Главная страница
qrcode

[Медкниги]kolyado_v_b_red_istoriya_meditsiny. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов


НазваниеУчебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов
Анкор[Медкниги]kolyado v b red istoriya meditsiny.doc
Дата14.01.2018
Размер1.06 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла[Медкниги]kolyado_v_b_red_istoriya_meditsiny.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#56196
страница1 из 11
Каталогid1306297

С этим файлом связано 16 файл(ов). Среди них: Vseobschaya_istoria_iskusstv_tom_4_1963.pdf, Istoria_gradostroitelnogo_iskusstva_Pozdniy_f.pdf, ?art=166106&format=a4.pdf&lfrom=241867179, Vseobschaya_istoria_iskusstv_tom_3_1962.pdf, Медицина в зеркале истории. С.М. Марчукова.doc, V_poiskakh_zabvenia_Vsemirnaya_istoria_narkotiko.pdf и ещё 6 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Алтайский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Железникова Л.И., Колядо В.Б.

Колядо Е.В., Слухай Е.Ю.


История медицины

Учебно-методическое пособие

к семинарским занятиям для студентов

лечебного, педиатрического

и медико-профилактического факультетов




Барнаул – 2010

УДК 614 (075.8)

ББК 51 (2)

Б - 12

Печатается по решению Центрального

координационно-методического совета Алтайского

государственного медицинского университета

протокол № 1 от 24 февраля 2010 года

Составители:

заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения АГМУ, профессор В.Б. Колядо

доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения АГМУ, к.б.н. Л.И. Железникова

доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения АГМУ, к.м.н. Е.В. Колядо

доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения АГМУ, к.м.н. Е.Ю. Слухай

Рецензент:

Н.А. Едимская – заведующая кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин, доцент
Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов / Железникова Л.И., Колядо В.Б., Колядо Е.В., Слухай Е.Ю. ; под редакцией профессора В.Б. Колядо. – Барнаул : Изд-во ГОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет», 2010. – 208 с.
В учебно-методическом пособии представлены план лекций, семинаров и логическая схема семинарских занятий, включая контрольные вопросы, тесты по истории медицины, перечень вопросов к зачету. Издание будет полезно при самоподготовке к занятиям и зачету. Данное издание переработано и дополнено в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к учебно-методическим пособиям.
© ГОУ ВПО «Алтайский государственный

медицинский университет», 2010

© Коллектив авторов, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

4

Тематический план лекций

7

Тематический план семинарских занятий

7

Тема 1. История медицины как наука и предмет преподавания.

План проведения занятий, рекомендации к выбору тем для

подготовки докладов и написания курсовых работ, требования

к их написанию и оформлению

9

Тема 2. Медицина в России в эпоху феодализма:

Киевская Русь (IX-ХIII вв.) и в Московское государство (X-ХVII вв.)

11

Тема 3. Медицина в России в XVIII веке

14

Тема 4. Медицина в России в I половине XIX века.

Развитие физиологии в России в XIX веке. Проблемы патогенеза

25

Тема 5. Развитие терапии в России в XIX веке

34

Тема 6. Развитие анатомии в России в XIX веке

42

Тема 7. Развитие хирургии в России в XIX веке

44

Тема 8. Развитие акушерства и педиатрии в России в XIX веке

55

Тема 9. Особенности формирования системы медицины в России

во второй половине XIX века. Земская медицина. Становление

санитарной статистики

58

Тема 10. Развитие микробиологии в России в XIX веке

67

Тема 11. Развитие гигиены в России в XIX веке

72

Тема 12. Развитие медицины в советский период. Развитие гигиены, социальной гигиены и здравоохранения в Алтайском крае

79

Тема 13. Зачетное занятие

88

Рейтинговая система оценки знаний (успеваемости) студентов

88

Вопросы к тестовому контролю

90

Раздел I: Развитие медицины в эпоху феодализма

90

Раздел II: Развитие клинического направления в медицине

121

Раздел III: Развитие медико-биологического направления

в медицине

152

Раздел IV: Итоговый (по лекционному материалу)

173

Программные вопросы к зачетному занятию

194

Перечень основной литературы

200

Перечень обязательного минимума практических умений

по предмету

201

Основные даты по истории медицины

202

Методика подготовки курсовых работ и требования к их оформлению

205

ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории медицины имеет большое значение для воспитания будущего врача. Знание предпосылок возникновения и основных этапов развития мировой и отечественной медицины способствует формированию научного мышления и этики студентов, расширяет их социальный, медицинский и общекультурный кругозор; на основных достижениях отечественной медицины, примерах из жизни и деятельности выдающихся ученых воспитывается патриотизм; гордость за свою Родину и свою профессию.

