Главная страница
qrcode

дэга. Великий хореограф Джордж Баланчин не случайно сравнивал балерину со скаковой проводимой лошадью, ведь их роднит главное сочетание силы, грации и красоты движений


НазваниеВеликий хореограф Джордж Баланчин не случайно сравнивал балерину со скаковой проводимой лошадью, ведь их роднит главное сочетание силы, грации и красоты движений
Дата19.12.2019
Размер31.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файладэга.doc
ТипДокументы
#158351
Каталог

Великий хореограф Джордж Баланчин не случайно сравнивал балерину со скаковой проводимой лошадью, ведь их роднит главное: сочетание силы, грации и красоты движений. Эдгар Дэга - великий французский импрессионист больше всего любил писать лошадей, обнаженное женское тело и танцовщиц. Танцу он посвятил около ста своих полотен. (КАРТИНА 1)

Интерес к искусству танцу давняя французская традиция. Многие парижские художники, среди которых были и Ланкре, Латур и Фрагонар находили вдохновение в искусстве танцовщиц. Цепкий взгляд Дэга улавливал самую суть профессии, поэтому больше чем спектаклей в Парижской опере в его манере балетные классы. ( КАРТИНА 2)

Для Дэга искусство балета прежде всего тяжёлый труд, долгая изнурительная работа. Недаром эту профессию назвали катаргой в цветах. Балерина вовсе не эфимерный эльф, а существо физическое, состоящее из плоти и мышц, одетое в трико и лёгкую газовую юбочку. Он говорил: Меня называют живописцем танцовщиц; не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения.

Его прельстила не какая-то конкретная прима-балерина, он заинтересовался балетом вообще, — балетом, живущим особой жизнью, и рядовой средней балериной. Дэга редко изображал танцы на сцене, его больше интересовало, что происходит за кулисами, в танц классах, на балетных репетициях. Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед нами не только в свете софитов на сцене, но и в полумраке танцевальных классов и в короткие минуты отдыха.. Он показал то, что обычно не видет зритель. Дэга даже предложил заглянуть в артистическую Гримм уборную через щелку чуть приоткрытой двери (КАРТИНА 3)

Одна из самых ранних работ балетного цикла - Танцевальное фойе оперы на улице  Ле Пелетье. (КАРТИНА 4)

Идёт репетиция. Три танцовщицы, расположились у станка, среди группы балерин справа находится хореограф и скрипач. А рядом молодая танцовщица замерла в ожидании указаний. Центре композиции - напряжное пустое пространство, но именно здесь и сейчас произойдет чудо - танцовщица покажет свое мастерство, превратит идею балетмейстера в реальность.

В знаменитой картине "Танцевальный класс" Дэга изобразил юных балерин. (КАРТИНА 5) Каждая выполняет свое собственное движение, ведь она - индивидуальность. Одинокая фигура, так что находится немного в стороне это великий хореограф романтической эпохи, автор балета Жизель - Жюль Перро, одетый в светлый льняной костюм он опирается на деревянную трость и внимательно наблюдает. Наблюдают и зрители. На заднем плане можно разглядеть дам в шляпках - они зашли полюбоваться танцем.На лицах танцовщиц застыло то ли напряженное внимание, то ли утомление, а парадные улыбки и традиционное изящество исчезли. Повороты фигур зачастую попросту некрасивы, а движения — у балерин! — угловаты. Взгляд зрителя скользит по худым спинам, острым локтям, жилистым шеям... Световое решение картины и почти прозрачное тонким слоем наложение краски дают прекрасный эффект реальности сцены. Эта большая картина Дега с изображением сцены урока танцев была написана им по заказу известного баритона и коллекционера Жана-Батиста Фаре.

О картинах Дэна часто говорила, что они близки к фотографии. Настолько тонко и точно схвачены мимолётные моменты. Однако в живописи как и в балете добиться лёгкости и естественности самое трудное. Каждое произведение: будь то балетная вариация или живописное плотно это итог наблюдения, тщательного отбора и долгого кропотливого труда. То что кажется мгновенным и случайным экспромтом, вовсе не экспромт.

Картина "Репетиция балета на сцене" (КАРТИНА 6) напоминает стоп кадр документального кино. Группа балерин отрабатывает свои пируеты, другие отдыхают. Вот девушка присела на скамейку. Она почесывает спинку, другая лениво подтягивается и зевает. Кто-то перевязывает ленты на пуантах, кто-то оттачивает свои па, кто-то просто скучает.

На другом плотнее две танцовщицы (КАРТИНА 7) неловко закинули ногу на палку. Они разрабатывают свои суставы и мечтают о триумфальных выступлениях и всеобщем признании.а пока беспросветные будни бесконечных репетиций.

Урок танца (КАРТИНА 8) рассказывает о совсем юной танцовщицы. Она напоминает заводную куклу, которая ещё не понимает зачем стоит у станка. Прекрасна ее балетная пачка, она как будто соткана из тысячи бликов. Печальный скрипач занят только своими мыслями, совсем о другой карьере он мечтал.

