Главная страница
qrcode

Менеджмент. Вопросы к экзамену по менеджменту


НазваниеВопросы к экзамену по менеджменту
АнкорМенеджмент.docx
Дата13.10.2017
Размер0.71 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМенеджмент.docx
ТипВопросы к экзамену
#42580
страница2 из 10
Каталогtutuchan

С этим файлом связано 33 файл(ов). Среди них: Бухучет. Памятка по счетам и основам.doc, BUKhUChET_Ekzamen_AST.pdf, Менеджмент.docx, ДКОиМП (без ответов).doc, ДКОиМП.docx, Теория игр. Теория к экзамену.docx, Оценка собственности (полная версия).doc, МАКРА. Теория к экзамену.doc, Оценка собственности (сокр.вариант).doc и ещё 23 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Характеристики менеджеров низового, среднего и высшего уровня

Менеджеров подразделяют на три уровня или звена: низшее, среднее и высшее

Менеджеры низшего звена обычно выступают в роли младших начальников. Руководят, как правило, рабочими и другими работниками, НО не управляющими. Их работа характеризуется частыми переходами от одной задачи к другой. Временной период для реализации решений короткий.

Менеджеры среднего звена координируют и контролируют работников низшего звена. К ним относятся люди, которые возглавляют в организации крупные подразделения. Выполняют роль связующего звена между высшим и низшим звеном.

В свою очередь менеджеры высшего звена отвечают за принятие важных решений для всей организации. Менеджеров высшего звена значительно меньше, чем других, так как их работа не имеет никакого четкого завершения и содержит значительный риск. Их труд высоко ценится и хорошо оплачивается

Если говорить о западных предприятиях, то также различают:

  • top managment — высшее звено управление. Например, ген. директор и другие слены правления

  • middle managment — среднее звено управления. Руководители управлений и самостоятельных отделов

  • lower managment — низнее звенья управления. Руководители подотделов и других аналогичны подразделений

Необходимо также отметить, что чем выше уровень иерархии, тем больше рабочего времени менеджер тратит на решение стратегических задач. На низшем уровне менеджер занимается оперативными вопросами.

Рекомендуемая структура рабочего времени для менеджеров высшего уровня: Стратегические задачи 60%, тактические — 25%, оперативные - 15%. Среднего звена: 25,50,25%. Низшего звена- 10,25, 65%

также можно выделить менеджеров линейных и функциональных. Линейные возглавляют организации, учреждения; функциональные- руководят функциональными подразделениями.

Существуют другие принципы деления менеджеров:

  • производственные и административные. П. - занимается технической стороной производства (выпуск продукции, создание требуемых материально-технических условий). А. - обеспечение общих условий работы, финансы, право, экономическая безопасность, маркетинг, связи с общественностью и тд

  • в последние годы появились инновационные менеджеры. И.М. - не начальник, а сотрудник, партнер. Его деятельность направлена на передачу знаний, реализацию эконом. Решений и тд

Профессионализм менеджера заключается во владении им специальными знаниями и навыками в области управления, в способности работать с людбми в различных сферах.

К менеджеру любого уровня предъявляется целый ряд требований. Он должен обладать следующими качествами:

  • наличие знаний и опыта в области управления современной организацией

  • владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках

  • умение обосновывать и принимать решения в условиях высокой динамичности и неопределенности на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками

  • наличие практического опыта и заний в области анализа рынка и их сегментов

  • умение анализировать действия фирмы

  • умение прогнозировать и планировать работу организации

  • также многие личностные качества, например, целеустремленность, уверенность, компетентность, стрессоустойчивость и тд



  1. Смена парадигмы управления в России. Отличия рыночного управления от административно-командного управления

На рубеже 20-21 веков в России сменилась парадигма (господствующая модель, смена постановки и решения проблем). Пришла модель рыночного управления.Необходимость смены парадигмы-несовершенность командно-административной модели экономики. Основные положения старой парадигмы:

-централизированное управление экономикой

-прямое государственное управление предприятиями

-ограниченная хоз самостоятельность предприятия

Отличия рыночного управления от административно-командного:

1) Собственность

Адм-ком: монополия гос. собственности (96%-государству)

Рын: плюрализм собственности (50%-гос-ву)

2)Субъект управления

Адм-ком: номенклатура (узкий круг людей, допущенных к управлению) гос и партийных работников

Рын: гос.органы, частные собственники, трудовые коллективы, менеджеры

3)Организация

Адм-ком: иерархичная система управления

Рын: горизонтальные договорные связи

4)Функции

Адм-ком: приоритет распределения ресурсов и разверстка планов из центра

Рын: самоуправление основного звена и регулирование развития экономики из центра

5) Характеристика методов управления

Адм-ком: приоритет организационных и распорядит методов

Рын: приоритет экон методов

  1. Понятие и классификация принципов управления


Принципы – правила управленческого поведения. Принципы управления можно определить, как основные правида, вытекающие из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития. Ими должны руководствоваться субъекты (органы) управления в процессе управления конкретными объектами в целях обеспечения высокой эффективности управленческой деятельности. Формируются на основе законов и закономерностей управления.
Закон специализации управления: проявляется в различных видах менеджмента.
Закон интеграции: объединение специализированных управленческих действий в единый процесс
Закон экономии времени: сокращение затрат на управление 
Закон необходимого разнообразия: сложность системы управления должна соответствовать сложности окружаещей среды
Закон сочетания централизации и децентрализации
Закон демократизации 
Закон Юрид силы
Классификация принципов:
1) принципы основоположников научного менеджмента (Т. Эмерсона, Ф.Тейлора, А.Файрия)
2)современных условий
3) принципы отдельных фирм

  1. Принципы основоположников научного менеджмента (Т. Эмерона, Ф. Тейлора, А.Файоля)

Впервые термин «принципы управления» ввел Ф.Тейлор, который в 1911г. опубликовал работу под названием «Принципы научного менеджмента». На основе изучения способов выполнения работ и трудовых операций он сформулировал 4принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
-научный подход к выполнению каждого элемента работы
-научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего
-кооперация с рабочими
-разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими
Другой известный специалист в области менеджмента А.Файоль в 1916г. в книге «Общая промышленная администрация» предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал 14 принципов управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задачи выполнении функций менеджмента. При этом он относил к приоритетным два принципа- единоначалия и единства действий. 
Принципы Файоля: 
1)разделение труда(специализация работ для эффективного использования рабочей силы)
2) полномочия и ответственность ( каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы)
3) дисциплина (рабочие должны подчиняться условиям соглашения с руководством, менеджеры применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины)
4) единоначалие ( работник получает распоряжения и отчитывается только перед своим непосредственным начальником)
5) единство действий ( все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану)
6)подчиненность личных интересов (интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидумов)
7) вознаграждение персонала (получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд)
8) централизация (естественный порядок в организации, имеющий управляющий центр)
9)скалярная цепь ( неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всем уровнями иерархии)
10)порядок ( рабочее место для каждого рабочего и каждый работник на своем месте)
11) справедливость ( установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи)
12) стабильность персонала ( установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу)
13) инициатива ( поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ)
14) корпоративный дух ( гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий)
Американский исследователь Г.Эмерсон в книге “12 принципов производительности ” привел след. Управленческие принципы:
-точно поставленные цели
-здравый смысл
-компетентная консультация
-дисциплина
-справедливое отношение к персоналу
-оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет
- испетчеризация
-нормы и расписание
-нормализация условий
-нормирование операций
-написанные стандартные условия
-вознаграждение за производительный труд
Ведущими принципами Г.Эмерсон считал точно поставленные цели и здравый смысл

  1. Принципы менеджмента отдельных фирм

Принципы Форда, IBM, Мацусита Электрик.

