Главная страница
qrcode

Менеджмент. Вопросы к экзамену по менеджменту


НазваниеВопросы к экзамену по менеджменту
АнкорМенеджмент.docx
Дата13.10.2017
Размер0.71 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМенеджмент.docx
ТипВопросы к экзамену
#42580
страница3 из 10
Каталогtutuchan

С этим файлом связано 33 файл(ов). Среди них: Бухучет. Памятка по счетам и основам.doc, BUKhUChET_Ekzamen_AST.pdf, Менеджмент.docx, ДКОиМП (без ответов).doc, ДКОиМП.docx, Теория игр. Теория к экзамену.docx, Оценка собственности (полная версия).doc, МАКРА. Теория к экзамену.doc, Оценка собственности (сокр.вариант).doc и ещё 23 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Национальные особенности корпоративного поведения

Необходимо не только соблюдать элементарные правила делового этикета, но и вести себя в соответствии с обычаями той страны, с которой устанавливается контакт.

Американский стиль поведения: в деловых отношениях: вникают в детали (очень дотошные), внешне демонстрируют открытость (энергичность, спортивность, дружелюбны, проявляют хороший настрой), в переговорах напористы, настойчивы, любят торговаться, прямолинейны. Очень конкурентные (в Америке издавна воспитывался практицизм). Работа – это успех, а время – деньги. Пунктуальны. Их цель – сделать как можно больше денег в как можно более короткие сроки, используя для этого упорный труд и власть. Индивидуалисты. Идут на риск, но при этом имеют четкий финансовый план, которого придерживаются. Необходимо фиксировать внимание на целях партнера и на вашей помощи в достижении этих целей.

Английский стиль: в отношениях сдержаны, замкнуты, невозмутимы, не любят много говорящих, ценят титулы и звания, ценят юмор, в одежде придерживаются строгих правил, настойчивы в достижении поставленных целей. Сильнейшая черта англичан – чувство справедливости. Англичане очень наблюдательны, хорошие психологи. Необходимо постараться расположить к себе англ.партнера

Французский стиль: высоко ценят свой язык, не терпят его искажения, внешне учтивы, вежливы, подчеркивают свою независимость (особенно от американцев), решения принимают заранее и жестко отстаивают свои позиции, но переговоры любят вести в ресторане (за обедом). Несмотря на свою эмоциональность, для них важны аргументы, подкрепленные фактами и анализом, обоснованными данными.

Немецкий стиль: проявляют организованность, расчетливость, педантичность. В переговорах сдержаны, т.е. не проявляют эмоций, почтительно относятся к начальству, подарки не приняты, семейные связи. Очень пунктуальны. Привержены к титулам, важно еще до начала переговоров уточнить все титулы условных партнеров.

Японский стиль (восточный): очень чувствительны к общественному мнению, в отношениях пунктуальны, церемонны, шутки в рабочее время недопустимы, могут долго молчать (при этом кивают головой, но это не означает согласия, означает, что он тебя понял), не терпят, когда их перебивают, ценят статус, принято в отношениях деление на старших и младших. Вообще знакомство с представителями японского бизнеса начинается с обязательного обмена визитными карточками. Избегать рукопожатий – предпочитают поклон. Нужно японцам показывать, что вы доброжелательны, практичны, искренни, отзывчивы, общительны – им так этого не хватает!!!!!;)

  1. Происхождение профессионального менеджмента

Возникновение профессионального менеджмента относится к концу 19 века и связано с рядом факторов, в первую очередь, с промышленным переворотом

1 фактор Промышленный переворот (изобретение машин) привел к повышению органического состояния капитала (отношение стоимости машин и оборудования к стоимости рабочей силы). (С к V) Возросли требования к управлению, собственники и предприниматели не справлялись с возрастающими трудностями управления.

В этой связи впервые появились представления о менеджменте: им должны заниматься инженеры, получившие экономическую подготовку. Одним из первых поставил вопрос о формировании научного м. – Таун (американский инженер).

Такая установка сохранилась в Японии. Вот почему японская техника лучше американской. В США отказались от этой установки и готовят менеджеров на базе экономического образования. Среди американских менеджеров преобладают экономисты и юристы.

2 фактор образования научного менеджера: появилось большое количество субъектов рынка, что привело к росту конкуренции, возникла необходимость овладения методами конкурентной борьбы (наступательная конкуренция, оборонительная и т.д.)

появись крупные предприятия, конец 19 века, с большим количеством людей, появилась задача эффективной организации деятельности персонала (необходимость управления персонала как самостоятельная профессиональная функция).

3 фактор. В конце 19 века появились корпорации, т.е. юридические лица. Корпорации возникали как акционерные общества, а акционеры в силу своей многочисленности оказались не в состоянии оперативно управлять предприятиями.

4 фактор. С появлением акционерных обществ возникла новая функция – управление акционерным капиталом (дивидендная политика) и контроль за использованием прибыли.

