Главная страница
qrcode

Влияние панславистов на создание Чехословакии в качестве относительно удачных иллюстраций практического преломления


НазваниеВлияние панславистов на создание Чехословакии в качестве относительно удачных иллюстраций практического преломления
АнкорВлияние панславистов на создание Чехословакии.pdf
Дата06.02.2017
Формат файлаpdf
Имя файлаVlianie_panslavistov_na_sozdanie_Chekhoslovakii.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#36692
Каталогpolitev

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: Informatsionno-psikhologicheskie_metody_vozdeystvi.pdf, Dvizhenie_Reformatsii_i_protestantizm_v_slavyanskikh_stranakh.pd, Os_Parizh-Berlin-Varshava-Moskva.pdf, Moravia__rodina_slavyanskoy_propovedi.pdf, Sila_Sibiri_kak_instrument_v_bolshoy_politike.pdf, Yugoslavizm.pdf, EM-Savosin_Denis-Bloging_kak_forma_sovremennykh.pdf, Umerla_li_ideya_vseslavyanskogo_edinstva.pdf, Izyskannye_blyuda_polskoy_kukhni.pdf, Obizhennaya_Imperia.pdf и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы


Влияние панславистов на создание Чехословакии
В качестве относительно удачных иллюстраций практического преломления
панславистских идей можно рассматривать примеры образования Югославии и
Чехословакии. Это два государства, основание которых непосредственно связано с
деятельностью видных идеологов панславизма и является логичным продолжение
панславистской идеологии. Боле того, в обоих случаях в среде панславистов
возникли местная направления общеславянской идеи, адаптированные к условиям и
потребностям, актуальным, для данного региона, соответственно югославизм и
чехословакизм. В случае с сознанием чехословацкого государства, влияние деятелей
панславизма просматривается наиболее ярко.
Панславизм и на чехословацкой земле
История панславистского движения тесно и неразрывно связана с чехословацкими землями. Достаточно отметить, что сам термин «панславизм» был предложен словаком
Яном Геркелем, когда он работал над исследованием «Основы всеобщего славянского языка», где указывал на необходимость создания единого языка для всех славян. Но это не единственный ключевой момент истории панславизма, связанный с будущей
Чехословакией. Так, в конце 40-ых годов ХІХ века активисты славянского движения в
Чехии, Павел Шафарик и Карел Зап стали инициаторами Первого славянского конгресса в
Праге.
Славянский конгресс проходил со 2 по 12 июня 1848 года во дворце Жофин. Он собрал
300 делегатов, среди которых по национальному признаку было выделено три секции: чехословацкая, в которой председательствовал П. Шафарик, включавшая представителей чехов, моравов, силезцев и словаков; польско-русинская, где председательствовал К.
Либельт, состоявшая из поляков и русин; и югославская, включавшая словенцев, хорват, сербов и далматинцев. Кроме того, на нём также присутствовали гости из других стран
(русские, поляки, сербы, черногорцы). Видный чешский историк и общественный деятель
Франтишек Палацкий был избран председателем съезда.