Основная задача курса – показать общие закономерности развития медицины, преемственность ее развития, ознакомить с историческим методом исследования и мышления, как неотъемлемой составной частью диалектического метода, способствующего повседневной практической деятельности врача. Курс истории медицины является направляющим и связующим звеном в изучении развития всех отраслей медицины.

Настоящее пособие включает круг основных проблем, фактов, имен, дат, раскрывает связь медицины с социально-экономическими формациями, которые положены в основу периодизации; с достижениями в области естествознания, с развитием философии.

В программе подчеркнуты особенности развития отечественной медицины. Выделена советская медицина как качественно новый и высший этап в развитии отечественной и мировой медицины. Имена, произведения, даты, теории, концепции включены в программу с учетом главных задач, стоящих перед курсом истории медицины и, прежде всего, их значимости для развития всей медицины, а не отдельных ее отраслей.

История медицины состоит из двух больших разделов: общей и частной. Общая история медицины изучает узловые вопросы развития медицины в целом, ее характерные особенности и отличительные черты. Общая история медицины преподается в лекционном курсе истории медицины. Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин и их выдающихся деятелей. Она преподается в курсах всех медицинских дисциплин, входящих в учебный план. Курс общей и частной истории медицины, преподаваемый студентам в вузе, и составляет систему историко-медицинской подготовки врача.

Семинарские занятия посвящены углубленному изучению истории отечественной медицины. На этих занятиях студент изучает произведения классиков отечественной медицины с целью овладения историческим методом. Главная цель семинарских занятий – раскрыть основные черты отечественной и советской медицины, развитие общественной медицины.

При прохождении курса семинарских занятий каждый студент обязан написать доклад или реферат по истории отечественной медицины. Согласно учебному плану, после завершения лекционного курса и проведения семинарских занятий принимается зачет.

В связи с переходом на рейтинговую систему оценки знаний студентов возникла необходимость разработки и издания настоящего методического пособия по истории медицины для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов, а также рядом обстоятельств: для унификации проведения семинарских занятий; в учебниках по истории медицины, которыми пользуются студенты для подготовки к занятиям мало данных о вкладе отечественных ученых в разработку отдельных проблем медицинской науки и практики; одна и та же тема в них излагается по-разному, а зачастую необходимая информация вообще отсутствует, или приводятся разные даты одного и того же события; необходимость определения объема знаний студентов по истории медицины и здравоохранения края. Настоящее пособие помогает студентам в самостоятельной работе при подготовке к практическим занятиям и к зачету.

Цели и задачи дисциплины

Главной задачей является обучение студентов историко-аналитическому подходу в объективной оценке медицинских и гигиенических знаний о здоровье и болезни человека на различных этапах развития человечества. На фактическом материале раскрыть самобытность развития отечественной медицины, ее прогрессивность, героизм и патриотизм.
Задачи изучения дисциплины:

  • изучение основных этапов развития медицины (формирование народной, традиционной медицины, профессиональной, научной медицины); влияние мировых религий на развитие медицины; магическая и демонологическая медицина;

  • представление о медицинских системах и медицинских школах; медицинское образование, первые медицинские учреждения;

  • проблемы врачебной этики и деонтологии в истории отечественной медицины; формирование нравственного облика врача на примере выдающихся деятелей медицины;

  • привитие студенту навыков системного анализа изучаемого явления и его историко-медицинской оценки;

  • влияние гуманистических идей, научной революции и технической программы на развитие медицины.


Содержание дисциплины:

  • Медицина первобытнообщинного строя.

  • Медицина периода рабовладения, первых древних государств.

  • Медицина периода феодализма.

  • Развитие медицины в период капитализма.

  • Медицина на современном этапе (XX – начало ХХI вв.).

На практических занятиях основное внимание уделяется развитию медицины и здравоохранения в России, Сибири, в крае.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

Количество часов – 15 (9 лекций)




Тема лекции

Количество часов

1.

История медицины как наука и предмет преподавания. Формирование народной

медицины.

1,7

2.

Медицина в рабовладельческих государствах Древнего Востока.