Принципы Генри Форда: отражают культуру и личность автора.

  1. На первом месте стоит качество.

  2. Постоянное совершенствование.

  3. Участие сотрудников в деле и прибыли – наш стиль работы.

  4. Торговцы и поставщики – наши партнеры.

  5. В деле нашей социальной и общественной целостности нет компромисса. (Рассомтрение фирмы как части общества и выпонение перед обществом опрделенных обязательств)


Томас Уотсон. IBM

  1. Каждый человек заслуживает уважения.

  2. Каждый покупатель имеет права на лучшее обслуживание

  3. Добиваться совершенства во всем

«Мацусита Электрик» включает постулаты веры (установки) и этические стандарты.

Постулаты веры:

  1. Потребитель превыше всего

  2. Получение прибыли путем служения обществу

  3. Участие в управлении всех работников компании

  4. Честная конкуренция на рынке

  5. Люди впереди, т.е. превыше продуктов

Этические стандарты:

  • Справедливость и честность (Быть честным выгодно)

  • Сотрудничество и командный дух

  • Совершенствование

  • Учтивость и скромность

  • Адаптация к ситуации

  • Признательность



  1. Понятие и концепции социальных фирм

Существует 4 основные концепции социальной ответственности бизнеса:

  1. Теория корпоративного эгоизма. Считает, что единственная ответственность фирмы – это увеличение прибыли для акционеров (ответственность перед акционерами). Сформулировал Милтон Фридман: борьба с бедностью – дело государственное, а бизнес должен зарабатывать деньги и платить налоги.

  2. Теория корпоративного альтруизма. Автор: Американский Комитет по экономическому развитию. Суть: задача бизнеса – не только получение прибыли, но и повышение качества жизни граждан, сохранение окружающей среды. Т.е. нахождение баланса между получением прибыли и потребностями общества

  3. Теория разумного эгоизма. Рассматривает социальную ответственность как хороший бизнес. Обоснование: затраты на социальные цели уменьшают текущую прибыль, но обеспечивает долгосрочное развитие компании.

  4. Интегрированный подход к социальной ответственности. Предусматривает экономическую, правовую, экологическую, филантропическую (жертва не в пользу бедных) и этическую ответственность.

Экономическая ответственность – получение прибыли. Правовая – соблюдение законов, законопослушность. Экологическая – защита окружающей среды. Филантропическая – участие в различных социальных программах. Этическая – соблюдение норм морали.
Социальная ответственность – добровольная участие компании в улучшении жизни общества и защите окружающей среды.

  1. Виды социальной ответственности

Все субъекты рыночной экономики имеют свои специфические интересы, и фирма несет по отношению ко всем субъектам рыночного управления определенную ответственность.

Государство и общество в целом ожидают от экономики

  • устойчивого экономического роста,

  • цивилизованности и открытости,

  • своевременного и полного поступления в бюджет налогов,

  • сохранения окружающей среды,

  • разумной дифференциации доходов (в России 16,8, фактически 25; в Японии 2-3 раза; в США – 5-6 раз),

  • создание новых рабочих мест и поддержание занятости

Местная оʹбщина ожидает от бизнеса участие в разработке реализации программ развития территорий, оказание помощи своему городу и району.

Собственники ожидают обеспечение гарантий неприкосновенности своей собственности, роста стоимости своих акций и величины дивидендов.

Предприниматели заинтересованы в свободе занятий всеми видами деятельности, открытости и доступности рынка для всех и в свободном ценообразовании.

Менеджеры заинтересованы в сохранении и упрочнении своего статуса (служебного положения), в повышении эффективности бизнеса и высоком уровне оплаты своего труда.

Работники трудовых коллективов ожидают справедливой и достаточной оплаты труда, хороших условий, безопасности труда, повышения классификации, участия в управлении.

  1. Этика менеджмента

Этика менеджмента – наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения менеджеров и подчиненных. В фокусе ее внимания – цели и средства, используемые для их достижения теми и другими.