Первый Славянский Съезд в Праге. Гравюра
Съезд был призван консолидировать усилия приверженцев общеславянской идеи и сформулировать общие позиции славянского движения, для их последующего продвижения и реализации на практике. В ходе съезда были сформулированы две концепции развития для славянских народов (речь шла, прежде всего, о славянах
Австрийской империи): более умеренное крыло видело будущее славянских народов в составе федерации под управлением Австрийской короны, а более радикальное – требовало создание независимой федерации славянских народов.
Несмотря на то, что съезд был прерван Пражским восстанием, катализатором которого он, собственно, и стал, он всё же сыграл немаловажную роль. В момент, когда по Европе прокатилась волна революций, и положение было достаточно неспокойным, восточноевропейские славяне заявили о себе как о некоей единой силе, с которой так или иначе придётся считаться впредь.
Что касается материального выражения панславистских идей, на съезде был принят общеславянский гимн (сочинённый словацким поэтом и прозаиком, Самуилом
Томашеком) и панславянские цвета (синий, белый и красный), а кроме того, опубликован
«Манифест славянского съезда 1848 года к народам Европы». Что характерно, на волне антифеодальных и национально-освободительных волнений и революций, прокатившихся по всей Европе в 1848-1849 годах, именно данный манифест, принятый в чешской столице, указывал на необходимость построения государства (прежде всего, славянского мира) на демократических принципах. Славяне, собравшиеся на Конгресс в Праге призывали не только к решению славянского вопроса, но и предлагали созвать
аналогичный общеевропейский съезд для решения глобальных общеевропейских вопросов.
Чехословацкие панслависты
Упомянутая работа Яна Геркеля обратила внимание мыслящих культурно-политических деятелей славянских народов на вопрос славянского единства. Среди увлечённых этой идеей оказался и чешский просветитель, филолог, лингвист, литературовед, фольклорист и историк Йосеф Добровский.
Франтишек Палацкий, Павел Йозеф Шафарик, Самуил Томашик, Карел Владислав Зап, Йосеф Добровский
Йосеф Добровский стоит у истоков славянского языкознания как науки и считается основоположником славистики, внеся основополагающий вклад в изучение старославянского. Особое уважение среди симпатиков чешского национального возрождения получил он, как первый специалист, произведший кодификацию чешского литературного языка. Необходимо отметить, что в область научных интересов
Добровского ещё до развития панславистских идей в работе Геркеля, помимо средневековой чешской историографии, входили такие существенные для панславизма вопросы, как кирилло-мефодиевистика, вопрос прародины славян и др. Характерно, что он внёс неоценимый вклад не только в чешскую, но и в общеславянскую культурно- научную среду.
Ещё один деятель чешского и словацкого национального возрождения, стоявший у истоков чешского ответвления панславизма, словацкий и чешский славист, историк,
литературовед и поэт – Павел Шафарик. Отучившись в Германии, Шафарик успел поработать и в Словакии, и в Сербии, и в Венгрии, и в Чехии, став специалистов не только в чешской и словацкой лингвистике, но и в сербской. В 1826 году, одновременно с работой Яна Геркеля, Шафарик издаёт свой труд «История славянских языков и литератур для всех наречий», подводя тем самым языкознание славянских народов под общий знаменатель панславистской идеологии. Работа в разных концах Австрийской империи дала ему возможность комплексно охватить вопросы славянской культуры, то есть не только воспринять панславистские идеи по литературе, но и оценить потенциал славянского единства на практике.
Серьёзный вклад в развитие чешской историографии принадлежит чешскому историку и политическому деятелю, Франтишеку Палацкому. Друживший с Шафариком Палацкий открыто воспринял чешскую национальную идею и активно включился в исследовательскую работу в области чешской истории. Пробовал себя и на общественно- политическом поприще, к примеру, был одним из авторов декларации 21 марта, требовавшей объединения Богемии, Моравии и Силезии в одну коронную землю. Он был сторонником и один из создателей концепции австрославизма, а кроме того, участвовал в революции 1848 – 1849 годов.
Среди виднейших деятелей чехословацкого панславизма, нельзя не упомянуть одного из виднейших проповедников славянского единства, общественно-политического деятеля, поэта и философа, Яна Коллара. Уже с 20-ых годов ХІХ века публикуются его стихи, написанные в духе идей общеславянского единства. Помимо поэтической проповеди славянского единства, он написал ещё ряд трактатов, где призывает к сближению славянских культур, взаимному изучению славянских языков и литературного наследия в оригинале. Известен и его вклад в области этнографии и словацкого национального возрождения.
Конечно, список панславистов чехословацких земель был бы не полным без такого яркого общественно-политического деятеля, как Людевит Штур. Будучи поэтом и филологом,
Штур стал не только одним из виднейших деятелей словацкого национального движения, но и создателем словацкого языкового стандарта, который лёг в основу современного словацкого языка. Впрочем, Штур отличился не только в области словацкой лингвистики, но и стал одним из активнейших участников революционных событий 1848-1849 годов в
Венгрии, а позднее – депутатом венгерского парламента.
Итак, остановившись даже лишь на этих нескольких выдающихся личностях панславистского движения, становится понятным, что чехословацкие земли можно с уверенностью называть одним из центров формирования общеславянских идей не только в масштабах Австрии, но и Восточной Европы в целом.
Создание Чехословакии
Вполне логичным и закономерным в этом свете выглядит появление, в развитие панславистских идей, на чехословацком пространстве – собственно, чехословакизма.
Чехословакизм стал с одной стороны как бы совместным приложением идей чешского и словацкого национального возрождения и идей панславизма на региональном уровне. Так, громадная лингвистическая, историческая и этнографическая работа, проведенная первыми чешскими и словацкими панславистами, легла в основу концепции, указывающей на единство чешского и словацкого народа.