1,7

3.

Медицина античного средиземноморья.

1,7

4.

Развитие медицины в эпоху феодализма в странах Древнего Востока.

1,7

5.

Медицина средневековой Западной Европы.

1,7

6.

Развитие медико-биологического направления в медицине (II половина XVII в. – начало

XX в.)

1,7

7.

Развитие клинической медицины (II половина XVII в. – начало XX в.)

1,7

8.

Развитие медицины в советский период в XX - XXI столетиях

1,7

9.

История развития здравоохранения на Алтае

1,7



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Количество часов – 25 (13 практических занятий)


занятия

Тема занятия

Вид

занятия

Длитель-

ность

занятия

Примечание

1.

История медицины как наука и предмет преподавания. План проведения занятий, рекомендации к выбору тем для подготовки докладов и написания курсовых работ, требования к их написанию и оформлению.




2 часа




2.

Медицина в России в эпоху феодализма: Киевская Русь (IXIII вв.) и в Московское государство (XVVII вв.).

семинар

2 часа




3.

Медицина в России в XVIII веке.

семинар

2 часа




4.

Медицина в России в I половине XIX века. Развитие физиологии в России в XIX веке. Проблемы патогенеза.

семинар

2 часа




5.

Развитие терапии в России в XIX веке.

семинар

2 часа




6.

Развитие анатомии в России в XIX веке.

семинар

2 часа




7.

Развитие хирургии в России в XIX веке.

семинар

2 часа




8.

Развитие педиатрии и акушерства в России в XIX веке.

семинар

2 часа




9.

Особенности формирования системы медицины в России во второй половине XIX века. Земская медицина. Становление санитарной статистики.

семинар

2 часа




10.

Развитие микробиологии в России в XIX веке.

семинар

2 часа




11.

Развитие гигиены в России в XIX веке.

семинар

2 часа




12.

Развитие медицины в советский период. Развитие гигиены, социальной гигиены и организации здравоохранения в Алтайском крае.

семинар

2 часа




13.

Зачетное занятие.

зачет

1 час




НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ,

СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ В ЧАСАХ
Занятие 1
Тема: ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ КАК НАУКА

И ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ, РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫБОРУ ТЕМ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОКЛАДОВ И НАПИСАНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ, ТРЕБОВАНИЯ К ИХ

НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
Цели и задачи:

  1. Знакомство с кафедрой.

  2. Раскрыть цели и задачи преподавания истории медицины.

  3. Ознакомить студентов с общей методикой преподавания истории медицины и проведения занятий, подготовки докладов и курсовых работ.


Логическая структура и основные элементы занятия:

Студенты знакомятся с методическими рекомендациями кафедры. В процессе занятия каждый студент должен хорошо усвоить, что курс истории медицины является направляющим и связующим звеном в изучении развития всех отраслей медицины, способствует формированию научно-исторического мышления у студентов, расширяет их медицинский и общекультурный кругозор, воспитывает чувство патриотизма, чувство гордости за свою Родину.

На первом занятии преподаватель раскрывает студентам цель и задачи проведения семинарских занятий, знакомит с методикой их проведения, распределяет темы докладов. Знакомит с планом их подготовки, методикой их написания, рекомендует список дополнительной литературы для работы в течение цикла.

Одна из задач семинарских занятий в высшей школе состоит в том, чтобы студенты в процессе обучения выработали навыки самостоятельной работы над литературными источниками. Эти навыки крайне необходимы будущим врачам, которым предстоит постоянно совершенствовать свои знания и проводить большую профилактическую работу среди населения, в частности санитарно-просветительную, то есть готовить лекции, доклады и выступать перед разнообразной аудиторией. В связи с этим при проведении семинарских занятий по истории медицины применяется докладная система, при которой студенты самостоятельно готовятся по определенной теме к реферативным докладам и выступлениям.

Каждое занятие начинается с вводного слова преподавателя, который дает краткую характеристику эпохи и оценивает уровень культуры в данный период. В обсуждении принимает участие вся группа, затем заслушиваются доклады по теме.