  1. Школа научной организации управления

Становление и развитие школы – ХХв. Родоначальник – Ф. Тейлор- американский инженер. Тейлор решал проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Его учение – основной теоретический источник современного менеджмента. Основные работы Тейлора: «Сделочная система», «Цеховой менеджмент», «Принципы научного менеджмента». Русские представители школы: А.А. Богданов, А.К. Гастев.

Характерные черты школы н. а. у.

1)Использование научного анализа для определения лучшего способа решения хоз. задач;

2)целенаправленный отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, их обучение;

3)равномерное и справедливое распределение обязанностей между работниками и менеджерами;

4)обеспечение работников ресурсами;

5)применение материального стимулирования

Основная заслуга школы: управление стало признаваться самостоятельной областью научных исследований

  1. Школа административного управления

1920-1950, наибольший вклад в развитие классической школы управления внес Анри Файоль. Цель административного управления – создание универсальных принципов управления. Принципы затрагивали 2 аспекта

- определение лучшего способа разделения организации на подразделения(финансы, производство, маркетинг) в целях выявления основных функций управления

- предложение принципов построения структуры организации и управления работниками(принципы единоначалия, полномочие и ответственность, стабильность рабочего места и др.)

14 принципов упр-я А. Файоля:

1)разделение труда, 2)полномочие и ответственность (каждому работнику должны быть делегированы полномочия достаточные для того чтобы нести ответственность за выполнение работы), 3)дисциплина, 4)единоначалие , 5)единство действий (все действия имеющие одинаковую цель должны объединятся в группы и осуществляется по единому плану), 6).подчиненность личных интересов общим, 7)вознаграждение персонала, 8)централизация (естественный порядок организации имеющий управляющий центр), 9)цепи взаимодействия (неразрывная цепь команд по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между уровнями иерархии), 10)порядок, 11)справедливость, 12)стабильность персонала, 13)инициатива (поощрение работников к выработке творческих инновационных суждений и предложений), 14. корпоративный дух

Недостаток школы: не учитывается человеческий фактор или социальные аспекты управления

Главный вклад А. Файоля: считал, что управление – универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций планирования и организации

  1. Школа человеческих отношений

Представители Мэйо, Фоллет, Мак Грегор

Если руководство повышает заботу о работниках, то возрастает уровень удовлетворенности работников, следовательно растёт производительность Человеческий фактор- важнейший (из 3-х люди, финансы, техника), только умение общаться с людьми обеспечивает успех в условиях конкуренции.

Мэйо - «Хоторнский эксперименты»- менял условия труды, вывод – на производительность труда влияют не только условия труда, но и возможность работника самому изменять их.

Основные факторы, влияющие на эффективность

  1. дружеские отношения в коллективе

  2. внимание руководителя к подчинённым

  3. наличие групповых норм поведения

  4. осведомлённость кол-ва о деятельности коллектива

  5. удовлетворенность трудом

Мак Грегор: теория «X и Y», люди делятся на X – испытывают отвращение к труду, надо применять принуждение, Y – трудоголики, надо поощрять

Оучи: теория Z фирма рассматривается как семья, руководитель-отец заботится, может наказать; подчинённые - дети, добросовестно трудятся

  1. Вклад Российских ученых в формирование научных школ управления

Заметный вклад российских учёных и практиков в совершенствование системы управления экономикой. Наиболее интересны советский и постсоветский периоды.

Формирование отечественной науки управления 20-е годы, два направления в НОТ (научной организации труда)

I Гастев, «русский Тейлор», основная цель НОТ – максимальный рост произ-сти труда при «сохранении здоровья человека», концепция «трудовых установок», концепция «узкой базы»

II Богданов все виды управления имеют общие черты, общие организационные принципы и законы должны изучаться новой всеобщей организационной наукой (тектологией)

Идея необходимости системного подхода к изучению организации

Сформулировал общие законы e. g. «закон наименьших», принципы коллективной работы

Отход от механистического рационализма тейлоризма эволюционной направленности

Ерманский – российская школа научного управления, теория рациональной организации труда, понятии психофизического оптимизма, три принципа рационализации

Богданов, Витке Гастев, Керженцев, Амосов, Ерманский, Розмирович

Обоснование принципов управления производством с учетом особенностей социалистической системы хозяйствованияэж исследование законов и закономерностей управления социалистическим производством

Кон 1950-х- 1960 возрождение нотовского движения, современная формулировка НОТ, выделение основных функций НОТ, рождение экономической кибернетики (Берг, Глушков)

1965-1985 – несколько научных управленческих школ, школа Москолсвого инженерно-экономического института

Выход ряда монографий по проблемам управления, разработка теории оптимального функционирования экономики

  1. Ситуационный подход в менеджменте

Возник в 60-е гг XX в.

Большой вклад в теорию управления, возможность прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям, не набор предписываемых рекомендаций, а скорее способ мышления,

Основная идея – универсальных решений нет

1. Руководитель должен знать методы управления

2. Необходимо учитывать сильные и слабые стороны каждого метода

3. Необходимо уметь выделять наиболее значимые факторы ситуации

4, Умение максимизировать полезные результаты деятельности и минимизировать недостатки.

