный метод для очищения ума от всех сомнений. Чем больше человек слышит о Кришне, тем более он становится просвет­ленным и отрешенным от всего того, что отвлекает ум от Кришны. Отстраняя ум от деятельности, которая не посвящена Кришне, человек легко может воспитать в себе вайрагью. Вайрагья означает отрешенность от материального и вовлечение ума в духовную деятельность. Духовное отрешение на безлич­ностной основе представляет собой большую трудность, нежели привлечение ума к деяниям Кришны. Слушание о Господе целесообразно, ибо оно автоматически создает у человека приверженность к Высшему духу. Эта привер­женность именуется пареша­нубхути, духовное удовлетворение. Оно очень похоже на чувство удовлетворения, которое испы­тывает голод­ный человек с каждым проглоченным кусоч­ком пищи. Точно так же в преданном служении человек испытывает трансцен­дент­ное удовлетворение по мере того, как ум его отрешается от материалистических устрем­лений. Это похоже на выздоровление от болезни благо­да­ря верному лечению и правиль­ной диете. Процесс слушания о трансцен­дентных деяниях Господа Кришны есть прекрасное целительное средство для неистового ума, а вкушание пищи, предло­женной Кришне, есть соответствующая диета для больного пациента. Таким лечением является процесс сознания Кришны.

Бхагавад-гита 6.35


1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14

перейти в каталог файлов


связь с админом