Процесс сближения разъединённых несколькими веками ранее частей Великоморавской державы начал набирать обороты во второй половине ХІХ века, после того, как в 1867
году империя Габсбургов трансформировалась в Австро-Венгрию. С этого момента обе части империи – западная, австрийская, включавшая Чехию, и восточная, венгерская, где жили словаки, – получили широкие права в сфере внутренней политики. Практическое приложение этой политике дало понять чехам и словакам, что борьба за их национальные интересы продолжается, а более эффективной эту борьбу могут сделать совместные усилия.
К концу века поиски точек соприкосновения двух народов приводят к открытию в Праге в
1896 году общества «Чешско-словацкого единства». Ежегодные совместные собрания чешской и словацкой интеллигенции начиная с 1908 года проводятся в моравском курорте
Лугачовице.
Томаш Масарик, Эдвард Бенеш, Милан Растислав Штефаник
Но все эти устремления вряд ли в нужный момент обрели бы практическое преломление, если бы не такая историческая личность, как Томаш Масарик. Именно этого социолога, философа, общественного и государственного деятеля, можно без преувеличения считать не только создателем чехословакизма, но и самой Чехословакии. Масарик по национальности был словаком, жил в Вене, затем в Праге. Уже в чешской столице он стал развивать концепцию славянского единства на принципах федерализма и равноправия, а, кроме того, выстраивал концепцию единой нации чехословаков. Поначалу, он выступал за постепенную и планомерную демократизацию Австро-Венгерского государства и переустройства его на принципах федерализма. Впрочем, вступление Австро-Венгрии в
Первую мировую войну подтолкнуло его к более активным действиям.
Так, пробыв депутатом Рейхсрата почти до самой Войны, уже с первых её дней участвует в Движении за независимость Чехословакии, подготавливает общественное мнение в странах Антанты к поддержке будущего Чехословацкого государства. Работает над окончательным оформлением концепции будущего чехословацкого государства.
Крупнейшие общественно-политические деятели будущей Чехословакии Томаш Масарик,
Эдуард Бенеш и Милан Штефаник вступают заручаются поддержкой глав государств
Антанты в вопросе создания Чехословацких легионов, которые должны были стать в будущем опорой нового государства.
Уже в 1915 году Масарик в Женеве обнародовал план формирования Чехословакии. В связи с этим несколькими месяцами позднее чешские и словацкие эмигрантские
организации в Кливленде принимают совместную декларацию об основах создания
Чехословакии.
Эдвард Бенеш, ещё один крупный деятель чехословацкого национального движения времён Первой мировой войны, а в последствии – чехословацкий государственный деятель, в 1916 году вместе с Томашем Масариком и Миланом Штефаником формирует
Чехословацкий национальный совет, ставший прообразом правительства строящегося государства, который был признан ключевыми станами Антанты.
Что касается Милана Штефанека, надо отметить, что он ещё до официального решения о формировании чехословацких легионов, воюя в Сербии, пытался продвигал идею организации чехословацкой эскадрильи. В последствии, в декабре 1917 года, посредством приложенных им дипломатических усилий, было дано добро на формирование
Чехословацкой армии во Франции. Позднее он также договаривался о выводе
Чехословацкого корпуса из охваченной Гражданской войной России.
![Одно из фото
Чехословацкого корпуса в
России](http://www.rusarchives.ru/pik/events/czechoslovak-corps-exp/4.jpg)
Итак, когда во Франции была сформирована армия Чехословакии, а первое временное правительство провело в Париже ряд заседаний, приблизился конец войны, давший возможность окончательно реализовать идею нового государства. 28 октября 1918 года уже в Праге Национальным чехословацким комитетом была провозглашена независимость Чехословакии.
Подводя итоги, стоит отметить, насколько планомерный и закономерный путь
развития прошли панславистские идеи на чешских и словацких землях. Как видно,
чешские и словацкие панслависты не только заложили основу идеологии
чехословацкой нации, сформировали лингвистический, этнографический и
культурный базис объединения двух славянских народов, но, что важно, они сумели
вовремя перейти от теории к практике, воспользоваться подходящим историческим
моментом и построить достаточно сильное государство с крепким экономико-
социальным потенциалом. Развитие и трансформация панславистских идей на
чехословацкой земле провела чешскую и словацкую просвещённую интеллигенцию
от статуса историков и философов к статусу общественно-политических и
государственных деятелей, а они в, свою очередь, развили идею умозрительного
общеславянского единства в концепцию объединения двух славянских народов в
пределах реального суверенного государства.
Список использованных источников
Кравчук О. Т.Г. Масарик про Ідею Чехо­словацької держави та принципи її національної політики / О. Кравчук // Проблеми історії Центральної та Східної Європи: збірник наукових праць. – Випуск 1. – 2010. – С. 116-123.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890
– 1907.
[Манифест Славянского съезда 1848 г. К европейским народам. / Ф.Палацкий, // Бакунин
М.А.
Собрание сочинений и писем.
1828-1876
М.,1935.
ТА.
С.478-
480](http://www.slavonic.iptelecom.net.ua/ideol/1848.htm)
Персоналии:

Геркель, Янn - https://ru.wikipedia.org/wiki/Геркель,_Ян
Шафарик, Павел Йозеф - https://ru.wikipedia.org/wiki/Шафарик,_Павел_Йозеф
Зап, Карел Владислав - https://ru.wikipedia.org/wiki/Зап,_Карел_Владислав
Палацкий, Франтишек - https://ru.wikipedia.org/wiki/Палацкий,_Франтишек
Томашик, Самуил - https://ru.wikipedia.org/wiki/Томашик,_Самуил
Добровский, Йосеф - https://ru.wikipedia.org/wiki/Добровский,_Йосеф
Масарик, Томаш - https://ru.wikipedia.org/wiki/Масарик,_Томаш
Бенеш, Эдвард - https://ru.wikipedia.org/wiki/Бенеш,_Эдвард
)
Штефаник, Милан Растислав - https://ru.wikipedia.org/wiki/Штефаник,_Милан_Растислав

перейти в каталог файлов


связь с админом