А вот картина "звезда" (КАРТИНА 9). Художник запечатлил приму в момент ее триумфа. Наряд сияет в света рамп, в руках букет цветов. Она счастлива и в миг забыты все муки, слезы, кровавые мозоли и растянутые связки. Она счастлива. И ведь лишь типа, кто танцует сейчас в праве называться царицей сцены. На заднем плане можно различить фигуры других балерин. Скоро из выход .

Вершиной балетной темы Дега, как и всего его творчества, признана картина «Голубые танцовщицы» (КАРИНА 10)(1898 год, ГМИИ им. А. С. Пушкина). Четыре балерины в голубых балетных пачках в ожидании выхода на сцену поправляют свои наряды. Она написана пастелью..Как-то Дега сказал, что изображать моющихся женщин — «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину». В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», — сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему.

Танцовщицы в голубом, в розовом, фиолетовом, зелёном и жёлтом - яркие живописные полотна и нежные гризайли.(КАРТИНЫ 11)

Цвет и движения открыли художнику путь к удивительным прозрениями в живописи. Балетная тема позволяла ему находить новый язык. Искать новые технические приёмы.«Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения, но и в развитии этой темы Эдгар Дега шел очень осторожно, поэтому его произведения резко отличаются от картин таких классиков импрессионизма, как Моне, Писсарро, Сислей.Карандаш и уголь, масло и пастель, нежно-серые гризайли и яркие гармонии, отдельные фигуры и многолюдные композиции — все эти пути были испробованы Дега для все новых и новых воплощений завладевшей им темы.В смысле композиционного метода мы можем проследить у Дега два главных принципа членения поверхности картины — по диагонали (женская фигура как бы пересекает поверхность от нижнего угла к противоположному верхнему) и спиралью (женская фигура находится в центре картины и изогнута в форме буквы S). По сторонам видны околичности — окна, драпировки, кресла, ванны; это именно та «среда», тот «фон», которые вносят сюда бытовую ноту.

Танец для Дэга это воплощение реального мира со всеми его будничными проводами. Танец это символ неуловимого совершенства. Не случайно он повторял. Музы целыми днями работают в одиночестве и лишь под вечер собираются вместе и танцуют.

По картинам Дега можно восстановить всю историю балерины, все этапы ее обречения театру. Вот она — еще худенькая девочка и уже преждевременная женщина с жеманно поджатыми губками, в декольтированном корсаже, рядом с сестрой в коричневом гимназическом платьице, которую ждет та же участь2. Вот и самые упражнения ее, чуждые всякого подъема и увлечения и скучные, как этот серый парижский день, льющий свои холодные волны через громадные окна фойе, — упражнения, утомляющие до той же неистовой рабочей зевоты, которую мы видим у «Гладильщицы».(КАРТИНА 12) Напряженно и неуклюже, выбиваясь из сил, безрадостные и уродливые со своими торчащими лопатками, худосочными лицами, развитыми икрами работают балерины во всех «репетициях» Дега. А вот неизменные спутники их жизни — старуха мать, унылый скрипач, балетмейстер с толстой палкой и платком, торчащим из кармана, и, наконец, поклонник-покровитель, «некто в цилиндре»; и даже выводя на сцену прима-балерину, легкую и изящную, как мотылек, Дега не забывает показать это безобразное черное пятно, неизменно торчащее за кулисами, — тень мужчины...(КАРТИНЫ 12)

Наиболее поздний и зрелый цикл произведений Дега — его образы женской наготы.С этими излюбленными им образами нагого тела Дега не мог расстаться даже и тогда, когда полуослеп и, не будучи в силах писать красками, продолжал лепить их из воска. Однако и здесь перед лицом женской красоты наш художник остается в большинстве случаев верен себе — все тот же, каким мы видим его в прачечных, за кулисами, на скачках: неисправимым любопытником, острым наблюдателем, беспощадным аналитиком. (КАРТИНА 13)

В 1881 году художник Эдгар Дега продемонстрировал свое новое творение - восковую скульптуру "Четырнадцатилетняя танцовщица". Когда она впервые была показана на выставке, зрители пришли в ужас. Со временем восприятие изменилось. Сегодня это одно из самых любимых скульптурных произведенийЭто единственная вещь, которую художник выставлял при жизни. (СКУЛЬПТУРА 14)

  Работая над скульптурой, мастер решал творческую задачу, объявленную его современниками непосильной: как превратить несовершенное формирующееся тело девочки-подростка в шедевр? Говорят, когда скульптура была готова, Дега был в целом доволен работой, если бы не одно «но»: ему не нравилось то место, где ноги «крепились» к туловищу. Тогда Дега принял удивительное для конца XIX века решение – надел на скульптуру юбку.

Кстати до недавнего времени картина Дега «Отдыхающая танцовщица» оставалась самой дорогой пастелью, заработав 37 миллионов долларов на нью-йоркских торгах Sotheby’s в ноябре 2008 года. (КАРТИНА 15)

Еще при жизни Дега, когда ему исполнилось 80 лет, одна из его картин, «Танцовщицы в баре»,(КАРТИНА 16) была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму - 478 000 франков. Это была самая высокая цена, когда-либо назначавшаяся за картину художника-импрессиониста. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».

Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену (Жан Луи Форен художник график) придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
перейти в каталог файлов


связь с админом