Главная страница
qrcode

Лучкевич В.С. - Основы социальной медицины и у... В. С. Лучкевич основы социальной медицины и управления здравоохранением учебное пособие


НазваниеВ. С. Лучкевич основы социальной медицины и управления здравоохранением учебное пособие
АнкорЛучкевич В.С. - Основы социальной медицины и у.
Дата28.09.2017
Размер0.99 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛучкевич В.С. - Основы социальной медицины и у...doc
ТипУчебное пособие
#39346
страница1 из 61
Каталогid184204929

С этим файлом связано 49 файл(ов). Среди них: Shilkin_V_V__Filimonov_V_I_-_Anatomia_po_Pirog.pdf, Soldatenko_S_A_-_Osnovy_sotsialnoy_meditsiny.pdf и ещё 39 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61


В. С. ЛУЧКЕВИЧ

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1997

--------------------------------------------

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова

В. С. ЛУЧКЕВИЧ

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1997 УДК 614.1/2 (06)

Автор — Лучкевич Владимир Станиславович, д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой социальной медицины и управления здравоохранением Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова, акад. Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы.

В. С. Лучкевич. Основы социальной медицины и управления здравоохранением: Учебное пособие. — СПб: СПбГМА, 1997. — 184 с.

В учебном пособии представлены справочные материалы и ключевые понятия основных положений социальной медицины, санитарной статистики и управления здравоохранением, позволяющие студентам медицинских вузов подготовиться к итоговой оценке знаний и практических навыков, тестовым заданиям и решению ситуационных задач.

Материалы пособия могут быть использованы студентами как логическая структура для освоения предмета при подготовке к практическим занятиям и экзаменам.

Издание рассчитано на студентов, ординаторов, аспирантов и преподавателей кафедр социальной медицины и управления здравоохранением различных факультетов медицинских вузов.

В написании отдельных разделов учебного пособия принимали участие Р.П.Анисимов,В.А.Кургашов,Н.Нечаева,А.Н.Пивоваров,Г.М.Пивоварова,В.П.Романюк,И. А. Титова, Т. Г. Федорова.
Рецензент: В. К. Юрьев — профессор, заведующий кафедрой социальной медицины, экономики и управления здравоохранением Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии.
Учебное пособие утверждено на заседании ученого совета СПбГМА им. И. И. Мечникова.


©    Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова, 1997
ВВЕДЕНИЕ
Процессы социально-экономического реформирования, охватившие все сферы жизнедеятельности населения России, в значительной степени изменяют медико-социальную ситуацию, формы медико-санитарного обеспечения, критерии и показатели работы медицинских учреждений. Появляются новые данные о показателях общественного здоровья, факторах риска окружающей среды и образа жизни. Входят в повседневную деятельность медицинских работников новые формы хозяйственного механизма, экономических отношений, программно-целевого планирования. Новую интерпретацию получают изданные ранее законодательные и нормативные документы. Происходят изменения в структуре и формах первичной медицинской помощи и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Это определяет необходимость подготовки новых учебных пособий.

В настоящее время система здравоохранения, показатели и нормативы медико-социального обеспечения все еще не стабильны. Не отработана четкая стратегия развития здравоохранения на ближайшие и отдаленные сроки. Поэтому подготовка студентов по этим разделам в основном должна осуществляться в виде лекционного курса и практических занятий. Новую информацию о современных проблемах здоровья и здравоохранения студенты могут получить только при непосредственном общении со специалистами. Это определяет необходимость подготовки справочных материалов, руководств и методических пособий более оперативного характера. Как правило, материал, содержащийся в учебной литературе, достаточно обширен, разбросан, что усложняет усвоение студентами обязательных положений, методов, показателей.

Рациональным, с нашей точки зрения, является представление обязательных учебных элементов в виде набора ключевых, первоочередных сведений справочного характера, дающих исчерпывающие ответы на контрольные вопросы. Критерием выбора контрольных вопросов и ответов на них является не только учебная программа, но и современные понятия о проблемах здоровья и здравоохранения.

Автор выражает надежду, что данное пособие поможет в усвоении основных разделов предмета, и будет признателен за высказанные пожелания.

Проф. В. С. Лучкевич

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ


Основные теоретические и организационные принципы современного здравоохранения


Понятие “здравоохранение” означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения.

Главное направление в развитии и совершенствовании здравоохранения на современном этапе — охрана материнства и детства, создание оптимальных социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико-демографических проблем.

Государственный характер здравоохранения обеспечивает финансирование, подготовку и усовершенствование кадров. Деятельность органов и учреждений осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно-правовых документов. Принцип единства медицинской науки и практики реализуется в виде совместной деятельности и внедрения научных разработок в учреждениях здравоохранения.

К числу важнейших теоретических проблем здравоохранения относятся: социальная обусловленность общественного здоровья, болезнь как биосоциальный феномен, основные категории здравоохранения (общественное здоровье, материально-экономическая база, кадры и т. д.), формы и пути развития здравоохранения при различных социально-экономических условиях и др.

Всемирной организацией здравоохранения определены 4 категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране: 1) показатели, относящиеся к политике в области здравоохранения; 2) социальные и экономические показатели; 3) показатели обеспеченности медико-социальной помощью; 4) показатели состояния здоровья населения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

перейти в каталог файлов


связь с админом