Доклад должен быть подготовлен только по дополнительной литературе, а не по учебнику. Написан должен быть доклад в отдельной тетради или на отдельных стандартных листах на одной стороне. Доклад о жизни и деятельности выдающегося деятеля медицины оформляется в виде реферата объемом 3 – 5 страниц машинописного текста (на 10 минут). В реферате должны найти отражение характерные черты эпохи, в которой жил и работал ученый, важнейшие данные из его биографии, вклад ученого в развитие той или иной области медицины, его общественно-педагогическая деятельность, влияние трудов ученого на состояние медицинской науки и практики, значение его трудов. В конце реферата приводится перечень использованной литературы. Титульный лист реферата оформляется следующим образом: в верхней части титульного листа указывается полное название вуза, название кафедры. В центральной части титульного листа указываются: зав. кафедрой, тема реферата, фамилия, имя и отчество студента, факультет, курс, группа и преподаватель. Внизу – Барнаул, год. К докладу студент прилагает доступные для него иллюстративные материалы: фотографии, слайды, презентации и др.

Доклады оцениваются преподавателем. Лучшие работы хранятся на кафедре, могут быть выставлены на кафедральных стендах и выставках кафедральной библиотеки.

Подчеркнем, что те студенты, которые не выступают на данном занятии с докладом, должны быть готовы к ответу на любой вопрос занятия, разбираемый путем активного собеседования.

По окончании изучения предмета студенты обязаны сдать зачет. Принимается зачет после прослушивания студентами всех лекций и проработки семинарских занятий. Зачет сдается по билетам устно. В билет включено два вопроса. Первый – это лекционный материал, второй – по семинарскому занятию. По предмету предусмотрена рейтинговая система оценки знаний студентов, результаты которой также учитываются при зачете.
Литература к занятию:

  1. Сорокина Т.С. История медицины. – М. : Академия, 2004.

  2. Заблудовский Е.П. История медицины. – М., 1981.

  3. Железникова Л.И., Колядо Е.В., Слухай Е.Ю. Учебно-методическое пособие по истории медицины / под ред. В.Б. Колядо. – Барнаул : ГОУ ВПО АГМУ Росздрава, 2010.


Занятие 2
Тема: МЕДИЦИНА В РОССИИ В ЭПОХУ

ФЕОДАЛИЗМА. ВРАЧЕВАНИЕ В КИЕВСКОЙ РУСИ (IX-XIII вв.) И В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

(XV-XVII вв.)
Цели и задачи:

  1. Показать основные истоки культуры и медицины Киевской Руси (IХ-ХIII): культура античных племен, восточных славян и Византии. Раскрыть характер врачебной практики. Ознакомить с подготовкой лекарей. Организацией медицинской помощи, арсеналом средств для ее осуществления.

  2. Выявить важнейшие направления развития медицины в Московском государстве (ХV – ХVII вв.), систему подготовки национальных врачебных кадров (лекари и первые доктора медицины). Охарактеризовать деятельность первых больниц и госпиталей.



Логическая структура и основные элементы занятия:


Дать характеристику эпохи. Назвать основные истоки культуры и медицины Киевской Руси. Выделить периоды в истории русского народа эпохи феодализма. Дать понятие: монастырская медицина, народная медицина. Роль монастырей в общественном призрении и врачевании (Киево-Печерский монастырь). Монастырские врачеватели Антоний, Агапит, Дамиан и др. Привести методы лечения больных: докторские «сказки»; русская баня. Вопросы врачевания по древним летописям («Русская правда», «Изборник Святослава»).

Образование и укрепление Московского государства. Зарождение государственной медицины. «Судебник» Ивана Грозного, решения «Стоглавого собора». Аптеки и система заготовки лечебных трав (аптечные огороды), Аптекарская палата, Аптекарский приказ. Организация медицинской службы в войсках. Первая лекарская школа (1654). Временные военные госпитали.

Болезни и способы их лечения. Больницы и госпитали. Борьба с эпидемиями.

Первые доктора медицины: Георгий Дрогобыч (ок.1450 – 1494), Франциск (Георгий) Скорина (1490 – 1535), П.В. Постников.

Контрольные вопросы

  1. Политическая, социальная и экономическая обстановка в IX-XII веках. Создание государства Киевская Русь.

  2. Влияние византийской культуры на развитие культуры и медицины в Киевской Руси.

  3. Развитие медицинского дела в период становления киевской государственности.

  4. Регламентация медицинской деятельности Киевской Руси.

  5. Экономические и политические предпосылки создания Московского государства.

  6. Особенности формирования медицины в XV-XVII веках.

  7. Регламентация медицинской деятельности в период царствования Ивана IV.