Джоан Вудворд, анализ ситуации по следующим хар-кам

1) размер и стр-ра фирмы

2) миссия фирмы во внешней среде

3) методы управления

4) скорость инноваций

5) хар-ка персонала

Ситуационный подход используется при подборе кадров, построении структуры управления, принятии решений

  1. Системный подход в менеджменте

На Западе основоположник системного подхода – Людвиг фон Берталанфи. В 1968 г. опубликовал книгу «Общая теория систем». В России в начале 20 века русский ученый Александр Александрович Богданов. Книга «Всеобщая организационная наука», где сформулировал основные положения системного подхода:

  1. Определил соотношение системы и элемента (как части системы) (ввел понятия)

  2. Доказал, что организационное целое больше, чем сумма его частей. Возникает синергия – новая сила, возникающая в результате объединения (пример: веник нельзя сломать, а отдельно можно)

  3. Сформулировал понятие обратной связи (реакция объекта на воздействие субъекта)

  4. Сформулировал закон наименьших величин. Согласно закону, прочность системы определяется наиболее слабым звеном.

Идеи Богданова не получили поддержку в советской России, т.е. не были связаны с классовой борьбой.

Современное понимание системы сводится к следующим положениям

  1. Система – это комплекс элементов, связанных в единое целое (предлагает все рассматривать вов заимосвязи)

  2. Система находится в единстве с окружающей средой и реагирует на ее изменение

  1. Опережает (упреждающее)

  2. Система реагирует одновременно с изменением окружающей среды

  3. Система запаздывает с реакцией на изменение окружающей среды

  1. Система имеет внутренние и внешние связи


На выходе

Связи на входе



Внутренние связи (прямая и обратная)



  1. Система делится на подсистемы и элементы

  2. Системам присуще изменение


Используется при принятии решений и при построении структуры управления

  1. Тенденции развития менеджмента

  1. Глобализация. Проявляется в формировании ТНК, глобальной конкуренции и стратегических союзов.

Стратегический союзник – тот, кто дополняет

2) В 21 веке менеджмент становится главным ресурсом развития.

3) Происходит нарастание неопределенности развития. Источник неопределенности заложен в нестабильности социальных систем. Уровень неопределенности может быть снижен путем прогнозирования (оптимистический, пессимистический, средний)

4) Повышается роль гибкости и приспособляемости (уметь срабатываться с командой)

5) Формируется новая организационная культура (система ценностей и правил деятельности) (новая основывается на творчестве, компромиссе, самоопределении, сотрудничестве, децентрализации (демократизации))

  1. Формируется новый тип менеджера, ответственного не только за узкую функцию, а за весь процесс создания стоимости, т.е. за общий результат

Развивается управление на основе лидера. Признаки лидера: квалификация, благоприятные человеческие качества, образование, культура, умение использовать социальные и психологические методы. Лидер в отличие от администратора действует не приказом, а убеждением

  1. Понятие и основные черты организации. Законы развития организации

Понятие организации употребляется в двух смыслах.

Первый – как объект управления и второй - как субъект. У нас сейчас первый. Организация как объект – коллектив людей, объединенных общей целью, трудовым процессом и ответственностью. Организация позволяет получить синергетический эффект (объединение людей в организацию дает дополнительную эффективность)

Характерные черты современных организаций

1 . Цель – желаемое состояние объекта управления

2. Ресурсы – каждая организация обладает определенными ресурсами (капитал, материалы, технология, информация, люди)

Капитал – все, что способно приносить доход. Затраты должны приносить доход

Технологии – способы преобразования предметов труда в продукты

3. Зависимость от внешней среды – влияние внешней среды на организацию

4. Организация имеет организационную структуру

5. Организация обладает определенными устойчивыми свойствами

6. Организациям присущи изменения

Законы: организации развиваются по определенным законам:

  1. Синергии – выражает повышение эффективности за счет объединения

  2. Закон самосохранения – поддержание внутренних взаимосвязей (единства системы)

Методы самосохранения: экономия, создание резервов, реорганизация, страхование


  1. рост
    Закон смены фаз жизненного цикла




4

3




5



2

1

время


Первая (1) – зарождение. На этой фазе – освоение продукции, реклама.

Вторая (2) – рост; снижаются издержки, растет прибыль

Третья (3) – зрелость; расширяется ассортимент

Четвертая (4) – стагнация; решается вопрос выхода на новые рынки и реклама подключается

Пятая (5) – спад; снижение цены, обновление продукции
Лучше всего устраивается на работу на стадии развития, роста (надежнее).

  1. Закон пропорциональности – подержание определенного соотношения между элементами организации, Предусматривает пропорциональность между ресурсами и результатами, полномочиями и ответственностью

  2. Закон упорядоченности (снижения неопределенности, энтропия). Пример: закон единства анализа и синтеза – единство создания и ликвидации организации или реорганизации; дифференциации и интеграции


  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    перейти в каталог файлов


связь с админом