Прежде всего, менеджер выполняет воспитательную роль:

1)он служит примером отношения к своим служебным обязанностям (он в центре внимания, этические нарушения с его стороны служат дурным примером в большей степени, чем других).

2)менеджер своими этичными действиями в течение некоторого времени формирует комплекс моральных устоев окружающих его людей: подчиненных, потребителей, поставщиков и даже конкурентов.

Этичность действий работников определяется 2 группами рисков:

1)комплекс этических устоев, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что есть добро и что есть зло, т.е. свой собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу он не выполнял.

2)требования, которые приданы человеку извне: это м.б.этический кодес организации, где человек работает, правила внутреннего распорядка, устные требования менеджера более высокого уровня.

Этика играет роль своеобразного фильтра при реализации методов, стиля управления, при создании структуры управления, при принятии решений. Этика – это принципы, определяющие правильное поведение от неправильного.

Более частным понятием является этикет. Особое внимание уделяется деловому этикету. Нарушение особых норм поведения может навредить репутации, также в менеджменте такие ошибки могут стоить больших денег и даже карьеры.

В наст.время происходит демократизация этики. Но в любом случае менеджеру важно владеть правилами этикета, т.к. служебный этикет регламентирует поведение людей и при личных контактах в текущей работе – разговорах по телефону, в деловой переписке, на совещаниях, и при проведении различных официальных мероприятий – приемов, презентаций и т.п. Менеджеру необходимо владеть и правилами речевого этикета: обращения; приветствия, знакомства, приглашения; просьбы, совета, предложения и приказа; согласия и несогласия; комплимента, одобрения, неодобрения и упрека; поздравления и пожелания, благодарности, вопроса и ответа и др.

Существует этический кодекс менеджера. Чтобы добиться успеха, цивилизованный менеджер, предприниматель:

  • убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества, для государства;

  • исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовывать себя вместе с предпринимателем;

  • верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;

  • признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

  • уважает себя как личность, а любую личность – как себя;

  • уважает любую собственность, гос. власть, общественные движения, социальный порядок, законы;

  • доверяет другим, уважает профессионализм и компетентность;

  • ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, уважает экологию;

  • стремится к нововведениям;

  • является гуманистом.



  1. Кодекс корпоративного поведения

В наст.время в большинстве стран мира распространены корпоративные кодексы, т.е. стандарты, которым действуют отдельны фирмы, и профессиональные кодексы., т.е. правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли. Корпоративный кодекс составляется исходя из целей компании, учитывает специфику сферы ее деятельности.

В начале кодекса формируется миссия, предназначение, зачем фирма существует. Затем формируются ценности:

верность слову, выполнение всех финансовых и других обязательств, отказ от использования корпоративной собственности в личных целях, действие только в интересах корпорации, обязательства возместить ущерб от допущенных упущений, забота об общине, районе, где расположена корпорация, забота о высоком качестве продукции и услуг, поддержание высокого имиджа корпорации, прописывается отказ от откупа в получении подарков, под особым вниманием прописываются требования к персоналу (профессионализм, честность, требования к внешнему виду среди основ корпоративного стиля).

Большое внимание уделяется взаимоотношениям с сотрудниками фирмы (доверие, корпоративная солидарность, доброжелательность..). Компания должна стремиться создать такие условия, которые побуждали бы всех сотрудников раскрывать свои способности и таланты, обеспечивать справедливое вознаграждение, хорошие условия труда и возможности для индивидуального профессионального роста (возможно обучение персонала, повышение его квалификации).

В кодексах некоторых фирм выделяется специальный раздел «Отношение к здоровью персонала», отношение к вредным привычкам.

Могут также в кодексе быть оговорены взаимоотношения с конкурентами (принципы честности и взаимного уважения, поиск компромиссов).

Нарушение корпоративного кодекса может вести к наложению дисциплинарных взысканий вплоть до отстранения от работы.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    перейти в каталог файлов


связь с админом