  8. Организация аптечного дела. Развитие травной медицины.

  9. Подготовка медицинских кадров в период феодализма на территории Московского государства.


Литература к занятию:

  1. Сорокина Т.С. История медицины. – М. : Академия, 2004.

  2. Заблудовский Е.П. История медицины. – М., 1981.

  3. Железникова Л.И., Колядо Е.В., Слухай Е.Ю. Учебно-методическое пособие по истории медицины / под ред. В.Б. Колядо. – Барнаул : ГОУ ВПО АГМУ Росздрава, 2010.


Темы для докладов:

1. Эмблемы медицины
Литература:

  1. Б.М.Э. – М., 1985. – Т. 28.

  2. Грибанов Э.Д. Медицина в необычном. – М. : Сов. Россия, 1988. – 172 с.:ил.

  3. Грибанов Э.Д. Медицина в символах и эмблемах. – М. : Медицина. – 1990. – 205 с.:ил.

  4. Грибанов Э.Д. Эмблемы медицины. – Тбилиси, 1979.

  5. Грибанов Э.Д. Медицина в эмблемах и символах. – М., 1988.

  6. Тарасов В.М. Символы медицины как отражение врачевания древних народов. – М., 1995.

2. Первые доктора медицины.

Литература:

  1. Белов С.И. Первый доктор медицины Белоруссии Франциск Скорина // Советское здравоохранение. – 1990. – №5. – С. 68-71.

  2. Лойко О.А. Скорина. – Молодая гвардия. – 1989. – 350 с.


Занятие 3
Тема: РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ

В ЭПОХУ РАЗВИТОГО ФЕОДАЛИЗМА (XVIII ВЕК)
Цели и задачи:

  1. Охарактеризовать сдвиги, происшедшие в социально-экономическом положении России и конца ХVII начала ХVIII вв., как условия для ускоренного развития медицины.

  2. Рассмотреть формирование медицины как системы в пределах ее разделов.

  3. Определить возникновение объективных предпосылок для формирования профессиональной помощи населению. Организация медицинской помощи в России в XVIII веке.

  4. Показать достижения передовой научной материалистической мысли в трудах М.В. Ломоносова и ее влияние на медицинскую теорию и практику.

  5. Раскрыть передовой, прогрессивный характер развития важнейших направлений медицинской науки в России ХVIII в.

Логическая структура и основные элементы занятия:


Общественно-экономические сдвиги в стране. Реформы Петра I. Роль медицинского образования в развитии медицины в России. Основание постоянных военных госпиталей и открытие первой госпитальной школы в Москве (1707 г.). Роль Н. Бидлоо в подготовке русских врачей. Научно-практический характер преподавания. Обучение у постели больного (госпитальные палаты). «Генеральный регламент о госпиталях» (1735 г.). Открытие Академии Наук в С.-Петербурге (1725 г.) и Московского Университета (1755 г.) с медицинским факультетом (1764 г.). Преобразование центральных органов управления здравоохранением: Медицинская канцелярия (1716 г.), Медицинская коллегия (1763 г.). Возникновение фабрично-заводских госпиталей. Введение должностей городских врачей и губернских докторов. Создание врачебных управ.

Бахерахт: меры борьбы с цингой на флоте.

Влияние М. В. Ломоносова на развитие естествознания и медицины. Письмо «О размножении и сохранении народа российского» (1761 г.). Борьба русских ученых за самостоятельное развитие отечественной медицины.

Основные достижения отечественной медицины XVIII в., С. Г. Зыбелин – первый отечественный профессор медицинского факультета Московского Университета. Его труд «Слово о причинах внутреннего союза частей между собой» (1768 г.). Н. М. Максимович-Амбодик – автор первого русского оригинального учебника по акушерству «Искусство повивания или наука о бабичьем деле» (1768 г.), автор терминологических словарей.

Д. С. Самойлович – основоположник русской эпидемиологии. Его труд «Краткое описание микроскопических исследований о существе яду язвенного» (1784 г.,1792 г.). А. М. Шумлянский, его диссертация «О строении почек» (1782 г.). М. М. Тереховский, его диссертация «О наливочном хаосе Линнея» (1775 г.).

Меры борьбы с эпидемиями в России: натуральной оспой, чумой, сибирской язвой. Введение вариоляции, «оспенные дома» в Москве и С.-Петербурге. Основные черты развития медицины в России в XVIII в.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов


связь с админом